Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные и прилагательные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пеностекло;
- шлакоблок;
- звукорежиссёр;
- хлебозавод;
- буревестник;
- юго-восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Определение
Аббревиатура (ит. abbreviatura < лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мина, метать → миномёт → минометчик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
пар, ходить → пароход → пароходство
железо, бетон → железобетон → железобетонный
сад, водить → садовод → садоводческий
первый, открыватель → первооткрыватель → первооткрывательница
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
земля, проходить → землепроходец
рука, плескать → рукоплескание
левый, берег → левобережный
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- много — мало;
- высоко — низко;
- далеко — близко;
- быстро — медленно;
- легко — трудно;
- выше — ниже;
и пр.
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видео «Способы образования слов. Сложение основ»
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 49
Примеры сложных слов
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 88.
Обновлено 9 Октября, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 88.
Обновлено 9 Октября, 2022
Сложение — один из самых продуктивных способов образования новых слов в русском языке. Правила, по которым образуются сложные слова, очень разнообразны. Сложные слова могут состоять из целых слов, образовавших смысловое и грамматическое единство, и из начальных букв или звуков слов. Сложные слова имеют собственное лексическое значение и грамматические особенности.
Способы образования сложных слов в русском языке, сложные слова, примеры
- Сложение целых слов без соединительной гласной.
Иссиня-чёрный, плащ-палатка, горе-злосчастье, диван-кровать, ковёр-самолёт, генерал-лейтенант, машинно-тракторный, кафе-бар, киловатт-час, школа-интернат, северо-восток, Петропавловск-Камчатский.
Род таких сложных слов определяют по первому слову, если обе части изменяемые. С первым словом согласуют определения и сказуемые в предложении. Плетёное кресло-качалка стояло на веранде. Если одна из частей не изменяется, род существительного определяется по изменяемому слову. Новый спа-салон расширил спектр услуг.
- Сложение основ при помощи соединительное гласной.
Пешеход, нефтеносный, очевидно, стометровый, девяностолетний, грязеводолечебница, путепровод, водонепроницаемый, бронебойный, скалолаз, Верхнеуральск, Нижнекамск, дальневосточный, мореход, зверолов, солнцезащитный, благодарность, душеспасительный, босоногий.
Иногда вместо соединительной гласной выступает окончание первого слова. Так произошло в словах: себялюбивый, сорокаведёрный, двумястами, трёхметровый, сумасшедший. А если первая часть сложного слова является неизменяемым словом, то гласные О или Е, на которые оно заканчивается, не считаются соединительными: кинотеатр, кофемолка.
- Сложение части основы и целого слова.
Детсад, ветврач, стенгазета, спортзал, промзона, медпункт, роддом, спецодежда, военврач, замминистра, сухпаёк, допзапас, комроты, госзакупки, сельхозтехника.
- Соединение частей основ.
Местком, главред, завхоз, худрук, главком, зампред, спецкор, ликбез, , новояз, комбат, морпех, самиздат.
- Аббревиация (сложение начальных букв или звуков слов, которые входят в словосочетание, являющееся названием организации, административного органа, учреждения и пр.). Аббревиатуры позволяют кратко назвать объект, название которого является словосочетанием.
ЛДПР, ФСБ, ФИО, РФ, МГИМО, загс, ОГПУ, МВД, нэп, МХАТ, гэс, лэп, ОБЖ, загс, вуз.
Слова-аббревиатуры, их грамматические признаки
Слова-аббревиатуры получили широкое распространение с начала прошлого века. Их значение складывается из значений слов, которые входят в словосочетание, подвергшееся аббревиации. Род и число определяется по главному слову в словосочетании. ООН женского рода, поскольку это организация (ООН предприняла…). ВМФ — мужского, это флот (ВМФ направил свои суда…). У аббревиатуры США нет рода, поскольку главное слово в этом сочетании (штаты), стоит в форме множественного числа. (США объявили…). Среди аббревиатур очень мало склоняемых слов. В основном это те, которые образованы сложением звуков: вуз — учиться в вузе, загс — возле загса.
Что мы узнали?
Примеры способов образования сложных слов очень разнообразны. Сложные слова образуются из простых и сложных словосочетаний (5 класс — пятиклассник, отдел внутренних дел — ОВД), из целых слов (прядильно-ткацкий) и из частей их основ (луноход, сухофрукт, минфин, ООН).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Мариаме Арзуманян
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 88.
А какая ваша оценка?
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан,
- физик-ядерщик,
- грусть-тоска,
- друзья-приятели,
б) с соединительной гласной
- пеностекло,
- шлакоблок,
- звукорежиссёр,
- хлебозавод,
- буревестник,
- юго-восток,
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом,
- заместитель декана → замдекана,
- танцевальный зал → танцзал,
- ветеринарный врач → ветврач,
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак,
- заведующий гаражом → завгар,
- городской отдел здравоохранения → горздрав,
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
5. сложение начальных звуков слов
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Аббревиатура (ит. abbreviatura <, лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мина, метать → миномёт → минометчик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар, ходить → пароход → пароходство,
- железо, бетон → железобетон → железобетонный,
- сад, водить → садовод → садоводческий,
- первый, открыватель → первооткрыватель → первооткрывательница.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
белый снег → белоснежный.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земля, проходить → землепроходец,
- рука, плескать → рукоплескание,
- левый, берег → левобережный.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного,
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд,
- низко, летящий → низколетящий самолёт,
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе,
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- много — мало,
- высоко — низко,
- далеко — близко,
- быстро — медленно,
- легко — трудно,
- выше — ниже,
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Сложение части слова с целым словом Например физкультура, драмкружок?
Сложение части слова с целым словом Например физкультура, драмкружок.
Ответить на вопрос
Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.
Ответы (1)
Yuliyadubrovina 11 мар. 2019 г., 15:36:41
Стенгазета, полдыни, турпоход, медкабинет,
Hahaha 4 авг. 2019 г., 05:31:47 | 5 — 9 классы
Преложение на слово физкультура?
Преложение на слово физкультура.
Darindanil 22 янв. 2019 г., 09:20:23 | 5 — 9 классы
Назовите пожалуйста пример сложение части слова с целым словом?
Назовите пожалуйста пример сложение части слова с целым словом.
Lalotral 16 дек. 2019 г., 18:04:14 | 5 — 9 классы
Помогите пожалуйста очеень нужно : )напишите слова :1?
Помогите пожалуйста очеень нужно : )
Сложение двух целых слов.
Например : ракета — носитель или лётчик — космонавт
Сложение части слова с целым словом.
Например физкультура или драмкружок
Сложение полных основ с помощью соединительных гласных О , Е.
Например верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
4 Сложение сокращённых основ.
Например профком, ТЮЗ, вуз.
Max193 1 янв. 2019 г., 05:34:16 | 1 — 4 классы
Запиши слова в два столбика 1) существительные, образованны сложением целых слов без соединительные гласных 2) существительные , образованные сложением с соединительные гласными?
Запиши слова в два столбика 1) существительные, образованны сложением целых слов без соединительные гласных 2) существительные , образованные сложением с соединительные гласными.
Дашаicq210853950 29 мар. 2019 г., 01:11:23 | 5 — 9 классы
Дополните списки слов 3 — 4 примерами каждого способа образования сложных слов?
Дополните списки слов 3 — 4 примерами каждого способа образования сложных слов.
Сложение двух целых слов : ракета — носитель, летчик — космонавт.
Сложение частислова с целым словом : физкультура драмкружок.
Сложение полных основ с помощью соединительной гласной о, е : верхолаз полевод черноглазый ракетоноситель.
Сложение сокращенных основ : профком ПДД вуз.
Bollevarr 24 февр. 2019 г., 19:46:10 | 5 — 9 классы
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов?
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов.
Сложение двух целых слов : ракета — носитель, летчик — космонавт.
Сложение части слова с целым словом : физкультура драмкружок.
Сложение полных основ с помощью соединительной гласной о, е : верхолаз полевод черноглазый ракетоноситель.
Сложение сокращенных основ : профком ПДД вуз.
Allahsnami 13 янв. 2019 г., 04:51:26 | 5 — 9 классы
Сложение двух целых слов примеры?
Сложение двух целых слов примеры.
Anehka24 28 нояб. 2019 г., 01:26:37 | 5 — 9 классы
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов : 1?
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов : 1.
Сложение двух целых слов : ракета — носитель, летчик — космонавт.
2. Сложение части слова с целым словом : физкультура, драмкружок.
3. Сложение полных основ с помощью соединительной гласной о, е : верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
4. Сложение сокращенных основ : профком, ПДД, вуз.
Kate5597 11 февр. 2019 г., 15:56:54 | 5 — 9 классы
Подберите по 2 — 3примера существительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов?
Подберите по 2 — 3примера существительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов.
Вот те способы к которым надо подобрать слова : приставочный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный, сложение(основ слов или целых слов), сложение сокращенных слов и переход одной части речи в другую.
Stepan14 22 авг. 2019 г., 00:24:35 | 5 — 9 классы
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов?
Дополните списки слов 2 — 3 примерами каждого способа образования сложных слов.
Сложение двух целых слов : ракета — носитель, летчик — космонавт.
Сложение части слова с целым словом : физкультура драмкружок.
Сложение полных основ с помощью соединительной гласной о, е : верхолаз полевод черноглазый ракетоноситель.
Сложение сокращенных основ : профком ПДД вуз.
Вы открыли страницу вопроса Сложение части слова с целым словом Например физкультура, драмкружок?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
Последние ответы
Артём1442 22 сент. 2021 г., 23:18:18
Я прочитал рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» . Я думаю, что учительница поступила героически. Ей пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке перед всей школой за то, что он играет в..
Lenakomar2106 22 сент. 2021 г., 23:18:07
Пишется нешироко, первый ответ.
Ростик1999азаза 22 сент. 2021 г., 23:18:01
1) нешироко (можно заменить синонимом без НЕ — узко) 2) не очень ( с наречиями меры и степени — раздельно) 3) не высоко, а низко (есть противопоставление — раздельно) 4) вовсе не скоро( в сочетаниях вовсе не, отнюдь не и др — раздельно). Ответ : 1.
Ррррррррр6 22 сент. 2021 г., 23:17:37
Красил(что? )крышу(1скл. , В. п. ) подошёл(к чему? )к насыпи(3скл. , Д. п. ) рад(чему? )встрече(1скл. , Д. п. ) жили(в чём? )в деревне(1скл. , П. п. ) вела(от кого? ) от рощи(1скл. , Р. п. ) корм(для кого? )для лошадки(1скл. , Р. п. ..
Alyonka20003 22 сент. 2021 г., 23:15:27
Слово «побежит» — это Будущее время.
Альбина1234 22 сент. 2021 г., 23:15:24
Побежит (что сделает? ) — будущее время.
Араиоа 22 сент. 2021 г., 23:11:56
1) в — приставка, начал — корень, е — суффикс 2) со — приставка, хран — корень, и, л, — суффиксы, о — окончание, сь — частица 3) о — приставка, лиц — корень, твор — корень, я — суффикс, ющ — суффикс , их — окончание 4) не — приставка, при — приставка..
Ulia20023 22 сент. 2021 г., 23:06:20
Мальчик — подлежащее, выражено сущ. В Им. П. Заплакал — сказуемое, выражено глаголом прошедшего времени Упавший — определение, выражено причастием Им. П. ( Повеств. , невоскл. , прост. , двусост. , распр. , неосл. , полное).
IsLammik 22 сент. 2021 г., 23:06:15
Упавший мальчик заплакал. Упавший — определение Мальчик — подлежайшее Заплакал — сказуемое. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, неосложнённое, двусоставное).
Lubovsin0090саша 22 сент. 2021 г., 23:02:51
ВОТ — Лучами ча ща пиши с буквой а, роща ча ща пиши с буквой а, свежий жи ши пиши с буквой и, качает ча ща пиши с буквой а, камыши жи ши пиши с буквой и, речки ЧК чн пишется без мягкого знака, шуршит жи ши пиши с буквой и, ёжик жи ши пиши с буквой и.
© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
источники:
https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/slozhenie-kak-sposob-slovoobrazovaniya-primery.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4286812_slozenie-casti-slova-s-celym-slovom/
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пеностекло;
- шлакоблок;
- звукорежиссёр;
- хлебозавод;
- буревестник;
- юго-восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный фельдшер → ветфельдшер;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства →ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Аббревиатура (ит. abbreviatura < лат. brevis «краткий») — это сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков и частей слов.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мина, метать → миномёт → минометчик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар, ходить → пароход → пароходство;
- железо, бетон → железобетон → железобетонный;
- сад, водить → садовод → садоводческий;
- первый, открыватель → первооткрыватель → первооткрывательница.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
белый снег → белоснежный.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земля, проходить → землепроходец;
- рука, плескать → рукоплескание;
- левый, берег → левобережный.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- много — мало;
- высоко — низко;
- далеко — близко;
- быстро — медленно;
- легко — трудно;
- выше — ниже;
и пр.
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Содержание
- Словообразование сложных существительных
- Слитное написание сложных существительных
- Дефисное написание сложных существительных
В предложенном примере выделены сложные существительные:
В снаряжение пехотинца входит плащ-палатка и вещмешок.
Выделенные имена существительные (ИС) образованы из двух слов. Но пишутся по-разному. Как разобраться, когда ставить дефис, а когда писать слитно? Что влияет на правописание сложных слов? Только ли из-за трудности выбора – через дефис или слитно – такие ИС называются сложными словами?
Ищем ответы на вопросы.
Словообразование сложных существительных
Сложными ИС называют те, что образованы сложением слов, их основ или частей, а иногда только букв:
- юбка + шорты = юбка-шорты (два целых слова);
- лес + степь = лесостепь, вода + грязь + лечебница = водогрязелечебница (целые основы + соединительная гласная);
- вагон + строить + -тель = вагоностроитель (сложение основ + суффикс, сложно-суффиксальный способ);
- заместитель + директор = замдиректора (часть и целая основа);
- городской + отдел + народного + образования = гороно (часть основы и начальные буквы слов);
- среднее + специальное + учебное + заведение = ссуз (только начальные буквы).
Все способы образования, кроме первых трех пунктов, дают сложносокращенные слова. То есть слова, образованные сложением сокращенных основ, даже если одна из частей – это целая основа.
К сложным относят и те слова в русском языке, для образования которых использованы заимствованные приставки (экс-, супер-, контр-, архи-, гипер- и др.) или корни (авиа-, теле-, гидро-, видео-, электро- и др.).
Именно от способа образования зависит, слитно писать сложные ИС или через дефис.
Слитное написание сложных существительных
Слитно пишут:
- Сложносокращенные слова: спортинвентарь (спортивный инвентарь), запчасть (запасная часть), втуз (высшее техническое учебное заведение). Если первая сокращенная часть в контексте отделяется от второй основы прилагательным, то после сокращения ставят точку: зам. главного редактора.
- ИС с соединительной гласной: велогонщик, водоканал, землемер.
- Существительные с первой частью – иноязычным корнем: авианосец, видеоролик, фотосессия.
В настоящее время список иноязычных корней активно пополняется: видеоканал, инфоцентр. - Слова с иноязычными приставками, если после приставки стоит строчная (маленькая) буква:
– Антифашист
– Архиважность
– Гиперусилитель
– Интерактивность
– Инфразвук
– Контригра
– Панамериканизм
– Псевдоромантик
– Субтропики
– Суперидея
– Транскорпорация
– Ультразвук
– Экстраординарность
Но перед прописной (большой) буквой ставится дефис: Пан-Азия.
Слова контр-адмирал, экстра-класс – всегда через дефис. - Если первая часть – числительное: пятилетка, трехдюймовка, двуличность.
- Если ИС начинается с полу- и полутора- : полумеры, полуправда, полутораметровка; четверть- : четвертьфиналист.
- Если слово начинается с пол, после которого идет строчная согласная, кроме Л: полвека, полдюжины. Если между частями слова стоит прилагательное, то пишут раздельно: пол чертовой дюжины, пол яблоневого сада.
- Сложные ИС с первой частью – глаголом в повелительной форме: вертихвостка. НО перекати-поле.
- Существительные, начинающиеся с основы борт- : бортоператор.
- Название географических пунктов с -град,– город в конце или измерительных приборов, заканчивающихся на -метр: Кировоград, Ужгород, вольтметр.
- Если образованное от слова с дефисом ИС называет людей: пуэрториканец, хотя Пуэрто-Рико
Дефисное написание сложных существительных
Обязательна постановка дефиса в ИС:
- Образованных сложением двух целых слов, в которых обе части склоняются или только вторая: у дивана-кровати, при купле-продаже, с генерал-лейтенантом, под кран-балкой.
- Называющих единицы измерения или научные термины: сто киловатт-часов, три человеко-дня, пять машино-смен, гамма-излучение. Не подчиняются правилу трудодни и трудочасы.
- Обозначающих стороны света: северо-восток, зюйд-ост.
- Если это название города или растения сложенное из двух и более слов, среди которых служебные части речи: Франкфурт-на-Майне, Комсомольск-на-Амуре, Иван-да-Марья, мать-и-мачеха.
- Имена собственные: Мамин-Сибиряк, Усть-Илимск, Нью-Йорк.
- Слова, начинающиеся на заимствованные элементы:
– Обер-полицмейстер
– Унтер-офицер
– Лейб-гвардеец
– Макси – (миди-, мини-) юбка
– Штаб-квартира
– Вице-адмирал
– Экс-губернатор
– Пресс-атташе
Слитно пишут слова, начинающиеся с БЛОК-: блокпост. - После ПОЛ дефис необходим, если само слово начинается с гласной (пол-инжира, пол-ананаса), с прописной (пол-Европы, пол-Архангельска), с согласной Л (пол-ломтика, пол-литра).
- Образованные из двух полных слов, в первом из которых содержится оценка: горе-ученик, гром-баба.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сложение основ
Сложение основ – это способ словообразования от двух и более основ. В большинстве случаев в сложении основ принимает участие соединительный гласный (наиболее употребительными являются [о] и [э]), а также наблюдается фиксированный порядок слов: лес-о-степь, засух-о-устойчив-ый. Сложные слова характеризуется единым словесным ударением. Иногда сложение основ происходит без интерфикса: Новгород. В целом значение сложного слова складывается из значений его составляющих: лесозаготовка – это заготовка леса и так далее.
Среди сложных слов есть и те, значение которых не равно сумме составляющих, такие слова нельзя интерпретировать исходя из значений их компонентов: первоистоник, самопроверка, вертолет.
При сложении основ важную роль играет морфологическая природа первого компонента, в качестве которого могут выступать:
-
существительные с усеченной производящей основой: энергоснабжение;
-
прилагательные с полной производящей основой: сухофрукты;
-
прилагательные с усеченной производящей основой: телерепортаж;
-
связанные компоненты интернационального характера (которые не употребляются как самостоятельные слова, но и не являются сокращениями слов и не могут классифицироваться как аффиксы): аэрофлот, неореализм.
Немоногичсленны глаголы, образованные сложением основ: самоопределяться, взаимодействовать, злоупотреблять.
Сложение основ может сопровождаться суффиксацией, такой способ часто называют сложносуффиксальным: мореплаватель, жизнелюбец. Для отграничения сложения основ от сложносуффиксального способа можно использовать следующие операции: мысленно отбросить суффикс и (затем, отдельно) первый компонент слова, и, если слова не получится, мы имеем дело со сложносуффиксальным способом.
В ряде случаев сложение основ сопровождается нулевой суффиксацией: книголюб, маслодел. Отмечают и возможность параллельного образования слов с нулевым суффиксом и с материализованным суффиксом: узколистый и узколистный.
В русском языке также отмечаются слова, которые образованы от двух мотивированных, но пишутся через дефис: диван-кровать, вагон-ресторан, что свидетельствует о недавнем образовании этих слов. Некоторые исследователи не относят такие слова к представителям сложения основ, а называют составными.
Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
— безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);
— соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
— измельчить — мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);
— непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»). НО:
постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:
— белизна — бел(ый);
— поручение — поруч(ить);
— уходящий — уход(ить).
Помните:
Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
— причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный — жар(ить);
— деепричастия: играя — игра(ть); прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся;
— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);
— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(ть); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — заклин(ать); испытатель — испыта(ть);
— глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:
— переносица — нос;
— вчитаться — чита(ть);
— по-немецки — немецк(ий).
4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса) образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) — это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
б) начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрезвычайных ситуаций);
в) начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).
Сложение
Способ |
Пример |
Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис) |
Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. |
Сложение основ слова без соединительной гласной. |
Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. |
Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е |
Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса |
Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. |
Слияниеслов |
Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый |
Сложение сокращенных основ (аббревиация) |
|
Сложение слогов или частей слова |
Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д. |
Сложение названий начальных букв |
МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. |
Сложение начальных звуков |
Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д. |
Смешанный способ |
Районо (районный отдел народного образования) |
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Переход из одной части речи в другую
(В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).
Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало |
В какую часть речи перешло, его новое значение |
Примеры |
|
Прилагательное (признак) |
Существительное (предмет) |
Учительская комната |
В учительской повесили объявление |
Числительное (порядок при счете) |
Прилагательное (признак) |
Первый день наступившего года |
Иванов — первый (в значении лучший) ученик |
Причастие (признак по действию) |
Прилагательное (признак) |
Болеющий гриппом |
Болеющий за «Зенит» |
Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) |
Загорал, лежа на песке |
Читать лежа вредно |
Существительное (предмет) |
Наречие (признакдействия) |
Медленны мшагом |
Ехали шагом |
Деепричастие |
Предлог |
Благодаря друга |
Благодаря помощи друга |
Применение алгоритма
«Как определить способ образования слова и не ошибиться»
Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:
Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Образец рассуждения
ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.
Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Образец рассуждения
«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, способ образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, способ образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.
Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».
Образец рассуждения
«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» — сложносуффиксальный
Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Образец рассуждения
1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продолжать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), позор (сущ.), унижение (сущ.).
2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследовать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и образованы суффиксальным способом.
3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, позор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образования данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».
4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕТЕРПЕТЬ.
Источник:
uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.
Дополнительно на Геноне:
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Что такое наложение морфем?
- Что такое корневая морфема?
- Что такое служебная морфема?
- Что такое соединительная морфема?
- Что такое формообразующие морфемы?
- Какие есть формообразующие морфемы?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Какие морфемы относятся к формообразующим?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Чем отличается корень слова от других морфем?
- Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
- Почему окончание называют формообразующей морфемой?
- Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
- Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
- В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
- Как разобрать слово по составу?
- Как делать разбор слова по составу?
- Где найти план разбора слова по составу?
- Как правильно разобрать слово по составу?
- Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
- Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
- Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
- Что такое приём перифраза в словообразовании?
- Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
- Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
- Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Л.Л. ФЕДОРОВА
Сложные слова (теория)
В последнее время появляется много
новых школьных учебников по самым разным
дисциплинам – от языкознания и семиотики до
физкультуры. Если поставить задачу создания
нового учебника по русскому языку, то самой
сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание
новизны и традиции.
В предлагаемом к обсуждению
фрагменте проекта акцент делается на стратегии
сотрудничества исследователя-словесника и
учителя, учителя и ученика. Сотрудничество
теоретика и педагога помогает найти новые
объяснительные модели известных фактов языка;
сотрудничество учителя и ученика обеспечивает
более глубокое усвоение материала, чем при
пассивном следовании за учителем и учебником.
Основой сотрудничества всегда
является интерес. Детям должно быть интересно
учиться. Особенно важно привить интерес к
родному языку. Поэтому методической основой
преподавания должен быть скорее объяснительный,
чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему?
не может заменяться указанием, как надо. Поэтому
в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть
объяснительный текст.
Предлагаемые приемы обработки
материала – моделирование игровых ситуаций,
сознательное творчество. Обращение к любимым
книгам может сделать работу на уроке более
увлекательной и стимулировать интерес к чтению.
Может быть, не обязательно для всех
делать все упражнения: кого-то больше увлекает
техника, кого-то – биология; ученики могут иметь
выбор. Но предложенные темы упражнений в целом
более или менее полно охватывают круг проблем,
связанных со сложным словом.
На составление цельной картины
явления ориентирован и теоретический подход,
объединяющий и сложные, и сложносоставные, и
сложносокращенные слова. Критериями
принадлежности к сложным словам являются
наличие в слове по крайней мере двух корневых
основ, соединенных на любом шаге
словообразовательного процесса (т.е. садовод и
садоводство в равной мере считаются сложными
словами), а также слитное и дефисное написание (в
последнем случае целый пласт окказиональных
образований, в синтаксисе традиционно
рассматриваемых как имена и приложения, в плане
словобразования тоже имеет право относиться к
сложным словам). В целом теоретическая основа для
такого подхода заложена в работах В.В.
Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.
Материал для упражнений может быть
использован и на уроках развития речи.
Сложное слово – это слово,
образованное сложением двух или более основ
Основа может представлять собой
чистый корень (хор-о-вод) либо корень с
приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый),
а может соответствовать целому
знаменательному слову (семи—глав-ый, ярко—зелен-ый).
Основа может быть и сокращенной, усеченной (зар—плат-а
из заработная плата).
Сложение слов может производиться
разными способами: морфологическим,
лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.
1. При морфологическом сложении новое
слово образуется соединением значимых частей –
основ или основы и знаменательного слова – при
помощи соединительных гласных: о после основ
на твердый согласный, е после основ на мягкий
согласный, шипящий или ц. Например: пар—о-ход,
зме[й]-е-лов, душ—е-губ, солнц—е-пек.
Значение такого слова легко
получается на основе значений составляющих его
частей.
Иногда для образования сложного слова
необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец,
рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый (целое слово не
получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-).
В этих случаях считается, что слово образовано
сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно
сложением основ и добавлением суффикса.
Морфологическое сложение –
продуктивный способ словообразования; это
значит, что таким способом можно образовывать
новые слова (например, диск-о-вод).
2. При лексико-синтаксическом способе
соединяются в одно целое устойчивые сочетания
слов в том виде, как они обычно употребляются в
речи. Происходит сращение слов без
соединительных гласных для обозначения единого
понятия – предмета, лица, признака или единого
множества предметов, например: полцарства,
Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело,
гуси-лебеди.
Сращение слов может быть полным или
неполным.
При полном сращении новое слово
пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж
, в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е.
Обычно одна его часть имеет форму, в которой
использовалась в словосочетании: сорвиголова
¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей.
При неполном сращении части сложного
слова сохраняют вид и форму самостоятельных
слов, но объединяются дефисом в одно целое,
например: платье-костюм, кошки-мышки,
Ростов-на-Дону. Иногда части сложного слова
могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат,
в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а,
о Царевн-е-лягушк-е. Но чаще они имеют
только одно общее окончание: к оригинал-макет-у,
о генерал-майор-е. Фактически при неполном
сращении получаются сложносоставные слова из
равноправных или неравноправных частей.
При лексико-синтаксическом сложении
также возможно использование морфологического
приема – добавления суффикса одновременно со
сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый.
Многие модели синтаксического
сложения являются продуктивными.
3. При условно-фонетическом способе
новое слово также образуется из словосочетаний,
но собирается в единое целое по частям из слогов
или звуков. Слоги получаются из начальных частей
слов или названий начальных букв (универмаг
из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]),
звуки берутся из начальных звуков слов (вуз,
завуч – из заведующий учебной частью).
Последнее слово исходного словосочетания может
использоваться целиком (зарплата из заработная
плата).
Такие слова называются
сложносокращенными, или аббревиатурами, а
условно-фонетический способ –
сложносокращенным.
Аббревиатуры значительно сокращают
длинные названия, и тем они удобны, но не всегда
новые слова оказываются легкими для
произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры,
как правило, недолго сохраняются в языке.
Аббревиация – достаточно новый, но
распространенный и продуктивный способ
словообразования во многих языках мира.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Сказочные герои
Объясните, почему их так зовут:
1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3)
Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6)
Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; Жар-птица; 9)
Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12)
Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка.
Какие из этих слов сложные? Какими
способами они образованы? У каких еще сказочных
героев имена построены на основе словосложения?
2. Теремок
Вспомните, как называли себя жители
сказочного теремка:
– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка! <…>
Каким способом образованы их названия?
3. Сказочные предметы
Вспомните, как называются в сказках
волшебные предметы:
скатерть, сапоги, шапка, ковер,
цветик, гусли, меч.
Почему они так названы? Какие из
названий – сложные слова?
Из истории слов
КОЛОБОК – это не сложное слово, оно
образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок
от не сохранившегося слова колоб –
‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское
слово коло, от которого произошло колоб,
значит ‘круг’; его корень сохранился также в
словах около, кольцо, колесо.КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется
древний, по-видимому, звукоподражательный корень
кол- (коло-), не связанный со значением
‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум,
дзинь-дзинь, но сейчас его части уже срослись в
единый корень. Аналогично устроено название
другого ударного музыкального инструмента: тамтам.
4. Ремесла
Объясните, что означают следующие
названия людей по роду их деятельности:
кашевар, дровосек, следопыт,
трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей,
костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода,
летописец, водовоз, стеклодув, солевар,
каменотес, сталевар, мукомол, звездочет,
воздухоплаватель.
Постарайтесь для объяснения значения
использовать корни сложного слова. Образец:
брадобрей – тот, кто бреет бороды.
4А. Для выделенных слов попытайтесь
подобрать более современные названия, например: брадобрей
– парикмахер.
Сравните старые и новые названия
(устно). Значение старого названия часто
оказывается более конкретным и узким, значение
нового – более общим и широким: парикмахер –
тот, кто стрижет волосы и делает прически и
мужчинам, и женщинам, и детям.
4Б. Слово зверобой построено с
нарушением морфологического правила. В чем
состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим
нарушением?
Из истории слов
ПАРИКМАХЕР – по происхождению это
тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке
из двух слов: Perucke – «парик» и Macher –
«мастер». Из немецкого оно заимствовано в
XVIII в. русским языком, где считается простым
словом.Словосложение – распространенный
способ образования новых слов во многих языках.
Этим способом образованы, например, в английском
языке слова:СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой
men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness
– «дело».ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению
также сложные слова с общей основой -дей-,
производной от глагола деть – «делать». От
него произошли также слова действие, дело,
деяние. Чародей – буквально «делающий
чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей –
«делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси
назывались чары; возможно, «колдовство» –
это переносное значение.
5. Прозвища
Сложное слово – это целая картинка,
наглядно представляющая ситуацию с помощью двух
образов. На основе этих образов и производится
наименование. Но ним можно представить и саму
картинку.
Вспомните, как называют людей по
качествам и привычкам. Объясните, как вы
понимаете следующие наименования:
лежебока, лизоблюд, домосед,
лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум,
молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот,
пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд,
крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель,
щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка.
Используйте объяснительные схемы: Тот,
кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого
(что-то какое-то).
Обратите внимание! Слова с
окончанием -а – общего рода, т.е. могут
относиться к лицам и мужского, и женского пола
(кроме вертихвостка с суффиксом женского
рода -к-).
Из истории слов
РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот-
и основы -зей-, которую производят от не
сохранившегося зети – «зиять, раскрываться»,
от которого произошли зев, зевать. Ротозей
буквально значит «тот, у которого раскрывается
рот».ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со
значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать
исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться
– значит «беспорядочно двигаться из стороны в
сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто
«мыкает» горе, – значит, живет в нужде.ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное
слово, образованное сращением не сохранившегося
наречия туне – «напрасно, даром»
(сравните: втуне) и существительного ядец
– «любитель поесть» от яд – в значении «еда».
Тунеядец означает то же, что и дармоед –
«даром едящий, любитель даром поесть».
6. Перекати-поле и сорвиголова
Некоторые слова образуются сложением
повелительной формы глагола с существительным.
Это – словосложение по типу сращения. В этих
словах нет законной соединительной гласной, но
сохраняется глагольное -и. Как правило, такие
слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле,
пример неполного сращения).
Вспомните слова, образованные по этой
модели:
сорвиголова, горицвет, вертишейка,
горихвостка, вертихвостка, держиморда,
перекати-поле, скопидом.
Кого или что обозначают эти
наименования?
Из истории слов
СПАСИБО – это слово получилось из
словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма
благодарения) сращением основ и отпадением
конечного согласного (произносилось [х]).
Некоторые славянские имена также
образованы словосложением. Морфологическим
сложением образованы имена Ярослав (от ярый
– «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий –
«вящий, больший»). А имя Владимир
(древнерусское Володимер) – от славянской
основы со значением «владеть» и не сохранившейся
основы мер, связанной с древнегерманским mar
– «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар,
Вольдемар), – уже позднее переосмыслено как
сращение глагольной формы и существительного мир.
Такое переосмысление называют народной
этимологией.
Иностранные имена тоже нередко
строятся на основе словосложения, например,
арабское Абдулла означает «раб Бога»,
испанское Розамунда – «роза мира».
Названия городов тоже могут быть
сложными словами. Так, сращением образованы
названия Новгород, Ленинград, Петербург,
Ставрополь. Вторая основа у них – город
– по-старославянски, по-немецки и по-гречески.
7. Флора и фауна
Выпишите из списка по порядку
названия: 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5)
растений, отдельно выпишите названия грибов.
Постарайтесь объяснить названия, используя
схему: Тот (та), кто …, Тот (та), у кого … .
Носорог, сороконожка, лирохвост,
шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле,
утконос, буревестник, волкодав, долгоносик,
красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка,
мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик,
горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор,
горихвостка, чертополох, короед, иван-чай,
трын-трава, водоросли, тысячелистник.
Какие слова не укладываются в схемы?
Из истории слов
МЕДВЕДЬ – общее для всех славян
переименование зверя, которое означает «едящий
мед, медоед» и образовалось сращением основ —меду-
и —ед-, при этом из у получилось в.ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит
латинское сложное слово, образованное из leo –
«лев» и pardus – «тигр».ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке
от сложного прилагательного дикообразный –
«выглядящий дико», «дикого вида».ВИНОГРАД – первоначально означало
«винный сад», что видно из сохранившегося
устойчивого сочетания сад-виноград.
Образовано в старославянском языке по модели
германского слова wingart.
8. Изобретения
Выпишите из списка сначала названия
транспортных средств, потом приборов и
механизмов:
Вездеход, водопровод, ледоруб,
самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход,
паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос,
вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка,
громоотвод, самолет, зубочистка, пароход,
самосвал, мусоропровод.
Попробуйте объяснить названия,
используя схемы: То, что …, То, чем …, То,
на чем … .
8А. Придумайте название тому прибору
(механизму, средству транспорта), который вы
хотели бы изобрести.
Из истории слов
ПАРОХОД – так вначале был назван
паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что
ходит посредством пара» приложима к обоим видам
транспорта.ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в
XIX в. из французского языка, в котором оно было
образовано из латинских основ velox, velocis –
«быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед
буквально означает «быстроногий» («тот, у кого
быстрые ноги»).АВТОМОБИЛЬ – это слово также
заимствовано из французского языка вместе с
изобретением. Французское automobile образовано
сложением основ двух слов: греческого autos –
«сам» и латинского mobilis – «движущийся,
подвижный».МОПЕД – это слово образовалось в
современном русском языке своеобразным
способом: из сочетания мото велосипед
(= моторизованный велосипед) были взяты первый и
последний слоги. Мопед – сложносокращенное
слово.
9. Техника
Как видно, для наименования
изобретений во всем мире широко используются
латинские и греческие основы. В русском языке
тоже много слов с такими элементами: авто—
(сам), аудио— (звук), аэро— (воздух), вело—
(быстрый), видео— (видимый), кино—
(заимствовано из нем. Kino), космо—
(Вселенная), мото— (движение), микро—
(малый), стерео— (пространственный), теле—
(далекий), термо— (горячий), фото—
(свет), электро— и другие. Сложные слова с
такими частями пишутся слитно. Слитно пишется
также элемент авиа— (сокращение от авиация).
Второй частью может быть как иностранная (—мобиль,
—метр, —фон, —скоп, —грамма, —граф
и другие), так и русская основа (например, фото +
выставка, электро + печь).
Вспомните как можно больше сложных
слов, относящихся к технике, в составе которых
используются латинские и греческие основы.
10. Наука
Латинские и греческие корни
используются для наименования наук и научных
областей исследования. Второй частью таких слов
обычно являются греческие основы -лог- (от логос
– «слово»), и -граф- (от графо –
«пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- –
«жизнь», гео- – «земля», а целостное значение
наименованию придает суффикс -иj-,
например, биология – «слово (наука) о жизни», география
– «наука о поверхности земли».
Вспомните как можно больше подобных
наименований. На русской основе названия наук –
областей знания – создаются с помощью основ —знание,
—ведение, например, языкознание,
естествознание, литературоведение).
Попытайтесь для иноязычных наименований
привести (или составить) соответствующие
русские.
Из истории слов
ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе,
чем большинство названий наук. Первая его основа
происходит от греческого филео- – «люблю». Филология
– буквально «любовь к слову».БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не
обозначает науку, а означает «описание жизни» –
«жизнеописание».
11. Природа и погода
11А. Выпишите сначала названия
природных явлений, названия местности и
природных объектов:
снегопад, солнцеворот, плоскогорье,
землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход,
звездопад, гололед, редколесье, небосвод,
ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом,
сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие,
солнцепек.
Объясните значения сложных слов,
используя описательные схемы: для явлений – То,
когда…, для местности и природных объектов – То,
где…
11Б. Календарь. Посмотрите, какими
названиями характеризовали на Руси календарные
месяцы: сентябрь – златолист, листопадник;
октябрь – листопад; ноябрь – полузимник,
листогной; февраль – вьюговей, бокогрей;
март – зимобор; апрель – снегогон,
водолей; июнь – скопидом, хлеборост,
разноцвет, светозар; июль – сенозарник;
август – хлебосол, разносол,
припасиха-собериха, густоед.
Из истории слов
ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово,
образованное сложением и суффиксацией на основе
словосочетания лука («изгиб, излучина») моря
и означающее изгибающийся берег моря.ПОЛОВОДЬЕ – также образовано
сложносуффиксальным способом на основе
словосочетания полая вода – «открытая вода».
12. Занятия и качества
Выпишите сначала названия занятий
людей, их времяпрепровождения, затем названия их
качеств:
чаепитие, честолюбие, путешествие,
простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие,
сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие,
своеволие, мордобитие, самолюбие.
Объясните их значение. К каким из них
подходит описательная схема: То, когда…?
13. Какие мы?
Выпишите сначала признаки,
относящиеся к внешности людей, потом к характеру,
потом признаки, описывающие животных:
синеглазый, долговязый, любопытный,
короткошерстный, вислоухий, широкоплечий,
твердолобый, мягкотелый, низкорослый,
великодушный, миролюбивый, полоумный,
длиннохвостый, добродушный, остромордый,
легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий,
самостоятельный, сумасшедший.
Объясните их значения, используя схему
Такой, у кого…, Такой, кто…
13А. Опишите свою внешность. Опишите
свою или знакомую собаку или кошку.
14. Сказочные существа
Вам, наверное, известны мифические
существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог,
единорог. В Подземной стране А.Волкова водились
шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных
королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте
придумать свое сказочное существо: дайте ему
название, опишите его внешность и характер,
используя сложные слова, существующие в русском
языке и составленные вами.
Из истории слов
ЛОПОУХИЙ – образовано
морфологическим сложением не сохранившегося
слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа
– «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с
ушами, похожими на ладонь, лист».ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано
морфологическим сложением двух основ: долгий
– «длинный» и вязы – «шея» (такое слово
сохранилось в диалектах). Буквально означает
«длинношеий».БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе
словосочетания бела(я) бры («бровь») и
суффиксации. Исходное значение – «белобровый».КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый –
«коротконосый» от не сохранившегося корний
– «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).
15. Душа
С основой душа существует много
сложных слов:
просто- |
– |
Многие из них пришли к нам из
старославянского языка, где были построены по
модели греческих слов.
Образуйте эти сложные слова и
попробуйте объяснить различия в их значениях.
16. Числа
Первой основой сложного слова может
быть основа числительного – порядкового,
количественного или собирательного.
Сложные слова, образованные от
порядковых и собирательных числительных,
строятся по модели морфологического сложения –
т.е. с соединительной гласной о/е – первоцвет,
третьеклассник, троекратный. По этой же
модели строятся сложные слова с количественными
числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный,
стограммовый, тысячелистник.
Сложные слова, образованные от
остальных количественных числительных,
образуются иначе – лексико-синтаксическим
сложением:
сращением в исходном словосочетании
формы родительного падежа числительного с
основой существительного (и обычно с добавлением
суффикса):
(крокодил) пяти метров длины =>
пятиметровый (крокодил),
(роман) из трех томов => трехтомный (роман).
16А. Запишите полностью:
1-классник, 2-классник, 3-классник,
4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник,
100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний,
1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный,
4-угольник, 5-угольник.
Какие основы использованы в этих
словах? В каких словах возможны две разные
основы?
Из истории слов
Число «3» входит в сложные слова в
разных формах. Во-первых, существует ряд слов,
образованных сложением с основой тре- (от не
сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник,
трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.Во-вторых, сращением со словом три
образованы числительные тринадцать, тридцать,
триста, а также некоторые другие слова: Тригорское
(от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога.Обе эти модели непродуктивны. Зато
продуктивна модель с основой трех – формой
родительного падежа числительного три (трехдневный,
трехсложный, трехведерный).Сложные слова с количественным
числительным два также образуются от разных
основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый,
двуличный и двухместный. Основа дву— –
это тоже форма родительного падежа, но только для
парных предметов (т.е. предметов, нормально
существующих в паре).
16Б. Запишите полностью:
2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие
существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние
переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион,
3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник,
2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.
17. Во саду ли, в огороде…
Вспомните как можно больше овощей и
фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас
получится?
Правило. Числительное пол
пишется слитно с существительным в форме
родительного падежа. Через дефис пишется пол-:
1) перед гласной: пол-яблока;
2) перед л: пол-лимона;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы
– то есть тогда, когда иначе не
напишешь! (Неудобно к строчной букве
присоединять заглавную; в других случаях слитное
написание меняет произношение. Проделайте
эксперимент: представьте, что эти слова написаны
без дефиса. Как бы вы их прочли?)
Из истории слов
ПОЛТОРА – результат сращения пол и
втора (т.е. второго).
18. Скелет
Подберите сложные слова к заданным
морфемным структурам («скелетам» слова):
Обратите внимание! В третьей
модели – одновременное сложение корней и
добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец), в
пятой суффикс добавляется к существующему
сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство),
в шестой происходит сложение слова и корня (градо
+ начальник).
19. Тексты
Найдите в текстах все сложные слова.
Определите способы, которыми они образованы.
1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
(А.Пушкин)
2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?
(С.Маршак)
3) В школе чародейства и волшебства
Гарри Поттер и его одноклассники изучали
травоведение, зельеварение и другие предметы.
Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие
яды», что для оборотного зелья водоросли
собирают в полнолуние, златоглазки настаивают
три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и
тайная комната.)
4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском
институте чародейства и волшебства) понедельник
начинался в субботу, потому что опыты по
волшебным превращениям были интереснее обычного
воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б.
Стругацкие. Понедельник начинается в субботу.)
5) Космические пираты Весельчак У и
Крысс примчались из будущего в поисках
новоизобретенного аппарата, помогающего слышать
чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат
шестиклассник Коля, путешествуя во времени,
случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир
Булычев. 100 лет тому вперед.)
6) Благородный рыцарь Дон Кихот
путешествовал по дорогам Испании в поисках
приключений со своим верным оруженосцем Санчо
Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности,
Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и
злоключения преследовали его. (Читай: М. де
Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский.)
20. Город
Почти все городские учреждения,
организации и предприятия имеют дополнительные
сложносокращенные названия. Они часто
употребляются в речи, а иногда встречаются и на
вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете
на улицах города. Время проходит, названия
делаются непонятными, вывески меняются.
Попытайтесь объяснить, как устроены следующие –
старые и современные – названия.
Универмаг, Союзпечать, канцтовары,
промтовары, универсам, химчистка, культтовары,
сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт,
сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы,
шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК.
21. Сочиняем сказку (игру)
Попробуйте сочинить свою сказку (игру).
Для этого можно использовать схему:
1) Определите место действия (волшебную
или реальную страну, край…, дом).
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите
их с героем (с помощью кого?.. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им
имена (какие?).
Придумайте препятствия и испытания в
путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный
герой добивается цели (каким образом?) и
получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против
чего? какое?).
11) Можно нарисовать картинку, например, такую: