Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- ба нщ ик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- до чк а [д о ч’ к а];
- чт ец [ч’ т’ э ц];
- изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
- то чн ый [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — почтальон, чтение, чтица, мечта, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Карточки для урока русского языка. «Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЖИ-ШИ»
картотека по русскому языку (2 класс)
Карточки по русскому языку 2 класс
1. Верш. на, ваш. выш. ть, выш. вка, ж. лой, ш. мпанзе, сш. вать, ж. ла, ж. во пись, ж. то, ш. рма, ж. вность, ш. тьё, ж. зненный, ж. листый.
2. Друж. ть, душ. стый, держ. еж. ж. знь, ж. раф, ж. вотные, ж. р, ж. дкий, карандаш. крыш. полож. лыж. приш. вает, ковш. к, кувш. н, леж. т, ка мыш. ш. шки, приш. ть.
3. Ландыш. луж. ж. льё, ш. пучий, мыш. ный, чертеж. жужж. т, гараж. пляж. дрожж. вожж. оруж. е, ж. лет, у Паш. упавш. е, наж. вка, ж. лище.
4. У Миш. афиш. у Глаш. у Даш. у Маш. у Яш. каш. клавиш. у Гриш. ш. рь, мыш. малыш. нож. маш. на, маш. нист, морж. ёж. к, нож. к, ж. тели.
5. Наш. маш. нка, ш. ло, пуш. стый, рыж. й, стриж. туш. ть, уж. 7
хиж. ны, чиж. к, шалаш. пассаж. р, реш. ть, служ. ть, выж. ть, ш. повник, ж. вот.
1. Куч. ч. й, пищ. ч. сы, смущ. ть, свеч. щ. вель, ч. с, ч. йник, встреч. прощ. ние, перч. тки, нет плащ. площ. дь, ч. йная, рощ. ч. йка, ч. йни ца, щ. ми, дощ. тый мост.
2. Уч. щиеся, ч. совщик, ч. совой, нач. льник, ч. инка, площ. дка, сгущ. ть, конч. ть, задач. прощ. й, овч. рка, обещ. ние, обращ. ться.
3. Печ. ть, пощ. да, внуч. та, попрощ. ться, щ. дить, ч. сто, тысяч. пущ. пищ. ть, галч. та, трещ. ть, нач. ло, обещ. ть, дач. крич. ть, смущ. ть, ворч. ть, ч. ро дейка.
4. Печ. ль, обещ. нный, обращ. ться, пощ. дить, ч. сть, обещ. ю, ч. щ. печ. тать, крольч. та, волч. та, туч. зайч. та, ч. сок, горяч. я, стуч. т, крич. т.
5. Рыч. т, молч. т, кач. ют, леч. тся, у ключ. навещ. ют, отвеч. я, выруч. й, са ранч. коч. н, ч. бан, нет кирпич. бахч. удач. алыч. уч. сток, ч. до.
1. Щ. ка, ч. гун, щ. плый, тащ. щ. риться, ч. ткий, мщ. схвач. хоч. утащ. ч. жой, я стуч. вытащ. .
2. Ч. лан, я молоч. ч. ткость, поищ. ч. до вище, пощ. пать, ч. б, прощ. печ. рка, ч. тьё, выращ. ч. чело.
3. Отращ. сощ. рился, ч. рбан, я молч. ч. шка, щ. чка, ч. вство, запущ. от пущ. ч. гунный, ч. ть ч. ть, ч. дачить, ч. жестранец.
4. Притащ. ворч. н, щ. пальце, щебеч. т, молч. круч. кольч. га, доч. рка, ч. лки, уч. ял.
5. Ч. вствовать, ч. десник, ч. мазый, ч. дин ка, ч. дак, ч. жбина, ч. бчик, щ. рёнок, ч. гунок, я крич. .
1. Ёлоч. ка, доч. ка, боч. ка, щуч. ка, бе лоч. ка, стрелоч. ка, спич. ка, реч. ка, поч. ка, руч. ка, птич. ка, штуч. ка, шу точ. ка, минуточ. ка, посылоч. ка.
2. Прибауточ. ка, печ. ка, строч. ный, лич. ный, чулоч. ки, веч. ный, свеч. ка, скуч. ный, шуточ. ный, овеч. ка, сердеч. ный, встреч. ный, привыч. ка, бро шеч. ка, туч. ка, носоч. ки.
3. Крошеч. ный, строч. ка, розоч. ка, реч. ной, звуч. ный, булоч. ка, ноч. ка, мелоч. ный, молоч. ный, вазоч. ка, ноч. ной, булоч. ная, удач. ный.
4. Лисич. ка, цветоч. ки, огуреч. ный, дач. ный, грибоч. ки, лодоч. ка, дач. ка, сливоч. ка, ноч. ной, чулоч. ный, пач. ка, молоч. ко.
5. Горчич. ка, яич. ный, тряпич. ный, ска зоч. ка, ниточ. ка, уточ. ка, ноч. ник, пла точ. ки, бабоч. ка, муч. ной, внуч. ка, яич. ко, бутылоч. ка, лодоч. ный.
Сочетания ЧТ, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ
1. Фазан. чик, бизон. чик, стакан. чик, моро жен. щик, поч. та, кочан. чик, чемо дан. чик, птен. чик, фонар. щик, каф тан. чик, мощ. ность, овощ. ной, каш тан. чик, мандарин. чик.
2. Камен. щик, ч. тец, сарафан. чик, хищ. ный, меч. татель, лимон. чик, сбор. щик, спор. щик, обман. щик, меч. тание, зелен. щик.
3. Таракан. чик, жестян. щик, мач. та, за гон. чик, пон. чик, надсмотр. щик, мач. товый, свар. щик, поч. тальон, чудовищ. ный, апельсин. чик, оцен. щик.
4. Ч. тение, хищ. ник, меч. та, бара бан. щик, гон. щик, проч. ти, жи лищ. ный, хищ. ница, мощ. ный, шар ман. щик.
5. Вулкан. чик, бакен. щик, бан. щик, бе тон. щик, зачин. щик, меч. татель, меч. тательница, гарпун. щик.
Конспект урока русского языка: «Правописание слов сочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,нч,чт»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Правописание слов с сочетаниями: ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, ЧК–ЧН, НЧ, ЧТ…
-формировать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и, а, у ; формировать умение писать сочетания чк–чн без мягкого знака;
— развивать слуховое восприятие, речь, внимание, память, орфографическую зоркость, навыки каллиграфии;
Планируемые результаты: научаться применять правила правописания, научатся безошибочно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, нч, чт, щн, нщ ; научатся характеризовать непарные твёрдые, мягкие и шипящие согласные звуки русского языка;
Оборудование: презентация к уроку, таблички сочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, ЧК–ЧН, карточки с заданиями
1.Организационный момент. 1) посадка, проверка слуха
-Какой будет урок?
-Что будем делать?
2) Целевая установка:
-Старайтесь хорошо говорить звуки ж___, ш___, ч____, щ____
-Слушаем внимательно отвечаем на вопросы.
-Какие бывают звуки и буквы? гласные и согласные
-Какие гласные делают согласную твёрдой? А, о, у, ы, э.
-Какие гласные делают согласную мягкой? Я, и, е, ю, е, ё.
-Какие бывают согласные буквы? Парные, непарные, звонкие, глухие.
-Назовите шипящие звуки? Ж, ш, ч, щ.
-Какие согласные всегда мягкие? Ч, щ, й.
-Какие согласные всегда твёрдые? Ш, ц, ж.
1) Минутка чистописания: СЛАЙД
Какая буква лишняя7
(-Лишня буква П, потому что Ж, Ш, Ч, Щ шипящие.
-Лишняя буква Ж. Потому что Ш, Ч, Щ глухие.)
2) (на слух) -Будем писать словарные слова
-Что будем делать?
СЛАЙД -Пишем картинный диктант, ставим ударение, подчёркиваем орфограмму: петрушка, огурец, горох, помидор, овощи, огород.
СЛАЙД с проверкой
– У кого нет ошибок ставим на полях !
1-2 ошибки +, 3 ошибки —
-Чтобы написать без ошибок эти слова, какое правило надо знать?
-Что мы делали? ( Мы писали картинный диктант.)
III . Орфографическая минутка. СЛАЙД
— Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?
— Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).
-Будем выполнять упражнение
У вас лежит карточка №1
— Выпишите через запятую слова, которые пишутся без мягкого знака. Подчеркните орфограмму.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.
СЛАЙД с проверкой –У кого нет ошибок ставим на полях ! 1-2 ошибки +, 3 ошибки —
-Почему нет -ь- в этих словах? (это орфограмма чк чн чт щн нч пиши без мягкого знака)
-Что мы делали? (мы выполняли упражнение)
2) Закрепление. СЛАЙД
Игра «Собери грибы в корзинку»
4) На доске карточки с буквами Ж Ш Ч Щ А Я Ю У
-Как вы думаете, с какими гласными дружат эти шипящие?
-Соедините эти буквы в «пары дружбы».
-С какой гласной дружат Ж Ш в сочетаниях ЖИ-ШИ? ( с гласной И)
-С какой гласной дружат Ч Щ в сочетаниях ЧА-ЩА? ( с гласной А)
-С какой гласной дружат Ч Щ в сочетаниях ЧУ-ЩУ? ( с гласной У)
-А с какими гласными никогда не дружат? (с гласными Ы Я Ю)
Тема урока: Правописание слов с буквосочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
— Что будем учиться делать?
-Будем учиться правильно, писать слова с сочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши ?
— Как пишутся сочетания ча, ща ?
— Как пишутся сочетания чу, щу ?
-Будем выполнять упражнение.
-Что будем делать? (Будем выполнять упражнение)
-Возьмите карточку №2
Надо распределить слова на 3 столбика, вставляя нужную букву.
СЛАЙД с проверкой –У кого нет ошибок ставим на полях ! 1-2 ошибки +, 3 ошибки –
— Кто выполнил верно?
-Почему написали И? А? У? (потому что это орфограмма….)
-Что мы делали? (мы выполняли упражнение)
6) Рефлексия. СЛАЙД
Забиваем гол мячами, где слова написаны без ошибок.
7) Итог. Самооценка.
-Что мы делали на уроке?
-Какие орфограммы должны знать, чтобы правильно писать ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов
Урок русского языка проводится в з классе с обучающими с ОВЗ по слуху.
На уроке дети научаться применять правила правописания, научатся безошибочно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, нч, чт, щн, нщ; научатся характеризовать непарные твёрдые, мягкие и шипящие согласные звуки русского языка;
- Рудомётова Елена НиколаевнаНаписать 208 24.03.2020
Номер материала: ДБ-1072948
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 24.03.2020 32
- 24.03.2020 20
- 24.03.2020 13
- 24.03.2020 16
- 24.03.2020 12
- 24.03.2020 11
- 24.03.2020 19
- 24.03.2020 9
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/12/25/kartochki-dlya-uroka-russkogo-yazyka-bukvosochetaniya-cha
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-pravopisanie-slov-sochetaniyami-zhi-shi-cha-sha-chu-shu-chk-chn-nch-cht-4215840.html
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Мягкий знак в словах как показатель мягкости
- Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Сочетания ЧК- ЧН, ЩН
Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.
Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.
Например: свечка, синичка, вечность, строчной, хищник, овощной
! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.
Например: гонщик, пончик
! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]
При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.
Например: ластик, стёкла, песня, снег, здесь, казнь
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 113,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 54,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 55,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 29,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 90,
Полякова, Учебник
Упражнение 93,
Полякова, Учебник
Упражнение 96,
Полякова, Учебник
Упражнение 156,
Полякова, Учебник
Упражнение 40,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 74,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 114,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 189,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 196,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 258,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 132,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 102,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 179,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 92,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 9,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 14,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 19,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 333,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 260,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 203,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 215,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 304,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 382,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 657,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 53,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 74,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 82,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 21,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 166,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 349,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 440,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 489,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 588,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 13,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 65,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 70,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 78,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 195,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 244,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 502,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 494,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 47,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 300,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 416,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 89,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 107,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 123,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 80 — 83,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 260,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Тема урока: сочетание букв
жи-ши ча-ща чу-щу нч чн чк
Цели
урока:
·
формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча,
ща, чу, щу, чк, чн;
·
формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
·
развивать находчивость, сообразительность;
·
расширять кругозор;
·
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ход
урока.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
щу,
нч, чн, чк, нщ, рщ
- Широкая река, берёзовая роща,
домашние животные,
прогулка в чащу, чуткое отношение, жирная точка, чижи и стрижи, лёгкая
жизнь, свободная площадка, светлая печаль, щупальце краба, горючая смесь. - Пончик, точный, щучка, дочка,
помощник, ночка, конечно, печник, каменщик, мощность, бревенчатый. - Пойти гулять в рощу, кричат
журавли, жёлтые кувшинки, хорошие лыжи, автомобильная шина, дорогая
машина, группа учащихся
III. Постановка проблемы.
—
Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?
—
Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА,
ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Урок будет не простым. К нам пришли гости – герои сказок,
они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут
задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать
слова с этими сочетаниями. Ну а если есть герои, задающие вопросы, то вы будете
знатоками.
IV. Работа по теме урока.
Словарная
работа.
—
Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:
Работать умела красиво
и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)
—
Василиса Премудрая хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно
записать отгадки:
Течёт,
течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Не летает, не жужжит,
жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)
Хвостом
виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Очки)
Стучат,
стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)
—
Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.
—
Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
Вывод:
согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква
Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
—
В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ?
-Как
пишутся эти сочетания?
Вывод:
согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А,
У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
—
Ребята, дружат ли ЧК, ЧН с мягким знаком?
—
Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Как пишутся эти сочетания?
Вывод:
сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
V. Закрепление.
1.
Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.
—
Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:
Бабушка девочку очень
любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
—
Против вас играет Красная Шапочка:
—
Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ.
Выделите орфограмму. (У шиповника красивые цветы. У нас живет собака Рыжик. В
воздухе кружились пушистые снежинки.)
—
Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
—
Спиши последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.
—
Проверим.
3.
Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
—
Против вас играет Доктор Айболит:
—
К данным словам подберите слова близкие по значению.
Внимательный-
Изумительный-
Грязный-
Скучаю-
Слова
для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, отзывчивый, чудный.
—
Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ?
4.
Работа со словами с сочетанием ЧК, ЧН.
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка.)
—
Против вас играет трудолюбивая Золушка:
—
Измените выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
I вариант |
II вариант |
Кормить белку. |
Красивая свеча. |
Выпить молока. |
Нарисовать собаку. |
Доброе сердце. |
Поймать щуку. |
—
Проверим. (Выходят к доске друг за другом и пишут слова.)
—
Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
—
Какое значение придает сочетание ЧК словам? (Уменьшительно- ласкательное.)
—
Составьте предложение с одним из слов. (Ученики составляют предложения.)
5.
Работа по учебнику.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (колобок).
—
Колобок предлагает вам открыть учебники на странице (упр. ).
VI. Обобщение.
—
Обобщим наши полученные знания. Ответим на вопросы (блиц опрос):
—
Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ
—
Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?
—
Сочетания ЧУ, ЩУ?
—
Сочетания ЧК, ЧН
VII. Итог урока.
—
Все мы дружно поработали, ответили на вопросы наших героев, а теперь подведем
итог.
Родителям! помогите ребёнку понять такое явление
1. Звуки [Ж,Ш,Ц] в русском языке только твёрдые, у них нет мягких пар. А то, что после букв Ж, Ш, Ц пишутся И, Е, Ё- это просто такая традиция. Хотя мы пишем ЖИ, ЖЕ, ЖЁ, ШИ, ШЕ, ШЁ, ЦИ, ЦЕ мы читаем их твёрдо.
2. Звуки [Щ, Ч] в русском языке только мягкие, у них нет твёрдых пар. А то, что после букв Щ, Ч пишутся А,О,У — это такая традиция. Хотя мы пишем ЩА, ЩУ,ЧА,ЧУ- мы читаем их мягко.
3. Звуки [Г,К,Х] в русском языке могут быть в одних случаях только твёрдыми- перед А,О,У, а в других случаях только мягкими- пред И, Е, Ё.
- Нам в помощь скороговорки и чистоговорки
Жидкий жук жужжит снаружи, разжижая жижу в
лужах.
Широкие шины шикарной машины бесшумно шуршат
по шоссе.
Щука щенка ущипнула за щёку.
Чуткие черепахи чересчур часто чихают».
запоминаем слова с помощью картинок |
- Рифмовки
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
Ча и ща, ча и ща –
Роща, чаща, и свеча –
Пища, туча, саранча –
с буквой а и ща и ча.
Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча –
все слова на ча и ща.
Сочетанья ща и ча
В словах пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача и печать —
Нужно с буквой а писать
Щука, чум, ищу, молчу –
Я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу –
я пятёрку получу.
Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу.
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.
Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувства и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу –
я с у пишу и чу, и щу!
Правописание чн и чк.
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Елочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!
Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
- Игры из моей любимой книги «Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах» Ушакова Н. Н,
«Туннель» Где-то далеко в горах проходят две дороги. Одна, дальняя петляет вокруг гор, по другой можно проехать быстрее, потому что дорога проходит через туннель.Однако ехать через туннель может не каждая машина. для этого надо знать правила. Вот две машины (учитель показывает) везут груз. На одной из них написана буква и на другой- ы. какая из них может ехать через туннель? ученик ведёт машину с буквой и , подставляя её к имеющимся на рисунке гор словам.
«Ёлка». Впишите в свободные клетки недостающие буквы так. чтобы у вас получились слова с сочетанием ча.
Ответы: чаща, чаша, часы, туча, дача, куча, чайка, часто, чашка, удача. свеча, сдача, чайник, частый, задача. добыча, часовой , чашечка, каланча, встреча
«Круг». Подбирая слоги, записанные в круге, составьте слова с сочетанием чу- — щу-
Ответы: чугун, молчу. чудо, щука. качу. чужой, тащу, кричу, ищу, точу, гощу, лечу, пищу, чучело, щурить, чудак, чулок, свищу, кричу.
«Домик». В большом городе стоит необычный дом. В нём живут слова. Одна буква в слове прячется- окошко закрыто ставнями. Открыть его можно, если угадаешь, какая буква за ним скрывается.
—
- Находим сочетания в стихах и загадках:
Озеро
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
Ю. Коринец
Счи-та-лоч-ка
Подогрела чайка чайник,
пригласила восемь чаек;
— приходите все на чай!-
Сколько чаек, отвечай!
Г. Сапгир
Щука
Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Г. Сапгир
- Исправляем ошибки.
Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.
- Блог Оксаны Бычкуновой- здесь можно скачать красочные карточки для занятий,
- онлайн- тренажёры
просто и наглядно! |
- слова для чтения с выделенными «опасными местами» из пособия Узоровой и Нефёдовой » АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗА 15 МИНУТ. 1-4 КЛАСС «
Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубенчик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- банщик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- дочка [д о ч’ к а];
- чтец [ч’ т’ э ц];
- изящный [и з’ а щ’ н ы й’];
- точный [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Правило
Между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — мачта, мачтовый, почтальон, чтение, чтец, чтица, мечта, мечтатель, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение, учти, вычти;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
- конечно;
- тряпочная кукла;
- тряпичник;
- яичница;
- скворечник;
- подсвечник;
- пустячный;
- скучный;
- скучноватый.
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Знаете ещё примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»? Напишите их в комментариях!
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 222
Конспект урока: Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу
Орфография
Написание буквосочетаний с шипящими
Цель урока
Будем учиться находить в тексте слова с буквосочетаниями с шипящими и применять правила написания данных буквосочетаний
Прочитайте. Произнесите скороговорку быстро.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
Какие звуки в ней повторяются? Как называются такие звуки? Какие ещё звуки можно отнести к этой группе?
Звуки [ж], [ш], [ч’] и [щ’] называются
шипящими
.
В русском языке звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, а [ч’] и [щ’] — мягкие.
Прочитайте. Что обозначает каждое из слов?
Цветочница, хищник, мачта, спички, кончик, мощный, почта, птенчик.
Почему в выделенных буквосочетаниях не пишется буква Ь как показатель мягкости согласного?
Вспомните!
Буквосочетания
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
пишутся
без мягкого знака
. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — это орфограмма.
В некоторых случаях такие сочетания чт, чн читаются как [шт], [шн]. Такие слова надо запоминать, проверять по орфоэпическому словарю.
Например: скворечник — скворе[ш]ник, что — [ш]то.
Упражнение 1
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каких словах нужен Ь, а в каких не нужен?
Соч_ный, синич_ка, мач_та, сбор_щик, печ_ной, хищ_ник, вазоч_ка, метел_, булоч_ная, поч_та, оч_ки, овощ_ной, пал_то, сарафан_чик, чудовищ_ный, тарелоч_ка.
Упражнение 2
Прочитайте. Составьте из слов предложение.
В, мыши, жили, чулане.
Запишите предложение.
Найдите и подчеркните шипящие. В каких буквосочетаниях они используются?
Какие правила связаны с написанием этих буквосочетаний?
Вспомните!
Орфограммы
жи — ши пиши с буквой И
ча — ща пиши с буквой А
чу — щу пиши с буквой У
Упражнение 3
Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика.
Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 4
Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился текст.
Стайка клестов кружилась над ельником. Солнце освещало вершины елей. Клесты искали пищу. На деревьях были крупные шишки.
Спишите текст.
Найдите и подчеркните в тексте изученные на уроке орфограммы.
Поставьте себе отметку за урок, будьте честными с собой:
5 — все задания выполнил верно, без помарок или есть только одна помарка;
4 — все задания понял, но допустил в тетради 1–2 ошибки (2 помарки равны 1 ошибке);
3 — было трудно понять тему урока, но я очень старался, в тетради допустил 3–5 ошибок;
2 — я плохо понял тему, мне нужно еще потренироваться и выполнить дополнительные задания.
Ответы
Упражнение 1
Сочный, синичка, мачта, сборщик, печной, хищник, вазочка, метель, булочная, почта, очки, овощной, пальто, сарафанчик, чудовищный, тарелочка.
Упражнение 2
В чулане жили мыши.
Упражнение 3
Щавелевый суп, частые поездки, чуткий товарищ, щучий хвост, мышиная нора.
Упражнение 4
Солнце освещало вершины елей. На деревьях были крупные шишки. Стайка клестов кружилась над ельником. Клесты искали пищу.
Предыдущий урок
Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах
Орфография
Следующий урок
Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Правописание гласных и согласных в корне слова
Орфография