Как поделить рассказ на части

Учим делить текст на части и составлять план Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО, соавтор УМК по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива»; автор методических, дидактических и учебных пособий в области начального образования

Учим делить текст на части и составлять план

Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО, соавтор УМК по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива»; автор методических, дидактических и учебных пособий в области начального образования

Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом 1 . Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.). 2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО. 3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»). 4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»). 5. Рабочая программа педагога.

Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом

1 . Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.).

2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО.

3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»).

4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»).

5. Рабочая программа педагога.

ООП НОО: Чтение. Работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и  устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

ООП НОО: Чтение. Работа с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

ООП НОО: Русский язык. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста.

ООП НОО: Русский язык.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста.

ООП НОО: Литературное чтение. для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.

ООП НОО: Литературное чтение.

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Определение главной мысли. Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения. Деление текста на части, составление плана. Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст. Создание собственного текста на тему.  

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Определение главной мысли.
  • Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
  • Деление текста на части, составление плана.
  • Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
  • Создание собственного текста на тему.  

Формирование умения делить текст на части, составлять план. Восстановить картинный план, озаглавить картинки. Определить картины (микротемы), назвать опорные слова, определить тему и главную мысль, озаглавить части, составить план. Определить события, назвать тему и главную мысль, составить план. Нарисовать устно (словесное рисование) или графически, как развивались события, озаглавить картинки, составить план.

Формирование умения делить текст на части, составлять план.

  • Восстановить картинный план, озаглавить картинки.
  • Определить картины (микротемы), назвать опорные слова, определить тему и главную мысль, озаглавить части, составить план.
  • Определить события, назвать тему и главную мысль, составить план.
  • Нарисовать устно (словесное рисование) или графически, как развивались события, озаглавить картинки, составить план.

Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Литературное чтение, 2 класс

Литературное чтение, 2 класс

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

2 класс. Н. Носов. Затейники.

2 класс. Н. Носов. Затейники.

3 класс. Литературное чтение.

3 класс. Литературное чтение.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПО ЗАГОЛОВКУ ПРЕДПОЛАГАТЬ ОБЩИЙ ХАРАКТЕР СООБЩЕНИЯ. ПЛАН ТЕКСТА Русский язык, 3 кл., ч.2, с.17

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПО ЗАГОЛОВКУ

ПРЕДПОЛАГАТЬ ОБЩИЙ ХАРАКТЕР СООБЩЕНИЯ.

ПЛАН ТЕКСТА

Русский язык, 3 кл.,

ч.2, с.17

ПЛАНЫ ТЕКСТОВ. СРАВНЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ Русский язык, 3 кл., ч.2, с.80

ПЛАНЫ ТЕКСТОВ. СРАВНЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

Русский язык, 3 кл.,

ч.2, с.80

Алгоритм составления плана текста 1. Прочитайте текст. Обрати внимание на то, как он построен: - О чём говорится сначала? - О каких событиях рассказывается в тексте? Перечисли. - Как заканчивается текст? 2. Разделите текст на части (эпизоды) – смену эпизодов определяет изменение таких повествовательных компонентов как место действия, время действия, состав персонажей (достаточно изменение одного из них).

Алгоритм составления плана текста

1. Прочитайте текст. Обрати внимание на то, как он построен:

— О чём говорится сначала?

— О каких событиях рассказывается в тексте? Перечисли.

— Как заканчивается текст?

2. Разделите текст на части (эпизоды) – смену эпизодов определяет изменение таких повествовательных компонентов как место действия, время действия, состав персонажей (достаточно изменение одного из них).

Алгоритм составления плана текста  3. Соотнесите части с элементами композиции: - экспозиция (присутствует не всегда) - завязка - развитие действия - кульминация - развязка эпилог (не всегда) 4. Определите количество пунктов плана (оптимально 5-6, возможно объединение некоторых частей).

Алгоритм составления плана текста

3. Соотнесите части с элементами композиции:

— экспозиция (присутствует не всегда)

— завязка

— развитие действия

— кульминация

— развязка

  • эпилог (не всегда)

4. Определите количество пунктов плана (оптимально 5-6, возможно объединение некоторых частей).

Алгоритм составления плана текста 5 . Выделите главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 6. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 7. Запишите свой заголовок к каждой части . 8. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Алгоритм составления плана текста

5 . Выделите главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

6. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

7. Запишите свой заголовок к каждой части .

8. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: работа с текстом: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: работа с текстом: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение: Учлит, 2017.

1 класс

1 класс

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Тема: учимся составлять краткий пересказ Цель: учиться …

Тема: учимся составлять краткий пересказ

Цель: учиться …

Что значит «пересказать кратко»? Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

Что значит «пересказать кратко»?

Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

 По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности. В тексте присутствует описание с подробными деталями.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
  • В тексте присутствует описание с подробными деталями.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом? уметь определять жанр произведения; уметь устанавливать последовательность событий в тексте; уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь исключать подробности в каждой части плана.

Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?

  • уметь определять жанр произведения;
  • уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
  • уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
  • уметь делить текст на смысловые части;
  • уметь составлять план текста;
  • уметь исключать подробности в каждой части плана.

УМЕНИЯ Уметь определять жанр произведения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Определить … Уметь устанавливать последовательность событий в тексте. Установить … Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Уметь делить текст на смысловые части. Определить … Разделить … Уметь составлять план текста. Составить … Уметь исключать подробности в каждой части текста. Исключить …

УМЕНИЯ

Уметь определять жанр произведения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Определить …

Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.

Установить …

Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.

Уметь делить текст на смысловые части.

Определить …

Разделить …

Уметь составлять план текста.

Составить …

Уметь исключать подробности в каждой части текста.

Исключить …

ПЛАН РАБОТЫ  Определить  жанр произведения. Установить  последовательность событий в тексте. Определить  тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Разделить  текст на смысловые части. Составить  план текста. Исключить  подробности в каждой части текста.

ПЛАН РАБОТЫ

  • Определить жанр произведения.
  • Установить последовательность событий в тексте.
  • Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
  • Разделить текст на смысловые части.
  • Составить план текста.
  • Исключить подробности в каждой части текста.

6. Исключить  подробности в каждой части текста.  1. Прочитай завязку. Ответь на вопросы. Когда происходит действие рассказа? ______________________________________________________ Где происходит действие рассказа? ______________________________________________________ Кто участвует в событиях, описанных в завязке? ______________________________________________________  2. Озаглавь первую часть текста. Запиши. ______________________________________________________ 3. Поработай карандашом – исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

6. Исключить подробности в каждой части текста.

1. Прочитай завязку. Ответь на вопросы.

Когда происходит действие рассказа?

______________________________________________________

Где происходит действие рассказа?

______________________________________________________

Кто участвует в событиях, описанных в завязке?

______________________________________________________

2. Озаглавь первую часть текста. Запиши.

______________________________________________________

3. Поработай карандашом – исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

4. Согласен ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет – исправь текст.  Осенью автор с друзьями был на рыбалке. Вместе с ними в походе был маленький мальчик, выдумщик, который каждый день сочинял новые истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

4. Согласен ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет – исправь текст.

Осенью автор с друзьями был на рыбалке. Вместе с ними в походе был маленький мальчик, выдумщик, который каждый день сочинял новые истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

5. Прочитай вторую часть текста - развитие действия. Ответь на вопросы. Какая обстановка была у костра? _______________________________________________________ Кто появился из зарослей? _______________________________________________________ 6. Озаглавь вторую часть текста. Запиши. _______________________________________________________

5. Прочитай вторую часть текста — развитие действия. Ответь на вопросы.

Какая обстановка была у костра?

_______________________________________________________

Кто появился из зарослей?

_______________________________________________________

6. Озаглавь вторую часть текста. Запиши.

_______________________________________________________

7. Поработай карандашом – исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому – исправь.  Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.  Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!  Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.  Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

7. Поработай карандашом – исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому – исправь.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

…  Составь и запиши план текста. План 1.  _____________________________________________________________ 2.  _____________________________________________________________ 3.  _____________________________________________________________ 4.  _____________________________________________________________ 5.  _____________________________________________________________  Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно, внеси изменения. Запиши получившийся текст. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь и запиши план текста.

План

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _____________________________________________________________

Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно, внеси изменения. Запиши получившийся текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую цель ставили перед собой?  Оцените полученные тексты по критериям. Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

Какую цель ставили перед собой?

Оцените полученные тексты по критериям.

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ  АВТОРЫ БОЙКИНА М.В., БУБНОВА И.А. Виды сочинений: Учимся составлять сообщение о литературном герое  на основе исторических источников; Учимся отбирать информацию из научно-познавательных текстов для создания сообщения; Учимся составлять рассказ по картине; Учимся составлять рекомендации к чтению; Учимся сочинять юмористический рассказ; Учимся писать сочинение на основе литературного произведения; Учимся писать сценарий к литературному произведению; Учимся составлять литературно-музыкальную композицию на основе литературного произведения; Учимся составлять сообщение по итогам самостоятельной исследовательской деятельности; Учимся сочинять фантастическую историю; Учимся творческому пересказу.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ АВТОРЫ БОЙКИНА М.В., БУБНОВА И.А.

Виды сочинений:

  • Учимся составлять сообщение о литературном герое

на основе исторических источников;

  • Учимся отбирать информацию из научно-познавательных текстов для создания сообщения;
  • Учимся составлять рассказ по картине;
  • Учимся составлять рекомендации к чтению;
  • Учимся сочинять юмористический рассказ;
  • Учимся писать сочинение на основе литературного произведения;
  • Учимся писать сценарий к литературному произведению;
  • Учимся составлять литературно-музыкальную композицию на основе литературного произведения;
  • Учимся составлять сообщение по итогам самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Учимся сочинять фантастическую историю;
  • Учимся творческому пересказу.

УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: умение определять тему; умение определять главную мысль; умение отбирать материал для создания текста в соответствии с темой и главной мыслью; умение восстанавливать текст в логике раскрытия темы и главной мысли.

УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

  • умение определять тему;
  • умение определять главную мысль;
  • умение отбирать материал для создания текста в соответствии с темой и главной мыслью;
  • умение восстанавливать текст в логике раскрытия темы и главной мысли.

ПЛАН Определить тему текста. Определить главную мысль текста. Составить тезис. Выбрать из текста доказательства к тезису. Сделать вывод в соответствии с тезисом. Расположить части в логической последовательности. Грамотно записать текст. Проверить готовый текст. Если нужно, внести изменения.

ПЛАН

  • Определить тему текста.
  • Определить главную мысль текста.
  • Составить тезис.
  • Выбрать из текста доказательства к тезису.
  • Сделать вывод в соответствии с тезисом.
  • Расположить части в логической последовательности.
  • Грамотно записать текст.
  • Проверить готовый текст. Если нужно, внести изменения.

 Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. — Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню. А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

 Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят. Идёт он и думает: — Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

 Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел. — Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.  А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.  Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.  Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

 Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.  Бросились Петя и Маруся к ней. — Бабушка! Вы школьница? — Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?    Вдруг Маруся закричала: — Смотрите! Смотрите!  Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!  Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.  Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы. — Ты школьник? — спрашивают. — А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?  Рассказали ему ребята, кто они такие.

Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

Бабушка! Вы школьница?

Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Вдруг Маруся закричала:

Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

Ты школьник? — спрашивают.

А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Построение текста.
  2. Части текста: начало, основная часть, концовка.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч.1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017. — с. 20-22.
  2. Канакина В. П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018. — с. 10-11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.

Прочитайте рассказ.

Осеннее утро

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Правильный ответ:

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

Правильный ответ:

В) это введение читателя в содержание текста

На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.

В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».

В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться!..»

Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.

ПАМЯТКА – «Три подружки»

Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).

Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:

– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).

Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.

Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.

Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.

Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).

Описание игры «КТО КОГО?»

Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).

Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).

Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.

В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.

Например:
     ТЕКСТ      1-Б
        —           *
        —           *
        —          — 
        *            *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.

Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».

*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».

ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:

Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью. 

Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.

Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.

Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»

Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.

Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).

Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».

Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:

1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.

Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.

Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.

Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:

«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше…»

Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед…

Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.

Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.

Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.

Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»

Не всегда понятно, как и когда заканчивать главы, на каком месте, какими они должны быть по объему. Есть некоторые хитрости, которые помогут найти ответы на эти вопросы:

1. Планируем заранее

Некоторые писатели предпочитают еще при планировании разбить текст на главы. Но это не самый конструктивный метод, так как в процессе написания книги часто приходится отступать от первоначального плана. Поэтому лучше планировать книгу не по главам, а по эпизодам и сценам. То есть делать разбивку текста на отдельные сцены. Тогда при написании вы будете видеть, что после той или иной сцены нужно сделать перерыв. Процесс разбивки станет органичным, вам не нужно будет «втискивать» себя в рамки плана, составленного год назад.

2. Делаем перерыв «на повороте»

Все изменения, которые происходят в тексте, будь то смена места действия, новая сюжетная линия или смена фокального персонажа — это повод начать с новой главы. Читатель ждет перемен в новой главе, поэтому его ожидания нужно вознаградить. Например:

Он вытер пот со лба, в последний раз посмотрел на однообразное, медного оттенка, африканское небо и попытался разгладить свою мокрую куртку. «С этим закончено, — сказал он Говарду. — Поехали в аэропорт». КОНЕЦ ГЛАВЫ

НАЧАЛО НОВОЙ ГЛАВЫ: Мэйн. Прохладно, туманно, кругом все зеленеет. Свинцовые тучи…

3. Делаем паузы в разгар действия

Вопрос, который стоит всегда держать в уме: как можно закончить эту главу так, чтобы сонный читатель продолжал читать с фонариком под одеялом, лишь бы узнать, как разрешится конфликт или найдет ли герой ответ на значимый вопрос.

Если вы стремитесь к этому «еще-страничку-и-спать эффекту», то стоит играть на принципе «старой доброй скалы, с которой вот-вот свалится герой». Правда, при этом важно не переиграть, иначе, если каждая глава будет заканчиваться подобным образом, читатель очень быстро устанет от напряжения. Чередуйте темп, где-то можно закончить главу на самой яркой сцене битвы, а где-то достаточно показать, что герой нашел дневник антагониста и вот-вот раскроет его главный секрет.

4. Обращаем внимание на любимые книги

Посмотрите, как разбивает текст по главам ваш любимый писатель? Каким образом он заставляет читателя переворачивать страницы дальше и дальше? Например, многие писатели дают в конце главы новую информацию, чтобы заинтересовать читателя и поддерживать напряжение:

Дневник Бриджит Джонс, Хелен Филдинг
14 глав, 271 страница

В конце главы «Апрель» Бриджит намекает, что она, возможно, беременна, а следующую главу Хелен Филдинг озаглавила «Будущая мать». Вот и все, читатель теряет контроль над собой. Нужно прочитать дальше!

К слову, «Дневник» очень легко читать еще и потому, что главы очень короткие. Еще одну, она же совсем маленькая, говорим мы себе. И забываем о времени

  • Определение понятия
  • Алгоритм работы с текстом
  • Тема
  • Выявление смысловых фрагментов
  • Написание подзаголовков
  • Вероятные ошибки

Работа с текстом: составляем план рассказа

Школьная программа обязательно включает в устное изложение рассказов. Это может быть пересказ произведений или собственный текст. Чтобы речь получилась связной, а пересказ удачным, с материалом следует предварительно поработать. В первую очередь, составить план рассказа. Рассмотрим, как это сделать правильно.

Определение понятия

Под планом рассказа подразумевается структура, созданная из элементов содержания текста, которыми обозначается часть повествования. Чем более точно и предельно близко содержанию текста составлен план, тем проще рассказчику выстроить целостное повествование.

Школьная программа предусматривает обучение учеников навыку составления плана речи, сочинения, пересказа и т. д., но проработать с ребенком, еще и отдельно, эту тему, будет не лишним. Умение анализировать текст, очень пригодится при сдаче ЕГЭ.

Алгоритм работы с текстом

Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.

Последовательность действий:

  1. Прочесть текст (произведение).
  2. Уловить главную сюжетную идею.
  3. Разделить текст на части, определяющие повороты сюжета.
  4. Прочесть каждый отрывок по отдельности, придумать ему подзаголовок, выделить несколько ключевых слов.
  5. Опираясь на план рассказа, пересказать текст.

Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.

К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».

составляем план рассказа

Тема

Сразу после прочтения следует определить главный посыл автора, ухватить сюжет. В произведении рассказывается о настоящей дружбе между животными, львом и собачкой. Сюжет – мужчина, ради смеха бросает в клетку к взрослому льву мелкую собаку, чтобы хищник разорвал ее на потеху зрителям. Лев, демонстрирует непредсказуемое поведение, проявляет дружелюбие, но конец этого рассказа печальный. Оба животные умирают. Именно в такой последовательности и должен идти пересказ текста.

Выявление смысловых фрагментов

Этот этап следует проводить, вооружившись карандашом. Пробежаться глазами по тексту, выделить моменты, когда заканчивается одно действие и начинает описываться другое.

В разбираемом нами рассказе последовательность повествования состоит из следующих фрагментов:

  1. Человек принес собаку к диким зверям в зоопарк.
  2. Собаку бросили в клетку к взрослому, сильному льву.
  3. Лев не проявил агрессии.
  4. Между животными возникла дружба.
  5. Хозяин собаки попробовал вернуть питомца.
  6. Получил грозный отпор от льва.
  7. Собака заболела и умерла.
  8. Лев не смог пережить потерю друга и тоже умер.

Нам удалось разбить рассказ на 8 частей, каждая из которых имеет, условное начало и конец (переход к следующей части повествования).

Работа с текстом: план рассказа

Написание подзаголовков

Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.

Заголовки могут быть такими:

  1. Лондонский зоопарк.
  2. Жестокость людей.
  3. Опасное знакомство.
  4. Человечность зверя.
  5. Удивительная дружба.
  6. Нет разлукам.
  7. Смерть маленькой собачки.
  8. Тоска и угасание льва.

У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.

Пример сложного плана:

  1. Опасное знакомство.

3.1 Растерянность и страх собаки.

3.2 Нетипичное поведение хищника.

  1. Тоска и угасание льва.

8.1 Осознание львом гибели друга.

8.2 Неприятие другого пса.

8.3 Гибель от тоски.

Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.

Работа с текстом: составляем план рассказа

Вероятные ошибки

Разобрав подробно пример по составлению плана произведения, в заключение, следует упомянуть о наиболее распространенных ошибках, которые совершают ученики, при выполнении аналогичных заданий:

  • написание слишком большого или, наоборот, маленького количества подзаголовков;
  • нарушение логики повествования, перестановка частей рассказа местами;
  • несовпадение названий заголовков с сюжетным наполнением части.

Избежать подобных ошибок при составлении плана возможно, если постоянно упражняться в этом занятии. Подходить к нему вдумчиво, несколько раз перечитывать, отмечать нужные места карандашом. Навык, мгновенно схватывать суть и перекладывать ее на бумагу, постепенно закрепится и не будет вызывать затруднений при работе с любым текстом.

  • Как понимать слова сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок
  • Как подготовиться к сочинению по русскому языку огэ 2022
  • Как понимает свободу ларра в рассказе старуха изергиль
  • Как подготовиться к сочинению по русскому языку 5 класс
  • Как понимает свободу герой ранних романтических рассказов горького