Как научиться писать итоговое сочинение за неделю?
Остались считанные дни до встречи с финальным боссом, а вы все еще не прокачены? Значит, пора переходить к кардинальным мерам, которые точно помогут подготовиться хотя бы на допуск, а при должном старании и на хороший балл. Многомудрый Литрекон учел все ваши вопросы и сделал максимально подробное руководство для освоения итогового сочинения. Помните, что оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не проверят. Также необходимо помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы. Поскольку наиболее распространенной ошибкой является тавтология, вам полезно будет прочитать все варианты синонимов и определений понятий из пяти направлений.
Вступление
Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!
- В первом предложении необходимо сделать подводку к тезису, что-то вроде общей фразы о погоде на сегодня: «Все мы мечтаем, но далеко не каждый из нас способен сохранить верность своей заветной грёзе, а потому некоторые люди отказываются от желаемого и довольствуются тем, что есть». Как видите, начинаем фразу с банальности, с которой невозможно поспорить, а потом уводим мысль в сторону нашей темы, акцентируя внимание на ее важности и значительности. Это достигается благодаря упоминанию об ужасных последствиях предательства мечты.
- Во втором предложении пишем вопрос, который представляет собой рерайт темы сочинения или более абстрактную форму вопроса: «Почему же мы предаем то, во что так свято верим?». Мы уже упомянули о предательстве грёз, поэтому нет нужды повторяться, достаточно просто сделать отсылку к первому предложению и заменить проблемное слово «мечта» на другое словосочетание.
- В третьем предложении формулируем тезис: «Я считаю, что причина этого непостоянства заключается в слабости человеческого характера, который ломается из-за тяжелых условий реальной жизни, возникающих на пути к воплощению мечты». Этот тезис мы и будем доказывать аргументами, так что сочинять его нужно крайне осторожно, чтобы не отвлечься от заданной темы.
- В четвертом предложении желательно перейти к доказательству своей позиции: «Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить характерные примеры из литературы». Вариантов таких фраз очень много, запомните два-три, чтобы на месте было легче сориентироваться и написать все грамотно.
Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.
- Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
- Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
- Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.
Аргументы
Необходимо привести два примера из литературы, которые должны доказывать справедливость вашего тезиса. Это должны быть книги, где раскрывается именно то, что вы написали во вступлении. Если вы отвечаете на вопрос, почему люди предают мечты, вам не надо приводить аргументы типа: «Ассоль всю жизнь мечтала и дождалась у моря погоды». Это никак не связано с тезисом, поэтому далеко не любая ситуация из романа или повести подойдет для конкретной темы.
По большому счету, есть три типа аргументов:
- От противного. Это пример, где герои противоречат вашему утверждению. Например, мстят, а вы говорили, что этого делать нельзя. И вот они отмстили, но последствия были ужасны, и удовлетворения они точно не получили. В финале такого аргумента вы пишите, что ваше мнение истинно, ибо персонажи, которые ответили ударом на удар, не добились справедливости, а лишь развязали конфликт. А вы ведь говорили, что так нельзя. Словом, доказываете истинность своей позиции, опровергая противоположное мнение.
- Логические. Тут все просто: они подтверждают вашу исходную мысль. К примеру, Грушницкий предал свою мечту, когда понял, что сердце княжны принадлежит другому. Столкнувшись с конкуренцией, юнкер не смог достойно сразиться за расположение Мери, ведь был слаб и труслив. Честной борьбе за счастье он предпочел подлость и отказ от своего идеала. Так, он очерняет репутацию девушки, которую любил, говоря, что она принимает по ночам Печорина. Герой знал, что это неправда, но намеренно решил сделать это в отместку за нанесенную обиду. Очевидно, что причиной этой неверности стал слабовольный характер Грушницкого, который бросил все, столкнувшись с первым же испытанием.
- Абстрактные. Когда тема вообще ни в какие ворота не лезет, приходится выкручиваться и додумывать примеры. Это когда вы рассуждаете, используя литературный материал, и приписываете действующим лицам те или иные мотивы, о которых можно лишь догадываться. Пример подобных чудес логики и смекалки вы можете посмотреть в этой работе. Данные трюки пригодятся далеко не всем, так что не будем на них останавливаться подробно.
Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:
- Вводная часть: Характерные примеры можно найти в повести Уткина «Рождественское блюдо»;
- Основная часть: пересказ тех обстоятельств из книги, которые имеют значение для раскрытия главной темы и ответа на поставленный вопрос;
- Микровывод: рассуждение, в ходе которого вы поясняете, как данный пример аргументирует вашу мысль. Нужно написать о том, что следует из данного фрагмента текста, какой итог можно подвести. Важно, чтобы этот вывод совпадал с тем, что вы уже обозначили в тезисе. Пример: Ионыч оказался от своих грёз, потому что не выдержал давления окружающей среды и сдался под напором неблагоприятных обстоятельств.
Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.
- Вспомним произведение Иванова «Петров и Сидоров», где поднимается тема пыли и экскрементов; Предательство мечты было подробно описано в рассказе Кузнецова «Кот»; Проанализируем книгу Долговязова «Скрипучий пол»; Это вступление к аргументам.
- Таким образом; Так; Итак; Значит; Очевидно; Потому что; Ведь; В связи с тем, что; Ввиду того, что; Можно прийти к выводу, что; Как мы видим. Это для микровывода.
Заключение
Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.
Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.
Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!
Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.
Метки: 11 классплан сочиненияшпаргалки
Читайте также:
Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: studio-mix.info
6 декабря одиннадцатиклассники напишут обязательное итоговое сочинение. От этой творческой работы зависит многое, а именно допуск к ЕГЭ. Поэтому к сочинению придется подготовиться, а не рассчитывать на то, что «зачет» получить легче, чем высокую оценку. В чем особенность итогового сочинения? Как правильно к нему готовиться? Почему можно и нужно использовать произведения не из школьной программы? Об этом «Году Литературы» рассказала учитель русского языка и литературы школы № 171 Анна Чайникова.
Когда только вернули обязательное сочинение в школу, учителя схватились за голову — как за несколько месяцев научить детей писать сочинение, если раньше их никто этому не учил. За пару недель невозможно научить человека рассуждать, ясно излагать свои мысли, да еще и в письменном виде.
Анна Чайникова: Нашей школе повезло, наверное. У нас никогда не прекращали учить писать сочинение. Подготовка начинается с младших классов, где дети пишут мини-сочинения, отвечают письменно на вопросы, учатся размышлять. Но вы правы, в некоторых школах уроки литературы проходят по-другому. Где-то вообще просто вслух читают тексты.
А к сочинению готовятся по двум-трем произведениям вроде несчастной «Капитанской дочки», где есть ответы почти на все вопросы.
Или ограничиваются «Войной и миром» и «Обломовым»…
Анна Чайникова: С «Войной и миром» вообще отдельная история. Мне кажется, в массе своей дети не читают все четыре тома целиком. В лучшем случае отдельные главы, которые задают к уроку, а в худшем вообще брифли. Коллеги часто жалуются, что дети ничего не читают, приходят неподготовленными, а урок превращается в театр одного актера. Меня это несколько удивляет, потому что в нашей школе к каждому уроку литературы дети готовят задания по тексту: найти фрагмент, сделать закладки, выписать какие-то цитаты, прокомментировать высказывания литературоведов и критиков. Мы постоянно работаем с текстом.
Я общаюсь с вузовскими преподавателями, которые по долгу службы читают абитуриентские сочинения. Так вот они рассказывают, что из сочинения в сочинение дети пишут об одних и тех же произведениях, используя одни и те же аргументы. Это ужасно скучно. Поэтому когда встречают работу, хоть немного выбивающуюся из общей массы неожиданным аргументом или позицией автора сочинения, отношение к ней совсем другое. Советую это взять на заметку тем, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты.
Как у вас в школе готовятся к итоговому сочинению?
Анна Чайникова: Первый урок литературы в 11-м классе мы посвящаем разбору предложенных тематических направлений. Вместе с ребятами стараемся представить, какие могут быть темы, о чем можно писать и какие лучше подобрать произведения.
Потом подробно разбираем каждое направление в отдельности: изучаем рекомендации ФИПИ, смотрим, какие темы были в прошлые годы и как они были сформулированы. Темы не ограничены конкретными авторами и произведениями, временем создания, это не обязательно должна быть русская литература. Дети могут раскрыть тему и на примере современной зарубежной литературы. Порой я слышу от учеников, что кому-то из их знакомых учителя запретили писать по их любимому Брэдбери или Кизу. Наверное, учителя стараются как-то направить детей, сориентировав их на русскую классику, но на самом деле
никаких ограничений в выборе литературного материала нет, в этом легко убедиться, открыв критерии оценки итогового сочинения.
Самое трудное в декабрьском сочинении то, что темы неизвестны заранее, даже если бы это был список из ста тем, дети чувствовали бы себя увереннее. Мы знаем только, что из пяти тем обычно одна это цитата. Другая формулируется в виде конкретного вопроса, на который нужно будет ответить в сочинении. Пытаемся придумать что-то похожее и тренируемся.
Но согласитесь, что для детей, которые видят себя в будущем программистами и физиками-ядерщиками, литература непрофильный предмет. Им всего-то нужно получить «зачет» и начать готовиться к ЕГЭ по математике и физике. Нужно ли им так глубоко погружаться в материал?
Анна Чайникова: Литература для всех профильный предмет, хотя бы потому, что сдавать ЕГЭ по русскому языку придется всем. А одна из его частей — сочинение, в котором нужно привести аргументы из литературы. Конечно, можно приводить примеры и из жизни. Но такие аргументы оцениваются меньшим количеством баллов. А если выпускники хотят получить 90 баллов и выше, то придется серьезнее отнестись к литературе.
Но я понимаю педагогов, которые от безысходности, когда ученик вообще не в состоянии ничего сам написать, подстраховываются и надиктовывают ему пять видов сочинений, которые он заучит и выдаст.
Современному одиннадцатикласснику непросто, ему нужно написать минимум два обязательных сочинения (итоговое и на ЕГЭ по русскому языку), а то и больше, если он выберет еще и ЕГЭ по литературе. И насколько я знаю, требования и критерии оценки везде разные. Путаницы не возникает?
Анна Чайникова: Да, сочинения все разные. Подготовку к сочинению в формате ЕГЭ мы начинаем в десятом классе. К началу одиннадцатого дети уже знакомы со структурой этой работы. Дело в том, что сочинение из ЕГЭ по русскому языку имеет очень жесткую структуру. Первый абзац должен быть посвящен проблеме, поднимаемой в тексте автором. Во втором дается к ней комментарий. Третий — авторская позиция. Четвертый — собственная позиция автора сочинения. Пятый и шестой — два аргумента, подтверждающие позицию автора сочинения. И последний абзац — заключение. Чтобы не было путаницы, до декабря мы концентрируемся на отработке тестовой части ЕГЭ. А уже после итогового сочинения тренируемся писать хорошие сочинения в формате ЕГЭ. Детям, которые умеют писать сочинение, довольно сложно втиснуться в эти рамки. Зато тем, кто не умеет, четкий план помогает. Они понимают, здесь вот так надо сказать, а здесь эти клише употребить.
К декабрьскому сочинению мы начинаем готовиться, как только объявят тематические направления. Итоговое сочинение, как и сочинение на ЕГЭ по литературе, имеют классическую структуру: вступление, основная часть, заключение. Выпускники привыкли к жестким требованиям и схемам написания работ, в которые надо втиснуть свои мысли.
И когда говоришь детям, что они свободны и могут писать без всех этих «проблем» и «позиций автора», смотрят на тебя с подозрением, спрашивают, в чем подвох.
Единственное отличие этих трех видов сочинений в критериях оценки. В сочинении на ЕГЭ по литературе есть свои тонкости, например, обязательно должны использоваться литературоведческие термины, ученик должен владеть приемами анализа текста, уметь выявлять основания для сопоставления произведений, не допускать фактических ошибок.
Учителя часто жалуются, что дети не умеют выражать свои мысли. На вопросы отвечают односложно…
Анна Чайникова: Такая проблема действительно существует. Когда получаю односложный ответ, всегда прошу: поясни, приведи пример.
Во время итогового сочинения, кстати, тоже предполагается, что ребенок выскажет свою позицию по вопросу, заявленному в теме, а потом подтвердит ее аргументами из художественного произведения. В работе должен быть слышен голос ребенка, его мнение, отношение к тому, о чем он пишет. Но многие дети вместо того, чтобы попробовать сформулировать свое мнение, сразу переходят к разбору литературных произведений. Но это же не литературоведческое сочинение!
А когда ставят «зачет» за итоговое сочинение, количество орфографических ошибок учитывается?
Анна Чайникова: Учитываются все ошибки: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические и даже этические. Вот вам пример. Один молодой человек, комментируя высказывание Чернышевского о любви, написал в сочинении: «Чернышевский был или полный дурак, или бесконечный романтик». За «дурака» сняли балл — этическая ошибка.
Или если назвать «происшествием» самоубийство Катерины в «Грозе» Островского, это тоже будет считаться этической ошибкой.
Дети не всегда видят такие ошибки. Поэтому я взяла за правило после каждого сочинения выписывать все подобные ошибки, анонимно, конечно, на отдельный листок и разбирать их вместе с детьми. Они смеются, стесняются, если узнают свою ошибку, некоторые хвастаются. Но метод действенный — дети начинают видеть ошибки и больше их не допускают.
Как вы думаете, готовы наши школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто «зачет-незачет», а оценку?
Анна Чайникова: Думаю, нет. В тех школах, откуда сочинение и «не уходило», особых проблем возникнуть не должно. Мы как учили писать сочинения, так и учим. И продолжим учить, даже если итоговое сочинение отменят. Мне бы не хотелось, чтобы эта работа проверялась сторонними экспертами и чтобы за нее выставлялась оценка. Хотя, на мой взгляд, критерии грамотности письменной речи можно и ужесточить. 5 ошибок на 100 слов — это смешно (учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические), если вся работа составляет 300–400.
Убеждена, что писать сочинения в школе надо, и не только в первую среду декабря, но постоянно. Дети должны уметь излагать мысли, владеть родным языком, красивой и грамотной письменной речью. Не уверена, что школьникам нужно сочинение, на которое три месяца натаскивают и про которое потом благополучно забывают. Вузовские преподаватели говорят, что несколько лет назад, когда сочинение только ввели, работы читать было гораздо интереснее. Тогда не было еще всех этих методических рекомендаций, пособий и натаскивания, дети писали, как могли, и сочинения были более живые.
КСТАТИ
Какие книги помогут подготовиться к сочинению?
- Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. Игорь Сухих
- Современная русская литература. Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий
- «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса
- «Русская литература XIX—XX веков. Пособие для поступающих в вузы» или просто «Шурики» Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова
Ссылки по теме:
Сочинение-2017: Работа над ошибками — 27.12.2016
Что прочитать и как раскрыть тему сочинения? — 05.12.2016
Как получить «зачет» за итоговое сочинение: 10 советов — 19.09.2016
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
1 декабря 2021 года во всех школах страны пройдет итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Как школьникам подготовиться к итоговому сочинению быстро, легко и качественно? Делимся 10 лайфхаками от преподавателя русского языка в онлайн-школе «Литература со вкусом» Ники Цариковой.
1. Заранее определитесь, зачем вам итоговое сочинение
Одна цель — получить зачет и быть допущенным до ЕГЭ, другая — использовать сочинение при поступлении в университет. В первом случае достаточно просто попасть в тему и не допустить грамматических ошибок.
Часто итоговое сочинение принимают на филологическом факультете или факультете журналистики. Если вы собираетесь предоставить работу в университет, чтобы получить дополнительные баллы, требуется показать в тексте мета-предметность. Из сочинения должно быть понятно, что ученик разбирается не только в произведениях школьной программы. Поэтому стоит в сочинении упоминать книги, которые читали самостоятельно, или обратиться к биографии известных личностей, научным открытиям.
2. Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях
Если вы сосредоточитесь на одном-двух направлениях, то успеете посмотреть все возможные темы в интернете и подготовиться к примерным вопросам, которые будут на экзамене. Распылять внимание не стоит: это только помешает качеству.
3. Не читайте новые книги или анализы литературных произведений за день до экзамена
Перед итоговым сочинением необходимо повторять те знания, которые уже есть в голове. Новая информация не успеет уложиться или перепутается из-за стресса.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
4. «Подгоните» уже имеющийся материал под нужные темы
Самый главный навык для хорошей сдачи итогового сочинения — умение использовать прочитанные книги. Практически в любом произведении найдётся необходимая тема: любовь, отношение к Родине и далее по списку. Чтобы легко найти нужный эпизод, стоит продумать, с чем у тебя ассоциируется эта тема, вспомнить всех героев и в какой сюжетной линии они были задействованы.
5. Проверяйте сочинение с конца
Логику и композицию сочинения в первый раз следует проверять с первого предложения, а при второй проверке — начать с конца. Это поможет отвлечься от написанного и объективно оценить текст.
6. Не теряйте логику
Часто из-за стресса ученики теряют логику повествования. Если вопрос звучит «Согласны ли вы…?», то выражать позицию должны все аргументы, которые вы приводите. Если вопрос строится на противопоставлении двух понятий, то в сочинении требуется осветить обе позиции и в выводе объяснить, какой придерживаетесь вы.
7. Следите за грамотностью
Чтобы проверить все знаки препинания в сочинении, снова прочитайте его с конца. Так легче отвлечься от смысла текста и увидеть все свои грамматические ошибки. «Незачет» ученик получает только в случае, если на 100 слов в сумме у него оказывается более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. Но при проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.
8. Не ищите аргументы в интернете
Аргументы по вашей теме, которые получится найти в интернете, могут отличаться от заданной вами идеи сочинения. В итоге вы потеряете логику размышления. Если вы все же решили посмотреть чужие анализы, то после этого обязательно прочитайте краткое содержание этих произведений и перескажите их себе, чтобы глубже разобраться в вопросе.
9. Не переживайте во время экзамена
Страх мешает писать и приводить мысли в порядок. Помните, что итоговое сочинение является всего лишь допуском к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал нужное количество слов (минимальный объем слов — 250), или эксперты признали их работы несамостоятельными.
10. Пишите о любимых произведениях
На экзамене обращайтесь к тем произведениям, которые вам нравятся, и не бойтесь писать свое мнение — итоговое сочинение предполагает свободу формы и мысли, поэтому получить «незачет» из-за радикальных взглядов ученик не может. Здесь нет авторской позиции и «правильного» мнения — у каждого есть возможность порассуждать, а самостоятельность мысли наоборот поощряется.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
На чтение 5 мин Просмотров 8.3к.
Обновлено 23 января, 2022
Данная статья раскрывает секрет того, как научиться писать итоговое сочинение за неделю. Когда до декабрьского сочинения остались считанные дни, выпускники пытаются использовать все возможности, чтобы получить заветный зачет. Но вот беда: одноклассники с сентября плодотворно занимались подготовкой к сочинению, а ты даже не посетил ни одной консультации. Не переживай, мы поможем наверстать упущенное и успешно справиться с испытанием. С чего же начать подготовку?
Содержание
- Структура сочинения
- Первый абзац – вступление
- Второй и третий абзацы – аргументы
- Четвертый абзац – вывод
- База аргументов
- Использование речевых клише
- Для вступления
- Для перехода к основной части
- Для аргументов
- Для заключения
- Выбор направления
Структура сочинения
Во-первых, необходимо познакомиться со структурой сочинения.
Первый абзац – вступление
В нем нужно раскрыть смысл названия сочинения. Если название дано в форме вопроса («Что значит быть добрым?»), необходимо дать на него ответ. Если же название представляет собой утверждение («Доброта как важнейшее качество человека»), необходимо выразить свое согласие или несогласие с ним. Другими словами, нужно сформулировать тезис, который должен быть подтвержден примерами из литературы.
Второй и третий абзацы – аргументы
Подтверждать свою точку зрения, выраженную во вступлении, необходимо именно примерами из литературы. Обращаться можно и к произведениям из школьной программы, и к современной литературе. В данной части сочинения важно прокомментировать тезис с помощью примеров, а не просто пересказать содержание произведения. Например, если вы пишете сочинение по теме «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?» и в качестве примера берете рассказ А. Платонова «Юшка», то нужно говорить о том, что Юшка был очень добрым. Это подтверждает его отношение к тем людям, которые его обижали: он никогда не отвечал злом на зло. Кроме того он ограничивал себя во всем, отдавая все деньги девушке, которая даже «дочерью ему не была». Из этого следует, что доброта Юшки была безгранична. Третий абзац – это аргумент из другого произведения, написанный по аналогии с первым.
Четвертый абзац – вывод
Прежде чем его формулировать, обратите внимание на тему. Вывод должен соответствовать содержанию сочинения. Вывод к перечисленным выше примерам может звучать так: «Приведенные примеры позволяют сделать вывод, что в русской литературе есть герои, обладающие безграничной добротой».
База аргументов
Во-вторых, нужно заранее собрать базу аргументов.
Когда до итогового сочинения остались считанные дни, а вы не прочитали ни одного произведения, можно прибегнуть к небольшой хитрости: подобрать аргументы из небольших рассказов. Их чтение занимает немного времени, зато вы без труда прокомментируете любую тему.
Мы рекомендуем вам прочитать рассказы А.П. Чехова: они небольшие по объему, но довольно интересные для аргументации. Чтение одного рассказа занимает не более часа. Рекомендуем следующие произведения А. П. Чехова:
— «Злоумышленник»: Денис Григорьев откручивал от рельсов гайки, необходимые ему для рыбалки. Мужчина не осознавал, что тем самым он может стать виновником смерти пассажиров поезда.
— «На мельнице»: Мельник Алексей Бирюков неуважительно ведет себя с матерью. Старушка пришла к нему за материальной помощью, принесла гостинец – пряник, который мужчина побрезговал взять. Достав набитый купюрами кошелек, он достал оттуда двугривенный и протянул матери. Старушка, опустив голову, поплелась домой.
— «Спать хочется»: Тринадцатилетняя девочка Варька вынуждена работать на хозяев. Кроме работы по дому ей приходится смотреть за их маленьким ребенком, который постоянно плачет. Варька не спит уже который день, она теряет рассудок. В одну из бессонных ночей девочка душит ребенка, который мешает ей спать.
— «Хамелеон»: Полицейский надзиратель Очумелов пытается разобраться в деле мастера Хрюкина, которого укусила собака. В зависимости от того, кому принадлежит собака (генералу или другому человеку) Очумелов меняет свое решение, словно хамелеон подстраивается под ситуацию.
— «Дама с собачкой»: Гуров знакомится в Ялте с Анной Сергеевной. Между ними завязываются далеко не дружеские отношения. Но дома обоих ждут семьи, но их браки не дают им счастья. Поэтом они продолжают встречаться после возвращения с курорта.
Использование речевых клише
В третьих, можно в работе использовать «заготовки» в виде речевых клише. Это значительно облегчит написание работы и позволит логично сформулировать мысли. Предлагаем небольшой список таких клеше.
Для вступления
— Каждый из нас часто задумывался над вопросом…
— О (любви, добре, надежде) мы знаем из книг, фильмов…
— Как часто мы слышим о…
Для перехода к основной части
— О (любви, добре, надежде) написано немало произведений. Обратимся к ним.
— Об этом писал …
— Доказать свою точку зрения могу примерами из …
— Что же об этом написано в литературе?
Для аргументов
— Тема (любви, добра, надежды) раскрывается в произведении…
— Вспомним героя повести (рассказа, романа, поэмы)…
— Герой произведения … был …
Для заключения
— В заключение хочется сказать …
— Проанализировав художественные произведения, я пришел (пришла) к выводу…
— Таким образом, я понял (а) …
Выбор направления
Ежегодно для итогового сочинения формируются пять направлений. Если время не позволяет освоить каждое из направлений, можно выбрать одно из пяти и готовиться только к нему. Ведь на испытании предлагаются пять тем в соответствии с направлениями.
Как не ошибиться в выборе темы? Нужная вам тема будет под тем номером, которому соответствует номер направления. Эта хитрость позволит сэкономить время и лучше подготовиться к написанию сочинения.
Надеемся, что данная информация была вам полезной. Мы стремимся к тому, чтобы каждый выпускник получил зачет на итоговом сочинении. Поэтому вы можете обратиться к нам за помощью в любой момент, и мы обязательно поможем разобраться с трудностями. Оставляйте вопросы в комментариях к данной статье. Удачи!
6 советов, которые помогут тебе подготовиться к итоговому сочинению 2022
Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.
Совет № 1: изучи темы
В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.
Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.
Совет № 2: подбери литературу
Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.
Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.
Совет № 3: сделай конспекты
Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!
Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.
Совет № 4: продумай структуру
Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.
Совет № 5: поищи факты
Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.
Совет № 6: почитай другие сочинения
Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.
Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
10 ноября 2022
10-11 классы Совет эксперта
Как подготовиться к итоговому сочинению
В начале декабря всем одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение. Полученный положительный результат является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, проверяет общие речевые компетенции школьника, выявляет уровень речевой культуры, оценивает умения рассуждать по избранной теме и аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно основывается на литературе, так как требует строить аргументацию с обязательным привлечением примеров из литературного материала.
Жанр итогового сочинения отличается от сочинений по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации. Если в итоговом сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Объем сочинения-рассуждения на выбранную тему — от 350 слов, причем максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Важный нюанс, отличающий жанр итогового сочинения, состоит в степени привлечения литературного материала. Если в задании № 12 сочинения ЕГЭ по литературе от выпускника требуется глубокое погружение в художественное произведение, выявление авторской позиции, анализ отдельных эпизодов, образов героев, художественных приемов, то в итоговом сочинении литературный материал используется в качестве аргумента, примера, подтверждающего собственное рассуждение.
Что изменилось в этом году?
Раньше ежегодно перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений. Далее в их рамках разрабатывались конкретные темы, о которых школьники узнавали только в день экзамена. Для каждого часового пояса был доступен своей комплект из пяти тем на выбор (по одной от каждого направления). Нововведением в 2022/2023 учебном году стала отмена пяти тематических направлений итогового сочинения, которые больше не будут публиковаться в начале учебного года. Вместо этого появится закрытый банк тем.
В этом учебном году в основу закрытого банка положены темы, которые использовались в прошлые годы (сейчас их более 1,5 тысяч). В дальнейшем этот банк будет пополняться. Перед началом учебного года теперь можно будет узнать названия разделов и подразделов закрытого банка, а также прочитать комментарии к ним. На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка, с которой учащимся непременно надо ознакомиться.
Структура банка имеет три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир, общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа, культура, наука, Вселенная) — то есть все то, о чем необходимо задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.
Нововведения коснулись и количества тем: в этом учебном году школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем. В каждом комплекте будет по две темы из каждого раздела банка. Без изменений в новом учебном году остались требования и критерии оценивания итогового сочинения.
Алгоритм успешной подготовки к итоговому сочинению
В заключение кратко сформулируем для обучающихся алгоритм успешной подготовки:
- Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
- Не забывайте про рассказы и стихотворения, которые могут быть убедительными аргументами для раскрытия темы.
- Не бойтесь размышлять и выражать свое мнение.
- Следуйте за формулировкой темы.
- Комментируйте поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
- Не забывайте про объем — не менее 250 слов.
- Соблюдайте правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
- Старайтесь грамотно выражать свои мысли.
- Помните, что цитирование в сочинении необязательно, важно передать образ, мысль, поступок героя.
При подготовке к итоговому сочинению поможет Библиотека МЭШ, а также видеоматериалы по подготовке к ЕГЭ от экспертов МЦКО.
Более подробно об этом можно прочитать на сайте Московского центра качества образования.
Александра Кудряшова, доктор филологических наук, ведущий специалист отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО.
Теги
учеба