метки: Подготовиться, Чтение, Выразительный, Часть, Фразеологизм, Текст, Угрюмый, Грустный
На этой странице каждый учащийся может найти для себя полезную информацию для подготовки к уроку:
1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
2. Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.
4. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.
5. Обозначь паузы.
6. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
Обучение выразительному чтению на уроках литературы делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность, без которой невозможно полноценное преподавание литературы.
Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи. Обучать выразительному чтению совместно с занятиями литературой и языком целесообразнее также и потому, что такое обучение может проходить в течение всего школьного курса. Овладение навыками и умениями идет постепенно, не создавая для детей и подростков дополнительных трудностей. По этим соображениям и необходима теснейшая связь методик преподавания литературы и русского языка с методикой выразительного чтения.
1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.
2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.
3. Пиши, соблюдая последовательность изложения.
4. Подбирай образные слова и выражения.
5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.
6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.
7. Не забудь сделать выводы.
8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части-сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.
9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления.
2 стр., 892 слов
Сочинение рассуждение яркие выразительные сравнения придают речи …
… на них). Метонимия делает мысль более яркой и выразительной. Примеры: Да что на серебре, на золоте … в речи автора). Парафра΄за Пример: царь зверей (лев), Туманный Альбион (Англия). Сравнение Сравнение … обычного (прямого) порядка слов в предложении с целью придания особого смысла слову или предложению. Риторическое … над тихим лесом. Эпитет – это яркое, красочное определение, чаще всего выражено …
1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок «про себя».
2. Прочитай вслух.
3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).
4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.
5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.
6. Повтори выученное перед сном и утром.
Как разучивать скороговорку
1. Прочитай медленно скороговорку.
2. Подумай, о чём в ней говорится.
3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.
4. Какой звук повторяется в скороговорке?
5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.
6. Проговори скороговорку быстрее.
7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.
1. Прочитай произведение.
2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.
3. Раздели произведение на части.
4. Озаглавь каждую часть.
5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.
6. Перескажи произведение по плану.
Характеристика персонажа (художественного образа человека)
Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.
1. Внешний облик:
- портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
- речь-темы высказываний, формы речи;
- костюм.
2. Внутренний облик:
- характер персонажа — сильный — слабый, волевой — безвольный, цельный -противоречивый;
- характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.
3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).
4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).
5. Общество, в котором живёт персонаж.
6. Прототип (его наличие или отсутствие).
Антонимы
Если просто, то антонимы — это слова, противоположные по значению.
Из словаря антонимы (от греч. anti — против, ónyma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.
Вот некоторые примеры антонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.
Родина, отчизна
восток — запад, вест(мор)
север — юг, зюйд(мор)
восход — закат
зима — лето
грязь — чистота
свет — тьма, темнота
день — ночь
исток — устье
жара — холод
мир — война, ссора
антоним — синоним
правда — ложь
век — мнгновение
город — село, деревня
успех — неудача
истина — заблуждение, обман
добро — зло
польза — вред
богач — бедняк
друг — враг
радость — грусть, печаль
различие — сходство
2 стр., 870 слов
Книги, которые должен прочитать каждый (Часть 1) ( на свободную тему)
… пережить все невзгоды, которые принесла ему судьба. В романе присутствует огромное количество персонажей, каждый со своей судьбой. … Павки Корчагина. Начиная с тяжелого детства и заканчивая болезнью, книга пропитана революционными идеями. Борьба за революцию, за свержение … помилованным, спасает свою возлюбленную Машу Миронову из плена. Книга является обязательной для изучения в школьной программе. 6. …
надежда — отчаяние
лентяй — труженик
диалог — монолог
расторопный
щедрый — скупой
толстый — тонкий
трудный — легкий
здоровый — больной
честный — подлый
аккуратный
дюжий — хилый
жесткий — мягкий
замкнутый
искренний
очевидный
отважный — трусливый, малодушный
правдивый
привередливый
участливый
робкий — смелый
решительный
упрямый — покладистый
халатный — добросовестный
невозмутимый
образованный
яростный — кроткий
угрюмый — приветливый
храбрый — трусливый
лишний — необходимый
ловкий — неуклюжий
здоровый — больной
нарочный — нечаянный
приятный — отталкивающий
белый — черный
быстрый — медленный
высокий — низкий
горький — сладкий
зеленый — зрелый
ветхий — новый
верный — ошибочный
полезный — вредный
веселый — грустный, печальный, скучный
глубокий — мелкий
острый — тупой
крепкий — непрочный
гладкий — шершавый
горячий — холодный
мокрый — сухой
яркий — тусклцй
сытый — голодный
тонкий — толстый
тесный — просторный
гласный — согласный
широкий — узкий
ясный — пасмурный, ненастный
новый — старый
близкий — далекий
большой — маленький
могучий — слабый
частый — редкий
блестеть — мерцать
бледнеть — краснеть
гасить — зажигать
греть — охлаждать
светать — смеркаться
помогать — мешать
ложиться — вставать
смеяться — плакать
удаляться
говорить — молчать
помогать — мешать
делать — бездельничать
любить — ненавидеть
мерзнуть — согреваться
оборонять
тужить — радоваться
спасти — погубить
уверить — разубедить
огорчить — утешить
Синонимы
Синонимы (от греческого слова «synonymon» «одноимённый») — это слова, совпадающие или близкие по значению. Они выражают одно и то же понятие, но различаются оттенками значения, например: занавесь (общее наименование: полотнище ткани, которым завешивают окна, двери, картины и т. п., отгораживают часть помещения), занавес (большое тяжёлое полотнище, закрывающее дверь, проём и т. п., отгораживающее часть помещения, стену), занавеска (полотнище из лёгкой ткани), штора (полотнище ткани для завешивания окна), гардина и портьера (полотнище ткани для завешивания двери).
12 стр., 5729 слов
Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста …
… в семье. Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой. Сочинение на тему … в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной … создает образ засыпающей природы, окружающей Косту и навевающей грустное настроение. В …
Синонимы могут также различаться по выразительности, могут быть книжными и разговорными, современными и устарелыми, просторечными, народно-поэтическими, ласкательными и шутливыми: мальчик (подросток мужского пола), мальчишка (разговорное), мальчуган и мальчонка (разговорное и ласкательное), мальчонок (просторечное, ласкательное), парнишка и паренёк (разговорное и ласкательно-фамильярное), хлопец и хлопчик (просторечное и областное), шпингалет (просторечное), пацан (грубовато-просторечное), шкет (жаргонное).
Синонимы отделяются друг от друга запятой; точка с запятой разделяет синонимы с разными оттенками значения.
Вот некоторые примеры синонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.
Дорога , путь, линия, колея
Распутица
Простор , ширь, даль, приволье, раздоль
Половодье
Прохлада , свежесть, холодок
Птичка , птаха, пичужка, пичуга
Метель , вьюга, буран, пурга, ураган, иторм
Родина , отечество, отчизна
, ключ, родник
Пустяк , мелочь, безделица, ерунда, чепуха
Верщина , верх, гребень(гср, волны), конёк(крыши)
Холод , мороз, стужа
Январь , просинец
Февраль , снежень, лютый
Март , зимобор, березень
Апрель , снегогон, цветень
Май , травник, травень
Июнь , хлеборост, червец
Июль , липец, страдник, сенозарник
Август , жнивень, серпень
Сентябрь , хмурень
Октябрь , грязник, листопад
Ноябрь , листогной
Декабрь , студень, стужайло, студенец
Родной , отчий, отеческий
Страшный , ужасный, жуткий, чудовищный
Быстрый , проворный, прыткий, резвый
Печальный
Белый , белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный
Чёрный , вороной (конь), смоляной (волосы), агатовый (глаза)
Красный , румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый
Лиловый , фиолетовый, сиреневый
Зеленый , изумрудный, малахитовый
Желтый , золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный
Синий , кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый
Голубой , лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный
Серый , стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)
Прежний , былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший, летошный год (прошлый год)
Близкий , ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний
Небывалый, Безграничный, Душистый,
Мокрый , сырой, влажный, влажный
Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный
Старый , ветхий, дряхлый(о вещах)
Красивый , прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный
Вкусный , аппетитный, лакомый
Жаркий , знойный, жгучий, горячий, палящий
45 стр., 22439 слов
Фразеологизмы в романе М.А.Шолохова «Поднятая Целина»
… и дифференциальный. Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований фразеологии, не только в романе «Поднятая целина», но и в других … особенностей такого выразительного средства, как фразеологический оборот в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». Уместно примененные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и …
Холодный , морозный, ледяной
Дивный , чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, очаровательный, чарующий, непонятный,
Грустный , печальный, скучный, невеселый
Большой , гигантский, громадный, исполинский
Блестеть , сиять, сверкать, искриться, светиться
Дрожать , трястись, трепетать
(Дождь) моросит , накрапывает, идет, льет
Притворяться, Смеркаться
Дети , детвора, ребята
Забава , развлечение, потеха
Свобода , независимость, воля
Восторг , восхищение, ликование, веселье, радость
Друг , приятель, товарищ
Враг , противник, неприятель, недруг
Праздник , торжество, триумф
Разведка , пояск
Разведчик
Предлог , причина, повод, основание, оправдание, отговорка
Комната , светлица, светелка, горница, каморка
Задира , забияка, драчун
Мир , вселенная, космос
Предсказатель
Ровесник , сверстник, одногодок,
Страх , боязнь, испуг, ужас, паника,
Плут , жулик, мошенник, обманщик, шарлатан
Лентяй , лодырь, ленивец
Удача , счастье, везение, фортуна
Шалун , проказник, баловник
Эгоист , себялюб, самолюбец
Равнодушие, Волшебник, Аккуратный
Неловкий , неуклюжий
Старательный, Чувствительный, Благородный
Трудный , сложный, непростой, мудреный, хитрый
Безжалостный, Беззаботный
Ленивый , нерадивый
Вежливый , обходительный, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный
Верный , надежный, преданный
Старый , пожилой, престарелый
Грустный , печальный, скучный, невеселый
Гостеприимный
Робкий , несмелый, пугливый, трусливый
Дерзкий , резкий, грубый, вызывающий
Добродушный, Податливый
Подлый , бесчестный, гнусный, грязный, низкий,
Легкомысленный, Осторожный, Откровенный, Лицемерный
Льстивый , вкрадчивый, угодливый, елейный
Несчастный, Порядочный, Догадливый
Глупый , неразумный, несмышленый
Трудолюбивый
Умный , неглупый, мудрый, толковый, разумный
Чуткий , отзывчивый, участливый, сердечный
задушевный
Бессовестный
Сильный , мощный, могучий
Трудолюбивый
Умный , неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый
Слабохарактерный, Хладнокровный
Честный , порядочный, непорочный
Смелый , храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, решительный, не робкого десятка
Угрюмый , мрачный, хмурый, сумрачный
Жадный , алчный, ненасытный, скупой
Искренний
Ласковый , любезный, нежный, обязательный
Беспокоиться
Бояться , пугаться, робеть, дрожать от страха
11 стр., 5095 слов
«Роль фразеологизмов в речи» проект по русскому языку (5 класс)
… сочинений Роль фразеологизмов в речи Вариант 1. Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». … основано на сравнении головы с котелком: варит – значит, думает. Нередко основой фразеологизма становится часть известной … (мосты) Сиамские близнецы Скатертью дорога Сколько воды утекло Слепое счастье Слово знает! Со …
Сказать , молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать
Видеть , наблюдать, замечать, примечать
Воевать , бороться, биться, ополчаться, сражаться
Воровать , красть, похищать, присваивать, таскать
Врать , лгать, выдумывать, обманывать, сочинять
Грустить , печалиться, унывать, кручиниться
Делать , мастерить, сооружать, творить, создавать
Осмеливаться, Отчаиваться
Охранять , беречь, караулить, стоять на часах
Подчиняться
Поймать , изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след
Почитать , чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение(уважение, внимание)
Важничать, Растеряться, Рисоваться, Сердиться, Скитаться, Упрямиться
Скрывать , таить, прятать
Править , управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить.
Фразеологизмами, Фразеологизмы, Значение фразеологизмов
Признаки фразеологизмов
- Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутсяустойчивыми словосочетаниями .
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то , аберечь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока .
Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать , врасплох застать и застать врасплох , но такие случаи редки.
- Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову
рукой подать
- Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам, Поставить в тупик
Примеры фразеологизмов и их значения
Баклуши бить, Белены объесться, После дождичка в четверг
Аника-воин
Задать головомойку(баню), Белая ворона, Бирюком жить, Бросить перчатку, Волк в овечьей шкуре, Витать в облаках
Душа в пятки ушла
Живота не пожалеть, Зарубить на носу, Из ухи делать слона, На блюдечке с золотой каемочкой
На краю земли
На седьмом небе
Ни зги не видно
Кинуться очертя голову, Съесть пуд соли, Скатертью дорога, Работать засучив рукава
Фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды, Вилами по воде писано, Водой не разлить, Воду в решете носить, Воды в рот набрал, Возить воду (на ком-л.), Вывести на чистую воду
Выйти сухим из воды
Деньги как вода, Дуть на воду, обжегшись на молоке, Как в воду глядел
Как в воду канул
Как в воду опущенный, Как вода сквозь пальцы
Как две капли воды
Сообщение
Методика
подготовки к выразительному чтению
Умение читать не приходит само собой. Его надо
развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой
восприятия художественного произведения является слушание выразительного
чтения.
Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что
«выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного
обучения литературе…». [19, c.25]
Выразительное чтение – возможность проникнуть
в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно
углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и
музыкальности, служит образцом для учащихся.
Основной принцип выразительного чтения –
проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительное чтение – одна из сторон навыка
чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его
образы. Признаки выразительного чтения:
умение соблюдать паузы и логические ударения,
передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения,
а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение
звуков, достаточная громкость, темп.
Выразительность – важное требование,
предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое
громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает
мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст
выразительно, значит:
раскрыть характерные особенности образов,
картин, изображенных в нем;
показать отношение автора к событиям, к
поступкам героев;
передать основную эмоциональную тональность,
присущую произведению.
Большое влияние на учащихся оказывает
выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и
устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее
дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям
эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя,
вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном
чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя,
учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному
всеми доступными им средствами.
Главным условием, обеспечивающим
выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися.
Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе
вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не
значит, что до обобщающей беседы не уделяется внимания этой стороне чтения.
Наоборот, в процессе повторного громкого
чтения используется всякая возможность для постепенной подготовки к
выразительному чтению: предлагается правильно прочитать уже осмысленные детьми
отрывки или эпизоды; обращается их внимание на отдельные изобразительные
средства, отыскиваем в них логически и эмоционально важное слово, требуем
соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, — словом, на
протяжении урока учитель помогает учащимся овладеть необходимыми средствами
выразительности.
К чтению учителя и школьника нельзя
предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего,
кроме специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности,
имеющего возможность длительной организованной подготовки к чтению.
Для школьного выразительного чтения
обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной [2, c.15]:
Соблюдение знаков препинания.
Дети, еще во время обучения чтению, приучаются
к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или
восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При
этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный
знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в
конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость
выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
Постепенно учащиеся усваивают типичные
интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых,
тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В
начальной школе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и
изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце
предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные
деепричастия. Все эти знания, приобретенные учащимися еще во время обучения в
начальных классах, являются необходимой базой для обучения выразительному
чтению в 5-7 классе.
2. Паузы логические и психологические.
Они не зависят от знаков препинания, а
определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы
делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или
после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову.
Использование паузы также повышает значение распространенных членов
предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.
Психологическая пауза нужна для перехода от
одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному
содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части
сказки или рассказа, а также важно помнить о характере небольших пауз в конце
стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла
слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха.
Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором
получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении
распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна
ее искажать.
3. Ударение.
В предложении или в сложном словосочетании
одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона
голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение
слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что
ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона.
Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением
выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.
Выразительность чтения очень повышается
благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному
выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение,
отсутствие паузы при нем, — это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие
речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые
однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения,
то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном
наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба
сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.
Одиночное прилагательное, как и местоимение,
обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление
голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит
после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения
и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства
(метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы
подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.
4. Темп и ритм чтения.
Темп чтения (степень быстроты произношения
текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу
выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое,
как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако
в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или
замедляясь соответственно содержанию.
Изменение темпа является хорошим приемом
характерной окраски речи при чтении диалога.
Верный ритм особенно важен при чтении
стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое
чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или
напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от
чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при
выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания
произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.
5. Интонация.
Определение интонации дано О.В. Кубасовой [10, c.12], которая в это широкое понятие включает использование всех средств
выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в
нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски,
определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего
передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и
другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то
ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются
интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце
повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса,
поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается
при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а
также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих
синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении
выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая,
определяемая содержанием и нашим отношением к нему.
Вопрос об основной окраске тона обычно
ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на
основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо
директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только
тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем
разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного.
Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа,
после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.
После подготовки чтения учащиеся приобретают
живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически
оправданной.
Выразительная речь – устная произносимая речь,
соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Но всё-таки
основное средство выразительности звучащей речи – интонация. При чтении
художественного произведения интонация возникает после осмысления текста,
понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их
поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является
результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить
детей нужной интонации.
При поступлении в школу дети уже владеют
родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в
понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее.
Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока
все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по
подражанию, имитационным путем.
При обучении грамоте (письму и чтению), а
затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка
постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации
языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость
и выразительность речи.
Выразительное чтение в средних классах
рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один
из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе,
поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения
и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших
классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в
выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно,
невыразительно. Это обязывает учителя школьников к предстоящей работе по
выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей
в последующих классах.
В работе над выразительностью речи большое
внимание надо уделять средствам речевой выразительности.
Учитель Евстратова.Н.А.
На этой странице каждый учащийся может найти для себя полезную информацию для подготовки к уроку:
Как подготовиться к выразительному чтению текста
Как написать сочинение
Заучивание наизусть
Как разучить скороговорку
Пересказ и составление плана
Характеристика персонажа
Антонимы
Синонимы
Фразеологизмы
Как подготовиться к выразительному чтению текста
1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
2. Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.
4. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.
5. Обозначь паузы.
6. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
Обучение выразительному чтению на уроках литературы делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность, без которой невозможно полноценное преподавание литературы.
Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи. Обучать выразительному чтению совместно с занятиями литературой и языком целесообразнее также и потому, что такое обучение может проходить в течение всего школьного курса. Овладение навыками и умениями идет постепенно, не создавая для детей и подростков дополнительных трудностей. По этим соображениям и необходима теснейшая связь методик преподавания литературы и русского языка с методикой выразительного чтения.
Наверх
Как написать сочинение
1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.
2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.
3. Пиши, соблюдая последовательность изложения.
4. Подбирай образные слова и выражения.
5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.
6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.
7. Не забудь сделать выводы.
8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части-сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.
9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления.
Наверх
Заучивание наизусть
1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок «про себя».
2. Прочитай вслух.
3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).
4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.
5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.
6. Повтори выученное перед сном и утром.
Наверх
Как разучивать скороговорку
1. Прочитай медленно скороговорку.
2. Подумай, о чём в ней говорится.
3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.
4. Какой звук повторяется в скороговорке?
5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.
6. Проговори скороговорку быстрее.
7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.
Наверх
Пересказ и составление плана (по прочитанному)
1. Прочитай произведение.
2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.
3. Раздели произведение на части.
4. Озаглавь каждую часть.
5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.
6. Перескажи произведение по плану.
Наверх
Характеристика персонажа (художественного образа человека)
Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.
1. Внешний облик:
- портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
- речь-темы высказываний, формы речи;
- костюм.
2. Внутренний облик:
- характер персонажа — сильный — слабый, волевой — безвольный, цельный -противоречивый;
- характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.
3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).
4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).
5. Общество, в котором живёт персонаж.
6. Прототип (его наличие или отсутствие).
Наверх
Антонимы
Если просто, то антонимы — это слова, противоположные по значению.
Из словаря антонимы (от греч. anti — против, ónyma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.
Вот некоторые примеры антонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.
Родина, отчизна — чужбина
восток — запад, вест(мор)
север — юг, зюйд(мор)
восход — закат
зима — лето
грязь — чистота
свет — тьма, темнота
день — ночь
исток — устье
жара — холод
мир — война, ссора
антоним — синоним
правда — ложь
век — мнгновение
город — село, деревня
успех — неудача
истина — заблуждение, обман
добро — зло
польза — вред
богач — бедняк
друг — враг
радость — грусть, печаль
различие — сходство
надежда — отчаяние
лентяй — труженик
диалог — монолог
расторопный — медлительный
щедрый — скупой
толстый — тонкий
трудный — легкий
здоровый — больной
честный — подлый
аккуратный — неряшливый
дюжий — хилый
жесткий — мягкий
замкнутый — общительный
искренний — лицемерный
очевидный — сомнительный
отважный — трусливый, малодушный
правдивый — лживый
привередливый — неприхотливый
участливый — равнодушный
робкий — смелый
решительный — неуверенный
упрямый — покладистый
халатный — добросовестный
невозмутимый — неуравновешенный
образованный — невежественный
яростный — кроткий
угрюмый — приветливый
храбрый — трусливый
лишний — необходимый
ловкий — неуклюжий
здоровый — больной
нарочный — нечаянный
приятный — отталкивающий
белый — черный
быстрый — медленный
высокий — низкий
горький — сладкий
зеленый — зрелый
ветхий — новый
верный — ошибочный
полезный — вредный
веселый — грустный, печальный, скучный
глубокий — мелкий
острый — тупой
крепкий — непрочный
гладкий — шершавый
горячий — холодный
мокрый — сухой
яркий — тусклцй
сытый — голодный
тонкий — толстый
тесный — просторный
гласный — согласный
широкий — узкий
ясный — пасмурный, ненастный
новый — старый
близкий — далекий
большой — маленький
могучий — слабый
частый — редкий
блестеть — мерцать
бледнеть — краснеть
гасить — зажигать
греть — охлаждать
светать — смеркаться
помогать — мешать
ложиться — вставать
смеяться — плакать
удаляться — приближаться
говорить — молчать
помогать — мешать
делать — бездельничать
любить — ненавидеть
мерзнуть — согреваться
оборонять — нападать
тужить — радоваться
спасти — погубить
уверить — разубедить
огорчить — утешить
Наверх
Синонимы
Синонимы (от греческого слова «synonymon» «одноимённый») — это слова, совпадающие или близкие по значению. Они выражают одно и то же понятие, но различаются оттенками значения, например: занавесь (общее наименование: полотнище ткани, которым завешивают окна, двери, картины и т. п., отгораживают часть помещения), занавес (большое тяжёлое полотнище, закрывающее дверь, проём и т. п., отгораживающее часть помещения, стену), занавеска (полотнище из лёгкой ткани), штора (полотнище ткани для завешивания окна), гардина и портьера (полотнище ткани для завешивания двери).
Синонимы могут также различаться по выразительности, могут быть книжными и разговорными, современными и устарелыми, просторечными, народно-поэтическими, ласкательными и шутливыми: мальчик (подросток мужского пола), мальчишка (разговорное), мальчуган и мальчонка (разговорное и ласкательное), мальчонок (просторечное, ласкательное), парнишка и паренёк (разговорное и ласкательно-фамильярное), хлопец и хлопчик (просторечное и областное), шпингалет (просторечное), пацан (грубовато-просторечное), шкет (жаргонное).
Синонимы отделяются друг от друга запятой; точка с запятой разделяет синонимы с разными оттенками значения.
Вот некоторые примеры синонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.
Дорога, путь, линия, колея
Распутица, бездорожье, беспутица
Простор, ширь, даль, приволье, раздоль
Половодье, разлив, паводок.полая вода
Прохлада, свежесть, холодок
Птичка, птаха, пичужка, пичуга
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, иторм
Родина, отечество, отчизна
Источник, ключ, родник
Пустяк, мелочь, безделица, ерунда, чепуха
Верщина, верх, гребень(гср, волны), конёк(крыши)
Холод, мороз, стужа
Январь, просинец
Февраль, снежень, лютый
Март, зимобор, березень
Апрель, снегогон, цветень
Май, травник, травень
Июнь, хлеборост, червец
Июль, липец, страдник, сенозарник
Август, жнивень, серпень
Сентябрь, хмурень
Октябрь, грязник, листопад
Ноябрь, листогной
Декабрь, студень, стужайло, студенец
Родной, отчий, отеческий
Страшный, ужасный, жуткий, чудовищный
Быстрый, проворный, прыткий, резвый
Печальный, грустный, скорбный, безутешный, огорченный, унылый, тоскливый
Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный
Чёрный, вороной (конь), смоляной (волосы), агатовый (глаза)
Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый
Лиловый, фиолетовый, сиреневый
Зеленый, изумрудный, малахитовый
Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный
Синий , кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый
Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный
Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)
Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший, летошный год (прошлый год)
Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний
Небывалый, невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный
Безграничный, бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный
Душистый, ароматный, пахучий
Мокрый, сырой, влажный, влажный
Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный
Старый, ветхий, дряхлый(о вещах)
Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный
Вкусный, аппетитный, лакомый
Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий
Холодный, морозный, ледяной
Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, очаровательный, чарующий, непонятный,
Грустный, печальный, скучный, невеселый
Большой, гигантский, громадный, исполинский
Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться
Дрожать, трястись, трепетать
(Дождь)моросит, накрапывает, идет, льет
Притворяться, прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, оказывать вид, играть роль
Смеркаться, темнеть, вечереть
Дети, детвора, ребята
Забава, развлечение, потеха
Свобода, независимость, воля
Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость
Друг, приятель, товарищ
Враг, противник, неприятель, недруг
Праздник, торжество, триумф
Разведка, пояск
Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент
Предлог, причина, повод, основание, оправдание, отговорка
Комната, светлица, светелка, горница, каморка
Задира, забияка, драчун
Мир, вселенная, космос
Предсказатель, пророк, предвестник, вещий, провидец
Ровесник, сверстник, одногодок,
Страх, боязнь, испуг, ужас, паника,
Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан
Лентяй, лодырь, ленивец
Удача, счастье, везение, фортуна
Шалун, проказник, баловник
Эгоист, себялюб, самолюбец
Равнодушие, безразличие, безучастие
Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей
Аккуратный, опрятный, чистый
Неловкий, неуклюжий
Старательный, прилежный, усердный, ретивый
Чувствительный, чуткий
Благородный, рыцарский, доблестный
Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый
Безжалостный, бессердечный, бездушный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, кровожадный, свирепый, жестокий, холодный
Беззаботный, беспечный, бескручинный
Ленивый, нерадивый
Вежливый, обходительный, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный
Верный, надежный, преданный
Старый, пожилой, престарелый
Грустный, печальный, скучный, невеселый
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Робкий, несмелый, пугливый, трусливый
Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий
Добродушный, благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный
Податливый, покладистый, гибкий, сговорчивый,
Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий,
Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный
Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный
Откровенный, открытый, искренний, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный
Лицемерный, двуличный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый
Льстивый, вкрадчивый, угодливый, елейный
Несчастный, несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный
Порядочный, добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный
Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый, смекалистый
Глупый, неразумный, несмышленый
Трудолюбивый, работящий, радивый
Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный
Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный
(Друг) задушевный, закадычный, близкий, искренний, неизменный
Бессовестный, непозволительный, неблаговидный, темный, грешный
Сильный, мощный, могучий
Трудолюбивый, работящий, радивый
Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый
Слабохарактерный, бесхарактерный, безвольный, слабодушный
Хладнокровный, выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный
Честный, порядочный, непорочный
Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, решительный, не робкого десятка
Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный
Жадный, алчный, ненасытный, скупой
Искренний, бесхитростный, откровенный
Ласковый, любезный, нежный, обязательный
Беспокоиться, тревожиться, волноваться
Бояться, пугаться, робеть, дрожать от страха
Сказать, молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать
Видеть, наблюдать, замечать, примечать
Воевать, бороться, биться, ополчаться, сражаться
Воровать, красть, похищать, присваивать, таскать
Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять
Грустить, печалиться, унывать, кручиниться
Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать
Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться
Отчаиваться, унывать, терять надежду
Охранять, беречь, караулить, стоять на часах
Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться
Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след
Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение(уважение, внимание)
Важничать, хвалиться, зазнаваться, задаваться
Растеряться, оторопеть, опешить
Рисоваться, красоваться, позировать
Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать
Скитаться, кочевать, мыкаться(по свету)
Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться
Скрывать, таить, прятать
Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить.
Наверх
Фразеологизмы
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»… Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Признаки фразеологизмов
- Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутсяустойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, аберечь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.
- Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
- Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Примеры фразеологизмов и их значения
Баклуши бить — бездельничать
Белены объесться — взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости
После дождичка в четверг — никогда
Аника-воин — хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности
Задать головомойку(баню) — намылить шею, голову — сильно отругать
Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться
Бросить перчатку — вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре — злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Витать в облаках — блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Душа в пятки ушла — человек перетрусивший, испугавшийся
Живота не пожалеть — пожертвовать жизнью
Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко
Из ухи делать слона — превращать мелкий факт в целое событие
На блюдечке с золотой каемочкой — получить желаемое с почетом, без особых усилий
На краю земли — где-то очень далеко
На седьмом небе — быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Ни зги не видно — так темно, что не видно тропинки, дорожки
Кинуться очертя голову — действовать безрассудно, с отчаянной решимостью
Съесть пуд соли — хорошо узнать друг друга
Скатертью дорога — уходи, без тебя обойдемся
Работать засучив рукава — работать горячо, со старанием
Фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Фразеологизмы со словом «НОС»
Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы.
Бурчать под нос — ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
Водить за нос — эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».
Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордится, похвалятся.
Зарубить на носу — Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Клевать носом – засыпать.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали – не вмешивайся не в свое дело.
На носу — так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить.
Не видеть дальше собственного носа — не замечать окружающего вокруг.
Не совать нос не в свое дело — таким образом хотят показать, что человек чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.
Нос к носу – напротив, близко.
Нос по ветру держать — в славные времена парусного флота передвижение по морю полностью зависело от направления ветра, от погоды. Безветрие, штиль – и никли паруса, больше напоминая тряпку. Дует противный ветер в нос корабля – приходится думать уже не о плавании, а уже о том, чтобы все якоря бросить, то есть «стать на якорь» и убрать все паруса, чтобы воздушный поток не выбросил судно на берег. Что бы выйти в море требовался попутный ветер, который надувал паруса и направлял судно вперед в морские просторы. Связанная с этим лексика моряков получила образность и вошла в наш литературный язык. Теперь «держать нос по ветру» – в переносном смысле значит приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам. «Бросить якорь», «стать на якорь», – остановиться в движении , осесть где-нибудь; «Сидеть у моря и ждать погоды» – бездейственное ожидание перемен; «На всех парусах» – двигаться к намеченной цели полным ходом, быстро, как только это возможно; Пожелать «попутного ветра» кому-либо – значит желание ему удачи.
Нос повесить или Вешать нос — если вдруг человек приуныл или ему просто взгрустнулось, про него бывает, говорят, что он будто «повесил нос», и так же могут добавить: «на квинту». Квинта, в переводе с латинского это означает: «пятая». Музыканты, а если точнее, скрипачи так называют первую по тональности струну у скрипки (самую высокую). Во время игры скрипач обычно поддерживает свой инструмент подбородком и его нос почти касается этой ближней к нему струны. Выражение «повесить нос на квинту», усовершенствованное в кругу музыкантов, так и вошло в художественную литературу.
Остаться с носом – без того, на что рассчитывал .
Под самым носом – близко.
Показывать нос – дразнить кого-то, приставляя большой палец к носу и помахивая остальными.
С гулькин нос – очень мало (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький).
Совать свой нос в чужие дела– интересоваться чужими делами .
Уйти с носом — корни выражения «уйти с носом» теряются в далеком прошлом. В старину на Руси было весьма распространено взяточничество. Ни в учреждениях, ни в суде нельзя было добиться положительного решения без подношения, подарка. Конечно, словом «взятка» эти дары, припрятанные просителем где-нибудь под полой, не назывались. Их вежливо именовали «приносом» или «носом». Если управляющий, судья или дьяк брали «нос», то можно было быть уверенным, что дело благоприятно разрешится. В случае отказа (а это могло произойти, если дар казался чиновнику маленьким или же уже был принято подношение от противоположной стороны) проситель уходил со своим «носом» восвояси. В таком случае, на успех надежды не было никакой. С тех пор слова «уйти с носом» стали означать» потерпеть поражение, неудачу, проиграть, оступиться, ничего не добившись.
Утиреть нос — если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос.
Уткнуться носом – погрузиться всецело в какое-то занятие.
Сыт, пьян и нос в табаке — означает всем удовлетворенного и довольного человека.
Фразеологизмы со словом «РОТ, ГУБЫ»
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.
В рот не возьмешь — говорят, если еда приготовлена невкусно.
Губа не дура — говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее.
Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить.
Каша во рту — человек невнятно говорит.
Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.
Молоко на губах не обсохло — говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен.
Набрать в рот воды – это замолчать самому.
Надуть губы — обидеться.
Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь, поразившим воображение.
Хлопот полон рот — говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться.
Широко открытый рот – признак удивления.
Фразеологизмы со словом «РУКА»
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости
Греть руки – пользоваться положением
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении
Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
Не покладая рук – усердно трудиться
Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости
Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение
Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно
Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга
Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать
Рукой подать – очень близко, совсем рядом
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением
Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой
Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»
Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.
Фразеологизмы со словом «УХО»
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!
Держать ухо востро — человек напряженно ждет опасности. Вострый – старая форма слова острый.
Навострить уши — внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм.
Не видать как своих ушей — говорят про человека, который никогда не получит желаемого.
Погрузится во что-то по уши — говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.
Покраснел до ушей — говорят, когда человек сильно смущен.
Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.
Слушать во все уши – значит слушать внимательно.
Слушать вполуха или слушать краем уха — слушать без особого внимания.
Уши вянут — противно слушать что-либо предельно.
Уши режет — говорят, когда что-то неприятно слушать.
Фразеологизмы со словом «ЗУБ»
Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.
Быть в зубах — навязываться, надоедать.
Вооруженный до зубов — говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.
Заговорить зубы — отвлечь внимание.
Зуб за зуб — бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется».
Зуб на зуб не попадает — говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.
Зуба дать — насмехаться, осмеять кого.
Зубом есть — гнать, теснить.
Зубы скалить — насмехаться.
Зубы съесть — набраться опыта.
Зубы чесать — болтать вздор, пустяки.
На зуб попробовать — узнать, испробовать непосредственно.
Не по зубам что-нибудь кому-нибудь — трудно откусить, не под силу, не по способностям.
Нечего на зуб положить — говорят, когда нечего есть.
Ни в зуб ногой — совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.).
Поглядеть кому в зубы — узнать все о человеке.
Поднять на зубка — насмехаться.
Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.
Положить зубы на полку — голодать, когда в доме не остается еды.
Сквозь зубы говорить — еле раскрывать рот, с неохотой.
Стиснуть зубы — не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
Точить или иметь зуб на кого-нибудь — злобствовать, стремиться причинить вред.
Фразеологизмы со словом «ГРУДЬ, СПИНА»
Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.
Вставать или стоять грудью за кого-что-нибудь — подняться на защиту, стойко защищать.
Выезжать на чьей-нибудь спине — достигать своих целей, используя кого-нибудь в своих интересах.
Гнут спину — работать, или кланяться.
Горбить спину — работать.
Ездить на чьей спине — использовать кого-нибудь для каких-нибудь своих целей.
За спиной у кого (делать что-нибудь) — так, чтоб тот не видел, не знал, тайком от кого-нибудь.
Заложить руки за спину — скрестить их сзади.
На собственной спине (испытать, узнать что-нибудь) — по собственному горькому опыту, в результате неприятностей, трудностей, невзгод, которые самому пришлось пережить.
Нож в спину или удар в спину — предательский, изменнический поступок, удар.
Повернуться спиной — покинуть, оставить на произвол судьбы, перестать общаться с кем-нибудь.
Проложить грудью дорогу — добиться хорошего положения в жизни, добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности.
Прятаться за чужую спину — перекладывать свои обязанности или ответственность на кого-нибудь.
Работать не разгибая спины — прилежно, усердно, много и тяжело. Им можно похвалить примерно работающего человека.
Распрямить спину — обрести уверенность в себе, ободриться.
Спину показать — уйти, убежать.
Стоять за чьей-нибудь спиной — тайно, скрытно руководить кем-нибудь.
Фразеологизмы со словом «ЯЗЫК»
Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.
Бежать высунув язык – очень быстро.
Держать язык за зубами — молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Длинный язык — говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Наступить на язык – заставить замолчать.
Повесить язык на плечо – очень устать.
Попасть на язык – стать предметом пересудов.
Прикусить язык — замолчать, воздержаться от высказывания.
Развязать язык — побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
Распускать язык — не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Тянуть за язык — сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
Укоротить язык — заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее.
Чесать язык (чесать языком) — говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.
Чесать языки — сплетничать, злословить.
Чёрт дёрнул за язык — ненужное слово срывается с языка.
Язык без костей — говорят, если человек болтлив.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Язык к гортани прилип — неожиданно замолчать, перестать говорить.
Язык проглотить — замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить).
Язык хорошо подвешен — говорят про человека, который свободно, бегло говорит.
Фразеологизмы со словом «МАЛО»
Без малого – около, почти
Мал золотник, да дорог – ценность не определяется размером
Мал мала меньше – один меньше другого (о детях)
Мала птичка, да ноготок остёр – незначительный по положению, но внушает опасение или восхищение своими качествами
Маленькая собачка до старости щенок – человек небольшого роста всегда кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления
Мало ли что – 1. все, что угодно, любое 2. не существенно, не важно 3. волнения, а вдруг…
Мало помалу – не торопясь, понемногу
Малым ходом – медленно
От мала до велика – всех возрастов
По маленькой (выпить) – немного, небольшую порцию
По маленькой играть – делать небольшую ставку (в играх)
С малых лет – с детства
Самая малость – незначительная часть чего-либо.
Наверх
Памятка для учащихся начальной школы
Как подготовиться к выразительному чтению
1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, разметь паузы, логические ударения.
6. Прочитай текст сначала вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.
Памятка
Учусь выразительно читать.
1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.
2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.
3. Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.
4. Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.
5. Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса – логическим ударением.
6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.
7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.