👉 Ответы к странице 19. Музыка 5 класс учебник. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»
Задание 1
Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?
Ответы
Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.
Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.
Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.
Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.
Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).
Задание 2
Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?
Ответ
Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.
Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.
Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.
Задание 3
Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Подсказка
А. К. Лядов «Кикимора».
Ответ
В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.
Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.
Задание 4
Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?
Пояснение
Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.
Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.
Задание 5
Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?
Ответ
В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.
Задание 6
Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.
Подсказка
Русская народная сказка «Баба-Яга».
Примеры музыкальных тем к сказке:
- «Во поле береза стояла» — тема березы;
- М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
- С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.
14
Что значит подобрать музыкальный ряд к волшебной русско-народной сказке?
1 ответ:
0
0
<em>Подобрать</em><em> </em><em>музыкальный</em><em> </em><em>ряд</em><em> </em><em>это</em><em> </em><em>значит</em><em> </em><em>подобрать</em><em> </em><em>песню</em><em>.</em>
Читайте также
Ответ:
3.В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.
4. Кантанту и зримость. Тевтонских рыцарей он показал жёсткой музыкой а русских традиционной
5. слово битональный это когда используется 2 тональности.
Вот я думаю подойдет
1 ступень: ля-ре, 5 ступень: ми-ля, 6 ступень: фа# си
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю,
Что-то с памятью моей стало —
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для Вселенной двадцать лет — мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим — я вернусь, мама.
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены,
Просыпаемся мы,
И грохочет над полночью
То ли гроза,
То ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня,
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
Наверно это песня? Или нет… что-то я не понимаю…Это песня романс или что то этого рода.
Цели:
- продолжить изучение темы “Что стало бы с
литературой, если бы не было музыки”; - показать, как музыка, являясь главным героем
сказки, проявляет свою волшебную силу — помогает
в тяжелую минуту; - через рабочую наглядность (слайд-фильм)
раскрыть тему урока в увлекательной и доступной
форме.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального
образа в литературе, в частности в сказках; - познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые
выразительные и изобразительные возможности; - развивать образное восприятие,
самостоятельность мышления. Умения слышать и
выделять главное. Через песенный материал
развивать вокально-хоровые навыки
выразительного исполнения; - воспитывать чувство прекрасного через
произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и
расширения темы.
Методы:
- организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- репродуктивный
- стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:- метод эмоциональной драматургии
- создание нравственных переживаний
- ситуация занимательности
- прием сопоставления
- сравнение, анализ, обобщение
- по источнику информации и характеру
деятельности:- словесные
- наглядные
- практические
- по назначению и дидактическим задачам
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний
- повторение
- методы педагогики искусства:
- побуждение к переживанию в обстановке
внутреннего эмоционального приятия
художественного произведения
- побуждение к переживанию в обстановке
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
- организационный момент;
- подготовка к изучению нового материала, через
повторение и актуализацию опорных знаний; - сообщение темы и цели урока;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в
объектах изучения; - подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
Норвежская народная песня “Волшебный смычок”
— работа над выразительностью исполнения
Белорусская народная сказка
“Музыкант-чародей” — слушание
А. Аладов “Мелодия для скрипки” — слушание
Г. Гладков “Песенка друзей” – исполнение
В. Шаинский “В мире много сказок” — слушание
(фрагмент)
И.С. Бах “Street prelude” — слушание
Оборудование: мультимедиапроэктор,
слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD –
записи.
Ход урока
Оргмомент. Со звонком дети входят в
класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе
утро, юные любители музыки!”
Учитель: На предыдущих уроках мы увидели,
как много бы потеряла музыка, если бы не было
литературы, и начали разговор о том, важна ли
музыка в литературе. Напомните проблемный
вопрос, на который мы с вами пытались ответить?
Дети: «Что стало бы с литературой, если бы
не было музыки?»
(слайд № 2)
Учитель: Давайте вспомним, какие
литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд
(слайд № 3)
(1- стих, 2- сказка, 3- басня,
4- рассказ, 5- повесть, 6- роман ,7- миф, 8- легенда)
Учитель: Как вы считаете, какой из
литературных жанров самый музыкальный?
Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки,
многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь
многие из них писались специально для того, чтобы
стать песней. Народные стихи часто появлялись
вместе с музыкой, т.к. могут существовать только
вместе с музыкой.
Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на
слова неизвестного автора. Давайте подумаем,
почему именно поэзия является самым музыкальным
жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое,
наблюдаются черты сходства — интонация, рифма,
паузы, ритм, темп, динамика, виды развития,
мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
(слайд № 5)
(Информация о создании скрипки и
характеристика её звуковых возможностей, с
прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник
— CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия
классической музыки»)
Учитель: Кто и кому отказался продать этот
волшебный инструмент и почему?
Дети: Старичок отказался продать скрипку
богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна
не только ему одному. В Норвежской песне
говорится о необыкновенной силе музыки, которая
необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)
Учитель: Почему песня называется
«Волшебный смычок»?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный
момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
(ребятам предлагается придумать
исполнительский план песни, предусмотрев
солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над
выразительностью исполнения).
Изучение нового материала.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют
схожие черты. И не только песнями обогащает
музыка литературу. Музыке и музыкантам
посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все
это означает, что музыка не только содружествует
с литературой, но и находиться среди важнейших
тем самой литературы. Часто музыка становиться
главным героем литературных произведений, где
проявляет свою волшебную силу: помогает в
трудную минуту. Пробуждает чувства,
останавливает зло. И уж конечно невозможно
представить себе сказки, в которых бы не звучала
музыка.
(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире
много сказок» появляется (слайд № 7), на котором
содержится тема урока и припев песни, где
говорится о значимости сказок.)
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без
сказок?
Чему учат сказки?
Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Дети: Ответы учащихся.
Учитель: Отправимся на выставку в картинную
галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены
живописные произведения из различных сказок
(«Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко»
сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите,
из каких они сказок и какую роль в них играет
музыка?
Учитель: Музыка «звучит» во многих
сказках народов мира. Одна из лучших сказок
белорусского народа — «Музыкант — чародей».
(во время слушания сказки, на рабочем слайде
№ 9, появляется название сказки, иллюстрация и
сведения о композиторе, музыка которого звучит в
сказке)
Анализ прослушанного произведения:
Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?
Какое место занимает музыка в сказке и какую
роль играет?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний
раз?
Что было бы, если бы музыкант играл на другом
инструменте?
Что произошло бы со сказкой, если из неё
исключить музыку?
(слайд № 10)
Учитель: Из какой сказки эти герои, кто
является её автором? («Бременские
музыканты» Братья Гримм)
Какое место в ней занимает музыка и почему?
Какие герои появились после создания
мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)
Какие песни звучат в мультфильме и кто является
их композитором? (Г. Гладков)
(исполнение песни с инсценировкой)
Итог урока.
Вывод:
Сказка и правда жизни. Сказка и быль.
Необыкновенная сила искусства, воспетая в
литературе, способствовала появлению сказок у
разных народов мира. Во многих сказках музыка
помогает героям, побеждает зло, возвеличивает
добро и справедливость. Музыка в сказках
усиливает эмоциональные переживания героев.
Музыка часто является темой самой литературы.
Домашнее задание.
1 группа — сочинить сказку, в которой музыка
играла бы главную роль.
2 группа — инсценировать эту сказку.
3 группа — подобрать музыку и исполнить её во
время инсценировки сказки.
Учитель: Закончить сегодняшний урок
помогут мне ребята, которые прочитают
стихотворение
Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о
волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки,
способной творить с душой человека невозможное.
( читают стихотворение на фоне музыки И.С.
Баха “Street prelude”)
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекатьИз какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
Слайд № 11 – “В добрый путь, юные любители
музыки!”
Учащиеся выходят из класса под музыку.
-
Найди в библиотеке или в интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.
-
Предмет:
Музыка
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
География3 минуты назад
Зерновая экономика, помогите решить вопрос пожалуйста, очень срочно
-
Литература3 минуты назад
Лермонтов герой нашего времени
-
География3 минуты назад
Как называются жители Дании ?
-
Математика8 минут назад
Помогите решить!!! Задание по литературе
-
Химия8 минут назад
Помогите, пожалуйста, с задачей по химии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика10 минут назад
скоко будет 2+2????
-
Математика1 час назад
угол между векторами a и c равен 30 а угол между векторами c и b равен 150 вычислите : (a+b)*c ,если b=6 c=2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day