Предмет: Литература,
автор: linamaksimova635
Ответы
Автор ответа: vsilisa2009
13
Ответ:
Герой рассказа – человек справедливый и с сильной волей. Это видно из всех его поступков.Очень показательным был случай с игрой в «чику» на деньги.
Объяснение:
aleksandrazezulcik8:
Спасибо ❤
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Английский язык,
автор: polinkkkkk21
умоляю пожалуйста вопрос смерти и жизни , щас просто на шампуры меня помогите
3 года назад
Предмет: Английский язык,
автор: polinkkkkk21
помогите пожалуйста умоляю , щас убьют
3 года назад
Предмет: История,
автор: thisistempem
3. Как повлияла на взаимоотношения общества и власти
смена политического курса во второй половине 60х гг.?
3 года назад
Предмет: Химия,
автор: cmh3
Полное и сокращённое уравнение MgCl2+LiCo3=MgCo3(стрелка вниз, осадок) +2LiCl
6 лет назад
Предмет: Биология,
автор: Аноним
составьте план на день здоровый образ жизни
6 лет назад
Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Планируемые результаты:
формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие отношения;
научиться составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Похожие вопросы:
Литература, 28.02.2019 01:40
Твір на теми (любу з них) : 1.» доля людини у другій світовій війні » 2. » тих днів не змовкне слава » 3. » память серця про грізну війну » (українською мовою! )
Ответов: 2
Литература, 01.03.2019 12:50
Ответить на вопрос: подумайте как может сложиться сульба маленькой разбойницы? сказка: снежная королева.
Ответов: 2
Литература, 01.03.2019 19:40
Проанализировать стихотворения по плану: 1. настроение. 2. цвета. 3. образы. 4. звук. 5. характер лирического героя. 1. листья пусть сосны и ели всю зиму торчат, в снега и метели закутавшись, спят,- их тощая зелень, как иглы ежа, хотьввек не желтеет, но ввек не свежа. мы ж, легкое племя, цветем и блестим и краткое время на сучьях гостим. все красное лето мы были в красе- играли с лучами, купались в но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.так что же нам даром висеть и желтеть? не лучше ль за ними и нам улететь! о буйные ветры, скорее, скорей! скорей нас сорвите с докучных ветвей! сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! мы с вами 2.еще майская ночькакая ночь! на всём какая нега! , родной полночный край! из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май! какая ночь! все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь, и в воздухе за песньюсоловьиной разносится тревога и любовь. берёзы ждут. их лист застенчиво манит и тешит взор. они дрожат. так деве новобрачной и радостен и чужд её убор. нет, никогда нежней и бестелесней твой лик, о ночь, не мог меня томить! опять к тебе иду с невольной песней, невольной — и последней, может быть.
Ответов: 2
Литература, 02.03.2019 22:10
Чем стала шинель в жизни акакия акакиевича башмачкина?
Ответов: 2
У тебя есть свой ответ?
4. Как портретная характеристика героев рассказа показывает, к кому из них автор относится с симпати…
Вопросы по другим предметам:
Русский язык, 20.04.2019 16:12
Геометрия, 20.04.2019 16:11
История, 20.04.2019 16:11
География, 20.04.2019 16:11
География, 20.04.2019 16:10
Геометрия, 20.04.2019 16:10
Окружающий мир, 20.04.2019 16:10
География, 20.04.2019 16:10
История, 20.04.2019 16:10
Другие предметы, 20.04.2019 16:10
Литература, 20.04.2019 16:09
Биология, 20.04.2019 16:09
Литература, 20.04.2019 16:09
Биология, 20.04.2019 16:08
Алгебра, 20.04.2019 16:08
Математика, 20.04.2019 16:07
Алгебра, 20.04.2019 16:06
У Аркадия Николаевича и Ирины Алексеевны Рудневых шестеро детей: Таня, Лидия, Аркаша, Митька, Тина и Катя. Они – одна из самых «безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей», их дом всегда кишит народом: то ближайшие соседи, то дальняя родня, то знакомые детей («к Аркаше и Мите десятками ходили товарищи <…> девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц <…> и кончая приятельницами Лидии») собираются на празднество и месяцами составляют семье компанию.
Каждый из членов семьи представляет собой своеобразную личность:
Аркадий Николаевич красив, всегда элегантен и нравится женщинам, несмотря солидный возраст: «до сих пор еще, несмотря на свои пятьдесят с лишком лет, не утратил заслуженной репутации дамского угодника, поклонника и покорителя <…> элегантный и самоуверенный, с гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой». Руднев не утруждает себя ведением дел и содержанием имений, обеспечивает всех благодаря кредитам. Он меценат, любитель музыки и поклонник балета («щедрый покровитель балетного искусства»), проводящий всё своё время в Английском клубе, закладывая своё имущество и играя в азартные игры, не особо беспокоясь о будущем семьи. Руднев обожает шум и оживлённость, поэтому часто организовывает праздники для своих детей.
Ирина Алексеевна – противоположность супруга. Она происходит из древнего рода («урожденная княжна Ознобишина») и это, несомненно, накладывает отпечаток на её характер. Руднева равнодушна к шумным празднествам, не понимает тяги к ним со стороны детей и супруга, так как их общество для неё слишком «мескинно» и «брютально». Стараясь избегать контактов с ними, она покидает свои покои ради «особенно торжественных, официальных случаев <…> развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как и она сама». Из-за того, что Руднев всё ещё пользуется интересом женского пола, она ревнует его к окружающим дамам.
Лидия Аркадьевна близорука, красива («изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу») немного напоминает мать: «она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением». Девушка довольно прогрессивна во взглядах: обсуждает марксизм и анализирует проблему аграрного сектора, часто оттопыривает губу, когда недовольна, хочет пройти высшие курсы для женщин, но её учёность сопровождается бессердечием и презрительностью, что особенно ярко проявляется во время разговора с Юрием («Лидия Аркадьевна, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному, спросила со своей обычной презрительной миной») и подмечается Тиной («от нашей Несмеяны-царевны ничего, кроме наставлений, не услышишь»). Лидия судит тапера лишь по внешнему виду, поддевая его самолюбие поддразнивающими фразами, убеждённая, что маленький оборванец не может быть талантливым музыкантом.
Татьяна Аркадьевна — рассудительная, упитанная блондинка, чуткая и добрая: «вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы». Она напоминает домочадцам отца своим ровным, немного насмешливым голосом. Она легко читает людей («бросив на него украдкой несколько взглядов, сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив»), бывает стеснительной («сама стесняясь не меньше его»), жалостливой («ей стало жалко его»), податливой (для решения конфликтов).
Тиночка – немного гиперактивная двенадцатилетняя девочка, напоминающая вихрь: «влетела, как разрывная бомба», она «похожа на хорошенького мальчишку», суетлива «хлопотала и бегала за десятерых, попадаясь ежеминутно кому-нибудь под ноги». Тина радуется, когда Лидию подстёгивают, но проявляет доброту и снисходительность к юному таперу.
Юрий Азагаров — тапер — бедный, некрасивый мальчик с умными серыми глазами, преображается за инструментом: «лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным». Юрий немногим старше Тины, но вынужден зарабатывать на жизнь игрой на пианино, терпя сомнения и едкие поддразнивания Лидии, основанные на его внешнем виде, а не мастерстве. Но мальчик обладает настоящим талантом и доказывает это своей игрой, зарабатывая при этом не только деньги, но и покровительство Рубинштейна, оказавшегося гостем Руднева.
Так автор показывает, что настоящий талант может зародиться даже в невзрачном бедном мальчике, попутно повторяя давно известную мораль: никогда не суди по внешнему виду.
Сочинение на тему: Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
С первых же страниц романа «Отцы и дети» мы убеждаемся, что И. С. Тургенев — истинный художник-портретист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение к персонажам. Как иронично, но без симпатии, он описывает в самом начале произведения слугу Петра, «молодого и щекастого малого, с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками», «в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения». Моментально создалось впечатление неискреннего, подхалимоватого, непорядочного. Даже не прибегая к теории физиогномики, можно почувствовать, что «маленькими тусклыми глазенками» и «учтивыми телодвижениями» автор бы положительного, благородного персонажа не наделил.
Совершенно иначе звучит голос автора в описании главного героя — Евгения Базарова: «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Этот краткий и емкий портрет одновременно и располагает к герою, но и почему-то настораживает. Не прозвучало В тоне Тургенева ни восхищения, ни неприязни. Эта сдержанность писателя позволяет читателю самому выбирать, как относиться к Базарову, автор не навязывает своего отношения к персонажу.
С явной симпатией описывает И. С. Тургенев представителя «отцов» — Павла Петровича Кирсанова: «человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов».
Однако убийственная характеристика любовной драмы Павла Петровича, выраженная одним словом — «таскался» за «объектом» своего обожания, — делает холеного героя жалким, маленьким и ничтожным.
На мой взгляд, портреты основных представителей обеих конфликтующих в романе сторон — Базарова и Павла Петровича — написаны Тургеневым в ярких, сочных красках. И это еще больше заостряет конфликт, ведь куда проще принять чью-то сторону, когда один из оппонентов отталкивающий, уродливый…
Зато на «мнимых последователей» Базарова Тургенев не жалеет неприязни и брезгливости. Суетливый, визгливый, дерганый, весь какой-то размазанный, истеричный — таким предстает читателю Ситников. Что до эмансипированной Кукшиной, то она выписана автором еще более неприглядно: она неряшлива, груба, мужиковата, склонна к алкоголю, а «выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» Разве такими мы привыкли видеть женские образы Тургенева?
Но вот в портрете милой, скромной, богобоязненной Фенечки засияли самые теплые, самые ласковые краски. Здесь писатель не скупится на нежные эпитеты, уменьшительно-ласкательные формы слов, которые выдают авторскую любовь к персонажу: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Описывая знакомство Николая Петровича с Фенечкой, Тургенев дополняет образ женской невинности и кротости: «чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо… невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Этот портрет может показаться бесхитростным и простым, но эта простота — гениальна.
Теми же простыми, но теплыми словами описывает автор мать Базарова, Арину Власовну. Миловидная, пухленькая, круглолицая, опрятная, чувствительная, набожная, глубоко любящая мужа и сына, не вникающая в мужские дела, простая, но вовсе не глупая — « настоящая русская дворяночка прежнего времени». «Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!», — невесело заключает автор.
Совсем иным тоном говорит Тургенев об Одинцовой, женщине «высокого роста, в черном платье… Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Одинцова загадочна, прекрасна и — холодна. «Как она себя заморозила» — говорит о ней Базаров. И впоследствии Одинцова подтверждает свое желание, но невозможность «оттаять», испытать сильные чувства. Покой для нее остается дороже всего, а страсть Базарова ее пугает.
Тургенев как художник в полной мере проявил себя в романе «Отцы и дети», создав галерею неповторимых, разноплановых, красочных портретов, каждый из которых подчеркнул уникальность, тонкость души каждого героя.
Просмотров: 12061
Рассказ «Бежин луг» был написан в 1851 году. Он интересен тем, что в первый раз в литературе основными героями стали крестьянские дети. Писатель тщательно описал каждого ребёнка и наделил своим нравом, внешностью, образом. Тургенев дал характеристику мальчикам из «Бежина луга» с глубокой теплотой и любовью. Все деревенские парни разные и самобытные, но смогли найти что-то общее и сблизиться.
Описание произведения
Повествование ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Рассказчик долгое время плутает, всё это сопровождается ярким живописанием природы. Именно в тот момент, когда он готов был лечь на траву и сдаться, внезапно увидел вдалеке свет и пошёл в ту сторону.
У костра сидели местные мальчишки, которые стерегли лошадей. Ребята приняли охотника и предоставили возможность переночевать у костра.
Деревенские парни варили картошку и повествовали друг другу всевозможные страшные истории.
Описание мальчиков из «Бежина луга» и то, как они рассказывают суеверия, позволяет раскрыть их натуру.
Характеристика мальчиков
В рассказе Тургенев подробно изображает пять крестьянских детей: Федю, Павлушу, Костю, Илюшу и Ваню.
Сопоставить образы и характеры главных героев поможет таблица:
Фёдор |
|
Павлуша |
|
Илюша |
|
Костя |
|
Ваня |
|
Презентация по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг».Характеристика героев.
И.С.Тургенев
«Бежин луг»
Подготовила : Бакаева Х.В.
План характеристики
1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).3. Характер (поступки, отношение к другим людям).4. Речевая характеристика героя.5. Прямая авторская характеристика героя.6. Характеристика героя другими действующими лицами.7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.
Портретная характеристика
У Павлуши – волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да и залатанных портов.
Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.
Без хворостинки в руке, ночью, он немало не колеблясь, поскакал один на волка…
«Что за славный мальчик!»
Портретная характеристика
Федя – это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
Одежда на нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…
Портретная характеристика
Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.
Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.
Портретная характеристика
Лицо Илюши было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.
Портретная характеристика
Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различать; но странное впечатление производило его больше, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов.
Картина пробуждения утра
в олицетворениях
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»
в метафорах
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»
Картина летнего дня
эпитеты в сочетании с метафорой
«Был прекрасный июльский день… небо ясно: утренняя заря … разливается
КРОТКИМрумянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное — мирно всплывает … свежо просияет…хлынули играющие лучи и весело и величаво … поднимается могучее светило».
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
сравнение
метафора
олицетво-рение
эпитет
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
олицетворе-ние
эпитет
«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
«вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак»
«На дне ее (лощины)
торчало стоймя несколько белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания»
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
сравнение
метафора
«Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча»;«кусты словно вставали вдруг из земли передсамыми моими ногами»
«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
«с каждым мгновениемнадвигаясь, громаднымиклубами вздымалсяугрюмый мрак»;«сердце у меня сжалось»
Картины ночи
Зрительные образы
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»
Картины ночи
запахи
«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»
Картины ночи
тишина
«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… одни огоньки тихонько потрескивали»
Картины ночи
звуки
«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»
пейзаж
Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве …
ощущения
Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» …
звуки
Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами …
Подумай и ответь!
С чего начинается рассказ Тургенева?
Чем завершается рассказ?
Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?
Не являются ли картины природы в рассказе лишними?
С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?
Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?
Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?
Какую же роль играет природа? В чем ее значение?
источники
http :// www . domivse . ru / SCHOOL / begin — lyg . jpg
http :// mypresentation . ru / documents /3 c 64747 c 7085 f 3633775 ed 4 a 75 daaf 55/ img 5. jpg федя
https://uslide.ru/images/11/17483/960/img9.jpg илюша
https://uslide.ru/images/11/17483/736/img8.jpg ваня
https://fs1.ppt4web.ru/images/14633/93642/310/img7.jpg костя
https://fb.ru/misc/i/gallery/31953/1408628.jpg павлуша
https://dayfun.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D1%83%D0%B3.jpg
https://www.gorod.cn.ua/image/news/people_3/pl_7.08.15_pole_01.jpg
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/883/74883994_Lug.jpg луг
https://www.stihi.ru/pics/2008/10/13/3940.jpg?8446
https://literatura5.narod.ru/makovsky1.jpg
https://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/31/5540.jpg
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//61/229/61229147_1278431523_22c23ba8f779.jpg
https://antisionizm.info/images/original/turgenev1.jpg тургенев
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Ivan_Sergeevich_Turgenev_Signature.svg
https://ladoved.narod.ru/skazki/95.bejin_lug/1.jpg
https://ladoved.narod.ru/skazki/95.bejin_lug/bejin_lug/bejin_lug-13.jpg
https://ladoved.narod.ru/skazki/95.bejin_lug/bejin_lug/bejin_lug-8.jpg
https://ladoved.narod.ru/skazki/95.bejin_lug/bejin_lug/bejin_lug-12.jpg
https://ladoved.narod.ru/skazki/95.bejin_lug/bejin_lug/bejin_lug-11.jpg
https://fb.ru/misc/i/gallery/10783/318736.jpg
https://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_10ae997e.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b0/0005aaff-b257d62b/640/img4.jpg
https://bigslide.ru/images/1/660/831/img7.jpg
https://club.foto.ru/gallery/images/preview/2015/09/16/2411380.jpg
https://pixabay.com/p-1421530/?no_redirect
https://yogalab.ru/extimages/p_IMG_3802.jpg
https://img.funtema.ru/11/02112010/6/1.jp
https://biglittletver.ru/documents/articles/tver-v-istoricheskih-citatah-zvezdnoe-nebo-goroda.jpg
https://ser-apr.35photo.ru/photos_col/r2/304/1522036_500r.jpg
https://horde.me/uploads/51/d7d1/51d7d1bb2b1226.94045896_3224.jpg
https://svittepla.com.ua/uploads/KTnoBkAxc.png галочка
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.
Отношение Тургенева к главным героям
С детства родители приучают их к труду, чтобы подготовить к тяжёлой и сложной взрослой жизни. И даже Фёдору и Илюше приходится работать, хотя они относятся к небедным крестьянским семьям. Характеристика мальчиков из рассказа «Бежин луг», даёт представление о нелёгкой крестьянской доле. Тургенев показывает, что уже в детстве закладываются личные качества человека, с которыми они потом пойдут по жизни:
- доброта;
- трудолюбие;
- верность;
- любовь к ближним;
- смелость;
- любознательность;
- ответственность.
Описание мальчиков из «Бежина луга» показывает их богатый внутренний мир, автор пытается не только пробудить любовь к ним, но и задуматься над их дальнейшей судьбой.
В конце произведения погибает самый любимый персонаж писателя Павел, показывая, как коротка и непредсказуемая жизнь.
Вариант 2
В рассказе Ивана Тургенева, одного из лучших писателей-пейзажистов, мы знакомимся с «крестьянскими ребятишками», центральными героями, которых встречает «в ночном», то есть пасущими лошадей. И кроме того что в произведении мастерски описана природа, еще и немало внимания уделено изображению главных персонажей, их внешности и характерам, их интересам, речи.
Старший из них, Федя, возрастом около четырнадцати лет, красивый, белокурый мальчик. По его хорошей одежде можно понять, что он из обеспеченной семьи и выехал «не по нужде, а так, для забавы». Даже сапоги у него были не отцовские, а свои, значит у семьи денег в достатке. С остальными мальчиками он ведет себя несколько вальяжно, надменно.
Мальчик помладше, лет двенадцати, Павлуша, был неказистый: рябое лицо, широкие скулы, огромная голова, приземистое неуклюжее тело. Но его умный, прямой взгляд, звучный, сильный голос понравились автору-рассказчику, несмотря на скромность его одежды – замашная рубаха да порты.
Ильюша был ровесником Павла. Его лицо было подслеповато, болезненно, он щурился от огня, надвигал на глаза шапку. Его одежда была небогата, но опрятна. Новые лапти и онучи, веревка трижды стягивала стройный стан в черной свитке. Он работал с братом на бумажной фабрике, как узнает автор из разговора.
Четвертый мальчик, Костя, лет десяти, слабый, болезненный, с острым худым лицом. Его телосложение автор называет тщедушным, словно оценивая этим словом и внутренние качества героя. Особенно впечатлили рассказчика его черные глаза, блестевшие «жидким блеском». Одет довольно бедно.
Самого младшего мальчика, Ваню, автор сначала даже не заметил от того, что он так мал. Ему около семи лет, он незаметный, тихий ребенок, в течение рассказа не вылезает из-под рогожи.
Внешность мальчиков соотносится с чертами их характера, о которых автор впоследствии узнает из их разговора. Федя, хорошо одетый мальчик из зажиточной семьи, держит себя несколько высокомерно. Павлуша – умный и решительный человек, что тоже можно заметить по его взгляду, манере держать себя. Тревожность Ильюши, переданная в его облике, объясняется его искренностью, добротой, вниманием к другим людям. Маленького щуплого Костю с большими глазами автор называет трусишкой. Сразу же вспоминается пословица: «У страха – глаза велики».
Другие сочинения: ← Какие истории рассказывал Илюша в рассказе Бежин луг↑ ТургеневПо повести Вешние воды →