Какой тип композиции повести первый учитель?
Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни.
В чем смысл названия произведения первый учитель?
Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель» учит нас бережному отношению к людям, к их чувствам. … Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.
Что символизирует образ тополей в повести Айтматова первый учитель?
О том, что Дюйшен – первый учитель аила Куркуреу, совершил когда-то жизненный подвиг, то есть построил школу из бывшей байской конюшни, подтверждает образ двух тополей. Образ двух тополей в произведении Ч. Айтматова является живым олицетворением красоты человека. … Тополя вырастают в символ красоты нового человека.
Каким событием начинается повесть первый учитель?
Повествование данного произведение ведётся в форме рассказа. Событие повести происходят в далёком и небольшом ауле, Куркуреу примерно в 1924 году.
В каком году была написана повесть Чингиза Айтматова первый учитель?
Повесть «Первый учитель» Айтматова была написана в 1962 году.
Кто является автором произведения первый учитель?
Чингиз Торекулович Айтматов
Какому литературному жанру принадлежит произведение Чингиза Айтматова первый учитель?
Первый учитель | |
---|---|
Автор | Чингиз Айтматов |
Жанр | повесть |
Язык оригинала | русский |
Оригинал издан | 1962 |
Что в повести Ч Айтматова первый учитель восхищает вас?
В повести «Первый учитель» меня восхищает то, как Дюйшен очень мало знал сам, но смог открыть для детей путь в другую жизнь. Никто не воспринимал его затею о школе всерьёз, поэтому он всё делал сам.
Кто такой Дюйшен?
Направление творческих исканий Ч. … Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве.
Какую проблему ставит ч Айтматов в своей повести первый учитель?
Ответ: А) Автор, скорее всего, ставит проблему того времени (учеба, обучение, стереотипы, предрассудки людей того времени), т. … Люди того поселка считали, что можно прожить и без обучения. Как раз, таки автор-Чингиз Айтматов передает свои мысли через главного героя-Дуйшена.
Как жители аила относятся к Алтынай?
Ответ: К Алтынай они относились с уважением из-за успехов которых она добилась и с неким восхищением, а к Дюйшену как по мне они относились не серьёзно, никто не понимал и не знал всю ценность его вклада в детей этого аула и он остался недооценённым как и его труд.
Что заставило Дюйшена построить школу в Куркуреу?
1-Стремление пробудить в детях своего аила жажду знаниям 2-Возможность получать жалование 3-Возможность построить карьеру в родном аиле
Что символизирует образ тополей в произведении?
первый учитель символ любви к родным местам воспоминание о первой любви символ открытия новых знаний …
Почему рассказ называется Красное яблоко?
Красное яблоко — олицетворение естественного природного начала. Только возвращение к истокам способно возродить угасшие чувства и спасти души людей. ahlukileoi и 322 других пользователей посчитали ответ полезным!
В чем подвиг учителя Дюйшена?
Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. … Учитель Дюйшен это борец за справедливость, строитель нового цивилизованного мира, которые исповедует нормы гуманности, доброты и честности.
Какому литературному жанру принадлежит произведение Чингиза Айтматова Белый пароход?
Пояснение: Произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход» написано в жанре повести.
Что символизирует красное яблоко?
«Красное яблоко» – одно из самых пронзительных произведений раннего Чингиза Айтматова. … Напоенное соками земли и солнечными лучами, красное яблоко являет собой лирический символ счастья и гармонии. Ибо только возвращение к истокам способно возродить угасшие чувства и спасти человеческую душу.
Что символизирует яблоко для героя рассказа красное яблоко?
В рассказе Айтматова красные яблоки— символ прозрения взрослого мужчины. Словно фонарь они освещают его чувства. Только первое приносит прозрение, что вымышленная любовь может развиться о равнодушие и непонимание, а второе- позволяет понять, что истинная любовь в том человеке, что долгие годы был рядом.
Чему учит рассказ красное яблоко?
Рассказ красное яблоко учит нас тому что надо радоваться тому что у нас есть например дочь оставила красное яблоко своей маме а отец думал что она съесть его сома так же и мы должны беречь то что у нас есть главное в жизни это семья а у девочки был токо папа ведь папа с мамой были на гране развода.
Какая проблема поднимается автором в рассказе красное яблоко?
В рассказе Айтматова поднимается проблема отношений в семье. В отрывке из рассказа говорится о том, как девочка находит в саду яблоко. Это нашедшееся яблоко напомнило отцу, что когда-то девушка не приняла от него яблока. Но он понимает, что надо помириться с женой, она всегда будет принимать его яблоки.
Какая проблема поднимается автором красное яблоко?
В рассказе Айтматова поднимается проблема отношений в семье. В отрывке из рассказа говорится о том, как девочка находит в саду яблоко. Это нашедшееся яблоко напомнило отцу, что когда-то девушка не приняла от него яблока. Но он понимает, что надо помириться с женой, она всегда будет принимать его яблоки.
Кто главный герой рассказа красное яблоко?
Главным героем рассказа является Исабеков, его жена Сабира и дочь Анара. apsiganocj и 12 других пользователей посчитали ответ полезным!
Почему герой рассказа Астафьева фотография?
ОТВЕТ: Герою рассказа «Фотография, на которой меня нет» так дорога фотография, потому что ему важно хранить в своем сердце память о прошлом. Со школой его связывают воспоминания о детстве, о своем народе, о его истории. … Глядя на него, герой вспоминает своих учителей, быт школы, одноклассников.
Кто автор рассказа красное яблоко?
Айтматов Чингиз Сборник повестей и рассказов, а также пьеса. Иллюстрация на обложке А. Искакова.
Какие произведения Чингиза Айтматова вам известны?
Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка
- «Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. …
- «Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. …
- «Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви.
Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.
«Первый учитель»: краткое содержание
Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:
- непростой для Киргизии период становления социализма;
- трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
- борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
- стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.
Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:
Экспозиция
Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.
Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.
Завязка
Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.
В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:
- малограмотный чудаковатый старик;
- часто и без причины улыбается;
- добродушен и наивен, как ребенок.
Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.
Развитие событий
Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.
Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.
Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.
Кульминация
Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.
Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.
Развязка
Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь
Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.
«Первый учитель»: анализ произведения
Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:
История создания
Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.
Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.
Тема и конфликт
Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.
Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:
- конфликт поколений и мировоззрений;
- энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
- отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
- борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.
Особенности композиции и жанр
Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:
- прозаический жанр, который схож с коротким романом;
- в сюжете задействовано небольшое количество героев;
- фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.
Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.
Характеристика главных героев
Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.
Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:
- амбициозный, инициативный энтузиаст;
- бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
- не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
- настойчивый и любознательный;
- со сложной, но красивой судьбой;
- он гуманист.
Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
1. Как построена композиция рассказа Ч. Айтматова «Первый учитель»?
А. Композиция произведения построена по принципу описания.
Б. Композиция произведения построена по классическому описанию рассказа
В. Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе
2. Чьи воспоминания описаны в рассказе?
А. Воспоминания художника
Б. Воспоминания академика
В. Воспоминания доктора
3. Куда получает приглашение рассказчик?
А. Художник получает телеграмму-приглашение на открытие новой школы
Б. Доктор получает письмо-приглашение на открытие новой больницы
В.Художник получает телеграмму-приглашение от родственника
4. Кого встречает художник на мероприятии?
А. Другого художника Гульнару Сулаймановну Сулайманову.
Б. Академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову.
В. Врача Алтынай Гусейновну Сулайманову.
5. В каком году молодой Дюйшен приезжает в аил?
А. В 1934 году
Б. В 1945 году
В. В 1924 году
6. Чей портрет показывает учитель детям на уроке?
А. Портрет Троцкого
Б. Портрет Ленина
В. Портрет Сталина
7. Какое событие происходит с Дюйшеном?
А.Его сбивает лошадь
Б. Его избивают
В. Его убивают
8. Куда отправил Дюйшен Алтынай?
А. Лечиться в больнице
Б. Учиться в московском институте
В. Учиться в ташкентском интернате
9. Кем стала Алтынай после войны?
А. Доктором философских наук
Б. Главным врачом больницы
В. Инженером-авиастроителем
10. Как Алтынай хочет назвать школу-интернат?
А. Школой Дюйшена
Б. Мечта Дюйшена
В. Школой имени ЛенинаКонец формы
Анализ и интерпретация (10 баллов)
Задание: аргументировано ответьте на вопросы.
Почему героиня рассказа Ч.Айтматова «Первый учитель» побоялась встречи с Дюйшеном? Подтвердите свой ответ двумя доказательствами. [2]
Определите тему и основную мысль рассказа Ч. Айтматова «Первый учитель». [2]
В чем смысл названия произведения В. Распутина «Уроки французского»? Связан ли он с основной мыслью? [2]
Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? [2]
Какие нравственные уроки вынес для себя герой из этой истории? [2]
Оценка и сравнительный анализ [9]
Задание: напишите эссе на предложенную тему. Объем письменной работы – 120 — 150 слов.
ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СОЧ
«Уроки, которые я получил(а), читая произведения В.Распутина и Ч.Айтматова»
Обновлено: 09.01.2023
На пороге третьего тысячелетия человечество вновь и вновь ищет ответы на вечные вопросы о смысле жизни, об обществе и человеке, их ответственности за сегодняшний день. Именно за сегодняшний, так как завтрашнего может и не быть. Существование и разрушающее действие ядерного оружия, освоение космоса в военных целях, оставляющая желать лучшего экология — все напоминает и предупреждает о возможной катастрофе всей цивилизации. Никто никого не победит, никто не уцелеет в одиночку. Спасаться и спасать надо всем вместе. Общество — это люди, а люди бывают разными. На что способно общество, если в нем вместо культа религии утвердится культ насилия, наживы любой ценой? Бесстрастные, безразличные, родства не помнящие манкурты — неужели такие люди смогут обеспечить прогресс и нужны обществу? Что удержит людей и заставит стыдиться безнравственных поступков? Совестно, стыдно — ведь за это не платят, не карают. Мой удобный мир, мои интересы и интересы общества — как гармонично объединить их? Эти вопросы беспощадно ставит жизнь, и все люди сдают этот экзамен, как делают это и герои романа Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”.
Чингиз Торекулович Айтматов вошел в историю русской литературы “Повестями гор и степей”, которые дышали молодостью, свежестью, любовью к родному краю, к людям, живущим в горах Тянь-Шаня, окружающих великое озеро Иссык-Куль. Минуя несколько таких же светлых и радостных повестей, Айтматов начал задумываться о глубоких проблемах всего человечества, и в творчестве зазвучали тревожные ноты. Впервые же ощущение болевого шока читатель испытал от повести “После дождя” (“Белый пароход”). И на протяжении последующих лет писатель формулирует все новые и новые социальные, психологические, общечеловеческие проблемы, волнующие современность. И вот тут появляется первый роман Айтматова, впитавший в себя многолетний труд, переживания и размышления писателя. Это и был “Буранный полустанок”, который более известен под названием “И дольше века длится день”.
Несмотря на столь огромную философскую роль, роман увлекает не сразу. Философский эпиграф из “Книги скорби” X века, непривычное начало: “Требовалось большое терпение в поисках добычи по иссохшим буеракам и облысевшим логам”, пожилой казах везет хоронить своего друга на родовое кладбище — совершенно иная, чуждая моим интересам жизнь открывается на первых страницах романа. Но полная скрытой силы, точная проза Айтматова захватывает, и постепенно начинаешь открывать глубинный смысл происходящего, тайную взаимосвязь событий, постигать в слове внутреннюю работу души писателя, о чем он и говорит в эпиграфе.
Сюжет романа прост: мышкующая голодная лисица выходит к линии железной дороги, пожилая женщина спешит сообщить, что “умер одинокий старик Казангап”, путевой обходчик Едигей решает похоронить друга на древнем родовом
кладбище. И печальная процессия, возглавляемая Едигеем на Каранаре, мерно движется в глубь степей к кладбищу Ана-Бейит. Но там уже их ждет ошеломляющая новость: святая святых казахов “подлежит ликвидации”, на месте кладбища будет находиться стартовая площадка для запуска ракет по программе “Обруч”. Чья-то неумолимая воля в лице лейтенанта Тансыкбаева отлучает людей от их святыни. “Униженный и расстроенный” Едигей, преодолев сопротивление сына Ка-зангапа Сабиджана, хоронит друга неподалеку, на обрыве Малакумдычап. И в конце этой истории, как и в ее начале, появляется символ Природы: коршун, паря высоко, наблюдает старинное дело захоронения и предстартовую суету на космодроме.
А параллельно идет рассказ о совершенно ином мире, центр которого находится южнее Алеутских островов в Тихом океане, в квадрате, примерно равноудаленном от Владивостока и Сан-Франциско. Это авианосец “Конвенция” — научно-стратегический штаб Обценупра по совместной программе “Демиург”. Здесь американский и советский паритет — космонавты, связавшись с внеземной цивилизацией, покинули станцию “Паритет” “временно, чтобы по возвращении доложить человечеству о результатах посещения планеты Лесная Грудь”. Объясняя причины своего “беспрецедентного предприятия”, они пишут: “Нас ведет туда жажда знаний и вековечная мечта человека открыть себе подобные существа в иных мирах, с тем чтобы разум объединился с разумом”.
При сопоставлении таких линий сюжета получается, что автор, постигая совершенный мир, всматривается в него из космической бездны: смогут ли люди изменить свои представления о мироустройстве, чтобы войти в новое обитаемое пространство? С другой стороны, современность последуется из глубины изначальной Природы, с позиций патриархального миропонимания: сохранят ли люди традиции и духовные ценности предков, сохранят ли землю во всей ее уникальности? Введение космической, даже научно-фантастической сюжетной линии усложнило композицию романа. В нем существует как бы несколько пространств: Буранного полустанка, Сары-Озеков, страны, планеты и дальнего космоса. Так же сопрягаются в романе и разные пласты времени: прошлое, настоящее и будущее. А в центре их пересечения — человек, причастный и к лисице, и к ракете, призванный все понимать, соединять, гармонизировать. Это и есть главный герой романа Едигей Жангельдин, Буранный Едигей, проживший безвыездно сорок лет на полустанке, фронтовик, настоящий трудяга, труженик. Как писал сам Айтматов, “он один из тех, на которых, как говорится, земля держится. Он сын своего времени”. И рядом с ним в центре романа верблюд — сырттан (сверхсущество), ведущий свой род от белоголовой верблюдицы Акмал, как воплощение самой Природы, ее равенства с человеком. Между ними, человеком и верблюдом, лежит пласт мифов: предание о кладбище Ана-Бейит, легенда о трагедии манкурта, о том, как Найман-Ана пыталась воскресить любовью память у сына-манкурта и как летает теперь над степью птица Донен-бай с воззванием к людям: “Вспомни имя твое! Твой отец Доненбай. ” Сюда же примыкает написанное ритмической прозой предание о любви старого певца Раймалы-ага. “степного Гете”, к юной акынше Бегимай. Легендарные события прошлого живут в воспоминаниях Едигея, переплетаясь с днем настоящим: легенда о манкурте с судьбой Сабиджана, предание о золотом мекре с жизнью детей Абуталипа, а легенда о любви Раймалыага с переживаниями самого Едигея. Эти мифы привносят в композицию романа новые непередаваемые ощущения, делают его похожим на сказку, от которой просто невозможно оторваться, хочется с головой погрузиться в этот прекрасный мир неповторимой прозы.
День сегодняшний в романе вобрал в себя глубинную тяжесть ламяти, поскольку “разум человека — это сгусток вечности, вобравший в себя тысячелетия истории и эволюции, наше прошлое, настоящее и конструкцию грядущего. Мы есть то, что мы помним и ждем”. Поэтому по-особенному звучит название романа — строка из стихотворения Б. Пастернака “Единственные дни”. Это стихотворение — антипод романа по легкой грусти, задушевности чувства, чуть рассеянного взгляда на прошлое, растворенное в будущем. Роман же трагический, обнажающий все конфликты современности, требующий от каждого немедленных однозначных решений. В таком названии заключена не только важная для писателя идея, мысль, но и поэтический, музыкальный образ, лирический мотив, который “просвечивает” сквозь ткань всего романа. И дольше века длится день похорон Казангапа, день напряженных размышлений Едигея о сложных вопросах времени, истории. И вот художественное чудо: в его воспоминаниях и размышлениях открывается нам идеальное поведение и житие человека. Мы читаем не о былом и не о том, как живут, а о том, как жить. Жить в гармонии с природой и с самим собой, личностно и счастливо, на чистых началах. Основой жизни героев романа на Буранном полустанке стали Память и Совесть. Эти люди не рвут от жизни куски и не ищут, где лучше. В суровой природе Сары-Озеков они уловили живую душу самой Природы и умеют радоваться малому — поэзии ливня, например. “Абуталип и дети купались в потоках ливня, плясали, шумели. То был праздник для них, отдушина с неба”. Жизнь семей Едигея, Казангапа и Абуталипа Куттыбаева протекает со своими страстями, надеждами и трудностями. А в трудностях закаляется характер, очищаются душа и ум. И ценности в их мире истинные: любовь семейная, честный труд, незлобивая жизнь. Возможно, идеальные отношения между семьями на Буранном — воплощение мечты писателя, прообраз отношений между народами и государствами. Однако Едигей и Укубала, Абуталип и Зарипа далеко не наивные люди. В тяге к свободной жизни они противостояли законам рода, испытали гонения в определенный период истории. Поэтому и дорожат так трепетно и нежно друг другом и детьми. Семейная любовь — главная ценность. Да и жизнь на полустанке похожа на братское общежитие. В основе ее — сострадание и духовность. И Едигей в этом мире — главное лицо, для всех поддержка и опора. Без него немыслим Боранлы — Буранный, открытый всем ветрам на свете, помещенный автором в сары-озекские степи — великие и пустынные пространства. Сары-Озеки не просто степи, это сама бесконечность с ее холодным равнодушием к человеку, к его поискам смысла жизни, счастья, справедливости: “Едигей вдруг почувствовал полное опустошение. Он упал на колени в снег. и зарыдал глухо и надсадно. В полном одиночестве, посреди Сары-Озеков, он услышал, как движется ветер в степи. ” Вместе с затерянностью человека в пространствах степей автор одновременно подчеркивает и затерянность Земли в звездной бесконечности: “И плыла Земля на кругах своих, омываемая вышними ветрами. Плыла вокруг Солнца и, вращаясь вокруг оси своей, несла на себе в тот час человека, коленопреклоненного на снегу, посреди снежной пустыни. И плыла Земля. ” И Едигей сумел стать равным бесконечности по своей истинно человеческой сути, потому что в основе его личности лежит знание законов природы и тонкая интуиция в общении с людьми, чувство ответственности за все вокруг. Автор утверждает, что только личность, впитавшая в себя опыт предков и включенная в мировую культуру, способна, сверяясь со своей совестью, на “скачок в сознании”, “революцию духа”. Так, не найдя кладбища на I своем месте, Едигей дерзает основать новое, а паритет-космо-! навты на свой страх и риск решают пойти навстречу новому опыту и знанию. Все они: космонавты и Едигей, Раймалыага и Абуталип, мать манкурта Найман-Ана — обладают творческим воображением и благой волей, чтобы проложить новую тропу в поведении, в мысли, в труде.
Однако автор, заканчивая роман, который иногда называют романом-предупреждением, рисует страшную картину апокалипсиса: “Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыша. каждый новый взрыв накрывал их с головой пожаром всеохватного света и сокрушающего грохота вокруг. ” Это на Землю, кажущуюся из космоса “хрупкой, как голова младенца”, натягивают “холодной рукой” обруч ракеты-роботы. Замкнулась связь времен: новые варвары возносят над миром силы зла далекого прошлого. Эти люди без памяти, лишенные сами опыта своего народа, а следова- тельно, и исторической перспективы, лишают человечество будущего. Начиная с семидесятых годов художественные и философские поиски писателя направлены на выработку нового, планетарного мышления, связанного с утверждением мира без войны, нового, планетарного гуманизма.
Будет ли так, роман не дает однозначного ответа. Гуманизм может победить только в том случае, если люди не потеряют историческую память, не уподобятся манкуртам.
Деформация совести позволяет людям оставаться безучастными даже тогда, когда попираются нравственные устои. Неужели поколение конформистов идет на смену поколению Едигея и Казангапа? Неужели устроенная сытая жизнь неспособна, сформировать личность, готовую на протест из-за унижения достоинства? Что это — плата за научно-технический прогресс? Не слишком ли большая цена? Прогресс ли это? Трудные, трудные вопросы. Не страх, а совесть должна заставлять людей приписать ответственность за происходящее вокруг.
Каждый ответствен за время, в котором живет. Вот одна из главных позиций романа. И хочется верить, что добрая воля политиков и народов позволит избежать светопреставления, выпавшего на долю Едигея, о котором и повествует роман Ч. Айтматова “И дольше века длится день”.
- непростой для Киргизии период становления социализма;
- трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
- борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
- стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.
Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:
Экспозиция
Завязка
Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.
В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:
- малограмотный чудаковатый старик;
- часто и без причины улыбается;
- добродушен и наивен, как ребенок.
Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.
Развитие событий
Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.
Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.
Кульминация
Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.
Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.
Развязка
Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь
История создания
Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.
Тема и конфликт
Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.
Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:
- конфликт поколений и мировоззрений;
- энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
- отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
- борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.
Особенности композиции и жанр
- прозаический жанр, который схож с коротким романом;
- в сюжете задействовано небольшое количество героев;
- фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.
Характеристика главных героев
Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:
- амбициозный, инициативный энтузиаст;
- бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
- не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
- настойчивый и любознательный;
- со сложной, но красивой судьбой;
- он гуманист.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Рассказывая эту историю от лица главной героини, писатель хотел, чтобы мы услышали не только её. Он хотел донести до нас мысли и слова всех обездоленных и многих из тех, кто таки пробился из той кромешной темноты, пожертвовал многим, но сумел вырасти , радоваться жизни, и приносить радость другим. А ещё показать необходимость быть благодарными и не забывать тех, кто поднимал нас на своей спине.
Повесть необыкновенно красива по своей композиции. Хотя сам Айтматов сравнивает её с картиной, она напоминает скорее музыкальное произведение. Тихое, задумчивое вступление и вот мы уже видим ту же картину, что и автор. Маленький аил, затерянный в горах, далеко от больших городов с его тихой жизнью и повседневными делами. Ровная, спокойная мелодия — радостное событие, постройка школы, приглашение гостей, встреча героини с земляками, с родными местами.
Но в этой радости уже слышны тревожно-грустные нотки. Что-то не так, неполный этот праздник, мимолётные слова, необдуманные шутки не дают покоя, как невозвращенный долг.
В рассказе главной героини, Алтынай открывается вся суть этой повести, её кульминация. Вот как, оказывается, пробивалась учеба в те далёкие годы. Из ничего, имея только огромное желание и веря, что дело его не напрасно, главный герой, молодой Дюйшен, построил не только школу (кто бы из нас, увидев, назвал это школой?), но и перестроил, сдвинул с места огромные глыбы невежества, господствовавшие в умах людей.
Анализ рассказа Айтматова Первый учитель
Несколько интересных сочинений
Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.
История написания данного произведения Александра Дюма отличительна тем, что все персонажи основаны на реальных существовавших персоналиях. Равно как и описанные в романе события с кражей подвески
Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы
Художник и муки творчества
Праздник в аиле
На такое знаменательное событие, как открытие школы, съезжается много людей. Но главный гость торжества – художник и академик в летах Алтынай Сулаймановна Сулайманова. На празднике весело. Все шутят. Главный объект шуток – Дюйшен. Сейчас он почтальон, а когда-то старик был школьным учителем, хотя сам читал и писал с большим трудом (именно над этим и смеялись собравшиеся). Это было в те времена, когда среднее образовательное учреждение только проектировалось, а население аила не могло представить, зачем детям вообще учиться, ибо многие поколения прожили так – без образования, только лишь своим трудом. Дюйшен на самом деле был подлинным революционером, а над ним сейчас смеялись те, кому он обеспечил не блестящее, но все-таки хоть какое-то будущее.
Не смеялась только Алтынай Сулаймановна Сулайманова, видимо, понимая историческую роль нынешнего почтальона в судьбе отдельно взятого аила, но причина была не только в этом. Оказывается, огромную роль он сыграл и в ее личной судьбе. Но об этом читателю станет известно чуть позже, а пока перед ним разворачивается торжество. Однако Алтынай грустит на празднике, глядя в окно на тополя, вспоминая что-то свое. Потом старый Дюйшен приносит телеграммы с поздравлениями от тех, кто получил в аиле образование. Сам почтальон участия в празднике не принимает – у него много писем и дел.
Алтынай становится отчего-то жутко стыдно, она спешит в Москву, ссылаясь на дела. Ее провожает художник и спрашивает, все ли у нее в порядке, не держит ли она на кого-то обиды. Алтынай говорит, что обижаться ей следует только на себя.
Исповедь Алтынай
Алтынай – безграмотная сирота четырнадцати лет
Личная история Алтынай начинается в 1924 году, когда странный человек в черном (шинель у него была из сукна именно этого цвета) пришел в казахский степной аил Куркуреу и сказал, что создаст в нем школу и будет учить в ней детей. Местные аксакалы с сомнением отнеслись к подобной затее, ибо они вообще не понимали пользы образования для жизни в степи. Дюйшен же был непреклонен, поэтому на него махнули рукой и разрешили делать все, что он захочет, но за свой счет.
Тогда убежденный комсомолец решил, что школа будет на бугре в том помещении, где раньше была конюшня одного бая.
Будущего академика СССР тогда еще звали просто Алтынай, и ни о чем таком она даже не мечтала. Жила она с тетей и дядей, родители ее, к сожалению, умерли и обрекли девочку на роль Золушки в чужой семье.
Тетка – сварлива, а дядька – немногословен. Иногда за проступки Алтынай получала оплеухи. Обижала ее, конечно, тетка. Другими словами – классика жанра. Айтматов Чингиз Торекулович написал замечательную историю советской Золушки в реалистическом ключе, лишенную всякой сказочности.
Знание как обещание лучшей жизни
Тернист путь к знанию
Нежданное замужество Алтынай и избиение учителя
Но тетка тоже была не промах. Как-то она взяла с собой крепких парней и нарушила спокойную и благожелательную атмосферу обычного школьного урока. Она задумала забрать Алтынай силой. Учитель, конечно, пытался им помешать, но не смог. Ему сломали ребра, руки, сильно избили, а девочку перекинули через седло и увезли в горы.
Спасение Алтынай. Финал истории
Какое-то время они переписывались. Алтынай упрашивала своего учителя приехать к ней, говорила ему, что любит его и ждет. Но вместо этого он просто оборвал с ней все контакты, чтобы не мешать ей учиться.
Несмотря на все успехи девочки из аила, для Алтынай расставание с Дюйшеном было глубокой психологической травмой, она так никогда от нее и не оправилась. Уже во взрослом возрасте Алтынай казалось, что она видит своего возлюбленного в разных неожиданных местах. Но это были только миражи несчастного сознания.
Маститый академик заканчивает свое письмо к художнику заверением, что он обязательно добьется того, чтобы новую школу назвали в честь его первого учителя.
В свою очередь художник не только прикоснулся к замечательной и трогательной истории, но и нашел кладезь сюжетов для новых полотен. Повествование заканчивается картиной: мастер стоит у раскрытого настежь окна и думает о прочитанном, окрыленный надеждой новых творческих свершений.
Читайте также:
- Моя любимая игрушка басик сочинение
- Может ли телевизор заменить книгу сочинение
- Я еду с ярмарки кое что купив и кое что продав сочинение
- Сочинение рассуждение на тему русский язык с аргументами
- Сочинение на тему жизнь и творчество гоголя
:
На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.
Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведется от первого лица: первая и последняя части — от лица рассказчика, середина — от лица академика.
Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для неё. Он вспоминает своё детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест — два больших тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют «школой Дюйшена». Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.
Художник получает телеграмму — приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу — академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.
Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.
В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.
Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.
На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин — символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело!.. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг … нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся … невиданный прежде мир…»
В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.
Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тётка выгоняет Алтынай к дальним родственникам — старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.
Среди ночи раздаётся «гнусавый, утробный вой». Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают — человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.
Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две «молоденькие сизоствольные топольки». Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить её в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: «горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого ещё мне мира».
Вскоре в школу является тётка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и ещё двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тётка отдала её во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.
Через два дня Дюйшен везёт Алтынай на станцию — она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слёз, кричит «Алтынай!», будто забыл сказать что-то важное.
В городе Алтынай учится на рабфаке, потом — в Москве в институте. В письме она признаётся Дюйшену, что любит его и ждёт. На этом обрывается их переписка: «я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться».
Начинается война. Алтынай узнаёт, что Дюйшен ушёл в армию. Больше о нём нет вестей.
Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.
Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: «У нас дети, семья, живём мы дружно. Я теперь доктор философских наук».
Она пишет художнику о произошедшем в аиле: «…не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель… — старый Дюйшен… я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат „школой Дюйшена“».
Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над ещё не написанной картиной: «…мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошёл до вас, а стал бы нашим общим творением?» Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своём полотне.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Первый учитель Айтматова
Анализ рассказа Первый учитель Айтматова
Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.
По своему романтичному описанию, повесть «Первый учитель» можно было бы отнести к балладе, но писать намеренно ушел от этого, чтобы повесть не ассоциировалась с каким-то одним геройским поступком, а характеризовала людей в целом. В описаниях природы, мы видим зашифрованные поступки людей, своеобразные метафоры.
Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.
Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.
Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.
Также мы видим героический поступок учителя, когда он спасает маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.
Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.
Мы видим, как главные герой становиться своеобразным мостиком для местных жителей на пути к будущему. Он жертвует ради своих принципов многим, практически готов пожертвовать свою жизнь, если это повлияет на разум местных жителей и их устои.
Обычное село преображается под действием всего одного человека, для которое главными в жизни является – справедливость и стремление к прогрессивному будущему.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Первый учитель Айтматова
Популярные сегодня темы
- Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинение
Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.
- Гости Обломова и цель их прихода
Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване
- Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана
Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё
- Анализ произведения Тургенева Малиновая вода
У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.
- Сочинение Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»? 5 класс
Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными.