1. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее:
а) Спасибо, но вы мне льстите. +
б) Спасибо за комплимент.
в) Благодарю.
2. При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:
а) Алло!
б) Это кто? +
в) Вас слушают!
3. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип:
а) максима согласия
б) максима великодушия
в) максима релевантности +
4. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип:
а) максима качества +
б) максима симпатии
в) максима согласия
5. При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в строгой официальной обстановке:
а) До встречи.
б) Всего хорошего!
в) Разрешите попрощаться. +
6. При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению ваш начальник:
а) Это абсурд.
б) Думаю, что Вы не совсем правы. +
в) Я с вами не согласен.
7. Представьте, что вы являетесь сотрудником компании «Арго». Подняв телефонную трубку (звонят вам), корректнее будет ответить:
а) «Слушаю вас».
б) «Говорите».
в) «Компания «Арго», добрый день!» +
8. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым:
а) японская +
б) английская
в) китайская
9. Слово «этикет» в переводе с французского обозначает:
а) приличие
б) воспитанность
в) ярлык +
10. Этикетная формула «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
а) официальной при подчеркнуто вежливом общении
б) старшего поколения +
в) любой
11. Этикетная формула «Ваш покорный слуга», чаще всего используются в речи:
а) изысканно-вежливой +
б) официальной при подчеркнуто вежливом общении
в) любой
12. Важной чертой английского речевого этикета является:
а) молчание
б) немногословие +
в) постоянные обращения к собеседнику
13. Важной чертой английского речевого этикета является:
а) постоянные обращения к собеседнику
б) негромкость речи +
в) молчание
14. Этикетная формула «разрешите представиться» обычно используется в такой ситуации:
а) официально-деловой +
б) любой
в) неофициальной
15. Речевому этикету не свойственна такая функция:
а) коммуникативная
б) гедонистическая +
в) апеллятивная
16. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат:
а) Локку
б) Сервантесу +
в) Пушкину
17. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:
а) товарищи
б) дорогие друзья
в) уважаемые коллеги +
18. Один из первых памятников русского речевого этикета «Домострой» написал:
а) Петр I
б) Симеон Полоцкий +
в) Феофан Прокопович
19. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
а) скажите пожалуйста
б) гражданин (гражданка)
в) извините, Вы не подскажете +
20. Слово товарищ сегодня используется при обращении к:
а) незнакомому человеку на улице
б) члену партии +
в) близкому человеку, другу
21. Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно:
а) дослушать до конца +
б) дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему
в) вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему
22. Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:
а) ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками
б) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому +
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались
23. Можно ли посматривать на часы во время беседы:
а) можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу
б) можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали
в) это невежливо в любом случае +
24. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:
а) можно, если это общество близких приятелей
б) это недопустимо +
в) конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение
25. Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах:
а) в сумке и карманах — можно
б) во время беседы возможны поиски носового платка, т. к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям
в) нельзя — это невежливо +
26. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание:
а) это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу
б) это допустимо только в среде сверстников +
в) в любом случае это недопустимо
27. Как лучше реагировать на комплименты:
а) скромно поблагодарить +
б) ответить комплиментом
в) ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают
28. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти:
а) можно, и чем скорее, тем лучше
б) это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации
в) лучше воздержаться от подобной «помощи» +
29. Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы:
а) односложных вопросов и ответов следует избегать +
б) можно, но по возможности реже
в) можно, они звучат четко и лаконично
30. Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту:
а) не может ни в коем случае
б) может, если в беседу его вовлекут старшие +
в) может, если проявит собственную инициативу и настойчивость
Тест на знание этикета речи
Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту?
1) Может, если проявит собственную инициативу и настойчивость.
2) Может, если в беседу его вовлекут старшие.
3) Не может ни в коем случае.
Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что, да, нет и т. д.)?
1) Можно, они звучат четко и лаконично.
2) Можно, но по возможности реже.
3) Односложных вопросов и ответов следует избегать.
Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?
1) Можно, и чем скорее, тем лучше.
2) Лучше воздержаться от подобной «помощи».
3) Это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.
Как лучше реагировать на комплименты?
1) Скромно поблагодарить.
2) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.
4) Ответить комплиментом.
В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?
1) В любом случае это недопустимо.
2) Это допустимо только в среде сверстников.
3) Это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу.
Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах?
3) Во время беседы возможны поиски носового платка, т. к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям.
Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
2) Конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение.
Можно ли посматривать на часы во время беседы?
1) Это невежливо в любом случае.
2) Можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали.
3) Можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу.
Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
1) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому.
2) Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками.
3) Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.
Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?
1) Вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему.
2) дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему.
3) Дослушать до конца.
Ответы: 1-2; 2-3; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-1; 8-1; 9-1; 10-3.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Источник
Тест с ответами: “Речевой этикет”
1. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее:
а) Спасибо, но вы мне льстите. +
б) Спасибо за комплимент.
в) Благодарю.
2. При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:
а) Алло!
б) Это кто? +
в) Вас слушают!
3. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип:
а) максима согласия
б) максима великодушия
в) максима релевантности +
4. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип:
а) максима качества +
б) максима симпатии
в) максима согласия
5. При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в строгой официальной обстановке:
а) До встречи.
б) Всего хорошего!
в) Разрешите попрощаться. +
6. При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению ваш начальник:
а) Это абсурд.
б) Думаю, что Вы не совсем правы. +
в) Я с вами не согласен.
7. Представьте, что вы являетесь сотрудником компании «Арго». Подняв телефонную трубку (звонят вам), корректнее будет ответить:
а) «Слушаю вас».
б) «Говорите».
в) «Компания «Арго», добрый день!» +
8. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым:
а) японская +
б) английская
в) китайская
9. Слово “этикет” в переводе с французского обозначает:
а) приличие
б) воспитанность
в) ярлык +
10. Этикетная формула «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
а) официальной при подчеркнуто вежливом общении
б) старшего поколения +
в) любой
11. Этикетная формула «Ваш покорный слуга», чаще всего используются в речи:
а) изысканно-вежливой +
б) официальной при подчеркнуто вежливом общении
в) любой
12. Важной чертой английского речевого этикета является:
а) молчание
б) немногословие +
в) постоянные обращения к собеседнику
13. Важной чертой английского речевого этикета является:
а) постоянные обращения к собеседнику
б) негромкость речи +
в) молчание
14. Этикетная формула “разрешите представиться” обычно используется в такой ситуации:
а) официально-деловой +
б) любой
в) неофициальной
15. Речевому этикету не свойственна такая функция:
а) коммуникативная
б) гедонистическая +
в) апеллятивная
16. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат:
а) Локку
б) Сервантесу +
в) Пушкину
17. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:
а) товарищи
б) дорогие друзья
в) уважаемые коллеги +
18. Один из первых памятников русского речевого этикета «Домострой» написал:
а) Петр I
б) Симеон Полоцкий +
в) Феофан Прокопович
19. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
а) скажите пожалуйста
б) гражданин (гражданка)
в) извините, Вы не подскажете +
20. Слово товарищ сегодня используется при обращении к:
а) незнакомому человеку на улице
б) члену партии +
в) близкому человеку, другу
21. Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно:
а) дослушать до конца +
б) дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему
в) вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему
22. Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:
а) ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками
б) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому +
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались
23. Можно ли посматривать на часы во время беседы:
а) можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу
б) можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали
в) это невежливо в любом случае +
24. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:
а) можно, если это общество близких приятелей
б) это недопустимо +
в) конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение
25. Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах:
а) в сумке и карманах – можно
б) во время беседы возможны поиски носового платка, т. к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям
в) нельзя – это невежливо +
26. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание:
а) это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу
б) это допустимо только в среде сверстников +
в) в любом случае это недопустимо
27. Как лучше реагировать на комплименты:
а) скромно поблагодарить +
б) ответить комплиментом
в) ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают
28. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти:
а) можно, и чем скорее, тем лучше
б) это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации
в) лучше воздержаться от подобной «помощи» +
29. Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы:
а) односложных вопросов и ответов следует избегать +
б) можно, но по возможности реже
в) можно, они звучат четко и лаконично
30. Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту:
а) не может ни в коем случае
б) может, если в беседу его вовлекут старшие +
в) может, если проявит собственную инициативу и настойчивость
Источник
Тест и методический материал к уроку «Речевой этикет» (5 класс)
Тема урока: «Речевой этикет»
Тест на знание этикета речи.
Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту?
Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что, да, нет и т. д.)?
Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?
Как лучше реагировать на комплименты?
В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?
Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах?
Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
Можно ли посматривать на часы во время беседы?
Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Статья на тему: «Рациональность применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности СПО»
Дидактическая игра «Рода войск»
Конспект по ПДД во 2 младшей группе «Знакомство с дорожным знаком «Пункт первой медицинской помощи»
Заявка на участие в конкурсе «Учитель года 2021»
Основы духовно-нравственной культуры народов России Вводный урок. Величие многонациональной культуры России
Конспект ООД по познавательному развитию
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5307023 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Комплект контрольно – измерительных материалов по дисциплине
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Автономное профессиональное образовательное учреждение
«Глазовский аграрно-промышленный техникум»
Согласовано на заседании
предметно – цикловой комиссии
профессии «социально-экономического профиля»
протокол №____ от «___»_________20___г.
председатель ПЦК _________Л.М.Злобина
Директор АПОУ УР ГАПТ
Комплект контрольно – измерительных материалов по дисциплине
ОП.01. Основы деловой культуры
Профессия Продавец, контролер-кассир
Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Организация – разработчик: Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Глазовский аграрно-промышленный техникум»
Разработчик: Семёнова Н.В., преподаватель специальных дисциплин.
Внимательно прочитайте задание. На выполнение работы дается 20 минут. Работа состоит из 1 задания.
Задание 1.выбрать правильный вариант ответа.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас остается время, то Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Время выполнения всех заданий – 20 минут.
Оборудование: Бумага, ручка, вариант задания.
Задание 1. Выбрать правильный вариант ответа.
1. Нужно ли, выходя из здания, придерживать тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?
а) да, всегда;
б) нет;
в) да, если это знакомый.
2. Продвигаясь к выходу в общественном транспорте, необходимо вежливо обратится к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?
а) да;
б) нет;
в) в зависимости от настроения.
3. Нужно ли здороваться первым при входе в помещение, где уже находятся другие люди, даже в лифте и в магазине?
а) да, если вам знакомы эти люди;
б) да, всегда;
в) нет.
5. Можно ли побыстрее закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?
а) да, в большинстве случаев;
б) иногда, если собеседник отнимает у вас слишком много времени;
в) нужно позволить собеседнику договорить, и, сославшись на неотложные дела, попрощаться с ним.
6. Можно ли делать замечания собеседнику, если он неправильно произносит слова, названия, термины, употребляет вульгаризмы?
а) да, если это ваш хороший знакомый и вы беседуете один на один;
б) нет, никогда;
в) да.
7. В ситуации знакомства женщина должна…
а) представиться сама;
б) ее должен представить кто-то другой;
в) затрудняюсь ответить.
8. Если телефонный разговор прервался, то перезвонить должен
а) тот, по чьей инициативе состоялся разговор;
б) тот, для кого этот разговор важнее;
в) можно не перезванивать, если все важное уже обсудили.
9. В ситуации, когда необходимо принести извинения, вы должны
а) объяснить свою вину подробно;
б) извиниться без комментариев;
в) предложить забыть неприятный инцидент.
10. Можно ли обсуждать во время беседы с малознакомыми людьми религиозные вопросы
а) нет, поскольку есть риск кого-то невольно обидеть;
б) да;
в) да, если уверены, что все разделяют вашу точку зрения.
11. Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы?
а) Можно, они звучат четко и лаконично б) Можно, но по возможности реже. в) Односложных вопросов и ответов следует избегать.
12. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? а) Можно, и чем скорее, тем лучше. б) Лучше воздержаться от подобной «помощи». в) Это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.
15. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей? а) Это недопустимо. б) Конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение.
16. Можно ли посматривать на часы во время беседы? а) Это невежливо в любом случае. б) Можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали. в) Можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу.
17. Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
а)Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому. б)Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками. в)Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.
18. Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?
а) Вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему. б) дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему. в)Дослушать до конца.
19. Если вы забыли, как зовут вашего нового знакомого. Вы должны:
а) напрямик попросить его напомнить свое имя;
б) постараться выяснить имя иным способом;
в) не обращаться по имени вообще.
20. Как нужно в театре или кино проходить к своему месту?
а) лицом к сидящим;
б) спиной к сидящим.
Источник
Игра «Этикет и мы»
Данная игра поможет учащимся усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Просмотр содержимого документа
«Игра «Этикет и мы»»
группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
выбирается жюри из преподавательского состава
Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной ).
На обсуждение даётся максимум – минута.
Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
кидаетесь к нему на помощь
никак не реагируете
Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
извинюсь перед ней;
куплю ей точно такую же;
Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
по окончании любой песни
Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
да, мало ли что делает хозяин;
нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
только в кабинет начальника;
Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
чокнуться с сидящим рядом;
чокнуться со всеми;
поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
сошлюсь на веские причины.
Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».
1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?
/может, если в беседу его вовлекут старшие/
1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?/лучше воздержаться от подобного момента/
2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /
3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /
4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /
5. Какой должна быть длина галстука?/Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/
6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?
/нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/
7. Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?
/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /
8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?/ входит всегда первой дама /
2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?
/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/
3. Каким должен быть тон разговора?
/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/
4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?
/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/
5. Какая допускается рубашка под пиджак?
/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./
6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?
7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?
/да, если это пожилой человек/
8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?
Кто первым здоровается – мужчина или женщина?
/первым следует здороваться мужчине/
2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший
1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/
2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/
Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует
Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/
4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/
5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/
6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/
8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться.
Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором.
Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
Как должна одеваться женщина – преподаватель?
Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?
Для финала предлагались следующие вопросы:
1.Как положено есть птицу и дичь?
/ вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /
/ не суетиться а спокойно попросить заменить их/
Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?
/- цветы держать в левой руке
— подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке
— Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /
2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни?
/ в будни: с 8.00 до 10.00
в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/
/ нужно их положить крест накрест. Если закончили есть параллельно друг другу/
3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?
/ Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /
4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?
— нет бесполезной критики
— необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./
4. Как лучше реагировать на комплимент?
В заключении командирами команд проводиться сервировка стола
Источник
6 чел. помогло.
^
Тема: Этикет речи
Ответьте на вопросы теста, выбрав один из предложенных вариантов.
Тест на знание этикета речи.
1
Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту?
- Может, если проявит собственную инициативу и настойчивость.
- Может, если в беседу его вовлекут старшие.
- Не может ни в коем случае.
2
Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что, да, нет и т.д.)?
- Можно, они звучат четко и лаконично.
- Можно, но по возможности реже.
- Односложных вопросов и ответов следует избегать.
3
Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?
- Можно, и чем скорее, тем лучше.
- Лучше воздержаться от подобной «помощи».
- Это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.
4
Как лучше реагировать на комплименты?
- Скромно поблагодарить.
- Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.
- Скромнее — усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику.
- Ответить комплиментом.
5
В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?
- В любом случае это недопустимо.
- Это допустимо только в среде сверстников.
- Это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу.
6
Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах?
- В сумке и карманах — можно.
- Нельзя — это невежливо.
- Во время беседы возможны поиски носового платка, т.к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям.
7
Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
- Это недопустимо.
- Конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение.
8
Можно ли посматривать на часы во время беседы?
- Это невежливо в любом случае.
- Можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали.
- Можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу.
9
Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
- Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому.
- Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками.
- Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.
10
Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?
- Вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему.
- дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему.
- Дослушать до конца.
Ответы: 1-2; 2-3; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-1; 8-1; 9-1; 10-3.
Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ. Сумма 8-10 баллов — «отлично», 5-7 — «хорошо». Приступайте к изучению материала темы.
^
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят и чернят.
(Я. Козловский «Слово» )
Вербальное, т.е. словесное общение, играет в жизни людей большую роль. Недаром существуют издавна на Руси такие пословицы: «Слово пуще стрелы ранит», «Не ножа бойся — языка» и многие другие.
Грубые, резкие слова одного могут испортить настроение большой группе людей. Но грубость влияет не только на других людей, она убивает что-то хорошее в том, кто позволил себе грубость. Каждый человек, приходя в этот мир, приносит с собой большой запас доброты, и с каждым грубым словом или злым высказыванием он теряет в себе частицу ее, становится злым и невыносимым для окружающих.
Доброго слова достаточно, чтобы успокоить, убедить, пробудить благородные чувства. Старайтесь больше говорить людям хороших добрых слов, благодарите их чаще. Всегда есть за что благодарить своих родителей, друзей, знакомых и учителей.
Существуют слова, которые мы с детства называем волшебными. Они действительно имеют магическую силу, они открывают нам сердца людей, улучшают наше собственное здоровье и настроение, помогают справиться с самым трудным делом. Говорите их чаще, и они всегда помогут вам. Какие же это слова? Это слова благодарности, приветствия, извинения, просьбы. Слова и фразы, выражающие заботу о человеке, заинтересованности им, благодарности: извините, будьте любезны, будьте здоровы, рад вас видеть, очень признателен, сожалею, сожалею о случившемся, сочувствую вам, добрый день и т.д.
Речевой этикет, создавая порядок речевого общения между людьми, помогает нам обойти ошибки или неудачи словесного общения.
Правила речевого этикета очень просты, и все мы знаем их с детства, но часто не придаем им большого значения, не задумываемся над тем, что составляет их значимость.
Беседа
Культура речевого общения требует от нас, прежде всего, умения правильно выбирать тему для разговора или беседы с другом, знакомым или незнакомым человеком, с женщиной или ребенком. Как видите, при выборе темы мы руководствуемся, во-первых, тем, с кем будем вести этот разговор.
Беседуя с женщиной, никогда не будем выяснять ее возраст. Конечно, возраст своей мамы вы всегда знаете, но нет необходимости напоминать ей об этом, например, таким комплиментом: «Мамочка! Тебе уже сорок лет, а ты как молодая!» Возможно сын, сказавший эти слова, считает, что он отметил лучшее качество своей матери, на самом деле этот неудачный комплимент больно ударит по ней.
Навещая в больнице близкого человека, остерегайтесь слов: «Как ты плохо выглядишь!» Он и без вас знает как он выглядит, но больному нужна поддержка, ему нужно слышать о том, что сегодня он, несомненно, выглядит лучше, чем вчера. Когда человек слышит такие слова, у него усиливается надежда на выздоровление, и в организме его включаются такие силы, которые даже врачам неведомы.
При выборе темы разговора учтем, во-вторых, чем занят в настоящий момент собеседник. Если он, например, готовится к экзамену, итог которого много для него значит, и в этот момент подойти с рассказом о вчерашней чудесной вечеринке, то он будет рассержен. Если же ваш друг отдыхает, у него друзья, веселая музыка, а вы ему в этот момент предлагаете порешать сложные алгебраические уравнения, наверное, он вас не поймет.
Представьте, что вы летите в самолете на высоте тысяча метров и сосед рассказывает как во время прошлого полета самолет не мог приземлиться из-за сломавшегося шасси. Каковы ваши чувства? Ни в самолете, ни в поезде, ни в каком другом транспорте не обсуждаем транспортные происшествия.
За столом не принято говорить о вещах, которые могут испортить аппетит. Даже если вы не видите в этом ничего особенного, рядом могут находиться люди, которые так не считают. Не стоит за столом критиковать блюда или рассматривать их с неудовольствием. Это всем испортит аппетит.
Выбор темы беседы, в-третьих, конечно, зависит и от знаний нашего собеседника. Нарушением этикета является употребление специальных терминов или выражений, которых не знает собеседник. По этой причине не говорят на иностранном языке, если хотя бы один собеседник не владеет им.
Не стоит всем подряд рассказывать о своих сердечных делах, ссорах и проблемах. Всегда учитывайте интересы своего собеседника. Манера вести разговор не менее важна, чем правильный выбор темы. В общении следует избегать иронии. Как бы ни была тонка и остроумна насмешка, в ней всегда есть обида, которая оставит в сердце горечь. Ирония же это всегда презрение. Нет ни одного человека, который бы согласился с презрением к себе.
Наивно полагать, что ирония или насмешка исправят недостатки человека, доброе слово сделает в этом направлении гораздо больше и успешнее. Даже шутка может задеть легкоранимого человека. Шутите по поводу события, явления, но не по поводу человека.
Разговор шепотом двоих в компании воспринимается всеми остальными как оскорбление. Если есть необходимость поговорить вдвоем — лучше отойти. Не стоит выпытывать у разговаривающих, о чем они оживленно беседуют. В общем разговоре не должно быть таинственных или двусмысленных выражений, понятных только некоторым собеседникам. Остальные будут чувствовать себя неловко.
Советы
Люди часто допускают бестактность в разговоре с друзьями и близкими, даже не задумываясь об этом. Как часто подруга может сказать: «Тебе совершенно не идет эта губная помада» или «Я не советую тебе встречаться с этим парнем». Мы любим давать всем советы: по поводу одежды, друзей, поведения, даже когда нас об этом не просят. В Швеции на конкурсе самых коротких сочинений приз был присужден девочке, написавшей: «В древней Греции жил философ Сократ. Он ходил по городу и давал всем советы. За это его отравили.» Не торопитесь давать советы. Совет нужен тогда, когда вас просят о нем.
Кроме того, человек ждет такого совета, который будет ему приятен, другого он не приемлет. И более того, может на вас обидеться за то, что вы дали, по его мнению, неправильный совет. Не спешите соглашаться на слова подруги: «Какая я глупая!» или друга «Какой я недотепа!» Подобные высказывания не являются искренними. Где вы встречали человека, который вполне убежден, что он глуп? Такое восклицание часто возникает у человека, ищущего поддержку, нуждающегося, наоборот, в отрицании данного высказывания. В такой ситуации лучше ответить: «Не переживай, этот вопрос действительно трудно решить по-другому» или «Всякое бывает, и эта неудача совсем не доказывает, что ты недотепа. Я лично знаю тебя совсем с другой стороны».
Ответы превосходства всегда вызывают в нас неприязнь к человеку, их говорящему. Тактичный человек опустит в своей речи такие выражения как «ты должен…», «ты обязан мне помочь…», «я хочу, чтобы ты решил…». Он заменит эти выражения на другие: «мне бы хотелось…», «не мог бы ты мне помочь…».
Слушая одну и ту же историю не в первый раз, тактичный человек не станет перебивать, дослушает до конца, будто впервые, особенно, если ее рассказывает человек пожилого возраста. Стараемся сами не заставлять слушать нашу историю в двадцатый раз.
Искусство собеседника заключается в том, чтобы уметь при различных взглядах на проблему искусно менять направление беседы, уступать своему собеседнику, избегать в разговоре спорных вопросов и тем. Самые сложные из них — вопросы вероисповедания, национальности и политики.
Следует знать запреты на, так называемую, светскую беседу. Люди поддерживают разговор, находясь на официальном приеме, презентации, беседуют перед премьерой, вернисажем и т.д. Беседа не должна перерасти в спор или дискуссию. Иногда ее называют «беседа ни о чем», хотя она достаточно содержательна и каждый может показать свою эрудицию. Итак, запреты: нельзя говорить о третьих лицах (даже хорошо), о политике, религии, о доходах и расходах, о болезнях, о детях и животных все время, а также приводить массу деталей.
^
Исходя из установленных между людьми отношений, они обращаются друг к другу на «ты» или на «Вы».
К кому мы обращаемся на «ты»?
К близким и родным в семье, к друзьям, к своим сверстникам, к младшим по возрасту. «Ты» — обращение должно быть всегда уважительно.
К кому мы обращаемся на «Вы»?
Это обращение принято между незнакомыми и малознакомыми людьми, между коллегами по работе, особенно в официальной обстановке. На «Вы» мы обращаемся к тем, кто старше нас, к тем, кому хотим подчеркнуть, что мы его уважаем.
Этикет предусматривает условия, при которых могут перейти с Вы — обращения на Ты — обращение. Это возможно при условии, что оба человека стремятся к Ты — обращению.
Недопустимо, когда руководитель обращается к своему сотруднику на «ты». Если он не допускает такого обращения от сотрудника, тогда и сам должен сохранять дистанцию Вы — обращения.
Инициатором перехода на «Ты» может быть тот, кто старше; руководитель предложит сотруднику. Мужчина может предложить перейти на «ты» женщине, но только она определяет дистанцию отношений. В любом случае, предложение перейти на «ты» можно сделать тогда, когда уверен в положительном ответе. Иначе в неловком положении окажется и тот, кто предложил переход на «ты», и тот, кто отказал.
^
Следует знать этикетные нормы ведения его. Считается, что лучший способ победить в споре — избежать его. Но если в споре соблюдать некоторые правила, то можно избежать неприятных последствий и выиграть спор.
- Прежде всего, определите предмет спора. Как часто бывает, что люди до хрипоты доказывают друг другу одно и то же, но называя разными словами.
- В момент спора не стоит обсуждать личность оппонента. Помните, что выражения типа «ты не прав», «вечно ты так», «какая ты глупая» не могут являться аргументами спора.
- Не надо критиковать точку зрения противника. Отстаивайте свою точку зрения, и спор не перейдет в ссору.
- Во время спора не принижайте оппонента, давайте ему возможность спасти свой авторитет. Критику начинайте с похвалы своему оппоненту и с напоминания о собственных ошибках.
- Конечно, если в ходе разгоревшегося спора вы поняли, что неправы, признайте свою ошибку. Это повышает нас в чужих глазах.
Учить человека следует осторожно, не задевая его самолюбия. «Давай разберемся. Может я ошибаюсь. Со мной не раз так бывало.» Осторожно подсказывайте известные вам факты: «Ты это знал, ты просто забыл». Такие слова всегда расположат вашего оппонента к сотрудничеству с вами.
Освойте секрет Сократа. Задавайте человеку такие вопросы, на которые он будет давать положительные ответы. Затем также дружелюбно задайте свой главный вопрос. Человек, все время говоривший «да», не готов дать отрицательный ответ.
Критика
Прежде чем приступить к критике человека, много раз подумайте, надо ли его критиковать, поможет ли критика укреплению ваших отношений и самому человеку. Критика — очень острое оружие, и пользоваться этим оружием можно только тогда, когда хорошо им владеешь. В искусстве критики используйте те же правила, что мы рассмотрели выше.
Критикуя человека, предлагайте ему пути решения проблемы. Создавайте такие условия, чтобы человек сам хотел исправить тот недостаток, на который вы указали ему очень тактично и осторожно. Создавайте в человеке убеждение, что он сам способен справиться с предложенной задачей. Поощряйте его в положительном настрое на преодоление недостатков. Доброе слово сыграет лучшую роль, чем критическое наставление. Всегда легче критиковать человека, чем увидеть и подчеркнуть его достоинства.
^
Это очень деликатное дело. Прежде всего, избегаем обобщений в негативных оценках: «Ты всегда», «Ты никогда», всяких отрицательных мнений, которые только дадут повод для ссоры.
Почему мы делаем замечания? Часто из эгоистических соображений. Что-то нас раздражает, терпение кончается. Иногда из доброжелательности, так как кого-то любим, не хотим, чтобы он был осмеян, осужден.
Как люди реагируют на замечания? Одни просто обижаются. Обращать внимание на что-то нужно доброжелательно, не агрессивно, с глазу на глаз. Часто слышим в ответ на замечание: «Кто ты такая, чтобы меня учить?» и т.д. Умные люди просто благодарят. Замечания никогда не должны быть злобны, ироничны, сказаны свысока, преувеличены. Делаем их как бы мимоходом, при случае. Всегда ли? Бывают исключения. Не в каждой ситуации нужно искать каких-то деликатных способов сделать замечание. Например? Плевки на улице. Что-то вроде кошмарного спорта. Делают так, даже когда находятся в обществе девушки. Тут девушка должна резко отреагировать. Другой пример из неприятных. Кажется люди все меньше пользуются носовым платком, может он вышел из моды? Больные насморком громко тянут носом в общественных местах. Часто при гриппе люди кашляют в лицо, не отворачивают голову, не закрывают рукой рот, не говоря уже о платке.
Когда-то мужчины носили два платка — один как бы для применения в случае насморка, кашля (теперь сморкаются шумно и без стыда), а другой, более нарядный, чистенький, отглаженный и подобранный по цвету к костюму. Таким платком можно было вытереть девушке слезы, а чем можно сегодня вытереть девушке слезы?
Еще немножко воспоминаний: дамские платочки! Это было когда-то как настоящая мечта, нежные, вышитые, с кружевами. Каждая девушка имела в сумке отличный пахнущий платочек, иногда просто батистовый, а иногда необыкновенный, украшенный ручной вышивкой и кружевами.
Конечно, одноразовые бумажные платки удобны и гигиеничны, они вытеснили платочки из материала, но подходят не к каждому случаю. Не всегда могут заменить тех, что с кружевами и вышивкой. Зато их всегда можно кому-нибудь подсунуть со словами: «Ты так тянешь носом, словно забыл носовой платок»
Замечания — единственный ли это способ обратить внимание на бестактности, промахи и невоспитанность? Попробуем бороться не общепринятыми средствами. С грубыми, скандальными, недоброжелательными особами разговаривать вежливо, с улыбкой. Например, на особу в автобусе, которая крушит все в поиске удобного места, хорошо действуют слова: «Минутку, я сейчас подвинусь и вам будет значительно удобнее». Или, обращаясь к знакомой, которая всегда раздражена, всегда «против», говорим: «Отлично тебе в таком цвете!», «У меня вкусное яблоко, хочешь?» Или соседке, которая резко настроена против современной молодежи, предлагаем: «Я иду в магазин, может, вам что-нибудь купить?» Реакция на такую вежливость, как правило, удивление, оцепенение, что-то вроде смущения и, наконец, изменение тона. Большое удовлетворение возникает, когда мы видим, что может влиять на других. Позитивно.
Не всегда, правда, бывает так хорошо. Можно также услышать: «Вы чего, надо мной издеваетесь или как?», «Нашлась одна такая!»
Вопрос тона также немаловажен.
Не поверите, как тон может изменить характер сказанного. Одни и те же слова можно сказать тоном приказным и вежливой просьбы, спокойным и плаксивым, доброжелательным и жалостным, издевательским и уважительным, хамским и милым.
Попробуем поупражняться и разным тоном задать вопросы: «Что ты сделала с моей книжкой?», «Ты была у парикмахера?», «Мы должны идти на этот фильм?» и сказать следующие фразы: «Я сегодня ужасно занята», «У меня другое мнение по этому вопросу».
Правда, удивительно: одно и то же предложение может иметь абсолютно разные значения.
В наших интересах избегать агрессивного тона. Договоренность, а не ссора облегчает жизнь. Поэтому не говорим с неодобрением: «Не выношу, когда ты …», а лучше: «Мне трудно, когда ты …»
^
Рассмотрим особенности этикета приветствий.
Приветствовать при встрече — обычай, распространенный у всех народов. Главное требование — дружелюбие и тактичность.
Словесное приветствие имеет большое значение в установлении теплых, дружеских контактов между людьми.
Мы приветствуем людей: Здравствуйте, Добрый день (утро, вечер), Рада вас видеть, приветствую вас, Привет …
Словом «привет» можно приветствовать хороших знакомых, одноклассников, ровесников, но не старшего по возрасту, являющегося вашим руководителем или преподавателем.
Слово «здравствуйте» означает: я желаю тебе здоровья, оно влияет как на здоровье тех людей, к которым обращено, так и тех, кто его произносит. Добавляйте к приветствию имя человека. При встрече младшие первыми скажут слова приветствия старшим, ученик первым приветствует преподавателя, юноша скажет первым слова приветствия девушке. При равных условиях первым поздоровается тот, кто более воспитан.
Вы пришли в гости, в комнате несколько человек. Сначала поздоровайтесь с хозяйкой дома, затем — с другими женщинами, затем — с хозяином и другими мужчинами. Тот, кто входит в помещение, независимо от пола и возраста, первым приветствует присутствующих. Уходящий прощается первым с остающимися.
Рукопожатие — важнейший ритуал в нашей жизни. Первым может протянуть руку женщина — мужчине, старший — младшему по возрасту, руководитель — своему сотруднику. Не надо крепко сжимать протянутую руку и долго ее трясти. Не принять протянутую для приветствия руку — значит, нанести тяжкое оскорбление. Мужчина руку протягивает, женщина — подает.
Этикет требует от мужчины, чтобы он приветствовал своих друзей и знакомых, женщин или мужчин, всегда стоя. Исключение допускается только для больных или пожилых мужчин.
Сидящая женщина, здороваясь с мужчиной, может не вставать, но приветствуя женщину, обязательно встанет. Всегда встанет при приветствии и хозяйка дома, встречающая своих гостей. Приветствуя пожилого мужчину, женщина встанет в знак уважения к возрасту.
Юноши, конечно, при приветствии всегда стоят. И не садятся первыми, пока не сядут дамы, девушки, мужчины. Девушки до 18-ти лет тоже здороваются стоя.
Женщина может протянуть руку для приветствия в перчатке другой женщине или мужчине. В таком случае, мужчина может перчатку не снимать, но меховую варежку он обязательно снимет. Здороваясь с женщиной старше себя или с женщиной, на руке которой нет перчатки, женщина снимет свою перчатку.
Рукопожатие мужчин тоже допустимо в перчатках, но если один из мужчин без перчатки, то и другой ее снимет.
Когда мужчина хочет подчеркнуть особое расположение и уважение к женщине, он может поцеловать ей руку. Поцелуй должен быть символическим. Лишь легкое прикосновение губами. «Чмоканье» считается вульгарным.
Женщина, протягивая руку для приветствия или поцелуя, поднимает ее до уровня своего пояса. Мужчина своей правой рукой приподнимает дамскую руку чуть выше, и затем, немного наклонившись касается губами ее руки.
Существует еще один способ приветствия — кивком головы. Но такое приветствие не должно создавать впечатления небрежности. Значительно опустите голову и улыбнитесь при этом. Мужчина снимет головной убор, но не берет, не спортивную шапочку, не меховую шапку. Снимают или приподнимают только шляпу.
Приветствуя своих знакомых, мужчина обязательно вынет руки из карманов и сигарету изо рта.
Обычно кивком головы мы приветствуем друг друга в том случае, когда нет возможности подойти близко.
Среди молодежи вполне допустимо сказать при знакомстве: «Познакомьтесь, ребята, это Сережа, а это Валера». Если знакомим девушку и юношу, то сначала представляем девушку. Используем фразы: «Позвольте вам представить …», «Разреши тебе представить …», «Мне бы хотелось вас познакомить …», «Познакомьтесь, пожалуйста …».
Знакомя людей, разных по возрасту или положению, необходимо четко называть их имена, отчества и фамилию. Известного человека: артиста, художника, знаменитого хирурга, не представляем. Обычно, ему представляют новых знакомых.
Мы представляем женщине мужчину, а затем называем ее имя, если это необходимо. Старшему по возрасту представляем младшего, родителям — своего друга. Конечно, при знакомстве можно протянуть для приветствия руку и сказать несколько теплых слов: «Я рада с вами познакомиться», «Мне очень приятно наше знакомство».
Если вы вместе с другом подошли к группе одноклассников, которые не знают вашего друга, представьте его, а остальные назовут себя сами. Если вам необходимо знакомство, подойдите сами и представьтесь кто вы и почему хотите познакомиться. Причина для знакомства должна быть уважительной.
Если девушка хочет познакомиться с юношей, она может попросить общего знакомого представить ей юношу.
Знакомясь с ребенком, подайте ему руку, улыбнитесь, слегка присядьте, что бы ребенку стало удобнее.
Во время знакомства сидящие мужчины и женщины поступают точно также, как и при приветствии своих друзей и знакомых.
^
Важным аспектом речевого этикета, коммуникации является этическая защита. этическая защита — это сохранение нравственного уровня общения при посягательстве на достоинство человека, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность.
Выстраивая этико-психологическую защиту, мы не позволяем уронить свое достоинство.
- Самый простой и бесхитростный способ — вопрос на воспроизведение.
— Как? Что ты (Вы) сказал? Прости, я не поняла, что ты сказал?
Как правило, вторично негатив уже не воспроизводится или звучит вариант общепринятого. (Здесь скрыта тайна, действительно не расслышала или это этическая защита)
В автобусе:
— Подвинься!
— Простите, я не поняла: вы что-то сказали?
— Вы не могли бы подвинуться на одно место?
— С удовольствием.
- Наивное удивление. Как бы предполагая, что такое невозможно вообще, впадаем в замешательство, удивляемся происшедшему. Разве это возможно? Такое бывает в жизни? Можно ли верить собственным ушам? Доля наигранности здесь незначительная. Удивление не всегда вербально, чаще всего оно облечено в мимические и пластические формы.
- Хорошим корректирующим способом является следующее: взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными недостатками.
— Я, наверное, непонятлив… или
— Мой внешний вид, вероятно, вызывает раздражение… или
— Возможно, я вела себя не так, как следовало бы…
(- Я тебя, конечно же, обидела, иначе ты не стала бы так меня оскорблять.)
Прием «ссылка на слабость» на поверхностный взгляд кажется излишне мягким, якобы позволяющим обижать, оскорблять, но здесь происходит вынужденная оценка человеком своего необдуманного поступка, ответственность перекладывается на обидчика. Ссылка на слабость — сильная этическая защита при ее внешней мягкости.
Более того, только сильный человек и способен использовать данную форму защиты, не боясь потерять авторитет. В то время, когда слабый человек кричит или назидает, тем самым окончательно теряет позиции, сильная личность как будто уступает и в то же время укрепляет свое этическое положение.
- Аналогичен прием «ссылка на особенности характера». Здесь также оскорбляемый берет на себя всю тяжесть этической коллизии. Ссылка на особенность своего характера, снижает агрессивность партнера, предлагая ему более высокий уровень общения.
— Вы простите, но я теряюсь, когда на меня кричат.
— Мне очень жаль, что я не могу разговаривать в таком тоне, я просто не умею… (как бы сетуя на особенность своего характера, он просит партнера изменить стиль общения).
- Чрезвычайно эффективен прием доброжелательного толкования поступка партнера. Суть его в позитивной интерпретации того, что совершено партнером в адрес этого человека. Обычная форма данного приема имеет вербальное начало: «Как хорошо, что вы…»
— Какое ужасное платье.
— Как хорошо, что вы мне это сказали. А то бы я зазналась, полагая, что прекрасно выгляжу.
— Это мое место, освободите!
— Как хорошо, что мне придется уйти. Это место неудобное, а я не решалась перебраться на другое.
— Мы занимаемся на уроке чепухой!
— Браво! Как хорошо, что ты поглядел на вопрос с другой стороны.
Здесь нельзя допускать иронии и тем более сарказма в адрес партнера.
Доброжелательное и философское отношение дает возможность партнеру скорректировать свое поведение.
- Возвышение партнера, провоцирующего другого на низкое общение, производится также приемом «подстановки мотива»: слова и действия партнера объясняются имеющимися скрытыми добрыми мотивами.
Так ребенку, протягивающему руку к вашему яблоку, можно сказать:
«Ты хочешь мне его помыть?» Ребенок обычно тут же подтверждает наличие у него именно такого намерения, и это дает возможность продолжить и углубить общение: «Мы потом это яблоко съедим вместе. Хорошо?»
Постановка позитивного мотива сохраняет положительное отношение к партнеру, который наносит (сознательно или неосознанно) этический удар человеку. Даже очень грубая форма общения не исключает возможности подстановки мотива:
— Вас кто-то ввел в заблуждение, сказав, будто я плохо слышу, и вы поэтому кричите?
Иногда этическая защита принимает более жесткий облик. Избрание мер обусловливается характером этического нарушения или возрастом партнера (с малышами — нельзя).
- Оставить партнера наедине с собственным поступком, означает отказаться обсуждать содеянное и переложить осмысление происшедшего на партнера. Чаще всего:
— Вы, вероятно, не осознаете, что сказали… или
— Отдаете ли вы себе отчет в том, что сказали… или
— Когда вы повзрослеете и вспомните про свой поступок, то вам будет стыдно…
— Жаль, что ты не понимаешь, что вытворяешь.
Момент самоанализа всегда полезен и часто результативен.
— Ты съел мой пирожок?
— Вероятно, ты не осознаешь, что сказал сейчас!
— Прости…
- Человек, оскорбивший другого, бывает вынужден извиниться после трехкратного произнесения его имени, а потом фразы: «Извинись передо мной».
— Ты вел себя непростительно, Сергей!… Твой поступок оскорбителен, Сергей!… Мне очень неприятно, Сергей!… Извинись предо мой!
Противопоставление достоинств партнера совершаемому им поступку.
— Вы такой умный, а… или
— Я всегда считала вас добрым человеком, а вы…
В подобном случае необходимо прервать обсуждение происшедшего и обязательно перевести общение на уровень другой событийной темы. Данный прием применяется при условии уважительной интонации и большой расположенности к человеку, совершившему этический промах. Этот прием может принять форму косвенного воздействия, например:
— Я всегда теряюсь, когда образованный, красивый человек позволяет себе подобное…
Иногда, в ситуации открытого попирания этических норм допустим прием этической защиты «проекция будущей ситуации с противоположным решением»:
— В следующий раз, когда вам придется быть в театре…
— В другой раз вы, пожалуйста, контролируйте свои слова и действия…
Эти жесткие варианты защиты психологически помогают сохранить достоинство одному и не выходить из себя другому.
Постепенно к такому человеку складывается привычная форма этического отношения. И отпадает нужда в этической защите.
Великодушие — огромная сила нравственного влияния. Мера великодушия различна. Обычно фиксируют внимание на кратких проявлениях этого качества и упускают ежедневные, повседневные случаи. Наступил на ногу: «Не стоит извиняться, я даже не заметила!» Толкнул, захватывая место: «Садитесь, пожалуйста!» Разбил чашку из-за неосторожности: «Не волнуйтесь, она была лишней и надоела мне!»
Великодушие обескураживает, снимает психологическое напряжение, поворачивает к добру. Человек в атмосфере великодушия свободно проявляет свое «Я».
Можно выстроить этическую защиту, когда тебя заподозрили в клевете: «Я объясняю ваш поступок только вашей вероятной неспособностью осознать то, что вы произносите.» Можно великодушно простить: «Если тебе хочется, чтобы это был я, пусть будет именно так.»
Но непростительно эксплуатировать великодушие и недопустимо позволять паразитировать на великодушии.
Поэтому необходимо владеть всей палитрой методов этической защиты.
Не нуждается в этической защите личность униженная, психологически зажатая, не обретшая достоинство. Но в то же время, осваивая приемы этической защиты, человек обретает достоинство, освобождаясь от чувства второсортности.
Интересен исторический пример применения этической защиты. Император Наполеон в зените своей славы, однажды на приеме во дворце отчитывал самым грубым образом маршала Талейрана, которому был многим обязан, в том числе своим восхождением на трон. Маршал молча стоял посередине зала. Когда Наполеон закончил, Талейран, прихрамывая, т.к. был хромым с детства, пошел к выходу. Открыв дверь, остановился и сказал: «Как жаль, что такой выдающийся человек так плохо воспитан…»
В заключении темы «Речевой этикет» хочется обратить внимание на то, что почти все люди много говорят. Вы можете избежать многих несчастий, если будете проверять уместность своих слов, пропуская их через три узкие «калитки»:
Первая — необходимо ли это?
Вторая — правдиво ли это?
Третья — вежливо ли это?
Если вы будете следовать этому простому методу, многие слова останутся невысказанными. Необходимы ли они? Правдивы ли они? Вежливы ли они?
Общайтесь с окружающими только в конструктивном духе. Говорите с пониманием и искренностью.
^
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Как сердцу высказать себя,
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
(Ф. И. Тютчев)
^
- Каждый человек нуждается в добром отношении, в поддержке, в добрых словах. Часто такие слова повышают не только настроение, но самооценку человека, более того, они способны изменить к лучшему саму его жизнь. Поиграйте в серьезную игру «Волшебный стул». Собравшись вместе, поставьте пред сидящими самый красивый стул («волшебный»), предложив кому-то сесть на него. Перечисляйте достоинства этого человека, выскажите добрые пожелания. Он почувствует «волшебство» стула. Пусть посидят на «волшебном» стуле все желающие и не скупитесь на добрые слова и пожелания. Используйте «волшебный» стул для поздравления именинника.
Другая игра «Волшебный клубочек», которым может стать обычный клубок шерсти, пусть он только будет красивым. Передавайте его из рук в руки с добрым словом и пожеланием, пусть ниточка протянется. Соединив ваши руки, соединит сердца.
Зажженная «Волшебная свеча», передаваемая из рук в руки с добрыми пожеланиями, в рождественский, новогодний и другой, особенно важный, вечер, способна сотворить чудо, исполнить желание. Попробуйте!
- Вспомните запреты на светскую беседу. Перечислите темы, на которые можно поговорить. (Погода, природа, театр, кино, живопись, музыка и т.д.).
Потренируйтесь в ведении светской беседы, помня, что разговор, словно ручеек, должен менять тему.
- Выпишите в тетрадь правила и запреты на ведение обычной беседы, а также спора.
- Напишите все слова и фразы, которые относятся к вежливым, «волшебным», с сегодняшнего дня чаще употребляйте их в повседневном общении.
- Прочитав рассказ «Лажа», подумайте о собственных речевых недостатках.
- Упражняйтесь в этической защите.
^
Лажа
Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные, жаргонные словечки. Вот, например, я вчера встретил во дворе соседского мальчишку Ваню Сидорова.
— Здравствуй, Ваня.
— Здравствуйте.
— Ну, расскажи, Ваня, как дела?
— У, дела моща.
— Что-что?
— Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?
— А что, там лошадь была?
— Какая лошадь?
— Ну, которая ржала. Или я не понял ничего.
— Ну, чего вы не поняли? Значит, один фитиль …
— Без свечки?
— Без.
— А что же это за фитиль?
— Ну, парень один, подкатил к шкету …
— Он на чем подкатил, на велосипеде?
— Да нет, велосипед у шкета был.
— У какого шкета?
— Ну, шибзик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
— С кем, с кем?
— Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Ну вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
— У него что, чесалось что-нибудь?
— Да нет, попилил он.
— Ну и как, распилил?
— Что распилил?
— Ну, велик?
— Чем?
— Ну, этим самым, шнобелем?
— Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
— А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
— Да не было там никакой зимы, там училка была.
— Учительница, ты хочешь сказать?
— Ну да, с фингалом, т.е. с великом, нет с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.
— Как гикнулся?
— А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
— Понятно. Я понял, что совершенно не знаешь русского языка.
— Как это не знаю?
— Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, чтобы получилось?
— Помнишь у Гоголя? «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина …» И дальше: «Редкая птица долетит до середины Днепра».
— Помню.
— А вот теперь послушай, как это на твоем языке-бзике звучит: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые воды свои. Не гикнется, ни накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит». Ну как, нравится?
— Лажа, — сказал он и почесал за угол.
Литература
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1983.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
- Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992.
- Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов-на -Дону. 1992.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1989.
- Венедиктова В. О деловой этике и этикете. М., 1994.
- Холопова Г. Протокол и этикет для деловых людей. М.,1992.
- Осталовска И. «Ада, так не надо». М., 1993.
страница | 6/13 |
Дата | 17.10.2011 |
Размер | 2,55 Mb. |
Тип | Учебное пособие, Образовательные материалы |
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
По каким признакам понять, что мой рассказ не интересен окружающим?
5 ответов:
2
0
Если вы находитесь в большой компании, очень длинные рассказы вообще лучше не начинать.Редко какой человек способен удерживать внимание аудитории долго.Это только если рассказ уж очень интересный.
Хотя рассказ для вас может быть интересным , а для кого-то не совсем.И это не так уж сложно определить.
Если люди невпопад кивают :»Угу,ага» а сами думают о своем, если отвлекаются на любую мелочь, дуновение ветерка, упавшую ложку и так далее.
Если вас перебивают , и переводят разговор на другую тему.Если кто-то начинает переговариваться между собой , игнорируя ваш рассказ.Значит , рассказ интересен только в основном вам.
1
0
Отличный вопрос, жалко, что люди редко им задаются!
Главный и самый убедительный признак — в середине рассказа Вы обнаруживаете, что все куда-то делись.
1
0
Если Вас начинают перебивать на самом интересном (как Вам кажется) месте. Если задают вопросы не по теме. Если слушатели начинают разговаривать между собой. Если откровенно спят. Если хихикают украдкой, пытаясь выставить Вас дурачком. Если начинают откровенно уходить и т.д. И ещё много по каким признакам. Главное выявить первые симптомы самому и сделать выводы, дабы не попадаться в глупое положение, растягивая не интересную тему.
1
0
В первую очередь нужно посмотреть на аудиторию и на ее интересы. Если вы говорите о заумных вещах с необразованными людьми, то вас вряд ли будут слушать, или же молодежи говорите о таких вещах, как вы пошли платить за квартиру-им это неинтересно. К тому же если это люди, которые изначально вас не уважают и вы просто хотите добиться их расположения, то скорее всего вы им неинтересны и ваши рассказы они не будут воспринимать.
Если вы говорите долго, смакуя каждую подробность, то окружающие могут вежливо слушать, но в их глазах будет сквозить скука. Также они могут говорить между собой, смеяться. просить поскорее закончить, сказать: «Мы уже это где-то слышали!» или «Нас это не интересует!», покашливать, переминаться с ноги на ногу, как бы собираясь уйти сию минуту, зевать откровенно, говорить по мобильному, вздыхать или фыркать, сослаться на нехватку времени и сбежать.
0
0
Замечал не раз… .
Чел рассказывает старый анекдот — и все смеются.
Другой рассказывает новый — ни кто не смеётся.
Рассказ то может быть интересный… .
Просто рассказчик не умеет готовить хорошее блюдо — из хорошего рассказа.
Внимание заинтригованное и внимание из вежливости — написано на лбу у каждого слушателя.
Читайте также
Да! Это не простой вопрос. Я сама долгое время думала, что у меня много друзей и нет врагов и завистников, но как потом выяснилось, завистники почти все из моего окружения. Ярко видно это не в обычных условиях, а в каких-то необычных моментах и это легко можно увидеть. Просто нужно внимательно наблюдать за людьми, с которыми общаетесь. Первое правило — «у кого что болит, тот о том и говорит», то есть если рядом находится человек, который ПОСТОЯННО при Вас говорит, что он никогда никому не завидует, и вообще не знает, что такое зависть, сто пудово он завидует всем и вся и таким способом просто замыливает вам глаз. Завистники проявляются, когда у них что-то складывается не очень хорошо, и если вы им говорите, ну что ты так переживаешь, не стоит оно этого, то он обязательно скажет фразу «Конечно, тебе то хорошо…» — эта фраза сразу определяет, что человек постоянно Вам завидует. Ну, а если завистливый человек находится рядом с вам очень продолжительное время и вы не замечаете этого (например, как это было у меня на протяжении 20 лет считала лучшей подругой), то рано или поздно человек все равно откроется и будет кричать тебе в лицо, что он всю жизнь тебя осуждал и завидовал, а теперь, вот у тебя все хорошо, а у него хреново. Все это пишу на основе личного опыта. Друзей у меня теперь нет, к великому сожалению, а может быть даже и к счастью.
Мой муж не умеет и не любит говорить о чувствах, и о любви. По-началу, я, как любая женщина, «любящая ушами», обижалась на то, что не говорит комплиментов, не признается в любви. С годами совместной жизни (в браке мы 6 лет) я научилась видеть любовь, именно не слышать, а видеть и чувствовать. Я вижу, что он заботится обо мне, это могут быть такие мелочи, на которые мы, по привычке, не обращаем внимания, но они показывают отношение человека к тебе. В моём случае, это то, что муж никогда не разрешает носить мне сумки, сам взвалит на себя, аж коленки подкашиваются, но мне не позволит. Расстилает нашу постель, если я уснула в детской с ребёнком, чтобы я потом полусонная пришла и сразу смогла лечь. Помогает моим родственникам и не ворчит при этом. Никогда не игнорирует мои звонки и смс. Иногда прячет в неожиданных местах шоколадку. Готовит чай с малиной, если я приболела. Пусть и молча, но точно с любовью.
Когда встретишь настоящую любовь сразу поймешь, тут не ошибешься. Будешь дышать этим человеком, при встрече таять от кайфа, при отсутствии задыхаться. Это как наркотик, зависимость очень сильная от другого человека. Ожидание встречи будет тянуться целую вечность, до ломки. Чувствовать на расстоянии будешь человека, все мысли будут сводится только к этому человеку.
Если посмотреть на просто обычных людей, ни разу не актеров, как они себя ведут в повседневной жизни, то ничего такого особого не заметишь, люди как люди. Но если их попросить это всё повторить на камеру, или попросить отобразить хотя бы те же повседневные действия на сцене (пусть без зрителей, но на сцене), то многие просто растеряются, и утратят то, что считаю одним из главных качеств игры актера — естественность. Кто-то может недоигрывать, кто-то переигрывать, и это бросается в глаза и фальш видна. Гениальный же актер вживается в роль так, что сам проникается чувствами своего героя и излучает эмоции так, что даже эмпату придраться не к чему.
В театре, на сцене великие актеры как-бы накрывают зрителей своей аурой, делясь ею с ними, и впитывая ауры зрителей, становясь единым целым с залом. Это очень мощные ощущения, и великие актеры могут подсесть на них не хуже наркотиков, и потому уйти со сцены на покой им довольно трудно. Сначала одна прощальная гастроль, потом второе прощальное выступление, и т.д.
Сегодня 17 января 2018 года, сайт Много.ру, подготовил свой очередной интересный вопрос в рамках своей викторины Внимание Вопрос!. Как и всегда, нужно ответить верно с первого раза, чтобы получить очередную порцию бонусных баллов..
Сегодняшний вопрос о сонетах Шекспира и ответить на него верно смогут только истинные ценители его творчества.
Верный ответ — второй вариант — 154