Обновлено: 11.01.2023
Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.
Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.
Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.
Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.
Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.
Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.
Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.
Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.
Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.
История создания
Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.
Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:
- зловещие двойники;
- различные мистические преображения;
- борьба с самим Духом Зла.
Краткое содержание
Краткий пересказ вряд ли сможет передать всю прелесть этой истории. Так что стоит прочитать это произведение полностью, чтобы понять, что же в нем привлекало детей во времена наших прабабушек.
Кратко сюжет можно пересказать так. Действие повести разворачивается в 1780-х годах. Главный ее герой — мальчик по имени Алеша (в повести не указано, но ему, скорее всего, 9−10 лет). Он учится в петербургском пансионе, поскольку его родители живут далеко, у него нет возможности ездить к ним на каникулы. А поскольку все дети в это время разъезжаются по домам, то ему в эти дни становится особенно скучно.
Когда была свобода от занятий, он много часов проводит при кухне, поскольку ему нравится кормить содержащихся там куриц, герой хочет окружить их заботой. Его любимица — черная хохлатая курица, которую он прозвал Чернушкой. Когда кухарка захотела зарезать эту курицу на обед, Алеша буквально выкупил ее, подарив женщине золотой империал. Это очень большие деньги по тем временам, а у Алеши это была единственная ценность, доставшаяся ему от бабушки, но он сумел пожертвовать ею.
В ту же ночь в своей спальне мальчик услышал, как кто-то его зовет. К нему обратилась человеческим голосом спасенная им курица Чернушка. Она позвала его за собой в настоящее подземное царство, где живут маленькие человечки. Автор даже называет их рост — пол-аршина, что примерно равно 35 см. Алешу встречает король и благодарит за спасение Чернушки — ведь на самом деле это не курица, а премьер-министр подземного царства, который принимает облик птицы только тогда, когда ему нужно выйти на поверхность.
Король говорит, что Алеша может выбрать любую награду, и мальчик просит только одно — всегда знать уроки, даже если он ничего не будет учить. Король, конечно, этим недоволен, но ведь он дал слово, так что Алеша получает желаемое и конопляное семечко в качестве талисмана. Но только мальчик должен дать клятву, что никому не расскажет об этом царстве, потому что если люди наверху узнают об этом, то всему подземному народу придется покинуть свою страну.
Изменения в мальчике
Вскоре Алеша убедился в том, что талисман короля работает. Он теперь знает уроки лучше всех в классе. Учителя считают, что он обладает просто феноменальными способностями. Но из-за этого характер Алеши портится, и он превращается в заносчивого и избалованного мальчишку, который быстро теряет своих друзей.
Однако этим его неприятности не ограничиваются. Мальчик теряет конопляное семечко, которое ему подарил подземный король, а вместе с ним и способности к наукам. Учителя строго его наказывают, потому что считают его поведение ленью и капризами. В ту же ночь к нему приходит в человеческом обличии Чернушка и снова дает потерянное семечко, а еще говорит, что очень опечален Алешиным поведением. Мальчик обещает, что теперь непременно исправится.
Когда на следующий день Алеша снова начинает отвечать хорошо, то учителю кажется, что накануне мальчик просто демонстрировал плохой характер. Он угрожает, что применит в наказание розги, если Алеша не объяснит ему, что происходит. Мальчик напуган, он забывает о своем обещании и рассказывает учителю о подземном царстве. Но учитель не верит его рассказу, и Алешу все равно наказывают.
Ночью к мальчику приходит его друг Чернушка и говорит, что из-за нарушенной клятвы:
- все подземные жители вынуждены были покинуть свою страну;
- сам Чернушка теперь должен в наказание носить кандалы из золота.
Мальчик и его друг прощаются со слезами. И Чернушка говорит, что Алеша не может снять с него кандалы, но может облегчить ему жизнь, если исправит свое поведение.
На следующее утро учителя находят мальчика без сознания. У него горячка, он бредит. Шесть недель он проводит прикованным к постели, а когда выздоравливает, то ни учителя, ни друзья не напоминают ему о том, что было накануне, и Алеша думает, что все это он увидел в бреду. Постепенно он снова становится добрым и отзывчивым мальчиком, прилежным в учебе. Но волшебные способности к нему так и не возвращаются.
Начало повести
Анализ сказки
Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.
Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.
Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.
Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:
- Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
- автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,
Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.
В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.
Уроки повести
Мнение других
Но, пожалуй, для юных читателей важнее сам сюжет, чем многостраничные ученые труды, основанные на его анализе. И вывод из этой чудесной истории они могут сделать сами. Тем более что они также могут посмотреть мультфильм, спектакль или полнометражную картину, поставленную по этой книге. Кроме того, если постараться, наверняка можно найти раскраску, посвященную этой истории. Если красиво ее оформить, она хорошо дополнит читательский дневник.
Книга, которая понравится каждому
Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
- мальчик Алёша;
- курица по прозвищу Чернушка.
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.
Получение волшебного семечка
В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.
Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.
Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.
Сжатый анализ текста
Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:
- Год написания: 1829 г.
- Жанр: волшебная повесть, сказка.
- Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
- Тема текста: дружба, ответственность.
- Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.
Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.
Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?
Внимательно читаем Погорельского
Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.
Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.
Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.
Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.
И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…
Разбираем задания по литературному чтению:
Образ главного героя
Личность мальчика
Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.
В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.
Волшебное семечко
Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.
Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.
Осознание своей вины
Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.
Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.
Истинное лицо
Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.
Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.
Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.
Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.
Применение на уроках литературы
Истинное лицо
Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.
Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.
Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.
Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.
Получение волшебного семечка
В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.
Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.
Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.
Признание вины
После того как Алеша предает черную курицу и других подземных жителей, он заболевает. А после своего выздоровления мальчик превращается в прежнего человека. Он ощущает свою вину за происходящее, понимая, что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой.
Главные герои
- Алеша — добрый, честный, но ленивый школьник, который спас от смерти черную курицу
- Чернушка — курица, доброе, смелое, благодарное сказочное существо, которое показало Алеше подземное царство
Сюжет произведения
Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.
Ночью после этого происшествия Чернушка пришла к мальчику в спальню и повела его в волшебный подземный город, где она была министром. Пока они добирались до королевского замка, Алеша увидел много необыкновенного. Подземный король решил наградить мальчика за то, что он спас Чернушку и сказал просить, чего угодно. Алеша захотел никогда не учить уроки, но знать все наизусть. Тогда король подарил ему волшебное зернышко, с помощью которого будет осуществлена его мечта. Мальчика также строго предупредили о том, что он должен никому ничего рассказывать о подземном городе.
После этого события Алеша стал лучшим учеником в пансионате. Он никогда не делал уроки, но всегда знал все назубок. Однако это кардинально изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и растерял всех своих друзей.
Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, сильно испугавшись розги, рассказал ему о волшебном зернышке и Чернушке. И хотя преподаватель не поверил ему и все же решил высечь, у мальчика пропало зернышко. А ночью к Алеше в последний раз пришла Чернушка, чтобы попрощаться. Подземные жители должны были покинуть город, так как мальчик выболтал их тайну.
После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его опять полюбили ученики и учителя в пансионе.
План пересказа
- 1 Описание пансиона в Санкт-Петербурге.
- 2 Знакомство со школьником Алешей, который очень любил читать.
- 3 Алеша спасает от смерти черную курицу.
- 4 Визит черной курицы к Алеше ночью.
- 5 Алеша путешествует вместе с Чернушкой в подземное царство.
- 6 Второе путешествие. Король награждает Алешу за спасение Чернушки, которая оказалась министром. Он дарит мальчику волшебное зернышко, благодаря которому он может не учиться, но знать все уроки наизусть.
- 7 Алеша дает обещание не рассказывать никому о подземном царстве.
- 8 Алеша становится лучшим учеником в пансионате.
- 9 Мальчик превращается в ленивого, эгоистичного и самолюбивого сорванца.
- 10 Пропажа волшебного зернышка. Учитель наказывает Алешу за то, что он не может выполнить его задание.
- 11 Чернушка помогает мальчику отыскать волшебное зернышко.
- 12 Учитель пытается узнать, как Алеше удается выучить так много страниц.
- 13 Мальчик сознается во всем и рассказывает о Чернушке, короле и подземном царстве.
- 14 Волшебное зернышко пропадает безвозвратно. Чернушка приходит к Алеше, чтобы попрощаться с мальчиком.
- 15 Алеша опять становится добрым, скромным и послушным, его снова любят ученики и учителя.
Главная мысль
Вывод
Хорошее отношение и добрый поступок всегда вознаграждаются. Мальчик спас Чернушку, и она щедро отблагодарила его за помощь. Также можно сделать вывод, что нужно всегда быть благодарными тому, кто помог вам и никогда не держать зла. Даже несмотря на то, что Алеша не сдержал своего обещания, Чернушка простила его и продолжала любить, о чем сказала ему во время последней встречи.
Читайте также:
- Что представляет собой процесс выделения кратко
- Почему на вершинах гор лежит снег кратко
- Что такое комплементарность кратко
- Что такое обертон в музыке определение кратко
- Что такое отчий дом кратко
Основные персонажи
Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.
Другие герои произведения:
- Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
- Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
- Кухарка в закрытом учебном заведении;
- Учитель.
Очень краткий пересказ
Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка — подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.
Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.
Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.
Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.
Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.
Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.
План рассказа
Жизнь Алеши в пансионе
Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.
Начало дружбы с черной курицей
Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.
Знакомство с Подземным городом
Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.
Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна
Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.
Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда
Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.
Источник
Краткое содержание повести
О главных героях
Алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе. Но семья мальчика находилась далеко от Санкт-Петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один. Тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. Его любимицей была хохлатая Чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.
Перед Рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. Кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала Чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца. Но Алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. Это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой. Так он спас Чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от Алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.
Первая попытка пройти в подземное королевство
Однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. Он стал искать источник голоса и под кроватью увидел Чернушку. Она заговорила с ним и позвала за собой. Дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. Так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки. Чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. У голландок была кошка и норовистый попугайчик.
Алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. Она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «Дуррак!» Ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. Они стали нападать на курицу с Алешей. Но Чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. А вот мальчик от страха упал в обморок.
Другой мир
На следующую ночь курица опять явилась за Алешей. На этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. Препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. Вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. Они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.
Он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. В подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, Алеша внезапно увидел знакомые черты. Да это же курица, его друг!
Монарх решил наградить Алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. И как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «Черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.
Правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. Однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.
Новый Алеша
На другой день стало ясно, что семя конопли работает. Теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. Но постепенно характер Алеши стал портиться. Он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.
Но настал роковой день, когда зернышко пропало. Утратив знания, Алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. Тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. Ночью к нему пришел Премьер-министр Чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. Тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.
Просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. Учителю же Алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить. Однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. Тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок. Поэтому он решил его наказать и взялся за розги.
Алеша был не храброго десятка. В надежде отвратить порку, он рассказал все – о Чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. Но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. Мальчик все равно был наказан.
К чему приводит предательство
Ночью к Алеше явилась Чернушка. На руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. Чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. Премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.
Наутро от переживаний наш герой даже захворал. Целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе Алеши о Чернушке. Мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? Он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников. Однако больше никогда не увидел Чернушки.
Характеристика главных героев
В повести-сказке всего 2 главных действующих лица — десятилетний ученик пансионата и курица Чернушка. Их характеристику стоит рассмотреть в первую очередь. Краткое описание каждого персонажа:
- Алеша — ученик пансионата, сильно тоскующий по родителям. Он одинок, поэтому ищет утешение в книгах, это впечатлительный мальчик, он вместе с героями рассказов отправляется в приключения, сражается с рыцарями. После того как герой получил волшебное зернышко, он кардинально меняется, в нем появляется грубость, заносчивость, злость, лень. Школьник перестает делать уроки, так как с помощью зерна может ответить на любой вопрос. Он нарушает обещание, данное королю сказочного города, и предает его жителей.
- Курица Чернушка — птица, которую спас Алеша, она занимает пост главного министра в сказочном городе. Чернушка приглашает своего спасителя в гости к королю, который одаривает его волшебным зернышком. Из-за предательства главного героя курице и подземным жителям приходится покинуть королевство.
В произведении есть персонажи второго плана, но они не менее яркие и запоминающиеся. Некоторые из них сыграли в жизни главного героя значительную роль. Среди них можно выделить:
- Король — правитель подземного города. Он благодарит мальчика за спасение курицы и преподносит в виде подарка зернышко, которое исполняет любое желание.
- Учитель — строгий педагог пансионата, где обучается и проживает Алеша. Преподаватель строг, но справедлив, он старается поддерживать дисциплину. Его главная задача не просто обучить ребят знаниям, но и привить им порядочность, честность.
- Кухарка Трина — работница кухни, она хотела приготовить из Чернушки обед, который давали к приезду директора пансионата. Но Алеша дал женщине монету, за что та сохранила жизнь курице.
На примере одного ребенка автор показывает, как важно, даже совершив проступок, раскаяться и попросить прощение. Педагоги и ученики простили Алешу, рады его изменению, они снова его любят и уважают. Именно в этом идея и смысл рассказа Погорельского «Черная курица».
Основная идея
Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:
- Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
- Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.
Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.
Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.
Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.
Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.
Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.
На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.
Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.
Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
- мальчик Алёша;
- курица по прозвищу Чернушка.
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.
Основные персонажи
Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.
Другие герои произведения:
- Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
- Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
- Кухарка в закрытом учебном заведении;
- Учитель.
Сжатый анализ текста
Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.
Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:
- Год написания: 1829 г.
- Жанр: волшебная повесть, сказка.
- Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
- Тема текста: дружба, ответственность.
- Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.
Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.
Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:
Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.
После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.
Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.
Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.
Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.
Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.
Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.
Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.
Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.
Образ главного героя
Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.
Личность мальчика
Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.
В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.
Волшебное семечко
Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.
Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.
Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.
Осознание своей вины
Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.
Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.
Вариант 2
Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.
Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.
На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.
Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.
Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.
Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.
Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.
Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →
Применение на уроках литературы
Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.
На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.
Знакомство с подземным миром
Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.
Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?
Внимательно читаем Погорельского
Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.
Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.
Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.
Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.
Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.
И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…
Разбираем задания по литературному чтению:
- Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
- Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?
Реальность и фантастика в сказке «Черная курица»
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.
Пример короткого сочинения
В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание.
Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.
«Уроки жизни» в сказке Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» – настоящий сборник жизненных уроков, которые автор оставил для следующих поколений. В произведении есть как прямые советы, так и те, которые читатель получает, анализируя поступки героев и их результаты.
Первый урок получает главный герой – Алеша, когда Чернушка проводит его в подземное царство. Курица приказывает, чтобы мальчик ничего и никого не трогал в комнатах старушек-голландок. юный друг не выдерживает, и птице приходится сражаться с рыцарями, рискуя жизнью. Этот эпизод учит прислушиваться к другим и выполнять просьбы, советы, иногда, приказы. Также А. Погорельский поднимает проблему ответственности за других. Чернушка защищает друга, ведь в ответе за него, а мальчику тоже нужно думать о своем проводнике, раз уж он согласился идти с ним.
Король и жители подземелья показывают, насколько важна благодарность. Мальчик узнает, что бескорыстные добрые поступки способны открывать сердца людей. В подземном царстве Алеша видит кучи драгоценностей, но с удивлением узнает, что они совсем ничего не стоят. Министр объясняет, что когда чего-то становится много, оно теряет цену. Это объяснение можно воспринимать, как метафору, которую можно легко перенести в реальный мир.
Когда Алеша получает конопляное зернышко, приходит пора новых уроков. А. Погорельский показывает, как меняется мальчик и отношение окружающих к нему. После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей.
Читая о поступках изменившегося Алеши, понимаешь, что очень легко потерять любовь и уважение окружающих людей и очень трудно его вернуть. Алеша пытался исправиться, но с первого раза не смог. И это в сказке объясняется очень просто: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
А. Погорельский напоминает и то, что хороши лишь те плоды, которые добыты своим трудом. Когда Алеша сам читал рыцарские романы, он знал их почти наизусть. Знания же, которые мальчик получил без усилий, кажется, вылетали вместе с его рассказом, были таким же обманом, как мыльный пузырь Пользы от них, конечно же, не было никакой.
Есть люди, которые не умеют хранить чужие секреты. Они тоже могут получить хороший урок, прочитав это произведение. Алеша – один из немногих людей, которому подземные жители доверили свою большую тайну. Спасая себя от наказания, мальчик все рассказал учителю. В итоге учитель воспринял все как вранье, и наказал Алешу. Из-за этого поступка верный друг-министр был скован, а жители подземелья вынуждены были покинуть территорию, на которой жили сотни лет. Писатель нарочно изображает выселение подземных жителей сквозь восприятие Алеши. Мальчик слышит плач женщин и стук колес. Эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно хранить тайны, которые тебе доверяют.
Уроки А. Погорельского – то, что стоит хранить в памяти и взрослым, и детям. Следуя советам писателя, можно уберечь себя и близких от многих бед.
Сочинение: Что дается без труда, не ценится и портит характер
Сказка написанная Антонием Погорельским в 1829 г. это переплетение реального мира со сказочным.
В обычной жизни, с обычным мальчиком происходят чудеса. Его друг, обыкновенная черная курица, спасенная им от ножа кухарки, вдруг превращается в маленького человечка. Чернушка, так звал своего друга Алеша, в благодарность за спасение позвал Алешу в гости. Пройдя сквозь нарисованную на стене картину, они попали в волшебное подземное королевство. Чернушка познакомил Алешу с подземными жителями, показал чудесный сад. В нем росли яблоки доброты, посеяны семена совести. Это был необыкновенный сад.
В благодарность за спасение своего министра (Чернушки) король подземного королевства предложил Алеше выбрать себе подарок. И вот тут выбор Алеши очень удивил Чернушку. Скромный и добрый мальчик, отдавший свою заветную монетку, свое сокровище, за спасение курицы захотел никогда не учить уроки и всегда все знать и уметь. Это был выбор ленивого и эгоистичного человека. Но что делать, желание было выполнено. Алеша получил волшебное зернышко. Подземные жители, прощаясь, попросили мальчика никогда и никому не рассказывать об их существовании. Они боялись не за себя, они боялись за свои чудесные сады. Конечно же, Алеша пообещал.
Подарок оказался настоящим. Алеша действительно знал ответы на все вопросы, умел играть на скрипке и отлично рисовать. Живи да радуйся!
Но нет, с мальчиком начали происходить перемены. Он на глазах стал меняться. Пользуясь даром подземных жителей, Алеша превратился в заносчивого гордеца. Высокомерное отношение к школьным друзьям сослужило плохую службу, и он остался без друзей. Поссорился с учителем. Когда тот за плохое поведение решил выпороть Алешу розгами, мальчик сразу забыл все свои обещания и выдал своих подземных друзей. Он рассказал всем о жителях подземного королевства и даже предложил провести туда всех одноклассников. Так быстро и легко предал своих новых друзей.
Конечно, никто не поверил в его рассказ. Алеша, осознав всю тяжесть своего поступка, начал плакать. Просил прощения у Чернушки, который пришел проститься с мальчиком. Они со своим народом уходят в дальние страны. Мальчик, видя цепи, в которые был закован Чернушка по приказу короля ( из — за поступка Алеши) настолько переживал, что заболел.
Несколько дней проведя в горячке, мальчик уже не понимал, эта история была на самом деле или приснилась. Но она очень подействовала, мальчик изменился. Он стал прилежным, учил уроки, был вежлив.
Вывод: что дается без труда, не ценится и портит характер. Дружбу нужно ценить.
Основные персонажи
Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.
Другие герои произведения:
- Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
- Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
- Кухарка в закрытом учебном заведении;
- Учитель.
Очень краткий пересказ
Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка – подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.
Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.
Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.
Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.
Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.
Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.
Печальная развязка
На следующий день он с блеском ответил урок. Однако вместо того, чтобы похвалить ученика, наставник потребовал объяснить, когда тот выучил задание. В противном случае бедолаге грозила порка. Мальчик забыл обо всем на свете и рассказал о Чернушке, зернышке и Подземном мире. Итог оказался плачевным: его посчитали лгуном и все равно выпороли, жителям подземелья пришлось уйти, Чернушку заковали в кандалы на веки вечные, а зернышко исчезло навсегда. От чувства вины и раскаянья Алеша заболел и пролежал в горячке шесть недель.
После выздоровления мальчик снова стал добрым и послушным. Он вернул себе расположение товарищей и учителя. Он стал прилежным, хотя и не выдающимся учеником.
Так заканчивается удивительная сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание вы уже знаете, но почитайте полный текст, потому что в нем есть еще много интересного и загадочного.
Краткое содержание повести
О главных героях
Алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе. Но семья мальчика находилась далеко от Санкт-Петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один. Тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. Его любимицей была хохлатая Чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.
Перед Рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. Кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала Чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца. Но Алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. Это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой. Так он спас Чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от Алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.
Первая попытка пройти в подземное королевство
Однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. Он стал искать источник голоса и под кроватью увидел Чернушку. Она заговорила с ним и позвала за собой. Дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. Так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки. Чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. У голландок была кошка и норовистый попугайчик.
Алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. Она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «Дуррак!» Ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. Они стали нападать на курицу с Алешей. Но Чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. А вот мальчик от страха упал в обморок.
Другой мир
На следующую ночь курица опять явилась за Алешей. На этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. Препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. Вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. Они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.
Он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. В подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, Алеша внезапно увидел знакомые черты. Да это же курица, его друг!
Монарх решил наградить Алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. И как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «Черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.
Правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. Однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.
Новый Алеша
На другой день стало ясно, что семя конопли работает. Теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. Но постепенно характер Алеши стал портиться. Он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.
Но настал роковой день, когда зернышко пропало. Утратив знания, Алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. Тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. Ночью к нему пришел Премьер-министр Чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. Тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.
Просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. Учителю же Алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить. Однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. Тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок. Поэтому он решил его наказать и взялся за розги.
Алеша был не храброго десятка. В надежде отвратить порку, он рассказал все – о Чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. Но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. Мальчик все равно был наказан.
К чему приводит предательство
Ночью к Алеше явилась Чернушка. На руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. Чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. Премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.
Наутро от переживаний наш герой даже захворал. Целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе Алеши о Чернушке. Мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? Он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников. Однако больше никогда не увидел Чернушки.
Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители
В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными. Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников. Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.
Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.
Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.
Как-то раз, во время зимних каникул, Алеша играл во дворе. Ему захотелось поиграть с курочками, и мальчик начал их подзывать. Вдруг из дома показалась кухарка, в руке она держала большущий кухонный нож. Женщина стала ловить курицу, и Алеша понял, что именно Чернушка сейчас станет жертвой кухарки. В отчаянном кудахтанье он услышал мольбу о помощи.
Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.
Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».
Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.
Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.
На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.
Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.
Король предложил Алеше исполнить любое его желание. Мальчик, подумав, попросил о том, чтобы, не уча уроков, отлично знать задания. Королю не понравилось, что мальчишка такой лентяй, но данное обещание пришлось выполнять.
Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.
Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.
Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его. Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей. Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…
Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.
Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.
Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.
Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Основная идея
Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:
- Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
- Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.
Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.
Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.
Прогулки с Чернушкой
Ночью Алёша долго не мог заснуть, неожиданно в комнате распахнулись двери, появилась Чернушка, которая человеческим голосом позвала мальчика. Курочка повела своего спасителя через комнаты старух, также проживавших в пансионате. Чернушка попросила Алёшу не шуметь, но мальчик позвал кошку, которая замяукала, отчего попугай проснулся и закричал. Сразу после этого отважные путешественники бросились наутёк.
По словам курочки, он своим шумом разбудил рыцарей стражников, теперь им придется идти другой длинной дорогой. Открылась дверь в большой зал, около стен которого стояли два огромных рыцаря. Как только Чернушка с мальчиком дошла до центра комнаты, статуи ожили и набросились на курочку, которая неожиданно увеличилась в размерах и вступила в бой. Алеша, не выдержав такого испытания, упал в обморок. Очнулся он уже утром в своей постели. За обедом учительница рассказала мальчику, что куда-то пропала черная курочка, они обыскали амбар, но так и не нашли её.
Днем Алеша занимался следующим:
- подготовился к урокам;
- поискал Чернушку во дворе;
- послушал небольшую лекцию;
- собрался в очередную прогулку с курочкой.
Следующей ночью Чернушка вновь пришла к Алеше, повела его короткой дороге, а мальчик, уже зная о том, что не нужно шуметь, вел себя тихо и осторожно.
Как только они вошли в огромный боковой зал, из двери стали появляться маленькие люди в разноцветных нарядных платьях, с перьями и шляпах.
Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой. Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном.