Как появились докучные сказки

Докучные сказки относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

Докучная сказка это

По сути, докучная сказка – это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Докучные сказки для детей

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка – это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка – это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Докучные сказки короткие

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка – это народный дух Руси, уважайте его!

Докучные сказки жили были

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеомская средняя школа № 2»

Творческий проект

Докучные сказки

                                                                 Авторы:

                                                                 Кутькин Артём 3Б класс

                                                                 Панютич Дмитрий 3Б класс

                                                                 Руководитель: Станчас И.И.

с. Нижняя Омка

2017 год

Содержание.

Введение.        3

Глава I        4

История происхождения сказок.        4

Бытование докучной сказки.        4

Глава II. Принцип построения сказки.        5

Результаты исследования:        7

Глава III. Наши сказки.        8

Вывод:        10

Список литературы.        11

Введение.

Актуальность темы:

Идея создания проекта возникла на уроке литературного чтения. Само  понятие «докучные сказки» вызвало интерес. В сказках о животных персонажами являются животные. В волшебных сказках происходят чудеса. А о чём  говорится в докучных  сказках? Исследование здесь было просто необходимо. Почему сказки так называются, как  они возникли, можно ли в современных условиях создать их самим?

Нас  заинтересовала эта тема, и мы решили  собрать по этим сказкам более полную информацию и  провести исследовательскую работу.

Цель исследования:

  • Узнать, как появилось  название «Докучные сказки».
  • Как возникли докучные сказки?
  • Можно ли в наше время создать такие сказки?

Задачи:

  • узнать из дополнительной литературы как появились докучные  сказки;
  • провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов;
  • создать свои докучные сказки, привлечь  учащихся  3   классов.
  • собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.

Гипотеза:

Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.

Для  достижения поставленных целей и задач были использованы теоритические (изучение литературы, анализ, сравнение и обобщение) и эмпирические  (анкетирование, сбор информации) методы исследования.

Глава I

История происхождения сказок.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.

Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

Бытование докучной сказки.

Докучная сказка ― докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.

Докучные сказки — это прибаутки, потешки, при помощи которых хотят угомонить детей. «Докука» — старинное русское слово, обозначающее надоедливую просьбу и не встречающееся в языке современного человека. Но у него есть однокоренные слова в современном языке. Например, слово «скука». Следовательно, словосочетание «докучная сказка» — сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами. Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В. И. Далем в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Исследованием докучной сказки занимались известные учёные, фольклористы и этнографы. Главное в докучной сказке, что она не настоящая! Ее обман заключается в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом, а конца — началом.

Глава II. Принцип построения сказки.

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании  иллюзии  бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, предложим следующую классификацию докучных сказок:

  • неоправданно короткие;

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили — были два гуся, Вот и сказка вся.

  • неоправданно незаконченные;

Бесконечность этого типа докучной сказки создается открытостью ее конца. Технический приём состоит в том, что ход сказочного действия, его время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве: рассказчик и слушатель вынуждены ждать, когда старичок доедет до мельницы, и только после этого можно будет продолжить повествование.

Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу. Это соединение происходит на чётко маркированной вопросом слушателя границе между художественным пространством и реальностью:

Жил — был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

  • неоправданно повторяющиеся бывают «маятниковые» и «кольцевые»;

Маятниковый повтор — бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.

Пришел медведь к броду,

Да бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, Выкис, Вылез, Высох,

Встал на колоду

   – Бултых в воду

«Кольцевые» весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало — концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?»

Жил-был царь,

 у царя был двор,

на дворе был кол,

на колу была мочала,

 не сказать ли сказочку сначала?

  • псевдобесконечные  подразделяются на два типа «с приращением» и «рассказ в рассказе».

Сказка «с приращением» длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетённая» рассказчиком в ключевую формулу сказки. А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений. В типе «с приращением» наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

         — Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

         – Скажи.

 – Ты скажи, да я скажи. Сказать тебе сказку про белого бычка?…

«Рассказ в рассказе» здесь не происходит «приращения» с помощью новых слов. Новое звено, не повторение, а продолжение.

Шли дети по дорожке,

Нашли книжку,

 А в той книжке было написано:

Шли дети по дорожке…

Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака…», «Жили-были два гуся…» и др. Они способствуют развитию творческих способностей, памяти, речи, выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора, артистических способностей.

Результаты исследования:

Анкетирование

В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов

Любите ли вы сказки?

 100%

 100%

Знаете ли вы докучные сказки?

  90%

 85%

Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками?

 100%

100%

Умеете ли вы сочинять сказки?

85%

 65%

Глава III. Наши сказки.

Сказки сочинять непросто, но интересно. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.

Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.

  А теперь послушайте наши докучные сказочки 2.

Кутькин Артём сочинил кольцевую сказку

Жила у меня кошка, ела всего понемножку.

Жил у меня пёс.

Он в моём доме был, как босс.

Жил у меня попугай.

И всё время кричал:

-Давай, догоняй!

Жила у меня улитка, и это для меня просто пытка.

А не начать ли нам сказку сначала?

Урянская Варвара сочинила кольцевую сказку

Бегу  я по дороге

И вижу я кота,

Взяла кота за ухо

С собою повезла,

Бегу  я по дороге

И вижу червяка

Взяла его за ухо

С собою повезла

Начну сначала я?

Тарасова Оксана сочинила сказку «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Два Мороза»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Два Мороза»?

Панютич Дмитрий сочинил кольцевую сказку

У нас два котёнка играли с распашонкой.

Прыгали, играли, распашонку примеряли.

Не сказать ли всё сначала?

«Маятниковую»  сказку сочинил Гусев Денис

Охотник собрался на охоту.

Взял ружьё и вышел из дому.

Вспомнил про пули и вернулся.

Зашёл в дом, поставил в угол ружьё, взял пули и вышел из дома.

Вспомнил, что забыл ружьё.

Вернулся, положил пули, взял ружьё и вышел из дома.

Вспомнил…..

Сочинил кольцевую сказку Ерёменко Максим

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Ручки — всё хватать, хватать.

Ручки мыли мы мочалом,

Начинай рассказ сначала.

Галстян Никита сочинил «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Три медведя»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Три медведя»?

«Маятниковую»  сказку сочинила Костюченко Алиса

Жила — была мышка, она очень любила сыр.

Поспит в норке и побежит за сыром. Поест и побежит в норку спать, поспит в норке и  побежит за сыром.  Поест и побежит в норку спать…

Вывод:

  • В ходе самого исследования мы нашли  ответы на вопросы:

— Как появилось  название «Докучные сказки»?

— Как возникли докучные сказки?

— Можно ли в наше время создать такие сказки?

  • Используя,   эти знания мы составили свои докучные сказки
  • У нас получился  сборник докучных сказок, который мы можем почитать сами малышам, учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.

Список литературы.

  1. Даль В. И. «Пословицы русского народа»

http://megabook.ru/article/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%E2%94%80%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%92.%D0%98.%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F

  1. Ковшова. М. « Литература о сказках» http://www.ru-skazki.ru/kovshova-the-priest-had-dog&p2.html
  2. Сборник докучных сказок. http://lukoshko.net/story/dokuchnye-skazki.htm
  3. ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ — сборник сказок А.Н. Афанасьева

http://tale.mus-ani.com/page/dokuchnye_skszky

МБОУ Новосибирского
района Новосибирской области Раздольненская школа №19

XVI районная научно-практическая конференции школьников Новосибирского
района Новосибирской области

 «Надежды
района — 2018»

Секция
гуманитарные знания

Тема
исследовательской работы

«ДОКУЧНЫЕ
СКАЗКИ»

Автор:

                                                                                          
Теплоухова Полина

                                                                                                        
3 «Б» класс

Руководитель:

           
                                                               Тарлышева Анна
Васильевна

учитель
начальных классов

с.
Раздольное

2018г.

Оглавление

1.     Введение

2. Основная часть.

2.1 История происхождения сказок.

2.2 История докучной сказки

2.3 Что такое докучная  сказка?

2.4 Композиция, сюжет и структура докучной
сказки.

2.5 Сказки собственного сочинения.

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

1. Введение

Сказка
проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не
представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

    
  Но какие сказки мы знаем? Сказки бывают народные и авторские. Народные –
это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст,
в уста и никто не скажет, кем она была первоначально написана. Авторская – это
сказка, у которой есть конкретный автор. Следующая классификация касается не
авторства, а содержания сказок. Сказки о животных, волшебные, социально —
бытовые и т.д.

    Актуальность: На уроке литературного
чтения, я услышала понятие «докучные сказки» это вызвало у меня интерес. Моим
одноклассникам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные
сказки, но мы их изучали в короткий промежуток времени, и я решила, собрать более
полную информацию и провести исследовательскую работу.

Что же такое
докучная сказка? За что же им такая честь? В
чём её притягательная сила?

 Цель проекта:

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора — докучной
сказке.

Задачи
проекта:

1) узнать историю докучных сказок;

    
2)
выявить
основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские) докучные
сказки.

Гипотеза: докучная
сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей, это
вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими
законами построения, композицией, предполагающая словотворчество.

2.Основная часть.

2.1 История происхождения
сказок.

 Сказки пришли к нам из глубины
веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в
уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать
и записывать. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь
«возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это
занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях,
событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

   2.2
История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки?
Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки
сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают…  А люди
сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один
читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а
третий – четвертому…  Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные.
Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и
передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и
сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения.
Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько
текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862
г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и
«Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр —
«докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не
сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове
шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Исследованием докучной сказки
занимались известные ученые, фольклористы и этнографы — А.Ф. Можаровский, А.Н.
Афанасьев, Н.П. Колпакова, А.И. Никифоров. Особое внимание в работах этих и
других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за
основу берется формальный (выделение сказок — коротушек, усеченных сказок
(сказки-шутки, сказки-издевки).

Главное в докучной сказке,
как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: — Ты настоящую
расскажи! — просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические
формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был
царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был
царь Ватута…
А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся
сказка тута.

Докучная сказка — веселая
отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от
надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной
шутливости докучной сказки

И все-таки, докучная сказка –
это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного
творчества с определенной структурой, композицией? Докучная сказка ― 
докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому
слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к
сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.

«Жил-был царь, у царя был двор, на
дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

В докучной сказке много раз
повторяется одна и та же часть текста, причем количество повторений одной и той
же фразы может быть бесконечным. Это зависит только от желания рассказчика и от
терпения слушателей.

Многие исследователи и разборчивые
слушатели воспринимают докучные сказки, как «ненастоящие», как пародии на
народную  сказку.

66_Russkie_narodnye_skazki_A_N_Afanasev_Dokuchnye_skazki.png

 

2.3 Что такое докучная 
сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект.
Поэтому я решила выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного
творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится
следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то,
что надоедает, делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к
различным словарям и справочникам:

       1) В «Толковом
словаре» В.И. Даля дано такое значение: ДОКУЧАТЬ,
докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть
с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает.
И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить,
вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты
просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука,
богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше,
ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке,
хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку.
Есть потешно, а работать докучно.
Это докучная сказка, бесконечная.
Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый
проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство
докучливого.

    2) В «Словаре русского
языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука — надоедливая просьба, а
также надоедливое, скучное дело.

      3) В книге для чтения
«Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано
следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4)  Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: «сказки –
бесконечки, напоминающие дразнилки.»

       В результате изучения данных
определений, я пришла к выводу, что самое точное определение дал «Толковый
словарь живого великорусского языка» В. И. Даля «Докучная сказка от «докучать»
надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться
кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий.  «Докучный»  
докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать,
надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная
.

2.4 Композиция, сюжет и
структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки,
как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее
композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Суть докучной сказки
заключается в некоем обмане. Анализируя тексты, я выяснила, что в них
отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене
начала концом и конца — началом, в создании иллюзии бесконечности путем
повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно
короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее:

1. Неоправданно короткие

Это сказки, которые состоят только из
начала и конца, а серединная часть в них отсутствует.

Докучная сказка –
веселая отговорка, помогающая уставшему рассказчику отбиться от «надоедливых»
охотников до сказок.

2.5 Сказки собственного
сочинения.

Сказки сочинять интересно. Можно
сочинять их вообще не о чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было
совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.

Это такие истории, в которых конец –
это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и
тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.

После
изучения темы «Докучные сказки», Анна Васильевна задала домашнее задание
придумать докучную сказку. Мы с одноклассниками немного поломали голову и
придумали свои докучные сказки. Оказалось это под силу сделать даже ребенку,
если знать что она — докучная сказка, из себя представляет вообще (см.Приложение
2)

3. Заключение

В данной проектной работе «Докучные сказки»,
я
углубила свои
знания об одном из жанров детского фольклора — докучной сказке. Удалось
выяснить, что собранные сказки соответствуют правилам построения и структуре
докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как
хитрый прием для надоедливого слушателя и для  успокаивания и усыпления детей
вместо колыбельной.

Изучая
эту тему, я заинтересовалась, знают ли учащиеся моего класса, что такое
докучная сказка? Для этого я провела анкетирование. На вопрос, любите ли Вы
сказки? Все одноклассники ответили – да. Какие сказки Вы любите? Ответы были
очень разнообразные: Красная Шапочка, Конек – Горбунок, Сестрица – Аленушка и
братец – Иванушка, Колобок, Репка, Царевна – Лягушка, сказки Пушкина,
Белоснежка, Курочка – Ряба, Три поросенка, Кот в сапогах. Какие виды сказок Вы
знаете? Ответы одноклассников: Авторские –  5 чел. Русские — народные сказки –
13 чел. 3 ученика  ответили: волшебные. Еще были ответы: хорошие, грустные,
веселые, любознательные, интересные. На вопрос, знаете, ли Вы, что такое
«Докучные сказки»? 31 ученик  – ответил не знают; 1 ученик (Семеновский Олег)
ответил: — это сказки, которые докучают что – то. Ну и на вопрос: Хотели бы
узнать о докучных сказках? Все ребята ответили – да. (см. Приложение 1)

Сочинила собственные (авторские) докучные сказки (см. приложение
2)

Выдвинутая мною гипотеза, о том, что:
докучная сказка – это не  просто бессмысленная
отговорка от надоедливых слушателей, это вполне самостоятельное произведение
устного народного творчества со своими законами построения, композицией, предполагающая
словотворчество, подтвердилась.

4. Список использованной
литературы:

1.    
Л. Ф. Климанова, В. Г.
Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение» 3 класс Ч.1 – М.: Просвещение,
2013. – 223 с.: ил. – (Школа России)

2.    
Интернет – источники:

              http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/skazka_dokuchnaya/

              https://ru.wikipedia.org/wiki/Докучная_сказка

              https://onlinedic.net/dalya/index.php

5. Приложения

Приложение 1

Приложение№2

«Огород»

Пошла Алинка в огород

Набила помидоров полный рот

Еще хотела огурец, а тут
сказочке конец!!!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Сказочка»

Расскажу Вам сказочку. Про
девочку Наташечку,

Умничка – красавица, Всем нам
очень нравится.

Нате было десять лет и любила
она омлет,

Омлетика покушала и нас она
послушала!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Копейка»

На земле лежит копейка, никому
не нужная

Саша шла, шла, шла и копеечку
нашла.

В магазин пошла и еще нашла!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Про Полинку»

Шла Полинка по тропинке, по
тропиночке, тропе,

И нашла там две малинки, две
малиночке себе!

Одну в ротик положила, а другую
подарила.

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Петька»

Петька шел через ручей

И нашел там карасей

Караси купалися, Петьке не
досталися!

Вот и сказочке конец, а кто
слушал – Молодец!!!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Кот»

У кота был огромный живот.

Будто съел он громадный
арбуз!

Был кот, вылитый бегемот!?

Извините, вот это канфуз.

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

«Снеговик»

Снеговик пошел погулять!

Раз, два, три, четыре, пять.

Сел на печку отдохнуть,

Шесть, семь, восемь, девять,
десять

Посмеялись все мы вместе!

Автор: Теплоухова Полина, 9 лет

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Почему в народном творчестве появились докучные сказочки?

Задание по литературе для 3 класса Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

2 ответа:



2



0

Что такое докучная сказка? Это сказка, в которой повторяется многократно один и тот же сюжет, одна и та же фраза в разных вариантах, и обычно такие сказки заканчиваются неожиданным финалом. Как правило докучные сказки рассказывали непослушным детям, которые например никак не хотели засыпать и которых требовалось отвлечь от баловства.

Ведь старинное русское слово Докука на современный лад можно перевести как надоедливая просьба. Поэтому если кто-то кому-то очень надоедал, чтобы от него отвязаться ему также рассказывали докучливую сказку.

Появились эти сказки видимо от простых присказок, которыми люди вежливо пытались избавится от назойливого просителя, но потом стали жанром народного фольклора.



0



0

Докучная сказка родилась как жанр народного фольклора в тот момент, когда возникла необходимость вежливо и по возможности смешно отделаться от надоедливого человека. Ему в такой легкой и шуточной форме намекали, что пора и честь знать, ведь не зря слово Докука иначе означает надоеду, надоедливую просьбу. Ну а потом сказки эти стали рассказывать и без всякого повода, просто как короткие смешные истории с неожиданным финалом.

Читайте также

Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».

Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.

Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.

Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.

Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.

Младший сын в сказках всегда оказывается более добрым, более смелым, более благородным, чем его старшие братья. Почему так происходит не понятно, но это так.

Вот и Иван царевич был лучше, чем его братья. Те были и ленивыми и злыми, и завистливыми. Они оказались даже преступниками, когда напали на спящего брата и убили его. такие персонажи никак не могут быть главными героями сказок, они здесь олицетворяли зло, которое по правилам должно быть наказано.

Иван царевич в отличии от братьев был все-таки положительным героем, хотя также любил поспать — всего его неприятности случались именно когда тот спал. Но Иван царевич был добрым и простодушным, а это очень хорошие положительные качества. Ему сочувствуешь, несмотря на его легкомыслие. Поэтому именно он должен был получить все призы в этой сказке.

Федор Тютчев в стихотворении «Листья» действительно описывает листья как живые существа. Он пишет, что у листьев есть свои мечты, есть свои радости, свои чувства. Мы читаем, как весело было листьям летом, они гостили на сучьях, красовались в солнечных лучах и купались в росе. Когда пришла осень листья стали желтеть и у них появилась иная мечта — чтобы их сорвал ветер и они улетели куда-то вдаль.

Листья мечтают, радуются, играют, купаются — это все действие на которые способно только живое существо. Поэт делает листья живыми, чтобы мы могли представить себя на их месте, чтобы показать, как прекрасно все устроено на этом свете.

Чудесная живая и мертвая вода часто встречается в русских народных сказках. Не обошлось без нее и в сказке «Иван царевич и серый волк».

Когда коварные братья убили Ивана царевича и увезли все им добытое в странствиях, прибежал верный друг серый волк и поймав ворона и вороненка отправил ворона за живой и мертвой водой.

Мертвая вода обладала волшебным свойством закрывать, заживлять любые, даже смертельные раны, ну а живая вода могла оживить мертвого человека.

Спрыснул волк Ивана царевича сперва водой мертвой и все раны его зажили, а потом побрызгал волк царевича водой живой и Иван царевич очнулся, причем думал, что все это время проспал.

Кому и когда рассказывали докучные сказки. Как появились русские народные сказки? Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Докучная (докучливая) сказка
— коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.

Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т. д.

Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.

Ты скажи, я скажи — не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!

Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?

Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.

Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Встал медведь на колоду —
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

С большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Известные примеры

У попа была собака

Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии . Глубина рекурсии ограничена размером доски, на которой писал поп:

У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, поп её убил,
В землю закопал,
И надпись написал о том, что

«У попа была собака, поп её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
И надпись написал, что:

Летел ворон

Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…

Купи слона

Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.

Пример типичного диалога:

Купи слона
!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона
.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона

Сказка про белого бычка

Сказка про белого бычка
— русская поговорка , которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи…

Многообразен русский фольклор, и докучные сказки — одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.


Докучные — это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь — и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи — и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?..

Докучная сказка — это сказка-обманка.
Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки


Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить — перемочили, Стали сушить — кости пересохли, Опять намочили…
— Ну что же дальше было?
— А когда намокнут, тогда доскажу.

Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.

Псевдобесконечные докучные сказки

У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…

Сюда же входит сказка про белого бычка, которая «наращивает» сюжет, исходя из ответов.

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост, глядь — ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…

В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала…

Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок….

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Действительно, докучная сказка начинается как всем знакомые обычные сказки, но вдруг резко заканчивается.

Так происходит видимо потому, что не всегда есть время рассказать сказку, так как длиться она долго, вот и придумали такие короткие докучные сказки.

Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

Докучные сказки рассказывали детям в рабочее время, тогда когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.

Дети же не понимают, что родители сейчас должны выполнить работу и надоедали своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда и название «докучные сказки» — надоедливая просьба рассказать сказку.

А когда приходил вечер и родители могли уделить своему ребенку время, тогда этим надоедливым детишкам рассказывали всю сказку полностью.

Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Докучная сказка для 3 класса.

Жил был полосатый Жук.

И его мохнатый друг Паук

Они в игры с мухами играли

и все вместе с дуба упали

хвостики подняли и убежали.

Вот и сказочке конец,

а кто слушал- Молодец!!!

Архангельск 2015

Введение……………………………………………………………………………3

1. Особенности сказки как жанра фольклора……………………………..6

2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой…………………………..7

3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки………..……………………….10

4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре…………………………………………………………….……14

Заключение………………………………………………………………….……17

Список литературы……………………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Мы поставили перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки — этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное — это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора как народной педагогики, так как народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания.

Термин «детский фольклор» был введён в научный обиход исследователями в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Несмотря на то, что жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями, видение мира.

Большинство учёных к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

То, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор.

Г.С. Виноградов подчеркивал, что детский фольклор — не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор — полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики.

При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.

«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения».

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор и его наиболее распространенные жанры с точки зрения педагогики.

Задачами данной работы являются:

Изучение специфических особенностей жанрового многообразия детского фольклора;

Изучить основные признаки наиболее распространенных жанров детского фольклора;

Определить общие и отличительные признаки трех жанров детского фольклора.

В данной работе использованы методические материалы по детскому фольклору, научные ислледования по педагогике, сборники произведений изучаемых жанров.

1. Особенности сказки как жанра фольклора

Сказка имеет несколько определений.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Это произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Сказка — это абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Общим является определение сказки как вида устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении сказочного мира, романтической окраске событий. Сказка отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

Суть и жизнеспособность сказки заключается в постоянном сочетании двух элементов: фантазии и правды. На этом основана классификация видов сказок: о животных, о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день исследователи выделяют новый тип сказок – смешанный. В таких сказках совмещаются признаки, присущие сказкам других типов.

Отличительным признаком русских сказок является соборность — единство дела, мысли, чувства, которое противостоит в сказках эгоизму, жадности. В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Сказка имеет стандартную композицию: зачин, основная часть, концовка.

Итак, русская народная сказка воплощает в себе народную мудрость. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой

Согласно определению В.И. Даля, «докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно». Автором первых докучных сказок также стал В.И. Даль. Они были опубликованы в 1862 году в сборнике пословиц. Например, «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?» «Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»
Таким образом, докучная сказка – это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки. При этом сюжет сказки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя недоумение. Поэтому многие исследователи рассматривают докучную сказку как пародию, причем не на смысл, а на установившиеся нормы сказочной техники.

Однако исследователи такого вида сказок, как докучные подчеркивают их отличие от непристойных частушек и сказок. При этом использование грубых слов является одной из характерных черт докучных сказок.

Непристойность докучных сказок не объяснить лишь присущей народной речи грубостью. Само желание обмануть, рассказать «ненастоящую» сказку переводит человека из мира культуры в мир антикультуры, настраивает его на антиповедение, включающее и такую цель, как поставить слушателя в глупое положение, поиздеваться над ним.

В докучной сказке нет разных персонажей, все они едины. Нет разных, в зависимости от участия тех или иных персонажей, сюжетов, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет положительных и отрицательных героев, так же как нет хорошего или плохого конца. Например, «Был себе царь Додон. Застроил он костеной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить — перемочили, Стали сушить — кости пересохли, Опять намочили… (- Ну что же дальше было?) А когда намокнут, тогда доскажу».

«Раз иду я через мост — Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост — Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост — Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост — Под мостом ворона мокнет…»

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь у нас будет. Сказать тебе сказку про белого бычка?..»

Докучная сказка – это своего рода метасказка, создающая метапространство с техническим началом и техническим концом. Основная функция докучной сказки — продемонстрировать тот или иной прием, с помощью которого рассказчик вовлекает слушателя в магический круг своего текста.

Техничность докучной сказки сближает ее с игровым ритуалом; сказание становится игровым действом, где один ловит, а другой пытается ускользнуть от словесных сетей сказки-обманки.

В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия. Здесь повествуется о событиях иллюзорных — вневременных, бесконечно повторяющихся, но на самом деле неподвижных: бессмысленная повторяемость действий разоблачает статичность «действующих» лиц.

Итак, в докучной сказке сюжет является иллюзорным, поскольку цель такой сказки — не поведать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка – это игра, некое построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг слушателей. Одновременно у докучной сказки дурная суть, которая проявляется в бранной лексике, вульгарных, грубых и пошлых действиях персонажей. Специфика поэтики докучной сказки обусловлена ее природой — обманной, лукавой, а значит, отводящей от добра и приводящей к злу.

3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки

Страшилки или страшные истории — это детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие установку на достоверность.

Появление в детской литературе страшилок связывают с инстинктами. С глубокой древности в человеке живёт потребность трагического. Причём трагического не только как эстетической категории, но и как формы тренинга психики. Это вызвано тем, что трагическое присуще самой сути жизни. Выживаемость в стрессовых ситуациях обеспечивалась предшествующей тренировкой психики, эмоциональными перегрузками. О вреде страха написано очень много. В связи с этим часто забывают, что страх в период опытно-чувственного познания окружающего мира первобытным человеком был спасительной реакцией, обеспечивающей жизнеспособность человечества, что воспитание смелости невозможно без волевого преодоления страха.

Страшилки относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых — испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.

В страшилках используется приём таинственных эпизодов, нарушения запрета, определяющего развития сюжета (запрещается покупать чёрные вещи – значит, покупаются именно чёрные, предлагается закрыть двери или окна — герой не выполняет эти требования).

Страшилки развиваются на основе противостояния двух традиционных фольклорных систем: добра и зла. Добро олицетворяет мальчик или девочка. Зло может быть представлено либо одушевлёнными образами (мачеха, старая ведьма), либо неодушевлёнными (пятно, рояль, шторы, перчатки, туфли), за которыми скрывается одушевлённое существо — элемент превращения.

По характеру разрешения конфликта можно выделить следующие группы страшилок:

1. страшилки с трагическим исходом: зло побеждает добро. Это основной вариант.

2. страшилки с благополучным исходом: добро побеждает зло.

3. страшилки эффекта. В них конфликт, как правило, не разрешается. Нагнетание ужасов завершается неожиданным восклицанием, например: «Отдай моё сердце!»

Пример такой страшилки: «Это было давно. На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет… — Отдай мое сердце!»

4. страшилки наоборот или антистрашилки. В них разрешение конфликта имеет противоположное значение — вызывает смех.

Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать.

Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин, наличие запрета и его нарушение. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.

Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем». В этих предметах особую роль играет цвет. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник.

Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

В страшных историях трансформированы или типологически проявились признаки мифа и многих фольклорных жанров: за­говора, волшебной сказки, животного эпоса, былины, анекдо­та. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа, очерка.

В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют толь­ко один полюс фантастического — злой. С ним связаны разнообразные типы отрицательных героев: либо просто фантастиче­ские образы, либо фантастические образы, скрывающи­еся под личиной привычных людей и предметов. Вредитель может иметь настораживающий внеш­ний признак, чаще всего цвет. Действие вредителя выражено в одной из трех функций (или в их комбинации): похищение, убийство, желание съесть жертву.

Образы вредителей усложняются в зависимости от возраста исполнителей. У самых младших детей неодушевленные пред­меты действуют как живые, в чем проявляется детский фети­шизм. У детей более старшего возраста появляется связь предмета с живым вредителем, что может означать представления, аналогичные анимистическим. За шторами, пятном, картиной скрываются черные волосатые руки, белый (красный, черный) человек, скелет, карлик, Квазимодо, черт, вампир.Часто предмет-вредитель яв­ляется оборотнем. Оборотничество распространяется на части человеческого тела, которые ведут себя как целый человек, на встающих из гроба мертвецов и т.п.

Стоит отметить, что в системе образов страшных историй центральное ме­сто занимают чудесные противники. Страшная история может обойтись без помощника и даже без главного героя, но образ вредителя в ней присутствует всегда. Он может быть единствен­ным. Например:

В черной комнате — черный стол,

на столе — черный гроб,

в гробу — черная старуха,

у нее — черная рука.

«Отдай мою руку!»

(рассказчик хватает ближайшего слушателя).

В структуре образа вредителя злое начало проявляется как чудесная сила. Дети могут принимать ее без обоснований; могут развивать разнообразные мотивировки, от самых примитивных до весьма обстоятельных; могут ее отрицать путем пародирова­ния, но в любом случае они выражают свое отношение к этой злой силе.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что страшные истории – это факт современного детского фолькло­ра и существенная психолого-педагогическая проблема. Они выявляют возрастные закономерности в развитии сознания. Изучение этого материала поможет открыть пути положитель­ного воздействия на становление личности ребенка.

4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре

Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.

Детский фольклор — живое, постоянно обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки.

По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка. Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира.

Литературовед С.М. Лойтер отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность позволяют определить ее как «дидактическую структуру».

Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Страшилки в описанной форме получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О.Ю. Трыкова считает, что в настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).

По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М.В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.

«Детская страшилка воздействует на разных уровнях — чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, — считает психолог Марина Лобанова. — Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка — эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одним из самых популярных жанров детского фольклора является сказка – устное повествование с фантастическим вымыслом.

Сказки имеют классификацию в зависимости от главных действующих лиц – животные, люди, вымышленные персонажи. Также сказки обладают рядом типичных признаков и стандартной композицией.

Разновидностью сказок являются докучные сказки. Это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки.

Общим для сказки и докучной сказки является наличие героев, например, животных, людей. Отличий значительно больше: в докучной сказке нет разных персонажей, сюжетов, положительных и отрицательных героев, хорошего или плохого конца.

Еще один вид детского фольклора – страшилки. По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.

В страшных историях можно найти все типы фольклорных повествовательных структур, от кумулятивной до замкнутой це­почки мотивов разного содержания (аналогичной волшебным сказкам).

Общим для страшилок и сказок является использование эпических утроений, сказочных компо­зиционных формул. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир.

Отличительными признаками страшилок являются, в первую очередь, герои-вредители. В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют толь­ко один полюс фантастического – злой.

Таким образом, детский фольклор — это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и Детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957.

2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — М.: «Академия», 2000.

3. Белоусов А.Ф. Детский фольклор. — М., 1989.

4. Весёлые уроки: позн. журнал для детей. — ГУП «ИПК Московская Правда». — 2003. — №9.

5. Виноградов Г.С.
Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978.

6. Жуткий фольклор русских детей. Э. Успенский, А. Усачев. – РИА «IRIS», 1991.

  • Как появилась сказка спящая красавица
  • Как появилась сказка о царе салтане
  • Как появилась сказка ашик кериб
  • Как появилась на небе луна австралийская сказка главная мысль
  • Как появилась музыка сочинение