Как появились уральские горы сказка

Легенда об Уральских горах

В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви.

Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке. Однажды, приехал в эту страну чужеземец с непривычным для уха каменных людей именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и вечером, за трапезой, устроенной в его честь, вышла к гостям сестра братьев красавица Аэлита. Влюбился чужеземец в красавицу, и столь сильна была его любовь, что растопил он каменное сердце девушки, и она первой из людей племени узнала, что такое любовь.

Ночью Аэлита вывела гостя из замка братьев, и усевшись на самых быстрых коней, что были в замке, они бежали из страны каменных людей.

Утром братья бросились в погоню, но, не зная, куда скачут беглецы, не смогли догнать их. И тогда повелели они людям племени подняться на вершины всех гор и указывать им путь, по которому следуют беглецы. Долго длилась эта погоня. Братья, меняли лошадей и, наконец, нагнали беглецов на вершине одной из гор, далеко на севере.

Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.

С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы — тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань-Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев. В замок ударила молния, и горный хрусталь разлетелся по всему Уралу. А по миру скачет неутешная в своем горе Аэлита и там где она проскачет к людям приходит любовь.

Зеркало ведьмы Юрмы

Давно это было, жили на Земле великаны и колдуны, а племена людей тогда еще были редки и малочисленны.

В дремучих лесах между Европой и Сибирью жил в те времена богатырь великан Таганай, была у него возлюбленная — красавица Уреньга, был у него и заклятый враг — злая ведьма Юрма.

У злой колдуньи Юрмы было волшебное зеркало, которое могло показать все, что происходит далеко-далеко, в любом месте, с любым человеком, о котором подумает хозяин этого волшебного зеркала.

Задумала злая ведьма насолить великану Таганаю, но как это сделать, если он богатырь. Вот и решила она тогда погубить его возлюбленную красавицу Уреньгу.

Когда Таганая не было дома, подарила она Уреньге белого коня. Не хотела Уреньга принимать подарок от злой ведьмы, да не устояла, уж слишком красив был этот конь. А через некоторое время, когда Таганая опять не было дома, прибежала старая ведьма к девушке с известием. Мол увидала она в своем волшебном зеркале, что лежит на земле ее возлюбленный и умирает от ран. Где? Спросила несчастная девушка, а старуха махнула рукой на запад — «Там, далеко, за горами, в тайге». Вскочила Уреньга на подаренного ведьмой коня и помчалась во весь опор, не различая дороги, только об одном думая, как спасти своего любимого. Ведьмин конь сначала скакал без устали, а затем сбросил девушку и умчался к своей хозяйке.

Вернувшийся домой Таганай долго искал возлюбленную, но так и не нашел, ни ее саму, ни ее коня. Пошел он тогда к ведьме, и стал ее просить посмотреть в волшебном зеркале, где сейчас его Уреньга. А старуха злорадостно улыбаясь говорит ему: «На, сам смотри». Взял волшебное зеркало Таганай и увидел, что лежит его возлюбленная мертвая в дремучей тайге. Сразу став седым от горя, хотел он уже было уходить и стал прощаться, да заметил во дворе у ведьмы белого коня Уреньги. Тут и догадался богатырь, что всё подстроила злая колдунья. Убил он ведьму, а зеркало ее волшебное разбил, разлетелось оно осколками во все стороны. Затем пошел великан Таганай хоронить свою возлюбленную, да не дошел — умер по дороге от горя.

Так и лежат теперь все трое в виде гор: на западе — красавица Уреньга, на севере — злая Юрма, а между ними — седой Таганай. Осколки волшебного зеркала стали озерами, и так их было много, что нигде нет столько озер, как к востоку от горы Юрмы.

Юрма в переводе с башкирского означает — не ходи

Таганай в переводе с башкирского — подставка луны

Уреньга в переводе с башкирского — красавица

Легенда озера Тургояк

Древнегреческий географ Геродот в пятом веке до нашей эры называл народ, живущий в этих землях, Грумантами: «Все мужчины у них рудокопы, очень низкие, но крепкие. Имеют третий глаз, расположенный на животе».

Так ему описывали рабы-скифы масляный светильник, которым пользовались Груманты во время работы под землей, и который вешали на длинной цепочке себе на шею.

Когда в начале нашей эры через эти земли проходили орды Гуннов, они в первой же битве наголову разгромили войско Грумантов. Уцелевшие воины обратились к богам и спросили, что им теперь делать? Боги сказали, что они должны отправиться в путь и искать самое красивое место на Земле, только там они смогут одержать победу над варварами.

Долго, преследуемые врагом, скитались Груманты. Но однажды они вышли на берег сказочно прекрасного озера, и их вождь, увидев его, воскликнул: “Тургояк”, что на их языке означало: стоп нога. Здесь, на восточном, скалистом берегу озера, в длившейся несколько дней жестокой битве Груманты разбили преследовавший их отряд Гуннов, и орды варваров ушли с их земли, продолжив свой путь дальше на Запад.

Именно Гунны, через двести лет принесли германским племенам, живущим на границах Римской Империи имя этого народа. И звучавшее, за тысячу лет до этого, на языке древних греков как Груманты, оно стало звучать на языке древних германцев как Гномы.

Легенда Чашковских гор

(очень сокращенный пересказ главной легенды Южноуральских гор)

По разному называли этот народ: славяне чудями, древние греки грумантами, гунны гномами. Был он любим богами и поселен в горах, недра которых были полны благородных металлов и драгоценных камней.

Шло время Древний Мир старел, эра Древних Богов закончилась, и на смену им пришли Новые Боги, и новые племена людей стали заселять Землю.

Когда на пограничные земли гномов пришли и поселились первые люди из других племен, собрались старейшины и вожди гномов, стали думать как жить дальше. Одни предлагали воевать с пришельцами, другие уйти далеко на север, но большинство решило спуститься в подземные пещеры, что были вырыты за тысячи лет, и там переждать это время. Не захотели гномы делиться с чужаками ни богатствами, ни знаниями.

Свои несметные богатства — камни самоцветы спрятали гномы в огромной пещере в центре горы, которую сейчас называют Медной. Понимая, что никакая сила не сможет противостоять жадности охотников до сокровищ, охранять богатства Медной горы они поручили отряду женщин, полагая, что если не сила, то пусть женское коварство их стережет.

Прошли годы в эти места пришли новые люди, ничего не знающие о бывших хозяевах этой земли, и построили здесь свои дома и деревни. В одной из таких деревень жил кузнец Данила со своею женой Наташей, и так они сильно любили друг друга, что все люди вокруг, глядя на их любовь становились добрее и лучше.

А чуди в своих подземельях превратились в безобразных чудишь. Наложили на них возмущенные боги и страшное проклятье — «раз уж они променяли радость жизни под солнцем на прозябание в своих темных пещерах, то стоит лучам солнца коснутся их тел, как они превратятся в камни.

Злоба стала проникать в души древнего народа, выжигая в ней все доброе и светлое. Задумали они погубить людей, которые жили наверху, и решили отнять у них самое главное — счастье, которое дают любовь и доброта. Порешили они для этого похитить Данилу с Наташей, чтоб не было у верхний людей примера для подражания. Но трудно чудям было это сделать, над домом кузнеца Данилы днем всегда светило яркое Солнце, а ночью его освещал Месяц, готовый в любую минуту уступить место своему брату Солнцу. Чтобы темные тучи не закрыли дом кузнеца и его жены от братьев Светил, поблизости всегда гулял их приятель Могучий Ветер, готовый тут же разорвать тучи в мелкие клочья.

Но поверил в коварную хитрость добродушный Ветер, сказали ему чуди, что далеко на севере набирает силу огромная дождевая туча, и унесся он разгонять эту мнимую тучу. Тем временем мелкие облака закрыли деревню кузнеца от Месяца, а чуди прокрались и похитили спящих Данилу и Наташу, и потащили их в свои подземные норы.

Проснулся кузнец Данила, вырвался из лап чудишь, но не смог освободить Наташу. Вернулся он домой за своим молотом, а в это время вернулся назад и Могучий Ветер, разметал он в разные стороны облака над деревней, и увидевший что творится, Месяц уступил свое место брату Солнцу. Осветили лучи солнца тела чудишь, похитивших Наташу, и окаменели они, замуровал между своих каменных тел жену кузнеца.

Ослеп от горя потерявший жену кузнец Данила. Ходит он по лесу, где в виде скал возвышаются тела окаменевших чудовищ и крушит их своим волшебным молотом. Но не сможет он слепой найти тех скал, в которых замурована его Наташа, пока на них не поднимутся парень с девушкой, любовь которых такая же сильная как и у Данилы с Наташей, и не позовут его. Говорят достаточно просто крикнуть вдвоем — «Данила, здравствуй!» И если его позовут те, кто по-настоящему любит друг друга, то вернется к кузнецу зрение, разобьет он своим молотом скалу и освободит Наташу, а к людям вновь вернутся счастье и доброта.

С той поры прошло много времени. В тех местах все селения носят красивые названия: Веселовка, Архангельское, Смородинка, Сарафаново, но деревня, где раньше жили Данила и Наташа называется теперь — село Черное. До недавнего времени был еще цел и дом кузнеца, стоял на пригорке посреди села. Но разобрали его лихие люди, толи на дрова, толи для забавы. Зло поселилось меж людьми без светлой любви Данилы и Наташи.

Попробуйте подняться на скалы на вершине горы Голуха, что высится над полями села Черное, и позвать кузнеца Данилу. Может быть вам удастся вернуть людям украденное у них счастье.

Пермяк Евгений. Сказка-присказка про родной Урал

В этой сказке-присказке всякой разной чепушины хоть отбавляй. В забытые темные времена эту байку чей-то досужий язык породил да по свету пустил. Житьишко у нее было так себе. Маломальское. Кое-где она ютилась, кое-где до наших лет дожила и мне в уши попала.

Не  пропадать  же  сказке-присказке! Куда-нибудь, кому-никому, может, и сгодится. Приживется — пусть живет. Нет — мое дело сторона. За что купил, за то и продаю.

Слушайте.

Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспинских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…

Змей-полоз
Рисунок Анастасии Монашковой

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал.

Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял  полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно!  Он  ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И  прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел.

Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно.

Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну, а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нем нефтью стала.  Мясо — рудами. Ребpa — камнем. Позвонки, хребты стали  скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что  только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал  все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.

Откуда  это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…

Евгений ПЕРМЯК

Смотрите также:

Пермяк Евгений. Быль-небыль про железную гору (г. Благодать в Кушве)

П.П. Бажов. Чугунная бабушка

Топонимика от Луки

Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.

Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?

Каменный народ Урала

В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.

Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.

Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.

Каменные люди - это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / © Rasto Cudo / artstation.com

Каменные люди – это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / © Rasto Cudo / artstation.com

Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.

Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.

Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.

Скалы Семь братьев / © Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ru

Скалы Семь братьев / © Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ru

Пояс и кувшин Уральских гор

В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.

В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.

Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.

Вид на хребет Сулея / m.nn.ru

Вид на хребет Сулея / m.nn.ru

В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.

Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.

Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / © Tama66 / pixabay.com

Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / © Tama66 / pixabay.com

Зеркало Юрмы

Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.

Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.

Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.

Озеро Зюраткуль / © Максим Усанин / nat-geo.ru

Озеро Зюраткуль / © Максим Усанин / nat-geo.ru

Легенда о Большом Таганае

Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.

Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.

Хребет Большой Танагай / © Вячеслав Васильевич Болякин / fotokto.ru

Хребет Большой Танагай / © Вячеслав Васильевич Болякин / fotokto.ru

Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.

На обложке: Уральские горы / © Коля Николаев / photographer.ru

  • Как посчитать количество слов в сочинении
  • Как понял гринев сказку пугачева
  • Как понимают смысл калмыцкой сказки гринев и пугачев а с пушкин капитанская дочка
  • Как пользоваться подогревателем для бутылочек сказка
  • Как получается как пишется слитно или раздельно