Вопросы почемучки про снег
Наша Ксюша стала почемучкой. А мама и папа стали ходячими мини-энциклопедиями. Поэтому мы решили в помощь родителям таких же почемучек создать новый раздел “Детские вопросы” и публиковать в нём ответы на самые частые детские вопросы. Мы постараемся максимально адаптировать все ответы для детей дошкольников, чтобы родителям было проще объяснять им сложные законы природы.
Сейчас зима и поэтому, конечно, в ТОПе у почемучек находятся вопросы про снег Поэтому мы публикуем наши ответы на самые снежные вопросы.
Что такое снег?
Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега. Растаявший снег испаряется или стекает в ручьи, откуда снова начинает свой путь на небо.
Почему снег белый?
Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.
Почему снег и лёд тают от соли?
Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.
Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.
Какой снег тает быстрее?
Быстрее тает грязный снег, потому что:
- В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега.
- Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.
Можно ли есть снег?
Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий, содержится много тяжёлых металлов и других токсичных веществ, которые очень опасны для человека. Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.
Высоко в горах выпадает чистый снег без опасных примесей, однако такая вода тоже неполезна для организма, поскольку в ней не хватает важнейших солей, которые обычно есть в питьевой воде. Вывод один: есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья.
Есть ли на свете одинаковые снежинки?
Больше ста лет назад, когда только появились первые фотоаппараты, один человек по прозвищу “Снежика” решил сфотографировать снежинки под микроскопом. Он сделал 5000 снимков, но ни один узор снежинок так и не повторился. Прошло много лет, а учёные до сих пор спорят: бывают ли одинаковые снежинки. Они даже создали 2 снежинки-близняшки в своей лаборатории, но это всё равно не поставило точку в их споре. Начав очередное исследование, учёные пришли к выводу, что у снежинок может отличатся не только внешний узор, но и внутреннее строение. Это означает, что даже если снежинки одинаковые внешне, то скорее всего их внутреннее строение всё равно отличается.
Мы будем очень рады, если наши ответы на вопросы почемучек помогут вам в разговоре с малышом на снежную тему
Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Возможно, они как раз думают, как ответить ребёнку на вопрос: “Почему снег белый?”
А чтобы регулярно получать от нас статьи, идеи и материалы для игр с детьми, подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”. У нас точно будет, чем вас порадовать!
Желаем вам приятных и увлекательных разговоров с почемучкой!
Содержание статьи
- Что собой представляет снег
- Как свет влияет на цвет снежинок
- Как воздух влияет на цвет снежинок
- Действительно ли снежинки белые, какими мы их видим
- Почему цвет снега бывает разным, а не только белым
Все дети часто интересуются тем, по какой причине снег белый. Объяснить это можно довольно просто. На цвет снега влияет свет, который он отражает от себя. Также играет роль воздух. При этом снег не всегда только белый. Иногда он может приобретать самые неожиданные цвета.
Что собой представляет снег
Снег является одним из видов атмосферных осадков. Как и дождь. Но если дождь представляет собой жидкие осадки, то снег является твердыми осадками. Все дело в составе снега. Он состоит из маленьких ледяных кристаллов. Они образуются в облаках из-за низкой температуры. По этой причине снег наблюдается преимущественно зимой.
Сами снежинки образуются, когда водяной пар замерзает в воздухе. Образовавшиеся в облаках кристаллы начинают разноситься по воздуху. Так, они начинают сталкиваться и слипаться с другими кристаллами. В итоге из них образуются снежинки. Те постепенно становятся тяжелее и начинают падать.
Снежинки могут иметь самые различные формы. Обычно они представляют собой узорчатый шестиугольник. При этом все снежинки разные. Каждая имеет свой узор и форму. Снежинки могут иметь форму пластинок, столбиков, треугольников и даже игл.
Как свет влияет на цвет снежинок
Сами снежинки представляют собой замерзшую воду. При этом лед бесцветен. Но сам снег видится человеку белым, хотя и представляет собой лед. Одна из причин белого цвета у снега кроется в свете, который падает на него.
У снега цвет белый по той причине, что от него отражаются солнечные лучи. При этом снег сам по себе видится нам белым только потому, что самих снежинок очень много. Если взять только одну снежинку и приглядеться, то можно увидеть, что она прозрачная. Ведь снег состоит из воды, а вода прозрачная, поскольку она является жидкостью. Свет, попадая на жидкость, рассеивается в ней или же полностью поглощается ею.
Через отдельно взятую снежинку световые лучи проходят свободно. Они пронизывают ее. Но если все снежинки объединить и собрать вместе, то свет через них уже не будет проходить. Свет начнет от них отражаться. И поэтому они уже будут казаться белыми. То есть снег белого цвета по той причине, что его много. Когда снежинок выпадает много, то они вместе не пропускают сквозь себя свет, а отражают его от себя.
Можно сделать следующие выводы:
- вся планета пронизана электромагнитными волнами;
- человек ощущает цвет предметов благодаря этим самым электромагнитным волнам;
- источником волн является само солнце;
- лучи солнца содержат в себе все цвета радуги, но сливаясь они создают белый цвет;
- сам по себе луч солнца белый;
- снежинки отражают белые солнечные лучи, по этой причине они кажутся человеку белыми.
Снежные кристаллы не являются гладкими. Их поверхность узорчатая и неровная. Поэтому свет, попадая на узор, сильнее отражается от него. Узоры скопившихся и склеившихся снежинок еще сильнее отражают световые лучи. В итоге человек видит их белыми, а не прозрачными.
Как воздух влияет на цвет снежинок
Цвет снега также зависит от воздуха. Он заключен в отдельно взятых снежинках. На 95% из 100% возможных снежинки состоят именно из воздуха. По этой причине они такие легкие и медленно падают.
Плюс в состав снежинок входит лед. Когда свет попадает на них, то он моментально отражается от их поверхности. При этом на участках снежинки, где соприкасаются ледяные кристаллы и воздух, свет рассеивается. Из-за этого они человеческим глазом воспринимаются как белые.
Действительно ли снежинки белые, какими мы их видим
Само ощущение цвета какого-либо предмета субъективно. В зависимости от освещения предмет, от которого свет отражается, может восприниматься нами по-разному. Его цвет может быть совсем не таким, каким мы видим его на самом деле. При этом мозг человека, помня, какого обычно цвета должен быть тот или иной предмет, воспринимает его именно таким образом.
Поскольку снег состоит из воды, то он по цвету должен восприниматься как прозрачный. Но глаз человека видит цвета предметов с учетом того, отражают они или же поглощают световые лучи. Луч солнца содержит в себе все цвета радуги. Глаз может воспринимать предмет белым только тогда, когда этот предмет полностью отражает от себя лучи света.
Для детей объяснение того факта, что снег белый, будет следующим:
- Сами снежинки образуются из маленьких кристаллов льда.
- Снежные кристаллы располагаются хаотично. Это отличает их ото льда. Его кристаллы упорядоченные. Луч солнца, попадая на лед, просто проходит сквозь него.
- Еще в воздухе и падая на землю, снежные кристаллы сталкиваются друг с другом. Они склеиваются, в результате чего образуются снежинки.
- Самих снежинок формируется много. Из-за их склеивания на земле образуется единая поверхность. Свет попадает на снежную поверхность и отражается от нее. Глаз воспринимает такой снег белым. Свет от солнца, попадая на снежинку, преломляется. Он попадает на другие снежинки. Именно поэтому они становятся белыми.
Отдельно взятую снежинку глаз человека воспринимает как прозрачную. Ведь через нее свет проходит насквозь. Вместе же снежинки могут создавать разные оттенки белого цвета. В разных местах они могут быть светлее или темнее. Отдельные из них могут казаться более белыми, чем другие.
Почему цвет снега бывает разным, а не только белым
Поскольку мы воспринимаем цвет того или иного предмета субъективно, то он при разном освещении будет казаться нашему глазу другим. Так, при сумерках снег уже не кажется белым. Он становится голубым. Все дело в слабом освещении.
При ярко светящем солнце снежинки кажутся уже не белыми, а желтоватыми. Такой же цвет у снега, если смотреть на него в темное время суток, но под светом фонаря.
Снежинки также могут быть разных цветов из-за различных примесей. Желтые осадки выпадают тогда, когда вместе с ними в атмосфере присутствуют частицы песка. По этой же причине снег может быть коричневым. Он может быть даже красными. Это довольно редкий случай. Вызывается он деятельностью водоросли. Называется она хламидомонадой. Эта водоросль может не только жить, но и даже размножаться на самом снегу при низких температурах. В результате этого снежинки приобретают красный оттенок. На поверхности снега могут жить и другие виды водорослей. Они могут придавать ему самые различные оттенки, начиная от голубого и заканчивая зеленым.
Снег бывает также черным. Особенно это характерно для тех мест, где работают заводы. Черный снег часто содержит в себе примеси угольной пыли. Поэтому он и становится черным, поскольку пыль оседает на его поверхности.
Цвет снега также зависит от цвета падающих на него и отражающихся от него световых лучей. Человек видит снег белым по той причине, что сам по себе свет солнца белый. Но если посветить на снежную поверхность зеленым лучом, то она станет зеленой. Так, перед заходом солнца его лучи становятся розовыми. Падая на снег и отражаясь от него, они тоже как будто окрашивают его в розовый цвет.
Занятие по расширению кругозора с элементами аппликации «Откуда берется снег?» в средней группе.
Цель. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры, воспитывать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в аппликации.
материалы: и оборудование: иллюстрации: зимний пейзаж, подборка загадок о зиме, зимних явлениях; листы темной тонированной бумаги, клей ПВА, кисти, ножницы, белая бумага.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня на улице идет снег, а вы знаете откуда он берется? В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия:
- звезда,
- пластинка,
- столбик,
- игла,
- пушинка,
- ёж,
- запонка.
Форма снежинок зависит от погоды.
- В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
- При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
- Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».
Почему все снежинки разные?
Воспитатель. Давайте вспомним, как на прогулке мы ловили две одинаковые снежинки в рукавичку. При рассматривании снежинок нам не удалось поймать абсолютно одинаковые снежинки? Хотите узнать, почему? откуда берутся снежинки?
Снежинки получаются из льдинок – как детские постройки получаются из деталей конструктора. Вспомните, как вы строили из деталек конструктора дома, машины, самолеты. Детальки вы брали маленькие – а постройка получалась большая. Природа тоже умеет строить. Но строит она не дома, а снежинки из необычного ледяного конструктора – из крохотных льдинок!
Речевые упражнения.
Упражнение 1. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
- Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
- Дерево большое, а дом еще… (больше).
- Облако белое, а снежинка еще … (белее).
- Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
- Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).
Упражнение 2. Поможем зиме (подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинки»).
Задание 1. Какой бывает снег/снежинки?.
Примерный словарь для игры:
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Задание 2. Снежинки что делают? (вариант – снег что делает?)
Примерный словарь для игры:
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
Задание 3.Снег идет. А что еще идет?
(Время идет, автобус идет, поезд идет и т.д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т.д.). В этом задании дети знакомятся с явлением многозначности слов.
Упражнение 3. Придумай слово.
- Снег падает. Это… ? (Снегопад).
- По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)
- Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)
- Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).
- Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).
В этом задании дети учатся образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает речевые способности малышей. Но обязательно после детского варианта нужно скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — … (правильный вариант)».
Стихи о снежинках для детей.
Снежинка. Константин Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
В лучах блистающих
Скользит умелая
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Стихотворение – логическая задача «Снежинки». М. Родина
Очень интересное стихотворение – логическая задача для детей. После чтения стихотворения предложите детям отгадать, кто взял снежинки. А затем прочитайте следующее стихотворение – отгадку.
У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
Снежинка. Г. Абелян.
— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю!
На ладошке теплой
Сразу я растаю!
Воспитатель. А теперь давайте сами сделаем снежинки из бумаги, они не растают и будут долго приносить радость!
Конспект опытно-экспериментального занятия «Все о снеге» в подготовительной группе.
Актуальность:
Все дети любят зиму, зимние забавы.
Исследовательская и поисковая деятельность помогает в удовлетворении потребностей:
- расширять кругозор;
- развивать продуктивные формы общения.
В процессе экспериментирования результат уточняется и наглядно виден всем детям.
Всякий опыт — это активный процесс, система определенных действий, при помощи которых ребенок получает ответы на стоящие перед ним вопросы (в частности: лепится — не лепится).
Цель:
- Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега.
- Формировать исследовательский и познавательный интерес чрез экспериментирование со снегом.
- Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
- Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
- Учить детей анализировать, делать выводы.
- Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
- Учить детей грамотно формулировать свой ответ.
- Развивать игровой замысел.
- Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать творческую фантазию и воображение.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
- Продолжать учит грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
- Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
- Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
- Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.
Формы организации занятия: совместная деятельность.
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование-опыт со снегом, просмотр презентации).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу становятся в круг.
Придумано кем-то мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро,
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
— Доброе утро
Улыбчивым лицам!
Ребята, давайте пожелаем доброе утро, улыбнемся всем нашим гостям.
Создание мотивации
Воспитатель: Ой, ребята, к нам на почту пришло письмо! Хотите узнать что там. Давайте прочитаем, что же в нем?
«Здравствуйте ребята с планеты Земля, я инопланетянин Инопланетяша с планеты Меркурий! Моя планета очень маленькая и расположена очень близко к Солнцу. Старейшие обитатели с планеты Меркурий рассказали мне, что у вас есть такое время года, которое называется зима, и в это время идет какой-то снег. Мне интересно знать, что такое снег и зачем он вам нужен. Заранее вам благодарен. Ваш Инопланетяша.»
Воспитатель: Ребята, какое интересное письмо! Хотите помочь Инопланетяше? А как мы можем ему помочь узнать, что такое снег?
Дети: можем написать письмо, нарисовать, сделать снег, снять видео, рассказать о снеге, пригласить его в гости и т. д.
Воспитатель: Самое правильное было бы пригласить Инопланетяшу в гости. Но как вы думаете, он к вам сможет прилететь?… Нет, конечно, так как планета Меркурий находится очень далеко. Тогда может мы сможем снять для него видео, в котором расскажем ему о снеге. Согласны?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Давайте с вами расскажем Инопланетяше о снеге. Начнем с помощью загадок. Отгадайте ребята, загадку слушайте внимательно:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь-ручеек. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый…(иней)
Беседа: «Что такое снег?»
Снег — это много, много снежинок. Снег можно увидеть только там, где бывают сильные морозы. Он покрывает землю белым блестящим ковром.
А снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и медленно падает.
Как образуются снежинки?
Из морей и океанов постоянно образуется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда-летом и зимой-очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки.
Снежинки умеют летать, кружится, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель.
По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.
Лучи света отражаются от снежинки и рассеиваются, поэтому снег белый. Снежинки в солнечный морозный день красиво блестят. Это лучи солнца отражаются от них и дают такой блеск.
Почему снег хрустит?
Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг об друга или ломаются пол тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким.
Снег приносит большую пользу растениям. Он укрывает собой землю, согревая ее. Под снегом не вымерзает трава. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая снежинка?
Дети: легкая, пушистая, мягкая, искристая, белая, красивая, серебристая, блестящая, сверкающие, крупные, крохотные, холодные, легкие и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько вы много знаете.
Вам понравились снежинки, давайте рассмотрим их, сколько у них лучей? Молодцы, правильно, шесть лучей, посмотрите, у нас еще есть снежинки давайте и их рассмотрим, посчитаем лучики. ( Дети рассматривают снежинки, у всех 6 лучей.)
Когда и почему снег становится липким? Когда на улице холодно, то снег состоит из отдельных снежинок. Свободных друг от друга. А когда становится теплее на улице. Снег подтаивает, и снежинки начинают слипаться между собой, поэтому мы можем скатать из снега снежные комочки.
Воспитатель: давайте попробуем сделать искусственный снег и отправить Инопланетяше.
Дети: да, давайте сделаем.
Воспитатель: А у нас получится?
Дети: конечно, можно попробовать.
Воспитатель: Для этого нам понадобится 100 гр. картофельного крахмала, 100 мл. глицерина. Все тщательно перемешать и добавить по желанию блестки- это придаст блеск нашему снегу.
Воспитатель: Какой же снег у нас получился?
Дети: холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, и т. д.
(Все детки пробуют слепить снеговика.)
Воспитатель: Какие мы молодцы! У нас все получилось! Вам понравилось занятие и наш опыт?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель:
- Что мы сегодня делали?
- А что вам больше всего понравилось?
- А что было самое сложное?
- Что бы вы хотели узнать еще?
Все большое спасибо, вы молодцы!!!
Автор: Слободина Наталья Николаевна
воспитатель 1 категории
МАДОУ «Детский сад № 242»
Алтайский край, город Барнаул.
Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 03.04.2021
Окружающий мир, 1 класс
Урок 14. Откуда берется снег и лед?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Откуда берется снег и лед?
2. Можно ли есть снег?
Глоссарий по теме:
Лёд – замёрзшая и перешедшая в твёрдое состояние вода.
Снег — это твёрдые осадки, выпадающие из облаков в виде звездообразных кристалликов или хлопьев – снежинок.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир учебник 1 кл: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций. — М.: Просвещение, 2017. – С. 68-69.
2. Месснер К. На снегу и под снегом. – М.: Карьера Пресс, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
1. http://grow-clever.com/2016/02/voprosy-pochemuchki-pro-sneg/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наступила зима. На улице стало холодно. Реки покрылись льдом. Деревья и дома — пушистым снегом. Интересно, откуда берётся снег?
Снег образуется подобно дождю. Капельки, которые поднялись в воздух, в холодное время года при низкой температуре превращаются в снежинки и выпадают на землю в виде снега. Падая вниз, они сталкиваются с капельками водяного пара. Они растут и превращаются в красивые снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую. Форма снежинок зависит от погоды. В более теплый безветренный день снежинки бывают крупные и красивые. Они радуют и детей, и взрослых.
Необычайно красивы деревья в инее! Эту удивительную красоту на деревьях создаёт зима. В морозные дни на окнах образуются красивые узоры. Это ледяные узоры.
Рассмотрим, как образуется лёд. Лед – это замерзшая вода.
Объем воды при замерзании увеличивается. Это легко проверить. Налейте в стеклянную банку воды и вынесите на мороз или поставьте в морозилку. Когда вода замёрзнет, вы увидите, что банка либо лопнула, либо на поверхности образовался бугорок льда. Это говорит о том, что объем при замерзании увеличивается.
Лёд может находиться и на вершинах гор; образовывая скопления льда — ледники. Горные ледники подтаивают и тем самым питают реки водой.
Когда Солнце нагревает лед на реке, он тает и начинает ломаться. В нашем сознании лёд неразрывно связан с зимой.
Но на планете Земля, есть места, где лёд и снег никогда не тают. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор, и полярные области Земли – Арктика и Антарктида. Арктика располагается на севере Земли, а Антарктида – на юге. Огромные ледниковые шапки Антарктиды постоянно движутся к морю. У моря они подтаивают, раскалываются и образуют ледяные глыбы. Эти ледяные глыбы называются айсбергами. Они путешествуют по морям и океанам, пока не растают. В Арктике и Антарктиде можно увидеть разных птиц и зверей: пингвинов, моржей, тюленей, морских котиков морских львов, полярных сов, песцов, белых медведей и многих других. Эти животные живут в суровых условиях.
Арктика и Антарктида – это не единственные на нашей планете холодные места. Есть и другие, например, полюс холода – Оймякон, расположенный в Якутии.
Зима приносит много радости! Дети в зимнее, холодное время года любят играть на снегу, кататься на санях, ледянках с горки. Кувыркаться, веселится, подбрасывать снег. Бегать в зимнее время по глубокому снегу. Лепить из липкого снега снеговиков. Зимой нужно больше времени проводить на свежем зимнем воздухе.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Подпишите, из чего сделаны предметы на рисунках.
1 картинка————
2 картинка —————
Варианты ответов: снег; лёд; вата; молоко.
Правильный вариант: 1 – снег; 2 – лёд.
2. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Лёд может находиться на вершинах ____; образовывая скопления льда.
Когда Солнце нагревает ____ на реке, он тает и начинает ломаться.
Ни одна ________ не похожа на другую.
Правильные варианты:
Гор
Лед
Снежинка.
Познаем окружающий мир: откуда берутся снежинки? Почему все снежинки разные? Стихи, сказки, речевые упражнения и веселый познавательный видеоурок для малышей.
Идет последний месяц зимы. И последние недели мы можем полюбоваться на белоснежные пушистые снежинки. А заодно многое узнать о них. Ведь мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. Приятного путешествия в мир снежинок.
Детям о снежинках: почему снежинки разные, сказки, игры, задания
Познаем окружающий мир: снежинки
Откуда берется снег?
Наверное, каждый ребенок хотя бы раз задавал взрослым вопрос: «Откуда берется снег? Его что – Дед Мороз приносит?». Пора объяснить малышу, откуда же появляется снег и почему летом идет дождь, а зимой – снег. А может быть, и Вы думаете, что снег и дождь идет из одних и тех же туч? Это не так! Давайте узнаем, как это происходит на самом деле. Для самых маленьких я приготовила интересный мультик с ответом на этот вопрос. А детям постарше кроме мультика предлагаю прочитать рассказ Н. А. Гурьевой «Снег» из книги «Знакомство с природой России». (Я очень советую родителям и педагогам приобрести эту замечательную книгу о природе для детей)
«В снегопад, при тихой безветреной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия:
- звезда,
- пластинка,
- столбик,
- игла,
- пушинка,
- ёж,
- запонка.
Форма снежинок зависит от погоды.
- В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
- При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
- Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».
После чтения рассказа, спросите ребенка:
- Из чего образуются снежинки?
- Какие они бывают?
- Что такое «снежная крупа», «снежная пыль», «снежные хлопья»?
Каждый раз, выходя из дома на прогулку, в магазин, в детский сад или школу, обращайте внимание на погоду и снежинки. Какой сегодня снег? А почему он такой? Вспомните с ребенком, когда он видел снежные хлопья и лепил из них снеговиков. А когда был колючий снег? И почему было так неприятно от него? Что случилось с этими снежинками – почему они вдруг стали колючими? ( Ветер обломал у них лучики).
Хотите стать волшебниками и увидеть все превращения снежинок на экране компьютера? Тогда читаем дальше 🙂
Почему все снежинки разные?
Предложите малышу поймать две одинаковые снежинки в рукавичку. Ловите снежинки и рассматривайте их на рукавичке. Можете показать ребенку, как пользоваться лупой при рассматривании снежинок. Не удалось поймать абсолютно одинаковые снежинки? Хотите узнать, почему? Я приглашаю Вас с ребенком на веселый урок в лесную школу. Вместе со сказочными героями ребенок узнает:
- откуда берутся снежинки?
- какие они бывают?
- почему все снежинки разные по форме?
- какой путь проходит снежинка по дороге с неба на землю?
- как невидимка-воздух помогает снежинкам?
В занимательном видеофильме для детей о снежинках ребенок увидит своими глазами, как получаются снежинки и какой большой путь они проходят.
Снежинки получаются из льдинок – как детские постройки получаются из деталей конструктора. Для того чтобы ребенок понял какие маленькие эти льдинки по размеру, сделайте небольшое задание. Покажите малышу линейку и деление в 1 мм. Рассмотрите это деление в 1 мм под увеличительным стеклом. Посчитайте на экране компьютера, сколько таких льдинок умещается в этом маленьком миллиметровом делении линейки!!! Вот какие крохотные эти льдинки! Вспомните с ребенком, как он строил из деталек конструктора дома, машины, самолеты. Детальки он брал маленькие – а постройка получалась большая. Природа тоже умеет строить. Но строит она не дома, а снежинки из необычного ледяного конструктора – из крохотных льдинок!
Речевые упражнения.
Упражнение 1. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте
- Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
- Дерево большое, а дом еще… (больше).
- Облако белое, а снежинка еще … (белее).
- Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
- Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).
Упражнение 2. Поможем зиме (подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинки»)
Для проведения упражнения Вам понадобится вырезать из белой бумаги маленькие кружочки размером примерно 2-3 см и нарисовать на каждом из них одну снежинку. Также нужен будет фон. На фоне мы будем выкладывать из наших кружков – снежинок большой сугроб. Фоном может быть обычный лист цветного картона или картинка. Детям предлагается помочь зиме и сделать из снежинок большой сугроб снега. Но снежинки наши – волшебные. Они могут летать только если скажешь им «волшебное слово». Поэтому правило будет такое – скажи слово и возьми снежинку, а теперь положи ее на картинку чтобы построить сугроб. Как только мы подберем много слов, у нас получится сугроб! Вот обрадуются ему лесные жители!
Задания для игры:
Задание 1. Какой бывает снег/снежинки? Подбирайте слова по очереди с ребенком. Сказали слово – положили снежинку. Теперь очередь ребенка. Он говорит слово и кладет свою снежинку. Так мы вместе строим большой сугроб. Взрослый в игре говорит сложные, мало употребительные слова, ребенок — более распространенные и легкие. Вспомните с малышом и слова из известных стихов о зиме – какими словами в них описываются снежинки? Некоторые стихи Вы найдете в конце статьи.
Примерный словарь для игры:
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Задание 2. Снежинки что делают ? (вариант – снег что делает?)
Примерный словарь для игры:
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
В этой игре ребенок видит наглядный результат своих усилий, своих речевых действий, что для него очень и очень важно! Иначе он быстро потеряет интерес к подбору слов! А вот помогая Деду Морозу или зиме, малыш старается найти как можно больше подходящих слов!
Задание 3.Снег идет. А что еще идет? (Время идет, автобус идет, поезд идет и т.д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т.д.). В этом задании малыш познакомится с явлением многозначности слов (термин мы ему не говорим, он просто подбирает слова в задании, прислушивается к ним, познает их значение).
Упражнение 3. Придумай слово
- Снег падает. Это… ? (Снегопад).
- По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)
- Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)
- Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).
- Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).
В этом задании малыш учится образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает речевые способности малышей. Но обязательно после детского варианта поддержите малыша и скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — … (правильный вариант)».
Стихи о снежинках для детей
Начну с самого моего любимого, трогательного, нежного и завораживающего стихотворения о снежинке. Фрагмент из этого стихотворения можно выучить наизусть с ребенком старшего дошкольного возраста и вспоминать его на прогулке, при рассматривании зимних пейзажей и фотографий.
Снежинка. Константин Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится.Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.В лучах блистающих
Скользит умелая
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Стихотворение – логическая задача «Снежинки». М. Родина
Очень интересное стихотворение – логическая задача для детей. После чтения стихотворения предложите малышу отгадать, кто взял снежинки. А затем прочитайте следующее стихотворение – отгадку.
У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
Снежинка. Г. Абелян
— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю!
На ладошке теплой
Сразу я растаю!
Желаю всем приятных и интересных последних дней зимы! Надеюсь, что наша встреча была интересной и полезной для Вас и Ваших детей!
Еще о зиме Вы можете прочитать статьи сайта:
Детские стихи про зиму
Как зимуют деревья: познавательные сказки и рассказы для детей, наблюдения за деревьями зимой.
Как зимует заяц: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей.
Логические задачи для детей по теме «Как обитатели леса к зиме готовятся»
Как животные готовятся к зиме
Сказка о зимующих и перелетных птицах «Как воробьишко Африку искал» и веселый видеоуроки для малышей,
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас», где Вы найдете много познавательных сказок, интересных видеороликов для малышей, развивающих заданий в картинках и другие интересных материалов для игр и занятий с детьми.
А если Вам захочется сделать снежинки своими руками, то всё необходимое – схемы снежинок, видеоролики и новые идеи Вы найдете в статье «Как сделать снежинки своими руками»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Что такое снег?
Мелкие и хрупкие кристаллы заледеневшей воды – это снег. Одна снежинка весит не более 3 мг, однако несмотря на столь небольшие размеры осадки создают огромные сугробы, покрывают собой обширные территории. Толстое и тяжелое снежное покрытие может изменить скорость вращения планеты.
Снег – одна из разновидностей атмосферных осадков. Мелкие кристаллики формируются внутри облаков, опадая на поверхность зимой и в холода. Огромные снежные массы состоят из миллиардов мелких снежинок.
Как образуется снег?
Снег можно назвать замерзшим дождем, выпадающим на землю зимой, холодной осенью и, периодически, весной. Снег может образоваться при температуре менее 0 градуса. Мелкие капли влаги в дождевых облаках застывают, поэтому и образуется данный вид осадков.
Мельчайшие частички воды принимают форму шестиугольника, кристаллик льда постепенно превращается в шестигранник. При температуре 15 градусов кристаллики становятся тонкими пластинками, а при 8 превращаются в колонны, полые внутри. При температуре 2,5 градуса они принимают привычную людям форму в виде снежинок.
Снег может формироваться из-за испарения влаги. Подобное явление отчетливо наблюдается во время сушки белья на морозе. Ткань постепенно становится твердой, леденея из-за наличия в ней влаги. После этого начинается процесс испарения, лед начинает отрываться от материи, испаряясь вверх в атмосферу. Испарение льда может длиться несколько дней, после чего ткань становится сухой и вновь мягкой.
Структура снежинки
Снежинки состоят из мельчайших частичек воды. Структура на молекулярном уровне устроена таким образом, что уголки новообразовавшихся снежинок строгих размеров в 120 и 60 градусов. На концах и краешках снежинок формируются небольшие наросты из кристаллов, после чего слои продолжают намерзать. Именно благодаря этим процессам снежинки приобретают столь необычные формы. Однако большая часть образований имеет форму звезды.
Основные формы снежинок
Исследователи выявили основные формы снежинок: в виде иглы, звезды, дендриты, пушистые, столбики, пластинки.
В виде иглы – кристаллы напоминают особое образование в виде ледяной спицы. Они могут быть полыми внутри с разветвленными в несколько сторон наростами.
В виде звезды – кристаллы внешне похожи на переплетения волокон льда. Они могут располагаться произвольно, изгибаясь в различных направлениях.
Интересный факт: снежинки могут быть разнообразных форм и размеров. Всего отмечают 35 устойчивых форм образований. Они меняются в зависимости от температуры и расположения облаков.
Дендриты – сросшиеся кристаллы снежинок, формирующие собой симметричные и разветвленные наросты, расходящиеся в разные стороны.
Пушистые снежинки состоят из нескольких наростов, которые постепенно ломались или измельчались. В основном такие снежинки получаются вследствие сильных ветров.
Столбики – крупные уплощенные снежинки. Одна из самых распространенных форм осадков. Выглядят как столбы, заточенный карандаш шестигранной формы.
Пластинки в виде лепестков цветов, разделенных на отдельные участки ребрышками.
Интересный факт: снег считают минералом. Данная теория была выдвинута Национальным центром данных по вопросам изучения снегов и льдов. Минерал по определению составляет твердое однородное вещество, которое имеет неорганическое происхождение, состав, расположение частиц. Снег представляет собой замерзшие частички воды. Вода превращена в лед, который образуется при температуре ниже 0. Так как лед однородный и имеет свое уникальное строение, а также образовался неорганическим путем, то он подходит под описание минерала. А если лед можно считать минералом, то и снег тоже.
От чего зависит форма снежинок?
Форма снежинок бывает разной. На данный момент различают 48 видов образованных снежинок. Форма может меняться из-за погодных условий. Как правило, чем ниже температура облаков, тем выше они располагаются. Снежинки, появившиеся в облаках температурой от -13 до -16, принимают формы в виде звездочек. По мере приближения к земной поверхности снежинки принимают формы плоских шестиугольников и игл.
Классификация снега
Снег это вид осадков в виде ледяных кристаллов, а не просто замерзшая вода. Благодаря особому месторасположению молекул воды они приобретают форму гексагональной призмы. Падая, замерзшие кристаллы воды создают такие явления как:
- Иней
- Град
- Снегопад
- Кристаллы снега.
Снежные хлопья могут быть величиной до 30 см одним из исследователей явления стал Уинсон Бентли, который начал фотографировать кристаллики через микроскоп. Им было сделано более 5,5 тысяч фотографий. Тогда же он обнаружил, что каждая снежинка в природе уникальна и не похожа на другие.
Снег также можно разделять по таким критериям как механизм выпадения, цвет и интенсивность.
По механизму выпадения снег бывает:
- Обложной;
- Ливневый;
- Снежная морось.
Обложной снег
Обложной снег выпадает на обширные территории из облачности однородного типа. Как правило это происходит в период десятибалльной облачности. Снегопад может длиться монотонно долгое время. Обложной снег выглядит как масса плотных мелких кристаллов. В такую погоду плохая видимость. Зимой в основном преобладает именно такой снег.
Ливневый снег полная противоположность обложных. В этот период времени снежные массы интенсивно выпадают на землю. Снегопад начинается и кончается резко. Выпадает из больших кучево-дождевых облаков во время, когда атмосфера крайне неустойчива.
Снежная морось характеризуется кучей мельчайших снежинок, которые создают собой дымку в воздухе. Длится от нескольких часов до нескольких дней.
Снегопад
Время, когда снег выпадает из облака, называют снегопадом. Снегопады обычно очень интенсивны, могут длиться до нескольких дней. По интенсивности отличают:
- Слабые снегопады, хлопья которых выпадают редко – менее 10 на один кубический метр воздуха вокруг.
- Средние – от 10 до 100 снежинок на кубометр воздуха.
- Сильные снегопады с интенсивностью от 100 снежинок на кубометр воздуха.
Метель
Именно количество снежинок определяет основные показатели снегопадов. В период, когда не дует сильный ветер, можно считать снегопады спокойными. Во время сильных ветров снегопады называют верховыми метелями.
Как правило, снегопады прогнозируются метеорологами. Жители местности, в которой предположительно начнется буря, заранее предупреждаются бедствиях. Снегопады могут идти до нескольких дней, они останавливают жизнь даже в крупнейших населенных пунктах. Из-за заносов на дорогах невозможно проехать, линии электропередач перестают функционировать.
Лавины
Когда снега скапливается достаточное количество, могут появляться лавины. Они сходят со склонов, уничтожая все объекты на своем пути. Человек, попавший в лавину, может не выжить вовсе.
После снегопадов следуют человеческие и материальные жертвы. Разрушаются линии электропередач, системы связи. Некоторые города могут быть блокированы от цивилизации. В мире зафиксированы случаи, когда целые столетние города погибали под лавинами. Снежные лавины движутся со скоростью 100 м/с. Объем снежной массы составляет до двух миллионов кубометров. Когда лавина начинает сходить, она неизбежно создает мощные ударные волны из воздуха. Одна такая волна может передвинуть поезд или разрушить небольшое здание.
Если человек будет осведомлен о правилах поведения при обрушении лавин, то он сможет спастись. Во избежание проблем стоит обозначить для себя возможные границы схода.
Интересный факт: каждая снежинка, вопреки распространенному убеждению, не является уникальной. В условиях с одинаковой температурой и внешними факторами удается получать абсолютно одинаковые по внешнему виду и строению кристаллики. В природе такое строение можно встретить очень редко по простой причине – все снежинки деформируются во время падения.
Таяние снега
Самым известным свойством снега можно считать его таяние при температуре выше нуля. Снег тает обычно весной, когда светит теплое солнце. Однако не многие знают, что даже при отрицательных температурах на солнце снег также начинает таять. Ледяные кристаллы испаряются с поверхности минуя процесс превращения в воду.
Когда на улице много грязи, снег тает в разы быстрее – темный цвет поглощает больше тепла. Поэтому неудивительно, что в лесах снег может лежать вплоть до начала лета. Когда лед посыпают солью, его кристаллы начинают постепенно разрушаться. Происходит превращение в жидкое агрегатное состояние. Когда снег начинает таять, он уплотняется и утяжеляется.
Польза от снега
Снег очень полезен: он укрывает поверхность земли на зиму, держит растения и мелких зверьков в тепле, помогая им выжить в тяжелые условия зимы. Если зимой не было снега, то урожаи не вырастут – во время таяния снег насыщает почву столь нужной влагой.
Снег превращается в воду и жизнь начинается снова. Выходят из спячки зверьки, растения вновь пробиваются из земли. Жизнь на Земле развивается циклично за счет постоянных метаморфоз, повторяющихся ежегодно.
Почему снег скрипит под ногами?
Так как снег представляет собой массу кристалликов различной формы, он начинает скрипеть под ногами. Среди миллионов кристалликов есть еще и молекулы воздуха. Когда человек сжимает часть снега, то тот начинает уплотняться, кристаллики ломаются, а воздух вытесняется. Именно поэтому создается звук треска снега. При этом шум ломающихся кристалликов можно услышать не всегда.
Почему в холодную погоду снег скрипит, а в теплую нет?
Когда погода теплая, то некоторая часть снежного слоя подтаивает. Вода начинает подавлять все шумы ломающихся кристалликов, поэтому звук тяжело услышать. Самые отчетливые звуки появляются в сильные морозы. Температура периодически меняется, поэтому небольшое количество воды в пространстве между снежинками промерзает.
Если снег выпал недавно, то плотность прилегания снежинок друг к другу крайне низкая. Старый полежавший снег лежит гораздо плотнее. Старый снег издает более низкий звук при сжатии, больше похожий на шорох.
Почему снег белый?
Всю планету окружают электромагнитные волны, невидимые глазу. Они находятся абсолютно везде и концентрируются на полюсах. Зрение воспринимает в качестве цвета именно эти электромагнитные излучения. Волны электромагнитного излучения дают нам цветовые ощущения. Самым главным источником таких волн считается Солнце.
Солнечные лучи содержат весь спектр оттенков. Когда все цвета сливаются воедино, получается белый. Солнечные лучи как раз-таки белые. Снег и лед полностью отображают солнечный свет. Каждая снежинка – это отдельные частички льда, которые также отражают солнечное свечение. Из-за того, что снежинки ложатся на поверхность в любом порядке, образуют снежные комья и завалы, они не могут полностью пропускать электромагнитные излучения.
Это можно проверить простым способом – достаточно выкопать в снегу небольшую лунку при солнечной погоде. Внутри лунки снег будет казаться более темным, немного желтоватым. В пасмурное время снег и вовсе кажется серо-синим. Таким образом, внешний вид снега напрямую зависит от погоды вокруг.
Когда на улице светит яркой солнце, сугроб отражает полный спектр солнечного света. Это можно заметить даже невооруженным глазом – чистый снег переливается и будто бы блестит. Ближе к полюсам планеты снег принимает красные оттенки. Это происходит из-за особого вида водорослей, которые при размножении окрашивают все в розовый цвет.
Знаменитый Чарльз Дарвин делал пометки о разных цветах снега в своих дневниках. Один раз он отправился в далекие странствия и заметил, что копыта его лошади оставляют красные следы на снегу. Из-за яркого заката снег также может принимать другие цвета, так как отражает красный свет.
Понятие цвета – субъективная вещь. Некоторые люди неспособны различать цвета, некоторые путаются в оттенках, а некоторые придумывают и различают свои, уникальные оттенки.
Три разных человека могут видеть один и тот же объект с разной точки зрения: для кого-то трава будет изумрудной, для кого-то салатовой, а кто-то вообще увидит в ней голубизну бирюзового. Явления цветопередачи пока что не изучены досконально. Известно лишь то, что у каждого человека свое восприятие цвета, отличное от других.
Розовый или арбузный снег
По цвету снег бывает не только белым. Розовый снег попадается не очень часто. Его можно найти в Гренландии, на Северном полюсе и на некоторых горах. Такой снег встречается в весенний и летний периоды. В это время солнце слегка подогревает снежный покров, снег постепенно подмокает. Чем мокрее становится снег, тем его цвет ярче. Красный снег был замечен Аристотелем.
В XIX веке такой снег привезли в Великобританию. Тогда же никто не смог объяснить природу явления. Ботаник из Шотландии Роберт Браун предположил, что этот оттенок снег приобретает из-за водорослей. Он был прав и через столетие ученые выявили жизнедеятельность хламидомонад в снегу. Они начинали интенсивное размножение даже в холоде. Когда до водорослей доходил кислород, они начинали пахнуть арбузами. По словам некоторых очевидцев снег и на вкус напоминает данный плод.
1. Жгутики
2. Вакуоли
3. Клеточная стенка
4. Светочувствительный глазок
5. Ядро
6. Хроматофор
Таким образом, белый цвет снега получился из-за того, что его поверхность полностью отражает спектр. А при совмещении всех цветов спектра получается белый. Однако цвет также будет зависеть и от оттенков неба на данный момент.
Снег на других планетах
Часть планет Солнечной системы отличается наличием собственной атмосферы. Она может разниться с атмосферой нашей планеты, однако схожих черт также найдется немало – в любой атмосфере есть свои воздушные потоки. На Марсе есть как привычный нам снег, так и осадки, похожие на снег в виде углекислоты, наиболее известной как сухой лед или сухой снег.
На спутнике Нептуна также есть снег из водорода и смеси различных газов. При этом на Тритоне не привычный нам белый, а розовый снег. Он выглядит так из-за сложных соединений в его составе. Также этот снег формируется под сильным воздействием ультрафиолета. На каждом полюсе данного спутника располагаются толщи снегов, размером до нескольких сотен метров.
Интересное видео о снеге
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.