Как правильно читать сказки консультация для педагогов

Как правильно читать детям сказки

К счастью, сегодня мало кто из родителей ставит под сомнение необходимость читать детям сказки. Но часто, ограничиваясь лишь чтением, мы  недооцениваем важность той информации, которая зашифрована в сказке. Современным детям необходимо раскрывать смысл даже самых известных сказок. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок описаны важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

—        область отношений между людьми;

—        инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;

—        сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;

—        рекомендации по противостоянию стрессу;

—        типологии людей и способы влияния на них;

—        духовное развитие человека;

—      мужская и женская психология.

 Часто родители жалуются, что дети не хотят слушать сказки. Чтобы дети с удовольствием слушали сказки, вам необходимо рассказывать их интересно.  Станете рассказывать интересно, вас станут слушать. Научатся слушать, будут в вас нуждаться. Станут нуждаться, постепенно проснется подлинное уважение. А когда у детей есть к вам уважение, они захотят, чтобы вы их воспитывали. Чтобы чтение сказки обладало не только развлекательным, но и воспитательным воздействием, необходимо знать алгоритм правильного обсуждения сказки.

Первое, что нам важно понимать, это принцип – «чем короче сказка, тем больше в ней скрытого смысла. Родители должны уметь выделить эти смыслы сначала для себя. Например, сказка « Курочка Ряба», короткая история, а сколько в ней зашифровано важной и ценной информации:

—       жизнь твоя, моя и каждого жителя на Земле – великий дар, особая ценность, беречь которую надо как зеницу ока;

—        мир полон чудес и наша задача научиться видеть их и грамотно пользоваться ими;

—        все, что мы не пожелаем, обязательно сбудется, поэтому пусть все желания приносят пользу и тебе, и другому.

Второе, найти способы адекватные возрасту ребенка, с помощью которых родители могут передать ему эти смыслы. Например, для детей от полутора до трех лет важно усвоение содержания сказки, от трех до пяти – возраст «почемучек», от пяти до семи дети начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность, учатся наблюдать за собой и другими, использовать прошлый опыт, осознавать настоящее и формировать позитивное отношение к будущему. Одна и та же сказка может расти вместе с вашим ребенком. Сначала это можно делать, рассказывая сказку с элементами драматизации (сопровождать рассказ движениями). «Жили-были (руки разводятся вперед и в стороны ладонями вверх) дед (показывается длинная окладистая борода – обе руки совершают округлое движение навстречу друг другу в районе подбородка) да баба (левая рука согнута в локте, предплечье находится параллельно груди, а правый кулак подпирает щеку), и была у них курочка Ряба (обе руки согнуты в локтях и плавно поднимаются и опускаются, имитируя движения крыльев)» и т.д.

 Следующий этап — изготовление главного символа сказки, в данном случае Золотого Яйца из пластилина, моделина, соленого теста. Эта совместная деятельность научит ребенка переносить в реальную жизнь образность сказки. Эту поделку можно оставить у себя или подарить кому-то из членов семьи как символ собственной силы, ценности жизни и здоровья своего и близких. При этом можно выучить такие стихи:

«Яйцо золотое есть у меня,

В нем чудо и счастье каждого дня,

Его я своими руками создал

Я славный волшебник,

Хотя еще мал!»

Эту поделку можно использовать в дальнейшем, приучая ребенка обращаться к ней, когда он чувствует упадок сил или вдруг ценность жизни стала уменьшаться. В случае если ребенок кого-то несправедливо обидел, вместо того, чтобы читать ему банальные лекции что так делать нельзя, можно подвести его к поделке яйца и сказать: «Чтобы вспомнить, что жизнь каждого нуждается в защите, а не нападении, давай подержим в руках твою поделку несколько минут, с момента, когда яйцо станет теплым, ты больше не будешь никого бить (толкать, кусать и т.д.). Можно сопровождать это такими словами:

«Яйцо Золотое, мне помоги!

Силу и радость вновь обрести!

Своими руками тебя я создал,

Любовь и Добро свое передал!»

А если Вы наблюдаете, что ребенок все равно продолжает нежелательные действия, можно показать ему, что его пластилиновая поделка начинает разрушаться, усилия, приложенные к ее восстановлению, остановят нежелательное поведение ребенка.

С более старшими детьми можно пофантазировать на тему «А что было бы, если…». Представьте себе, что курочка обиделась на бабу с дедом и не стала больше нести яйца. Чем закончилась бы эта история? Было бы это хорошо или плохо? Полезно или вредно? Как бы эту историю рассказал каждый персонаж (пусть ребенок попробует себя в каждой роли)?

Итак, глубина раскрываемых смыслов, зашифрованных в сказках, растет вместе с детьми. Благодаря такому чтению сказок наши дети учатся находить собственные способы разрешения противоречий, тонко чувствовать механизмы взаимодействия между людьми, управлять широким спектром чувств и эмоций. Грамотная работа со сказками дома – есть наилучший психологический способ общения с ребенком, который позволяет сформировать нужные качества характера и отношение к жизни, а при необходимости корректировать их. Процесс такого общения и называется воспитанием.

Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают
чтение вслух привлекательным

1.    Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы
вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех
моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на
посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы
путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его
там одного!
3. Прежде чем рассказать сказку,  убедитесь, что она простая и сможет
донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания
детей. Но важно, подбирать сказки по возрасту и развитию своих деток.
4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение
детей.. 
5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В сказках сюжет
изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю
информацию, которая может его испугать.
6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей
можно использовать игрушки,  фигурки,  нарисованные и вырезанные,
тени на стене.  И конечно роли могут исполнять сами детки.
7. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от
года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет
15-20 минут подряд и т.д..  Хотим  заметить, что это средние
показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности
ваших детей.

8. Читайте сказку  медленно, выразительно, стараясь максимально передать
эмоции действующих героев и обстановки.

9. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во
время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет
слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.  Дети это очень
любят.

2.       Можно предложить деткам вместе (хором) рассказывать .
10. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не
бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и
утратит интерес к чтению. 
11. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга —
это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно
возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать
страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 
12. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед детьми так, чтобы они
могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как
эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от
прочтения. 
13. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку
ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются
напевностью русского сказа, ритмом стиха. 
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих
ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». 
14. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в
зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать
голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не
«перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в
воображении нарисованные словами картины. 
15. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо
читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко
перескажите окончание. 

Консультация для педагогов дошкольного
образования

 «Как правильно читать сказки»

Сказка
универсальна
. Она
решает практически все проблемы. Но самое ценное в ней – это «мировоззренческая» составная.
Ни для кого не секрет, что наши детки сейчас думать и анализировать начинают
чуть ли не с пеленок.

Какие сказки,
для какого возраста лучше читать

Не всякая сказка может
быть понятна ребенку. Важно учитывать возраст маленького слушателя.

До 1 года
малышу читают материнский фольклор. Дети с
удовольствием слушают колыбельные песни, пестушки, потешки, коротенькие стишки.
Эти произведения включают в окружающий мир, призывают к играм с предметами,
помогают осознать свое тело.

В возрасте от 1
года и до 2 лет малыш совершает простые манипуляции и воспроизводит несложные
действия сказочных героев. Для такого возраста
подходят, например, коротенькие сказки «Репка»«Теремок». В них
много повторений, что важно для маленького слушателя. Деткам нравятся
бытовые сказки о животных. Они знакомятся с образом жизни
и характером героев. Им пока сложно понять взаимоотношения людей.

Детям от 2 до 5
лет нравятся волшебные сказки. Они любят
фантазировать. Лучше начать чтение произведений с простым сюжетом и хорошим
концом. Малыш не должен пугаться, наоборот, открытый сюжет поможет ему быть
увереннее. Маленький слушатель может вносить какие-то изменения в ход событий в
произведении. Так в образной форме он выразит
свои потребности. Детям очень нравятся сказки с красочными
иллюстрациями.

С 5 до 7 лет
детям интересны сказки с разным сюжетом.
Особенно те, что развивают воображение, возбуждают
любознательность. Этот жанр литературного творчества несет полезную информацию
и помогает осмыслить и понять жизненные ситуации. Юный читатель способен
провести параллели между поведением персонажей и своими поступками.

Как правильно
читать сказки
.

Взрослые не
только должны читать сказки детям, но
помогать их осмысливать. В процессе чтения происходит воспитание определенных
качеств личности.

После прочтения
нужно обязательно обсудить содержание, задать вопросы по сюжету. Это поможет
постепенно приобретать жизненный опыт, учит общению с другими детьми.
Развивается творческое мышление, память, способность к анализу.
Сочинители сказок заботятся о воспитании таких
качеств, как доброта, любовь, справедливость.

Поиграйте в литературные игры, загадайте
подходящие по сюжету загадки. Ребенок с удовольствием нарисует героев
произведения.

Тексты сказок
обучают правильной устной речи
, расширяют словарный запас.
Одним из показателей развития дошкольников является умение
составлять вопросы. Попросите подобрать однокоренные
предложения, срифмовать слова. Вместе с детьми составьте письмо, телеграмму или
записку героям сказки, найдите подходящую для
сюжета пословицу. Им будет интересно дать новое название уже известному сочинению.

Увлечет ребенка
и создание игровой ситуации. Например, некоторые слова обиделись и убежали
из сказки. Попробуй угадать название. В
веселой детской компании разыграйте сказку по ролям. Существует еще
много разных методов работы.

Правила, которые
сделают чтение вслух привлекательным.

1.
Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать.
Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание
на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте
сказку с удовольствием
, старайтесь не отвлекаться на
посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой –
вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте
его там одного!

3. Прежде
чем рассказать сказку, убедитесь, что она
простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень
важны для развития и воспитания детей. Но важно, подбирать сказки по
возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть
короткими. Ориентируйтесь на настроение детей.

5. Будьте осторожны
с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен
очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию,
которая может его испугать.

6. Очень
интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В
качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и
вырезанные, тени на стене. И конечно роли могут исполнять сами детки.

7. Не
злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в
возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти
минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т. д. Хотим
заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны
подстраиваться под потребности ваших детей.

8. Читайте
сказку медленно
, выразительно, стараясь максимально передать
эмоции действующих героев и обстановки.

9.Помните: ребенок не
может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо
активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на
вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят.

2. Можно предложить
деткам вместе (хором) рассказывать.

10. Показывайте ребёнку, что чтение
вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую
повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

11.
Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это
не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить
по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать
страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

12. Во время чтения сохраняйте
зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во
время чтения или рассказа должен сидеть
перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и
усиливают впечатления от прочтения.

13. Читайте
детям неторопливо
, но и не монотонно, старайтесь передать
музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются
напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе
чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях,
но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

14.Играйте голосомчитайте то
быстрее
, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от
содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь
передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но
не «перебарщивайте».
Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные
словами картины.

15. Сокращайте
текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё
до конца
, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное.
Коротко перескажите окончание.

Обучаем
детей правилам поведения с помощью сказки.

На примере
действующих лиц ребенок учится правилам поведения. В
каждой сказке заключена мораль, которая может
помочь детям в конкретных жизненных ситуациях. Во многих произведениях видна
связь человека и природы. Животные, растения умеют говорить и часто помогают людям.
Воспитание сказкой учит бережному отношению к
природе.

Ребенок видит, что положительные герои
смелые, ловкие, трудолюбивые, добрые. Хочется быть на них похожим. Они наделены
лучшими качествами. Отрицательные персонажи жадные, глупые, ленивые. Никому не
нравится быть такими же. Во время чтения нужно учить бережному отношению к
книге.

Родителям
хочется, чтобы их дети были успешными. Есть сказки для
воспитания лидерства. Герои должны носить имя вашего ребенка. Они защищают
слабых, помогают другим, совершают добрые поступки.

В настоящее
время общество испытывает нравственный кризис. Поэтому сказки выступают
как фактор нравственного воспитания детей.

Взрослые должны
понимать, что значение сказки в воспитании
ребенка игнорировать нельзя и даже опасно.

«КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ СКАЗКИ»

     Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, если сопровождать произведение имитационными движениями, используя наглядные пособия. Наибольший эффект достигается, если родитель сочетает рассказ с показом фигурок настольного или пальчикового театров. Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Используя наглядный материал, Вы, родители, активизируете внимание малыша и помогаете ему вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

      Восприятие многих сказок происходит успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, перед тем, как рассказать сказку «Козлятки и волк», мама показывает иллюстрации и характеризует животных: «Козлятки маленькие, а волк большой, страшный». А уже потом знакомить с содержанием сказки.

     При повторении сказок желательно обучать малыша элементам драматизации. Это доставляет ему много радости. И, хотя охотно взяв на себя роль, ребёнок иногда забывает её, не всегда согласуя свои действия с действиями партнёра, пусть вас не пугают эти трудности. Надо помнить, что такие упражнения требуют чуть большего такта, терпения и значительного одобрения действий ребёнка. Затем ваш малыш с удовольствием будет договаривать фразы, имитируя голоса и поведение животных

Методические приёмы, повышающие интерес ребёнка:

 «Посиди тихонько, сейчас к нам в гости кто-то должен прийти» — малыш ждёт, затаив дыхание. Пауза должна длиться не более 40 секунд, иначе это ведёт к рассеиванию внимания.

Усложняя рассказ по картинкам, каждый раз меняйте имена персонажей, клички животных. Тогда сюжет будет звучать по-новому.

Слушать читаемый текст рекомендуется так: сначала с ребёнком рассматривают иллюстрацию и рассказывают их содержание, потом читают книгу. Для того, чтобы рассказ и текст не отличались друг от друга, взрослый не должен объяснять иллюстрации «своими словами», а использовать выбранные из текста.

СКАЗКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ, ПАМЯТИ, РИТОРИКИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА.

Сказки – путешествия.
Сказки – путешествия знакомы детям с раннего возраста. Например, сказка «Колобок». Такие сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет, дети легко могут представить себя в роли героя сказки. Эти сказки хороши для развития внимания, воображения, зрительной памяти, логики. Для лучшего запоминания сказки можно использовать различные схемы, иллюстрации к сказке, серию сюжетных картин, можно предложить ребёнку самостоятельно зарисовывать ключевые моменты сказки.
Сказка – выбор.
Сказок, в которых герою приходится делать выбор достаточно много. Эти сказки помогут вам глубже понять ребёнка, познать мир его чувств, привязанностей или даже тревог.
Как можно использовать сказку – выбор:
1. Прочтите ребёнку сказку.
2. Прочтите сказку не до конца.
3. Прочтите сказку не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор.
4. Ребёнок может рассказать о своем выборе устно, постарайтесь подвести его к тому, чтобы он объяснил свой выбор. Ещё можно нарисовать свой выбор, сделать аппликацию.
5. Затем дочитайте сказку до конца, чтобы ребёнок узнал какой выбор сделал герой сказки.
6. Поговорите о выборе героя.
Сказка – игра.
Прием создания сказки «салат из сказок». Предложите ребенку придумать новую сказку, используя две знакомые ему сказки. 
Придумывание своей сказки.
Предложите ребенку придумать свою сказку. Пусть она поселится в красивой тетради, будет оформлена яркими рисунками, изображающими новых и даже фантазийных персонажей.
Чаще играйте вместе с детьми со сказкой. И её герои вместе с вами помогут детям проявить и развить логику и память, риторику и творческое воображение.

Скачать

советы психолога воспитателям детского консультации психолога для воспитателей, консультации психолога для воспитателей в детском саду, правильно читать сказки, сказки читатьСовременные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире  так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло … Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) — перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях — нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках — похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» — волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» — на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» — рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому — метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» — девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» — хороший волк,)

5. Цветные сказки — «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда — совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке — создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия — традиционная сказка, 2-я — как спасти Колобка, 3-я — Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я — у Колобка появляется нос Буратино, 5-я — у Колобка есть подружка б-я — моя сказка про Колобка)

7. Из сказки — в задачу! — на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка — из задачи — модель начала сказки — содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире …)

9. Сказка — из считалочки — после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет ..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу …)

10. Гороскоп и сказка — используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака — Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

В случае изменения местами героев или других знаков — меняется сюжет сказки.

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета …

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.

Оглав­ле­ние

  • Какой должна быть сказка?
  • Как выбрать нуж­ную сказку?
  • Что же делать со сказками?
  • Какой должна быть тера­пев­ти­че­ская сказка?
  • Как рас­ска­зы­вать сказки?
  • Как закре­пить эффект?

Есть дети, кото­рые не могут жить без сказки. Есть те, кото­рые шара­ха­ются, услы­шав, что вы собра­лись рас­ска­зать им сказку, напу­ганы… Как пра­вильно читать сказки, как их подбирать?

Какой должна быть сказка?

Полу­ча­ется, сказ­кой можно все выле­чить, пре­одо­леть любые пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы и вос­пи­тать самое разум­ное и доб­рое? Конечно, уни­вер­саль­ного лекар­ства нет, все выле­чить невоз­можно. Но и недо­оце­ни­вать воз­мож­но­сти сказки неразумно.

thinkstockphotos 469092688 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьВ заме­ча­тель­ной книге Р.М. Ткач “Сказ­ко­те­ра­пия дет­ских про­блем” все сказки рас­пре­де­лены по кон­крет­ным про­бле­мам детей ран­него возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гипе­р­ак­тив­ных малышей;
  • для тех, кто испы­ты­вает про­блемы с при­е­мом пищи, с моче­вым пузырем;
  • сказки, помо­га­ю­щие малышу спра­виться с пере­жи­ва­ни­ями в связи с отно­ше­ни­ями между роди­те­лями, с появ­ле­нием малень­кого бра­тика или сестренки;
  • сказки для агрес­сивно настро­ен­ных детей;
  • сказки, помо­га­ю­щие пере­жить потерю люби­мых живот­ных или близ­ких людей.

Полу­ча­ется, сказ­кой можно все выле­чить, пре­одо­леть любые пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы и вос­пи­тать самое разум­ное и доб­рое? Конечно, уни­вер­саль­ного лекар­ства нет, все выле­чить невоз­можно. Но и недо­оце­ни­вать воз­мож­но­сти сказки нера­зумно. И тут, как и в меди­цине, важно пра­вильно выбрать метод и лекар­ство. И гра­мотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разо­браться, какие бывают сказки.

Сказки о живот­ных. Очень важны в воз­расте при­мерно пяти лет — как раз в этом воз­расте дети часто ассо­ци­и­руют себя с живот­ными. И в этот период им легче понять отно­ше­ния в мире через подоб­ные аллегории.

Быто­вые сказки. Содер­жат в себе рас­сказы о семей­ной жизни, опи­сы­вают кон­фликт­ные и комич­ные ситу­а­ции. Фор­ми­руют у детей стар­шего воз­раста здо­ро­вое чув­ство юмора по отно­ше­нию к труд­но­стям, помо­гают создать образ нор­маль­ных семей­ных отношений.

Худо­же­ствен­ные сказки. Сказки, содер­жа­щие в себе эле­менты мифов, притч, исто­рии. К этому виду можно отне­сти и автор­ские худо­же­ствен­ные сказки, кото­рые в зави­си­мо­сти от про­блемы могут содер­жать в себе пси­хо­кор­рек­ци­он­ный, дидак­ти­че­ский и меди­та­тив­ный материалы.

Страш­ные сказки. К этой кате­го­рии можно отне­сти сказки о нечи­стой силе, ведь­мах, леших и про­чих зага­доч­ных неве­до­мых суще­ствах. Слу­шая ( или читая) такую сказку, ребе­нок словно “про­жи­вает” заве­домо трав­ми­ру­ю­щую ситу­а­цию и выра­ба­ты­вает новую реак­цию, осво­бож­да­ясь от напря­же­ния и неиз­вест­но­сти. Подоб­ные сказки рас­счи­таны на детей от 7 лет. Сек­рет тера­пии — в актер­ском мастер­стве рас­сказ­чика и в обя­за­тельно неожи­дан­ном и смеш­ном счаст­ли­вом конце.

Вол­шеб­ные сказки. Больше всего они под­хо­дят для детей 6–7‑летнего воз­раста. Дети в этом воз­расте уже отдают себе отчет в “нере­аль­но­сти ” про­ис­хо­дя­щего, и жиз­нен­ная муд­рость хорошо усва­и­ва­ется их сознанием.

Дидак­ти­че­ские сказки. В основ­ном эти сказки пред­ла­га­ются на заня­тиях в дошколь­ных учре­жде­ниях. В про­цессе заня­тий дети часто высту­пают соав­то­рами сказки, они должны выпол­нять раз­лич­ные зада­ния, ведь только они, малыши, обла­да­ю­щие раз­ными каче­ствами, вла­де­ю­щие зна­ни­ями и уме­ни­ями, могут помочь герою, кото­рого в конеч­ном итоге ждет удача.

Вос­пи­та­тель дет­ского сада Марина Миро­нова каж­дый день перед тихим часом читает вос­пи­тан­ни­кам “Веж­ли­вые сказки”, “Осто­рож­ные сказки”, герои кото­рых попа­дают в раз­лич­ные опас­ные или забав­ные ситу­а­ции, в конце каж­дой сказки дети полу­чают цен­ный опыт и совет. По сло­вам Марины Алек­се­евны, “сказки помо­гают малы­шам выра­зить свои мысли и доступно объ­яс­нить важ­ность или опас­ность того или иного поступка”.

Что же делать со сказками?

В совре­мен­ной педа­го­гике все больше вни­ма­ния уде­ля­ется интел­лек­ту­аль­ному раз­ви­тию ребенка — вве­де­ние в его сло­вар­ный запас науч­ных, по мне­нию роди­те­лей, важ­ных для буду­щей жизни поня­тий. Дети полу­чают больше зна­ний в обла­сти мате­ри­аль­ной жизни взрос­лых, хотя часто они к этому не готовы пси­хо­ло­ги­че­ски. Совре­мен­ные роди­тели про­пус­кают очень важ­ный этап раз­ви­тия сво­его ребенка — ста­нов­ле­ние внут­рен­ней жизни, эмо­ций, твор­че­ства и чувств.

Что же делать роди­те­лям, кото­рые решили при­ме­нять “сказ­ко­те­ра­пию” как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сде­лать чте­ние неким риту­а­лом. Не стоит пре­вра­щать пер­вое чте­ние в осо­бое собы­тие, тогда у ребенка будет больше воз­мож­но­сти без помех пофан­та­зи­ро­вать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через неко­то­рое время после такого “необре­ме­ни­тель­ного” чте­ния, можно попро­бо­вать про­ана­ли­зи­ро­вать сказку вме­сте с ребен­ком, задать ему вопросы по поводу пове­де­ния героев, узнать, как он оце­ни­вает это пове­де­ние. Стоит заме­тить, что взрос­лому не надо ждать быст­рой реак­ции и пра­виль­ного пере­сказа и суж­де­ний. Вы про­сто нена­вяз­чиво под­ска­жите ребенку, что он может само­сто­я­тельно оце­ни­вать пове­де­ние отри­ца­тель­ных и поло­жи­тель­ных героев, что он вообще может рас­суж­дать, оце­ни­вать, раз­мыш­лять, фан­та­зи­ро­вать! А это очень важно для малень­кой личности!

Дальше — больше: ребе­нок может сам при­ду­мы­вать про­дол­же­ние и окон­ча­ние сказки, а роди­тели могут ана­ли­зи­ро­вать состо­я­ние ребенка, наблю­дать, “под­смат­ри­вать”: что вол­нует его, какие у него отно­ше­ния с дру­гими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям млад­шего воз­раста было бы инте­ресно на этом этапе уви­деть люби­мую сказку в куколь­ном испол­не­нии, а стар­шим дошколь­ни­кам уже хочется самим при­ду­мать инсце­ни­ровку вол­шеб­ной исто­рии и стать глав­ными героями.

На этом этапе можно уже без­гра­нично фан­та­зи­ро­вать, сме­ши­вать сказки и пере­де­лы­вать их на свой лад, даже сочи­нять свои соб­ствен­ные сказки.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каж­дого воз­раста — свои герои. Детям 3–4 лет подой­дут рас­сказы о малень­ких чело­веч­ках или зверь­ках, игруш­ках. Детям с 5‑летнего воз­раста уже нужны сказки о феях, прин­цах, раз­лич­ных вол­шеб­ни­ках. Под­рост­кам больше всего подой­дут притчи или быто­вые сказки.

Сказка должна иметь чет­кий сюжет.

Завязка. Здесь мы зна­ко­мимся с геро­ями и окру­жа­ю­щей обстановкой.

thinkstockphotos 57433814 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьНеожи­дан­ное собы­тие, обо­зна­че­ние про­блемы героя. Напри­мер, пло­хой посту­пок пер­со­нажа или посту­пок по отно­ше­нию к нему. Это может быть непред­ви­ден­ная ситу­а­ция, с кото­рой героям при­дется справиться.

Спо­соб реше­ния про­блемы, попытки героев спра­виться со слож­но­стями. Попытки могут сопро­вож­даться труд­но­стями. Стоит про­ду­мать окру­жа­ю­щую среду, кото­рая может спо­соб­ство­вать созда­нию настро­е­ния. Напри­мер, это может быть дож­дик или даже ураган.

Куль­ми­на­ция — герои решают все труд­но­сти. Стоит отме­тить, что труд­но­сти должны решаться только бла­го­даря бла­го­ра­зу­мию пер­со­на­жей, их ста­ра­ни­ями (это может быть избав­ле­ние от дур­ной привычки).

Пози­тив­ная раз­вязка. Она очень важна, все герои должны быть счаст­ливы, и они должны понять, как пра­вильно себя вести. Не стоит “оби­жать” пло­хим фина­лом даже самых сквер­ных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли при­чину воз­ник­но­ве­ния труд­но­стей, каковы даль­ней­шие вари­анты раз­ви­тия событий.

Сюжет сказки дол­жен напо­ми­нать про­блем­ную ситу­а­цию, но не повто­рять ее пол­но­стью. То есть герои должны носить дру­гие имена, обста­новка не должна пол­но­стью соот­вет­ство­вать реальной.

Как гово­рят пси­хо­логи, с помо­щью сказки дол­жен быть пред­ло­жен заме­ща­ю­щий опыт, посред­ством кото­рого ребе­нок при­мет соб­ствен­ное реше­ние. И ребе­нок с помо­щью полу­чен­ной инфор­ма­ции дол­жен “по умол­ча­нию” раз­би­раться в ситу­а­ции и знать, кто прав и кто вино­ват. Такой эффект дости­га­ется только при помощи пра­вильно выстро­ен­ного сюжета.

Герой дол­жен по воз­расту и тем­пе­ра­менту соот­вет­ство­вать малышу, и даже ска­зоч­ная страна должна напом­нить ребенку среду его про­жи­ва­ния. Малыш дол­жен узна­вать себя и обста­новку, но не пони­мать до конца, что это он и есть.

Пере­жи­ва­ния героя, кото­рого нужно искус­ственно направ­лять героя к изме­не­ниям, должны быть понятны ребенку. Можно даже при­ду­мать целую группу существ, ока­зав­шихся в слож­ной ситу­а­ции, и дать им пра­виль­ные настав­ле­ния, кото­рые в итоге при­ве­дут к счаст­ли­вому изменению.

Как рассказывать сказки?

При чте­нии или рас­ска­зы­ва­нии необ­хо­димо точно пере­да­вать эмо­ции и чув­ства. Нужно научиться с помо­щью голоса точно выра­жать любые эмо­ции. Грусть это, или вос­торг, или неуверенность.

Не стоит выдер­жи­вать слиш­ком дол­гих пауз, если же пауза все-таки воз­никла, необ­хо­димо обыг­рать сюжет в ее пользу. Или же нужно зара­нее под­го­то­вить ту сказку, в кото­рой вы хорошо ориентируетесь.

Не стоит “на блю­дечке” пре­под­но­сить ребенку реше­ние про­блемы. Ребе­нок не дол­жен слу­шать сказку как некое пра­вило, не стоит давать точ­ных “уста­но­вок” пове­де­ния, не сле­дует также “на ходу” давать свою оценку поступ­кам пер­со­на­жей, осо­бенно в виде “резо­нер­ских” реплик.

Как закрепить эффект?

Хорошо подо­бран­ная и про­чи­тан­ная на ночь сказка — это еще не пол­ный спи­сок “сказ­ко­те­ра­пев­ти­че­ских” при­е­мов. Есть несколько инте­рес­ных заня­тий, не только закреп­ля­ю­щих эффект, но и раз­ви­ва­ю­щих твор­че­ские способности.

Cказку можно нари­со­вать (на сле­ду­ю­щий день или сразу после про­слу­ши­ва­ния). Жела­тельно каран­да­шами или гуашью.

Сказку можно сле­пить. Заня­тие под­хо­дит для груп­по­вой тера­пии. По цве­то­вой гамме можно опре­де­лить сте­пень вли­я­ния сказки на ребенка. Насы­щен­ные цвета выра­жают бур­ные пере­жи­ва­ния и чувства.Сказку можно сшить или сде­лать из под­руч­ных мате­ри­а­лов. Вос­со­здать пер­со­нажа сказки, озву­чить его и, поме­щая его в раз­лич­ные про­блем­ные ситу­а­ции, нахо­дить раз­лич­ные пути решения.

При игре с вопло­щен­ной из мате­ри­ала сказ­кой, голос необ­хо­димо адап­ти­ро­вать к внут­рен­ней харак­те­ри­стике пер­со­нажа, также важно каж­дое дви­же­ние и дей­ствие персонажа.

Можно сде­лать сказку даже из песка! Для этого необ­хо­димо иметь под­нос с сухим или влаж­ным пес­ком. Здесь важно ощу­ще­ние “обла­че­ния” пере­жи­ва­ний в так­тиль­ную форму.

Суще­ствует осо­бая форма сказ­ко­те­ра­пии — так назы­ва­е­мый “ката­тим­ный под­ход в сказку”, суть кото­рого в том, что с помо­щью пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мов осу­ществ­ля­ется пол­ное “уча­стие” ребенка в сказке, однако эта мето­дика имеет мно­же­ство противопоказаний:

  • ост­рый и хро­ни­че­ский пси­хоз или пред­ше­ству­ю­щее ему состояние;
  • недо­ста­точ­ная мотивация;
  • цере­брально-орга­ни­че­ские синдромы;
  • недо­ста­точ­ное интел­лек­ту­аль­ное развитие.

Сказка — это не только мощ­ный вос­пи­та­тель­ный инстру­мент, но и спо­соб дости­же­ния дове­рия и поиска общего языка между ребен­ком и роди­те­лем или ребен­ком и педагогом.

Надо обя­за­тельно пом­нить о том, что под­би­рать сказки сле­дует в соот­вет­ствии с воз­рас­том и суще­ству­ю­щими про­бле­мами в вос­пи­та­нии, воз­раст­ными про­бле­мами. Осталь­ное решает только роди­тель­ская любовь и фантазия!

Вар­вара Стельмухова

7ya.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как правильно цветочек или цветочик пишется правильно
  • Как правильно хохотушка пишется хохотушка
  • Как правильно хомячок или хомячек пишется слово
  • Как правильно фланец или фланец пишется фланец
  • Как правильно фаренгейт пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии