Как правильно читать детям сказки
К счастью, сегодня мало кто из родителей ставит под сомнение необходимость читать детям сказки. Но часто, ограничиваясь лишь чтением, мы недооцениваем важность той информации, которая зашифрована в сказке. Современным детям необходимо раскрывать смысл даже самых известных сказок. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок описаны важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:
— область отношений между людьми;
— инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
— сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
— рекомендации по противостоянию стрессу;
— типологии людей и способы влияния на них;
— духовное развитие человека;
— мужская и женская психология.
Часто родители жалуются, что дети не хотят слушать сказки. Чтобы дети с удовольствием слушали сказки, вам необходимо рассказывать их интересно. Станете рассказывать интересно, вас станут слушать. Научатся слушать, будут в вас нуждаться. Станут нуждаться, постепенно проснется подлинное уважение. А когда у детей есть к вам уважение, они захотят, чтобы вы их воспитывали. Чтобы чтение сказки обладало не только развлекательным, но и воспитательным воздействием, необходимо знать алгоритм правильного обсуждения сказки.
Первое, что нам важно понимать, это принцип – «чем короче сказка, тем больше в ней скрытого смысла. Родители должны уметь выделить эти смыслы сначала для себя. Например, сказка « Курочка Ряба», короткая история, а сколько в ней зашифровано важной и ценной информации:
— жизнь твоя, моя и каждого жителя на Земле – великий дар, особая ценность, беречь которую надо как зеницу ока;
— мир полон чудес и наша задача научиться видеть их и грамотно пользоваться ими;
— все, что мы не пожелаем, обязательно сбудется, поэтому пусть все желания приносят пользу и тебе, и другому.
Второе, найти способы адекватные возрасту ребенка, с помощью которых родители могут передать ему эти смыслы. Например, для детей от полутора до трех лет важно усвоение содержания сказки, от трех до пяти – возраст «почемучек», от пяти до семи дети начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность, учатся наблюдать за собой и другими, использовать прошлый опыт, осознавать настоящее и формировать позитивное отношение к будущему. Одна и та же сказка может расти вместе с вашим ребенком. Сначала это можно делать, рассказывая сказку с элементами драматизации (сопровождать рассказ движениями). «Жили-были (руки разводятся вперед и в стороны ладонями вверх) дед (показывается длинная окладистая борода – обе руки совершают округлое движение навстречу друг другу в районе подбородка) да баба (левая рука согнута в локте, предплечье находится параллельно груди, а правый кулак подпирает щеку), и была у них курочка Ряба (обе руки согнуты в локтях и плавно поднимаются и опускаются, имитируя движения крыльев)» и т.д.
Следующий этап — изготовление главного символа сказки, в данном случае Золотого Яйца из пластилина, моделина, соленого теста. Эта совместная деятельность научит ребенка переносить в реальную жизнь образность сказки. Эту поделку можно оставить у себя или подарить кому-то из членов семьи как символ собственной силы, ценности жизни и здоровья своего и близких. При этом можно выучить такие стихи:
«Яйцо золотое есть у меня,
В нем чудо и счастье каждого дня,
Его я своими руками создал
Я славный волшебник,
Хотя еще мал!»
Эту поделку можно использовать в дальнейшем, приучая ребенка обращаться к ней, когда он чувствует упадок сил или вдруг ценность жизни стала уменьшаться. В случае если ребенок кого-то несправедливо обидел, вместо того, чтобы читать ему банальные лекции что так делать нельзя, можно подвести его к поделке яйца и сказать: «Чтобы вспомнить, что жизнь каждого нуждается в защите, а не нападении, давай подержим в руках твою поделку несколько минут, с момента, когда яйцо станет теплым, ты больше не будешь никого бить (толкать, кусать и т.д.). Можно сопровождать это такими словами:
«Яйцо Золотое, мне помоги!
Силу и радость вновь обрести!
Своими руками тебя я создал,
Любовь и Добро свое передал!»
А если Вы наблюдаете, что ребенок все равно продолжает нежелательные действия, можно показать ему, что его пластилиновая поделка начинает разрушаться, усилия, приложенные к ее восстановлению, остановят нежелательное поведение ребенка.
С более старшими детьми можно пофантазировать на тему «А что было бы, если…». Представьте себе, что курочка обиделась на бабу с дедом и не стала больше нести яйца. Чем закончилась бы эта история? Было бы это хорошо или плохо? Полезно или вредно? Как бы эту историю рассказал каждый персонаж (пусть ребенок попробует себя в каждой роли)?
Итак, глубина раскрываемых смыслов, зашифрованных в сказках, растет вместе с детьми. Благодаря такому чтению сказок наши дети учатся находить собственные способы разрешения противоречий, тонко чувствовать механизмы взаимодействия между людьми, управлять широким спектром чувств и эмоций. Грамотная работа со сказками дома – есть наилучший психологический способ общения с ребенком, который позволяет сформировать нужные качества характера и отношение к жизни, а при необходимости корректировать их. Процесс такого общения и называется воспитанием.
Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают
чтение вслух привлекательным
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы
вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех
моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на
посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы
путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его
там одного!
3. Прежде чем рассказать сказку, убедитесь, что она простая и сможет
донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания
детей. Но важно, подбирать сказки по возрасту и развитию своих деток.
4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение
детей..
5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет
изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю
информацию, которая может его испугать.
6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей
можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные,
тени на стене. И конечно роли могут исполнять сами детки.
7. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от
года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет
15-20 минут подряд и т.д.. Хотим заметить, что это средние
показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности
ваших детей.
8. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать
эмоции действующих героев и обстановки.
9. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во
время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет
слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень
любят.
2. Можно предложить деткам вместе (хором) рассказывать .
10. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не
бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и
утратит интерес к чтению.
11. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга —
это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно
возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать
страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
12. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед детьми так, чтобы они
могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как
эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от
прочтения.
13. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку
ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются
напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих
ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
14. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в
зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать
голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не
«перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в
воображении нарисованные словами картины.
15. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо
читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко
перескажите окончание.
Консультация для педагогов дошкольного
образования
«Как правильно читать сказки»
Сказка
универсальна. Она
решает практически все проблемы. Но самое ценное в ней – это «мировоззренческая» составная.
Ни для кого не секрет, что наши детки сейчас думать и анализировать начинают
чуть ли не с пеленок.
Какие сказки,
для какого возраста лучше читать
Не всякая сказка может
быть понятна ребенку. Важно учитывать возраст маленького слушателя.
До 1 года
малышу читают материнский фольклор. Дети с
удовольствием слушают колыбельные песни, пестушки, потешки, коротенькие стишки.
Эти произведения включают в окружающий мир, призывают к играм с предметами,
помогают осознать свое тело.
В возрасте от 1
года и до 2 лет малыш совершает простые манипуляции и воспроизводит несложные
действия сказочных героев. Для такого возраста
подходят, например, коротенькие сказки «Репка», «Теремок». В них
много повторений, что важно для маленького слушателя. Деткам нравятся
бытовые сказки о животных. Они знакомятся с образом жизни
и характером героев. Им пока сложно понять взаимоотношения людей.
Детям от 2 до 5
лет нравятся волшебные сказки. Они любят
фантазировать. Лучше начать чтение произведений с простым сюжетом и хорошим
концом. Малыш не должен пугаться, наоборот, открытый сюжет поможет ему быть
увереннее. Маленький слушатель может вносить какие-то изменения в ход событий в
произведении. Так в образной форме он выразит
свои потребности. Детям очень нравятся сказки с красочными
иллюстрациями.
С 5 до 7 лет
детям интересны сказки с разным сюжетом.
Особенно те, что развивают воображение, возбуждают
любознательность. Этот жанр литературного творчества несет полезную информацию
и помогает осмыслить и понять жизненные ситуации. Юный читатель способен
провести параллели между поведением персонажей и своими поступками.
Как правильно
читать сказки.
Взрослые не
только должны читать сказки детям, но
помогать их осмысливать. В процессе чтения происходит воспитание определенных
качеств личности.
После прочтения
нужно обязательно обсудить содержание, задать вопросы по сюжету. Это поможет
постепенно приобретать жизненный опыт, учит общению с другими детьми.
Развивается творческое мышление, память, способность к анализу.
Сочинители сказок заботятся о воспитании таких
качеств, как доброта, любовь, справедливость.
Поиграйте в литературные игры, загадайте
подходящие по сюжету загадки. Ребенок с удовольствием нарисует героев
произведения.
Тексты сказок
обучают правильной устной речи, расширяют словарный запас.
Одним из показателей развития дошкольников является умение
составлять вопросы. Попросите подобрать однокоренные
предложения, срифмовать слова. Вместе с детьми составьте письмо, телеграмму или
записку героям сказки, найдите подходящую для
сюжета пословицу. Им будет интересно дать новое название уже известному сочинению.
Увлечет ребенка
и создание игровой ситуации. Например, некоторые слова обиделись и убежали
из сказки. Попробуй угадать название. В
веселой детской компании разыграйте сказку по ролям. Существует еще
много разных методов работы.
Правила, которые
сделают чтение вслух привлекательным.
1.
Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать.
Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание
на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте
сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на
посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой –
вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте
его там одного!
3. Прежде
чем рассказать сказку, убедитесь, что она
простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень
важны для развития и воспитания детей. Но важно, подбирать сказки по
возрасту и развитию своих деток.
4. Поучительные беседы должны быть
короткими. Ориентируйтесь на настроение детей.
5. Будьте осторожны
с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен
очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию,
которая может его испугать.
6. Очень
интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В
качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и
вырезанные, тени на стене. И конечно роли могут исполнять сами детки.
7. Не
злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в
возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти
минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т. д. Хотим
заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны
подстраиваться под потребности ваших детей.
8. Читайте
сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать
эмоции действующих героев и обстановки.
9.Помните: ребенок не
может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо
активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на
вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят.
2. Можно предложить
деткам вместе (хором) рассказывать.
10. Показывайте ребёнку, что чтение
вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую
повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
11.
Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это
не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить
по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать
страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
12. Во время чтения сохраняйте
зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во
время чтения или рассказа должен сидеть
перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и
усиливают впечатления от прочтения.
13. Читайте
детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать
музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются
напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе
чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях,
но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
14.Играйте голосом: читайте то
быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от
содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь
передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но
не «перебарщивайте».
Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные
словами картины.
15. Сокращайте
текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё
до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное.
Коротко перескажите окончание.
Обучаем
детей правилам поведения с помощью сказки.
На примере
действующих лиц ребенок учится правилам поведения. В
каждой сказке заключена мораль, которая может
помочь детям в конкретных жизненных ситуациях. Во многих произведениях видна
связь человека и природы. Животные, растения умеют говорить и часто помогают людям.
Воспитание сказкой учит бережному отношению к
природе.
Ребенок видит, что положительные герои
смелые, ловкие, трудолюбивые, добрые. Хочется быть на них похожим. Они наделены
лучшими качествами. Отрицательные персонажи жадные, глупые, ленивые. Никому не
нравится быть такими же. Во время чтения нужно учить бережному отношению к
книге.
Родителям
хочется, чтобы их дети были успешными. Есть сказки для
воспитания лидерства. Герои должны носить имя вашего ребенка. Они защищают
слабых, помогают другим, совершают добрые поступки.
В настоящее
время общество испытывает нравственный кризис. Поэтому сказки выступают
как фактор нравственного воспитания детей.
Взрослые должны
понимать, что значение сказки в воспитании
ребенка игнорировать нельзя и даже опасно.
«КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ СКАЗКИ»
Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, если сопровождать произведение имитационными движениями, используя наглядные пособия. Наибольший эффект достигается, если родитель сочетает рассказ с показом фигурок настольного или пальчикового театров. Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Используя наглядный материал, Вы, родители, активизируете внимание малыша и помогаете ему вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.
Восприятие многих сказок происходит успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, перед тем, как рассказать сказку «Козлятки и волк», мама показывает иллюстрации и характеризует животных: «Козлятки маленькие, а волк большой, страшный». А уже потом знакомить с содержанием сказки.
При повторении сказок желательно обучать малыша элементам драматизации. Это доставляет ему много радости. И, хотя охотно взяв на себя роль, ребёнок иногда забывает её, не всегда согласуя свои действия с действиями партнёра, пусть вас не пугают эти трудности. Надо помнить, что такие упражнения требуют чуть большего такта, терпения и значительного одобрения действий ребёнка. Затем ваш малыш с удовольствием будет договаривать фразы, имитируя голоса и поведение животных
Методические приёмы, повышающие интерес ребёнка:
«Посиди тихонько, сейчас к нам в гости кто-то должен прийти» — малыш ждёт, затаив дыхание. Пауза должна длиться не более 40 секунд, иначе это ведёт к рассеиванию внимания.
Усложняя рассказ по картинкам, каждый раз меняйте имена персонажей, клички животных. Тогда сюжет будет звучать по-новому.
Слушать читаемый текст рекомендуется так: сначала с ребёнком рассматривают иллюстрацию и рассказывают их содержание, потом читают книгу. Для того, чтобы рассказ и текст не отличались друг от друга, взрослый не должен объяснять иллюстрации «своими словами», а использовать выбранные из текста.
СКАЗКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ, ПАМЯТИ, РИТОРИКИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА.
Сказки – путешествия.
Сказки – путешествия знакомы детям с раннего возраста. Например, сказка «Колобок». Такие сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет, дети легко могут представить себя в роли героя сказки. Эти сказки хороши для развития внимания, воображения, зрительной памяти, логики. Для лучшего запоминания сказки можно использовать различные схемы, иллюстрации к сказке, серию сюжетных картин, можно предложить ребёнку самостоятельно зарисовывать ключевые моменты сказки.
Сказка – выбор.
Сказок, в которых герою приходится делать выбор достаточно много. Эти сказки помогут вам глубже понять ребёнка, познать мир его чувств, привязанностей или даже тревог.
Как можно использовать сказку – выбор:
1. Прочтите ребёнку сказку.
2. Прочтите сказку не до конца.
3. Прочтите сказку не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор.
4. Ребёнок может рассказать о своем выборе устно, постарайтесь подвести его к тому, чтобы он объяснил свой выбор. Ещё можно нарисовать свой выбор, сделать аппликацию.
5. Затем дочитайте сказку до конца, чтобы ребёнок узнал какой выбор сделал герой сказки.
6. Поговорите о выборе героя.
Сказка – игра.
Прием создания сказки «салат из сказок». Предложите ребенку придумать новую сказку, используя две знакомые ему сказки.
Придумывание своей сказки.
Предложите ребенку придумать свою сказку. Пусть она поселится в красивой тетради, будет оформлена яркими рисунками, изображающими новых и даже фантазийных персонажей.
Чаще играйте вместе с детьми со сказкой. И её герои вместе с вами помогут детям проявить и развить логику и память, риторику и творческое воображение.
Скачать
Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.
Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.
Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.
Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло … Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.
Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:
1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) — перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.
2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях — нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)
3. Изменение ситуаций в знакомых сказках — похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» — волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» — на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» — рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).
4. Сказки по-новому — метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» — девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» — хороший волк,)
5. Цветные сказки — «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда — совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)
6. Сериал в сказке — создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия — традиционная сказка, 2-я — как спасти Колобка, 3-я — Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я — у Колобка появляется нос Буратино, 5-я — у Колобка есть подружка б-я — моя сказка про Колобка)
7. Из сказки — в задачу! — на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)
8. Сказка — из задачи — модель начала сказки — содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:
Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,
Угостила пять внучат, очень славных барсучат.
Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.
Посчитайте очень быстро.
Сколько барсучат ждут добавки и молчат?
Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире …)
9. Сказка — из считалочки — после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо пруда,
Кто поднимет, тот и выйдет ..
Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу …)
10. Гороскоп и сказка — используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака — Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.
Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)
Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.
Он умный, любит властвовать.
На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.
Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).
В случае изменения местами героев или других знаков — меняется сюжет сказки.
11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).
Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета …
Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.
- Какой должна быть сказка?
- Как выбрать нужную сказку?
- Что же делать со сказками?
- Какой должна быть терапевтическая сказка?
- Как рассказывать сказки?
- Как закрепить эффект?
Есть дети, которые не могут жить без сказки. Есть те, которые шарахаются, услышав, что вы собрались рассказать им сказку, напуганы… Как правильно читать сказки, как их подбирать?
Какой должна быть сказка?
Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.
В замечательной книге Р.М. Ткач “Сказкотерапия детских проблем” все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:
- сказки для тех, кто боится врачей;
- сказки для гиперактивных малышей;
- для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
- сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
- сказки для агрессивно настроенных детей;
- сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.
Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.
Как выбрать нужную сказку?
Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.
Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.
Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.
Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.
Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно “проживает” заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.
Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6–7‑летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в “нереальности ” происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.
Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.
Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам “Вежливые сказки”, “Осторожные сказки”, герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, “сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка”.
Что же делать со сказками?
В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.
Что же делать родителям, которые решили применять “сказкотерапию” как метод воспитания?
Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.
Через некоторое время после такого “необременительного” чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений. Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!
Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, “подсматривать”: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.
Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.
На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.
Какой должна быть терапевтическая сказка?
Для каждого возраста — свои герои. Детям 3–4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5‑летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.
Сказка должна иметь четкий сюжет.
Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.
Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.
Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.
Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).
Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит “обижать” плохим финалом даже самых скверных героев.
Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.
Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.
Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен “по умолчанию” разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.
Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.
Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.
Как рассказывать сказки?
При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.
Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.
Не стоит “на блюдечке” преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных “установок” поведения, не следует также “на ходу” давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде “резонерских” реплик.
Как закрепить эффект?
Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список “сказкотерапевтических” приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.
Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.
Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.
При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.
Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение “облачения” переживаний в тактильную форму.
Существует особая форма сказкотерапии — так называемый “кататимный подход в сказку”, суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное “участие” ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:
- острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
- недостаточная мотивация;
- церебрально-органические синдромы;
- недостаточное интеллектуальное развитие.
Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.
Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!
Варвара Стельмухова
7ya.ru