Как правильно писать сочинение повествование

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.



Сначала вспомним, как строится повествовательный текст.
Экспозиция. Вступление
Кто? Где? Когда? — вот 3 краеугольных камня, на которых стоит экспозиция.
Кто участвовал в событии?
Где оно происходило?
Когда оно случилось?


Завязка
С чего всё началось?
Сами собой напрашиваются слова и фразы: «Однажды…», «В один прекрасный (ужасный) день…», «Как-то раз…»
Действие развивается, становится всё более напряжённым и достигает своей кульминации.

Кульминация
Это событие находится в центре повествования и должно быть выделено. Хорошо, если событие будет необычным, запоминающимся. Описывается оно более подробно.
Что необычного случилось?
Что я чувствовал при этом?
Как себя вёл?
Напрашиваются слова: «Внезапно…» и «Вдруг…»


После самого важного события напряжение постепенно спадает и достигает  развязки.
Развязка
Чем дело закончилось?

Разберём структуру повествования на примере сказки про курочку Рябу.

Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а золотое.
Дед бил, бил — не разбил. Баба била-била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.
А теперь структура:

Экспозиция. Кто? Где? Когда?
Дед, баба, курочка Ряба , везде, всегда, как водится в сказках. Кстати, почему не сказано, когда и где происходят события?
Завязка.
 Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. В этом вся проблема.
Развитие действия.
 Дед бил. Баба била.  Мышка бежала, хвостиком махнула.
Кульминация.
 Яичко упало и разбилось.
Спад действия.
 Плачет дед. Баба плачет.
Развязка.
 Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам яичко не золотое, а простое.

http://www.dunaeva.info/2017/02/blog-post_27.html

Какие советы можно дать себе и другим, чтобы написать сочинение «Как я однажды…»? Соберём их вместе.
1. Вспомните самое яркое, интересное событие, которое можно описать в сочинении. Если оно интересно вам, то вы сумеете интересно его описать.
2. Описывайте не столько событие, сколько отношение к нему.
3. Из череды событий выбирайте только важные. Не стоит писать об очевидных мелочах:
«Утром я встал, позавтракал, почистил зубы…», «Мы сели в самолёт. Во время полёта нас кормили».
4. Помните, что кульминация — это главное событие.  Оно должно быть описано более подробно. Покажите не только то, что происходило, но и то, что вы при этом чувствовали. Тогда сочинение получится эмоциональным.
5. Чтобы повествование не было монотонным, можно включить в текст диалог.
6. Хотя мы пишем сочинение-повествование, помните, что предложения бывают не только повествовательные. Стремитесь к  разнообразию.

Заглавие сочинения у всех будет начинаться одинаково, а продолжаться у каждого по-своему.
Как я однажды…
заблудился в лесу
проводил урок литературы (математики, физкультуры)
помог другу
преодолел свой страх
выступал на сцене
участвовал в конкурсе (в соревнованиях)
сходил к зубному врачу

Задание
Найдите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку в сочинении ученицы 9 а класса Дарины Липатовой.
Найдите в сочинении достоинства. Не скупитесь на добрые слова!
Посоветуйте, как можно его  усовершенствовать? Нет предела совершенству!

Как я однажды пряталась под лестницей

Это произошло 8 лет назад.  Я тогда была первоклассницей и только-только узнавала, каково просыпаться каждый день в 7 часов утра.
Однажды утром мне так хотелось спать, что я решила не отзываться на слова родителей, пытающихся меня разбудить.
— Ни за что не встану! — решила я.
Но им всё же удалось меня поднять. Завтракала я медленно, надеясь разжалобить родителей и не пойти в школу. Началось неравное противостояние. Двое против одного. Сначала я просила, потом мои просьбы превратились в протест. Тогда папа использовал главный аргумент — достал ремень и стал меня им запугивать. Пришлось идти в школу.
Злющая, с красными от слёз глазами я шагнула на порог школы. Звонок уже давно прозвенел. Сдав одежду в гардероб, я побрела в класс. Сердце бешено колотилось. Я боялась гнева учителей, и мне было стыдно за опоздание.
Шагнула на лестничную площадку и… спряталась под лестницей.
— Нет, нет, ни за что не пойду в класс!- кричал внутренний голос.
Под лестницей было тепло и безопасно. Здесь никто не мог меня заметить.
— Просижу здесь все уроки, а потом как ни в чём не бывало вернусь домой. Никто ничего не узнает,- решила я.
Прозвенел звонок с урока. Тишина прервалась криками первоклассников и топотом их ног. Я замерла и молилась, чтобы никто не вздумал заглянуть под лестницу.  Хотелось стать невидимой.
Снова звонок, крики умолкают, и я вновь  наслаждаюсь тишиной. С облегчением вздыхаю и убеждаюсь, что смогу осуществить свой замысел.
Вдруг замечаю, что по лестнице спускается уборщица. Мои мысли путаются, я с ужасом смотрю на неё и жду, что будет дальше. Я пропала!
— Из какого ты класса? — интересуется уборщица. — Давай я тебя провожу. 
Её голос звучал так ласково, что я решаюсь довериться и теперь чувствую себя под защитой. Мы идём в мой класс.
-Что сейчас будет?- думаю со страхом.
Я вижу улыбку на лице учительницы. Никаких упрёков! Она берёт меня за руку и провожает до парты. Продолжается урок, и можно вздохнуть с облегчением.
Так счастливо заканчивается это сумасшедшее утро. Я хорошо запомнила его и с тех пор больше ни разу не опоздала.

Вот и наступило время создания собственного шедевра. Удачи и творческого вдохновения!

Как
писать сочинение-повествование

Повествование – это рассказ о
событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в
изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих
во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования 
сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической
последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на
следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они
обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг
друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При
написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам
прошедшего времени совершенного вида, 
например: «Я возвратился домой.
В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак
мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими
руками» (М. Ю. Лермонтов). 
Но если речь идёт не об однократных, а о
повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного
вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий
год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для
объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде
апреля» (Н. М. Карамзин).
 Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!)
отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы
показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала,
потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик
назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое
авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из
других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М.
Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом
лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном
количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде.
<…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия
и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по
вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело,
и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в
покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так
как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства
действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том
лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел
теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил,
чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не
понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда
ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал
воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель,
опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на
задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и
вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по
комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту
минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой
заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за
собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату
поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская
Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И.
Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э.
Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Сочинение повествование

Рассказываем, что такое сочинение повествование. Объясняем, как написать сочинение повествование. Приводим план повествования и примеры.

Суть сочинения повествования

Что такое сочинение повествование?

ПОВЕСТВОВА́НИЕ, -я, ср.

Значение: Рассказ о действиях, поступках, событиях. || Лит. Текст эпического литературного произведения без прямой речи.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Сочинение повествование – изложение мыслей о действиях, поступках, событиях без прямой речи.

Виды сочинений повествований

В каких жанрах используется повествование? Перечислим некоторые из них:

  • Художественное повествование
  • Нехудожественное повествование
  • История
  • Микро- история
  • Легенда
  • Миф
  • Басня
  • Притча
  • Эпос
  • Газетная публикация
  • Роман
  • Новостная публикация
  • Письмо
  • Песня
  • Биография
  • Автобиография

Как написать сочинение повествование?

Варианты и план сочинения повествования

При подготовке к сочинению необходимо вспомнить об общих правилах написания сочинений, а также изучить особенности типа сочинений, по которому предстоит работа.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Повествование может вестись:

  • от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы»);
  • от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения повествования:

  1. Вступление (место время действия).
  2. Начало действия, его развитие – завязка.
  3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
  4. Развязка.
  5. Заключение.

Как работать над сочинением повествованием?

  1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
  2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
  3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
  4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
  5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Схемы повествования

Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования.

  1. Начало повествования. Возможны варианты:
  • обращение к адресату: Знаете ли вы, что такое украинская ночь?.. (Гоголь);
  • общая мысль рассказа: В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики (Лесков);
  • общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи);
  • место, время, действующее лицо: В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот (Лесков).
  1. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. (ср. композицию романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Конкретная композиция зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой автор. Но в любом случае риторики рекомендуют «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину повествования.

  1. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен).

При составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие:

  • простота;
  • ясность;
  • краткость;
  • правдоподобие;
  • постепенное нарастание «интереса» до кульминации и развязки в заключении.

Примеры сочинений повествований

Конкурс сочинений

Сочинение — творческое задание, которое выполняют везде, где есть дисциплины, связанные с изучением родного или иностранного языка и оценивается оно выше стандартных упражнений. Чтобы вы научились писать сочинения и получать за них высокие баллы, мы подготовили несколько рекомендаций.

Если вам интересно читать полезные советы и о других видах учебных работ, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Кроме информации об учебе, там можно найти много интересных статей о разных сторонах студенческой жизни.

Условно все сочинения можно поделить на 3 большие группы, соответствующие типам речи. К ним относятся:

  1. Рассуждение.
  2. Описание.
  3. Повествование.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение по русской литературе

Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.

Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:

  • выбрать оптимальную структуру;
  • найти проблему;
  • сформулировать точку зрения по ней;
  • доказать позицию;
  • сделать выводы.

Сочинение-рассуждение по русскому языку

В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.

Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.

Важные части сочинения-рассуждения

Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.

Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.

Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.

Как написать сочинение-описание

Этот тип работы не требует выражения собственных мыслей. Его задачи:

  • охарактеризовать предмет или явление;
  • описать его максимально полно;
  • сделать ярким и узнаваемым.

Поэтому в таком сочинении главное — хорошо знать объект описания, иметь полное представление о нем.

Как написать сочинение-описание

Читайте больше книг и тогда легко напишете сочинение любого типа

Нельзя хорошо описать библиотеку, если человек ни разу там не бывал. Нельзя сделать информативное описание города, о котором вы ничего не знаете. Поэтому не ленитесь готовиться: изучайте будущую тему работы, чтобы иметь собственные впечатления.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как писать сочинение-повествование

Один из самых сложных типов сочинения, предполагает наличие:

  • творческих способностей;
  • хорошо развитого воображения;
  • креативности.

Писать повествование — это как писать сочинение-рассказ, то есть быть реальным автором литературного произведения.

Для него обязательно необходим план, который будет зависеть от героев сочинения и сюжета.

  1. Завязка (представление персонажей).
  2. Развитие сюжета (активные действия героев).
  3. Кульминация (главное событие).
  4. Развязка (решение проблемы).
  5. Заключение (дальнейшая судьба персонажей).

Даже самое небольшое повествование должно развиваться по этой схеме, только так оно будет отвечать требованиям и его будет интересно читать.

Если несмотря на эти советы и объяснения, сочинения все еще даются с трудом, есть смысл обратиться в сервис помощи студентам. Там работают опытные профессионалы, которые умеют справляться с любыми учебными проблемами: от сочинения до дипломного проекта.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как писать сочинение-рассказ

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы рассуждаем о том, как написать сочинение-рассказ, или повествование, на свободную тему.

Что такое свободная тема?

Стили и жанры повествовательных текстов

Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля (чтобы передать особенности речи героев).

Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения.

Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ.

В публицистическом стиле также можно написать рассказ. Тогда это будет репортаж, очерк, статья или фельетон. О том, как написать такое сочинение, мы будем говорить в следующий раз.

А сегодня мы поговорим о том,

как написать рассказ в художественном стиле.

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.

1 правило. У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! > В рассказе должно быть много глаголов!

3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

Составляем план сочинения

1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой?

Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..»

Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)

Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

2. Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.

Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.

Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.

Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.

Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план ( композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения!

Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…

Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».

Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!

Удачи!

Почему важно правильно выбрать тему для сочинения

Правильно выбрать тему для сочинения — это первый этап в самостоятельной творческой работе. Темы сочинения даются преподавателем или оставляются на выбор учащегося (это называется сочинением на свободную тему).

От выбранной темы зависит весь процесс написания сочинения — цель работы, структура, жанр, стиль, форма повествования, источники информации, которыми пользуется автор.

Сочинения входят в программу ОГЭ и ЕГЭ, потом в высшем учебном заведении на профильных дисциплинах студенты также пишут сочинения.

Композиция повествовательного текста

Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:

  1. Завязка (экспозиция);
  2. Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией );
  3. Развязка.

В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.

Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.

Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание!
Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Примеры тем для сочинения-повествования: “Как я провел лето”, “Один день из жизни на карантине” и тд.

Примеры тем для сочинения-описания: “Визуальное повествование в сериале”, “Главный герой романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и тд.”

Примеры сочинений в разных жанрах

Нетрадиционные жанры сочинений часто пишут в специализированных классах с лингвистическим или гуманитарным профилем и в профильных вузах:

  • дневниковая запись — небольшой хронологический рассказ в литературно-бытовом стиле, ведется от первого лица; темой служит основное событие текста или дата;
  • публицистическая статья — информация о социально-общественном явлении, новость, а также рассуждения автора об этом; темой служит актуальное событие;
  • эссе — небольшое сочинение с личными впечатлениями и мыслями автора, его личность ставится на первое место в тексте; тема формулируется так же, как в сочинении-рассуждении;
  • письмо — текст для конкретного адресата или группы лиц, беседа с отсутствующим, темой служит содержание сообщения;
  • реклама — рассказ о преимуществах объекта или услуги в краткой и увлекательной форме, темой выбирается объект рекламы.

Для нетрадиционных жанров сочинения чаще тему выбирает сам обучающийся, так как они предполагают больше творчества и высказывания собственной точки зрения.

Примеры сочинений в нетрадиционном жанре

Виды сочинений по источнику

Сочинение пишется на основе мыслей автора, то есть это уникальное произведение, а не полностью пересказанная информация, как в изложении или реферате.

Возможные источники информации для сочинений:

  • личный опыт;
  • литературный текст;
  • фильм, сериал, мультфильм, музыкальное произведение и т.д.;
  • картина или цикл картин, объединенных одной темой, мастером;
  • несколько источников информации.

Важно! Использовать рекомендуется только источник, в котором автор уверен. Если используется цитата, она должна быть точной.

В данном случает темы для сочинения могут называться: “Мои наблюдения…”, “Впечатления о книге…”, “Описание картины…” и т.п.

Вывод

Тема сочинения определяет цель, стилистику, жанр и форму работы. Выбирать рекомендуется тему, в которой автор разбирается, которая ему интересна.

Свободные темы часто бывают у нетрадиционных жанров сочинения (эссе, сочинение в форме дневниковой записи и тд). Такую тему рекомендуется выбирать, когда автор точно знает, что хочет сказать, его мысли подкреплены аргументами. у него есть новый взгляд на тему.

Можно заранее подготовиться к сочинению по заданной теме (если знаете, на какую тему хотите писать), подобрав подходящие источники, и выписав цитаты, которые потом можно будет использовать в тексте.

Сочинение на литературоведческую тему

Сочинения данного вида по праву считаются самыми сложными. Почему?
Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.

Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.

В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

Классификация сочинений и их тем

Тема сочинения всегда зависит от его вида. Формулировка темы определяется жанром текста: например, сочинение-рассуждение часто предполагает длинную тему с конкретным вопросом, а сочинение-описание может быть озаглавлено коротко, к примеру, “Вид из окна”. Разберем подробно виды сочинений в разных классификациях.

Виды сочинений по жанрам

По жанровой принадлежности можно разделить сочинения на две больших категории: сочинения традиционных жанров и сочинения нетрадиционных жанров.

В традиционных жанрах выделяют следующие виды сочинений:

  • описание — перечисление характеристик объекта или явления, темой является сам объект или его конкретная сторона;
  • повествование — изложение хода событий, рассказ; тема сочинения соответствует сути рассказа;
  • рассуждение — логическая аргументация в соответствии с выдвинутым тезисом, мнение автора.

Примеры тем для сочинения рассуждения: ”Что такое жизненные ценности?” или фраза со словом “мысли”, “рассуждение”, “размышление” и т.п. “Размышления о вечной дружбе”.

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Сочинение – это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. Сочинения пишут на уроках русского языка, литературы, обществознания, в качестве домашнего задания и как итоговую работу в ОГЭ и ЕГЭ. О том, как написать сочинение на отлично, каких видов они бывают, из каких частей состоят и как оцениваются, расскажем в статье.

Что такое сочинение

Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Чтобы написать красивое сочинение, нужно:

  1. Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
  2. Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
  3. Проявить искренность и широту души.

Сочинения пишут всегда от руки.

Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.

Сочинение не получиться написать, если вы:

  1. Мало читаете.
  2. Мало общаетесь.
  3. У вас нет ручки.

Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.

Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.

Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.

Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.

Посмотрите большой банк сочинений на разные темы

Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Критерии оценивания сочинений

За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.

Учитель оценивает:

  1. Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
  2. Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
  3. Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.

Отметка выставляется в соответствии с указаниями  . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.

Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.

Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.

Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.

Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.

Общие правила написания сочинений

  1. Четко сформулировать основную мысль.
  2. Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
  3. Соблюдать композицию работы и логику изложения.
  4. Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.

Виды сочинений по типу речи

  1. Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
  2. Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
  3. Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.

Общая структура сочинения

Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.

Введение

Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.

Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.

Тип сочинения Содержание введения
Повествование Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия
Описание ФИО автора, название и жанр произведения, год написания

История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения

Рассуждение Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных  особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения.

Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме

Основная часть

Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.

Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.

Вид Содержание основной части
Повествование Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения
Описание Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению
Рассуждение Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части.

Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя.

Заключение

Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.

Вид Содержание
Повествование Личное отношение автора к событиям, героям
Описание Личные впечатления от художественного произведения, героя
Рассуждение Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора

Речевые обороты

При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.

Вступление:

  • Мне кажется, эта тема интересует многих…
  • Данная тема актуальна для большинства…
  • Я думаю (полагаю, считаю), что …
  • К теме обращались такие писатели как …
  • Перед нами картина замечательного художника …
  • Много произведений посвящено теме …, потому что …
  • Картина написана в жанре …

Основная часть:

  • На … плане мы видим …
  • Художник изобразил ….
  • Интересен сюжет картины …
  • На картине преобладают … цвета.
  • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
  • В романе автор размышляет о …
  • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
  • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
  • В качестве примера можно привести высказывание …
  • Писатель заставляет нас задуматься о …
  • Идею о … подтверждает …

Заключение:

  • От картины веет …
  • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно говорить о том, что …
  • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.

Для ваших мыслей не существует клише :)

Для ваших мыслей не существует клише 🙂

Топ-5 секретов сильного сочинения

Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.

Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.

Секрет 3.  Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.

Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.

Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.

Примеры сочинений

Видео о том, как писать сочинение

Вывод

Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.

Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.

Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.

Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим весьма актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др. Мы придерживаемся другой точки зрения. Следует различать понятия «сочинительство» и «сочинение». Разумеется, как бы мы не старались, какие бы методики не использовали, какие бы технологии не предлагали, нельзя искусственным путем достигнуть того уровня мастерства, какого достигли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и др. Бесспорно, что сочинителем нужно родиться. Творческое дарование дано не всем людям.

«Под ученическим же сочинением, — отмечал А. В. Миртов, — подра­зумевается нечто другое. Сочинение от славянского слова «чин», «порядок», «чинно» — в надлежащем порядке. Следовательно, под школьным сочи­нением понимают приведение в порядок мыслей о каком-либо предмете или явлении».

Задача школьного сочинения — учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Без тру­да и обучения может погибнуть и крупный талант. Каждый ученик, и даже самый талантливый (таких, как правило, бывает один-два в классе), должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники.

Напомним, что текст представляет собой единство трех сторон:

1)     содержания;

2)     структуры;

3)     языковых средств.

То есть каким бы простым или сложным ни было связное выска­зывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием; логическим построением; языковым оформлением.

Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию пись­менных текстов. В самом общем виде это следующие задачи:

1.    формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.);

2.    формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.);

3.    формирование умения отбирать языковые средства, соответству­ющие содержанию высказывания.

Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для со­здания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы рече­вой деятельности.

На этапе ориентировки в содержании высказывания, когда ре­бенок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чем будет писать, что главное хочет сказать, определяет объем и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чем будет писать — о действи­ях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста.

Покажем данное положение на конкретном примере.

Учитель в 3-м классе предложил тему сочинения «Снежинка». При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чем можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ре­бята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в откры­тую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: мож­но написать о том, какая красивая снежинка. Третьи — можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает.

Данный пример демонстрирует важное методическое пожела­ние — желательно предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый уче­ник уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К приме­ру, из темы «Снежинка» могут родиться темы «Волшебная снежинка» (фантастическое повествование), «Снежинка-красавица» (описание), «Почему снежинка тает в руке?» (рассуждение).

Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребенок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чем он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами (формиро­вание умения работать с заголовком будет описано ниже).

В табл. № 1 представлен примерный перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу опреде­лить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения.

Таблица № 1 Тематика сочинений в начальной школе

Тематика

сочинений-повествований

Тематика

сочинений-описаний

Тематика

сочинений-рассуждений

«Прогулка в осенний парк»

«Как мы делали новогодние

игрушки»

«Как я провел новогодние

каникулы»

«Моя любимая игрушка»

«Моя улица в пасмурную

и дождливую погоду»

«Наша классная комната»

«Зачем нужны в классе цветы?»

«Почему синиц мы видим осенью и зимой, а не летом?»

«Почему нужно соблюдать правила дорожного движения?»

Таким образом, на этом этапе дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать.

На этапе планирования ребенок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (по­вествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-дело­вом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимо­сти от стиля выберет. И только после этого ребенок намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать предложения между собой, абзацы и т.д.

На данном этапе младшему школьнику нужны специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

  • Как правильно писать сочинение по литературе 11 класс примеры
  • Как правильно кляймер или кляммер пишется
  • Как правильно гинеколог или генеколог пишется
  • Как правильно безполезно или бесполезно пишется слово
  • Как появились уральские горы сказка