Азан
- Что такое азан?
- История
- Запрет азана при Ататюрке
- Ценность
- Условия
- Сунны азана и икамата
- Слова азана
- Утренний азан
- Как правильно читать азан
- Что делает слушающий азан
- Дуа после азана
- Азан у шиитов
- Икамат
- Призывы на другие намазы
- Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?
- Азан женщины
- Слушать и скачать азан
Термин «азан» («azan») в переводе с арабского языка означает «приглашение» или «объявление», обозначает в исламе призыв к обязательной молитве, который читает муэдзин или азанчи (с тюркского).
Когда читают азан, муэдзин должен встать лицом в сторону Каабы (киблы), раньше возвещали азан с минаретов мечетей, сейчас используют динамики, установленные снаружи мечети. После того, как будет произнесен призыв к намазу, спустя нескольку минут, перед тем, как начать молитву, следует прочитать икамат (призыв к началу молитвы), который состоит из тех же слов, но читается не на распев, а в более быстром темпе, по некоторым мазхабам с усечением фраз азана наполовину.
Произнесение азана перед тем, как начать намаз – это действие желательное, но не обязательное, то есть сунна муаккада. У мусульман есть традиция, когда рождается ребенок, через некоторое время ему на ухо прочитать азан шепотом. Также если человеком овладели злые духи, ему также следует прочитать азан.
История
История появления восходит своими корнями к 620-м годам, когда Пророк Мухаммад ﷺ установил азан. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, он собрал совет из сподвижников, чтобы выбрать на мусульманскую молитву подходящий призыв. Часть сподвижников предложили созывать на молитву с помощью удара в колокол, еще ряд сподвижников предложили разжигать костры и таким способом созывать на молитву, а еще часть сподвижников предложили для привлечения мусульман дуть в трубу.
Поскольку все эти предложения повторяли обычаи либо христиан, либо зороастрийцев, либо иудеев, Пророк Мухаммад ﷺ их отверг. И в эту же ночь приснился сон Абдуллаху ибн Зейду, в котором к нему подошел человек в зеленых одеждах и научил его, как читать азан, то есть какими словами правильно будет призывать мусульман на молитву. Проснувшись, Абдуллах ибн Зейд отправился к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему свой сон. Позже выяснилось, что остальные сподвижники увидели в эту ночь похожие сны, в которых ангел рассказал им, как читать слова азана. Когда они также рассказали Пророку Мухаммаду ﷺ об этом, Посланник Всевышнего ﷺ одобрил этот способ, и дал поручение Абдуллаху ибн Зейду научить Биляла ибн Рабаха словам азана, поскольку тот обладал очень красивым голосом. Билял ибн Рабах стал первым в истории Ислама муэдзином.
Запрет азана при Ататюрке
Правительство Ататюрка настояло в начале двадцатого века на том, чтобы традиционный азан, произносимый на арабском языке, читался в виде его турецкого перевода. В этот период для того, чтобы не допустить исламскую пропаганду, слово «аль-фаля́х», которое означает в переводе «спасение», перевели на турецкий язык, поэтому стали произносить «Haydı Fellaha» вместо «Haydi kurtuluşa», что означает «спешите к спасению».
Правильный азан на арабском языке был запрещен в Турции до 6 июня 1950 года, когда на выборах победила оппозиция. Многие ученые склонялись к такому мнению, что перевод азана на турецкий язык – это противоречие хадису, в котором говорится о том, что арабский текст после перевода своего первоначального смысла не сохраняется.
Ценность
Тот мусульманин, который совершает намаз самостоятельно без коллектива, находясь в пути, должен провозгласить азан, читая его громко, даже если он находится не в мечети. Об этом сообщается в хадисе, переданном от Абдулы ибн Абдурахмана, передавшего слова Абу Са‘ида аль-Худри: «Когда ты будешь с отарой или в степи и захочешь читать азан для намаза, повысь свой голос. Поистине всё то, что услышит голос муэдзина, будь он джин или человек, или что-нибудь другое, будут ему свидетельствовать в Судный день», и сообщил о том, что слышал об этом от Пророка Мухаммада ﷺ.
Условия
Как для азана, так и для икамата, существует ряд условий, которые нарушать нельзя:
- нельзя нарушать установленный порядок чтения, если он нарушился, то продолжать надо с того места, где он был нарушен, а если пропущено хоть одно слово, то к этому слову следует вернуться,
- нельзя нарушать непрерывность чтения, но можно допускать скоротечное молчание и малую речь,
- нельзя читать азан, если еще не наступило время намаза: это не касается только утреннего намаза, который можно начинать читать со второй половины ночи, пробуждая людей для сухура (утреннего принятия пищи) во время поста Рамадан.
- оглашение призыва для коллектива должно быть открытым.
Сунны азана и икамата
- стоя произносить азан и икамат, а сидя произносить только тогда, когда нет возможности сделать это стоя;
- мусульманин, читающий азан, должен быть в состоянии большого или малого омовения;
- во время произнесения «Хайя аля с-салят», следует поворачиваться вправо не грудью, а только лицом;
- когда произносят «Хайя аля ль-фалях», следует поворачиваться влево тоже только лицом, а не грудью;
- когда оглашается азан или икамат, следует повернуться в сторону самого достойного места – Каабы;
- нежелательно во время оглашения азана обходить минарет, но это не будет возбраняться, если город большой;
- азан следует провозглашать громким голосом;
- муэдзину желательно закрывать уши кончиками указательных пальцев для того, чтобы усилить и концентрировать голос;
- муэдзину следует встать на возвышенное место, лучше всего, если это будет минарет или крыша мечети, если на нее есть возможность подняться. Современные мечети оснащены для этой цели громкоговорителями;
- лучше, если и азан, и икамат будет читать один и тот же человек, но место оглашения желательно поменять;
- икамат следует читать негромким голосом и подниматься на возвышенное место нет необходимости;
- те, кто сидит во время оглашения икамата, должны встать на намаз только тогда, когда оглашение икамата будет завершено;
- желательно организовать так, чтобы между азаном и икаматом было время, которого хватило на то, чтобы люди собрались на намаз и совершили ратибаты (дополнительные молитвы);
- утренний азан желательно оглашать дважды, и лучше, если для каждого оглашения будет отдельный муэдзин: первый азан лучше оглашать до рассвета, а второй – в время начала наступления рассвета.
Азан имеет такие особенности как: таржи, тасвиб, тартиль и идраж:
- Таржи – это произнесение обеих формул шахадата про себя, прежде чем произнести их вслух;
- Тасвиб – это произнесение в утреннем азане слов «Ассаляту хайрун минаннаум» («Намаз лучше сна») после обоих «Хаййа‘аля…»;
- Тартиль – это оглашение азана спокойно, произнося каждое слово раздельно и переводя дыхание после каждого выражения;
- Идраж – это ускоренное произнесение икамата с точным выговором букв.
Слова азана
У суннитов текст азана состоит из семи формул:
- сначала четыре раза нужно прочесть «Алла́ẋу А́кбар», что в переводе означает «Аллах Велик!»;
- затем два раза произносят «Ашхаду аль-ля иляха илля Ллах», что означает в переводе «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»;
- далее дважды произносят слова «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», что означает «Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!»;
- после дважды произносят слова «Х̣аййа ‘аля́ с̣-с̣аля́ẋ», в переводе – «Спешите на молитву!»;
- далее дважды произносят «Х̣аййа ‘аля́ ль-фаля́х̣», что означает «Спешите к спасению!»;
- затем дважды произносят «Алла́ẋу А́кбар» («Алла́х Велик!»)
- завершает азан произнесение один раз слов «Ля́ иляẋа илля Лла́ẋ», что в переводе означает «Нет божества, кроме Аллаха!».
Утренний азан
У суннитов утром добавляется фраза «Молитва лучше сна!» («Ас-саляту хайру мина-н-наум»). В мусульманском предании сообщается, что эти слова произносил Билял ибн Рабах для Пророка Мухаммада ﷺ, которому они понравились, и Посланник Аллаха ﷺ разрешил употребить эти слова в составе утреннего азана.
- «Алла́ẋу А́кбар» — 4 раза;
- «Ашхаду аль-ля иляха илля Ллах» — 2 раза;
- «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ» — 2 раза;
- «Х̣аййа ‘аля́ с̣-с̣аля́ẋ» — 2 раза;
- «Х̣аййа ‘аля́ ль-фаля́х̣», — 2 раза;
- «Ас-саляту хайру мина-н-наум» — 2 раза;
- «Алла́ẋу А́кбар» — 2 раза;
- «Ля́ иляẋа илля Лла́ẋ» — 1 раз.
Утренний азан в селении Гимры (Дагестан):
Утренний азан с добавлением фразы «Ас-саляту хайру минанаум»:
Как правильно читать азан
Когда муэдзин читает азан, ему следует повернуться в сторону Мекки лицом в направлении киблы. Читать азан должны те, кто обладает звучным и красивым голосом – это делают нараспев, муэдзин не должен спешить, но и не должен переводить чтение азана на распев на подобии песни.
Читающему азан необходимо знать правила чтения и произношения арабских букв, чтобы он звучал правильно и без ошибок, меняющих смысл. Когда муэдзин говорит слова «хаййа ‘аля с-саля́х», ему следует повернуть голову вправо, а когда он произносит «хайя ‘аля ль-фаля́х», ему следует повернуть голову влево.
При произнесении слов азана «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», нет разницы говорить Мухамма(дар) или Мухамма(дан) окончание не меняет их смысл, так что можно сказать и так и так, а Аллаху ведомо лучше.
Что делает слушающий азан
Во время прослушивания азана мусульмане должны повторять за ним то, что говорит муэдзин, но когда он скажет «Хаййа ‘аля с-саля́х, Хаййа ‘аля ль-фаля́х», мусульманин должен произнести «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях», что в переводе с арабского языка означает «Нет силы и мощи ни у кого кроме как только у Аллаха!».
Если же звучит призыв муэдзина к утренней молитве, то мусульманину вместо слов «Молитва лучше сна!» «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» нужно сказать «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».
Дуа после азана
После провозглашения призыва на молитву, следует прочитать мольбу благословение — салават Пророку Мухаммаду ﷺ.
Более подробно о том, какое дуа читается после азана, читайте в данной статье.
Азан у шиитов
У шиитов также говорят слова «Свидетельствую, что Али приближенный к Аллаху» («ашхаду анна ‘Алиян валиулла́х»), а также «Спешите к благому делу» («Хайя ‘аль х̮айра ль-‘амаль»), а по окончании азана говорят дважды «Ля иляха илляллах!». Однако данные слова не имеют основ в исламе и не произносились ни при Пророке Мухаммаде ﷺ, ни кем-либо из сподвижников Пророка ﷺ, более того первая фраза «Свидетельствую, что Али приближенный к Аллаху» противоречит сути Ислама, так как у шиитов-рафидитов сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ Али ибн Абу Талиб доводится до степени Пророка, они верят, что ангел Джабраил ошибся при передачи Божественного Откровения — Корана, тем самым они считают Коран искаженным, совершая таким образом неверие и вкладывая данный смысл в свой азан.
Это азан людей, которые ненавидят приверженцев Сунны и призывают проклятия на супругу Пророка ﷺ Айшу, на его приближенного друга Абу Бакра ас-Сиддыка и на часть ближайших сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.
Мусульмане не должны обольщаться красотой голоса, поощрять или радоваться прослушиванию, распространять подобные аудио ролики с подписью «самый красивый азан» совершая тем самым грех в распространении ереси и нововведения:
Икамат
С понятием «намаз азан» тесно связано понятие «икамат», которое означает второй призыв. Икамат читают перед тем, как начать обязательную молитву. Произносить икамат – действие желательное или сунна для обязательных молитв.
И икамат, и азан являются важными суннами, поскольку предки современных мусульман, которые жили в первые три столетия после установления Ислама, которых называли саляфами, соблюдали их строго, как и халяфы, которые жили позже.
Как правильно читать икамат смотрите по данной ссылке.
Призывы на другие намазы
Желательным является произнесение икамата и азана на пятикратные обязательные намазы, призывы к другим намазам звучат иначе. Призыв на праздничный намаз или те намазы, которые также лучше совершать коллективно, произносят со словами, означающие «Спешите на коллективный намаз!» — «ас-Салату джамиа».
Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?
Призыв желательно читать как для своевременных намазов, так и для возмещаемых. Если совершается больше одного возмещаемого намаза, то первого из них произносят и азан, и икамат, а для остальных читают только икамат.
Азан женщины
Для женского коллектива не желательно читать азан, но желательно прочитать икамат одной из женщин не громким голосом.
Слушать и скачать азан
Прослушать и скачать азан в mp3 формате в исполнении разных чтецов можно ниже:
Азан в Боснии:
Азан в Египте:
Самый красивый азан в мечети аль-Харам:
Красивое чтение азана в Стамбуле:
Азан в исполнении ребенка:
Азан в Махачкале:
Стамбульский азан:
Азан шейха аль-Албани:
В данной публикации мы решили привести слова азана на русском, а также слова утреннего азана, икамы, дуа после азана и информацию о том, что нужно знать муэдзину, который произносит азан и тому кто его слушает.
Что такое азан?
Азан — это призыв к молитве. Произносится громко при наступлении времени намаза. Согласно мусульманской традиции во время имянаречения также произносится данная формула.
Азан в старину произносили из минарета мечети или забравшись на крышу здания, которое служило местом поклонения (молельней). После изобретения громкоговорителей, азан произносится внутри мечети через специальный микрофон.
Азан считается призывом на молитву, оповещением населения о начале богослужения. Услышав азан, люди приходили в мечеть для совершения намаза, женщины читали намаз дома, азан также служил как указатель времени, потому что в старину мало у кого было часов.
Человека, который кричит азан, принято называть муэдзином. Это почетная должность среди мусульманского духовенства. За службу муэдзином обещано много наград на том свете. Поэтому на данную должность было много претендентов.
Содержание
- Что такое икама?
- Порядок произнесения азана. Как говорить азан?
- Слова азана на русском (текст русскими буквами):
- Слова утреннего азана на русском:
- Икама до намаза, слова, текст на русском
- Слова икама на русском:
- Что нужно знать муэдзину, который произносит азан и тому кто слушает?
- Какую дуа читать после азана?
- Дуа после азана:
Что такое икама?
Икама — это второй призыв к намазу, который произносится непосредственно перед началом обязательной молитвы.
Икама, в отличие от азана, произносится муэдзином не из минарета на всю округу, а только внутри мечети. Если азан призывает жителей населенного пункта в мечеть, то икама призывает людей, находящихся внутри мечети следовать к месту совершения молитвы, объявляя о начале намаза, то есть как бы является командой, для того, чтобы строиться в ряды за имамом.
Что такое икамат?
Икамат или икама — это второй азан. От обычного азана отличается тем, что он произносится непосредственно перед молитвой и имеет дополнительную фразу «кад каматис-салат», что означает «становитесь на молитву».
Произнесенный азан из мечети является призывом для всего населенного пункта (прихода), заменяет азан и для тех людей, которые будут совершать намаз дома, услышав азан муэдзина, им можно и не произносить его перед молитвой, а икаму нужно.
Порядок произнесения азана. Как говорить азан?
Для прослушивания слов азана включите аудиоплеер прослушайте и заодно пробегитесь по нижеприведенному тексту азана, запоминайте правильное произношение слов:
Слова азана на русском (текст русскими буквами):
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;Ашхаду алляя иляяха илля-лаах
Ашхаду алляя иляяха илля-лаахАшхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаах
Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаахХай’йа ґаляс-солях
Хай’йа ґаляс-соляхХай’йа ґалял-фалях
Хай’йа ґалял-фаляхАллаху акбар,
Аллаху акбар,Ляя иляяха илля-лаах
Слова утреннего азана немного отличаются от призыва на другие молитвы. При произнесении азан на утренний (фаджр) намаз добавляются слова «Ас-соляту хайрум-минан-наум», что в переводе с арабского означает «намаз лучше чем сон».
Слова утреннего азана на русском:
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;Ашхаду алляя иляяха илля-лаах
Ашхаду алляя иляяха илля-лаахАшхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаах
Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаахХай’йа ґаляс-солях
Хай’йа ґаляс-соляхХай’йа ґалял-фалях
Хай’йа ґалял-фаляхАс-соляту хайрум-минан-наум
Ас-соляту хайрум-минан-наумАллаху акбар,
Аллаху акбар,Ляя иляяха илля-лаах
Икама до намаза, слова, текст на русском
Икама читается не на распев как азан, икаму нужно произносить быстро не протягивая слова. Здесь слова тоже такие же как у азана, только добавляется предложение «Кадэ каматис-солях», что переводится как «начинается намаз».
Слова икама на русском:
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;
Аллаху акбар;Ашхаду алляя иляяха илля-лаах
Ашхаду алляя иляяха илля-лаахАшхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаах
Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюл-лаахХай’йа ґаляс-солях
Хай’йа ґаляс-соляхХай’йа ґалял-фалях
Хай’йа ґалял-фаляхКадэ каматис-солях
Кадэ каматис-соляхАллаху акбар,
Аллаху акбар,Ляя иляяха илля-лаах
Что нужно знать муэдзину, который произносит азан и тому кто слушает?
Муэдзину желательно быть в состоянии омовения, он должен встать лицом в сторону киблы, указательными пальцами слегка закрывать уши. При произнесении слов Хай’йа ґаляс-солях должен повернуть голову вправо, а при произнесении Хай’йа ґалял-фалях влево.
1. Услышавшему азан, желательно оставить на время дела и повторять слова азана за муэдзином.
2. После того как муэдзин скажет حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ Хай’йа ґаляс-солях, слушающему азан желательно произнести, لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ Ла хаула уа ла куввата илля билляхи алиил азым.
3. После слов حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ Хай’йа ґалял-фалях, مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ — МашаАллаху кана ва ма лам яша лам якун
4. Является макрухом (крайне нежелательным) произнесение азана (призыв на молитву) людьми без полного омовения (гусль), пьяными, умалишенными, женщинами, несовершеннолетними и теми, кто занимается греховными делами.
Какую дуа читать после азана?
После того, как муэдзин завершит произнесение призыва на намаз, желательно подняв руки, прочитать следующее дуа:
Дуа после азана:
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ
وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الْعَالِيَةَ الرَّفِيعَةَ وَابْعَثْهُ
مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِى وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يُوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَАллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммати вас-Салятиль-каима.
Аати Мухаммаданиль-василята валь фадылята вад- даражатар-Рафии’а.
Ваб’асху макамам-махмудаль-лязи ва ‘адтах варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама.
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
Пусть Всевышний примет наши поклонения и все благие поступки!
Если у вас есть очень красивый азан в аудио формате (желательно Mp3), то загрузите его куда-нибудь и поставьте ссылку в комментариях, что бы мы могли скачать его и поставить его на сайт, что бы и другие могли слушать чтение этого азана на нашем сайте.
Текст азана и камата на русском и арабском
Текст (слова) азана на арабском языке
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ -два раза
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ— два раза
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ — два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ— один раз
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Текст азана на русском языке
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях (Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В Утреннем азане после слов «Хяййя аляль-фалях»произносится:
«Ас-Саляту хайрум-минан-навм! — Ас-Саляту хайрум-минан-навм!» (Молитва лучше, чем сон! Молитва лучше, чем сон!)
Текст камата на арабском
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ -два раза
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ— два раза
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ — два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ — два раза
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ— один раз
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Слова камата на русском
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! (Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
Такой вид икамата относится к мазхабу имама Абу Ханифы. Он читается также как и азан, но читается быстрее. Примечание: Мазхаб – это школа шариатского права в Исламе.
Слова Икамата в мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! (Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика Икамат читается быстро и слова не повторяются по 2 раза. За исключением слов «Аллаху акбар» и «Кад камати-с-салях».
Правила чтения азана и камата
- Муэдзин должен стоять лицом в сторону Киблы.
- Очередность слов азана обязательно должны быть соблюдены.
- Слова призыва должны быть произнесены беспрерывно, без долгих пауз.
- Совершать азан муэдзин должен только при наступлении времени молитвы.
- Азан и Икамат нужно читать только на арабском языке, так как, если прочитать на других языках, они станут недействительными.
- Желательно, чтоб муэдзин поворачивал голову направо при произношении слов «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях» и налево при произношении «Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях». Аналогичным образом и при чтении Икамата.
- Если намаз совершается группой людей Икамат необходимо читать вслух. Желательно читать про себя, если намаз совершается в одиночку.
- Является сунной — положить указательные пальцы обеих рук в уши при чтении азана.
- Произношение слов должны быть четкими.
- При чтении азана муэдзин должен соблюдать соответствующие правила растягивания (желательно читать медленно, с промежуточными паузами, но в то же время разрешается читать быстрым темпом).
- В мечетях, в которых молитвы совершаются коллективно, совершение молитвы без азана и Икамата является нежелательным действием (Макрухом).
- При прочтении азана и Икамата муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях».
- Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы. Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.
То, что важно знать для слушающего азан
По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Услышав азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».
Желательные действия слушающего азан
- Повторять слова муэдзина про себя. Исключением являются слова «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях!». После чтении муэдзином этих слов мы должны произнести «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлах» («Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха»).
- После завершения азана желательно сказать: «Ашхаду аль ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху, радыйту биЛлахи раббан, ва би-Мухаммадин расулан, ва биль-Ислами динан» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как господом, Мухаммадом, как посланником, Исламом, как религией).
- Сделать дуа (мольба) за Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) словами: «Аллахумма рабба хазихи ддаъвати ттамати вассалятиль-каимати, ати Мухаммадан аль-Василата валь-фадылята, ваб-асху макаман махмудан аллязи ва-адтаху» (О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе («Аль-Василя» — название высшей ступени рая) и к высокому положению, и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему. Поистине, Ты не нарушаешь обещания!)
- Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба (дуа) между азаном и Икаматом не отвергается». Поэтому не стоит пренебрегать этим временем, а молить Аллаха за себя.
-
Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.
Каким должен быть муэдзин (читающий азан)
- Призывающий на намаз должен быть мусульманином.
- Он должен быть разумным и дееспособным. Если человек обладает слабоумием будучи взрослым или если это ребенок, который еще не обрел соответствующего ума, им не разрешается быть муэдзинами.
- Большое значение имеет то, чтобы читающий азан обладал красивым и громким голосом.
- Муэдзин должен соблюдать ритуальную чистоту от большого и малого осквернения (т.е. быть в полном и в малом омовении).
- Несмотря на то, что азан, прочитанный несовершеннолетним (но в это время являющийся различающим мальчиком) является действительным, все-таки было бы лучше и благостнее, если бы азан произнес совершеннолетний.
- Оповещающий о начале времени молитвы должен уметь правильно различать время молитвы и иметь правильное представление о Кибле.
- Муэдзин должен иметь хорошую нравственную чистоту, и должен быть серьезным к важным делам в Исламе.
- Имея возможность читать азан бесплатно, лучше будет для мусульманина, если он будет это делать только ради довольства Аллаха.
Грубые ошибки, которые могут быть допущены при чтении азана
Муэдзин не должен допускать ошибок при чтении азана. В книге Имама аль-Газали, которая называется «Сульват-уль-Арифин» приводится хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а тот передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором сообщается следующее (смысл):
«В азане есть восемь моментов (слов), вводящих в куфр:
- Это если тянуть первую букву «Алиф» в слове Аллах.
- Это если тянуть букву «Ба» в слове Акбар.
- Это если тянуть букву «Ха“ه”» в слове «Ашхаду».
- Это если читать слова «ля иляха илляЛлах» без ташдида (удвоения), когда мы читаем частицу «Илля» букву «Лям» («Л») нужно удваивать.
- Это произнесение слова «Ашхаду» без «Алифа» то есть «Шахиду» вместо «Ашхаду».
- Это если читать букву «Нун» («Н») в словах «Ашхаду алля илягьа илляЛлагь». В арабском языке при написании этих слов, перед частицей «Ля» бывает буква «Нун», то есть вот так: «Ашхаду АН ля илягьа илляЛлагь», но, согласно правилу таджвида, при чтении буква «Нун» скрывается и превращается в следующую букву, то есть в букву «Лям» . Поэтому при чтении буквы «Нун» мы не произносим её и читаем так: «Ашхаду алля илягьа илляЛлагь».
- Это если тянуть букву «Ха» в словах «Хяййя аля с̣-с̣аля́х», «Хайя ‘аляль-фаля́х».
- Это если не удваивать в первых словах «Хяййя» букву «Й».
История появления азана и камата
Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».
Не следует недооценивать значимость того, кто читает азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».
Провозглашая азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.
Слова Азана и Икамата: текст с транскрипцией на русском языке
Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают 5 обязательных намазов в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.
Содержание Азана
- Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха) - Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
(Спешите к спасению) - Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)
Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке
Икамат (камат) — это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)
Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»
Слова икамата по ханафитскому мазхабу
- Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога) - Хайя ‘аля ссоля (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
(Спешите к спасению) - Кад каматис-соляту кад каматис-соля
(Молитва начинается) - Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)
Слова икамата по шафиитскому мазхабу
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Единого Бога) - Хайя ‘аля ссоляя
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях
(Спешите к спасению)
Кад каматис-соляяту кад каматис-соля - (Молитва начинается)
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)
Времена пяти ежедневных молитв
Время прочтения 5 обязательных намазов:
- Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
- Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
- Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
- Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
- Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.
Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.
Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.
Достоинство Азана
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».
Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.
Текст азана на русском языке
На чтение 3 мин Просмотров 42к. Опубликовано 20.10.2019
Во время чтение азана муэдзин должен повернуться лицом в сторону киблы (Мекки). Рекомендуется читать азан людям, которые обладают как красивым так и звучным голосом.
При произнесении слов «хаййа ‘аля ссалях» муэдзин поворачивает голову направо, а при произнесении слов «хаййа ‘аляль-фалях» — налево.
Содержание
- Слова азана на русском языке
- Утренний азан текст на русском
- Что делать если услышал азан?
- Азан у шиитов
Слова азана на русском языке
♦ Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах!
(Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
♦ Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах!
(Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
♦ Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах!
(Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
♦ Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах!
(Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
♦ Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях
(Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
♦ Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях
(Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
♦ Аллаху акбар! Аллаху акбар!
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Ля иляха илля-Ллааах!
(Нет божества кроме Аллаха!)
Включите аудиоплеер и попробуйте слушая аудиозапись прочитать слова азана:
Текст азана на утренний намаз немного отличается, так как добавляются слова «Ас-саляту хайрум-минан-науум» (Молитва лучше сна!) после Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях.
Согласно хадисам, первый муэдзин мусульман Билал ибн Рабах будил этими словами пророка Мухаммада (мир ему), которому они очень понравились и он позволил употребить их в утреннем азане.
Утренний азан текст на русском
♦ Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах!
(Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
♦ Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах!
(Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
♦ Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах!
(Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
♦ Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах!
(Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
♦ Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях
(Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
♦ Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях
(Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
«Ас-саляту хайрум-минан-науум. Ас-саляту хайрум-минан-науум»
(Молитва лучше сна! Молитва лучше сна!)
♦ Аллаху акбар! Аллаху акбар
(Аллах Велик! Аллах Велик!)
♦ Ля иляха илля-Ллааах!
(Нет божества кроме Аллаха!)
Что делать если услышал азан?
Мусульманину который услышал слова азана, следует остановиться и повторять за муадзином все то, что он говорит, до слов: Хаййа аля салях, Хаййа ‘аляль фалях. Вместо этих слов мусульманам следует сказать: «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях» (араб. لا حَـوْلَ وَلا قُـوَّةَ إِلاّ بِالله — Нет силы и мощи ни у кого кроме как только у Аллаха!).
После азана читается мольба, которая включает в себя благословение пророка Мухаммада (мир ему), его семьи и сподвижников:
Дуа после азана
«Аллахумма, Рабба хазихи-д-да’вати-т-таммати ва-с-саля-ти-ль-каима-ти, ати Мухаммадан аль-василята ва-ль-фадилята ва-б’ас-ху макаман махмудан аллязи ва’адта-ху, инна-кя ля тухлифу-ль-ми’ада!».
Азан у шиитов
Шииты добавляют слова «ашхаду анна Алиян валиуллах» (свидетельствую, что Али правитель от имени Аллаха) и «Хаййяль хайраль-амаль» (Идите на лучшее дело!). В конце азана слова «Ля иляха илляллах!» шииты произносят дважды.
Шиитский азан (слушать)
Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.
Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».
Фактически азан должен звучать пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин – говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени поклонения как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.
Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».
История азана
Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).
Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад (с.г.в.) почти не оставлял. Если человек не будет произносить их при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.
Как произносится азан и камат
В них есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Вот как выглядят оба призыва с транскрипцией.
Текст азана:
الله أَكْبَرُ
Аллаху Акбар (4 раза)
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды с небольшмм поворотом головы направо)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды с небольшим поворотом головы налево)
اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой
الله أَكْبَرُ
Аллаху Акбар (дважды)
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Перевод фраз азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
Текст икамата:
الله أَكْبَرُ
Аллаху Акбар (четырежды)
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса тела направо не совершается)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
Кадъ камээти-с-саляях (дважды)
الله أَكْبَرُ
Аллаху Акбар (дважды)
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».
В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым и громким голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.
Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).
После азана читается следующая мольба (дуа):
«Аллахумма, Рабба хАзихи-д-дагъуати-т-таммяти уас-салятиль-къаима, ати Мухаммадан аль-уасилятя уа-ль-фядылятя уа-б’ас-ху мяк’амян мяхмудян аллязи уа’адтя-ху, иння-кя ля тухлифу-ль-ми’адъ».
Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»
Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.
Порядок произнесения азана с икаматом и их отличия
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «С наступлением времени намаза пускай один из вас произносит призыв» (Бухари, Муслим), т.е. необходимо прочитать азан. Его, в отличие от икамата, допустимо произносить незадолго до непосредственного совершения молитвы. Кроме того, для этого действия допускается отсутствие малого омовения (тахарата).
После азана верующие могут приступить к намазу не сразу, а спустя некоторое время. Например, как только соберётся джамаат. Но такой перерыв между азаном и обрядом поклонения не должен быть слишком долгим, то есть не следует произносить азан в начале отведённого календарём времени намаза, а саму молитву совершать уже в конце этого периода.
Икамат проговаривают непосредственно перед молитвой-фард, т.е. по его завершению имам сразу встаёт на намаз. Если для азана муэдзину желательно находиться на некой возвышенности, то для икамата это требование отпадает.
Если же мусульманин собирается восполнить одну или несколько пропущенных молитв, то азан произносится только один раз, а икамат – перед каждым намазом. Сообщается, что однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) проспал время фаджр и, пробудившись, повелел Билялю (р.а.) произнести азан и восполнил молитву так, как читал намаз обычно. (Муслим).
Так же когда верующий находится в пути и объединяет намазы, ему следует читать один азан плюс икаматы перед каждым из фардов. Передаётся со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.г.в.) во время нахождения в долине Муздалифа совершал магриб и иша с одним азаном и двумя икаматами (Муслим).
Если же в опредёленном поселении из мечети прозвучал азан, а человек молится дома, то ему дозволено не произносить азан и икамат. Аналогично следует поступить при опоздании на коллективный намаз в мечети, в которой уже звучал азан (если же верующий прибыл из другого города, то ему лучше произнести оба призыва, не мешая окружающим).
И не нужно забывать проговаривать после азана вышеприведённую мольбу, так как в хадисе, который довёл до нас имам Насаи, сказано, что такая мольба не отвергается.
Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2]. Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению.
Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6]. Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
Слова азана
Произносятся медленно и растянуто:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего).
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8] (Спешите на молитву).
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9] (Спешите к спасению).
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Аллааху акбарул-лааху акбар
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ляя иляяхэ илля ллаах (Нет бога, кроме Аллаха).
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ («молитва лучше сна»).
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Слова икамата
Произносятся размеренно:
У ханафитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ (Молитва начинается).
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ляя иляяхэ илля ллаах.
У шафиитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах. Хайя ‘аля ссаляя.
Хайя ‘аляль-фаляях.
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.
Аллааху акбарул-лааху акбар
Ляя иляяхэ илля ллаах.
Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
Действия тех, кто слышит азан или икамат
Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:
Транскрипция: «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].
Желательно читать это ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.
[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.
[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.
[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.
[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться». Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.
[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.
[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.
[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.
[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.
[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».
[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.
[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.