Как правильно пишется цель в занятии в доу

Практико-ориентированный педсовет   Целеполагание в соответствии с ФГОС ДО Подготовил: ст.воспитатель Хамаева В.В.

Практико-ориентированный педсовет

Целеполагание в соответствии с ФГОС ДО

Подготовил: ст.воспитатель Хамаева В.В.

Что такое цель?   Д.Н.Ушаков: «То, к чему стремятся, что намечено достигнуть»   С.И.Ожегов: «Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить»

Что такое цель?

  • Д.Н.Ушаков: «То, к чему стремятся, что намечено достигнуть»
  • С.И.Ожегов: «Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить»

Что ж такое цель в обучении?  - планируемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема .  А.В.Хуторской Определить целевую установку НОД необходимо!!!  Постановка цели занятия имеет большое значение, т.к. цель – это планируемый (желаемый) результат НОД, без которого оценить деятельность воспитателя и детей невозможно. Определить целевую установку НОД необходимо!!!  Постановка цели занятия имеет большое значение, т.к. цель – это планируемый (желаемый) результат НОД, без которого оценить деятельность воспитателя и детей невозможно.

Что ж такое цель в обучении?

планируемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема .

А.В.Хуторской

Определить целевую установку НОД необходимо!!!

Постановка цели занятия имеет большое значение, т.к. цель – это планируемый (желаемый) результат НОД, без которого оценить деятельность воспитателя и детей невозможно.

  • Определить целевую установку НОД необходимо!!! Постановка цели занятия имеет большое значение, т.к. цель – это планируемый (желаемый) результат НОД, без которого оценить деятельность воспитателя и детей невозможно.

Способ постановки цели и задач  Существует проблема? её решение – цель  Какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.   Например, педагоги не участвуют в конкурсах.  Цель: повышение массовости участия педагогов в конкурсах.   Задачи: - создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, повысить материальное стимулирование тех, кто принимает участие в конкурсах и т.д.

Способ постановки цели и задач

Существует проблема? её решение цель

Какие причины этой проблемы? их преодоление задачи.

Например, педагоги не участвуют в конкурсах.

Цель: повышение массовости участия педагогов в конкурсах.

Задачи: — создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах,

  • повысить материальное стимулирование тех, кто принимает участие в конкурсах и т.д.

Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить .   В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъект субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете. В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъект субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.  Формулируя задачи, необходимо избегать глаголов – дать, учить, научить, заменяя их альтернативными. Например: обогащать, приобщать, способствовать, формировать и т. д.   Формулируя задачи, необходимо избегать глаголов – дать, учить, научить, заменяя их альтернативными. Например: обогащать, приобщать, способствовать, формировать и т. д.

Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить .

В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъект субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.

  • В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъект субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.

Формулируя задачи, необходимо избегать глаголов – дать, учить, научить, заменяя их альтернативными. Например: обогащать, приобщать, способствовать, формировать и т. д.

  • Формулируя задачи, необходимо избегать глаголов – дать, учить, научить, заменяя их альтернативными. Например: обогащать, приобщать, способствовать, формировать и т. д.

В цель входят: объект, предмет и действие цели.  Объект  – это сам обучающийся. Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе НОД ( …), какого результата достичь. Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту. Например, в цели – формирование наблюдательности у детей за естественными явлениями  природы –  объектом являются обучающиеся определенной группы, предметом  - наблюдательность за естественными явлениями  природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д. Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение. Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося. формирование Закрепление…

В цель входят: объект, предмет и действие цели.

Объект  – это сам обучающийся.

Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе НОД ( …), какого результата достичь.

Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формирование наблюдательности у детей за естественными явлениями  природы

объектом являются обучающиеся определенной группы, предметом — наблюдательность за естественными явлениями  природы, действие цели – формирование.

Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

  • Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.
  • Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.
  • формирование
  • Закрепление…

объект предмет действие (обучающиеся) дети то, что мы хотим преобразовать в ходе НОД ( …), какого результата достичь . показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту

объект

предмет

действие

(обучающиеся)

дети

то, что мы хотим преобразовать в ходе НОД ( …), какого результата достичь .

показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту

В каких аспектах рассматривается целеполагание? обучающий (образовательный) аспект Образовательные задачи направлены на овладение воспитанниками знаниями, умениями, навыками; развивающий аспект Развивающие  задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.  воспитывающий аспект Воспитательные  задачи предполагают развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.  Задачи должны носить триединый характер , т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность

В каких аспектах рассматривается целеполагание?

  • обучающий (образовательный) аспект

Образовательные задачи направлены на овладение воспитанниками знаниями, умениями, навыками;

  • развивающий аспект

Развивающие  задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

  • воспитывающий аспект

Воспитательные  задачи предполагают развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Задачи должны носить триединый характер , т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность

Что такое задачи? Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель (действия по достижению цели) ?  Т.е. по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи.  Формулирование задач обязательно начинается с глагола.  Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете:  - по сообщению нового знания, - тренировочный или итоговый.

Что такое задачи?

Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель (действия по достижению цели) ?

Т.е. по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи.

Формулирование задач обязательно начинается с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете:

по сообщению нового знания,

тренировочный или итоговый.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:  - если функция не сформирована , то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.  - если функция недостаточно  сформирована , либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
  • — если функция не сформирована , то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
  • — если функция недостаточно  сформирована , либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания: «Актуализировать знания детей о …»  «Мотивировать детей к изучению …»  «Сформулировать у детей потребность…» Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:   «Расширить знания детей о … »  «Закрепить …» «Обобщить знания…» «Систематизировать…»

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

  • «Актуализировать знания детей о …»
  • «Мотивировать детей к изучению …»
  • «Сформулировать у детей потребность…»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:  

  • «Расширить знания детей о … »
  • «Закрепить …»
  • «Обобщить знания…»
  • «Систематизировать…»

Памятка по формулировке задач

Обучающие

Формировать умения, навыки……

Познакомить с особенностями …..

Обобщить представления по теме…..

Закрепить представление……

Отработать умения применять……

Формировать понятие…….

Обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками…….

Активизировать воспитанников к.. Апробировать прием ……

Обеспечить повторение (закрепление)….

Обобщить и систематизировать материал по теме…..

Подготовить детей к усвоению…..

Овладеть умениями…..

Сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения. Формировать представление о….

Ознакомить детей с ……….

Расширить (углубить) представление о………..

Дать понятие………….

Способствовать обогащению…..

Активизировать……..

Обогатить….

Уточнить …….

Систематизировать…….

Совершенствовать умение………

Побуждать (побудить) к решению задач……

Помочь детям выявить….

Упражнять….

Расширить представления……

Создавать условия…..

Продолжать упражнять…….

Углубить…….

Продолжать знакомить………

Развивающие

Развивать внимание (на основе выделения…) в процессе…

Развивать умения передавать чувства….

Развивать логическое мышление…

Развивать умение выделять главное.

Развивать умение сравнивать…

Развивать умение делать выводы…

Развивать мыслительные действия по аналогии……

Развивать умение излагать мысли…

Развивать эмоции….

Развивать познавательный интерес (активность)………

Стимулировать проявление любознательности……

Развивать память….

Развивать самостоятельность (мышление)…..

Развивать воображение……….

Способствовать развитию положительных эмоций путем….

Развивать эмоциональное отношение к…..

Содействовать развитию….

Стимулировать развитие……

Вызвать интерес…….

Развивать навыки……..

Развивать способность…

Развивать творческое воображение..

Развивать чувство эмпатии….

Развивать ассоциативное мышление

Развивать интерес……

Развивать творческие способности…

Развивать мыслительные операции..

Воспитательные

Воспитывать чувства….

Воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность)……

Обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…..) Воспитывать самостоятельность через организацию……

Содействовать воспитанию трудолюбия……

Воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения)..

Воспитывать культуру поведения..

Воспитывать желание…

Воспитывать бережное отношение….

Воспитывать толерантное отношение к……

Воспитывать гуманные отношения к …….

Воспитывать аккуратность…..

Воспитывать интерес…

Воспитывать любознательность

Воспитывать чуткость к ….

Поощрять самостоятельность..

Воспитывать любовь и заботливое отношение……

Воспитывать доброжелательное отношение…….

Воспитывать уважение…….

Воспитывать ответственность..

ВАЖНО ПОМНИТЬ

Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы и возрасту детей.

Цель, как правило, бывает одна; задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели. Формулировка задач должна включать глагол, а сами задачи идти от ребенка, как объекта. Например, способствовать формированию, побуждать, способствовать воспитанию, создать условия для усвоения и т.д.

Виды задач, решаемых при организации разных видов деятельности

Игра

Сюжетно-ролевые и строительно-конструктивные игры

Виды задач:

по обогащению сюжета;

по формированию игровых и реальных взаимоотношений.

Игры-драматизации (театрализованные игры)

Виды задач:

по развитию эмоциональной сферы, формированию навыков речевой и двигательной выразительности;

по формированию навыков коллективной деятельности (нравственный аспект).

Развивающие игры

Виды задач:

дидактическая (обучающая);

развивающая;

воспитательная (воспитание личностных качеств).

Подвижные игры

Виды задач:

по развитию основных видов движений;

по развитию физических качеств;

по формированию волевых черт характера.

Народные и хороводные игры

Задача формулируется в зависимости от того, в каких условиях игра используется: как подвижная, развивающая и т.д.

Трудовая деятельность

Виды задач:

по формированию собственно трудовых навыков;

по формированию к труду как к деятельности; по воспитанию положительных черт характера в труде.

Индивидуальная работа с детьми

Виды задач:

дидактическая (обучающая);

развивающая;

воспитательная (по формированию личностных качеств).

Общение

Виды задач:

по формированию культуры общения;

по формированию навыков вербального и невербального общения.

Познавательная практическая деятельность

Виды задач:

задача образовательного характера;

задачи развивающего характера;

задача коммуникативного характера.

Литература 1. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с. 2. Жихар,О.П. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: планирование и организация образовательного процесса/ О.П.Жихар, А.В.Корзун.-Минск: Зорны Верасок, 2015.-99с.

Памятку подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Е.В.Ляшкевич

Как разработать и оформить конспект организованной (непрерывной)

образовательной деятельности в ДОУ

Конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах его называют НОД — «непосредственно образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» по СанПиН, в других ООД — «организованная образовательная деятельность», в третьих — ОС — «образовательная ситуация». Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» можно сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие всегда проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Структура конспекта.

1. Заголовок:

— это может быть титульный лист, и тогда в нем желательно указать:

— полное наименование учреждения,

название ООД (например, Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»),

направление деятельности (например, Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности),

— и название ООД, и направление деятельности, и тип ООДКонспект организованной образовательной деятельности по обобщению и систематизации пройденного материала «В гостях у Петрушки»(познавательно-исследовательская деятельность»);

возраст (или группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста, или для детей 5-6 лет, или для детей старшей группы).

фамилию, имя и отчество (или инициалы) (обычно справа, чуть ниже темы),

— можно указать квалификационную категорию, стаж,

дату проведения ООД;

— можно указать место проведения ООД (группа, музыкальный зал, спортивная площадка и т.д.).

— Заголовок можно оформить без титульного листа, гдедопустимо обозначить все вышеперечисленное.

2. После заголовка: 

—  указатьприоритетную образовательную область в процессе ООД ,

— можно указать интеграцию с другими образовательными областями (или  интеграцию детских видов деятельности). Указание интеграции образовательных областей можно опустить, так как с введением ФГОС ДО их осталось всего 5 и, за редким исключением, они так или иначе во время ООД переплетаются.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Задачи. 

Методически неправильнописать: «цели ООД».Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса(т.е., нескольких ООД), при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий.Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть несколько.
Для конкретного занятия (ООД) подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не нужно писать по 10-15 задач. Пять, максимум шесть.
Задачи можно разделить:

— на 3 группы:  развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),

— на 2 группы:  образовательные,развивающие.Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но понятие«образование» (закон «Об образовании в РФ») включает в себя процесс обучения и воспитания. Значит, в группу образовательных задач нужно включать и обучающие, и воспитательные задачи. В этом случае будет только две группы задач: развивающие и образовательные.

Обучающие задачиуказывают на то, чему будут учиться дети на занятии. В задачах не желательно писать глагол «учить»! Глагол «учить» употребляется, если педагог учит ребенка каким-либо техникам (например, учить подскокам, или: учить держать карандаш, или: учить технике рисования, указать какой )! Грамотнее писать — «формировать представления, умения», «способствовать формированию навыков», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Воспитательные (воспитывающие)задачиуказывают на то, какие умственные, эстетические, моральные и нравственные качества будут формироваться на занятии.

Развивающие задачи указывают на то, что будет закрепляться, уточняться на занятии, развитие каких психических функций детей будет задействовано.

Можно слово «задачи» заменить словосочетанием «программное содержание».

5. Далее указывают: 

— методы и приемы;

— словарную работу;

— материал и оборудование;

можно указать: предварительную работу;

— можно указать: планируемые (или ожидаемые) результаты.

6. Ход организованной образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

При необходимости прописывается (и, соответственно, проводится) физминутка.

Заключительная часть (рефлексивный этап). Нужно продумать вопросы, при помощи которых педагог фиксирует или закрепляету воспитанников новые понятия, новые представления, новые техники, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД (это должны быть вопросы, исключающие односложного ответа «да», «нет»).

В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий.Предполагаемые ответы можно указать в скобках.

«Форма и структура написания плана — конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования  изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с  традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в   форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то  «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые  подходы, к организации и проведению занятий  с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

  • соблюдение структуры занятия;
  • смена видов детской деятельности;
  • смена форм организации детей;
  • соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
  • плотность занятия;
  • адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия —  педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.

         В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов.  Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии,   но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в  ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.

Структура конспекта

Цель  

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к  достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
  5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими

Развивающими

Воспитывающими

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Технические средства обучения

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Предшествующая работа

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

Предварительная работа

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Словарная работа

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.  

Образец:                             План — конспект

Части

занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Задачи

I

Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

900 — 903

Приветствие

Игра «…»

Воспитатель предлагает…

Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.)

Какие

задачи

решаются

в этой

части

занятия —

создать доброжелательное настроение,

вызвать интерес к предстоящей деятельности

и т.д.

Сюрпризный момент:

«Кукла Маша пришла в гости к ребятам…»

II

Основная часть

1.Совместная и деятельность

903– 908

2. Самостоятельная деятельность

908 – 912

Динамическая пауза «Зоопарк»

3. Совместная и деятельность

912 – 916

4. Самостоятельная деятельность

916– 920

III

Заключительная

часть

Рефлексия (анализ собственной деятельности)

920 — 922

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание : цель, задачи

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Структура занятия в виде плана — конспекта

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Типы занятий:

  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

  • Как правильно пишется целина
  • Как правильно пишется целеустремленность
  • Как правильно пишется целеполагание
  • Как правильно пишется цвет светофора или свет светофора
  • Как правильно пишется царствие небесное или царство небесное