Как правильно пишется эпоха возрождения

Всего найдено: 17

Добрый день! Можно ли допустить оформление словосочетания «юг России» с прописной буквы — Юг России, если речь идет, по словам автора текста, о социокультурном пространстве (пример: «возрождение казачества Юга России»). И чем объяснить орфографически в этом случае прописную букву? Автор приводит в пример словосочетание «народы Севера». Я настаиваю на строчной — юг России, так как речь идет о регионах юга России и не вижу объяснений для иного употребления.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, существует особая группа территорий, представление о которых включает исторический, политический, этнический, культурный, эстетический и пр. компонент, в отличие от собственно географических (природных) территорий, названия которых не содержат никаких дополнительных коннотаций. Например, Балтия — это не территория вокруг Балтийского моря, а Латвия, Литва и Эстония, связанные с Россией общей историей; под Восточной Европой понимают не просто часть европейского континента, а часть, населенную преимущественно славянскими народами. Север — полярные и приполярные территории, Арктика. Но сочетание Юг России в написании с заглавной буквы закрепилось в русском культурном фонде как название территории, подконтрольной белогвардейцам в 1918—1920 гг., ср.: Вооруженные силы Юга России — объединенные вооруженные силы Белого движения, образованные 8 января 1919 г. в результате соглашения между командующим Добровольческой  армией А. И. Деникиным и атаманом Донского казачьего войска П. Н. Красновым. Только в таком значении и следует писать с заглавной буквы Юг России.

Разработка собственного автохтонного цивилизационного проекта, активизируя который(,) можно надеяться на возрождение России как уникальной социокультурной системы. Нужна ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая не нужна.

Можно ли использовать выражение «в моменте» и что оно означает?

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

МОМЕНТ, -а; м. [лат. momentum] 1. Очень короткий промежуток времени; миг, мгновенье. Прошел всего один м. Через м. оказаться где-л. Опустить руку лишь на м. Моменты радости, боли, вдохновенья. 2. чего. Время начала осуществления какого-л. действия, процесса. Ощутить м. толчка. Наблюдать м. восхода солнца. Упустить м. клёва рыбы. 3. чего или с опр. Отдельный промежуток времени, определенный период развития чего-л. Текущий, настоящий, данный м. Важный, исторический м. М. возрождения национального самосознания. М. формирования новых отношений. В конкретный м. (в определённое время). 4.Обстоятельство, отдельная сторона какого-л. явления Положительный, отрицательный м. эксперимента. Основной м., требующий рассмотрения. // Сопутствующее условие. При проведении реформы не учтены весьма существенные моменты. 4. Физ. Определённая механическая величина, мера. М. количества движения. М. силы. М. инерции. <Моментом, в зн. нареч. Разг. Очень быстро, мигом. Моментом слетаю и всё принесу.Моментальный (см.). В (один) момент, в зн. нареч. Очень быстро. В момент появиться где-л., среагировать на что-л. В каждый момент; в любой момент, в зн. нареч. В любое время, всегда. Мог проснуться в любой момент. Готов отправиться в каждый момент. В данный момент; на данный момент, в зн. нареч. Сейчас. На данный момент напряжённость сохраняется. 

Добрый день! Подскажите, с какой буквы писать местоимение «вы», если идет цитирование прямой речи, то есть не письменная, а устная речь. Вот так например. В ходе торжественной церемонии он отметил заслуги директора: «Вручаю Вам/вам орден, которого Вы/вы удостоены за большие заслуги в деле возрождения православия. Поздравляю Вас /вас: теперь Вы/вы кавалер ордена».

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать с большой буквы, так как это уважительное обращение к одному лицу.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как лучше: «путь возрождения» ил «путь к возрождению» отрасли в регионе»?

Ответ справочной службы русского языка

Из этих вариантов лучше: путь к возрождению отрасли в регионе.

Как правильно писать названия периодов Ренессанса Раннее/Высокое/Позднее Возрождение — со строчной или прописной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. См.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011.

Нужны ли прописные в названии исторического периода: каролингское возрождение (каролингский ренессанс)?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях и энциклопедиях так: «Каролингское возрождение».

Подскажите, нужно ли заключать в кавычки название вуза в предложении: Курсы проводит «Институт возрождения человека» (или правильно будет институт «Возрождения человека»)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно так: Курсы проводит Институт возрождения человека.

как правильно Эпоха Возрождения, эпоха Возрождения или Эпоха возрождения?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: эпоха Возрождения.

Здравствуйте!
Прочитал в ответе на вопрос № 239679: «…в довольно известном анекдоте советской эпохи…» Почему «советской» со строчной? Вы же учили, что названия эпох — только с прописной.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что сочетание советская эпоха не является официальным названием исторического периода, поэтому оно пишется со строчной, в отличие, например, от наименований Средние века, Возрождение, Петровская эпоха  и др., принятых историками и давно употребляющихся в русском языке.

И в самом названии сборов — «Союз-2000», — по мнению высокопоставленного руководителя Якутии, — кроется оптимистическая надежда на возрождение утраченного единства и могущества.
Верна ли пунктуация?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _И в самом названии сборов — «Союз-2000», по мнению высокопоставленного руководителя Якутии, кроется оптимистическая надежда на возрождение утраченного единства и могущества._

Пожалуйста, скажите, как правильно ставить запятые в подобных конструкциях: возрождение культурного наследия, как на территории РФ, так и за рубежом. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Перед _как_ запятая не требуется.

Помогите, пожалуйста, с расстановкой знаков препинания:
«Следовать самым важным путям в жизни , неважно — какие они у вас, — вот путь к вашему возрождению»
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: _Следовать самым важным путям в жизни (неважно, какие они у вас) — вот путь к вашему возрождению_.

Скажите, пожалуйста, правомерно ли тире в этом предложении или лучше запятая: Эти принципы привели Японию к глобальному экономическому возрождению (-) и эти стратегии может использовать любая компания, оказавшаяся в сложных экономических условиях? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно поставить запятую, для постановки тире нет условий.

На первый взгляд (,) цель возрождения великого Китая, которой руководствуются лидеры страны, должна будет рано или поздно привести Пекин к «дуэли» с Вашингтоном.
У меня вопрос, нужна ли запятая после словосочетания на первый взгляд. В словаре С.И.Ожегова не указывается, что это вводные слова.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова _на первый взгляд_ являются вводными. Другие справочники также дают противоречивые рекомендации по поводу обособления этого сочетания. Можно утврерждать, что решение о постановке запятой принимает автор текста.

Всего найдено: 33

Скажите, пожалуйста, как правильно написать в историческом тексте эпоха великих реформ, или эпоха Великих реформ, или эпоха «великих реформ»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: эпоха Великих реформ (если речь идет о реформах 1860-х годов в России).

Здравствуйте!

У Бродского есть такие строки:

Как нас учат книги, друзья, эпоха:
завтра не может быть также плохо,
как вчера, и слово сие писати
в tempi следует нам passati.

Что означает последняя строка?
Слова явно итальянские, но, переведя их, я не сумел понять смысла сказанного…

Ответ справочной службы русского языка

Буквальный перевод: (нужно написать) в прошедшем времени.

Здравствуйте! Как сейчас правильно пишется сочетание серебряный век? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь

серебряный век (эпоха расцвета культуры, сопоставимая с золотым веком); но: Серебряный век (в русской культуре и искусстве начала XX в.)

Здравствуйте! Как правильно писать: «Викторианская Англия» или «викторианская Англия». Я склоняюсь к первому варианту (то есть Англия времен королевы Виктории), а с прописной пишется название периода — Викторианская эпоха.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: викторианская Англия, Викторианская эпоха.

как правильно пишется «эпоха советского реализма» — в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны.

как правильно пишется «эпоха советского реализма»?

Ответ справочной службы русского языка

Так и пишется: эпоха советского реализма.

как правильно Эпоха Возрождения, эпоха Возрождения или Эпоха возрождения?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: эпоха Возрождения.

Здравствуйте, я бы хотела узнать, почему «Средневековье» пишется с большой буквы? Ведь, например, «древность» пишется с маленькой…
Заранее спасибо.
Юлия

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘историческая эпохаСредневековье пишется с прописной (большой) буквы, в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’ корректно написание со строчной (маленькой) буквы. Ср.: Древний мир (как эпоха) пишется с прописной буквы.
 

В середине предложения «Средневековье» пишется с большой или маленькой буквы?
Как пишется папа Римский?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно словарям: Средневековье, -я (ист. эпоха) и средневековье, -я (устарелые обычаи, отсталый уровень); Папа Римский (при офиц. титуловании).

Здравствуйте! скажите, как правильно писать — Средние Века, или Средние века, или средние века (имеется в виду эпоха)?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Средние века.

Подскажите, пожалуйста, есть ошибки в предложении?

Период с 350 по 1350 годы был известен(, ) как «кавалерийская эпоха», когда всадники служили ударными частями армий.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Период с 350 по 1350 год был известен как «кавалерийская эпоха», когда всадники являлись ударными частями армий.

Здравствуйте!
Прочитал в ответе на вопрос № 239679: «…в довольно известном анекдоте советской эпохи…» Почему «советской» со строчной? Вы же учили, что названия эпох — только с прописной.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что сочетание советская эпоха не является официальным названием исторического периода, поэтому оно пишется со строчной, в отличие, например, от наименований Средние века, Возрождение, Петровская эпоха  и др., принятых историками и давно употребляющихся в русском языке.

Уважаемые господа, как правильнее:
«Но, какой бы сложной ни была эпоха, люди остаются людьми…»
или «нЕ была эпоха…»
Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _ни была_.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в названии станции «Багратионовская» есть суффикс -ов-, а в названии «Бауманская» — нет, ведь и то, и другое название образованы от фамилий, основы которых оканчиваются на одинаковый согласный… Может ли быть так, что от сущ. Багратион сначала было образовано притяжательное прилагательное «багратионов» (ср. багратионовы флеши), а уже потом относительное от исходного притяжательного?

Ответ справочной службы русского языка

Образование относительных прилагательных от личных имен с суффиксами -ов- (это суффикс притяжательных прилагательных) и -ск- (суффикс относительного прилагательного) — системное явление в русском словообразовании. Дело в том, что две словообразовательные модели, по которым образованы соответственно слова _Багратионовский_ и _Бауманский_ (с притяжательным суффиксом и без него), являются конкурирующими. Да, в языке тоже есть конкуренция! Следует заметить, что названия городов обычно не могут образовывать относительные прилагательные с суффиксом -ов- (например, от слова Рим — _римский_, а не _римовский_; Кострома — _костромской_, а не _костромовский_). Ср. также: _вашингтоновский_ (от фамилии Вашингтон), но _вашингтонский_ (от Вашингтон, город); _вашингтоновская эпоха_, но _вашингтонские газеты_.

Нужны ли где-нибудь кавычки в словосочетании эпоха застоя?
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются.

ЭПО́ХА, -и, ж. 1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности. Эпоха Возрождения. Эпоха империализма и пролетарских революций.

Все значения слова «эпоха»

ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Возобновление прекратившегося существования чего-л.; подъем после периода упадка, разрушения. Хозяйственное возрождение страны. Возрождение искусства.

Все значения слова «возрождение»

  • Эпоха правления еврейского интернационала накладывается на эпоху возрождения основ российской государственности.

  • Архитекторы эпохи возрождения умели создавать ту среду, которая вдохновляла знатных людей заниматься искусством, музыкой и литературой.

  • В последующем многие виднейшие врачи средневековья и эпохи возрождения выделяли принцип подобия при выборе лекарственного средства.

  • (все предложения)
  • эпоха расцвета
  • новая эпоха
  • эпоха ренессанса
  • эпоха просвещения
  • эпоха средневековья
  • (ещё синонимы…)
  • эпоха
  • (ещё ассоциации…)
  • новая эпоха
  • эпоха возрождения
  • люди разных эпох
  • эпоха закончилась
  • жить в эпоху
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • итальянское возрождение
  • возрождение культуры
  • эпоха возрождения
  • возрождение началось
  • начиная с эпохи возрождения
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «эпоха»
  • Разбор по составу слова «возрождение»
  • Как правильно пишется слово «эпоха»
  • Как правильно пишется слово «возрождение»
Навигация

Open А
Open Б
Open В
Open Г
Open Д
Open Е
Open Ж
Open З
Open И
Open Й
Open К
Open Л
Open М
Open Н
Open О
Open П
Open Р
Open С
Open Т
Open У
Open Ф
Open Х
Open Ц
Open Ч
Open Ш
Open Щ
Open Ы
Close Э

эва   §  140 п. 4

эвако-   §  117 п. 3

эвакогоспиталь   §  117 п. 3

Эверест   §  6 п. 2

эвкалипт   §  6 п. 2

ЭВМ   §  204

эге   §  140 п. 4

эгоизм   §  6 п. 2

эд (в восточных именах)   §  124 п. 3, §  161

Эдик   §  48 прим.

Эдип   §  6 п. 2

Эдичка   §  48 прим.

Эдуардо Де Филиппо   §  160 прим. 1

Эйфелева башня   §  194

экватор   §  6 п. 2

экзамен   §  6 п. 2, §  80

экзема   §  9

экзо-   §  117 п. 3

экзотермический   §  117 п. 3

эко-   §  117 п. 3

экологически чистый   §  131

экономика   §  6 п. 2

экосистема   §  117 п. 3

экось   §  140 п. 4

экранизировать   §  43

экс… (вне)   §  80, 117 п. 1, §  120 п. 7 прим.

экс- (бывший)   §  80, 117 п. 1 прим., §  120 п. 7

экс Советский Союз   §  153

Экс-ан-Прованс   §  169 прим. 2

экс-вице-премьер   §  120 п. 7

экс-директор   §  120 п. 7

экскурсионный   §  97

экс-министр   §  120 п. 7

экспатриация   §  120 п. 7 прим.

экспериментально-психологический   §  130 п. 3

экс-президент   §  80, §  120 п. 7

экспресс-анализ   § 110 прим. 1

экс-советский   §  117 п. 1 прим.

экстерриториальный   §  80, §  117 п. 1, §  120 п. 7 прим.

экстра-   §  38 прим. 2, §  80

экстраверт   §  38 прим. 2

экстра-класс   §  80

экстраординарный   §  38 прим. 2, §  80, §  117 п. 1

эксцесс   §  107

экс-чемпион   §  80, §  117 п. 1 прим., §  120 п. 7

электрификация   §  66

электрифицировать   §  16, §  66

электричество   §  6 п. 2

электро-   §  117 п. 3

электроёмкий   §  117 п. 3

электронно-лучевой   §  130 п. 3

электрон-электронный   §  129 п. 4

электрорадиооборудование   §  117 п. 3

элемент   §  6 п. 2

эликсир   §  34

элита   §  6 п. 2

эллипсоид   §  43

эль (в восточных именах)   §  124 п. 3, §  161

эль (буква)   §  6 п. 3

Эль Греко   §  160 прим. 1

Эль-Кувейт   § .126 п. 6

эль-Куни   §  161

эм (буква)   §  6 п. 3

эмиграционный   §  97

эмиграция   §  107

Эмка   §  109

эмка   §  6 п. 3

эмоция   §  6 п. 2

эн (буква)   §  6 п. 3

эндо-   §  117 п. 3

эндотермический   §  117 п. 3

энергия   §  6 п. 2

энерго-   §  117 п. 3

энергоёмкий   §  117 п. 3

энес   §  8 п. 3 прим.

энный   §  6 п. 3

энский   §  6 п. 3

энтузиазм   §  81 п. 2 прим. 1

энтузиаст   §  81 п. 2 прим. 1

энциклопедически образованный   §  131

эпиграф   §  6 п. 2

эпидемия   §  6 п. 2

эпизодический   §  43

эпоха Возрождения   §  179 прим. 5

эпоха палеолита   §  179 прим. 6

эр (буква)   §  6 п. 3,

эр (в восточных именах)   §  124 п. 3

Эрих Мария Ремарк   §  123 п. 3

Эр-Рияд   §  126 п. 6

эс (буква)   §  6 п. 3

эсдек   §  8 п. 3 прим.

эсер   §  6 п. 3, §  8 п. 3 прим., §  204

эс-Зайят   §  161

эскорт   §  6 п. 2

эсминец   §  119 п. 2

эссе   §  9

эссенция   §  107

эстетика   §  6 п. 2

Эсхил   §  6 п. 2

эсэнгэвский (от СНГ)   §  204

этимология   §  6 п. 2

этрусский   §  84

Этьен Л а Боэси   §  160 прим. 1

эф (буква)   §  6 п. 3

эфир   §  6 п. 2

эхма   §  140 п. 4

эхо-импульс   §  120 п. 3

эшелон   §  34
Open Ю
Open Я

§ 179. В
названиях исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников с
прописной буквы пишется первое слово (которое может быть единственным), напр.: Средние века, Крестовые походы,
Петровская эпоха, Возрождение (
также Раннее Возрождение,
Высокое Возрождение), Ренессанс, Проторенессанс, Реформация, Кватроченто,
Смутное время
(в России в XVII в.), Варфоломеевская ночь,
Бородинское сражение, Куликовская битва, Семилетняя война, Первая мировая
война, Вторая мировая война, Гражданская война
(в России 1918 — 1921 гг.);
Июльская монархия, Вторая империя, Третья республика
истории Франции), Парижская коммуна, Война за независимость
(в Северной Америке), Декабрьское вооруженное восстание 1905
года, Февральская революция 1917 года (Февраль), Октябрьская революция (Октябрь),
Жакерия, Медный бунт, Новый год, Первое мая, Международный женский день, День
независимости, День учителя, Дни славянской письменности и культуры.

Так же пишутся названия политических, культурных, спортивных
и других мероприятий, имеющих общегосударственное или международное значение,
напр.: Всемирный экономический форум, Марш мира, Всемирный
фестиваль молодёжи и студентов, Олимпийские игры, Кубок мира по футболу, Кубок
Дэвиса, Игры доброй воли, Белая олимпиада.
Названия других регулярно
проводимых мероприятий пишутся со строчной буквы, напр.: день
встречи выпускников, день донора, день открытых дверей, субботник, воскресник.

Примечание 1. В некоторых названиях
праздников и исторических событий с прописной буквы по традиции пишется не
только первое слово, напр.: День
Победы, Великая Отечественная война.

Примечание 2. В названиях праздников с
начальной цифрой с прописной буквы пишется название месяца, напр.: 1 Мая, 8 Марта.

Примечание 3. В названиях обозначаемых
порядковым номером съездов, конгрессов, конференций, сессий, фестивалей,
конкурсов слова Международный,
Всемирный, Всероссийский
и т. п. пишутся с прописной буквы
независимо от того, обозначается ли стоящий в начале названия порядковый номер
цифрой или словом, напр.: I (Первый)
Международный конкурс им. П. И. Чайковского, III (Третий) Всероссийский съезд
Советов, VI (Шестой) Всемирный фестиваль молодёжи
и студентов.

Примечание 4. В названиях исторических
событий с первым словом — пишущимся через дефис прилагательным от
географического названия (названий), с прописной буквы пишутся обе части
прилагательного, напр.: Брест-Литовский
мирный
договор (ср.
Брест-Литовск), Сан-Францисская конференция (ср.
Сан-Франциско), Висло-Одерская операция (военная;
ср. Висла и Одер).

Примечание 5. Некоторые родовые наименования
пишутся со строчной буквы, даже если являются первым словом составного
наименования, напр.: эпоха
Возрождения, движение Сопротивления, восстание декабристов, революция 1905 года,
битва при Калке
(но: Битва народов, 1813). Так же пишется слово год в названиях типа год Змеи, год Дракона.

Примечание 6. Названия геологических периодов
и эпох, археологических эпох и культур пишутся со строчной буквы, напр.: мезозойская эра (и мезозой), меловой период, юрский период, ледниковый
период, эпоха палеолита (
и палеолит), каменный век, трипольская культура.

Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим
правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп
названий, сложившиеся в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах.

Эпоха Возрождения

Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

"The School of Athens" by Raphael

Ренессанс

Культура

Архитектура
Военное дело
Изобразительное
искусство
Литература
Музыка
Наука
Танец
Технологии
Философия

География

Англия
Германия
Испания
Италия
Нидерланды
Польша
Северная Европа
Франция

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

  • 1 Общая характеристика
  • 2 Периоды эпохи
    • 2.1 Раннее Возрождение
    • 2.2 Высокое Возрождение
  • 3 Северное Возрождение
  • 4 Человек эпохи Возрождения
  • 5 Наука
  • 6 Философия
  • 7 Литература
  • 8 Изобразительное искусство
  • 9 Архитектура
  • 10 Музыка
  • 11 Примечания
  • 12 Источник
  • 13 Ссылки
  • 14 Литература

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).

Человек эпохи Возрождения

Наука

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]

Философия

Основная статья: Философия Возрождения

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

  • Николай Кузанский
  • Леонардо Бруни
  • Марсилио Фичино
  • Пико делла Мирандола
  • Лоренцо Валла
  • Манетти
  • Пьетро Помпонацци
  • Жан Боден
  • Монтень
  • Томас Мор
  • Эразм Роттердамский
  • Мартин Лютер
  • Кампанелла
  • Джордано Бруно

Литература

Основная статья: Литература эпохи Возрождения

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй

к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Примечания

  1. Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1

Источник

  • Большая Советская Энциклопедия

Ссылки

  • Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
  • Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
  • Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
  • Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
  • Society for Renaissance Studies
  • Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)

Литература

  • Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
  • История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
  • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
  • М.Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.

Средние века

События

Падение Западной Римской империи • Великое переселение народов • Феодализм • Тёмные века Средневековья • Эпоха Возрождения • Развитие технологий • Арабские завоевания • Монгольские завоевания • Исламская аграрная революция • Золотой век ислама

Страны и регионы

Англия • Шотландия • Ирландия • Скандинавия • Франция • Германия • Испания • Италия • Средиземноморье • Киевская Русь • Византийская империя • Арабский халифат • Монгольская империя • Султанат Сельджуков

Религия

Римско-католическая церковь • Папство • Православная церквь • Ислам • Халифат • Крестовые походы • Схоластика • Расцвет монашества • Еретические движения • Инквизиция

Культура

Искусство Средневековья • Архитектура • Литература • Музыка • Алхимия  • Астрология

Направления в западном искусстве

Средние века

Готика • Интернациональная готика • Романский стиль • Ренессанс

Новое время

Академизм • Ампир • Барокко • Маньеризм • Классицизм • Неоклассицизм • Прерафаэлитизм • Реализм • Рококо • Романтизм • Сентиментализм

Модернизм

Импрессионизм • Постимпрессионизм • Модерн (ар-нуво) • Ар-деко • Экспрессионизм • Кубизм • Футуризм • Абстракционизм • Супрематизм • Конструктивизм • Баухауз • дадаизм • Сюрреализм • Абстрактный экспрессионизм • Лирическая абстракция • Живопись цветового поля

Современное
искусство

Ар брют • Минимал арт • Постминимализм • Нео-гео • Оп-арт • Лэнд-арт • Поп-арт • Концептуализм • Фотореализм • Молодые британские художники • Стакизм • Неопластицизм • Неоэкспрессионизм • Искусство взаимоотношений • Постмодернизм • Трансавангард • Неодада • Арте повера • Соц-арт

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Как правильно пишется эпл айди
  • Как правильно пишется эпилептолог
  • Как правильно пишется эпилепсия
  • Как правильно пишется эпидемиологическая ситуация
  • Как правильно пишется эпиграф