-ка § 143 п. 1
кабаре § 9
кабатчик § 87
кабы § 140 п. 3
кабэшный (от КБ) § 204
кавычки § 34
кавээнщик § 8 п. 3, § 204
кагор § 199 прим.
кагэбэшник § 204
кагэбэшный § 8 п. 3
каждодневный § 128 п. 3 а)
казанские достопримечательности § 177
казанский § 30 п. 2 а) прим.
Казанский вокзал § 175
Казанский кремль § 177
Казанский собор § 177, § 186
Казанский университет § 177
казанцы § 30 п. 2 а) прим.
казарменный § 45
казацкий § 85
казино «Арбат» § 192
казнённый § 98 п. 2 б)
казус белли § 122 п. 3
каинова печать § 166
как бог на душу положит § 181 прим. 3
как будто § 142 п. 2
как-нибудь § 135 б)
как ни верти § 78 п. 4 б)
как-никак § 118 п. 2, § 141 п. 1
как ни кинь § 78 п. 4 б)
как ни крути § 78 п. 4 б)
какой- либо § 135 б)
какой-нибудь § 135 б)
какой-никакой § 118 п. 2
какой попало § 135 б) прим. 2
какой-то § 135 б)
как раз § 142 п. 2
как-то § 135 б)
как то (перед перечислением) § 142 п. 2
как только § 142 п. 2
калачик § 50
Калачов и Калачёв § 18 п. 3 прим. 2
калий § 44 прим, 1
калийный § 44 прим. 1
Калининград § 125 п. 1
Калининградское издательство «Деловой мир» § 192 прим.
калмыцкий § 85
Калужская область § 157
калужский § 90
калькуттский § 109
кальцит § 16
КамАЗ § 200 прим. 1, § 208 прим. 1
каменноугольный § 130 п. 1
каменный § 95
каменный век § 179 прим. 6
каменоломня § 65
Каменск-Уральский § 126 п. 2
каменщик § 30 п. 3
камер- § 120 п. 7
камерный оркестр «Виртуозы Москвы» § 192
камер-паж § 120 п. 7
камер-юнкер § 120 п. 7
камер-юнкерский § 129 п. 1
камер-юнкерство § 120 п. 10
камнедробилка § 65
Камское Устье (поселок) § 169 прим. 1
камушек § 54
Камчатка § 158
Камышин (Камышином) § 73
Канев (Каневом) § 73
каннский § 109
каноэ § 7 п. 2
каноэ-одиночка § 120 п. 2
кантианский § 43
канцлер § 196
канцонетта § 24, § 108
каньон § 3 п. 3 б)
капелла § 9
Капелла Возничего § 178
каппа-фактор § 120 п. 3
каприччо § 21, § 87 прим.
капюшон § 18 п. 7
каравай § 34
караван-сарай § 120 п. 4
карагандинский § 55 прим. 1
карате § 9
кардинал § 185
Карл Смелый § 159
карманный § 95
карманьола § 3 п. 3 б)
Кармен § 9
каротель § 198 прим.
картина «Бурлаки на Волге» § 195 а)
картина «Девушка, освещенная солнцем» § 195 а)
касание § 35 п. 1
касательно § 35 п. 1
касательство § 35 п. 1
касаться § 35 п. 1
кас — кос § 35 п. 1
касса § 107
кассета § 107
Кастро Рус § 124 п. 1 прим. 1
катовицкий § 85
Католикос-Патриарх всея Грузии § 185
Катон Старший § 159
Катрин Денёв § 5 п. 3
катюша § 163
кафе § 9
кафе-автомат § 120 п. 2
кафедра иностранных языков § 193
кашемир § 176
кашлять § 76 п. 1
Каштанка § 157
кают-компания § 121 п. 1
каяться § 76 п. 3
квадриллион и квадрильон § 3 п. 3 б)
квази- § 66
квазиизлучение § 66
квазинаучный § 66, § 117 п. 1
квазиНИИ § 151 прим. 2
Кватроченто § 179
квашонка § 18 п. 5
кверху § 136 п. 6
квинтиллион и квинтильон § 3 п. 3 б)
квинтэссенция § 121 п. 2
квипрокво § 121 п. 3
кг (килограмм) § 209
кегельбан § 64 п. 3 6)
кегельный § 64 п. 3 б)
келий (род п. мн. ч.) § 64 п. 3
келийка (вар. келейка) § 64 п. 3
Кёльн § 4 п. 1 прим. 1
Кемаль-паша § 124 п. 3
кёнигсбергский § 4 п. 1 прим. 2
Керим-ага § 161
Кёр-оглы § 161
керченец § 55
керченский § 55
Кёстлер § 4 п. 1 прим. 1
кзади § 136 п. 6
киберпространство § 119 п. 2
Киев § 169
Киево-Печерская лавра § 186
Кизилъюрт § 27 п. 3
Кий (имя — о Кие) § 71 п. 2
кий (о кие, вар. о киё) § 71 п. 2
кикаггу § 121 п. 3
кикуйю § 26 п. 3
киллер § 107
кило- § 117 п. 3
киловатта ый § 109
киловатт-час § 120 п. 4
килограмм-сила § 120 п. 4
километр § 117 п. 3
Ким Ир Сен § 123 п. 4 , § 159
кимирсеновский § 129 п. 3 прим.
кино- § 117 п. 3
кино-Остап § 151
кинотеатр «Художественный» § 192
кино-, теле- и видеофильмы § 112
кинофильм § 117 п. 3
киношник § 91 прим. 1
киношный § 91 прим. 1
киноэкран § 6 п. 4 а)
киоскёр § 4 п. 1 прим. 1
кипячёный § 104 прим.
киржачский § 90
Кирила § 70 прим.
Кирилка § 109
Кирилл § 107
кирилло-мефодиевский § 130 п. 2
Кириллушка § 109 прим.
кисейный § 44 прим. 2
киселеобразный § 128 п. 3 а)
кисея § 44 прим. 2
кисло-сладкий § 129 п. 2
кисонька § 47
Китай-город § 125 п. 1
Китайгородский § 129 п. 1
кишок (род. п. мн. ч.) § 18 п. 5
кишочки § 18 п. 5
Клавдия § 44
кладбищенский § 55
клан — клон § 35 п. 1
кланяться § 35 п. 1
класс § 107
классный § 109
классовый § 109
клёванный и клёваный § 98 п. 3
клеить § 76 п. 3
клёцек (род. п. мн. ч.) § 64 п. 2
клещевой § 18 п. 3
клещовка § 18 п. 3
клеящий § 58
клиент § 7 п. 1
Клинцы § 15 п. 2
клинышек § 54
к лицу § 139
Клондайк § 158
клоунесса § 108
клубника «виктория» § 198
клюквенный § 97
клясть (клял) § 35 п. 2 прим. 3
к месту § 139
кнаружи § 139
кнессет § 191
Книга Памяти § 194 прим. 2
Книга рекордов Гиннесса § 194
книжонка § 18 п. 2
книзу § 136 п. 6
княжон § 18 п. 5
коадъютор § 27 п. 1 б)
кованный и кованый § 98 п. 3
ковёр-самолёт § 120 п. 1 б)
ко всякому § 41
ковш § 32
когда-либо § 135 б)
когда-нибудь § 135 б)
когда-то § 135 б)
кого угодно § 135 б) прим. 2
Кодекс законов о труде § 194
кое- (кой-) § 135 а)
кое о чём § 156
кое-где § 135 а)
кое-как § 135 а)
кое-какой (кое с каким) § 135 а)
кое-когда § 135 а)
кое-кто (кое у кого) § 135 а)
кое-куда § 135 а)
кое-откуда § 135 а)
кое-чей § 135 а)
кое-что (кое о чем) § 135 а)
кожаный § 45, § 97
кожобувной § 21 прим. 1
козьма-прутковский § 129 п. 3
Козьмодемьянск § 126 п. 1 прим. 1
кой-какой § 135 а)
койко-место § 120 п. 6 а)
кой-кто § 135 а)
койот § 26 п. 2
кока-кола § 199 прим.
кок-сагыз § 12 п. 1 прим.
колбаса «Докторская» § 199
колеблемый § 59
колеблющий § 58
колесико § 43
колея § 44 прим. 2
коллежский § 90
коллекция § 107
коломенский § 55 прим. 2
колонка § 109
колонна § 107
колонный § 96
Колосс Родосский § 194
колхоз § 119 п. 2
колхоз им. Кирова § 193
колышек § 54
коль скоро § 142 п. 2
кольдкрем § 121 п. 2
Кольский Север § 127
кольт § 158, § 163
колющий § 58
командующий войсками § 196
комбинат «Трехгорная мануфактура» § 192
комедия дель арте § 122 п. 3
комета § 9, § 178
комиссариат § 43
комитеты Государственной думы § 189 прим. 4
Комияма-сан § 124 п. 5, § 161
комментировать § 107
коммерц-коллегия § 121 п. 1
коммуна § 107
Коммунистическая партия РФ § 189
комочек § 64 п. 2
компакт-диск § 121 п. 1
компанейский § 44 прим. 1
компанейщина § 44 прим. 1
компания § 44 прим. 1
компаньон § 3 п. 3 б)
компартия § 119 п. 2
компилятор § 43
композитор Глинка § 122 п. 1 б)
компромисс § 107
компромиссный § 109
комсомол § 119 п. 2
Комсомольск-на-Амуре § 126 п. 6
комфортабельный § 43
конвейер § 7 п. 1 прим. 1, § 26 п. 3
конгресс США (сенат и палата представителей) § 191
кондитерская фабрика «Красный Октябрь» § 192
коневодство § 65
Конёнков § 5 п. 3
конечно § 91
конокрад § 65
конопляник § 105
конский § 30 п. 2 а) прим.
консорциум «Казалмаззолото» § 192
констанцский § 85
Конституционный суд РФ § 189
Конституция Российской Федерации § 194
конструктор § 43
контент-анализ § 121 п. 2
контр- § 117 п. 1 прим., § 120 п. 7
контр-адмирал § 117 п. 1 прим., § 120 п. 7
контр-адмиральский § 129 п. 1
контригра § 11 п. 4 а)
контрнаступление § 117 п. 1
контрреволюция § 93
контръярус § 27 п. 1 б)
контуженный и контуженый § 98 п. 3
конференц-зал § 121 п. 1
конфеты «Ромашка» § 199
конченный § 98 п. 2 б)
конченый человек § 98 п. 2 б)
кончик § 30 п. 3
конъектура § 27 п. 1 б)
конъюгаты § 27 п. 1 б)
конъюгация § 27 п. 1 б)
конъюнктив § 27 п. 1 б)
конъюнктива § 27 п. 1 б)
Конъюнктивит § 27 п. 1 б)
конъюнктура § 27 п. 1 б)
конъюнкция § 27 п. 1 б)
копий (род. п. мн. ч.) § 64 п. 3
копоть § 64 п. 3 а)
Коран § 187
коренник § 105
коридор § 34, § 107
корнишон § 18 п. 7
корова Машка § 164
коровища § 70
королева § 196
Королевский Шекспировский театр § 167
король Лир § 165 прим.
короткошёрстный § 19 п. 7
корпункт § 110
коррекция § 37, § 79 п. 2 б)
корреспондент § 107
корригировать § 37
коррида § 107
коррозия § 107
коррупция § 107
корчёванный § 98 п. 1
корчёвка § 19 п. 3
косисено § 119 п. 4
космо- § 117 п. 3
космовидение § 117 п. 3
космонавт § 80
коснуться § 35 п. 1
косный § 83
Косово (Косовом) § 73
Коста-Рика § 126 п. 5
коста-риканский § 129 п. 1
костариканцы § 119 п. 5
костенеть § 63
костный § 83
костьутиль § 29 прим.
костюм хаки § 122 п. 2
костяной § 45, § 63 прим.
кот Васька § 122 п. 1 б), § 164
Кот-д’Ивуар § 115
Кот-д’Ор § 115
котёнок § 64 п. 1
котильон § 3 п. 3 б)
котишка § 70
котище § 70
котловина Больших Озёр § 169
коттедж § 9
кофточка § 48
кохинхинки § 164 прим. 2
Коцюбинский § 13 прим. 2
коченеть § 63
коченить § 63
кошачий § 49
кошёвка § 19 п. 7
Кошелёв § 5 п. 3
кошёлка § 19 п. 7
кошицкий § 85
кошка Мурка § 164
кошки-мышки § 118 п. 4
кошомка § 18 п. 5
кошомный § 18 п. 5
коэффициент § 7 п. 1, § 7 п. 2
кпереди § 136 п. 6
краеведческий § 43
краешек § 54
крайизбирком § 26 п. 1
крайне враждебный § 131
Крайний Север § 172
крап § 35 п. 1
крапать § 35 п. 1
крапина § 35 п. 1
крапинка § 35 п. 1
крап — кроп § 35 п. 1
крапление § 35 п. 1
крапленый § 35 п. 1
красавица-Волга § 120 п. 1 в)
красавица-дочка § 120 п. 1 в)
красавица-раскрасавица § 118 п. 2
красная § 69
Красная книга § 194
Красная Шапочка (сказочный персонаж) § 157, § 165
красная шапочка § 157
Красно- § 125 п. 2
Краснодар § 125 п. 1
Краснодарский край § 169
красное § 69
Красноуральск § 125 п. 2
красные § 69
Красотка § 164
крашенина § 60 прим.
крашенный § 98 п. 3
крашеный § 60, § 98 п. 3
крепко-крепко § 118 п. 1
крепко-накрепко § 118 п. 2, § 138 п. 2 прим. 4
крепче § 43
Крест Господень § 182
крест-накрест § 118 п. 2, § 137 п. 4
крестник § 83
крёстный § 83
крестный ход § 188
Крестовые походы § 179
крестцовый § 83
крестьяне § 69
Крещение § 183
крещённый и крещёный § 98 п. 3
кристальный § 109
критикесса § 108
кричаще-яркий § 129 п. 2
кровеносный § 65
кровоподтек § 65
кровяной § 45, § 63 прим.
крокодил Гена § 165 прим.
кролик § 64 п. 3 в)
кроманьонец § 3 п. 3 б)
кропить § 35 п. 1
кропление § 35 п. 1
кроссворд § 121 п. 3
крошево § 57
крошечка § 48
крошка Цахес § 120 п. 1 в)
круглогодичный § 130 п. 1
кружево § 57
кружок § 18 п. 2
кружочек § 18 п. 2
крупитчатый § 87
крупнокалиберный § 64 п. 3 б)
крутануть § 43
крыжовник § 18 п. 3
крылышко § 54
крышек (род. п. мн. ч.) § 64 п. 2
крюйс-пеленг § 121 п. 2
Крюково (Крюковом) § 73
крючок § 18 п. 2, § 18 п. 5
крючочек § 18 п. 2
крюшон § 18 п. 7
ксерокс § 200 прим. 3
к слову § 139
кстати § 139
к/т (кинотеатр) § 210
кто-кто § 118 п. 1, § 155 б)
кто-либо § 135 б)
кто-нибудь § 135 б)
кто-то § 135 б)
кубинский § 55 прим. 1
Кубок Дэвиса § 179
Кубок мира по футболу § 179
куда-куда § 118 п. 1
куда-либо § 135 б)
куда-нибудь § 135 б)
куда ни кинь § 78 п. 4 б)
куда ни шло § 78 п. 4 б)
куда попало § 135 б) прим. 2
куда-то § 135 б)
кудерьки § 64 п. 3 б)
Кузбасс § 110 прим. 2
кузен § 9
Кузнецкий Мост (улица) § 169 прим. 1
Кузьминична § 43, § 91
кукареку § 140 п. 4
ку-клукс-клановский § 129 п. 1
кукушечий § 49
Куликовская битва § 157, § 179
кулон § 163
куманёк § 51
Куницын § 15 п. 3 прим.
кунсткамера § 121 п. 2
купе § 9
купеческий § 90
купленный § 98 п. 2 б)
купля-продажа § 120 п. 1
Курбан-байрам § 183
Курган Бессмертия § 194 прим. 2
Курдистан § 66
курево § 57
куриный § 97
Курицын § 15 п. 3 прим.
кусочек § 50
кусочник § 91
кухонь (род. п. мн. ч.) § 64 п. 1
куцый § 15 п. 2
кызы (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
Кызыл-Кия (в Кызыл-Кие) § 71 прим. к п. 1 и 2
Кызылкум § 12 п. 1 прим.
кызылский (вар. кызыльский) § 30 п. 1 прим. 2
кыш § 12 п. 1 прим.
Кыштым § 12 п. 1 прим.
кювет § 2 п. 1 прим.
Кюсю § 2 п. 1 прим.
Кюхельбекер § 2 п. 1 прим.
Кяхта § 2 п. 1 прим.
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
Как правильно пишется словосочетание «крестный ход»
- Как правильно пишется слово «крёстный»
- Как правильно пишется слово «ход»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эмитированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «крёстный»
Ассоциации к слову «ход»
Синонимы к словосочетанию «крестный ход»
Предложения со словосочетанием «крестный ход»
- Уже через неделю они подвезли крупные орудия и двадцать пятого числа, в воскресенье, во время крестного хода впервые обстреляли город и находившуюся на внутреннем рейде эскадру.
- В феврале в городе прошёл крестный ход в знак протеста против декрета советского правительства об отделении церкви от государства, в городе на церковь начинались гонения.
- Люди совершали крестный ход с иконой вокруг своего дома, чтобы защитить жилище и семью от несчастий и голода.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «крестный ход»
- Обитель, как мы сказали, основана в 1524 году, а по совершенном окончании построек в следующем 1525 году, 28 июля, с обычным крестным ходом перенесен туда из Благовещенского собора список с чудотворного образа.
- В одном месте черпали вино из полуразбитых бочек шапками, в другом рвали куски парчей, дорогих тканей, штофов, сукна и прочих награбленных товаров, как вдруг с архиепископского двора показался крестный ход, шедший прямо навстречу бунтовщикам; клир певчих шел впереди и пел трогательно и умильно: «Спаси, Господи, люди Твоя». Владыко Феофил, посреди их, окруженный сонмом бояр и посадников, шел тихо, величественно, под развевающимися хоругвями, обратив горе свои молящие взоры и воздев руки к небу.
- Наутро и солнце явилось для меня с другим лицом: видел я, как лучи его осторожно и ласково плавили тьму, сожгли её, обнажили землю от покровов ночи, и вот встала она предо мной в цветном и пышном уборе осени — изумрудное поле великих игр людей и боя за свободу игр, святое место крестного хода к празднику красоты и правды.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение словосочетания «крестный ход»
-
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.). (Википедия)
Все значения словосочетания КРЕСТНЫЙ ХОД
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Все значения словосочетания «крестный ход»
-
Уже через неделю они подвезли крупные орудия и двадцать пятого числа, в воскресенье, во время крестного хода впервые обстреляли город и находившуюся на внутреннем рейде эскадру.
-
В феврале в городе прошёл крестный ход в знак протеста против декрета советского правительства об отделении церкви от государства, в городе на церковь начинались гонения.
-
Люди совершали крестный ход с иконой вокруг своего дома, чтобы защитить жилище и семью от несчастий и голода.
- (все предложения)
- благодарственный молебен
- колокольный звон
- стечение народа
- поклонный крест
- кафедральные соборы
- (ещё синонимы…)
- крещение
- крест
- крестик
- дядька
- мафия
- (ещё ассоциации…)
- ходик
- ходок
- обиход
- подход
- самоходка
- (ещё ассоциации…)
- крёстный отец
- крёстный отец мафии
- проводить крёстные ходы
- (полная таблица сочетаемости…)
- полный ход
- ход мыслей
- дверь чёрного хода
- ход замедлился
- замедлять ход
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «крёстный»
- Разбор по составу слова «ход»
- Как правильно пишется слово «крёстный»
- Как правильно пишется слово «ход»
Крестный ход
- Крестный ход
- Устар. Церковное шествие с крестами, хоругвями, иконами. В жаркий июльский день по пыльной дороге идёт крестный ход: впереди мужики несут хоругви, а бабы и девки иконы, за ними мальчишки-певчие и дьячок (Чехов. Дуэль). Вот обошли крестным ходом вокруг церкви (Короленко. Старый звонарь).
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.
Смотреть что такое «Крестный ход» в других словарях:
-
КРЕСТНЫЙ ХОД — КРЕСТНЫЙ ХОД, христианский обряд, шествие священнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников … Современная энциклопедия
-
КРЕСТНЫЙ ХОД — христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников … Большой Энциклопедический словарь
-
КРЕСТНЫЙ ХОД — торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные… … Русская история
-
Крестный ход — Пасхальный … Википедия
-
крестный ход — христианский обряд, шествие духовенства и верующих с крестами, иконами, хоругвями и другими священными предметами. Крестные ходы делятся на обычные (во время церковных праздников: на Пасху, Богоявление и др.) и чрезвычайные (при стихийных… … Энциклопедический словарь
-
Крестный ход — торжественное церковное шествие с участием большого количества духовенства и прихожан в честь известных праздников (Крещение) или по поводу особо значимого для Церкви и Православия события или бытового события (моление дождя). Совершается с… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
-
Крестный ход и молебствие на полях. — Крестный ход и молебствие на полях. См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Крестный ход в Курской губернии — Илья Репин Крес … Википедия
-
Крестный ход — торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Крестный ход — шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (например, на Пасху), или по особым поводам (например, на поля во время молений об избавлении от … Православный энциклопедический словарь
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главны… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
Крестный ход — торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. Священно-служители и церковно-служители, в церковных облачениях, во время шествия поют молебный канон. К. ходы существуют как в православной церкви, так и в католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные. К первым принадлежат: 1) К. ход вокруг церкви в пасхальную неделю, каждый день за литургией; 2) в праздник Богоявления, 6 января, для освящения воды, в память крещения И. Христа, 3) 1 августа — К. ход из некоторых главных храмов города для освящения воды; совершается по примеру Константинополя, где в этот день, до завоевания города турками, ежегодно с К. ходом из императорского дворца в храм св. Софии выносился хранившийся во дворце крест И. Христа (части этого Креста, вложенные в его полное изображение), причем было совершаемо и водоосвящение; 4) К. ходы <i>поместные — </i>в отдельных городах и других местностях, в честь великих местных святынь и замечательных событий церковной и государственной жизни, а также в память освобождения местности от эпидемии, нашествия врагов и т. п. Чрезвычайные крестные ходы устрояются с разрешения епархиального начальства по особым важным случаям местной церковной жизни, напр. на места закладки и построения нового храма, на поля для молитвы об избавлении от градобития или засухи; сюда относятся также К. ходы трезвенников и др. <i> Н</i>. <i> Б</i> — <i>в. </i><br><br><br>… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю. Поводами для крестных ходов с… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока — начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и эпизоотии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).
При засухе, например, в Бобровском у. Воронежской губ. крестный ход на поля происходил следующим образом. «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши утреню и литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом все поле. Впереди идут с иконами, за ними — священник, облаченный в фелонь и епитрахиль, несет крест; сопутствующий клир поет богородичны гласы и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста. В пяти местах, вперед избранных, весь ход останавливается, и служат молебны с водоосвящением». Первый молебен посвящали Спасителю; по окончании молебна все прикладывались ко кресту и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божией Матери; третий — свт. Николаю; четвертый — прор. Илье. Пятым служили молебен о бездождии.
В иных местах молебен о дожде во время засухи строился несколько по-другому: останавливались не в установленных заранее местах, а по мере израсходования св. воды. Такой вариант подробно описан в 1856 по Зарайскому у. Рязанской губ. Начиналось все с разговоров между собой крестьян, обеспокоенных состоянием хлебов. Религиозная основа этого предварительного обсуждения очевидна из записей современника события: «Плохо; не дает Бог дождя», — говорит один. «Видно, Господа Бога прогневали, — замечает другой, — недавно я ходил в поле: больно худо, и не смотрел бы. Овес от земли и на четверть не поднялся, а уж кистится, по буграм же и совсем пожелтел, сгорел». — «Пора бы образа поднять, — говорит третий, — вон, третьего дня мухинские подымали». — «И в Рудневе подымали вчера», — замечает пятый, и пример соседей решает вопрос окончательно».
День для поднятия образов выбирали чаще всего праздничный. К священнику обращались с вечера — «вот, мол, образа желают поднять». Утром все мужики и свободные от хозяйства и детей бабы шли в церковь. «Отслушав заутреню, берут хоругви, все образа, носимые в Пасху, образ Ильи-пророка и, предшествуемые священником, при пении причта, идут в деревню». Этому крестному ходу придавалось такое значение, что, как мы видим из приведенного свидетельства, состав икон был такой же, как на Пасху. Особо оговорен образ Ильи-пророка, к которому, как известно, всегда обращались с молитвами о дожде.
Первая остановка все-таки и в этом варианте делалась в определенном месте — на выгоне, возле часовни. Там служили молебен о дожде с водосвятием и коленопреклонением. После молебна крестный ход шел либо вокруг «всей дачи, по генеральным рубежам» (то есть обходили всю относившуюся к данной общине землю), либо шли только вокруг полей, находящихся в данное время под хлебами. Священник кропил поля св. водой, что сопровождалось пением молитв. Пройдя значительное расстояние, крестный ход останавливался, так как заканчивалась св. вода. Наполняли заново водосвятную чащу из ближнего водоема и снова служили молебен с водосвятием, после чего ход двигался далее. Когда обходили всю дачу, то служили три-пять молебнов, а иногда и больше.
Если вблизи дачи какой-либо деревни находился перекресток или распутье дорог, то там ставили постоянные часовенки (в данном случае — столбик с образком под кровелькой), около которых останавливались крестные ходы, когда обходили поля. Образа нести во время крестного хода могли все желающие; таковых было много, поэтому часто менялись; но те, кто нес икону по обету, — не отдавали ее никому. Священнику эту службу оплачивали всем миром, делая раскладку по дворам общины.
Подобные крестные ходы с молебнами совершались и в связи с другими причинами неурожаев. Они могли включать освящение колодцев, обход самого селения и выход в поле, совершение водосвятий на распутьях. Иногда после молебна в поле делался обед.
Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествует панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митр. Вениамин (Федченков). Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом Духовной академии (первые годы XX в.), приезжал в родную деревню в Кирсановском у. Тамбовской губ. Там он пел на клиросе. И вот однажды, засушливым летом, группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился. «Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились… куда же? На общее кладбище свое… И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари велся этот обычай: живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких… Мудрый и умилительный обычай Святой Руси… В это время наши родные женщины-богомолочки бросились по разным концам кладбища, к родным могилкам, и кое-где послышался жалобный плач… Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости и умиления к этим Божьим детям… И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» — почти требовало чуда сердце мое.
И было оно… В тот ли день или на другой пошел дождь… И не помню я из своей жизни случая, чтобы такие молебны вообще оставались без исполнения».
В иных сообщениях с мест по программам научных обществ были выделены «крестные ходы в поле для молебствия» по трем причинам: по поводу засухи, на зеленя (то есть для освящения молодых всходов зерновых) и во время засева. В последнем случае священник после молебна с водосвятием сам бросал на пашню первую горсть посевного зерна, взяв ее из севалки, где было смешано сборное зерно — от каждого двора. Затем он шел краем поля поперек всех полос в сопровождении дьячка с водосвятной чашей и кропил. И сразу же за ним двигался крестьянин, выбранный на сходке для почина сева.
Информаторы из Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ. подчеркивали в качестве поводов для молебнов в поле — запашку, засев и жатву. При этом писали, что служат «перед иконами», то есть молебну предшествовал здесь тоже крестный ход. Молебен в поле, связанный с севом, мог быть перед посевом хлебов, во время него и по завершении. Напр., в сельце Почаево и относящихся к нему деревнях (Тарусский у. Калужской губ.) после весеннего посева хлебов служили общественные молебны, то есть заказанные общиной. В этот день не работали.
Молебны от стихийных бедствий местами совершались не только тогда, когда уже беда посетила данную местность, но служили их ежегодно в определенные, установленные по традиции дни, независимо от состояния погоды. Так, в д. Мешкова (Орловского у. одноименной губ.) бывали ежегодные молебны в поле в последнее воскресенье перед Вознесением — от засухи; на Казанскую (8 июля) — от градобития.
По поводу молебнов, о которых просили крестьяне, как в благополучное, так и в неблагоприятное время, Т. Успенский пояснял в 1859: «Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно же во время засух, нечаянной и несвоевременной стужи и т.п.; молебствия совершаются умилостивительные. Но не отлагаются ходы и тогда, когда все благоприятствует прозябению хлебных растений и обещает обильные плоды; но тогда молебствия бывают благодарственные».
Если крестные ходы и молебны, связанные с началом или концом определенных стадий земледельческих работ, назначались преимущественно по обстоятельствам, то молебен по случаю первого выгона скота повсеместно было принято приурочивать ко дню св. Георгия (Юрьев, или Егорьев день) — 23 апреля (6 мая н.с.). Так, в Брянском у. Орловской губ. в этот день, по утверждению корреспондента Тенишевского бюро, все крестьяне выгоняли весь скот в поле и служили молебен.
Особое место в годичной системе крестных ходов и молебнов занимали службы, посвященные конкретным святым, а также связанные со святыми источниками или колодцами и часовнями. Ходы к местным святыням могли быть обращены к определенному святому, но могли и не иметь такой связи. Рассмотрим некоторые варианты таких ходов с молебнами.
В приходе с. Короцка (Валдайский у., Новгородская губ.) «в день мученицы Пятницы бывает крестный ход из церкви в часовню, отстоящую в 14 верстах и устроенную при болоте на Ключе. Часовня устроена в древнее время по следующему случаю, как гласит предание. Здесь явилась икона вмц. Параскевы; икона трижды была переносима из часовни в церковь, но обратно туда возвращалась, пока не сняли с нее копии и не поставили в часовню. В этот день богомольцы, особенно женщины, по обетам или по вере в целительность вод, непременною обязанностью считают купаться в ключах, бьющих близ часовни». Такой вариант был широко распространенным выражением народного благочестия: крестный ход к часовне, посвященной определенному святому и имеющей икону этого святого. Чаще всего сохранялось и местное предание о явлении иконы или о строительстве часовни. Такой ход приурочивали, естественно, ко дню этого святого.
В этом же приходе в день свт. Тихона совершался крестный ход из церкви на могилу его родителей (свт. Тихон Задонский родился в селе Короцко) для служения литии. Установлен он был с 13 августа 1861, то есть со дня прославления святителя.
В с. Куженкине этого же уезда происходил ежегодно «в пяток пред Ивановым днем, иначе в Ивановскую пятницу» крестный ход на св. родник, «замечательный по своей чистой и приятной воде». О времени и причинах учреждения этого хода в селе уже в 1860-х не сохранилось никакого предания. Пятница перед днем Иоанна Крестителя входила в число особо почитаемых в народе двенадцати пятниц в году. Можно предположить, что некогда по молитвам, обращенным к Иоанну Крестителю, произошло какое-то событие, связанное с этим родником.
В других случаях коллективная память о подобных событиях сохраняла и в к. XIX в. (а иногда хранит и доныне) даже подробности жизни святого, относящиеся к данной святыне. В селе Погорелове (на р. Уятоме) Пошехонского у. Ярославской губ. было известно, что колодец, вода которого считалась святой и, соответственно, целительной, вырыт собственноручно прп. Корнилием. К колодцу ежегодно совершался крестный ход. В том же уезде в с. Покровском (на р. Кештоме) был колодец, выкопанный собственноручно прп. Леонидом, сподвижником прмч. игумена Адриана, Пошехонского чудотворца. Каменная часовня, к которой ежегодно совершался крестный ход, была выстроена, по преданию, на том месте, где подвизался прп. Леонид. В часовне даже сохранялся камень, служивший изголовьем для святого.
Немало было таких крестных ходов, посвященных конкретной святыне, которые собирали тысячи богомольцев из разных мест. Обычно это было в тех случаях, когда святыня имела давнюю широкую известность, а самый ход насчитывал сотни лет от своего основания. Таков был, например, в XIX в. ход из Вятки в с. Великорецкое с чудотворной иконою свт. Николая Чудотворца. «Кто не знает того, как у нас на Руси совершаются крестные ходы? — пишет А. Вознесенский, автор исследования о почитании свт. Николая Мирликийского в России, описавший, в частности, и этот ход. — В это время, посвященное особенному чествованию святыни, каждый из местных и приходящих богомольцев считает своим долгом не только поклониться святыне, но и воздать хвалу ей и испросить себе чрез нее милости у Господа и Его угодников в особом молебном пении. Итак, дня за два с этой целью начинают прибывать громадные массы, и окрестных и самых отдаленных обитателей Вятской земли к крестному ходу. 21 мая после литургии вся накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей во главе, с церковным пением и звуками военной музыки («Коль славен наш Господь») направляется по отлогому спуску от собора к набережной реки Вятки. Здесь совершается молебен Угоднику пред его чудотворной иконой: город как бы прощается на время с своей святыней-сокровищем, и затем образ на особой красивой лодке, под голубым балдахином, переправляется на ту сторону реки, чтобы проследовать чрез лежащие на дороге села: Макарьевское, Бобинское, Загорское, Монастырское и Гороховское, дальше в село Великорецкое».
В течение долгого времени этот крестный ход, как и некоторые другие вятские ходы, совершался водным путем на стругах или плотах — по рекам Вятке и Великой; с 1778, по специальному решению, начали совершать его сухопутно, за исключением переправ, разумеется. В к. XIX в. переправа людей с иконою через Вятку сопровождалась церковным пением и звоном колоколов, берега были усыпаны богомольцами. Большинство из них продолжало участие в крестном ходе до р. Великой; в с. Великорецком служили два молебна: в древнем храме Преображения, где и оставался образ Святителя с 24 по 26 мая, и в более новом храме Николая Чудотворца, имевшем свою местную чтимую икону его, называемую «Житель».
24 мая после литургии крестный ход направлялся к обширной каменной часовне, расположенной в лесу, на поляне, непосредственно на месте обретения образа. Посредине часовни — колодец над источником, происшедшим, по преданию, из-под корней той сосны, на которой когда-то был найден образ. Затем богомольцы шли служить панихиды на расположенном недалеко от часовни кладбище, где была своя деревянная церковь XVII в.
Возвращался крестный ход с иконою свт. Николая Угодника из села Великорецкого (уходили 26 мая) в Вятку иным путем — через с. Медянское. В семи верстах от Вятки его торжественно встречали у часовни с. Филейки, где образа оставались и на следующий день. 28 мая ход вступал в Вятку, где происходили литургия с архиерейским богослужением и молебен. После этого начиналось движение чудотворного образа с другими местночтимыми иконами — Куринской Архистратига Михаила и Тихвинской Божией Матери — по домам тех горожан, которые хотели отслужить у себя молебен.
Этот многодневный и многоступенчатый крестный ход, представлявший собою, в сущности, систему крестных ходов с молебнами, входил сам как часть в большую систему ходов с особо чтимым образом Святителя Мирликийского по Вятской губернии. 1 июня все три названные выше иконы отправлялись в новый крестный ход, называвшийся Куринским — по селам и деревням трех ближайших к Вятке уездов, из которого возвращались в центр епархии лишь 16 июля, посетив 1 город и 47 сел. Потом образа принимали др. города и села края: Вятский Низовой крестный ход включал в к. XIX в. 6 городов, 1 слободу и 87 сел; а Верховой (Сарапульский) — 3 города, 8 заводов и 102 села. Традиция крестных ходов с Великорецким чудотворным образом Николая Угодника по другим городам Вятского края имела глубокие исторические корни: под 1569 отмечены чудеса от этой иконы в г. Котельниче, а в 1572 — в Слободском и пр.
Вятская система крестных ходов с конкретным образом не представляла собой исключения. Аналогичные явления народной духовной жизни происходили и в других регионах. Крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря охватывали многочисленные города и села Новгородской и Тверской губерний — вся система этих ходов занимала почти половину года.
Если чтимый образ везли на большие расстояния в карете, то все равно движение его сопровождалось многими встречными ходами. Таковы были, напр., поездки с Калуженской иконой Божией Матери по Калужской и Тульской губ. Один из непременных участников этих поездок в сер. XIX в. — причетник П.П. Шанский (будущий схимонах Петр) подробно описал их в письмах к своей дочери. Приведем здесь его рассказ о посещении с чудотворной иконой г. Алексина и окрестностей. «Мы туда (из Алексина в Мышинку. — М.Г.) отправились в экипаже, при звоне во всех церквах. Страшно вымолвить, сколько народу выступило на улицы, полагая, что икона выбыла совсем. Над рекою (Окою. — М.Г.), лицом к Мышинке, гора представляла торжественное зрелище: вся буквально она была усеяна народом в праздничных нарядах. Народ стоял до тех пор, пока мы не приехали в Мышинку. На другой день мы возвращались обратно в город. Икону опять приветствовали звоном во всех церквах. Народ вышел навстречу весь — от мала до велика. Из-за моста взяли икону и несли точно по воздуху. Все устремляли свой взор на лик Пречистой Богоматери. По принесении иконы нам нужно было бы служить молебны на набережной, но для их торжества пошли за город, в последнюю улицу. И невозможно без слез описать это торжественное шествие. И в первом доме, где мы служили, цветов постлано не было, но, к нашему удивлению, благоухание было неизреченное. По отслужении молебна городские разошлись по домам, не уходили только приходящие из деревень; для них, чрез каждые 5 домов, мы служили молебны на улице. Хотел предводитель дворян просить Свящ. Синод о разрешении посетить 40 волостей, но ответа еще нет ничего. Болезнь (холера. — М.Г.) в городе прекратилась с 1-го же дня».
По поводу духовных впечатлений, полученных П.П. Шанским в этих поездках, в его жизнеописании дается следующая оценка, касающаяся не столько самого причетника, сколько состояния народной веры: «Сколько он видел непререкаемых свидетельств торжества нашей веры и упования! В течение сорока лет он был постоянным свидетелем народной любви, благоговения и поклонения Великому Богу и Его Пречистой Матери; в течение сорока лет он был свидетелем и неизреченного милосердия Царицы Небесной к этому народу, так чуткому к веяниям Божественной благодати».
Выше отмечалось движение крестных ходов, встречавших путешествующую святыню. Бытовала и иная структура сложных ходов, формировавшихся из многих простых шествий: из нескольких населенных пунктов — центров приходов, разбросанных на обширной территории, двигались в определенный день самостоятельные крестные ходы к одной точке, где находилась святыня или несколько святынь. Таким центром одновременного движения многих крестных ходов как бы по радиальным маршрутам мог быть монастырь. Например, в Белогорский Свято-Николаевский монастырь (Осинский у. Пермской губ.), расположенный на одном из отрогов Уральских гор, в день Всех Святых шли крестные ходы из соседних сел и заводов. Торжественный молебен служили у Царского Креста, сооруженного из огромных мачтовых деревьев и освященного в память спасения имп. Николая II от покушения. Здесь же особо почиталась Иверская икона Божией Матери — копия афонской.
Отметим также особенности ежегодных крестных ходов с мощами святых, сохранявшиеся в течение всего XIX в. во многих обителях и отдельных храмах, обладавших такими святынями. Обычно это были ходы вокруг храма или монастыря, но некоторые из них обрели сложные маршруты с остановками для молебнов, освящавшие большое пространство и привлекавшие огромные толпы народа из окрестных селений и пришлых богомольцев из других уездов и губерний. По наблюдениям паломника, опубликованным в 1840-х, в Новгороде 30 апреля, в день обретения мощей свт. Никиты — епископа Новгородского, утром, когда раздавался звон колоколов Софийского собора (насчитывавшего к этому времени восемь веков существования), народ устремлялся с торговой и Софийской стороны на Кремлевскую площадь и заполнял ее. В собор сходилось духовенство из сорока церквей самого города и четырнадцати окрестных обителей. Епископ, облаченный в семисотлетние ризы свт. Никиты, которые были обретены вместе с мощами нетленными, склонялся перед ракой, и архимандриты поднимали мощи святителя на верхнюю крышу раки для хода. «Молитвенники, стекшиеся отовсюду для сего зрелища», опускались на колени.
Шествие выходило на Софийскую площадь, наполненную народом, из-под арки архиепископских палат: вслед за хоругвями тянулся «бесконечный ряд клириков со свечами в руках, потом диаконы и священники с кадилами и древними иконами собора», затем «священное тело свт. Никиты, высоко поддерживаемое десятью архимандритами, игумнами и строителями обителей Новгородских». Когда шествие остановилось у южных дверей собора для литии, толпы народа «устремились к мощам, чтобы по древнему православному обычаю пройти под ними». «Хотели остановить стремление народа к святыне, но благочестивый епископ Леонид, хотя сам более других страдал от напора толпы, приказал всех допускать, чтобы никто не лишился утешения духовного». Во все время хода совершался молебен свт. Никите.
На следующий день был праздник Преполовения, снова служил епископ и вышел с крестным ходом на Иордан к Волхову, «предшествуемый хоругвями и крестами и всей древней святынею Новгорода». Несли чудотворную икону Знамения Божией Матери. Мимо моста, «усеянного народом», спустились к Волхову, «покрытому судами». От Иордани крестный ход двинулся к северу, вокруг кремлевской стены и остановился для литии у часовни свт. Николая Чудотворца, а следующая лития была на площади перед собором. «Народ с усердием бросался под икону Знамения».
Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.
«Духовенство должно напомнить благовременно себе и прочим, — говорилось в этих правилах, — что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».
Особый вид составляли одноразовые, не повторяющиеся крестные ходы, назначаемые по какому-либо исключительно торжественному случаю духовной жизни. Несмотря на то что организовывались они «сверху» — церковными властями и согласовывались со светскими, тем не менее по типу поведения народа, в силу самого повода для торжеств, являлись выражением массовой религиозности. Таким был, например, крестный ход из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в сентябрьские дни 1892: по случаю пятисотлетия со дня преставления прп. Сергия Радонежского. К этому ходу прихожане московских храмов тщательно готовились, заказывали хоругви с изображением Преподобного, явления ему Богородицы, образами святых — последователей его. Во время хода впереди несли не только более семидесяти хоругвей, но и множество икон, в том числе известные всем москвичам чудотворные иконы: Владимирскую икону Божией Матери из кремлевского Успенского собора, образ свт. Алексия из Чудова монастыря, копии Иверской иконы Божией Матери из Иверской часовни, иконы прп. Андроника и Саввы из Спасо-Андроникова монастыря и свт. Стефана Пермского из храма при Первой Московской гимназии».
21 сентября 1892 с раннего утра толпы народа начали стекаться в Кремль, и в 8 часов утра, после краткого молебна, крестный ход двинулся через Спасские ворота по Никольской ул., в сторону Крестовской заставы. Один из участников так охарактеризовал состав и молитвенное настроение шествия: «Величественно, медленно и плавно двигался крестный ход, сплошной массой, запруживая самые длинные и широкие улицы Москвы. Простая крестьянка в оборванном зипуне шла вместе с элегантной дамой, одетой по последней моде; безграмотный мужик шел рядом с ученым профессором — оба с непокрытыми головами, оба с одинаковым благоговением к Великому празднику… Одна мысль, одна молитва одушевляла эту неисчислимую толпу, придавала ей жизнь, сливала всех отдельных лиц в одно громадное целое, имя которому Русская земля».
Очевидцы свидетельствовали, что в пределах Москвы в этом крестном ходе участвовало более 300 тыс. человек. От Крестовской заставы Владимирская икона Божьей Матери и часть хоругвей возвратились в Кремль, а ход двинулся далее, по Троицкому шоссе, и шел до лавры с 21 по 24 сентября, с ночлегом в Больших Мытищах и Братовщине. Ночами у костров пели духовные песни. У часовни «Крест», в десяти верстах от Сергиева Посада, произошла встреча москвичей и присоединявшихся к ним по пути богомольцев с крестными ходами из Владимира, Суздаля и Коврова. Из Сергиева Посада навстречу вышли толпы богомольцев. «Многие стояли на коленях и горячо молились, иные от полноты охватившего чувства не могли удержаться от слез». У стен монастыря московских и владимирских богомольцев встретил большой крестный ход лавры. В Троицком соборе, у мощей Преподобного, была совершена вечерня, и всю ночь шел поток богомольцев прикладываться к мощам.
М.М. Громыко… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное церковное шествие с участием большого количества духовенства и прихожан в честь известных праздников (Крещение) или по поводу особо значимого для Церкви и Православия события или бытового события (моление дождя). Совершается с молением, с иконами, хоругвями, крестом. Крестный ход может совершаться вокруг церкви (храма), от храма к храму, к любому другому назначенному месту. Это всегда праздник и особое событие для верующих…. смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
(торжеств. шествие с хоругвями, иконами и др. святынями в правосл. церкви. К. х. делятся на обычные и чрезвычайные. К первым относятся К. х. вокруг церкви на пасху, К. х. в праздник богоявления для освящения воды, К. х. в честь местных святынь и др. Чрезвычайные К. х.проводятся церковью в особо важных случаях. … смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжеств. шествие с хоругвями, иконами и др. святынями в правосл. церкви. К. х. делятся на обычные и чрезвычайные. К первым относятся К. х. вокруг церкви на пасху, К. х. в праздник богоявления для освящения воды, К. х. в честь местных святынь и др. Чрезвычайные К. х.проводятся церковью в особо важных случаях…. смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
Устар. Церковное шествие с крестами, хоругвями, иконами. В жаркий июльский день по пыльной дороге идёт крестный ход: впереди мужики несут хоругви, а ба… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (… смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
христианский обряд, торжественное шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, делятся на обычные и чрезвычайные. Первые проводятся а праздники пасхи, богоявления, освящения воды, в честь местных святынь и др. Чрезвычайные — в особо важных случаях…. смотреть
КРЕСТНЫЙ ХОД
КРЕСТНЫЙ ХОД, христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.
КРЕСТНЫЙ ХОД
КРЕСТНЫЙ ХОД — христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.
КРЕСТНЫЙ ХОД
КРЕСТНЫЙ ХОД, христианский обряд, шествие священнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.
КРЕСТНЫЙ ХОД
КРЕСТНЫЙ ХОД , христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.
КРЕСТНЫЙ ХОД
КРЕСТНЫЙ ХОД, христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.
КРЕСТНЫЙ ХОД
— христианский обряд, шествие церковнослужителей и верующих скрестами, хоругвями и иконами, обычно во время церковных праздников.