Актуальное
Сразу соверши добро, если совершил плохое
Передается в книге «Аль-Адаб» имама аль-Байхакыйа от Абу Зарра, который передал, что Абу Умама аль-Бахилий, да будет доволен ими Аллах, сказал, означающее:
«Сказал Посланник Аллаха «Если ты совершил плохое, то вслед за этим соверши благое», у него спросили: «О, Посланник Аллаха, из благих дел [слова]: Ля иляhа илляллаh (нет бога, кроме Аллаха)?». Посланник Аллаха сказал: «Это лучшее из благих дел»». Значение этого хадиса заключается в том, что если раб Аллаха совершил малый или большой грех, то пусть вслед за ним сделает благое деяние.
Видов благих дел множество: среди них есть обязательные, и есть желательные. И любое благое дело, совершенное мусульманином, следуя сунне Посланника Аллаха искупит плохие дела по Воле Аллаха.
Чтение салавата Пророку — это благое дело, хорошее отношение к родителям — это благое дело, а также послушание им во всем, что они говорят, кроме греха, является благим делом. Любое благое дело, совершенное человеком после греха, которым он ослушался Аллаха, будет искуплением за грех. Это при условии, что он имеет искреннее намерение ради Аллаха. Также и остальные добрые дела нуждаются в намерении ради Аллаха. Когда человек говорит своим сердцем: «Я делаю это потому, что Аллах так повелел», или: «Этим деянием я стремлюсь к Довольству Аллаха».
Благие деяния делятся на два вида: часть из них являются искуплением за малые грехи, но они не за большие, например, пять молитв. Часть благих дел являются искуплением как за малые, так и за большие грехи, которые не доходят до неверия. А тому, кто отступил от веры не помогают благие деяния до тех пор, пока он не вернется в Ислам, произнеся свидетельства Ислама: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад — Его Пророк». А что касается просьбы о прощении слова «прости меня Аллах» или «Господь, прости меня», то это не принесёт пользу тому, кто попал в неверие.
Также о достоинстве произношения слов: Ля иляhа илляллаh (нет бога, кроме Аллаха) сказано в другом достоверном хадисе. Передал имам Малик в своем сборнике «аль-Муватга» и другие, что Посланник Аллаха сказал, означающее: «Лучшие слова, сказанные мной и Пророками до меня: Нет бога, кроме Единого Аллаха, у которого нет соучастника».
В другой передаче хадиса сказано, означающее: «Лучшие слова, сказанные мной и Пророками до меня, нет бога, кроме Единого Аллаха, у которого нет соучастника. Ему принадлежит Власть, Ему вся Хвала и Он Могуществен над всем».
Слова «Ля иляhа илляллаh» — это наилучшие слова, самое лучшее, чем восхваляется и возвеличивается Всевышний Господь. Эти почетные слова «ля иляhа илляллаh» легки для произношения, однако, Аллах сделал их наилучшими из благих слов. Их смысл следующий — нет ничего достойного наивысшей степени смирения и покорности, кроме Аллаха и только Он достоин, чтобы Его возвеличивали больше, чем остальных, потому что Он — Создатель этого мира. Он Всезнающий, от Которого не скроется ничего. Он Тот, Кто Создал этот мир, Который достоин наивысшей степени смирения и покорности и нет ничего, что было бы достойно такого смирения и покорности, какое оно проявляется по отношению ко Всевышнему Аллаху.
194 просмотров
Актуальное
Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый
Аллах сделал земную жизнь временным местом пребывания, после которого человек переходит в следующую жизнь. И разумный человек — это тот, кто пользуется возможностями своей жизни, возможностями своей молодости, свободного времени, способностей и сил, приобретая запасы для следующей жизни, а тот, кто не обращает на это внимание — он из числа потерпевших убыток.
Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Благоразумен тот, кто отдает себе отчет и готовит себя к тому, что будет после смерти, а тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха — слабый». Передали ат-Тирмизий и аль-Байхакый.
Этот хадис означает, что тот, кто знает, что полезно и правильно для него и борется с самим собой, стремясь к покорности и поклонению, побеждает свой нафс, запрещая совершать грехи является является разумным, и он тот, о ком сказано «благоразумный».
Слабый же это тот, у кого мало усердия и стараний на благо последующей жизни. Здесь не имеется в виду немощный телом, не имеющий физической силы, однако, немощный в осознании того, что будет полезным для него на том свете — именно такого человека Посланник Аллаха назвал слабым.
Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Слабый тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха». Он тот, который позволяет себе следовать своим страстям, погружаясь в грехи, при этом возлагая на Аллаха надежды, полагая, что Аллах помилует его и почтет его после его смерти. Он надеется на это несмотря на то, что потакает своему нафсу и проявляет лень в соблюдении повелений Аллаха, не готовясь к следующей жизни.
119 просмотров
Актуальное
Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний
Передали Ахмад и Ибн Хиббан от Анаса, что Пророк Мухаммад сказал, означающее:
«Нет [полноценной] религии у того, кто не выполняет обещание и нет [полноценной] веры у того, кто не оправдывает доверия».
Тот, кто дал обещание другому, должен сдержать его и не нарушать. Когда мусульманин приезжает к не мусульманам, там, где его приютили, ему не дозволено предавать их или поступать по отношению к ним вероломно, совершая с ними куплю-продажу или другие сделки. Не дозволено их обманывать так же, как не дозволено обманывать мусульманина.
Когда он продает не мусульманину что-либо, имеющее дефект, он обязан указать ему на это, иначе он попадает в грех и достоин наказания от Аллаха, как если бы он продал это мусульманину.
Также, когда покупает что-либо с отсрочкой, то обязан отдать деньги сполна. Если тот умер до того, как вернул ему стоимость, то должен вернуть его семье.
Также, если кто-то оставил ему имущество на хранение, то он должен сберечь эту вещь, а если он этого не сделает, то будет достоин наказания в следующей жизни. И даже если тот человек умер до того, как мусульманин вернул ему вещь, данную на хранение, то он обязан вернуть эту вещь тому, кому она принадлежит по праву. И если он не сделает этого, то будет достоин наказания в следующей жизни. Даже если тот, человек, с которым он совершает сделку, исповедует другую религию, то все равно он обязан совершать с ним сделку честным путем, как он обязан это в отношении мусульманина.
Таково разъяснение хадиса Пророка Мухаммада.
126 просмотров
Шахада
- Что означает шахада?
- Перевод шахады
- Перевод слова «Илях» («илах»)
- Шахада шиитов
- Условия произнесения шахады
- Шахада как символ веры
- Шахада на пути Аллаха
- Шахада как свидетельство
- Произнесение шахады как часть принятия ислама
- Как принять ислам?
- Шахада в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ
- Шахада на государственных символах
Термин «шахада» в переводе с арабского означает «свидетельство». Шахада – это свидетельство о вере в Единого Бога, Всевышнего Аллаха, а также в миссию Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ. Второе значение слова «шахада» — это мученическая смерть, которую принял мусульманин за свою веру в Аллаха. Третье значение термина «шахада» — это свидетельство, которое дается для того, чтобы подтвердить и удостоверить какой-либо факт.
Мусульмане используют шахаду в своей жизни во многих ситуациях, и она является частью почти всех исламских молитв. Для человека, который принимает ислам, главным условием является произнесение шахады.
Перевод шахады
Смысл шахады в переводе с арабского языка на русский кратко означает: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Более развернуто смысл шахады в своей транскрипции и переводе звучит как: «Я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убеждённым, что нет иного Божества, достойного поклонения, кроме единственного Бога — Аллаха; я, также зная и будучи абсолютно убеждённым, свидетельствую, что поистине Мухаммад ибн Абдуллах из рода Хашима (мир ему и благословение Аллаха) — Его раб и Посланник, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».
Перевод слова «Илях» («илах»)
Слово «илях» (илах), которое используется в тексте шахады, имеет значение «божество» или «бог», но также в семантическом ядре этого слова заложены такие понятия, как «тот, которому поклоняются» и «объект поклонения». Эта особенность слова часто становится причиной дискуссий среди переводчиков.
Шахада шиитов
Есть различия между суннитской и шиитской шахадой: шииты добавляют к ней слова «ва ‘Алийюн Валийю л-Лах», в которых говорится об Али ибн Абу Талибе, который был для шиитов Первым праведным халифом и первым шиитским имамом. В переводе это добавление в шиизме означает: «… и Али — друг Аллаха».
Однако сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ никогда не говорили подобных вставок, считая Али одним из праведных и почетных мусульман из рода Пророка ﷺ, никоим образом не возвеличивая его над остальными близкими сподвижниками, среди которых был и Абу Бакр ас-Сыддик, и Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Афван и многие другие праведные друзья и спутники Мухаммада ﷺ.
Условия произнесения шахады
Просто произнести шахаду будет недостаточно. Чтобы свидетельство Единобожия принесло произносящему его пользу перед Аллахом, следует соблюсти семь условий:
- мусульманину следует осознавать смысл свидетельства, поскольку слова Всевышнего в суре «Украшения» (86 аят) гласят, что следует осознанно свидетельствовать истину, чтобы получить заступничество;
- мусульманин при произнесении шахады должен быть убежден в том, что ее смысл – истина, ведь только при наличии у него твердых убеждений вера принесет ему пользу. Мусульманин, произносящий шахаду, должен быть свободен от догадок и предположений. В «Сахихе» Муслима передается хадис, в котором упоминается случай, когда Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, отправляя Абу Хурайру со своими сандалиями, сказал ему, чтобы он, если встретит за садом человека, который произнесет свидетельство с убежденностью в сердце, обрадовал этого человека вестью о рае. Убежденность в истинности свидетельства есть условия для мусульманина попадания в рай;
- мусульманин, который прочитает свидетельство, должен принять то, что вытекает из шахады, не только языком, но и сердцем своим. В Коране сказано, что Аллах покарал те народы, которые отказались принимать это свидетельство и отвернулись надменно от него. По словам Аллаха, причиной, по которой было их наказание, стало «превознесение над словами «нет божества, кроме Аллаха», а также их неверие в того, кто проповедовал им;
- мусульманин должен подчиниться тому, что следует из свидетельства;
- чтение шахады должно быть искренне и от всего своего сердца, следует прочитать шахаду и быть правдивым при произнесении, чтобы не только устами верить в это, но и всей душой. В хадисе Бухари, по рассказу Муаза ибн Джабаля, Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что любого, кто произносит искренне свидетельство и от всего сердца, Аллах запретит касаться адскому огню, подразумевая, что правдивость является спасением от Ада для мусульманина.
- мусульманин, произносящий шахаду, должен быть искренним и очищать добрые дела от любых примесей многобожия путем своего правильного намерения. В хадисе Бухари от Абу Хурайры приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что заступничества в Судный день будут удостоены счастливейшие из людей – те, кто искренне и всей душой произносил шахаду.
- мусульманин должен испытывать любовь к этому свидетельству и тому, что вытекает из него, а также к тому, на что указывает это свидетельство, и к тем людям, которые этим свидетельством руководствуются. И мусульманин должен испытывать неприязнь к тому, что противоречит шахаде. По словам Аллаха, есть среди людей те, кто приобщают равных к Всевышнему Аллаху, и любят их настолько же, насколько Аллаха. Но сильнее любят Аллаха те, кто уверовал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…» (сура Аль-Бакара, 165 аят).
Шахада как символ веры
Первое и самое важное положение символа веры ислама, один из пяти столпов ислама — шахада, поскольку в ней содержится два самых первых догмата ислама – таухид, то есть догмат о Единственности Всевышнего Аллаха, а также догмат о пророческой миссии Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ.
Изначально шахада была молитвенным и различительным возгласом, который отличал первых мусульман от многобожников язычников, а также представителей другой веры.
Шахада на пути Аллаха
Мусульман, которые погибали на поле боя, также называли шахидами, и причины такой практики разъяснял в своей работе под названием «Китаб аль-маджму» Ан-Навави. Называя людей, погибших за веру Аллаха, шахидами, указывают на то, что сам Всевышний свидетельствует о том, что души этих людей попадут в Рай, а также ангелы, забирая души их, свидетельствуют о том, что они погибли смертью мучеников. Тот факт, что эти люди погибли во время боя, пролили свою кровь, указывает на то, что они погибли во имя своей искренней веры в Аллаха. Эти люди относятся к числу тех, кто будет над своими общинами свидетельствовать, а душа их увидит Рай и будет свидетельствовать о нем.
Также к категории шахидов относятся мусульмане, которые погибли защищая свою честь и достоинство, имущество, жен и детей или других мусульман, к категории шахидов меньше степени относятся праведные мусульмане, которые умерли от болезней живота, под завалами или утонувших в воде.
Шахада как свидетельство
Одно из значений термина «шахада» — это свидетельские показания, которые человек может давать, чтобы удостоверить какой-либо факт. Чтобы шахаду посчитали действительной, ее следует произносить от своего лица, а не передавать с чужих слов, за исключением тех случаев, когда дело касается завещания или поручения. Шахаду как свидетельство могут дать два мужчины или четыре женщины. Свидетельство раба и свидетельство женщины равны, то есть имеют вдвое меньшее значение, чем свидетельство мужчины мусульманина, а свидетельство иноверца, немусульманина каждый мазхаб, правовая мусульманская школа, может расценивать по-разному: некоторые принимают такое свидетельство наравне со свидетельством мусульманина, а некоторые не принимают совсем.
Если свидетельство произнесено по сговору и содержит ложное свидетельство, то некоторые мусульманские мазхабы расценивают и наказывают за это как за клятвопреступление, а другие наказывают тем наказанием, которое было вменено обвиненному ложно.
В мусульманских странах, где действует шариатская судебная система, шахада является самым важным способом установить истину. Абу Юсуф, ханафитский богослов, подробно изложил в своих сочинениях порядок принесения такого свидетельства.
Произнесение шахады как часть принятия ислама
По исламу, именно после того, как человек произнес шахаду с искренностью в сердце в Божественном Присутствии, он становится мусульманином. С этого момента человек должен соблюдать постановления и правила шариата и Сунны Пророка Аллаха Мохаммеда ﷺ, если он с ними знаком, а если не знает их, то должен следовать принципам мира и рациональности, а также начать изучение Ислама и его основ и обязанностей мусульманина.
Если же ислам принимает христианин, то некоторые европейские мечети рекомендуют в момент произнесения шахады также произнести свидетельство о пророческой миссии Иисуса.
Как принять ислам?
Для того, чтобы человеку принять ислам, ему необходимо произнести с убежденностью в сердце слова шахады. Наличие свидетелей не является условием, хотя желательно, чтобы при принятии ислама присутствовали мусульмане, которые могли бы засвидетельствовать перед другими мусульманами о новом брате или сестре по вере, а также поздравить новообращенного мусульманина, дать ему советы относительно религии и дальнейших шагов и поддержать его на пути новой веры.
Послушать как читать шахаду правильно можно ниже, в транскрипции на русский язык она звучит так: «ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах» (не будет ошибкой сказать «…Мухаммадун расулюЛлах)
Также в шахаду добавляют слово «абдуху», что переводится как «Его раб», то есть «Раб Аллаха», тогда текст шахады звучит так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху» / «Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник».
Шахада в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ
В своем труде «Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них» шейх Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин, который является действительным членом комитета по созданию фетв в Саудовской Аравии, отмечает, что в хадисах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ есть многие указания на то, какое важное значение для верующих имеет шахада. По словам Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ, тех, кто произнес свидетельство, Всевышний введет в рай по их делам. Также в хадисе Бухари, переданном от Анаса ибн Малика, упоминается, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что любого, кто произнес свидетельство, Аллах непременно удалит от Ада.
Шахада на государственных символах
На флагах некоторых стран и территорий можно увидеть свидетельство веры. Символ шахады использовался с восемнадцатого века последователями имама Абд аль-Ваххаба, с 1902 года к этому флагу был добавлен еще и меч по приказу основателя Саудовской Аравии Аль-Сауда.
Шахаду также использовали представители движения Талибан с 1997 года по 2001 год на флаге афганского Исламского Эмирата. Представители группировки Хамас использовали текст свидетельства на зеленом фоне с 2000 года. В Афганистане по проекту афганской Конституции используется флаг, на котором изображается текст свидетельства, нанесенный белым шрифтом на красном фоне.
Толкование некоторых исламских терминов
Эти слова мы часто произносим каждый день. Но знаем ли мы что они означают?
Ниже приводим толкование наиболее используемых мусульманами словосочетаний.
Ля иляха илля Ллах
– «Нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха».
Это выражение носит название тахлиль.
Ашхаду ан ля иляха илля Ллах ва ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах
– «Я свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха, и свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что, поистине, Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) – Его последний Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), призванный обучить все народы истинной религии».
Это выражение называется шахадой или формулой свидетельствования Единобожия и пророческой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).
Смысл первой части шахады заключается в том, что, опираясь на указанные ранее доводы, вы, имея твердые убеждения и подтверждая своими деяниями, устами и всем своим сердцем, искренне свидетельствуете о том, что Тот, Кому вы поистине обязаны поклоняться, и никому, кроме Него, это – Единственный Бог – Аллах. Познавать Всевышнего Аллаха истинным образом, стыдиться проявить неуважение к Нему, бояться Его гнева, быть смиренным перед Ним и покорным во всем, молить Его, следовать Его воле, соблюдать предписания и столпы ислама – все это является поклонением и служением (‘ибада) Всевышнему Аллаху.
Суть второй части шахады состоит в следующем. Необходимо быть убежденным и верить в то, что Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) родился в Мекке, что его отца звали ‘Абдуллой, мать Аминой и что он совершил переселение (хиджра) из Мекки в Медину, где скончался и где находится его могила. Необходимо также верить, что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) послан Всевышним ко всему человечеству с миссией призыва к Единобожию. Не было и нет человека более искреннего и более правдивого, чем он, не сказавший за всю свою жизнь ничего, кроме истины и правды. Он был послан в качестве последнего Посланника и Пророка ко всем народам, джиннам и даже ангелам. Следовать за ним Всевышний обязал все народы земли, а отрицать его посланничество – запретил. Вера того, кто отрицает посланническую и пророческую миссию Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), не принимается Создателем. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) является наилучшим из творений Всевышнего. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества. Он был первым из всего созданного, несмотря на то, что его пророческая миссия стала последней. Таким образом, он является завершающим звеном в пророческой цепи – «печатью пророков» («хатам уль-анбия’»), и после него не будет более посланников с новой религией, отменяющей его религию, вплоть до Конца света. Он целиком и полностью выполнил возложенную на него пророческую миссию и донес до людей все, что было указано ему Всевышним. Пророк ‘Иса (Мессия) будет вновь послан на землю, и он также будет распространять его закон (аш-шари’а). Всевышний Аллах особым образом возвеличил Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), удостоив его ночного вознесения на небеса (аль-исра’ ва-ль-ми’радж) и даровав ему имя Хабиб («Любимый», «Любимец»). Мусульманин, посетивший ар-Равза аш-Шарифа, обязательно удостаивается заступничества Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по воле Аллаха. А тому, кто произнесет слова благословения (салават) Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) один раз, Всевышний Аллах воздаст в десятикратном размере. Познание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) является средством познания Аллаха. Он служит зеркалом для каждого, кто избрал путь, ведущий к познанию Творца.
Да ниспошлет Всевышний Аллах по милости Своей такую веру и убежденность всей мусульманской умме! Аминь, Аллах! О Аллах!
Не признавать хотя бы один хадис или не следовать хотя бы одному из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) после того, как достоверность его подтверждена мусульманскими учеными (имамами хадисов), означает не следовать за самим Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Да убережет нас Всевышний от подобного! Создатель особо выделил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), наделив его способностью произносить краткие, мудрые и глубокие по смыслу речи. Никто не может знать сути Корана и хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), кроме людей определенного уровня религиозных знаний. Истинным для нас является тот смысл, который раскрывают толкователи Корана (муфассиры) и хадисов (мухаддисы) в своих толкованиях (тафсирах). Если кто-то пытается в одиночку, полагаясь лишь на свои собственные знания и на самого себя, давать толкования, тот рискует впасть в заблуждение. Да убережет нас Всевышний Аллах от подобных толкований и толкователей! Наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не измыслил сам ни одного слова и не сказал от себя ничего. Он говорил только то, что ему ниспосылал Всевышний через откровение. Аллах открыл ему все знания, которые принесли пользу умме, и не осталось ничего, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не передал бы людям относительно этого мира и мира жизни вечной.
А’узубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим
– «Я прибегаю за помощью к Аллаху для защиты от проклятого шайтана, лишенного Его милости».
Мусульманин произносит «А’узу…» для защиты от вреда сатаны (шайтана), внушающего плохие мысли и намерения, толкающего человека на мерзкие деяния и удерживающего его от совершения благих, вызывающего сомнения, если тот намеревается совершить добрые дела. Произнося эту формулу, мусульманин обращается за защитой к Аллаху, осознавая свою слабость и бессилие без Его помощи.
Произнесение данной формулы является желательным (сунной) перед чтением Корана, даже если из него читается что-нибудь наизусть. Также является сунной произнести «А’узу…», когда человек сердится, нервничает, злится, ибо это исходит от шайтана.
Даная формула носит название та’авуз.
Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим
– «Именем Аллаха Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого суда».
Все дозволенные деяния и речи мусульмане начинают с именем Аллаха, то есть с произнесения приведенной выше формулы.
Как известно, мусульманину нельзя совершать запрещенное (харам) Аллахом. Но если он все же совершает подобное, то перед этим категорически запрещается произнесение указанной формулы, ибо кощунственно начинать именем Аллаха то, что Он запретил. По мазхабу Абу Ханифы это приводит человека к неверию (куфр), то есть ставит его в разряд неверных, ибо он тем самым запретное сделал дозволенным (халяль).
Это выражение называется басмаля.
Аль-хамду-лиллях
– «Вся хвала Аллаху!»
Кто бы кого ни восхвалял, эта хвала восходит к Аллаху, ибо все деяния совершаются по Его воле и ничто не совершается без Его или против Его воли.
Верующий произносит «аль-хамду-лиллях», когда он достиг каких-либо благ, когда его миновали трудности, несчастье, беда или когда он, увидев несчастье, благодарит Аллаха за то, что он сам не оказался в подобном положении. Эта формула произносится также и после намаза. Произнесение данной формулы во всех этих случаях является желательным (сунной).
«Аль-хамду-лиллях» также является одной из форм поминания (зикр) Аллаха.
Это выражение носит название тахмид.
Субханаллах
– «Аллах чист от любых недостатков».
Верующие произносят «субханаллах», когда становятся свидетелями какого-либо чуда. Формула «субханаллах» является и формой поминания Аллаха, желательно произносить ее и после намаза.
Это выражение имеет название тасбих.
Аллаху акбар
– «Аллах превыше всего»!
Он превыше и того, что мы думаем о Нем, Он непостижим для наших знаний и ума. Данное выражение является формой поминания (зикр) Аллаха. Является сунной произносить его после намаза. Его также произносят в дни мусульманских праздников ‘Ид уль-адха и ‘Ид уль-Фитр, при вступлении в намаз, при возвещении призыва на молитву (азана).
Это выражение имеет название такбир.
Астагфируллах
– «Я прошу прощения грехов у Аллаха».
Это краткая формула покаяния. Она произносится, прежде всего, если совершен какой-либо грех. Ее можно произносить в любое время, и желательно чаще, ибо человек не застрахован от совершения грехов, а грехи могут быть не только явные, о которых мы знаем, но и сокрытые, когда человек не ведает, что совершает их. Ведь грехи являются признаком слабости людей, слабости рабов Аллаха, а Аллах – Милостивый, Прощающий.
Великие мусульманские ученые, познавшие Аллаха (арифун), советуют тем, кто хочет, чтобы их в Судный день обрадовали записями (свитками) земных деяний, больше произносить «астагфируллах», ибо это будет внесено в те свитки.
В Священном Коране Всевышний многократно напоминает нам о том, чтобы мы просили у Него прощение. Если бы Он не был Прощающим, то не говорил бы об этом в Своей Книге. Формула «астагфируллах» является той опорой, которая позволяет нам надеяться на прощение наших грехов. В исламских книгах говорится, что на земле было две опоры: одной опоры, которой был Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), нет, а вторая осталась, и это – покаяние «астагфируллах». Это выражение имеет название истигфар.
Машааллах
– «Такова воля Аллаха».
Иншааллах
– «Если на то есть воля Аллаха».
Так желательно говорить (сунна) если человек намеревается сделать что-то в будущем и для благословения намеченного им. В Священном Коране Всевышний повелевает Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) говорить именно так.
Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракятух
– «Да пребудет с вами мир, благополучие, милость Аллаха и Его благодать!»
Амин!
– «О Аллах, прими нашу мольбу!»
Баракаллаху фика (фики — ж.р.)
– «Да одарит тебя Аллах благодатью!»
Ля хавля ва ля куввата илля биллях
– «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха».
Ляббайк Аллахума ляббайк
– «Вот я перед Тобой, о Аллах, я следую тому, что Ты повелел!»
Так говорят мусульмане, совершая паломничество.
Аллаху субханаху ва та’аля
– «Аллах, Он чист от всех недостатков, приписываемых Ему неверными, и Он – превыше всего».
«Та’аля» или «субханаху ва та’аля» произносится и пишется после величественного имени Аллах.
Салляллаху аляйхи ва саллям
– «Да снизойдет на него милость Аллаха, связанная с его возвеличением, и да защитит Он его от бед, невзгод и изъянов, препятствующих совершенству».
Так говорят после произнесения, написания или услышания имени Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).
‘Аляйхи ссалям
– «Благословение ему!»
Так говорят после произнесения, написания или услышания имен пророков.
Радыаллаху ‘анху (‘анха — ж.р.)
– «Да будет доволен им (ею) Аллах!»
Так говорят по отношению к особо благочестивым мусульманам, в первую очередь, сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Рахималлаху
– «Да смилуется над ним Аллах!»
Так говорят после имен исламских ученых (алимов).
Куддиса сирруху
– «Да очистит Аллах душу (тайну) его!»
Так говорят после произнесения имен тарикатских шейхов и авлия, то есть после имен духовно чистых людей.
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Аль-Бухари 6018, Муслим 47)
Мусульманские фразы на арабском
الله أكبر
Алла́ху а́кбар
(Аллах акбар)
Аллах Велик (Величайший).
Восхваление (такбир). Используется, когда верующий желает помянуть величие Аллаха
الله عالم
Аллаху алим
Аллаху известно лучше (Аллах знает лучше)
عليه السلام
Алейхи салям
(а.с.; a.s.)
Мир ему.
Говорится после имен пророков, посланников и высших ангелов (Джибрил, Микаил, Азраил, Исрафил)
الحمد لله
АльхамдулиЛлях
(Аль-Хамду Лил-Лях)
Хвала Аллаху.
Так мусульмане часто комментируют что-либо, например, когда говорят об успехе и когда отвечают на вопросы «как дела», «как здоровье»
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
АльхамдулиЛляхи раббиль ‘алямин
Хвала Аллаху, Господу миров!
السلام عليكم
Ассаламу алейкум
أستغفر الله
АстагфируЛлах
Прошу прощения у Аллаха
أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ
Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим
Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны
بارك الله فيك
БаракаЛлаху фика
(БаракаЛлаху – بارك الله)
Да благословит тебя Аллах!
Форма выражения благодарности, аналог «спасибо». При этом «БаракаЛлаху фика» говорят при обращении к мужчине; «БаракаЛлаху фики» – при обращении к женщине; «БаракаЛлаху фикум» – при обращении к нескольким людям. Ответ на БаракаЛлаху фикум: «Ва фикум» (وإيّاكم) – и вас, «ва фика» – (муж.), «ва фики» – (жен.)
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Эти слова следует произносить перед любым важным делом (сунна – произносить эту фразу перед едой, перед омовением, при входе в дом и т.д.)
وعليكم السلام
Ва алейкум ассалам
جزاك اللهُ خيرًا
ДжазакаЛлаху Хайран
(ДжазакаЛлаху)
Да воздаст тебе Аллах благом!
Форма выражения благодарности, аналог «спасибо».
При этом «ДжазакаЛлаху Хайран» говорят при обращении к мужчине; «ДжазакиЛлаху Хайран» – при обращении к женщине; «ДжазакумаЛлаху Хайран» – при обращении к двум людям; «ДжазакумуЛлаху Хайран» – при обращении к нескольким людям
وَأَنْتُمْ فَجَزَاكُمُ اللَّهُ خَيْرًا
Ва антум фа джазакуму Аллаху хайран
Ответ на вышеупомянутую благодарность.
Сокращенный ответ: «Ва якум» (وإيّاكم) – и вам пусть тоже воздаст, «ва яка» – (муж.), «ва яки» – (жен.)
جمعة مباركة
Джума́ муба́рак!
Слова поздравления с благословенной пятницей
عيد مبارك
Ид муба́рак!
Универсальное поздравление с праздником
Дословно: благословенный праздник
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Инна Аллаху ма’ассабириин
Воистину, Аллах с терпеливыми.
Напоминание о том, что нужно проявлять терпение для достижения довольства Всевышнего
إن شاء الله
ИншаАллах
Если на то будет воля Аллаха
يهديكم الله
ЙахдикумуЛлах
Да укажет Вам Аллах правильный путь!
يهديكم الله و يصلح بالكم
ЙахдмикумуЛлах ва йуслиху балякум
Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все ваши дела!
قدر الله
КадаруЛлах
По предопределению Аллаха
لا إله إلاَّ الله
Ля иляха илля Ллах
Нет Бога, кроме Аллаха (нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Бога Аллаха).
Первая часть шахады. Полный текст шахады
مبروك
Мабру́к!
Поздравляю!
ما شاء الله
МашаАллах
(Маша’Аллах)
Так пожелал Аллах; так решил Аллах.
Используется при комментировании каких-либо событий для выражения покорности воле Аллаха, тому, что Он предопределил для человека. Также говорят «МашаАллах», когда хвалят кого-то, восхищаются чьей-то красотой (в особенности — ребенка), чтобы не сглазить
رضي الله عنه
Радиаллаху анху
(р.а., r.a.)
Да будет доволен ими Аллах.
Используется после имен жен, детей и сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, а также после имен великих учёных-богословов и имамов
«Радиаллаху анх» говорится в адрес мужчин
«Радиаллаху анха» – в адрес женщин
«Радиаллаху анхума» – в адрес двух человек, независимо от пола
«Радиаллаху анхум» – в адрес группы людей
صلى الله عليه وسلم
Саллаллаху алейхи ва саллям
(с.а.в., saw, saaw, pbuh)
Да благословит Аллах Мухаммада и да приветствует (Мир ему и благословение Аллаха).
Говорят при упоминании Пророка Мухаммада, мир ему и благословение
سلام الله علیها
Salaam-o Allah alayha
(s.a.a.)
Мир ей.
Употребляется после имен праведных мусульманок – Асии, жены фараона, и Марьям, матери Исы (Иисуса), мир им
سبحان الله
СубханАллах
Пречист (Пресвят) Аллах.
Все что происходит или не происходит, – по воле Аллаха, который не имеет недостатков. Мусульмане часто произносят «СубханАллах» в разговоре или про себя, чтобы напоминать (кому-то или себе) об этом
سبحانه و تعالى
Субханаху ва Та’аля
Свят Он (Аллах) и Велик.
Эти слова обычно говорят после произнесения имени Аллаха
أحبك في الله
(Инни) ухыббу-кя фи-Лляхи
Я люблю тебя ради Аллаха.
«Ухыббу-кя фи-Лляхи» – при обращении к мужчине; «ухыббу-ки фи-Лляхи» – при обращении к женщине
أَحَبَّـكَ الّذي أَحْبَبْـتَني لَه
Ахабба-кя-ллязи ахбабта-ни ля-ху
Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты полюбил меня.
Ответ на вышеупомянутую фразу
في سبيل الله
Фи Сабилил-Лях
(фи сабилиЛлях, фисабилилЛах)
На пути Господа
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Мусульмане во всем мире, независимо от национальности, языка и места жительства, используют одни и те же фразы, которые стали своего рода визитной карточкой исламской религии.
Эти фразы используются при определенных обстоятельствах и являются неотъемлемой частью жизни каждого мусульманина:
«Субханаллаху ва тагаля» – سبحانه و تعالى – «Преславен Аллах и возвышен»
Используется после упоминания имени Аллаха. Этой фразой верующий признает величие Всевышнего.
«Саллаллаху алейхи ва-саллям» – صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – «Мир ему и благословение Аллаха»
После упоминании имени пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульмане произносят про себя или вслух слова «Саллаллаху алейхи ва-саллям», тем самым выражая свое почтение и восхваления посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
«Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух» – السلام عليكم ورحمة الله وبركاته – «Мир вам, милость и благословение Аллаха»
Форма приветствия в исламе, является посланием добра и олицетворением доброжелательности. На исламское приветствие принято отвечать.
«Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух» – وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته – «И вам мира, милости и благословения Аллаха»
Так принято отвечать на исламское приветствие.
«Ля иляха илля Ллах» – لا اله الا لله – «Нет бога, кроме Аллаха»
Фраза, являющаяся основополагающей в исламе. Это слова свидетельства веры, произнесение которых является одним из пяти столпов ислама.
«Альхамдулиллях» – ٱلْحَمْدُ لِلَّٰهِ – «Хвала Аллаху!»
Используется для выражения благодарности, довольства сложившимися обстоятельствами, аналог «Слава Всевышнему».
Фраза «Альхамдулиллях» указывает на то, что причиной каждой вещи является Всевышний Аллах, и только Он заслуживает высшей степени похвалы.
Мусульмане часто используют фразу «Альхамдулиллях» как ответ на вопрос о том, как обстоят их дела. Кроме того, данное выражение является формой поминания Аллаха.
«ДжазакаЛлаху хайран» – جزاك اللهُ خيرًا – «Да вознаградит вас Аллах добром!»
Используется как знак выражения благодарности людям, аналог «спасибо». На эту фразу принято отвечать словами «ва джазака» или «ва яки».
В хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано: «Если кому-то будет сделано добро, а потом они скажут «ДжазакаЛлаху хайран» тому, кто сделал добро, то они поистине хорошо их отблагодарили» (Тирмизи).
«Субханаллах» – سُبْحَانَ ٱللَّٰهِ – «Пречист Аллах!»
Произносится при удивлении и восхищении, чтобы уберечь объект восхищения от дурного глаза. Фраза «Субханналлах» является указанием на совершенные качества Творца и отсутствие у него каких-либо недостатков, сотворенное им – также совершенно.
«МашаЛлах» – ما شاء الله – «На то была воля Аллаха»
Выражение признательности Аллаху «МашаЛлах» означает, что любое благо исходит от Аллаха.
«Аллаху Акбар» – الله أكبر – «Аллах велик!»
«Аллаху Акбар» является формой признания величия Всевышнего. Используется в призыве к намазу, ежедневной пятикратной молитве, также в радости и горести, благих и дурных известий, подразумевая, что единственное, что остается неизменным, это величие Творца.
«Аузу би-лляхи мин аш-шайтани-р-раджим» – أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ – «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»
Мусульмане используют эту фразу для защиты себя и своих дел от самого главного своего врага – шайтана.
Если перед совершением какого-либо дела произнести данное выражение, уповая на Аллаха, то вред шайтана будет сведен к нулю.
«Бисмилляхи р-рахмани р-рахим» – بسم الله الرحمن الرحيم – «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»
Фраза, с которой предписано верующим в исламе начинать любые их дела, даже самые обыденные. Считается, что если начать свое дело с именем Аллаха, то оно будет благословенно и обречено на успех. Является полной формой фразы «Бисмилля».
«Ля хауля ва ля куввата илля биллях» – لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِٱللَّٰهِ – «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»
Данной фразой верующий выражает свое упование и полагание на Всевышнего. Используется в моменты слабости и безысходности как обращение к Аллаху с просьбой даровать наилучший исход.
«Ин ша Аллах» – إِنْ شَاءَ ٱللَّٰهُ – «Если на то будет воля Аллаха»
Как правило, используется при упоминании о предстоящих событиях и планах, указывая на то, что произойдут они только в том случае, если так
предопределит Аллах.
«Амин» – امين – «Да будет так»
Используется в значении пусть Всевышний исполнит, да будет так. В мусульманской, иудейской и христианской традициях амин принято произносить после молитв и благих пожеланий.
«Ярхамукаллах» – يرحمك الله – «Да помилует тебя Аллах»
Мусульмане, как правило, после чиханья говорят не «будь здоров», а «ярхамукаллах», желая чихнувшему прощение его грехов.
«Астагфируллах» – أستغفر الله – «Да простит меня Аллах»
После совершения чего-то предосудительного, или даже если человек только подумал об этом, следует просить Аллаха о прощении со словами «Астагфируллах».
Также «Астагфируллах» используется, если человек услышал о совершении греха другим, дабы уберечь себя от подобного. Этой фразой мусульманин показывает свое желание уберечь себя от запретного.
«Барака-Ллаху фикум» – بارك الله فيكم – «Пусть Аллах благословит тебя, пусть благословение Аллаха пребудет с тобой»
«Барака-Ллаху фикум» используется для выражения признательности, является исламским аналогом «спасибо». Как правило, употребляется в ответ на фразу «ДжазакаЛлаху хайран».
«Инна лилляхи ва-инна илейхи раджиун» – إِنَّا لِلَّٰهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ – «Аллаху мы принадлежим и к Нему мы вернемся»
Услышав известия о смерти кого-либо, мусульманин произнесет «Инна лилляхи ва-инна илейхи раджиун» и проведет ладонями по лицу. Это выражение является аятом Корана, смысл его – в осознании неизбежности смерти и воссоединения со своим Создателем.
«Аллаху алям» – الله عالم – «Аллаху известно лучше»
Употребляется, когда верующий не знает чего-то или сомневается в чем-либо. Даже при утверждении известных ему фактов, он может употребить эту фразу, так как ею верующий признает, что его знания ограничены, и что всеобъемлющее знание присуще только Аллаху.