Содержание
- 1 Правило
- 1.1 Мягкий знак в конце
- 1.2 Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
- 2 Морфологический разбор слова помнишь
- 3 Примеры использования и цитаты
- 4 Похожие слова
Правильный вариант написания слова: помнишь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова помнишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: помнить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Помнишь, не забудешь. I Предпраздничная веселая, но все же всем надоевшая, шумная суета кончилась. В квартире Скоромыслиных стало наконец тихо и…
«Помнишь, не забудешь» — Сологуб Фёдор
К. М. С. Помнишь ли город тревожный, Синюю дымку вдали? Этой дорогою ложной Молча с тобою мы шли… Шли мы — луна поднималась Выше из темных оград, Ложной дорога казалась — Я не вернулся назад. Наша любовь обманулась…
«Помнишь ли город тревожный…» — Блок Александр
Ты помнишь — ночь вокруг торжественно горела И темный сад дремал, склонившись над рекой… Ты пела мне тогда, и песнь твоя звенела Тоской, безумною и страстною тоской… Я жадно ей внимал — в ней слышалось страданье Разбитой…
«Ты помнишь — ночь вокруг торжественно…»
Похожие слова
1
Как правильно: помните или помнете, помнешь или помнишь? Какое проверочное?
слово память однокоренное или нет, может быть проверочным?
3 ответа:
2
0
Слова Помните и Помнишь отвечают на вопрос Что делаете?/Что делаешь? и оказываются формами настоящего времени от глагола Помнить.
Ударение в них падает на первый слог: пОмните/пОмнишь.
Корнем слова оказывается морфема ПОМН-.
Обратим внимание, что в слове Помнить и его формах суффикс глагола И оказывается безударным и сами слова можно ошибочно написать как Помнете или Помнешь.
Проверить этот суффикс мы не можем, только разве что вспомним этимологию, ведь этот глагол происходит от глагола Мнить.
Однако, слова Помнете и Помнешь также реально существуют, только оказываются формами инфинитива Помять. Это глагол первого спряжения и потому в его личных окончаниях пишем гласную Е.
Здесь ударение падает на гласную Е, так что ее можно и не проверять: помнЕте/помнЕшь.
Корнем этих глаголов оказывается морфема МН: Помять-Смять.
В приставке ПО пишем гласную О по принципу единообразия написания приставок.
1
0
Правильно будет помнИшь,помнИте.Здесь не получится применить проверочное слово. Если применить нужное правило, то здесь неопределенная форма глагола — помнИт,помнЯт 2-е. спряжение,значит будет гласная- И. ПомнИшь, помнИт,помНим,
1
0
Если речь именно о памяти, и связанных с нею словах, то верным будет написание: помните, помнишь.
Для меня проверочным было бы в этом случае слово «помни»:
- Помнишь, друг, как ходили в детстве на озеро? Помни, не забывай. И вы, ребята, помните хорошие моменты из прошлого.
Но, и «помнете», «помнешь» — тоже имеет право на существование, если речь о глаголе «мять» и производных от него:
Помнешь ты платье, если не уследишь. А вы помнете свой костюм, когда на стул сядете.
Читайте также
Если разобрать заданное имя существительное (а оно именно таковым и является, так как обозначает предмет (одушевленный), отвечая на вопрос «кто?»), то получим наряду с нулевым окончанием такие морфемы: цел- — корень, -ин- и -ник — суффиксы.
Ударение в этом слове приходится на второй слог «лин», так что в слабой позиции находятся первый и третий слог.
Для гласной в первом слоге нужно найти проверочное слово с ударной позицией.
Это легко сделать, если вспомнить значение слова «целина», от которого и произведено заданное слово.
Целиной называют нетронутую землю, которую никогда не использовали для посевов, ее не пахали.
И произошло оно от прилагательного «цЕлый», которое и является проверочным при написании безударного гласного в корне существительного «целина», а следовательно, и прилагательного «целинник».
Теперь о проверке суффикса «-ник». Есть такой очень производительный суффикс в русском языке, который обозначает обычно лицо мужского пола по отношению к профессии, деятельности, занятию.
Он единообразен, нет у него пары с гласной «е». Только так всегда и пишется, например, в существительных работник, лес-ник, школьник, лишайник, пересмешник, защитник.
Поэтому и целинник (целинники) пишется с суффиксом -ник. Главное — правильно вычленить этот суффикс в слове.
Слово Присягать оказывается инфинитивом, глаголом первого спряжением, в котором выделим окончание -ТЬ.
Ударение в нем падает на третий слог: присягАть.
Корнем слова оказывается морфема ПРИСЯГ-: Присяга-Присяжный-Присягнуть.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная И и безударная гласная Я, а само слово можно ошибочно написать как прЕсИгать.
Проверить безударную гласную Я в этом слове можно с помощью слова присЯга. А вот про первую безударную И можно сказать только, что она находится в исторической приставке ПРИ, которая имеет значение Присоединения к клятве, к своему сюзерену.
Слово «домой» мы можем в русском языке проверить лишь подобрав однокоренное слово. Так как данное слово не является исключением, то написание буквы в корне можно проверить следующим образом. Ставим слово в именительный падеж в единственное число, это будет слово «дом», а значит в корне мы будем писать букву «о». Так же можно подобрать ещё слово, где буква «о» в корне будет стоять под ударением: «домик».
Также есть однокоренные слова, которые тоже будем писать через букву «о» в корне, это слова «домашний», «домовой».
Примеры предложений со словом «домой».
Мне пора домой.
Мама сказала ,чтобы я после школы шла сразу домой.
- Для проверки слова «лёгкий» существует правило о правописании согласных в корне.
Для этого надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный стоял бы перед гласным, например -леГкий — леГок. Четко слышится согласный Г. Правильно пишется — лёгкий.
Девочка рассказывала стихотворение, от волнения на лице у неё появился легкий румянец.
- Зелёный — для проверки написания согласной буквы в первом слоге (е или и), надо изменить слово так, чтобы на первый слог падало ударение, например: зелёный — зЕлень, четко слышен звук Е. Правильно пишется — зелёный.
Пешеходы ждали когда загорится зеленый свет, чтобы перейти спокойно улицу.
- Летит — в этом слове можно ошибиться в написании гласной в первом слоге (е или и), также, как и в предыдущем слове, к слову летит подберем проверочное слово так, что бы на эту гласную падало ударение, например: летит- полёт, перелет. Выяснили, что правильно пишется гласная Е — летит.
На ночном небе хорошо видно как летит самолет, мигая огоньками.
- Блестит- в этом слове надо проверить гласную в первом слоге (е или и). Подберем проверочное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение: блестит — блЕск, ударение падает на гласную Е. Значит правильно писать — блестит.
Наташа всегда следит за порядком в доме, у неё все блестит от идеальной чистоты.
Это два разных слова с двумя разными значениями. Основная концепция идеологии просвещения — это надежда на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого потенциала. А посвящать — значит посвятить, например книгу, или жизнь определённой деятельности.
Русский[править]
по́мнить I[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | по́мню | по́мнил по́мнила |
— |
Ты | по́мнишь | по́мнил по́мнила |
по́мни |
Он Она Оно |
по́мнит | по́мнил по́мнила по́мнило |
— |
Мы | по́мним | по́мнили | — |
Вы | по́мните | по́мнили | по́мните |
Они | по́мнят | по́мнили | — |
Пр. действ. наст. | по́мнящий | ||
Пр. действ. прош. | по́мнивший | ||
Деепр. наст. | по́мня | ||
Деепр. прош. | по́мнив, по́мнивши | ||
Пр. страд. наст. | по́мнимый | ||
Пр. страд. прош. | по́мненный | ||
Будущее | буду/будешь… по́мнить |
по́м—нить
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a. Соответствующего глагола совершенного вида нет.
Корень: -помн-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Произношение[править]
- МФА: [ˈpomnʲɪtʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- сохранять в памяти, не забывать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- памятовать
Антонимы[править]
- забывать
Гиперонимы[править]
- ?
Гипонимы[править]
- вспоминать, припоминать
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Образовано из по- + мнить, далее от от праслав. *mьněti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск мьнѣти, мьнить, ст.-слав. мьнѣти, мьнѬ (др.-греч. νομίζειν, δοκεῖν), болг. мля, мня «полагаю», сербохорв. мнити, мним, словенск. mnė́ti, mním, чешск. mínit, словацк. mniеť, польск. pomnieć; восходит к праиндоевр. *men- «думать». Праслав. *mьněti, *mьnjǫ, *mьnitь — 3 л. ед. ч. Инф. мнить получил -и- из наст. вр. Родственно лит. minė́ti, menù, позднее miniù «вспоминать, упоминать», латышск. mine^t, -u «упоминать», др.-прусск. minisnan (вин. ед. ч.) «память», лит. miñti, menù «помнить, угадывать», manýti, manaũ «понимать, думать», др.-инд. mányatē, manutḗ «думает, помнит», mánas ср. р. «ум, дух, разум», авест. mainyete «думает, полагает», греч. μέμονα «помню», лат. meminī «вспоминаю» (*memonai), mēns, -ntis «ум, мысль», mоnеō «увещеваю», готск. mаn «полагаю», munan «думать, вспоминать», ирл. do-moiniur «верю, полагаю», далее греч. μαίνομαι «неистовствую», μανῆναι, μιμνήσκω «напоминать, вспоминать». В этимологическом отношении от них отличается ст.-слав. мѣнити, мѣнѬ «вспоминать», словенск. mė́niti «полагать, думать», др.-чешск. mieniti, польск. mienić, mienię, родственное др.-в.-нем., ср.-в.-нем. meinen «думать, полагать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
- себя не помнить
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Библиография[править]
- Жолковский А. К., Мельчук И. А. Помнить // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 620–622.
- Туровский В. В. Память в наивной картине мира: забыть, вспомнить, помнить // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Культурные концепты М.: Наука, 1991, с. 91-95 (детальное описание).
помни́ть II[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | помню́ | помни́л помни́ла |
— |
Ты | помни́шь | помни́л помни́ла |
помни́ |
Он Она Оно |
помни́т | помни́л помни́ла помни́ло |
— |
Мы | помни́м | помни́ли | помни́м помни́мте |
Вы | помни́те | помни́ли | помни́те |
Они | помня́т | помни́ли | — |
Пр. действ. прош. | помни́вший | ||
Деепр. прош. | помни́в, помни́вши |
по—мни́ть
Глагол, совершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — мнить.
Приставка: по-; корень: -мн-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Произношение[править]
- МФА: [pɐˈmnʲitʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- устар. или высок. помыслить, подумать, вообразить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- помыслить, подумать, вообразить
Антонимы[править]
- —
Гиперонимы[править]
- ?
Гипонимы[править]
- —
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Аналогично помнить I.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|