Как правильно пишется помнишь или помнешь

Содержание

  • 1 Правило
    • 1.1 Мягкий знак в конце
    • 1.2 Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
  • 2 Морфологический разбор слова помнишь
  • 3 Примеры использования и цитаты
  • 4 Похожие слова

Правильный вариант написания слова: помнишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова помнишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: помнить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Помнишь, не забудешь. I Предпраздничная веселая, но все же всем надоевшая, шумная суета кончилась. В квартире Скоромыслиных стало наконец тихо и…

«Помнишь, не забудешь» — Сологуб Фёдор

К. М. С. Помнишь ли город тревожный, Синюю дымку вдали? Этой дорогою ложной Молча с тобою мы шли… Шли мы — луна поднималась Выше из темных оград, Ложной дорога казалась — Я не вернулся назад. Наша любовь обманулась…

«Помнишь ли город тревожный…» — Блок Александр

Ты помнишь — ночь вокруг торжественно горела И темный сад дремал, склонившись над рекой… Ты пела мне тогда, и песнь твоя звенела Тоской, безумною и страстною тоской… Я жадно ей внимал — в ней слышалось страданье Разбитой…

«Ты помнишь — ночь вокруг торжественно…»

Похожие слова


1

Как правильно: помните или помнете, помнешь или помнишь? Какое проверочное?

слово память однокоренное или нет, может быть проверочным?

3 ответа:



2



0

Слова Помните и Помнишь отвечают на вопрос Что делаете?/Что делаешь? и оказываются формами настоящего времени от глагола Помнить.

Ударение в них падает на первый слог: пОмните/пОмнишь.

Корнем слова оказывается морфема ПОМН-.

Обратим внимание, что в слове Помнить и его формах суффикс глагола И оказывается безударным и сами слова можно ошибочно написать как Помнете или Помнешь.

Проверить этот суффикс мы не можем, только разве что вспомним этимологию, ведь этот глагол происходит от глагола Мнить.

Однако, слова Помнете и Помнешь также реально существуют, только оказываются формами инфинитива Помять. Это глагол первого спряжения и потому в его личных окончаниях пишем гласную Е.

Здесь ударение падает на гласную Е, так что ее можно и не проверять: помнЕте/помнЕшь.

Корнем этих глаголов оказывается морфема МН: Помять-Смять.

В приставке ПО пишем гласную О по принципу единообразия написания приставок.



1



0

Правильно будет помнИшь,помнИте.Здесь не получится применить проверочное слово. Если применить нужное правило, то здесь неопределенная форма глагола — помнИт,помнЯт 2-е. спряжение,значит будет гласная- И. ПомнИшь, помнИт,помНим,



1



0

Если речь именно о памяти, и связанных с нею словах, то верным будет написание: помните, помнишь.

Для меня проверочным было бы в этом случае слово «помни»:

  • Помнишь, друг, как ходили в детстве на озеро? Помни, не забывай. И вы, ребята, помните хорошие моменты из прошлого.

Но, и «помнете», «помнешь» — тоже имеет право на существование, если речь о глаголе «мять» и производных от него:

Помнешь ты платье, если не уследишь. А вы помнете свой костюм, когда на стул сядете.

Читайте также

Если разобрать заданное имя существительное (а оно именно таковым и является, так как обозначает предмет (одушевленный), отвечая на вопрос «кто?»), то получим наряду с нулевым окончанием такие морфемы: цел- — корень, -ин- и -ник — суффиксы.

Ударение в этом слове приходится на второй слог «лин», так что в слабой позиции находятся первый и третий слог.

Для гласной в первом слоге нужно найти проверочное слово с ударной позицией.

Это легко сделать, если вспомнить значение слова «целина», от которого и произведено заданное слово.

Целиной называют нетронутую землю, которую никогда не использовали для посевов, ее не пахали.

И произошло оно от прилагательного «цЕлый», которое и является проверочным при написании безударного гласного в корне существительного «целина», а следовательно, и прилагательного «целинник».

Теперь о проверке суффикса «-ник». Есть такой очень производительный суффикс в русском языке, который обозначает обычно лицо мужского пола по отношению к профессии, деятельности, занятию.

Он единообразен, нет у него пары с гласной «е». Только так всегда и пишется, например, в существительных работник, лес-ник, школьник, лишайник, пересмешник, защитник.

Поэтому и целинник (целинники) пишется с суффиксом -ник. Главное — правильно вычленить этот суффикс в слове.

Слово Присягать оказывается инфинитивом, глаголом первого спряжением, в котором выделим окончание -ТЬ.

Ударение в нем падает на третий слог: присягАть.

Корнем слова оказывается морфема ПРИСЯГ-: Присяга-Присяжный-Присягнуть.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная И и безударная гласная Я, а само слово можно ошибочно написать как прЕсИгать.

Проверить безударную гласную Я в этом слове можно с помощью слова присЯга. А вот про первую безударную И можно сказать только, что она находится в исторической приставке ПРИ, которая имеет значение Присоединения к клятве, к своему сюзерену.

Слово «домой» мы можем в русском языке проверить лишь подобрав однокоренное слово. Так как данное слово не является исключением, то написание буквы в корне можно проверить следующим образом. Ставим слово в именительный падеж в единственное число, это будет слово «дом», а значит в корне мы будем писать букву «о». Так же можно подобрать ещё слово, где буква «о» в корне будет стоять под ударением: «домик».

Также есть однокоренные слова, которые тоже будем писать через букву «о» в корне, это слова «домашний», «домовой».

Примеры предложений со словом «домой».

Мне пора домой.

Мама сказала ,чтобы я после школы шла сразу домой.

  • Для проверки слова «лёгкий» существует правило о правописании согласных в корне.

Для этого надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный стоял бы перед гласным, например -леГкий — леГок. Четко слышится согласный Г. Правильно пишется — лёгкий.

Девочка рассказывала стихотворение, от волнения на лице у неё появился легкий румянец.

  • Зелёный — для проверки написания согласной буквы в первом слоге (е или и), надо изменить слово так, чтобы на первый слог падало ударение, например: зелёный — зЕлень, четко слышен звук Е. Правильно пишется — зелёный.

Пешеходы ждали когда загорится зеленый свет, чтобы перейти спокойно улицу.

  • Летит — в этом слове можно ошибиться в написании гласной в первом слоге (е или и), также, как и в предыдущем слове, к слову летит подберем проверочное слово так, что бы на эту гласную падало ударение, например: летит- полёт, перелет. Выяснили, что правильно пишется гласная Е — летит.

На ночном небе хорошо видно как летит самолет, мигая огоньками.

  • Блестит- в этом слове надо проверить гласную в первом слоге (е или и). Подберем проверочное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение: блестит — блЕск, ударение падает на гласную Е. Значит правильно писать — блестит.

Наташа всегда следит за порядком в доме, у неё все блестит от идеальной чистоты.

Это два разных слова с двумя разными значениями. Основная концепция идеологии просвещения — это надежда на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого потенциала. А посвящать — значит посвятить, например книгу, или жизнь определённой деятельности.

Русский[править]

по́мнить I[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  наст. прош. повелит.
Я по́мню по́мнил
по́мнила
Ты по́мнишь по́мнил
по́мнила
по́мни
Он
Она
Оно
по́мнит по́мнил
по́мнила
по́мнило
Мы по́мним по́мнили
Вы по́мните по́мнили по́мните
Они по́мнят по́мнили
Пр. действ. наст. по́мнящий
Пр. действ. прош. по́мнивший
Деепр. наст. по́мня
Деепр. прош. по́мнив, по́мнивши
Пр. страд. наст. по́мнимый
Пр. страд. прош. по́мненный
Будущее буду/будешь… по́мнить

по́мнить

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a. Соответствующего глагола совершенного вида нет.

Корень: -помн-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть.

Произношение[править]

  • МФА: [ˈpomnʲɪtʲ

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. сохранять в памяти, не забывать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

  1. памятовать

Антонимы[править]

  1. забывать

Гиперонимы[править]

  1. ?

Гипонимы[править]

  1. вспоминать, припоминать

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • глаголы: помниться, вспомнить, запомнить, упомнить

Этимология[править]

Образовано из по- + мнить, далее от от праслав. *mьněti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск мьнѣти, мьнить, ст.-слав. мьнѣти, мьнѬ (др.-греч. νομίζειν, δοκεῖν), болг. мля, мня «полагаю», сербохорв. мнити, мним, словенск. mnė́ti, mním, чешск. mínit, словацк. mniеť, польск. pomnieć; восходит к праиндоевр. *men- «думать». Праслав. *mьněti, *mьnjǫ, *mьnitь — 3 л. ед. ч. Инф. мнить получил -и- из наст. вр. Родственно лит. minė́ti, menù, позднее miniù «вспоминать, упоминать», латышск. mine^t, -u «упоминать», др.-прусск. minisnan (вин. ед. ч.) «память», лит. miñti, menù «помнить, угадывать», manýti, manaũ «понимать, думать», др.-инд. mányatē, manutḗ «думает, помнит», mánas ср. р. «ум, дух, разум», авест. mainyete «думает, полагает», греч. μέμονα «помню», лат. meminī «вспоминаю» (*memonai), mēns, -ntis «ум, мысль», mоnеō «увещеваю», готск. mаn «полагаю», munan «думать, вспоминать», ирл. do-moiniur «верю, полагаю», далее греч. μαίνομαι «неистовствую», μανῆναι, μιμνήσκω «напоминать, вспоминать». В этимологическом отношении от них отличается ст.-слав. мѣнити, мѣнѬ «вспоминать», словенск. mė́niti «полагать, думать», др.-чешск. mieniti, польск. mienić, mienię, родственное др.-в.-нем., ср.-в.-нем. meinen «думать, полагать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

  • себя не помнить

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: remember, keep in mind
  • Болгарскийbg: помня
  • Венгерскийhu: emlékezik
  • Греческийel: θυμούμαι
  • Датскийda: huske
  • Индонезийскийid: ingat
  • Испанскийes: recordar
  • Итальянскийit: ricordare
  • Казахскийkk: ойда ұстау
  • Латинскийla: memorari, memoria tenere, memini
  • Латышскийlv: atminēt
  • Литовскийlt: minti
  • Малагасийскийmg: mahatsiaro
  • Немецкийde: sich erinnern, sich entsinnen, gedenken
  • Нидерландскийnl: gedenken
  • Норвежскийno: huske
  • Польскийpl: pamiętać
  • Португальскийpt: recordar, lembrar
  • Румынскийro: ține minte
  • Сербскийsr (кир.): памтити
  • Суахилиsw: kumbuka
  • Таджикскийtg: дар хотир доштан
  • Татарскийtt: хәтерләргә
  • Турецкийtr: hatırlamak, anımsamak
  • Украинскийuk: пам’ятати
  • Финскийfi: muistaa
  • Французскийfr: se rappeler, se souvenir (de)
  • Чешскийcs: pamatovat
  • Шведскийsv: minnas
  • Эсперантоиeo: memori
  • Эстонскийet: mäletama
  • Японскийja: 覚える (おぼえる)

Библиография[править]

  • Жолковский А. К., Мельчук И. А. Помнить // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 620–622.
  • Туровский В. В. Память в наивной картине мира: забыть, вспомнить, помнить // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Культурные концепты М.: Наука, 1991, с. 91-95  (детальное описание).

помни́ть II[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  будущ. прош. повелит.
Я помню́ помни́л
помни́ла
Ты помни́шь помни́л
помни́ла
помни́
Он
Она
Оно
помни́т помни́л
помни́ла
помни́ло
Мы помни́м помни́ли помни́м
помни́мте
Вы помни́те помни́ли помни́те
Они помня́т помни́ли
Пр. действ. прош. помни́вший
Деепр. прош. помни́в, помни́вши

помни́ть

Глагол, совершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — мнить.

Приставка: по-; корень: -мн-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть.

Произношение[править]

  • МФА: [pɐˈmnʲitʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. устар. или высок. помыслить, подумать, вообразить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

  1. помыслить, подумать, вообразить

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

  1. ?

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: мнительность
  • прилагательные: мнительный
  • глаголы: мнить

Этимология[править]

Аналогично помнить I.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: think; consider, imagine

  • Как правильно пишется полегче или по легче
  • Как правильно пишется полвосьмого
  • Как правильно пишется полакомиться
  • Как правильно пишется пол москвы
  • Как правильно пишется пойзже или позже