Как правильно пишется слово беречь или береч

Слово «беречь» правильно пишется с мягким знаком после шипящего.

Чтобы выбрать, как правильно пишется слово «беречь», с мягким знаком или нет, определим часть речи, к которой оно принадлежит, и его форму.

Часть речи слова «беречь»

Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живём.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Л. Панасюк

В этом стихотворном отрывке автор использовал слово «беречь», которое обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?

Эти грамматические признаки помогут узнать глагол, который в форме инфинитива обладает лишь общими морфологическими признаками слов этой части речи:

  1. вид (совершенный или несовершенный);
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спряжение.

Беречь природу - значит беречь свою Родину

Морфологический разбор слова «беречь»

  • часть речи — глагол;
  • неопределенная форма;
  • переходный

(беречь что? землю, природу, воду; управляет существительными в форме винительного падежа без предлога);

  • невозвратный (не имеет постфикса -ся (-сь);
  • 1-го спряжения.
  • Синтаксическая роль — сказуемое (давайте беречь — простое глагольное сказуемое).

Правописание слова «беречь»

Мягкий знак после шипящих ж, ч, ш, щ не обозначает их мягкости, так как в русской фонетике согласные [ч’], [щ’] — это непарные мягкие звуки, а [ж], [ш] — непарные твердые. В письменной речи этот графический знак является морфологическим обозначением, например,

1. существительных женского рода третьего склонения:

  • изящная вещь;
  • хитрая ложь;
  • русская печь;
  • грязная ветошь;

2. большинства наречий, кроме слов-исключений «уж», «замуж», «невтерпёж»:

  • уйти прочь;
  • пуститься вскачь;
  • ударить наотмашь;
  • отказаться напрочь;
  • терпеть невмочь;

2. глаголов в форме 2 лица настоящего, будущего времени и повелительного наклонения:

  • занимаешься рисованием;
  • учишься на отлично;
  • знаешь наизусть;
  • обозначь этот предмет;
  • спрячьте в карман;
  • обрежь кончик;
  • уничтожьте улики;
  • съешьте яблоко.

3. неопределенной формы глаголов, заканчивающихся на -чь:

  • стеречь стадо;
  • увлечь за собой;
  • достичь вплавь берега;
  • прилечь отдохнуть;
  • отвлечься на минуту.

Слово «беречь», глагол в неопределенной форме, правильно пишется с мягким знаком после шипящего. 

Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять (Н. Сладков).

Средняя оценка: 3.9.
Проголосовало: 7

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я берегу́ берёг
берегла́
Ты бережёшь берёг
берегла́
береги́
Он
Она
Оно
бережёт берёг
берегла́
берегло́
Мы бережём берегли́
Вы бережёте берегли́ береги́те
Они берегу́т берегли́
Пр. действ. наст. берегу́щий
Пр. действ. прош. берёгший
Деепр. наст.
Деепр. прош. берёгши
Пр. страд. наст.
Пр. страд. прош. бережённый
Будущее буду/будешь… бере́чь

бере́чь

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 8b/b. Существует также просторечная форма деепр. наст. вр. «берегя́». Существует также редк. книжн. форма страд. прич. наст. вр. «берего́мый». Соответствующие глаголы совершенного вида — сберечь, уберечь, поберечь.

Корень: -беречь- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [bʲɪˈrʲet͡ɕ

Семантические свойства

Значение

Общее прототипическое значение — сохранять в неизменном состоянии.

  1. хранить в целости, сохранности; дорожа чем-либо, не давать пропасть, потеряться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. о чувствах, воспоминаниях и т. п. стремиться сохранить в первозданном виде; не утратить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. экономно, разумно пользоваться чем-либо, использовать кого-либо, что-либо; не тратить понапрасну ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. заботливо оберегать, предохранять от кого-либо, чего-либо (обычно болезней, порчи, гибели и т. п.) ◆ Монах есть служитель, берегомый на день, и час, и месяц, и год, ибо правда у народа доселе от нас же, от святителей, от преподобных, от богоносных отец. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»

Синонимы

  1. сберегать, экономить, сохранять
  2. хранить
  3. защищать, оберегать, охранять
  4. оберегать, предохранять

Антонимы

  1. утрачивать
  2. растрачивать, расходовать, тратить, расточать (книжн.); разг.: разбазаривать, транжирить

Гиперонимы

  1. хранить

Гипонимы

  1. лелеять

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: бережливость, бережение, береженье; сбережение, оберег
  • прилагательные: бережливый
  • глаголы: беречься; оберегать, поберечь, сберечь, уберечь
  • наречия: бережливо

Этимология

Происходит от праслав. *bergti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. брѣгѫ, брѣшти «заботиться», др.-сербск. бржем, бриjеħи «охранять», укр. берегу́, беречи́; восходит к праиндоевр. *bhergh-. Благодаря наличию других ступеней чередования в чешск. brh «скирда сена; пещера; хижина» = *bьrgъ и укр. оборíг (род. п. оборо́га) «кровля на четырех столбах для сена», чешск. brah «скирда сена», польск. bróg «скирда, сарай для сена», словин. brȯ́ug, в.-луж. bróžeń, нж.-луж. brožnja = *borg- исконнослав. характер слова является достоверным, поэтому оно родственно готск. baírgan «скрывать», др.-в.-нем. bergan; важно также наличие вост.-лит. bir̃ginti «беречь», др.-в.-нем. borge^n «обезопасить себя». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • беречь как зеницу ока
  • береги себя

Перевод

охранять
  • Английскийen: keep, preserve, guard, protect
  • Нанайскийgld: кайрамбори, одёчиори
  • Турецкийtr: korumak
  • Шведскийsv: bevara, skydda
не тратить понапрасну
  • Английскийen: keep, preserve
  • Турецкийtr: tasarruf etmek
  • Шведскийsv: bevara, skona
хранить
  • Английскийen: keep, preserve
  • Турецкийtr: saklamak, muhafaza etmek
  • Шведскийsv: bevara

Библиография

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Грамматическое описание

Работу над пробелами в тонкостях орфографии нужно начинать с анализа самого слова. Его полная грамматическая характеристика, как части речи:

  • Невозвратный глагол (без –ся) неопределенной формы (что делать?).
  • Самостоятельная переходная часть речи 1-го спряжения.
  • Сказуемое (простое и составное) в разных типах предложения.

Подобранные к глаголу синонимы из толковых словарей выражают разную степень отношения к живому человеку или предмету/явлению:

  • Ярко выраженное (активные действия): защищать, ограждать, оборонять, заслонять.
  •  Эмоционально окрашенное (чувства, очевидная симпатия): холить, лелеять, нежить, опекать.
  • Нейтральное: беречь, хранить, страховать.

Современный вариант написания пришел от наших предков из древнерусского языка. В ту неспокойную эпоху войн и раздела территории глагол имел ярко выраженную степень желания защитить кого-то. Общеславянское слово буквально означало «закрывать (собой)».
В индоевропейском языке оно было близко по смыслу с языковыми единицами «убежище» и «гора». На сегодняшний день самым популярным вариантом считают употребление изучаемого инфинитива и его словоформ.

Как пишется слово «беречь» — с мягким знаком или без?

Грамотному человеку важно выбрать правильный вариант из двух существующих версий: беречь или береч. После шипящих на конце слова не забываем о смягчении при письме:

  • И.сущ. 3-го склонения (чушь, ночь, брошь, брешь)
  • Всех форм глаголов.

Последний пункт необходимо уточнить для полной формулировки правила. В инфинитивах (что сделать? что делать?), глаголах изъявительного наклонения 2-го лица ед.числа, повелительного наклонения 2-го лица ед. и мн. числа мягкий знак после шипящих ставится.

Примеры предложений

Употребление неопределенной формы глаголов с шипящей согласной на конце:

  • Беречь свое здоровье нужно при правильном питании и соблюдении режима дня.
  • Так важно беречь своих близких, которые всегда окажутся рядом в трудную минуту.
  • Беречь счастье следует в тишине и подальше от глаз завистников.

Беречь или береч, как правильно пишется?

Слово «беречь» пра­виль­но пишет­ся с мяг­ким зна­ком после шипящего.

Чтобы выбрать, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «беречь», с мяг­ким зна­ком или нет, опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит, и его форму.

Часть речи слова «беречь»

Земля — наш ков­чег, наша роди­на, дом,
В кото­ром мы с вами все вме­сте живём.
Давайте Добро сози­дать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Л. Панасюк

В этом сти­хо­твор­ном отрыв­ке автор исполь­зо­вал сло­во «беречь», кото­рое обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что делать?

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки помо­гут узнать гла­гол, кото­рый в фор­ме инфи­ни­ти­ва обла­да­ет лишь общи­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми слов этой части речи:

  1. вид (совер­шен­ный или несовершенный);
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спря­же­ние.

Беречь природу - значит беречь свою Родину

Морфологический разбор слова «беречь»

  • часть речи — глагол;
  • неопре­де­лен­ная форма;
  • пере­ход­ный

(беречь что? зем­лю, при­ро­ду, воду; управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога);

  • невоз­врат­ный (не име­ет пост­фик­са -ся (-сь);
  • 1-го спря­же­ния.
  • Синтаксическая роль — ска­зу­е­мое (давай­те беречь — про­стое гла­голь­ное сказуемое).

Правописание слова «беречь»

Мягкий знак после шипя­щих ж, ч, ш, щ не обо­зна­ча­ет их мяг­ко­сти, так как в рус­ской фоне­ти­ке соглас­ные [ч’], [щ’] — это непар­ные мяг­кие зву­ки, а [ж], [ш] — непар­ные твер­дые. В пись­мен­ной речи этот гра­фи­че­ский знак явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским обо­зна­че­ни­ем, например,

1. суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го склонения:

  • изящ­ная вещь;
  • хит­рая ложь;
  • рус­ская печь;
  • гряз­ная ветошь;

2. боль­шин­ства наре­чий, кро­ме слов-исключений «уж», «замуж», «нев­тер­пёж»:

  • уйти прочь;
  • пустить­ся вскачь;
  • уда­рить наот­машь;
  • отка­зать­ся напрочь;
  • тер­петь невмочь;

2. гла­го­лов в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го, буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • зани­ма­ешь­ся рисованием;
  • учишь­ся на отлично;
  • зна­ешь наизусть;
  • обо­значь этот предмет;
  • спрячь­те в карман;
  • обрежь кон­чик;
  • уни­чтожь­те улики;
  • съешь­те яблоко.

3. неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -чь:

  • сте­речь стадо;
  • увлечь за собой;
  • достичь вплавь берега;
  • при­лечь отдохнуть;
  • отвлечь­ся на мину­ту.

Мы долж­ны любить, ува­жать и беречь при­ро­ду, ведь без наше­го вни­ма­ния и помо­щи сама по себе она может не усто­ять (Н. Сладков).

Как определить форму времени глагола

Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.

Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.

К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.

Как определить форму времени глагола

В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.

Изменение глаголов в прошедшем времени

Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:

  • узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.

Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:

  • думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.

Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.

Как определить форму времени глагола

Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса :

Инфинитив Ед.ч. мужск.р. Ед.ч. женск.р. Ед.ч. средн.р. Множ.ч.
улыбаться улыба-Л-[ ]-ся улыба-Л-А-сь улыба-Л-О-сь улыба-Л-И-сь
петь запе-Л-[ ] запел-А запел-О запел-И
беречь берег[ ] (без -Л-) берег-Л-А берег-Л-О берег-Л-И

Из таблицы видно:

  • в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
  • у форм жен. р. – А;
  • глаголы ср. р. имеют флексию – О;
  • во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.

Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.

Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:

  • Г – стерег, стерегла;
  • К – испек, испекла;
  • Х – высох, высохла;
  • З – привез, привезла;
  • С – отнес, отнесла;
  • Б – выгреб, выгребла;
  • -ереть – стереть, стер, стерла.

Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.

Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.

Глаголы настоящего времени

Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:

  • происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
    Иду из школы и звоню маме.
  • происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
    Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты.
  • происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
    Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.

Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:

  • на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
    Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку.
  • на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
    Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.

В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:

Как определить форму времени глагола

Первого спряжения

По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Стелить стел-ю стел-ем
стел-ешь стел-ете
стел-ет стел-ют

Второго спряжения

В ГЛ II спряжения:

  • у(ю) – 1 л. ед. ч.;
  • ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
  • гласная И – в остальных формах.

Образование глаголов будущего времени

О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:

  1. ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
    получу, доберусь, закончу.
  2. ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
    буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.

Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:

  • определяют спряжение;
  • решают, какое лицо и число;
  • выбирают нужный вариант.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Угнаться угон-ю-сь угон-им-ся
угон-ишь-ся угон-ите-сь
угон-ит-ся угон-ят-ся

Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:

Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать

Времена глагола в русском языке: настоящее, прошедшее и будущее

Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.

Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.

Настоящее время

Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.

Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».

В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.

Про английский

В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).

Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:

  1. Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
  2. С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).

Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.

Или смотрите в видео. Оно тоже мое

Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.

Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.

Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.

Прошедшее время

Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).

  • Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
  • Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
  • Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
  • Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
  • Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).

В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.

Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.

Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.

Правило

Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.

Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.

Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.

А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.

Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.

Будущее время

Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.

Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.

Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.

Что обязательно надо знать

Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/berech-kak-pravilno-pishetsya.html

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vremena-glagola

  • Как правильно пишется слово безбрежный
  • Как правильно пишется слово береста
  • Как правильно пишется слово безболезненный
  • Как правильно пишется слово березки
  • Как правильно пишется слово безаварийный