Слово «беречь» правильно пишется с мягким знаком после шипящего.
Чтобы выбрать, как правильно пишется слово «беречь», с мягким знаком или нет, определим часть речи, к которой оно принадлежит, и его форму.
Часть речи слова «беречь»
Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живём.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!Л. Панасюк
В этом стихотворном отрывке автор использовал слово «беречь», которое обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?
Эти грамматические признаки помогут узнать глагол, который в форме инфинитива обладает лишь общими морфологическими признаками слов этой части речи:
- вид (совершенный или несовершенный);
- переходность/непереходность;
- возвратность/невозвратность;
- спряжение.
Морфологический разбор слова «беречь»
- часть речи — глагол;
- неопределенная форма;
- переходный
(беречь что? землю, природу, воду; управляет существительными в форме винительного падежа без предлога);
- невозвратный (не имеет постфикса -ся (-сь);
- 1-го спряжения.
- Синтаксическая роль — сказуемое (давайте беречь — простое глагольное сказуемое).
Правописание слова «беречь»
Мягкий знак после шипящих ж, ч, ш, щ не обозначает их мягкости, так как в русской фонетике согласные [ч’], [щ’] — это непарные мягкие звуки, а [ж], [ш] — непарные твердые. В письменной речи этот графический знак является морфологическим обозначением, например,
1. существительных женского рода третьего склонения:
- изящная вещь;
- хитрая ложь;
- русская печь;
- грязная ветошь;
2. большинства наречий, кроме слов-исключений «уж», «замуж», «невтерпёж»:
- уйти прочь;
- пуститься вскачь;
- ударить наотмашь;
- отказаться напрочь;
- терпеть невмочь;
2. глаголов в форме 2 лица настоящего, будущего времени и повелительного наклонения:
- занимаешься рисованием;
- учишься на отлично;
- знаешь наизусть;
- обозначь этот предмет;
- спрячьте в карман;
- обрежь кончик;
- уничтожьте улики;
- съешьте яблоко.
3. неопределенной формы глаголов, заканчивающихся на -чь:
- стеречь стадо;
- увлечь за собой;
- достичь вплавь берега;
- прилечь отдохнуть;
- отвлечься на минуту.
Слово «беречь», глагол в неопределенной форме, правильно пишется с мягким знаком после шипящего.
Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять (Н. Сладков).
Средняя оценка: 3.9.
Проголосовало: 7
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | берегу́ | берёг берегла́ |
— |
Ты | бережёшь | берёг берегла́ |
береги́ |
Он Она Оно |
бережёт | берёг берегла́ берегло́ |
— |
Мы | бережём | берегли́ | — |
Вы | бережёте | берегли́ | береги́те |
Они | берегу́т | берегли́ | — |
Пр. действ. наст. | берегу́щий | ||
Пр. действ. прош. | берёгший | ||
Деепр. наст. | — | ||
Деепр. прош. | берёгши | ||
Пр. страд. наст. | — | ||
Пр. страд. прош. | бережённый | ||
Будущее | буду/будешь… бере́чь |
бе—ре́чь
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 8b/b. Существует также просторечная форма деепр. наст. вр. «берегя́». Существует также редк. книжн. форма страд. прич. наст. вр. «берего́мый». Соответствующие глаголы совершенного вида — сберечь, уберечь, поберечь.
Корень: -беречь- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [bʲɪˈrʲet͡ɕ]
Семантические свойства
Значение
Общее прототипическое значение — сохранять в неизменном состоянии.
- хранить в целости, сохранности; дорожа чем-либо, не давать пропасть, потеряться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- о чувствах, воспоминаниях и т. п. стремиться сохранить в первозданном виде; не утратить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- экономно, разумно пользоваться чем-либо, использовать кого-либо, что-либо; не тратить понапрасну ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- заботливо оберегать, предохранять от кого-либо, чего-либо (обычно болезней, порчи, гибели и т. п.) ◆ Монах есть служитель, берегомый на день, и час, и месяц, и год, ибо правда у народа доселе от нас же, от святителей, от преподобных, от богоносных отец. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
Синонимы
- сберегать, экономить, сохранять
- хранить
- защищать, оберегать, охранять
- оберегать, предохранять
Антонимы
- —
- утрачивать
- растрачивать, расходовать, тратить, расточать (книжн.); разг.: разбазаривать, транжирить
Гиперонимы
- хранить
Гипонимы
- —
- лелеять
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от праслав. *bergti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. брѣгѫ, брѣшти «заботиться», др.-сербск. бржем, бриjеħи «охранять», укр. берегу́, беречи́; восходит к праиндоевр. *bhergh-. Благодаря наличию других ступеней чередования в чешск. brh «скирда сена; пещера; хижина» = *bьrgъ и укр. оборíг (род. п. оборо́га) «кровля на четырех столбах для сена», чешск. brah «скирда сена», польск. bróg «скирда, сарай для сена», словин. brȯ́ug, в.-луж. bróžeń, нж.-луж. brožnja = *borg- исконнослав. характер слова является достоверным, поэтому оно родственно готск. baírgan «скрывать», др.-в.-нем. bergan; важно также наличие вост.-лит. bir̃ginti «беречь», др.-в.-нем. borge^n «обезопасить себя». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- беречь как зеницу ока
- береги себя
Перевод
охранять | |
|
не тратить понапрасну | |
|
хранить | |
|
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Грамматическое описание
Работу над пробелами в тонкостях орфографии нужно начинать с анализа самого слова. Его полная грамматическая характеристика, как части речи:
- Невозвратный глагол (без –ся) неопределенной формы (что делать?).
- Самостоятельная переходная часть речи 1-го спряжения.
- Сказуемое (простое и составное) в разных типах предложения.
Подобранные к глаголу синонимы из толковых словарей выражают разную степень отношения к живому человеку или предмету/явлению:
- Ярко выраженное (активные действия): защищать, ограждать, оборонять, заслонять.
- Эмоционально окрашенное (чувства, очевидная симпатия): холить, лелеять, нежить, опекать.
- Нейтральное: беречь, хранить, страховать.
Современный вариант написания пришел от наших предков из древнерусского языка. В ту неспокойную эпоху войн и раздела территории глагол имел ярко выраженную степень желания защитить кого-то. Общеславянское слово буквально означало «закрывать (собой)».
В индоевропейском языке оно было близко по смыслу с языковыми единицами «убежище» и «гора». На сегодняшний день самым популярным вариантом считают употребление изучаемого инфинитива и его словоформ.
Как пишется слово «беречь» — с мягким знаком или без?
Грамотному человеку важно выбрать правильный вариант из двух существующих версий: беречь или береч. После шипящих на конце слова не забываем о смягчении при письме:
- И.сущ. 3-го склонения (чушь, ночь, брошь, брешь)
- Всех форм глаголов.
Последний пункт необходимо уточнить для полной формулировки правила. В инфинитивах (что сделать? что делать?), глаголах изъявительного наклонения 2-го лица ед.числа, повелительного наклонения 2-го лица ед. и мн. числа мягкий знак после шипящих ставится.
Примеры предложений
Употребление неопределенной формы глаголов с шипящей согласной на конце:
- Беречь свое здоровье нужно при правильном питании и соблюдении режима дня.
- Так важно беречь своих близких, которые всегда окажутся рядом в трудную минуту.
- Беречь счастье следует в тишине и подальше от глаз завистников.
Беречь или береч, как правильно пишется?
Слово «беречь» правильно пишется с мягким знаком после шипящего.
Чтобы выбрать, как правильно пишется слово «беречь», с мягким знаком или нет, определим часть речи, к которой оно принадлежит, и его форму.
Часть речи слова «беречь»
Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живём.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!Л. Панасюк
В этом стихотворном отрывке автор использовал слово «беречь», которое обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать?
Эти грамматические признаки помогут узнать глагол, который в форме инфинитива обладает лишь общими морфологическими признаками слов этой части речи:
- вид (совершенный или несовершенный);
- переходность/непереходность;
- возвратность/невозвратность;
- спряжение.
Морфологический разбор слова «беречь»
- часть речи — глагол;
- неопределенная форма;
- переходный
(беречь что? землю, природу, воду; управляет существительными в форме винительного падежа без предлога);
- невозвратный (не имеет постфикса -ся (-сь);
- 1-го спряжения.
- Синтаксическая роль — сказуемое (давайте беречь — простое глагольное сказуемое).
Правописание слова «беречь»
Мягкий знак после шипящих ж, ч, ш, щ не обозначает их мягкости, так как в русской фонетике согласные [ч’], [щ’] — это непарные мягкие звуки, а [ж], [ш] — непарные твердые. В письменной речи этот графический знак является морфологическим обозначением, например,
1. существительных женского рода третьего склонения:
- изящная вещь;
- хитрая ложь;
- русская печь;
- грязная ветошь;
2. большинства наречий, кроме слов-исключений «уж», «замуж», «невтерпёж»:
- уйти прочь;
- пуститься вскачь;
- ударить наотмашь;
- отказаться напрочь;
- терпеть невмочь;
2. глаголов в форме 2 лица настоящего, будущего времени и повелительного наклонения:
- занимаешься рисованием;
- учишься на отлично;
- знаешь наизусть;
- обозначь этот предмет;
- спрячьте в карман;
- обрежь кончик;
- уничтожьте улики;
- съешьте яблоко.
3. неопределенной формы глаголов, заканчивающихся на -чь:
- стеречь стадо;
- увлечь за собой;
- достичь вплавь берега;
- прилечь отдохнуть;
- отвлечься на минуту.
Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять (Н. Сладков).
Как определить форму времени глагола
Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.
Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.
К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.
В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.
Изменение глаголов в прошедшем времени
Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:
- узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.
Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:
- думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.
Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.
Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса -л:
Инфинитив | Ед.ч. мужск.р. | Ед.ч. женск.р. | Ед.ч. средн.р. | Множ.ч. |
---|---|---|---|---|
улыбаться | улыба-Л-[ ]-ся | улыба-Л-А-сь | улыба-Л-О-сь | улыба-Л-И-сь |
петь | запе-Л-[ ] | запел-А | запел-О | запел-И |
беречь | берег[ ] (без -Л-) | берег-Л-А | берег-Л-О | берег-Л-И |
Из таблицы видно:
- в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
- у форм жен. р. – А;
- глаголы ср. р. имеют флексию – О;
- во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.
Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.
Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:
- Г – стерег, стерегла;
- К – испек, испекла;
- Х – высох, высохла;
- З – привез, привезла;
- С – отнес, отнесла;
- Б – выгреб, выгребла;
- -ереть – стереть, стер, стерла.
Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.
Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.
Глаголы настоящего времени
Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:
- происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
Иду из школы и звоню маме. - происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты. - происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.
Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:
- на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку. - на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.
В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:
Первого спряжения
По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Стелить | стел-ю | стел-ем |
стел-ешь | стел-ете | |
стел-ет | стел-ют |
Второго спряжения
В ГЛ II спряжения:
- у(ю) – 1 л. ед. ч.;
- ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
- гласная И – в остальных формах.
Образование глаголов будущего времени
О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:
- ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
получу, доберусь, закончу. - ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.
Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.
Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения
Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:
- определяют спряжение;
- решают, какое лицо и число;
- выбирают нужный вариант.
Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Угнаться | угон-ю-сь | угон-им-ся |
угон-ишь-ся | угон-ите-сь | |
угон-ит-ся | угон-ят-ся |
Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:
Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать
Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.
Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.
Настоящее время
Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.
Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».
В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.
Про английский
В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).
Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:
- Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
- С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).
Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.
Или смотрите в видео. Оно тоже мое
Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.
Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.
Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.
Прошедшее время
Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).
- Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
- Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
- Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
- Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
- Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).
В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.
Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.
Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.
Правило
Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.
Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.
Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.
А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.
Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.
Будущее время
Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.
Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.
Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.
Что обязательно надо знать
Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.
источники:
https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/berech-kak-pravilno-pishetsya.html
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vremena-glagola