СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
[лат. sensus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции . В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л .С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ →← САМОВОСПИТАНИЕ
СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД (от лат. – sensus – чувство), период наибольшей чувствительности организма к восприятию позитивных или негативных для его развития внешних воздействий. Понятие впервые введено Х. Де Фризом. Вслед за ним М. Монтессори выделила в качестве С. п. важные периоды детского развития, в течение которых ребёнок особенно чувствителен к определённым видам раздражителей или взаимодействий и может очень легко приобретать определённые способности (речь, различение сенсорных стимулов, моделирование окружающей среды и т. п.). После того, как «чувствительный период» для конкретной способности прошёл, усвоение её потребует от ребёнка гораздо бо́льших усилий. Согласно Монтессори, С. п. свойственны всем детям в любой стране, и в то же время они индивидуализированы, т. к. у каждого ребёнка свой темп развития.
Л. С. Выготский связывал С. п. с проблемой оптимальных сроков обучения и развития: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» (Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 252). Существуют нижняя и верхняя границы обучения: ребёнка на стадии лепета нельзя научить говорить предложения, позднее обучение речи (после трёх лет) становится для ребёнка более сложным и малоэффективным. Понятие С. п. связано у Выготского с понятием зоны ближайшего развития.
С. п. нельзя отождествлять с возрастными кризисами развития. Близкое понятие «критический период», используемое в биологич. науках, характеризует критич. фазы для анатомич. и морфологич. изменений и означает действие «сейчас или никогда», тогда как С. п. – «можно и в другое время, но лучше сейчас».
Как правильно пишется слово «сенситивный»
сенсити́вный
сенсити́вный; кр. ф. -вен, -вна
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подтверждённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сенситивный»
Предложения со словом «сенситивный»
- Такое влияние опыта на строение мозга возможно лишь в краткий сенситивный период развития этой мозговой круговой цепи, и, как только она созрела, основные следствия оказываются необратимыми.
- Манипулятор – это тонкий психолог, суперзнаток человеческой души, очень сенситивный человек.
- У человеческих детей есть так называемый сенситивный период – время особой чувствительности психики, когда они способны учиться, например, речи.
- (все предложения)
Отправить комментарий
41345 просмотров
15 сентября 2021
В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».
Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.
Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.
Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.
Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:
- знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.
Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Рекомендация:
С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.
«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.
В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.
Сензитивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет.
Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.
Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Сенситивные периоды развития ребенка
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования:
сенситивные период развития речи происходят от 0 и до 6 лет,
сенситивный этап восприятия порядка наступает от 0 и до 3 лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с 6 месяцев и до 5 лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от 1,5 лет и до 6,5, сенситивный этап формирования действий и движений – от 1 до 4 лет,
сенситивный этап формирования социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий.Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате «двигательного периода» представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
2. От 0 до 5,5 лет – период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – «великий филолог», скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.
Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.