: Письмо строчной буквы у.
Цель:
ознакомление с графическим изображением звука [у] – печатного и письменного.
Задачи:
Образовательная
:
— сформировать навыки написания письменной прописной буквы у;
— следить за закреплением правильного навыка письма;
Развивающая
:
— учить отвечать на вопросы;
— развивать речь, образное мышление, фонематический слух;
— обогатить словарный запас обучающихся,
— помочь в овладении выразительными средствами языка;
— развивать умение выражать свои мысли и чувства;
Воспитательная
:
— воспитывать внимание, аккуратность, старание, сознательное отношение к учебе.
Оборудование:
рисунок утенка, буквы, магниты, «волшебная книга», карточки со словами, магнитофон, кассета, буквы у с рожицами: веселой и грустной.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
II. Актуализация знаний.
— У меня есть волшебная книга. Давайте посмотрим, что там спрятано.
(ребята достают буквы и крепят их на доске)
А И О ы
— Что объединяет эти буквы? (они — гласные)
— Почему?
(я ставлю на доске синюю и зеленую фишки)
— Разделите все буквы на 2 группы в зависимости от назначения
(после синей — буквы а, ы, о; после зеленой – и)
III. Постановка учебной задачи.
— Сегодня у нас праздник новой буквы, а кто нам поможет узнать о ней вы догадаетесь сами. Послушайте загадку:
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На коротких ножках
Красные сапожки. (утенок)
— Назовите первый звук в слове.
— Какой буквой обозначается звук у?
— Сегодня мы научимся писать строчную букву у.
IV. Открытие детьми нового знания.
— Это гласный или согласный звук?
— Как догадались что этот звук гласный? (он тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды)
— Кто в живой природе издает такой звук? (волк, изобразите, как воет волк)
— Какие еще слова с этим звуком знаете? Не просто назовите слово, а определите, где этот звук стоит в слове.
Скороговорка (стоя с движениями)
— Поучимся быстро говорить скороговорку и запомним слова с изучаемым звуком.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу
Опоздать я не хочу.
— Какие еще слова с этим звуком вы услышали?
V. Первичное закрепление.
1.
пропись
(с.11, рисунок).
Дети по очереди выходят к доске, составляют схему слова ТРУБА, УТКА, БУСЫ.
VI. Знакомство с графическим обозначением буквы.
— Рассмотрите буквы, сравните их (письменные и печатные, заглавные и строчные)
— А зачем нужны заглавные буквы (строчные)?
— На что похожа печатная буква У? (рисунки со стихотворениями)
— Сделайте из двух палочек букву у.
— После каких согласных звуков пишется буква У? (твердых согласных)
Физминутка для глаз
VII. Письмо.
1
. Пальчиковая гимнастика.
— Кто это? (улитка)
— На какую букву начинается слово?
— Давайте поиграем с улиткой.
Улитка, улитка,
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки,
Ватрушки,
Сдобные лепешки,
Высуни рожки.
(Сжимаем все пальчики ребенка в кулак).
Разжав пальчики, переворачиваем его руку ладонью вверх.
Загибаем мизинец правой руки.
Загибаем безымянный палец.
Загибаем средний палец.
Загибаем указательный палец.
(Выставить вперед вместе указательный и мизинец – показать «рожки»)
2 . Рассматривание верхней части с. 11.
— Какой звук издает сказочный человечек? (у- у — y )
— Рассмотрите элементы буквы у:
палочка с закруглением вправо и удлиненная вниз петля.
— Проведите воображаемую букву ручкой в воздухе.
3. Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква у, четко называя каждый элемент.
4. Обведение по контуру элементов букв.
5. Учащиеся пишут в модульной сетке у строчную поэлементно и целиком, затем дописывают рабочие строки.
6. Письмо соединений с буквой у.
— В каких случаях человек произносит «Ау!»?
— Как называется знак в конце этого предложения?
Запись предложения несколько раз до конца строки.
Запись соединения «уа» под руководством учителя.
7. Анализ схем и слов внизу страницы.
— Обведите по контуру буквы у в словах.
(Дети имитируют движения бабочки)
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
— Какие слова в этом стихотворении начинаются с буквы у?
(Утром, улыбнулась, умылась, улетела)
VIII. Итог.
— С каким звуком сегодня познакомились?
— Это гласный или согласный звук?
— Как определили, что он гласный?
-Какими буквами он обозначается?
IX. Рефлексия.
— Кто был доволен своей работой на уроке?
— Мы сегодня хорошо поработали.
— Доволен ли утенок нашей работой?
— Прочитайте, что он о вас думает: УМНИЦЫ, УМНИКИ
— Умницы погладьте себя по головке.
— Умники похлопайте в ладоши.
— Что вам всем говорит утенок? УРА.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Строчная и заглавная буквы У, у.
-
Организация начала урока (слайд 1)
-
Постановка учебной задачи
-Отгадайте загадку.
ВОЛК И КОМАРИК
Волк комарика ловил,
Себе лапой нос разбил: у-у-у!
– Стой, комарик, я прошу (у-у-у),
Себе лоб я почешу (у-у-у)!
Л. Царева
-Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня учиться писать?
-Значит, тема нашего урока? (слайд 2)
-А вы умеете писать эту букву?
-Значит, цель нашего урока? (слайд 3)
-Чем мы будем заниматься на уроке? (слайд 4)
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
-
Пальчиковая гимнастика.
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Рыбка» (Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку»
в разных направлениях, имитируя плавание).
2. Правила посадки за столом во время письма (слайд 5)
– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой
-
Знакомство с буквой У
Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи!
Пририсуем сук к стволу –
И увидим букву У.
У рисуем угольком,
Палку к палке – уголком.
Угол. Уголь. У мы слышим.
У в начале слов напишем.
И. Лопухина
– О какой букве – печатной или письменной – говорится в стихотворении?
(о письменной)
– Сравните печатную и письменную буквы У. Чем они похожи? (слайд 6)
-
Знакомство с написанием буквы у (с. 11)
– Рассмотрите образец строчной буквы у. (слайд 7)
Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочка с петлей внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.
– Пропишите элементы буквы у в воздухе
5. Работа в «Прописи 2» (с. 11).
Письмо элементов буквы у и буквы у.
– Рассмотрите образец строчной буквы у.
– Из каких двух элементов состоит буква?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Допишите на первой и второй строчках элементы буквы у, на третьей строчке допишите букву у.
– Дома вы потренируетесь в написании буквы у.
6. Работа в «Прописи 2». (с. 11).
Чтение и письмо слов
МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ
Плачет Маша: … (а-а-а),
А волчище… (у-у-у)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовем ее: … (Ау)!
Л. Царева
А у нас есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день … («уа-уа») –
Вот и все ее слова.
Е. Благинина
– Прочитайте «слова», записанные на двух последних строках. Обратите внимание на соединение букв.
– Что написано на предпоследней строчке? (Предложение)
– Как предложение оформляется на письме?
– Какое предложение по интонации? Прочитайте его выразительно.
– Допишите последние две строчки.
7. Слого-звуковой анализ слов (с. 11)
Показываю утку и бусы. (слайд 8)
– Назовите, что это. Есть в словах, обозначающих данные предметы, звук [у]? Где он стоит?
– Рассмотрите схемы-модели слов утка и бусы.
– Выполните слого-звуковой анализ этих слов
-
Физминутка. (слайд 9)
8. Знакомство с написанием заглавной буквы У.(слайд 10)
– Рассмотрите образец заглавной буквы У.
Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх. Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
– Запишите эти элементы в воздухе
9. Работа в «Прописи 2» (с. 12). Письмо элементов, буквы, предложения
– Из каких двух элементов состоит буква У?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Обведите ковш.
– Допишите на первой строке элементы буквы У, на второй строке – букву У.
– Дома вы потренируетесь в написании буквы У.
– Прочитайте предложение, соблюдая интонацию. Обратите внимание на соединение букв.
Напишите его.
– Соединение каких букв написано? Напишите так же.
– Что написано на нижней строчке?
– Как вы догадались, что это предложение?
– Впишите букву у в слова предложения
-
Закрепление знаний и способов действий.
1. Слого-звуковой анализ слов (с. 12)
– Рассмотрите схемы-модели слов Уля и Устин. Соотнесите схемы с рисунками.
– С какой буквы начинаются слова?
– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
– Выполним слого-звуковой анализ слов.
– Рассмотрите схему слова Уля.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге?
– Из чего состоит второй слог?
– Рассмотрите схему слова Устин.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге?
– Из чего состоит второй слог?
-
Рефлексия.
– Какую букву мы научились писать? Какая тема урока была? (слайд 11)
-Мы достигли цели, которую ставили перед собой? (слайд 12)
-Для чего нужна заглавная буква У? строчная у?
– Что получилось на уроке?
— Над чем надо еще поработать?
-Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо за урок. (слайд 13)
Тема урока: «Письмо заглавной и строчной буквы У, у»
Цели: учить писать заглавную и строчную букву У, у; закреплять навыки письма; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний.
Игра «Найди пару».
А о Я я О Ё а ё
– Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они?
– Какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного? (Буквы а, о.) Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)
– Сегодня будем учиться писать букву У. Какой звук обозначает эта буква?
– Вы правы, гласный звук. Его можно петь низко и высоко, толстым и тонким голосом. Давайте попробуем вместе!
Тонко и высоко:
Чайник на плите стоит.
Чайник тонко голосит: у-у-у!
Толсто и низко:
ВОЛК И КОМАРИК
Волк комарика ловил,
Себе лапой нос разбил: у-у-у!
Стой, комарик, я прошу (у-у-у),
Себе лоб я почешу (у-у-у)!
Л. Царева
II. Изучение нового материала.
1. Работа по прописи.
Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи!
Пририсуем сук к стволу –
И увидим букву У.
У рисуем угольком,
Палку к палке – уголком.
Угол. Уголь. У мы слышим.
У в начале слов напишем.
И. Лопухина
– О какой букве – печатной или письменной – говорится в стихотворении? Сравните печатную и письменную буквы У. Чем они похожи?
2. Работа с образцом заглавной буквы У.
– Рассмотрите образец заглавной буквы У. Опишите направление движения руки при написании буквы У. (Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх.
Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)
– Запишите эти элементы в воздухе; в тетради.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–5-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
3. Чтение букв и слов.
На доске записаны письменные строчные буквы а, у и слова ау, уа. Учитель читает стихи, дети по его команде хором читают буквы и слова.
МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ
Плачет Маша: … (а-а-а),
А волчище … (у-у-у)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её – … (ау)!
Л. Царева
А у нас есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день … («уа-уа») –
Вот и все ее слова.
Е. Благинина
– Прочитайте «слова», записанные на следующей строке. Обратите внимание на соединение букв.
4. Игра «Собери букву».
– Рассмотрите элементы букв. Подумайте, какие буквы «рассыпались». На пустой строчке напишите буквы, которые можно построить из этих элементов.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка работы. Один ученик записывает буквы на доске, остальные проверяют.
Физминутка
5. Работа с образцом строчной буквы у.
– Рассмотрите образец строчной буквы у. Сравните заглавную и строчную письменную букву. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы у. (Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Второй элемент – палочка с петлей внизу. Второй элемент начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.)
Прописывание второго элемента строчной буквы у.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
6. Письмо буквы в словах.
– Рассмотрите рисунки. По какому признаку их объединили в группу? (В словах – названиях предметов есть звук [у].)
– Назовите первое слово. Определите место звука [у] в слове. Какой буквой обозначается звук [у] после твердых согласных? Впишите пропущенные буквы.
Задание читающим детям: прочитать полученные слова.
III. Итог урока.
– Какую букву мы научились писать? Для чего нужна заглавная буква У? Строчная у?
Цель: познакомить учащихся с написание новой буквы «У».
Задачи:
Образовательные: научить учащихся грамотно и красиво писать строчную и заглавную букву «Уу».
Развивающие: развивать речь; мелкую моторику пальчиков; логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к письму, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: прописи, ручка, проектор (презентация).
Ход урока
1. Организационный момент
— Заливистый школьный звонок
Позвал 1А на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
— А сейчас мы проверим на сколько вы внимательны и старательны.
Игра «Доскажите словечко»
Он плывет на простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический…(утюг).Все ребята со двора
Малярам кричат…(ура!)Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?…(Ученик.)Долгожданный дан звонок –
Это начался…(урок).Я нашел сучок в лесу
Он похож на букву …
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву…
– Чем похожи слова-отгадки? (Эти слова начинаются на звук [у].)
2. Актуализация опорных знаний
— На какие две группы делятся звуки в русском языке? (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие).
— А какие гласные звуки вы уже знаете?
— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные).
— Посмотрите на экран: назовите словом каждого, кто изображен тут? (утка, гуси, голуби, журавли – птицы).
— Как одним словом можно их назвать? (птицы).
— А чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, буквы пишем)
— Какие буквы в этих словах мы можем уже записать? (А, а, О, о, ? у, ы)
— Почему здесь знак вопроса? (не умеем писать заглавную У). Значит чему нам нужно сегодня учиться?
Слайд с именами
— К нам пришли гости. Кто они? (мальчик Устин, девочка Улита)
— Посмотрите какие необычные, редкие имена. Как вы думаете, сможем ли мы написать сразу их имена? Почему? (Мы не умеем писать все буквы).
— Значит, чему мы должны научиться сегодня? (писать У)
— Давайте составим звуковую модель данных слов (на планшете)
Сравниваем звуковые модели между собой. Сходства и различие.
— А сейчас мы попробуем напечатать имена ребят с помощью знакомых нам букв.
— С какой буквы мы начнем печатать имя Устин?
— Покажите мне эту букву. (У,у). У нас их две заглавная и строчная. Покажите мне какую букву возьмете вы? Напишите на планшете (печатают).
— Многие напечатали правильно, взяли заглавную букву. Почему? Объясните.
(имена людей пишутся с заглавной буквы).
— А теперь попробуем написать? Кто сможет написать?
3. Постановка цели и задач урока
— У нас проблема, мы не все знаем, как правильно записать начало имени мальчика.
— Значит, чему мы сегодня с вами должны научиться? (научиться писать заглавную У).
4. Формирование зрительного образа заглавной буквы «У» в памяти учащихся
СРАВНИВАЕМ
— Сколько букв печатных? (2)
— Сколько букв письменных? (2)
— Почему? Заглавная нужна для того чтобы писать имена людей, а еще что мы пишем с заглавной буквы? (названия рек, городов), показать начало высказывания. А в остальных словах нам нужна строчная буква у.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «у»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните маленькую печатную букву «у» и заглавную письменную букву «у».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «у».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «у». (Полоска в форме прямой линии с закруглением внизу влево и полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
Если учащиеся будут испытывать затруднения, то учитель может раздвинуть элементы, из которых состоит эта буква.
КОНСТРУИРУЕМ
– Выполните конструирование заглавной буквы «У» у себя на столе.
— А теперь (пропись №2, с. 9.) найдите нужные элементы заглавной буквы У (показ стрелочками).
5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся
1. Учитель дает полное и краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «У» на доске мелом.
Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее (1). Опускаем вниз прямую (2). Не дойдя до верхней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (3). Ведем плавную линию вверх до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз опускаем прямую (5). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (6).
Слева направо (1), вниз (2), вправо (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), влево (6).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «У» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «У» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
ПРОГУЛКА
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулачками по поверхности стола.
6. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «У»
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Физкультминутка
7. Выполнение речеязыкового задания
– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Белые медведи.)
– Где живут белые медведи?
– Вспомните мультфильм про белого медведя. Как его звали? (Умка.)
– Имя белого медвежонка зашифровано в схеме слова. Проанализируйте эту схему. Сколько звуков в этом слове?
– Какой звук стоит на первом месте?
– Какой звук стоит на последнем месте?
– Перекодируйте звук [у] в печатную и письменную буквы «у». Какую букву надо писать в кличке животного? (Заглавную букву.)
– Перекодируйте звук [а] в печатную и письменную буквы «а».
– Составьте предложения по данному рисунку. Постройте схему своего предложения.
Умка живет на Севере.
(ребенок у доски)
8. Выполнение логических заданий с буквами
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы У – у. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы У – а. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Прочитайте слово, записанное на нижней строчке. Кто произносит такие слова?
– Какие виды соединений здесь использованы? (Нижнее соединение.)
Учитель показывает на доске образец написания слова «Уа». Далее учащиеся работают в тетради самостоятельно.
9. Рисование узора-бордюра
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Прямая линия, прямая линия с закруглением вверху и внизу.)
10. Итог урока
У нас была проблема, мы не могли записать имена наших гостей? — А теперь мы сможем записать их имена? (записывают в тетради). Что вам больше всего понравилось? Что узнали нового?
Продолжи фразу