Как правильно пишется трасологическая экспертиза

Всего найдено: 5

Очень срочный вопрос,пожалуйста,ответьте. Как оформить следующий тест. Какие виды экспертизы входят в криминалистическую экспертизу: а) фототехническая;б)бухгалтерская;в)трассологическая? Где должен стоять знак вопроса? Нигде не нашла примера.

Ответ справочной службы русского языка

Знак вопроса – в конце вопросительного предложения.

Какие виды экспертизы входят в криминалистическую экспертизу?

а) фототехническая;

б) бухгалтерская;

в) трасологическая.

Обратите внимание на написание слова трасологическая (с одной буквой с).

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, нет ли ошибок согласования в предложении: «Специальное оборудование для криминалистических и дактилоскопических исследований, осмотра труднодоступных мест, измерений скорости полета пуль, трасологии мелких предметов, визуализации голограмм.».

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово измерение лучше употребить в форме единственного числа: Специальное оборудование для криминалистических и дактилоскопических исследований, осмотра труднодоступных мест, измерения скорости полета пуль, трасологии мелких предметов, визуализации голограмм.

Добрый день!
Как правильно пишутся следующие слова:
трасологическая экспертиза — две буквы «с» или одна;
оперативно-рОзыскные мероприятия или оперативно-рАзыскные мероприятия.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: трасологическая экспертиза, оперативно-разыскные мероприятия.

Здравствуйте!
Пытаюсь уточнить правописание слова ТРАССОЛОГИЯ. Словарь выдал два варианта: с одним и двумя с. Какой вариант является правильным?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: трасология.

Добрый день, подскажите, как правильно писать траСология или траССология? В разных словарях читала разное. Интересно также узнать происхождение слова и является ли оно однокоренным со словом трасса?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Трасология_ — от французского trace ‘след’. _Трасса_ — от немецкого Trasse.

Трасологическая экспертиза при ДТП — что это?

Трасологическая экспертиза при ДТП

Не буду утомлять Ваше внимание научными терминами из технической литературы. Вспомните, если Вы смотрели, фильм «Бриллиантовый полицейский», где герой фильма на первом расследовании раскрывает преступление – пропажу колесных дисков, Лоуренс произносит такую фразу: — «Провести расследование?! Видишь на моем ботинке выпуклости? Сейчас на твоей заднице будут такие же вогнутости»! Вот именно это и есть трасологическая экспертиза – изучение следов и соответствие их как «контактной пары» «следообразующий-следовоспринимающий объекты» при образовании повреждений.

Если Вы хотите знать все об исследованиях ДТП, то почитайте здесь:

При ДТП, когда один автомобиль повреждает другой, на обоих автомобилях должны образоваться повреждения — «контактные пары» следообразуюшего и следовоспринимающего объектов. Например, самая выступающая деталь в передней части автомобиля – это бампер. Значит передний бампер, как следообразующий объект, должен оставить соответствующий след на деталях другого автомобиля, по форме по высоте расположения и по направлению внедрения. Контактная пара определена. Как видите все просто.

Вам также может быть полезно знать: что делать, если автомобиль поврежден в Ваше отсутствие

Отказ на основании трасологической экспертизы. Отказ по трасологии.

Теперь все это нужно оформить на бумаге под названием «Трасологическая экспертиза», ведь как говорит народная пословица: — «Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой человек». Формулировка страховой компании «Отказ на основании трасологической экспертизы» в выплате возмещения убытка по ОСАГО – это стандартная ситуация. Данный вопрос легко решается, если в Ваших руках своя трасологическая экспертиза. Докажите кто прав и получите деньги на ремонт своего автомобиля!

Трасологическая экспертиза в суде

Если, Ваше дело дойдет до разбирательства в суде, то Вы сможете приобщить к материалам дела свою готовую «Трасологическую экспертизу», что очень благоприятно скажется на ведении дела. Ведь теперь любому «читателю» данного документа, придется учитывать всю имеющуюся информацию, изложенную в трасологическом исследовании, и игнорировать ее уже никак не удастся. Эта особенность присутствия в материалах дела Вашей «Трасологической экспертизы» значительно усилит Вашу позицию в ведении дела в судебном разбирательстве против Ваших оппонентов. Как правило, наши клиенты выигрывают свои дела.

Трасологическая или трассологическая экспертиза? Как правильно?

Правильно пишется «Трасологическая экспертиза», но «Трассологическая экспертиза» тоже используется.

«Трасологическая экспертиза обстоятельств ДТП» в Ваших руках? Теперь Вы решите все вопросы в свою пользу.                        

Докажите кто прав! И получите деньги на ремонт своего автомобиля.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза

— см. Трасология.

Большой юридический словарь.
.
2010.

Смотреть что такое «Трасологическая экспертиза» в других словарях:

  • Трасологическая экспертиза — см. Трасология …   Энциклопедия права

  • Трасологическая экспертиза —    род криминалистической экспертизы; исследование следов, следообразующих и следовое принимающих объектов, механизмов следо образования. Виды Т.э.: гомеоскопическая, механогомическая, механоскопическая, следов животных. К числу Т.э. предложено… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Экспертиза — (от лат. expertus  опытный, сведущий)  исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.… …   Википедия

  • Экспертиза трасологическая — см. Трасология …   Энциклопедия права

  • Транспортно-трасологическая экспертиза —    вид трасологической экспертизы, проводимой для установления групповой принадлежности транспортного средства, отождествления конкретного транспортного средства; установления факта дорожно транспортного происшествия и его механизма …   Криминалистическая энциклопедия

  • Экспертиза судебная — Основная статья: Экспертиза Экспертиза слово латинского происхождения от «expertus», опытный, сведущий. В Российском законодательстве этот термин закрепили только уголовно процессуальные кодексы 1922 и 1923 годов, отказавшись от термина «сведущие …   Википедия

  • Экспертиза криминалистическая —         один из видов экспертизы судебной (См. Экспертиза судебная). Базируется на данных криминалистики (См. Криминалистика) и заключается в исследовании Экспертом веществ, доказательств и иных материалов уголовного или гражданского дела в целях …   Большая советская энциклопедия

  • Судебная экспертиза — (англ. legal expertise) процессуальное действие, производимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательственное значение по делу. Экспертное исследование осуществляется экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным… …   Энциклопедия права

  • судебная экспертиза — исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного, гражданского или арбитражного дела фактических данных и обстоятельств. Основанием для С.э. служит… …   Большой юридический словарь

  • Экспертиза трасологическая — см. Трасология …   Большой юридический словарь

Трасология и трасологическая экспертиза.

Учебник / Кантор И. В. (отв. редактор), Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю., Смольяков П. П. (отв. секретарь).— М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.— 376 с.

Учебник подготовлен в соответствии с примерной программой изучения дисциплины «Трасология и трасологическая экспертиза» в образовательных учреждениях МВД России по специальности 350600. Он содержит общие теоретические положения трасологии и трасологической экспертизы и наиболее значимые для практики экспертных подразделений органов внутренних дел темы, в которых рассмотрены основные понятия и методики экспертного исследования следов ног, обуви, зубов человека, его одежды, транспортных средств, целого по частям и др.

Учебник предназначен для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, а также может оказаться полезным сотрудникам экспертных служб органов внутренних дел.

Авторский коллектив:

Андреев А. Г. (гл. 1 § 6, гл. 4 § 5); Виниченко А. С., канд. юрид. наук (гл. 12); Гобеев А. С.,

канд. юрид. наук (гл. 2 § 4); Железняков А. И., канд. юрид. наук (гл. 5 § 1, 2; гл. 6 § 1)); Жигалов Н. Ю., канд. юрид. наук (гл. 2 § 1-3; гл. 8 § 2, 4); Заблоцкий П. Н. (гл. 13); Кантор И. В., канд. юрид. наук (введение, гл. 4 § 1- 4); Корухов Ю. Г., доктор юрид. наук (гл. 1 § 1-5); Курин Г. И., канд. юрид. наук (гл. 8 § 5, 6); Латышов И. В., канд. юрид. наук (гл. 10 § 3); Майлис Н. П., доктор юрид. наук (гл. 10 § 2); Морозов Б. Н., канд. юрид. наук (гл. 9 § 5; гл. 11 § 1); Нестеров Н. И., канд. юрид. наук (гл. 5 § 3, 4; гл. 6 § 2-4); ПлескачевскиО В. М., доктор юрид. наук (гл. 9 § 1, 4); Ручкин В. А., канд. юрид. наук (гл. 2 § 4); Скоморохова А. Г., канд. юрид. наук (гл. 7 § 3); Смольяков П. П., канд. юрид. наук (гл. 9 § 2, 3, 6); Степанов Г. Н., канд. юрид. наук (гл. 3 §1,2); Тарасов В. П., канд. технич. наук (гл. 3 § 3, 4; гл. 11 § 2-5); Часовской Ю. П. (гл. 6 § 5); Шапочкин В. И., доктор технич.

наук (гл. 7 § 1, 2; гл. 10 § 1, 4); Ярмак В. А., канд. технич. наук (гл. 8 § 1, 3); Ярмак К. В. (гл. 1 § 6).

Рецензенты: А. М. Зимин, доктор юридических наук, профессор (Московская академия МВД России); А. М. Герасимов (ГУ ЭКЦ МВД России); А. Г. Сухарев, кандидат физико-математических наук, доцент; А. В. Калякин, кандидат технических наук (Саратовский юридический институт МВД России); С. Бородулин (ГУВД Волгоградской области)

Осуществление задач уголовного судопроизводства, которые направлены на изобличение и наказание лиц, совершивших преступление, неразрывно связано с восстановлением истины по каждому делу. Только на основе всестороннего исследования события преступления можно определить роль всех причастных к нему лиц и выяснить с достаточной достоверностью обстоятельства его совершения.

Действия, производимые преступниками в окружающей материальной среде, приводят к определенным ее изменениям, соответствующим характеру этих действий и отражающим особенности воздействовавшего человека, предмета. В криминалистике такие изменения именуются материальными следами, которые являются одним из основных источников доказательств, используемых при расследовании преступления.

Научная разработка методик обнаружения, фиксации и исследования материальных следов, анализа закономерностей их образования на основе современных достижений естественных и технических наук привела к возникновению самостоятельной отрасли криминалистической техники — криминалистического учения о следах или трасологии1.

Учебная дисциплина «Трасология и трасологическая экспертиза» изучается в образовательных учреждениях МВД по специальности 350600 — Судебная экспертиза, в рамках которой осуществляется подготовка экспертов-криминалистов. Программа дисциплины содержит общенаучные положения и конкретные методики трасологических исследований различных следов и объектов.

До настоящего времени изучение дисциплины обеспечивалось учебными пособиями, изданными в период с 1968 по 1980 г. и курсом лекций, изданным Волгоградским юридическим институтом МВД России в 1997 г. Однако в течение последних лет трасологами разработаны новые приемы и средства обнаружения и фиксации следов, созданы более совершенные методы их исследования, накоплен большой практический опыт по использованию полученных результатов. Претерпели изменения учебный план, программы, по которым обучаются будущие эксперты. Все это предопределило необходимость издания учебника, который бы соответствовал современному

уровню развития трасологии.

Вобщей части учебника рассматривается понятийный аппарат, вопросы истории и теории трасологии и трасологической экспертизы, разработанные такими учеными, как С. М. Потапов, Б. И. Шевченко, Г. Л. Грановский, Е. И. Зуев, Ю. Г. Корухов, Майлис Н. П. и др. Изучение данных тем формирует научное мировоззрение будущего эксперта, активизирует его творческие начала, вводит в круг проблем, решаемых трасологией.

Особенная (методическая) часть учебника структурно отражает классификацию объектов, традиционно относящихся к исследуемым экспертами-трасологами: гомеоскопические, механоскопические исследования, установление принадлежности частей к целому, исследование следов лап (ног) и зубов животных и других редко встречающихся следов и объектов. Представляется оправданной некоторая назидательность стиля изложения в методической части учебника, поскольку представленные методы досконально выверены многолетней экспертной практикой.

Таким образом, система курса трасологии и трасологической экспертизы состоит из двух взаимосвязанных частей, единство которых определяется общей задачей трасологической экспертизы: способствовать следствию и суду в установлении доказательств, обеспечивающих полное, всестороннее и объективное расследование преступлений и судебное рассмотрение уголовных дел.

Вучебнике отсутствует раздел о дактилоскопической экспертизе, которая по действующим учебным планам изучается в качестве самостоятельной дисциплины.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАСОЛОГИИ И ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

§ 1. Формирование трасологии как самостоятельного раздела криминалистической техники

Трасология — раздел криминалистики, берет свое начало со следоведения, которым владели кочевники, охотники, следопыты. Первые упоминания о следах и их использовании при расследовании преступлений содержатся в правовых документах как глубокой древности, так и последующих времен: древнеиндийские законы Ману (II в. до н.э. — II в.н.э.); Салическая правда (V—VI в.в.); Польская правда (ХШв.) и др. В Русской правде также содержались статьи, предусматривающие поиск вора по следу, статьи о доказательственном значении следов крови и т. п.

Об использовании опыта следопытов в расследовании преступлений упоминается в различных литературных источниках1. В XIX в. в юридической литературе появляется описание уголовных дел, по которым в качестве доказательств были использованы следы человека, там же анализируется доказательственное значение таких следов2.

Имеются основания полагать, что первыми следами, использованными в следственной и судебной практике, являлись следы ног и следы крови. Вместе с тем с давних времен придавали удостове-рительное значение и следам пальцев рук, а также следам зубов. Все это обеспечило в дальнейшем углубленное изучение возможностей использования следов в расследовании преступлений. Разрабатывались и совершенствовались методы и приемы обнаружения, фиксации и изъятия следов, создавались методики их исследования, закладывались теоретические основы трасологии: учение о следах и следообразовании, учение о признаках, классификация трасологических экспертиз и т. д. Значительный вклад в

Подробнее об этом см.: Крылов И. Ф. Криминалистическое учение о следах. Л., Уильз У. Опыт теории косвенных улик, объясненный примерами. М., 1864. С. 98.

развитие трасологии внесли российские ученые-криминалисты. Трасология с момента своего возникновения всегда была самым тесным образом связана с практикой использования следов в расследовании. «Эта практическая направленность трасологии является ее сильной стороной, но на определенном этапе привела к тому, что ее теоретические основы оказались развиты

недостаточно. Были разработаны эффективные средства изъятия следов, но оставались малоизвестными закономерности их формирования; эксперты научились выявлять и делать доступными для изучения идентификационные признаки, но не существовало стройной системы классификации признаков, получили большое развитие и эффективно применялись в практике индуктивные методы оценки признаков, но мало было известно о закономерностях искажения признаков, о количественных объективных способах их оценки и т. д.»1. Такое положение, сложившееся в трасологии, характерно для первого этапа ее развития. Как самостоятельный раздел криминалистики трасология сформировалась сравнительно недавно, в 30—40-х годах нашего столетия. Одной из первых отечественных работ, относящихся к трасологии, является монография И. С. Семеновского «Дактилоскопия как метод регистрации» (М., 1923 г.). В первых советских учебниках по криминалистике (1935 г., 1938 г.) были выделены некоторые общие вопросы трасологии. В учебнике 1938 года И. Н. Якимов впервые дал определение этого раздела и предложил назвать его «Трасология»2. С этого времени основы трасологии излагаются во всех учебниках криминалистики последующих лет. В 1947 года вышла в свет работа Б. И. Шевченко, которая окончательно закрепила трасологию как самостоятельный раздел криминалистики3.

Признание трасологии самостоятельной областью криминалистических знаний не только не означало завершения ее теоретической разработки, а, наоборот, знаменовало начало дискуссий по многим проблемам трасологии: трактовки следа, границ и объема трасологии и трасологической экспертизы, классификации следов и т. п.

Первоначально трасологию характеризовали как учение «… о вещественных доказательствах и следах…»4. Нечеткость подобного определения позволяла включать в понятие трасологии наряду со следами ног, рук, ногтей, зубов, также пятна крови, спермы, воло-

сы Следы орудий взлома рассматривались совместно с такими объектами, как следы табачного пепла, пыль, обгоревшие спички, пятна от стеариновых свечей и др. Иными словами, происходило объединение разнородных объектов, совокупность которых может быть характерной для механизма совершения преступления определенного вида. При таком механическом объединении различных объектов, обладающих различными свойствами и требующих различных методов исследования, построенный подобным образом раздел трасологии не мог содержать трактовки единого понятия ее объектов и общих методов исследования следов.

В ряде последующих работ, также не содержащих четких определений трасологии, излагались разрозненные методики исследования следов различных видов: следов рук, ног, животных1.

Возникла насущная необходимость в трактовке понятия следа «не вообще» как любого следствия (последствия) совершенного преступления, а следа в его трасологическом понимании, т. е. следа, а точнее следов, которые могли быть объединены общей закономерностью их возникновения и требовали бы общей методики для своего исследования.

С гносеологической точки зрения следами преступления являются любые изменения среды, возникающие в результате совершения в этой среде преступления. Б. И. Шевченко отмечал, что понятием «следы преступления» пользуются для обозначения всех самых разнообразных материальных изменений, которые обязаны своим происхождением действиям преступника, связанным с совершением преступления на всех его стадиях2. Данное обстоятельство порождало на протяжении всего развития криминалистики неоднозначное толкование понятия «след». Вводили понятие «следы в широком смысле», понимая под этим любые последствия преступления, в том числе и наступление преступного результата, предлагали понятие «следы в узком смысле», к которым причисляли только следы, отображающие внешнее строение какого-либо объекта3.

Данная трактовка имеет важное значение, так как, если рассматривать след как конечный результат процесса отражения, никак нельзя игнорировать сам механизм отражения. Причем могут быть следы, не отражающие внешнего строения какого-либо объ-

1Грановский Г. Л. Основы трасологии. М., 1974. С. 5-6.

2Криминалистика. Кол. авт. М., 1938. С. 124.

3Шевченко Б. И. Научные основы современной трасологии. М., 1947.

4Криминалистика. Кол. авт. М., 1938. С. 124.

5См., например: Учение о следах /7 Настольная книга следователя. М., 1949.

Шевченко Б. И. Теоретические основы трасологической идентификации в криминалистике. М., 1975. С. 4. Криминалистика. М., 1973. С. 106.

екта, но позволяющие устанавливать механизм их возникновения. Подчеркивая данное обстоятельство, И. Кертес признает наряду со следами, отображающими внешние признаки объекта, и наличие следов, отражающих движение1.

Следы, отражающие движение, могут быть подразделены на следы, отражающие навыки, привычки человека, т. е. отражающие его психические особенности, и на следы, отражающие механическое движение. Примером первой группы следов, отражающих навыки человека, являются такие следы, которые отражают функционально-динамические комплексы (ФДК), формируемые у каждого лица при систематическом выполнении одних и тех же действий. Отражение этих комплексов происходит в таких объектах трасологической экспертизы, как следы походки (дорожка следов ног), узлы, ручные швы и т. п.

Примером следов, отражающих только механическое движение, являются следы жидких веществ, не имеющих собственной устойчивой структуры: крови, топлива, кислоты и т. п. Изучение формы следов жидких веществ с целью определения условий их возникновения также стало частью трасологического исследования2.

Следы, отображающие механизм их возникновения, могут возникать и без непосредственного участия в этом действий человека. Например, в результате взрыва вещества в емкости под влиянием химических или физических процессов образуются следы повреждения самой емкости и следы перемещения находившегося в ней вещества. Изучение и тех и других следов позволяет определить факт повреждения изнутри, места прорыва, направление перемещения вещества и т. п.

Таким образом, в трасологическую трактовку следа были внесены существенные коррективы, и в настоящее время под следом как объектом трасологии понимают материально-

фиксированные отображения внешнего строения объектов и отражения механизма образования следов.

В процессе развития трасологии, уточнения понятия следа как объекта ее изучения, создания научной базы трасологии были сформулированы следующие основополагающие принципы.

1.Источниками происхождения следов, связанных с расследуемым преступлением, являются: а) действия людей, в том числе использующих орудия, инструменты, механизмы, транспортные средства; б) передвижение животных; в) перемещение твердых объектов, обладающих внешним строением, а также жидких, сыпучих, не имеющих собственной устойчивой формы.

2.В следообразовании всегда участвует не менее двух объектов (следообразующий и следовоспринимающий), входящих в сферу расследуемого события.

3.Сами следы представляют собой материальное отображение воздействия указанных объектов и их свойств, проявившихся в данных конкретных условиях.

4. В

следах

фиксируется:

а)

факт

взаимодействия

объектов;

б) форма

взаимодействия

(физическая,

химическая, биологическая); в) направление и сила

взаимодействия; г) механизм и условия следового контакта; д) свойства участвующих в следообразовании объектов. «При этом основное значение имеют свойства, определяющие внешнее строение объектов»1. Критерий, позволивший отграничить трасологическое понятие следа как вещественного доказательства, был предложен в 1945 г. С. М. Потаповым, который определил следы как «…отражения на материальных предметах признаков явлений, причинно-связанных с расследуемым событием»2. Характер отражения С. М. Потаповым не был уточнен и не нашел трактовки в его определении. Требуемое уточнение было сделано позднее Б. И. Шевченко. При изложении научных основ трасологии он отметил следующие ее существенные недостатки на предшествующем этапе развития. Первый — это отсутствие точного объема понятия трасологии и четко очерченных ее границ. Второй — недостаточная разработка вопросов методики и техники исследования следов. Третий — отсутствие правильной классификации следов3. Стремясь восполнить эти пробелы, Б. И. Шевченко предложил относить к объектам трасологии лишь те явления, которые могут вызвать на одном материальном объекте отображение внешнего строения другого материального объекта4. Например, рельефное отображение подошвы обуви, отображение поверхности орудия преступления, отображение пальцевого узора и т. п.

Таким образом, в основу выделения объектов трасологии было

1Кертес И. Основы теории вещественных доказательств. М., 1973. С. 52

2Кохуров Ю. Г. Криминалистическое значение формы следов крови на одежде. М., 1959. 8

1 Грановский Л. А. Основы трасологии. М., 1965. Ч. 1. С. 7. * Краткий юридический словарь. М., 1945. С. 229.

Шевченко Б. И. Научные основы современной трасологии. М., 1947. С. 5-6. «Там же. С. 13.

положено определение — «след-отображение внешнего строения объекта». Подобная трактовка позволяла провести отграничение следов как объектов трасологического изучения от всех иных видов следов. Основной задачей трасологии признавалось изучение отображения признаков внешнего строения объекта, оставившего след. Следы, в которых отображены иные свойства объектов (химический состав, теплопроводность, электропроводность и т. п.), из трасологии исключались.

На последующем этапе развития трасологии возникли возражения против того, чтобы трасологией изучались только признаки внешнего строения объекта, оставившего след. Внешнее строение любого объекта связано с его внутренними свойствами, влияющими как на внешнее строение, так и на механизм следообразования, характер отображения признаков внешнего строения в следах. То есть, в конечном счете следообразование зависит от всего комплекса свойств объектов, участвующих в нем. С изменением условий следообразования изменяется отображение внешних признаков. По их отображению можно судить не только об объектах, оставивших следы, но и об условиях возникновения этих следов, т. е. механизме их образования. Таким образом, следы в их трасологическом аспекте можно рассматривать и как отображение условий и механизма их возникновения. Игнорирование данной особенности следов могло существенно ограничить возможности трасологии и препятствовать разрешению многих экспертных задач, имеющих существенное значение при расследовании преступлений. Важно не только идентифицировать орудие взлома, но и определить, с какой стороны производился взлом, обладал ли преступник навыками пользования инструментом, использованным для взлома. По следам ног можно не только отождествить обувь, но и определить признаки походки человека.

С учетом важности расшифровки механизма следообразования на последующем этапе развития трасологии в определение следа были внесены существенные коррективы. След как объект трасологического исследования было предложено трактовать и изучать не только как отражение внешнего строения объекта, но и как отображение условий и механизма их образования.

Путь, пройденный в период развития и формирования трасологии как самостоятельного раздела криминалистики, характеризуется следующими моментами. Прежде всего это возникновение и развитие трасологии на базе обобщения следственной и экспертной практики путем совершенствования собственных методов, приемов и средств, а также использования данных естественных и технических наук при исследовании следов. При разработке трасологической идентификации личности по ее следам были использованы данные биологии, медицины, антропологии. При создании учения о следах орудий взлома, инструментов, производственных механизмов и транспортных средств в его основу положили сведения из теоретической механики, кинематики, сопротивления материалов.

Трасология — один из первых разделов криминалистики, где стали применяться математические методы. Областью применения являлась дактилоскопия. Последующие исследования позволили выработать правильный подход к использованию в дактилоскопии математических методов и на этой основе перейти к решению проблемы количественных критериев применительно к иным видам трасологических экспертиз, в частности, путем внедрения методов математической статистики при экспериментальных трасологических исследованиях. Методы современной статистики могут быть успешно использованы для оценки результатов экспертных экспериментов, точности измерений и достоверности количественных различий, установленных в процессе трасологических исследований. Существенное значение в развитии трасологии сыграло использование таких физических методов, как микроскопия и микрофотографирование, рентгенографирование, исследования в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Без микроскопической техники, обеспечивающей возможность выявления и изучения мельчайших деталей рельефа объекта, оставившего след, развитие трасологии вообще было бы невозможно. Невидимые лучи спектра (инфракрасные, ультрафиолетовые) используют для обнаружения и фиксации невидимых следов, рентгеновские лучи позволяют изучать внутреннее устройство замков и иных предметов.

Важную роль в развитии трасологии сыграла научная фотография, в частности, судебноэкспертная. Фотография широко распространена в трасологии и используется практически при

производстве всех видов трасологических экспертиз как для фиксации общего вида исследуемых объектов, так и для выявления и изучения деталей рельефа.

Внастоящее время на смену традиционной черно-белой фотографии приходит цифровая (в том числе цветная) компьютерная фиксация изображений следов и объектов с последующей их записью на электронный носитель, обработкой изображений и распечаткой на принтерах с высокой разрешающей способностью.

Немало было сделано в рамках трасологии для разработки методов моделирования следов и иных изображений объектов, для разработки методов измерения, сравнения и т. д.

Впоследние десятилетия продолжается дифференциация подразделов трасологии, обусловленная накоплением и углублением знаний в каждом из видов и подвидов экспертиз. К ним относятся исследования механических повреждений одежды, установление целого по его частям, исследование формы следов крови, трасологическое исследование фонограмм, узлов, ручных швов и др.

Став самостоятельным разделом криминалистики, трасология сохраняет свое значение и для других видов криминалистических экспертиз. Данные трасологии, трасологическое учение о следах и следообразовании служат основой для исследования оттисков печатей, штампов, машинописных документов и полиграфических изделий в документоведческой экспертизе.

Всудебно-баллистической экспертизе на основе положений трасологии проводится отождествление оружия по следам на пулях и гильзах.

Всудебной медицине систематизированы различные виды трасологических исследований

следов на теле и костях человека. Использование методов и приемов трасологии в судебной медицине позволило выделить в самостоятельный раздел судебно-медицинскую трасологию1.

Внастоящее время трасология проходит период творческих поисков, связанных с изучением возможностей использования достижений научно-технического прогресса. К перспективным методам, которые должны стать основой новых достижений трасологии, относятся топография, электронная микроскопия, машинное распознавание образов, вероятностно-статистическая оценка признаков; автоматизация экспертной деятельности на базе широко развитой структуры автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных рабочих мест эксперта (АРМ), компьютерных идентификационных систем, использования компьютерных технологий при фотографировании следов и объектов.

1 Кустанович С. Д. Судебно-медицинская трасология. М., 1975. 12

§ 2. Предмет, система, задачи трасологии. Трасологическая экспертиза

В настоящее время предмет трасологии может быть определен следующим образом. Трасология — раздел науки криминалистики, включающий теоретические основы

следообразования, закономерности возникновения следов, отображающих внешнее строение оставивших их объектов, и механизм их образования, приемы, методы и средства обнаружения следов, их фиксации и изъятия, общую и частные методики исследования следов с целью установления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В зависимости от объектов, оставляющих следы-отображения, различают четыре основные группы следов:

а) следы человека; б) следы орудий, инструментов, производственных механизмов;

в) следы транспортных средств; г) следы животных.

Каждая из приведенных групп следов может быть детализирована следующим образом:

1.Следы человека (гомеоскопия);

1.1.Следы рук (папиллярных узоров, дактилоскопия); 1.2.Следы ног — босых, обутых в чулки, носки; следы обуви; 1.3.Следы зубов;

1.4.Следы ногтей;

1.5.Следы

участков

тела,

не

имеющих

папиллярных

линий

(губ,

уха, лба, участков носа и т. п.);

1.6.Следы одежды, перчаток;

1.7.Следы

крови

(криминалистическое

исследование

формы

и

механизма их образования).

2. Следы орудий, инструментов и производственных механизмов (механоскопия);

2.1.Следы орудий взлома; 2.2.Следы на замках и запирающих устройствах;

2.3 Следы на контрольных пломбах и запорно-пломбировочных устройствах; 2.4. Следы производственных механизмов (инструментов) на изделиях.

3.Следы транспортных средств;

3.1. Следы колес безрельсовых транспортных средств;

13

3.2.Следы гусеничных цепей;

3.3.Следы лыж и саней;

3.4.Следы

деталей

выступающих

частей

транспортных

средств.

4. Следы животных;

4.1.Следы ног (лап, подков) животных; 4.2.Отображения тавра (клейма).

Кроме того, объектами трасологического исследования являются:

а) комплекты объектов или части монолитного объекта, разделенного механическим путем («установление целого по частям», т. е. установление взаимопринадлежности отдельных частей или определение принадлежности нескольких частей единому целому);

б) узлы, окурки, ручные швы, изделия, отображающие двигательные навыки лица (функционально-динамические комплексы — ФДК);

в) замки, механизмы и другие изделия, когда устанавливаются их свойства и состояние. Приведенная классификация следов является в определенной мере условной, но она принята за основу для формирования отдельных видов и подвидов трасологических экспертиз1.

Вместе с тем в рамках вида или подвида экспертизы могут изучаться не один, а несколько объектов. Например, экспертиза следов ног включает как изучение следов-отображений низа подошвы, так и функционально-динамического комплекса, присущего данному лицу и отображающегося в дорожке следов (длина шага, ширина шага, угол шага, угол разворота стопы). Исследование осколков фарных рассеивателей представляет собой изучение следов пресс-формы, дефектов, возникших при изготовлении фарного рассеивателя и следов поверхности разлома (установление целого по частям). Таким образом, при трасологическом исследовании единого акта отображения иногда необходимо изучать следы (точнее, их признаки и комплексы признаков), относящиеся к различным классификационным группам.

Значение криминалистического изучения следов определяется возможностями установления различных обстоятельств расследуемого события. При этом так же, как и в других криминалистических исследованиях, решаются задачи идентификационные, классификационные и диагностические. К первым относится отождествление объекта1 по оставленным им следам и установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения. Классификационные решаются чаще всего применительно к объектам массового производства (фарные рассеиватели, формованные подошвы и т. п. ). При решении диагностических трасологических задач определяют в первую очередь механизм образования следов, условия и динамику их возникновения.

Решение задач обеих категорий имеет своей целью, в конечном счете, раскрыть (познать, изучить) механизм совершения преступления в целом или отдельных его этапов.

Под механизмом преступления понимают действия лица (лиц) по подготовке к преступлению, его совершению и сокрытию следов преступления. В это понятие также включаются объекты, предметы, используемые при совершении этих действий, приемы и способы их совершения.

Для того, чтобы можно было судить о совершенных действиях, предметах и иных использованных при этом объектах, следствию, эксперту, суду приходится иметь дело с отражением этих действий (точнее, физических процессов, сопровождающих эти действия) в окружающей материальной обстановке. Обосновать правомерность и возможность познания прошедшего события по его отражению в предметах окружающей обстановки позволяет теория отражения. В соответствии с этой теорией событие преступления, как всякое явление объективной действительности, рассматривается в целом как отражаемая система. Эта система является достаточно сложной и включает в себя совокупность (иногда весьма большую) различных элементов. Такими элементами являются: лицо (лица), совершающее действие; объекты, используемые при этом, свойства и признаки этих объектов; явления, действия, отражающие физические процессы, имевшие место при совершении преступления; взаимосвязь, существующая между всеми вышеозначенными элементами.

Отражающей системой являются объекты материального мира, зафиксировавшие результаты действий, связанных с событием преступления. Это и обстановка места преступления, и объекты,

1В соответствии с принятой классификацией понятие криминалистические определяет класс экспертиз, трасологические — род; следы человека — вид; следы рук — подвид.

2В данном случае под объектом понимается любой предмет, этим понятием охватывается и человек.

использованные при совершении преступления, и наличие объектов привнесенных, и похищенные объекты, и многое другое1.

На долю трасологической экспертизы в этом познании выпадает исследование следов указанных ранее категорий. При этом основным назначением трасологических исследований будет являться оказание помощи следствию и суду в раскрытии способа совершения преступления и в доказывании причастности конкретного лица к совершенному преступлению.

Значение исследования способа совершения преступления многогранно. В качестве составной части объективной стороны преступления оно имеет решающее значение для уголовноправовой характеристики содеянного. Вместе с тем способ совершения преступления относится и к предмету доказывания по конкретному уголовному делу, т. е. обладает несомненным процессуальным содержанием. И, наконец, он является решающим фактором для создания и выбора видов криминалистической методики расследования.

Информацию, носителем которой являются материальные источники, в том числе и следыотображения, было предложено делить на личностную (о человеке как объекте или субъекте отражения), вещную (о предмете как отражающем, так и отражаемом) и операционную (об операции, приведшей к возникновению отображения, механизма следообразования)2.

К личностной информации, познаваемой по следам, могут быть отнесены общефизические (анатомические, морфологические) признаки человека (пол, возраст, рост, размер обуви и т. д.); навыки лица (общие, профессиональные, преступные и др.); психологические свойства личности (ум, находчивость, цинизм, особая жестокость и т. д.).

При решении идентификационных трасологических задач человек может быть отождествлен по следам рук, ног, реже зубов, губ. При этом в качестве субъекта отождествления может выступать как преступник, оставивший следы на месте происшествия (на предметах окружающей обстановки, на посуде, остатках пищи), так и жертва преступления, потерпевший, когда надо отождествить убитого по следам, обнаруженным в месте его жительства, работы и т. п. Идентификация может быть осуществлена по следам перчаток, обуви, одежды. На практике со следами одежды приходится

1Отражающей системой может быть сознание человека, запоминающее те или иные образы объектов, лиц. В этих случаях говорят о наличии идеальных отражений.

2Белкин Р. С. Курс криминалистики. М., 1978. С. 52-53., 16

иметь дело при дорожно-транспортных происшествиях, когда при наезде на пешехода на лакокрасочном покрытии автомобиля могут образовываться отпечатки одежды потерпевшего. Существенное значение в процессе познания и доказывания события преступления имеет вещная информация об использованных предметах. По следам взлома устанавливают, с помощью какого орудия (тип, род, вид) произведен взлом. По следам транспортного средства, его ходовой части устанавливают вид, модель использованного транспортного средства, а по следам выступающих частей — какой частью, деталью и какого транспортного средства произошло соударение при столкновении или какой частью был сбит пешеход.

Отождествление по следам может осуществляться в два этапа. На первом — устанавливают групповую принадлежность объекта, оставившего след. Полученные данные используют для розыска предмета. После обнаружения и изъятия одного или нескольких проверяемых предметов проводят экспертное индивидуальное отождествление одного из них.

Получение операционной информации связано с решением диагностических трасологических задач, в ходе которого устанавливают, как, в каких условиях, каким образом взаимодействовали объекты: с какой стороны (снаружи, изнутри) осуществлен взлом преграды (двери, окна); в каком направлении двигалось транспортное средство; каким способом взломан замок, вскрывалась ли пломба после ее первичного обжатия и т. п.

Диагностические трасологические исследования позволяют устанавливать причинную связь между событием и его результатом; анализировать комплексы следов, возникших в данной ситуации, и на этой основе расшифровывать .динамику происшедшего события. Например, направление и режим движения транспортного средства (торможение, остановки), где, в каком месте произошло столкновение транспортных средств (на какой полосе движения), какими участками они соударялись и под каким углом, куда были отброшены, имело ли место опрокидывание транспортного средства, кто находился за рулем и т. д.

Идентификационные и диагностические задачи решаются, как правило, в совокупности. Установление по следам объекта и механизма образования имеет существенное криминалистическое значение. Решение этих вопросов помогает установить орудие преступления, позволяет получить сведения о субъекте преступления (его физических признаках, одежде, навыках), о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства. Получаемые при этом результаты имеют различное значение в зависимости от того, кто, на каком этапе и в какой форме осуществляет трасологическое изучение следов.

Если такое изучение проводится на месте происшествия следователем самостоятельно или с участием специалиста, то полученные результаты используются главным образом в розыскных целях. Выводы носят предварительный характер и используются в оперативно-тактических целях: при обыске, задержании, допросе и т. п. В протоколе осмотра отмечают только местоположение следов, их общие и частные признаки.

Трасологическое исследование следов может осуществляться в оперативных целях сведущим лицом в лабораторных условиях по заданию оперативного сотрудника с целью негласной проверки оставления следов данным объектом. В этом случае получаемые результаты, оформленные в форме справки об исследовании, имеют оперативное значение и не фигурируют в материалах дела, если не представляется возможным легализовать источник получения объекта.

Основной формой применения трасологических знаний в уголовном процессе является экспертиза. Факты, устанавливаемые или объясняемые с помощью экспертного исследования, имеют доказательственное значение и используются как следствием, так и судом в процессе доказывания. Главная задача при этом заключается в том, чтобы доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица. Независимо от того, решает ли трасологическая экспертиза идентификационные или диагностические задачи, она устанавливает, по сути своей, лишь факт протекания в прошлом какого-то физического процесса: контактирование орудия преступления с поверхностью, на которой остались в результате следы; факт нарушения целостности замка, столкновения транспортных средств и т. п. Использование установленных экспертом фактов составляет сущность доказывания, в ходе которого и устанавливается связь между образованием следов и преступным действием конкретного субъекта. Доказав, что данная обувь принадлежит конкретному лицу и никем другим не использовалась, принимают как доказательство причастность этого лица к совершенному преступлению на основании проведенной экспертом идентификации обуви по следам,

обнаруженным на месте происшествия. С помощью трасологической экспертизы устанавливают и факты, способствовавшие совершению преступления: ненадлежащее навешивание пломбы; использование замка, конструкция которого не обеспечивает необходимой надежности и т. п. На основе экспертного установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, разрабатывают профилактические рекомендации по их устранению в будущем.

§ 3. Научные основы трасологической экспертизы и ее методов

При разработке теории и научных методов исследования, а также практических рекомендаций трасология основывается на положениях диалектической теории отражения, теории криминалистической идентификации, криминалистического учения о признаках и системном подходе.

Главными принципами, положенными в основу трасологического учения о следах, являются следующие:

1.Индивидуальность объектов материального мира, в том числе внешнего строения объектов. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным признакам. К частным признакам в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в следе колеса автомобиля — частные признаки протектора (выкрошенность резины, трещины).

В соответствии с положениями теории криминалистической идентификации должна быть выявлена индивидуальная совокупность частных признаков, способная индивидуализировать идентифицируемый объект. Чтобы найти и выделить эту совокупность, а также оценить ее как достаточную для целей идентификации, необходимо знать основы формирования внешнего строения объекта. К ним относятся условия обработки материалов и изготовления отдельных предметов, условия эксплуатации предметов, их хранения. С учетом этого для каждого вида объектов трасологического исследования определены комплексы общих и частных признаков, используемые для решения идентификационных задач.

2.Внешнее строение объекта, в том числе его частные признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах в виде следовотображений. Полнота и точность отображения частных признаков зависит от условий следообразования. Главными из них являются физические свойства материала объекта — следообразующего и воспринимающего, а также механизм взаимодействия объектов. Чем пластичнее следовоспринимающий объект и чем мельче его структурное строение, тем более четким

ивыразительным в передаче деталей получается след.

3.Отображение в следе внешнего строения объекта всегда является обратным, зеркальным. Так, выпуклый объект (подошва обуви) оставляет углубленный след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве). В зависимости от условий следообразования могут наблюдаться и иные изменения, например, неровности рельефа оставляют следы в виде царапин.

Таким образом, следы-отображения, являющиеся основным объектом трасологического исследования, возникают при контакте двух объектов. Процесс, заканчивающийся возникновением следа-отображения, называют механизмом следообразования. Взаимо-

действующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовый контакт как отражение способа взаимодействия объектов в результате

приложения к ним энергии того или иного вида. Следовый контакт существенным образом влияет на объем и качество информации об объектах, так как обусловлен системой сил, определяющих направления взаимных перемещений.

Наиболее полная классификация и характеристики следовых контактов содержатся в работах Б. И. Шевченко. Различают следовые контакты активные и пассивные, непосредственные и дистанционные, однослойные и многослойные, односторонние и обоюдные. Каждый конкретный следовый контакт может совмещать в себе те или другие условия из числа перечисленных.

Основанием для деления контактов на активные и пассивные является источник энергии, вызвавший образование следа. При активном контакте энергия исходит от самих объектов (например, удар молотком); при пассивном — источник энергии находится вне объекта, и его действие не возбуждает в них самих энергии, способной привести к взаимодействию (например: на лежащий на полу молоток оседает пыль, образуя след в виде контура молотка). Качество

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – . Задать вопрос автору.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

Особенности трасологической экспертизы

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Виды трасологических экспертиз

Виды трасологических экспертиз

Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

  • дактилоскопическая;
  • перчаток и их следов;
  • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
  • механический повреждений на одежде;
  • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
  • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
  • шин транспортных средств, следов ноги человека.

То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Для справки! Эксперт не отвечает на вопрос о том, кто виноват. Это решает суд на основе тех данных, включая и заключение эксперта, которым располагает следствие.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

Для справки! В ходе экспертизы используются и современные технологии, включая компьютерное диагностирование. Могут прибегать и к моделированию с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят трасологическую экспертизу:

Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспорта.
  • Author Details

Что такое трасологическая экспертиза?

Проблемы с работой сайта? Пиши!

Автор статьи

Максим Геннадьевич Закатов

Эксперт по предмету «Криминалистика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие трасологической экспертизы

Определение 1

Трасологическая экспертиза — это деятельность эксперта-криминалиста, направленная на изучение поступившего в экспертизу объекта с целью выявления следов, а также на изучение следообразующих и следовоспринимающих предметов.

Трасологическая экспертиза по уголовным делам производится в целях установления следов как таковых, а также для идентификации воспринимающих и образующих следы предметов, в том числе, для определения механизма следообразования.

Трасологическая экспертиза производится в отношении следов:

  • ног человека и обуви;
  • одежды и перчаток;
  • повреждений;
  • зубов человека;
  • орудий взлома;
  • замков и иных запирающих устройств;
  • на пломбах и запорно-пломбировочных устройствах;
  • транспортных средств;
  • животных

Установление принадлежности частей единому целому как задача экспертного исследования

События преступлений нередко сопровождаются разделением предметов, которые ранее составляли единое целое, на части (фрагменты). Данный процесс может происходить на различных стадиях преступления, начиная от приготовительных действий, непосредственно в ходе совершения и заканчивая сокрытием следов. Подвергаются разделению как объекты преступного посягательства, так и другие предметы: орудия совершения преступления, объекты окружающей обстановки, личные вещи преступника и потерпевшего.

Разделенные части могут быть обнаружены в разных местах: одни – непосредственно на месте происшествия, другие – у подозреваемого. При совершении дорожно-транспортных происшествий очень часто повреждаются рассеиватели фар и пластиковые детали автомобилей, причем часть фрагментов остается на месте происшествия, а часть может быть обнаружена на разыскиваемом автомобиле.

Важное доказательственное значение при расследовании таких преступлений имеет установление взаимной принадлежности объектов, ранее составлявших единое целое. Для установления этого факта необходимо проведение экспертного исследования – идентификации целого по частям. В ряде случаев такое исследование носит комплексный характер, сочетая трасологическое исследование с материаловедческим, биологическим или иным естественно-научным исследованием.

«Трасологическая экспертиза» 👇

Криминалистические особенности проведения трасологической экспертизы

Методика трасологической экспертизы базируется на общих положениях, однако, необходимо учитывать некоторые особенности проведения трасологической экспертизы в отношении конкретного исследуемого предмета. Например, при исследовании перчаток наиболее информативными являются следы перчатки для правой руки (если человек не левша). Она является носителем большого количества признаков, так как обычно в этой руке носят портфели, сумки и другие предметы. Вследствие этого происходит более плотное контактное взаимодействие материала перчатки с ладонью, ввиду чего складки и флексорные линии на пальцах имеют более четкое отображение, чем на перчатке для левой руки.

В рамках экспертизы следов одежды и перчаток исследованию подвергаются:

  • предметы со следами;
  • копии следов, зафиксированные на пленке;
  • модели, изготовленные из гипса или полимерных материалов;
  • фотоснимки следов;
  • перчатки, одежда и их фрагменты (в качестве предполагаемых следообразующих объектов).

По следам одежды и печаток на разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы как идентификационного характера (не образован ли обнаруженный след данным экземпляром одежды / перчаткой; не образованы ли следы, изъятые с разных мест происшествий, одним и тем же участком одежды), так и диагностического.

В число вопросов, решаемых экспертизой следов производственных механизмов, чаще всего входят следующие:

  • установление конкретного источника производства;
  • установление единого источника происхождения;
  • установление способа изготовления (заводской, кустарный или самодельный).

Чаще всего объектами, относительно которых решается данный вопрос, выступают бутылки со спиртными напитками. При этом, как правило, также проводится пищевая экспертиза их содержимого. Исследование частей производственных механизмов и их следов осуществляется по общей методике трасологических экспертиз. Вместе с тем специфика объектов исследования и своеобразие возникновения следов машинной обработки придают особый характер данному виду экспертиз.

Подвергаются исследованию и следы транспортных средств, в частности шин, бензина, смазочных материалов. Любые оттиски, включая частичные, имеют важное значение для трасологической экспертизы по следам транспортных средств, что обусловливается рядом факторов, среди которых и возможность восстановления механизма дорожно-транспортного происшествия и обстоятельств совершенного правонарушения с использованием транспортных средств, по следам, обнаруженным на месте происшествия и образованным на транспортных средствах либо предметах окружающей обстановки.

Кроме того, трасологическая экспертиза транспортных средств позволяет получить оперативно-разыскную информацию о транспортных средствах, использованных при совершении правонарушений, либо принимающих участие в дорожно-транспортном происшествии и скрывшихся в неопределенном направлении.

Установление непосредственного транспортного средства, использованного для совершения противоправных действий либо ставшего участником дорожно-транспортного происшествия, по следам от протектора шин, оставленным на месте происшествия также входит в круг задач трасологической экспертизы.

Все это становится возможным благодаря успешному развитию трасологии. Ее методы и приемы находят применение при изучении всевозможных следов, оставленных участниками преступления, и извлечении полезной для дела информации о самом преступном происшествии. Как и следы обуви, следы от шин и гусениц могут помочь ответитьна определенный круг вопросов, имеющих важное значение на этапах возбуждения уголовного дела.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Трасологическая экспертиза — 7 простых шагов как провести трасологическую экспертизу при ДТП + 4 полезных совета как оспорить результаты трасологической экспертизы

Что такое трасологическая экспертиза автомобиля и какие задачи она разрешает? Кем производится назначение трасологической экспертизы при ДТП? Какие вопросы задавать эксперту перед экспертизой?

Доброго времени суток всем читателям бизнес-журнала «ХитёрБобёр»! С вами Анна Медведева.

Сегодня мы изучим новую тему — «Трасологическая экспертиза».

Информация пригодится прежде всего автолюбителям, однако и пешеходы узнают много интересного о том, как и зачем на местах ДТП проводят экспертизу следов и отпечатков.

Трасологическая экспертиза

Содержание

  • 1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?
    • Пример
  • 2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
    • Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
    • Вид 2. Механоскопическая экспертиза
    • Вид 3. Экспертиза замков
    • Вид 4. Изучение пломб
    • Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
    • Вид 6. Транспортная экспертиза
    • Вид 7. Исследование отпечатков животных
  • 3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач
    • Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации
    • Задача 2. Период появления следов
    • Задача 3. Механизм образования отпечатков
    • Задача 4. Последовательность появления следов
    • Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета
    • Задача 6. Причинно-следственная связь
  • 4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков
    • Шаг 1. Выбираем экспертную компанию
    • Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов
    • Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП
    • Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства
    • Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства
    • Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии
    • Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе
  • 5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний
    • 1) Компания «Атлант Оценка»
    • 2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»
    • 3) Экспертно-правовое бюро «Honest»
  • 6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета
    • Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта
    • Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе
    • Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда
    • Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов
  • 7. Заключение

1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?

У этого непонятного термина очень простое определение.

Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.

Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.

Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.

Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

Когда проводят трасологическую экспертизу:

  • в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
  • для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
  • когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
  • чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
  • если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.

Пример

Степан Иванов, остановившись на перекрестке, через несколько секунд почувствовал удар. В подъехавший сзади Ford въехал маршрутный автобус, и Ford в свою очередь въехал в машину Степана.

Кто стал виновником происшествия — водитель автобуса, не рассчитавший скорость, или водитель Ford, не соблюдавший дистанцию? С кого Степану требовать возмещения ущерба, ведь он-то в этом случае точно невиновен? Ответы на эти вопросы даст своевременно проведённая трасологическая экспертиза.

В дополнение к теме предлагаем почитать статью «Независимая экспертиза».

2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Классификация трасологических экспертиз

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач

Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.

Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации

Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.

Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

Задача 2. Период появления следов

Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.

Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

Задача 3. Механизм образования отпечатков

Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.

Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

Задача 4. Последовательность появления следов

Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.

Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета

Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.

От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.

В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.

Задача 6. Причинно-следственная связь

На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.

Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.

При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.

Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.

5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.

1) Компания «Атлант Оценка»

Атлант оценкаОрганизация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»

Паритет-КонсалтингЗдесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

3) Экспертно-правовое бюро «Honest»

HonestУчреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.

Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.

Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

Как оспорить результаты трасологической экспертизы

Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:

  • описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
  • показания свидетелей;
  • сведения об участниках аварии;
  • изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
  • сведения из протокола осмотра места ДТП.

Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.

Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.

Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.

Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.

О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.

По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

7. Заключение

Подведем итоги. Трасологическая экспертиза изучает разного рода следы и отпечатки, оставленные на месте ДТП. Теперь вы знаете, как проводится эта экспертиза, каковы её объекты, задачи и условия проведения.

Дорогие друзья! Делитесь опытом и оставляйте комментарии. А лучше — не испытывайте на практике методики транспортно-трасологической и других экспертиз. Будьте успешны в бизнесе и удачливы в жизни!

Автор статьи:

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

  • Как правильно пишется ссср
  • Как правильно пишется тракторы или трактора
  • Как правильно пишется ссорится или ссориться
  • Как правильно пишется трактор или трактор
  • Как правильно пишется средняя школа