План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему: «Как составить план сказки?» 1-4 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 2426 человек из 85 регионов
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация к уроку литературного чтения
Тема : Как составить план сказки?
Подготовил:
учитель начальных классов
Гончарова Е.Г.
ГБОУ СОШ № 264 -
2 слайд
Что такое план художественного литературного произведения?
Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению. -
3 слайд
Как составить план сказки?
1. Прочитать ту сказку, о которой идёт речь.
2. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении.
3. Разделить на смысловые части (микротемы).
4. Каждую часть озаглавить.
5. Заглавие частей – это пункты плана. -
4 слайд
Чтобы составить план к сказке, нужно:
1. Текст сказки делится на микротемы.
Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь в этой части сказки?»
2. На следующем этапе части озаглавливают.
Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
3. Вторая часть может быть названа по теме своими словами или с использованием цитаты.
Остальные части озаглавливают таким же образом -
5 слайд
А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки?
Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик.Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.
-
6 слайд
План — это краткий перечень основных мыслей, изложенных в книге или главе. Для составления плана надо уметь выделять в тексте основную мысль.
Виды плана по форме:
1. Цитатный
2. Вопросный
3.Назывной
4.ТезисныйВиды плана по структуре:
1.Простой
2. Сложный -
7 слайд
1. Цитатный
Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.
Особенности: Дословную выдержку заключаем в кавычки.2. Назывной
Особенности: В назывном плане используются существительные и прилагательные. Не используются глаголы.3. Тезисный план
Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Особенности тезисного плана: Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Утвердительный характер. Предложения двусоставные. (Подлежащее+ сказуемое) -
8 слайд
4. Вопросный план
Записывается в форме вопросов к тексту. Каждой микротеме текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
-
9 слайд
Цитатный план сказки «Царевна-лягушка»
1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
2.»Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!» и т.д.
И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте. -
10 слайд
Что нужно, чтобы составить план к сказке?
1. Прочитать внимательно сказку.
2. Разделить текст на части (микротемы).
3. Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
-
11 слайд
Приемы составления плана:
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана.
5. Сопоставьте его с текстом.
6. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
7. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
8. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана. -
12 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 055 470 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.04.2020
- 1927
- 26
- 10.04.2020
- 795
- 27
- 10.04.2020
- 175
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 10.04.2020
- 575
- 18
- 10.04.2020
- 397
- 20
- 10.04.2020
- 154
- 2
- 10.04.2020
- 470
- 8
- 10.04.2020
- 1723
- 175
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Скачать материал
-
10.04.2020
4987
-
PPTX
128.5 кбайт -
109
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Елена Георгиевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 97059
-
Всего материалов:
82
Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.
Что это такое?
Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.
Кто может воспользоваться планом
Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.
А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.
Составление плана на конкретном примере
Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».
Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.
Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.
- Царский наказ сыновьям.
- Удачный выбор старших братьев.
- Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
- Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
- Умеют ли невестки ткать ковры.
- Сыновья должны привести своих жён на пир.
- Царский пир.
- Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
- Иван-царевич встречает старичка.
- Как Ивану помогают животные.
- Иван-царевич и баба Яга.
- Дуб Кащея.
- Возвращение Ивана-царевича.
Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.
Развитие умения анализировать
Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.
Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.
В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:
- название и вид;
- сказочные герои;
- действие, которому всё подчинено;
- сказочные черты;
- сказочное поучение.
Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.
Помогут цитаты
Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.
Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.
- «В некоем царстве-государстве жил царь».
- «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
- «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
- «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
- «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
- «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
- «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
- «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
- «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»
И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.
Придумать сказку нелегко
Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание — сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.
Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.
Составление плана волшебной сказки
План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.
Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.
Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:
— героические (борьба героя с волшебной силой);
— социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);
— семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).
В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.
Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.
Сказка о маленькой девочке
В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.
Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.
- Рождение маленькой девочки из тюльпана.
- Жизнь Дюймовочки в доме.
- Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
- Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
- Майский Жук влюбился.
- Одна в большом лесу.
- Наступает холодная зима.
- Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
- Подготовка к свадьбе с Кротом.
- Больная Ласточка.
- Дюймовочка заботится о птице.
- Девочка улетела с Ласточкой.
- Знакомство с королём эльфов.
- Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья
Совместное творчество
Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.
Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.
Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.
Рассказ по картинкам
Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему две картинки нельзя поменять местами?
- Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?
В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.
Сложный план
Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.
Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.
Заключение
Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.
Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.
Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
Plan
- 1 Что такое план текста 2 класс?
- 2 Как составить план рассказа пример?
- 3 Как правильно составить план к сказке?
- 4 Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?
- 5 Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?
- 6 Чем занимается золотая рыбка?
- 7 Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?
- 8 Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?
- 9 Чем старик поймал золотую рыбку?
- 10 Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?
- 11 Сколько всего сказок написал Пушкин?
- 12 Как Взмолится золотая рыбка?
- 13 Какие желания исполнила золотая рыбка?
- 14 Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?
- 15 Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?
- 16 Что думает Пушкин о золотой рыбке?
- 17 Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
- 18 Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?
- 19 Кем хотела стать старуха?
- 20 Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Как составить план рассказа пример?
Памятка. Как составить план рассказа.
- Прочитай рассказ.
- Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).
- Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.
- Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
- Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.
Как составить план для пересказа текста?
План пересказа текста.
- Прочитай произведение.
- Определи тему текста, о чем говорится в тексте.
- Сформулируй идею текста, его основную мысль, что хотел донести до нас автор?
- В сформулированной идее выдели опорные слова.
- Раздели произведение на части.
- Озаглавь каждую часть.
Как правильно составить план к сказке?
Чтобы составить план к сказке, нужно:
- Прочитать внимательно сказку.
- Разделить текст на части, микротемы.
- Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?
- 1)Жил старик со своею старухой
- 2)Старик поймал золотую рыбку
- 3)Старик отпустил рыбку в синее море
- 4)Старик рассказал старухе о рыбке
- 5)Старик по настоянию старухи просит новое корыто
- 6)Старик просит избу новую
- 7)Старуха хочет быть столбовою дворянкой
- 8)Старуха хочет быть вольною царицей
Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке?
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина учит тому, что нельзя быть таким жадным как старуха, и нельзя быть уверенным, что тебе все вокруг что-то должны.
Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?
Главная мысль произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» заключается в том, что жадность и твердая уверенность в том, что тебе все что-то должны, не приводит ни к чему хорошему.
Чем занимается золотая рыбка?
Рыбка обладает исключительной внешностью (золотая чешуя), умеет разговаривать, исполняет самые невероятные желания и влияет на состояние природы. Все это указывает на то, что рыбка является могучей волшебницей. Она держит свое слово и исполняет желания старика, после того, как он ее отпустил.
Сколько лет старику из сказки золотая рыбка?
Старик в сказке «Золотая рыбка» рыбачил «… тридцать лет и три года…». Если убрать рифмованные строки, и соединить цифры, получится, что старик рыбачил 33 года.
Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?
Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Пришел невод с одною тиной.
Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?
А дальше все как в пушкинской сказке. Жили-были старик со старухой «у самого синего моря». Поймал как-то старик рыбку, не простую – золотую, голосом человечьим молвила, отпустить ее в море просила. Отпустил он золотую рыбку, не потребовав ничего взамен.
Что Поймал старик во второй раз?
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою.
Чем старик поймал золотую рыбку?
Пошёл старик к синему морю и поймал неводом золотую рыбку. Одну единственную. Казалось бы всё ясно: забросил невод, поймал.
Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?
В сказке старик со старухой жили в ветхой землянке возле самого синего моря.
Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?
8. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
Сколько всего сказок написал Пушкин?
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди в 1831 году, Сказка о рыбаке и рыбке в 1833 году, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях в 1833 году, Сказка о золотом петушке в 1834 году.
Как Взмолится золотая рыбка?
Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Какой откуп в сказке о рыбаке и рыбке?
Ответ: ДОРОГОЙ ОТКУП. Объяснение: Как взмолится золотая рыбка! cliffffy4h и 14 других пользователей посчитали ответ полезным!
Какие желания исполнила золотая рыбка?
Ответ: За трусость и безволие.
Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?
Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание. Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее.
Как охарактеризовать старуху из сказки о рыбаке и рыбке?
Старуха с очень тяжёлым характером , жадная , очень властная, алчная , с большими запросами.
- Не умел ты взять выкупа с рыбки!
- Хоть бы взял ты с нее корыто,
- Наше-то совсем раскололось».
- Старика старуха забранила:
- «Дурачина ты, простофиля!
- Еще пуще старуха бранится:
- «Дурачина ты, простофиля!
- Выпросил, дурачина, корыто!
Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?
Главные герои Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный мужчина, опытный рыбак. Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая женщина.
Что думает Пушкин о золотой рыбке?
Александр Сергеевич Пушкин представляет золотую рыбку как могучую волшебницу. Но рыбка умеет не только разговаривать, но и мыслить: она просит старика отпустить ее и сохранить ей жизнь. Это говорит о том, что волшебная рыбка очень умная и обладает высоким интеллектом.
Какие поступки совершает старик в сказке о золотой рыбке?
3) Какие поступки он совершает? Старик: поймал золотую рыбку, сжалился над ней и отпустил, не прося ничего взамен. Старуха: бранит старика каждый раз за скромность и нерасторопность. Почувствовав источник наживы, раз за разом отправляет старика к рыбке, исполняющей ее прихоти, пока не попросит невозможного.
Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
Александр Пушкин
Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?
Сказка о рыбаке и рыбке | |
---|---|
Жанр | русская литературная сказка |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1833-1834 |
Кто написал про золотую рыбку?
Александра Сергеевича Пушкина
Кем хотела стать старуха?
римским папой! Все помнят, что в русской сказке старуха поэтапно желает: новое корыто, новую избу, быть столбовой дворянкой, быть вольною царицей, быть владычицей морскою. Однако в самом первом рукописном варианте Пушкин добавляет в «хотелки» ненасытной героини еще и желание быть римским папой.
Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?
Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.
Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество.
В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.
Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного
План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.
У цитатного же имеется несколько особенностей:
-
Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.
-
Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
-
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
-
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
-
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
-
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
-
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
-
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
-
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
-
пропущенные слова заменяются многоточием.
Пример готового цитатного плана
В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:
-
«Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».
-
«Была не была, сделаю, как она велела».
-
«…приковали Степана на … цепь…».
-
«Ну, … пойдём смотреть моё приданое».
-
«…я человек рабочий, простой».
-
«Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».
-
«Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».
-
«Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».
-
«… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».
-
«А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».