Как правильно составить рассказ по картинке

Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

          Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.          Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:          Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки.

          Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит? 

          Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
         

          В подготовительной группе рассматривая пейзаж, обозначаем тему рассказа, обязательно указываем автора и название картины.

Задаем ребенку вопросы: Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?

Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?
Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.          Более сложный вид работы — рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ!

Вы показываете ребенку картинку, на которой дети катаются на велосипедах. Но если ребенок скажет всего одно предложение «дети катаются на велосипедах», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить некоторое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.          Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему дети любят кататься на велосипедах? Какое настроение у ребят – счастливое, грустное, радостное? Рассмотрите, как ведут себя ребята – правильно или неправильно, как следует вести себя в подобных ситуациях?
Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»О чем еще следует знать?
Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа.

Связная речь —
разверну
тое изложение
определенного
содержания, которое
осуще­
ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных
вида
речи — диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких
человек, постанов
ка вопросов и ответов
на них)
побуждает к
неполным, одно
сложным ответам.
Неполное
предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь
развернутый вид речи одного лица,
требующий полноты, четкости и взаимосвязи
отдель
ных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение
направлены на
умение сосре
доточить свою мысль на
глав
ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

    Прием
комментирования
своих предметных
действий,
продуктивных видов деятель­ности,
таких как рисование, лепка, подводит ребенка
к со­
ставлению рассказа. Наблю­дение
ребенка за демонстри­
руемыми
действиями взросло
го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на­блюдаемого действия. Очень важно — образец
рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной
речи
детей используют пересказ, составление рассказов-описаний,
повествований.

   По ведущему виду
позна
вательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

описательными — по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

   — повествовательными   — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению
рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич­ностного
общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка
по составлению

повествовательного рассказа

по
картинкам, серии картинок

1
Время действия (время года,

   часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение
персонажей. 

    Логика построения: завязка

 развитие действия
кульминация     — развязка.

    Речевые шаблоны начала:

 «Однажды зимой…»,
«Как-то раз

в лесу…», «Был дождливый

осенний день…».

Речевые шаблоны

        кульминационного момента

«Вдруг…».
«Неожиданно…», «Что

 
делать?»,

Речевые шаблоны окончания:
«Все окончилось тем, что…»,
«Наконец…», «Настро
ение было…»,
«Рады (огорче
ны) тем, что…».

Памятка
по составлению описания животных, птиц, рыб

 1Название, обобщающее понятие             (к кому относится).

2.
Величина.

3. Покрытие тела.

4. Цвет.

5. Особенности частей
тела.

6. Место обитания (лес, водоем, дом,

    хлев).

7. Название жилища (нора, берлога,

    логово, гнездо, дупло).

8. Чем питается.

  9.
Название детенышей.

10. Польза (для домашних

      животных и птиц).

Памятка по составлению           описания предмета

1. Название.

2. Величина.

3. Вес.

4. Качество.

5. Форма.

6. Цвет.

7. Запах.

8. Вкус (для
съедобных).

  
9. Принадлежность (обоб
щающее

      
понятие).

  
10. Как используется

Памятка по составлению

 описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года
изобра
жено?

2. Какая погода?

3. Какую местность
видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек­тов.

6. Какое настроение передает

    картинка?

 Памятка
по составлению

рассказа
из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года,

     часть   
суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание
происшедшего.

6. Настроение.

  

                Рисунок2.png

2017
г.

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) —
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
«Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов»;

модели для составления рассказа
(пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори
выразительно»)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети
перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на
этой картине?» — называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом «Что это?» — требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…». В
старших группах это социальные мотивы
(«Придумайте сказки для малышей», запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится».

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

— учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

— закрепить словарь;

— формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам

24 сентября 2012 22:58

Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения. Но, не обладая психологическими и педагогическими навыками, родителям довольно сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описания по картинке.  Но научится этому не сложно.

Прежде всего,  учить  этому необходимо лишь тогда, когда ребенок уже может назвать сказочных героев, известные ему предметы и персонажи, и умеет говорить связно. Это не говорит о том, что нужно, чтобы ребенок составлял длинные связные предложения, нет!  Если малыш может, например, по картинке, на которой нарисован мишка, принимающий пищу, сказать, что мишка кушает – этого вполне достаточно для того, чтобы начать учить его описанию нарисованного на картинке. 

При обучении, необходимо научить малыша внимательно рассмотреть картинку и попробовать описать увиденное изображение. Конечно, не без помощи вас, родители. Поправляйте ребенка, называйте предметы и персонажей правильно, учите правильному склонению слов и помогайте составлять простые предложения.   Но не стоит говорить много слов. Например, картинка:  «Курочка Ряба высиживает яйцо. Вам необходимо рассказать так: Курочка Ряба сидит. Она ждет птенца. Скоро появится птенчик. Курочка будет рада». И т. п. Простая формулировка, будет более понятна., чем более длинное описание:» Курочка Ряба сидит и ждет появления птенчика, который должен вот – вот проклюнутся». Ребенок просто устанет и ему станет не интересно обучение. 

Для более успешного исхода занятий, предлагайте ребенку составление рассказа по известным ему картинкам. Но не торопите его. Дайте время на изучение рисунка, если возникнут трудности – помогите с составлением.  Задайте наводящие вопросы.

ЕСЛИ НАРИСОВАН ОДИН ПЕРСОНАЖ:

  1. Кто изображен?
  2. Чем он занят?
  3. Какая у него мордочка ( личико)?
  4. Что на нем одето? Какого цвета?
  5. Время года на картинке?
  6. Нравится ли тебе изображенный персонаж? Подружился бы ты с ним?

РИСУНОК С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ:

  1. Кто изображен?
  2. Чем они заняты?
  3. Чем занят первый персонаж? Второй? Третий? И т. д.
  4. Какие у них лица?
  5. Их возраст?
  6. Что интересно?
  7. Твое отношение к изображению?

Для проверки результатов проведите несложный тест:

Положите перед ребенком рисунок, с изображением на нем собаки.  Попросите внимательно посмотреть на рисунок и описать его самостоятельно, без наводящих вопросов. Проверьте его силы.( возможно описание другой картинки)

Варианты ответов ребенка:

  • «не знаю» — 0 баллов
  • « Собачка. Больше не знаю» — 1 балл.
  • «Собачка. Она сидит. Она маленькая» — 2 балла
  • «Это собачка, она сидит. У нее ушки, хвостик, четыре лапы и носик»- 3 балла.
  • « На картинке нарисована собачка, она сидит. Она поджала хвостик, наверное боится» — 4 балла.
  • « На картинке нарисована собачка. Она сидит. У собачки маленькие ушки и длинный хвост. Это добрая и веселая собачка. Мне она нравится» — 5 баллов.

  Результат:

5 баллов – уровень познания высок. Хорошо развита речь ребенка. Необходимо по больше творческих заданий давать малышу.

4 балла – хороший уровень, хорошо развита речь. Но следует расширить словарный запас

2-3 балла – уровень средний. Речь удовлетворительна.

0-1 балл – очень низкий уровень, плохо речь развита, по больше читайте ребенку и просите его пересказывать.

Если вашему ребенку непонятен рисунок – расскажите все об изображении сами, попытайтесь сделать это совместно. Но не позволяйте фантазировать и отходить от темы, отвлекаться. Вам важно научить ребенка составлению рассказа по определенной картинке, а не сочинению и фантазированию новой, вымышленной. Если же малыш хочет кушать, утомился или не хочет в данный момент заниматься составлением рассказа – не заставляйте, лучше привлечь его внимание к обучению позже, иначе ребенок это возненавидит или будет этим заниматься нехотя.

Интересные разделы сообщества

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

На чтение 4 мин Просмотров 36к. Опубликовано 05.05.2020 Обновлено 08.11.2022

Содержание

  1. Как использовать карточки для составления сюжетного рассказа по картинкам
  2. Составление рассказа по серии картинок «Времена года»
  3. Пересказ сказок по опорным картинкам
  4. Времена года
  5. Что за чем?
  6. Истории в картинках
  7. Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ
  8. Что неправильно?

Составление рассказа по серии сюжетных картинок развивает речь, логику, мышление, наблюдательность, обогащает лексику и провоцирует серьезный мыслительный процесс.

Один из базовых аспектов подготовки ребенка к школе — формирование связной и понятной, логичной речи у дошкольника.

Монологичная речь особенно важна в ходе подготовки к школе, ведь дошкольники пользуются преимущественно диалогами.

Составление рассказа по серии разрезных сюжетных картинок видится хоть и более сложным, но гораздо более интересным заданием для дошкольников, чем рассказ по одной статичной картинке. В случае серии картинок можно использовать большее число различных глаголов в различном времени, больше описательных оборотов.

Также положительно такие картинки влияют и на логическое мышление: ведь нужно установить правильную последовательность действий.

Задействована и мелкая моторика: разрезание картинок.

Как использовать карточки для составления сюжетного рассказа по картинкам

  • распечатайте карточку,
  • объясните ребенку задание и предложите сначала разрезать сюжетные картинки по пунктиру,
  • если ребенок любит резать и клеить, можно предложить наклеить картинки в правильном порядке на чистый лист бумаги (в противном случае этот пункт можно пропустить и картинки в логичном порядке просто разложить на столе),
  • самое интересное: пусть ребенок постарается составить рассказ по разложенным сюжетным картинкам.

Составление рассказа по серии картинок «Времена года»

Эти иллюстрации сложнее для составления рассказа, так как сам рассказ будет носить более описательный характер: меньше глаголов, больше прилагательных.

Примечание: автор иллюстраций не известен, взято из открытых источников. Если вы знаете художника, пожалуйста, напишите в комментариях или через страницу Контакты, чтобы можно было указать авторство!

Пересказ сказок по опорным картинкам

Тематические картинки для составления рассказа для дошкольников по сказкам и временам года. Вспомогательные картинки для пересказа сказок: Колобок, Репка, Теремок.

Времена года

Что за чем?

Картинки можно вырезать. Задача ребенка — расставить правильный порядок и составить рассказ по серии картинок.

Составление рассказа по серии картинок

Истории в картинках

Предварительно разрезав картинки по пунктирным линиям, предложите ребенку выложить картинки последовательно и составить по ним рассказ.

Игра способствует развитию фантазии, связной речи, логического мышления, наблюдательности и внимания.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Предложите в свою очередь так же составить рассказ по серии сюжетных картинок. Старайтесь: рассказ должен получиться ярким и увлекательным, как у беллетристов! Ребенок должен почувствовать разницу.

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Что неправильно?

Также попробуйте начать с «неправильных» картинок. Дети гораздо быстрее найдут что сказать, увидев ошибку. А взахлеб пересказав ошибки художника — смогут перейти к составлению описательного рассказа по картинке.


Обратите внимание на Дидактические игры с предлогами — очень яркую логопедическую игру для детей любого возраста с момента освоения монологической речи.

Все разнообразные развивающие задания и занятия для подготовки к школе на сайте по тегу РАЗВИВАШКИ 👇👇👇

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

Рисунок (8) (513x700, 176Kb)

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (9) (700x513, 171Kb)

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (10) (513x700, 173Kb)
Рисунок (11) (515x700, 174Kb)

1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (14) (700x253, 90Kb)
Рисунок (13) (700x515, 186Kb)

1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (12) (514x700, 192Kb)

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (15) (700x516, 171Kb)
Рисунок (16) (700x264, 79Kb)

1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (17) (700x516, 167Kb)

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Рисунок (39) (700x517, 165Kb)

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.

Рисунок (40) (700x514, 175Kb)
Рисунок (41) (700x517, 173Kb)

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как правильно составить план к рассказу 4 класс
  • Как правильно сосед или сасед пишется слово
  • Как правильно соне или сони пишется
  • Как правильно сноха или снаха пишется
  • Как правильно слово пишется прилетают

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии