Как представлены свобода и свободные люди в ранних рассказах горького

Автор статьи

Елена Сергеевна Каверзнева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Замечание 1

Художественная литература — это вид искусства, который в качестве единственного материала использует слова и конструкции естественного языка.

Особенности ранних произведений М. Горького

Незаурядный талант художника и рассказчика, умение отстаивать свою точку зрения и свои убеждения проявляются уже в первых произведениях молодого писателя Максима Горького. В них писатель стремится открыть человеку глубины его души, ищет в современной ему эпохе гордых, смелых людей, неординарных, ярких, ищущих смысл жизни. Герои его произведений противопоставляют себя мещанской среде.

Раннее творчество М. Горького относится к традиции романтизма. Писатель выражает неприятие современного ему обществу, живущего по лживой морали. Он отвергает общество, утверждает справедливое и высоконравственное общественное устройство. Так в произведениях М. Горького создается двоемирие, являющееся отличительной чертой произведений романтизма. Герои произведений М. Горького в этом период – романтические мятежники, ведущие активную борьбу с реальной действительностью, доказывающие свою независимость от обывательской жизни, жертвующие собой ради других.

Замечание 2

Главная художественная черта ранних произведений М. Горького – соединение в одном произведении характерных черт революционного романтизма и реализма.

Именно освободительное движение стало причиной обращения писателя к романтическим традициям. Такое переплетение романтизма и реализма прослеживаются в таких произведениях:

  • «Макар Чудра»;
  • «Песня о Соколе»;
  • «Челкаш».

В рассказе «Макар Чудра» М. Горький поднимает вопрос о том, что для человек важнее – любовь или свобода? История любви героев произведения изъясняет романтическую идею – свобода важнее и дороже всего в жизни. Романтические герои готовы даже на смерть, лишь бы не жить в подчинении.

М. Горький пытается сказать, что жизнь в одиночестве, пусть даже свободы, теряет свой смысл. Он осуждает жестокость и эгоизм, гордыню, презрение к людям. По мнению писателя, настоящий герой не живет только для себя, он приносить добро людям, и это доказывает образ Данко. Он стремился к свободе, но не для себя лично, а для своего племени, изгнанного в глубь глухого леса. В основе рассказа о Данко – подвиг во имя жизни, во имя свободы. писатель призывает к самопожертвованию. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека и его способность пожертвовать собой во имя блага других.

«Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького» 👇

В ранних романтических рассказах писатель идеализирует своих героев, наделяет их исключительными качествами. А тема любви и свободы являются основными темами произведений этого периода. Писатель в своих рассказах высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Высшее начало в человеке – это любовь к свободе.

Герои ранних произведений Горького – это яркие личности, которые не поддаются гнету обстоятельств, а, напротив, активно борются с ними. Это гордые личности, обладающие яркими чувствами и совершающие смелые поступки. Героям характерно одно качество, которое подавляет остальные. Например, у Лойко и Рады – гипертрофированное чувство независимости и собственного достоинства, у Ларры – гипертрофированный эгоизм, у Сокола – стремление к активной деятельности, у Данко – самопожертвование ради благополучия своего народа. При этом героям произведений Горького не знакомы душевное раздвоение, противоречие между чувством, мыслью и действием, характеры героев лишены динамики.

Мировоззренческие проблемы, которые привлекали внимание писателя, обусловили художественное своеобразие его ранних рассказов. Сюжет произведений строится на основе противостояния двух комплексов идей, один из которых несет ярко выраженную положительную оценку. Такая же оценка с развитием сюжета формируется и у читателя. герои, несущие эти идеи, остаются победителями, даже если погибают. Они с самого начала произведения композиционно выделены и противопоставлены другим персонажам, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Ввиду того, что герои часто противостоят мещанскому идеалу, они воплощаются в характерных образах «босяков», что проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», конфликте с обществом.

Понятие абсолютной свободы в ранних произведениях М. Горького

Для многих персонажей произведений М. Горького понятие абсолютной свободы является жизненным идеалом. Однако писатель в них показывает, что достичь абсолютную свободу невозможно. А стремление к ней часто приводит к конфликту с обществом.

Главные темы раннего творчества писателя:

  • Соотношение добра и зла;
  • Соотношение силы и слабости;
  • Соотношение свободы и необходимости;
  • Сопротивление действительности.

Герои рассказов М. Горького противостоят реальности, стремятся найти истину, не подчиняются общим правилам, стремятся обрести свободу.

В рассказе «Макар Чудра» герой отрицает основы жизни, обрекающей человек на рабское существование. Старый цыган, герой этого рассказа, смелый человек, который стремится к изменению жизни в лучшую сторону, стремится к свободе.

Тема свободы в рассказе «Старуха Изергиль» усложняется. Писатель показывает в этом произведении два пути к свободе. Но если этот путь выбран неправильно, это может привести к противоположному результату. Так, в образе Ларры писатель показывает высшую степень человеческого вольнолюбия и гордости. Герой рассказа хотел «иметь все и сохранить себя цельным», совершив убийство девушки. За это Ларра был изгнан из общества. И казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но такая свобода, полученная ценой несчастья других, способна принести лишь тоску, пустоту и одиночество.

Мировосприятие Горького можно разделить на два начала, развивающихся в самой личности: стремление к понимаю правды жизнь, часто бывающей жестокой и несправедливой, и желание от этой правды отвлечься, уйти от нее в спасительные романтические мечты. Эти позиции у писателя выражаются в столкновении характеров персонажей, абсолютно противоположных друг другу (например, Ларра и Данко, Гаврил и Черкаш, Уж и Сокол). Именно в диалоге двух разных героев писатель раскрывает противоречивость мира.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Рубеж XIXXX вв. это время знаҹительных перемен в российской истории, время острейших противореҹий и споров о судьбах отеҹества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том ҹисле и у Максима Горького, раннее творҹество которого (в ҹастности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров. Ранние рассказы Горького принято относить к романтиҹеским произведениям. Во-первых, потому, ҹто в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исклюҹительными каҹествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов под названием Макар Чудра Горький высказывает собственную тоҹку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, ҹетко формулируя мысль: Свобода для ҹеловека главнее всего на свете. Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля главное в жизни. Никогда я никого не любила, Лойко, атебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, ҹем тебя, говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное ҹувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением ҹеловека к свободе. И поэтому логиҹен драматиҹеский исход рассказа: смерть обоих героев. При ҹтении рассказов Горького ҹитателю ҹасто приходится задумываться над понятием абсолютной свободы. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, ҹто абсолютная свобода недостижима: стремление к ней ҹасто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, сҹитает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе Челкаш самом знаҹительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького. Герой рассказа вор, босяк, ведущий совершенно иную, ҹем большинство других людей, жизнь. В рассказе Челкаш происходит сопоставление романтиҹеского образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. -И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и ҹувствовал, ҹто он вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким!. Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького ҹеловека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они свободные люди в несвободном обществе. Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ Мальва. В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на ҹестную и открытую любовь в изнаҹально несвободном обществе. Героиня дает понять мужҹинам, ҹто не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было. Таким образом, герои ранних произведений Горького свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагиҹески, оказываются несовместимыми. Свобода не приносит сҹастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, нередко конфликтующие с обществом. Проблемы, поставленные писателем в наҹале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, ҹтобы хотя бы немного приблизиться к своей меҹте.

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького

Рубеж XIX–XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.

Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. «Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность», – писал о ранних произведениях М. Горького А. Толстой.

Уже в одном из первых своих рассказов под названием «Макар Чудра» Горький дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: «Свобода для человека – главнее всего на свете». Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков – это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если приходится жертвовать жизнью.

Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды – это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля – главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», – говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. Любящие друг друга Радда и Лойко Зобар настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку. Исключительность конфликта – в полном равенстве одинаково «гордых» героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может и отступиться от нее. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев.

При чтении рассказов Горького читателю приходится задумываться над понятием «абсолютной свободы». Это понятие является жизненным идеалом для многих его героев. Но писатель показывает, что «абсолютная свобода» недостижима: стремление к ней приводит к конфликту с обществом. Однако, считает автор, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе «Челкаш» – самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького.

Герой рассказа – вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе «Челкаш» происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего.

Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они – свободные люди в несвободном обществе.

Вот что думает один из героев Челкаша: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким!»

Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ «Мальва». В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь.

Таким образом, герои ранних произведений Горького – вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького – беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, конфликтующие с обществом.

Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.

(На примере одного произведения по выбору учащегося.) 
Начало литературной деятельности М. Горького (Алексея Максимовича 
Пешкова) приходится на очень непростое время — конец 
XIX начало XX столетия. Рубеж веков для истории — сложное время. 
   Происходит обновление во всех сферах человеческого бытия, исключением
не становится и мир общечеловеческих ценностей. А когда 
привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает 
необходимость найти «нравственный идеал». Таким идеалом для писателя 
Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими 
качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий 
лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных 
ситуациях. Другими словами, герой ранних произведений Горького 
— романтический герой. Писатель следует традициям мировой 
и русской литературы: его герои ищут смысл жизни вслед за героями 
А. С. Пушкина («южные поэмы»), М. Ю. Лермонтова (лирика, 
«Мцыри»), Дж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»). 
   К ранним произведениям можно отнести повести и рассказы: 
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», « Девушка и смерть», а также 
сказку «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины», «Песню 
о Соколе», «Песню о Буревестнике» и др. 
   Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление 
о смысле жизни. В нем Горький -романтик, влюбленный в красивых, 
сильных, свободных людей, — создает образ исключительного героя. 
   Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи
r />и тона он состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть — 
легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи Изергиль, и третья часть — 
легенда о Данко. При этом первая и третья части — легенды о Ларре 
и Данко — противоположны друг другу. Кажутся противоположными 
и сами герои рассказа. Но это на первый взгляд. Попробуем сравнить 
двух героев: Ларру и Данко. 
   Прежде всего, различия между героями мы находим в их внешности. 
   Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный», 
но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые, 
как у царя птиц», то Данко также по описаниям «красив и смел», 
но «в очах его светилось много силы и живого огня». 
   Видимо, различное воспитание определяет и различное представление 
героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других 
людей — не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать, 
что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. 
   Одним словом, хочет «сохранить себя целым». 
   Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может 
быть, без него они погибнут». Его мечта — свобода не только для 
себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он 
берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит 
их из темного леса к «золотой сияющей реке». 
   Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает 
себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего». Поэтому он презирает 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как представить свою семью на конкурсе рассказ о себе примерный текст
  • Как превратить жизнь в сказку
  • Как правильно яночка или яначка пишется имя
  • Как правильно эзотерика или изотерика пишется
  • Как правильно шулюн или шулюм пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии