Как приучить ребенка к сказкам на ночь

Рассказывать сказки стоит не только для того, чтобы убаюкать ребенка перед сном. Слушая сказки малыш тренирует внимание и память, учится правильно строить предложения и последовательно излагать мысли. Но главное – именно со сказок он начинает знакомиться с книжным словом, что поможет ему в будущем полюбить чтение. Но как добиться того, чтобы ребенок научился слушать сказки? Об этом читайте ниже.
 
Начинайте рассказывать сказки как можно раньше. Часто складывается ситуация, что родители начинают рассказывать сказки ребенку слишком поздно – в 4-5 лет, – и с удивлением узнают, что ребенок не может дослушать их до конца. Дело в том, что без привычки слушать истории, ребенок просто может не понять что это такое, и что от него хотят. Поэтому начинать стоит как можно раньше – пусть ребенок еще сам не будет уметь говорить, но зато у него появится полезная привычка Вас слушать.
 
Не растягивайте. Полуторагодовалый малыш не может концентрировать внимание долго, так что если Вы захотите рассказать ему сказку про Дюймовочку, то до похищения героини жабами Вы можете так и не добраться. Поэтому сначала делайте свои сказки как можно короче – около 30 секунд. Этого вполне хватит, чтобы рассказать сказку, скажем про курочку Рябу. И только когда Вы увидите, что ребенок вполне может слушать еще, переходите уже к более длинным сказкам – до двух-трех минут.
 
Будьте проще. Сказка для ребенка в первую очередь должна быть интересной, поэтому не стоит начинать со сказок, которые ему будут непонятны. Если ребенку еще нет двух лет, то ориентируйтесь не только на захватывающий сюжет, а и на наличие в сказке знакомых ему слов (животных, цветов и так далее). Хорошо если там будут попадаться рифмы, повторения, смешные звуки – все это не даст ребенку заскучать.
 
Не бойтесь повторяться. Особенность детского восприятия такова, что новую информацию малыши усваивают только через многократное повторение. Это касается и сказок. Слушая одну и ту же сказку помногу раз они «привыкают» к ней, каждый раз находя там что-то новое. Так что не стесняйтесь читать им сказку про репку десятый раз подряд – ребенок будет каждый раз слушать ее как в первый.
 
Будьте артистичны. Ничто так не оживляет рассказ для ребенка, как небольшой спектакль – если Вы будете во время рассказа говорить на разные голоса, «отыгрывая» разных персонажей, то ребенок воспримет сказку куда лучше.
 
Не только рассказывайте, но и слушайте. Со временем Ваш ребенок обязательно захочет сам что-нибудь рассказать – либо сказку, которую слышал от Вас, либо историю собственного сочинения. Обязательно выслушайте её, внимательно и серьезно. Не стесняйтесь подсказывать ему, если он что-то забыл, или не может придумать историю дальше, а так же всегда хвалите за хороший рассказ. Именно в эти моменты ребенок учится вслед за вами связано формулировать свои мысли и использовать фантазию.
 
Удачи!

Моему сыну полтора года. Ещё беременной я решила, что кормить буду именно до этого возраста. И считаю свое решение правильным. Но я допустила ошибку, что вовремя не научила его засыпать без груди. А это оооочень важный момент! Надо Учить Детей Засыпать БЕЗ груди с пеленок, а не когда во рту почти 20 зубов. Вопрос КАК? Надо экспериментировать, подбирать способ, искать подход. Оставить прокричаться – это не подход. Это бегство от проблемы.

Когда приходит время отлучать от груди надо различать 2 важные вещи: ночное сосание и дневное. Т.е. днем одни приемы, а ночью — совсем другие. И сколько бы я ни мучилась в поисках ответа, как же не давать грудь по ночам, я так и не находила приемлемого метода. А днем просто больше кормила кашей, активно бегали на улице, прыгали, танцевали, играли весь день и про грудь днем вообще забыл вскоре ,как начал ходить.

Комаровский утверждает, что метод отлучения от груди ночью один: не давать и все! Слезы неизбежны, бодрствования для всей семьи как минимум 2 ночи обеспечены. А потом малыш, типа поймет, что ждать ему нечего и будет спать всю ночь! О как много семей через это прошло! И довольны результатом! И я, к сожалению, решилась на этот метод: 3 ночи он ревел. 3 ночи мы не спали. 3 ночи были бешеные истерики, когда сил нет ни на что, спать хочется, а как уснуть — ребенок не понимает, и что происходит. И в глазах у малыша паника. Спал, конечно, крепче и дольше. Но какой ценой!

И вот тогда ко мне пришло озарение. Мои действия походили на то, как бездушный тренер по плаванию выкидывает ребенка в море и говорит: жить захочешь – плавать научишься.

И я начала действовать иначе.

Главной моей задачей было добиться того, чтобы сын, закрывая глазки, не держал грудь во рту. После всех вечерних ритуалов, когда ребенок уже зевает и просится в кроватку с предвкушением груди, я ему её давала, но ненадолго, и начинала рассказывать сказку про машинку (т.к. он любит машины и тракторы больше всего). Он минуту или две слушает, а потом снова просит грудь. Я перестаю рассказывать и даю то, что он просит. И так продолжалось полчаса. Потом я ложилась на спину, и ему физически сосать уже неудобно, а голову поднять сил уже не было. И он засыпал, положив руку мне на грудь, слушая сказку про машинку. Так продолжалось неделю. И сказки стали для него привычным делом. Он уже стал ждать сказку больше, чем грудь, и сосал её все меньше и меньше по времени. А через две недели совсем перестал просить грудь на ночь, залезал на кровать и ждал сказку. Слушал лежа в темноте, ворочался и засыпал.

Повторяю, возраст около полутора лет. В более раннем возрасте и метод Комаровского подойдет. Для себя я решила, что приучать засыпать без груди второго ребенка буду с трех месяцев.

Сейчас и ночной и дневной сон проходят без груди, со сказкой. Ночью просыпается в 3 и в 6 часов, чтобы немного пососать. Я продолжаю сокращать время сосания. Если раньше в 6 утра он мог сосать грудь целый час, то сейчас ему хватает 10 минут. Я ухожу от сына из комнаты, а он начинает стонать, но секунд 10 стонет и засыпает. (Раньше стонал долше, но никогда дольше 1 минуты не оставляла, снова давала грудь и уходила) — метод работает!

Единственный недостаток: время! Нам спешить было некуда! Прошло 2 месяца, как мы начали учиться. И результатом я довольна! Медленно, но без слез. К тому же, мы действительно стали ближе друг к другу. Сын стал намного самостоятельнее во всем и активнее в целом.

Перемены в жизни бывают революционные, а бывают — эволюционные. В вопросах ухода за детьми и кормления грудью я за эволюцию. За постепенное изменение.

Сказки на ночь для детей


smart creative
12.11.2019

Содержание:

  • Почему сказки читают в основном перед сном
  • Интерес
  • Возраст ребенка – его влияние на выбор сказки:
    • до 3-х лет;
    • с 4-х лет;
    • с 6-и лет.
  • Терапевтический эффект сказок
  • Наш сказочный раздел

Сказки на ночь для детей

У нас уже была статья «Сказка как основной инструмент воспитания», посвященная важности детского чтения и роли сказки в процессе воспитания развития ребенка. И если в указанной статье мы уделяли основное внимание тем механизмам и свойствам, которые делают сказку такой эффективной, то здесь мы поговорим о том, как же правильно выбрать подходящую сказку, чтобы ребенка и заинтересовать, и усыпить, и еще чему-то хорошему или полезному попутно научить – словом поймать сразу трех зайцев!

Почему сказки читают в основном перед сном

Сказка – это, в первую очередь, традиция, которая обеспечивает преемственность накопленной за всю многовековую историю разных народов мудрости между поколениями в легкой для восприятия форме. Или, как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин, Сказка о золотом петушке). Когда-то давным-давно наши предки собирались вокруг костра, где готовили пойманную за день добычу. Ночь тогда была не то, что сейчас и таила огромное количество опасностей, защитой от которых был огонь. И волей-неволей вокруг костра люди делились накопленным опытом.

По мере течения времени развивались человеческая культура и цивилизация, люди перебрались в поселения, освоили земледелие и животноводство. Однако с окончанием светового дня также наступало сакральное время, когда ночь по-прежнему была небезопасна и семья или община собиралась у очага, где также происходила передача опыта от поколения к поколению. Не только в виде сказаний, а также и путем приобщения детей к тому или иному бытовому труду. Тогда детей приучали к работе буквально с самых ранних лет жизни. Но при этом именно сказания и истории служили одним из важнейших источников знаний и мудрости.

С развитием грамотности, письменности и образования сказки все чаще стали приобретать письменную форму, начали появляться сборники. Людям стало проще сохранять и обмениваться накопленными знаниями и информацией. Сама традиция же рассказывать сказки именно перед сном дошла до сегодняшних дней из глубины веков и прочно укоренилась в нашей культуре. Полезности традиции читать сказки на ночь есть логическое и психологическое объяснение.

Вспомните ваше обучение в школе или в ВУЗе – вы изучали тот или иной материал в течение некоторого времени, а потом писали контрольные, делали лабораторные работы, сдавали экзамены. То есть вы повторяли изученный материал, систематизировали накопленные знания и применяли их на практике. Все это позволяло вам придать прикладной характер изученной информации и способствовало более глубокому ее усвоению.

С детьми все то же самое! Ведь развитие ребенка это непрерывный процесс, каждый день он получает новую информацию в виде новых знаний и понимания различных норм поведения. Играя, ребенок познает мир. Соответственно, перед сном – это лучшее время для того, чтобы систематизировать полученный за день опыт. И сказка в этом лучший помощник, потому как содержит в себе выработанные историей универсальные нормы поведения и морали, которые помогают ребенку на примере сказочных героев сделать необходимые выводы.

Интерес

Как мы с вами уже знаем, интерес – это основной двигатель развития и достижений человека. Для того, чтобы превратить процесс воспитания и развития ребенка в увлекательное путешествие и для него, и для родителей без интереса не обойтись. Принуждение ребенка к чему бы то ни было (спорт, учеба, хобби, внимательность) сопряжено с большими эмоциональными затратами со стороны родителей, возможными конфликтами на этой почве и гораздо менее эффективно, нежели стимулирование у ребенка интереса к определенной деятельности и/или области знаний. В последнем случае ребенок будет сам стремиться к тому, что ему интересно, задачей родителей будет помощь ребенку в определении вектора его интереса и при необходимости его мягкая корректировка.

Возраст ребенка – его влияние на выбор сказки

Неотъемлемой особенностью разных детских возрастных групп является разная способность к концентрации внимания и разный уровень абстракции мышления, важный для корректного понимания информации. В связи с этим выбираемая история должна обязательно соответствовать возрасту вашего ребенка, желательно, пересекаться с его интересами и хобби и иметь благоприятную позитивную развязку.

Как бы родители не были заинтересованы в «раннем развитии» своего чада, есть объективные физиологические особенности возраста, которые надо учитывать. Так, ребенку в 3 года в силу весьма ограниченной способности удерживать свое внимание на чем-то одном вряд ли удастся усвоить смысл какой-то длинной сказки. В то же время для ребенка начального школьного возраста, скорее всего, будет мало интересна слишком простая и короткая сказка, которая лишь знакомит детей с буквами алфавита. Абстрактное мышление же характеризуется способностью отвлечься от частных особенностей различных обстоятельств, явлений или событий, позволяющей выявить их общие закономерности. Итак, чем старше ребенок, тем длиннее и с большим уровнем сюжетной абстракции можно выбирать истории для чтения.

Для детей в возрасте до 3-х лет

Подойдут короткие сказки или ритмичные сказки в стихах, к примеру, русские-народные – в этом возрасте они будут максимально понятны малышу. Наибольший интерес вызовут истории с животными в качестве персонажей:

  • Репка;
  • Колобок;
  • Курочка Ряба;
  • Маша и медведь;
  • Гуси-лебеди;
  • Рукавичка;
  • Волк и семеро козлят;
  • Теремок.

Для детей в возрасте с 4-х лет

С этого возраста дети начинают воспринимать более сложные сюжеты. Истории могут стать несколько продолжительнее, содержать большее количество персонажей, сопровождаться различными метаморфозами и превращениями, для того чтобы уследить за все этим малышам нужна уже более развитая способность к концентрации внимания. Можно продолжать чтение одной сказки в течение нескольких вечеров, вовлекая ребенка в обсуждение и припоминание уже прочитанных частей. Хорошим выбором в этом случае могут стать:

  • Морозко;
  • Серко;
  • Хаврошечка (Крошечка-Хаврошечка);
  • Василиса Прекрасная;
  • Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо;
  • Илья Муромец и Калин-царь;
  • Соломенный бычок;
  • Золотой петушок;
  • Баба-Яга;
  • Кощей-бессмертный.

Для детей с 6-ти лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают мыслить более абстрактно и уже хорошо воспринимает сказки народов мира с погружением в иную обстановку и часто совершенно отличный от привычного культурный колорит. Это в свою очередь пробуждает интерес к истории (как предмету науки), другим странам и путешествиям. В этом возрасте ребенка могу заинтересовать:

  • Али-баба и 40 разбойников;
  • Волшебная лампа Аладдина;
  • Айога;
  • Джек и бобовый стебель;
  • Золушка;
  • Двенадцать месяцев;
  • Пан Коцкий;
  • Синдбад-мореход;
  • Двенадцать царевен и заколдованный замок;
  • Три поросёнка;
  • Портной и царь;
  • Подарок голубя;
  • Перстень Сулеймана.

«Терапевтический» эффект сказок

Сказки помимо того, что являются источником новой для ребенка информации о мире, о правилах и нормах поведения, выполняют роль инструмента воспитания, также могут служить средством разрешения внутренних психологических проблем.

В настоящее время получили распространение так называемые «терапевтические» сказки. «Терапия» в переводе с греческого означает лечение. Сказкотерапия – это направление современной психологии, имеющее целью устранение или разрешение внутренних проблем и гармонизацию развития личности через построение ассоциативной связи между событиями реальной жизни конкретного человека и сюжетом сказки. Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и применима как детям, так и ко взрослым.

В узком смысле, к терапевтическим относятся такие истории, которые направлены на разрешение конкретной психологической проблемы, например, боязнь темноты, стеснительность и как следствие трудность социализации и так далее.

Однако, по большому счету, любая народная сказка обладает терапевтическим эффектом, поскольку содержит в себе сформированные многими поколениями нравственные посылы в виде моральных норм или моделей допустимого поведения, а также предполагает построение ассоциативной связи с героями и их приключениями. Чаще всего, для работы с детскими страхами, внутренними проблемами или для корректировки нежелательного поведения можно подобрать одну из народных сказок. Так, на примере поведения героев или событийного ряда можно порассуждать с ребенком на тему актуальной для него проблемы, спросить его мнение по поводу того, что именно помогает герою справляться с ситуацией. Важно правильно определить проблему, требующую решения.

Главное при этом – НЕ навязывать ребенку выводы и параллели между ним и героем сказки! Иначе вы активируете защитные механизмы детской психики, ответственные за сопротивление и непринятие навязываемого шаблона поведения. Он сам выстроит необходимые цепочки, которые должны привести к разрешению существующих проблем.

И стоит помнить, что при работе с «глубокими» психологическими проблемами (фобии, травмы и прочее) следует обращаться к профессионалам.

Резюме

  • Чтение сказок на ночь имеет под собой древние традиции.
  • Ребенок каждый день получает новую информацию, привычка к ее систематизации способствует повышению эффективности обучения такого ребенка и росту осознанности его поведения.
  • Сказки на ночь – эффективное средство систематизации и осознания полученного опыта, поскольку они содержат в себе легкие для усвоения универсальные нормы поведения и морали, проверенные временем.
  • Развитие интереса – залог легкости и успешности обучения любым навыкам.
  • Важными факторами для подбора сказки в зависимости от возраста ребенка являются способность детей к концентрации и степень абстрактности мышления. Чем младше ребенок – тем короче должна быть сказка и тем проще сюжет.
  • По мере развития ребенка следует переходить к более длинным сказкам, которые можно растянуть на несколько вечеров.
  • Каждая сказка может быть терапевтической при правильной расшифровке симптомов поведения и определении психологической проблемы, которую необходимо решить.
  • Ребенок должен самостоятельно сделать выводы на основе сказки и выстроить причинно-следственные связи, чтобы перенести эти выводы на реальную жизненную ситуацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как притча связана с рассказом господин из сан франциско сформулируйте и запишите идею притчи
  • Как притча молодость и старость связана с рассказом господин из сан франциско
  • Как присутствует в рассказе в пелевина ника бунинский текст какую функцию он выполняет
  • Как приручить дракона сказка читать
  • Как природа готовится к зиме 2 класс сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии