Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
- Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
- Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
- Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
- Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
- Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
- Работа с текстом.
- Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
- Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
- Чтение продолжения с.75
- Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
- Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
- Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.
Слайд 1Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не
нужно.
Ведь всего сильнее …
ДРУЖБА
Слайд 6- Как вы понимаете выражение
«человек почтенных лет»?
Почтенный — значит уважаемый.
— За что можно уважать человека?
Чем дольше человек живет, чем он
старше, тем мудрее становится,
больше понимает, знает и умеет.
Слайд 7Чтение первой части сказки
(с. 71 — 74)
Чтение первой части сказки
(с. 71 — 74)
Слайд 8Подумайте, а что может произойти
дальше?
с. 71 вопрос 5
Прочитайте, что говорила
мать,
когда провожала сына в дорогу?
Какие слова матери кажутся тебе
самыми важными?
Как проверял своих путников
Алискер?
Слайд 9Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но
если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать!
Слайд 10Домашнее задание
1.Выразительно читать сказку.
2. Написать ответ в
тетради.
3. По выбору: нарисовать рисунок.
10
Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
-
Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
-
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
-
Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
-
Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
-
Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
-
Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
-
Работа с текстом.
-
Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
-
Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
-
Чтение продолжения с.75
-
Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
-
Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
-
Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.
Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Как проверяется дружба» и их характеристика
- Алискер. Молодой юноша, который искал себе товарища, друга и брата. Смелый, решительный, добрый, умный.
- Али-ага. Молодой юноша, который стал Алискеру названым братом. Добрый, честный, порядочный.
- Старуха-мать. Мудрая женщина.
План пересказа сказки «Как проверяется дружба»
- Наказ матери
- Встреча со стариком
- Али-ага
- Первая проверка
- Разломленная лепешка
- Переправа через реку
- Пещера с драгоценностями.
- Разбойники
- Алискер-привидение.
- Пропасть
- Чистая совесть
- Названый брат.
Кратчайшее содержание сказки «Как проверяется дружба» для читательского дневника в 6 предложений
- Жила старуха и был у нее сын Алискер.
- Отправила она Алискера на жизнь зарабатывать
- Встретил Алискер Али-агу, и проверил его дружбу
- Дождался его Али-ага, лепешку пополам разломил, через реку перенес.
- Провалился Алискер в пропасть, а Али-ага его вытащил.
- Стали юноши назваными братьями.
Главная мысль сказки «Как проверяется дружба»
Друг познается в беде и в дороге. Чистая совесть дороже золота.
Чему учит сказка «Как проверяется дружба»
Сказка эта учит слушаться советов родителей. Учит быть самостоятельными и смелыми. Учит помогать друзьям, делиться с ними тем, что имеешь, выручать в трудную минуту. Учит тому, что главное сокровище человека — его чистая совесть.
Отзыв на сказку «Как проверяется дружба»
Мне понравилась эта сказка, и особенно понравился в ней Али-ага. Это действительно честный и добрый молодой человек, который не знал, что его проверяют, но всегда поступал по совести. Он не польстился на драгоценности, ведь дружба для него важнее денег.
Пословицы к сказке «Как проверяется дружба»
Без беды друга не узнаешь.
За дружбу дружбой платят.
Друга на деньги не купишь.
Совесть потеряешь, другой не купишь.
Чистая совесть не тонет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как проверяется дружба»
В давние времена жила одна бедная старушка и был у нее сын Алискер. Вот подрос Алискер, отправляет его старушка-мать на заработки и дает в дорогу две лепешки, лаваша, из последней муки испеченные. И говорит, что если встретит в пути Алискер старого человека, пусть назовет его отцом, а если молодого — братом. Но дружбу проверить надо. И советует мать сыну, прежде всего попросить подождать попутчика, если дождется тот — будет хорошим товарищем в пути. Потом советует лепешку ему дать, если пополам разломит — будет добрым другом. А потом советует через реку перейти. Если перенесет попутчик — будет братом.
Все запомнил Алискер, пошел в путь. Встретился ему пожилой человек. Попросил его Алискер подождать, пока в соседний аул сбегает. А сам за камень спрятался. Видит, не стал ждать старик, один ушел.
Пошел Алискер дальше. Встретил юношу по имени Али-ага. Опять просит подождать и за камень прячется. Видит, ждет Али-ага, никуда не уходит. Обрадовался Алискер, решил, что доброго товарища встретил.
Пошли юноши дальше. Вот решили перекусить. Протягивает Алискер Али-аге лепешку, а тот ее пополам делит. Обрадовался Алискер — значит друга встретил.
Дошли юноши до реки. Алискер только разуваться, а Али-ага говорит, зачем двоим ноги мочить, давай я тебя перенесу. Понял, Алискер, что брата встретил.
Дошли юноши до глубокой пещеры, а в пещере драгоценности лежат. Тут к пещере разбойники приехали. Спрятались юноши, слушают. А разбойники еще драгоценностей привезли, делить начали. Как дошел дележ до меча красивого, с драгоценной рукояткой, переругались разбойники. Драться начали.
Тут Алискер с криками громкими выскакивает, а разбойники его за приведение принимают и бегут прочь. Алискер за ними бежит, но оступается и в пропасть падает.
Слышит, Али-ага ему кричит, что сейчас веревку бросит. Вытащил Али-ага Алискера, тот его благодарить начал. А Али-ага его останавливает. Не надо, говорит, меня благодарить, ведь мы вместе шли, вместе хлеб делили, как же можно не помочь. Мне бы совесть не позволила тебя бросить.
И стали друзья вместе жить и все у них было хорошо.
Спойлерить не буду, ответ из сказки и так очевиден. Правда, вот вопрос: а что если бы мать Али-Аги дала ему точно такие же советы? Алискер ему через реку не предложил на своих плечах перебраться. Все, не друг. И не было бы этой истории. И еще – заработки – это не бандитов грабить. Но у автора, кажется, на этот счет свое мнение.
В дальнем царстве, в неведомом государстве в давние времена, когда нас с вами еще на свете не было, жила, говорят, одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Алискер.
Подрос Алискер, стал сильным и статным юношей. И мать сказала ему:
— Ты теперь мужчина, сынок. Пора тебе самому хлеб добывать. Ступай-ка на заработки!
Наутро испекла старушка из последней горстки муки два лаваша и дала их сыну в дорогу.
— Смотри, сынок, — наказывала она, — встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом… И скажешь встречному так: «Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть… Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее». Подождет он — значит, будет тебе добрым товарищем… Потом, когда немало уже пройдете, ты пожалуйся: «Я что-то устал. Да и поесть пора. Давай отдохнем!» — и протяни своему спутнику лаваш. Если он разломит лаваш на две равные половинки — значит, будет он тебе верным другом. Дальше, когда попадется вам на пути ручей или речушка, ты, сынок, сразу начни разуваться. Не ступит твой попутчик без тебя в воду, скажет: «Зачем нам обоим ноги мочить? Давай я тебя на спине перенесу», знай — это товарищ твой, друг и брат на всю жизнь.
Дала такие наказы старушка юноше, и отправился он в дорогу. Много ли, мало ли прошагал Алискер, но вот встретился ему человек почтенных лет. Дальше пошли они вместе, и Алискер, как учила его мать, сказал:
— Не подождешь ли ты меня, отец? Я отлучусь ненадолго в соседний аул, мигом вернусь…
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, старик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Алискер дальше один. На следующее утро встретился ему юноша, чуть постарше его самого. Назвался он Али-Ага. Познакомились, пошли вдвоем. Вот спустя немного, Алискер говорит:
— Не подождешь ли ты меня, братец, часок? Посиди… Я только сбегаю в соседний аул, живо вернусь…
Отбежал до поворота дороги и спрятался за большим камнем. Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Обрадовался Алискер, говорит про себя: «Вот этот будет мне товарищем!».
Пошагали путники дальше, а когда наступило время обеда, Алискер протянул Али-Аге лаваш, и тот разделил его на две ровные-ровные половинки. «Ну, — думает Алискер, — будет мне Али-Ага истинным другом!».
Шли они, шли, много ли, мало ли прошли, но встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Алискер стал было разуваться, но Али-Ага сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Алискер от радости. Убедился, что есть у него теперь настоящий товарищ и друг. Мало ли, много ли они прошагали еще, как попалась им по дороге глубокая пещера. Зашли в нее, а там драгоценности грудами лежат.
Не успели Али-Ага с Алискером все рассмотреть хорошенько, слышат: людские голоса. Они быстро спрятались в темном углу. Смотрят: ввалилась в пещеру целая ватага разбойников. Разбойники, оказывается, ограбили царскую казну и теперь собрались добычу делить. Все поделили мирно, а как дошла очередь до меча с золотой рукоятью, заспорили и пустили в ход кулаки.
Тут в разгар их ссоры Алискер выскочил с камнем и бросил его в атамана разбойников. Испугались разбойники, подумали, привидение в пещере завелось, и кинулись наутек. А Алискер побежал было за ними, чтобы еще больше напугать, да оступился и упал в глубокую расщелину. И как взвоет: «Конец мне пришел…».
И тут же слышит:
— Эй, Алискер, держись! Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Али-Ага Алискера из каменной западни.
— Спасибо, брат! — обнял его Алискер. — Век твоей помощи не забуду!
— За что ты меня благодаришь? — удивился Али-Ага. — Правда, золота и всякого добра здесь столько, что завладей я всем один, был бы богат, как сам царь. Но мне не богатства нужны, а чистая совесть. Разве мог я тебя, с кем делил и дорогу, и хлеб, покинуть в беде беспомощным?!
И вернулись юноши со всеми богатствами домой, к матери Алискера. Решили вместе жить.
Старушка очень рада была, что советы ее помогли Алискеру найти названого брата. И зажили все трое мирно и ладно, а когда время пришло, сыграли Алискеру и Али-Аге веселые свадьбы. И я на тех свадьбах был, гулял, ел и пил, а потом вот к вам пришел, про них рассказать.