Спойлерить не буду, ответ из сказки и так очевиден. Правда, вот вопрос: а что если бы мать Али-Аги дала ему точно такие же советы? Алискер ему через реку не предложил на своих плечах перебраться. Все, не друг. И не было бы этой истории. И еще – заработки – это не бандитов грабить. Но у автора, кажется, на этот счет свое мнение.
В дальнем царстве, в неведомом государстве в давние времена, когда нас с вами еще на свете не было, жила, говорят, одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Алискер.
Подрос Алискер, стал сильным и статным юношей. И мать сказала ему:
— Ты теперь мужчина, сынок. Пора тебе самому хлеб добывать. Ступай-ка на заработки!
Наутро испекла старушка из последней горстки муки два лаваша и дала их сыну в дорогу.
— Смотри, сынок, — наказывала она, — встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом… И скажешь встречному так: «Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть… Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее». Подождет он — значит, будет тебе добрым товарищем… Потом, когда немало уже пройдете, ты пожалуйся: «Я что-то устал. Да и поесть пора. Давай отдохнем!» — и протяни своему спутнику лаваш. Если он разломит лаваш на две равные половинки — значит, будет он тебе верным другом. Дальше, когда попадется вам на пути ручей или речушка, ты, сынок, сразу начни разуваться. Не ступит твой попутчик без тебя в воду, скажет: «Зачем нам обоим ноги мочить? Давай я тебя на спине перенесу», знай — это товарищ твой, друг и брат на всю жизнь.
Дала такие наказы старушка юноше, и отправился он в дорогу. Много ли, мало ли прошагал Алискер, но вот встретился ему человек почтенных лет. Дальше пошли они вместе, и Алискер, как учила его мать, сказал:
— Не подождешь ли ты меня, отец? Я отлучусь ненадолго в соседний аул, мигом вернусь…
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, старик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Алискер дальше один. На следующее утро встретился ему юноша, чуть постарше его самого. Назвался он Али-Ага. Познакомились, пошли вдвоем. Вот спустя немного, Алискер говорит:
— Не подождешь ли ты меня, братец, часок? Посиди… Я только сбегаю в соседний аул, живо вернусь…
Отбежал до поворота дороги и спрятался за большим камнем. Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Обрадовался Алискер, говорит про себя: «Вот этот будет мне товарищем!».
Пошагали путники дальше, а когда наступило время обеда, Алискер протянул Али-Аге лаваш, и тот разделил его на две ровные-ровные половинки. «Ну, — думает Алискер, — будет мне Али-Ага истинным другом!».
Шли они, шли, много ли, мало ли прошли, но встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Алискер стал было разуваться, но Али-Ага сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Алискер от радости. Убедился, что есть у него теперь настоящий товарищ и друг. Мало ли, много ли они прошагали еще, как попалась им по дороге глубокая пещера. Зашли в нее, а там драгоценности грудами лежат.
Не успели Али-Ага с Алискером все рассмотреть хорошенько, слышат: людские голоса. Они быстро спрятались в темном углу. Смотрят: ввалилась в пещеру целая ватага разбойников. Разбойники, оказывается, ограбили царскую казну и теперь собрались добычу делить. Все поделили мирно, а как дошла очередь до меча с золотой рукоятью, заспорили и пустили в ход кулаки.
Тут в разгар их ссоры Алискер выскочил с камнем и бросил его в атамана разбойников. Испугались разбойники, подумали, привидение в пещере завелось, и кинулись наутек. А Алискер побежал было за ними, чтобы еще больше напугать, да оступился и упал в глубокую расщелину. И как взвоет: «Конец мне пришел…».
И тут же слышит:
— Эй, Алискер, держись! Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Али-Ага Алискера из каменной западни.
— Спасибо, брат! — обнял его Алискер. — Век твоей помощи не забуду!
— За что ты меня благодаришь? — удивился Али-Ага. — Правда, золота и всякого добра здесь столько, что завладей я всем один, был бы богат, как сам царь. Но мне не богатства нужны, а чистая совесть. Разве мог я тебя, с кем делил и дорогу, и хлеб, покинуть в беде беспомощным?!
И вернулись юноши со всеми богатствами домой, к матери Алискера. Решили вместе жить.
Старушка очень рада была, что советы ее помогли Алискеру найти названого брата. И зажили все трое мирно и ладно, а когда время пришло, сыграли Алискеру и Али-Аге веселые свадьбы. И я на тех свадьбах был, гулял, ел и пил, а потом вот к вам пришел, про них рассказать.
Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Как проверяется дружба» и их характеристика
- Алискер. Молодой юноша, который искал себе товарища, друга и брата. Смелый, решительный, добрый, умный.
- Али-ага. Молодой юноша, который стал Алискеру названым братом. Добрый, честный, порядочный.
- Старуха-мать. Мудрая женщина.
План пересказа сказки «Как проверяется дружба»
- Наказ матери
- Встреча со стариком
- Али-ага
- Первая проверка
- Разломленная лепешка
- Переправа через реку
- Пещера с драгоценностями.
- Разбойники
- Алискер-привидение.
- Пропасть
- Чистая совесть
- Названый брат.
Кратчайшее содержание сказки «Как проверяется дружба» для читательского дневника в 6 предложений
- Жила старуха и был у нее сын Алискер.
- Отправила она Алискера на жизнь зарабатывать
- Встретил Алискер Али-агу, и проверил его дружбу
- Дождался его Али-ага, лепешку пополам разломил, через реку перенес.
- Провалился Алискер в пропасть, а Али-ага его вытащил.
- Стали юноши назваными братьями.
Главная мысль сказки «Как проверяется дружба»
Друг познается в беде и в дороге. Чистая совесть дороже золота.
Чему учит сказка «Как проверяется дружба»
Сказка эта учит слушаться советов родителей. Учит быть самостоятельными и смелыми. Учит помогать друзьям, делиться с ними тем, что имеешь, выручать в трудную минуту. Учит тому, что главное сокровище человека — его чистая совесть.
Отзыв на сказку «Как проверяется дружба»
Мне понравилась эта сказка, и особенно понравился в ней Али-ага. Это действительно честный и добрый молодой человек, который не знал, что его проверяют, но всегда поступал по совести. Он не польстился на драгоценности, ведь дружба для него важнее денег.
Пословицы к сказке «Как проверяется дружба»
Без беды друга не узнаешь.
За дружбу дружбой платят.
Друга на деньги не купишь.
Совесть потеряешь, другой не купишь.
Чистая совесть не тонет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как проверяется дружба»
В давние времена жила одна бедная старушка и был у нее сын Алискер. Вот подрос Алискер, отправляет его старушка-мать на заработки и дает в дорогу две лепешки, лаваша, из последней муки испеченные. И говорит, что если встретит в пути Алискер старого человека, пусть назовет его отцом, а если молодого — братом. Но дружбу проверить надо. И советует мать сыну, прежде всего попросить подождать попутчика, если дождется тот — будет хорошим товарищем в пути. Потом советует лепешку ему дать, если пополам разломит — будет добрым другом. А потом советует через реку перейти. Если перенесет попутчик — будет братом.
Все запомнил Алискер, пошел в путь. Встретился ему пожилой человек. Попросил его Алискер подождать, пока в соседний аул сбегает. А сам за камень спрятался. Видит, не стал ждать старик, один ушел.
Пошел Алискер дальше. Встретил юношу по имени Али-ага. Опять просит подождать и за камень прячется. Видит, ждет Али-ага, никуда не уходит. Обрадовался Алискер, решил, что доброго товарища встретил.
Пошли юноши дальше. Вот решили перекусить. Протягивает Алискер Али-аге лепешку, а тот ее пополам делит. Обрадовался Алискер — значит друга встретил.
Дошли юноши до реки. Алискер только разуваться, а Али-ага говорит, зачем двоим ноги мочить, давай я тебя перенесу. Понял, Алискер, что брата встретил.
Дошли юноши до глубокой пещеры, а в пещере драгоценности лежат. Тут к пещере разбойники приехали. Спрятались юноши, слушают. А разбойники еще драгоценностей привезли, делить начали. Как дошел дележ до меча красивого, с драгоценной рукояткой, переругались разбойники. Драться начали.
Тут Алискер с криками громкими выскакивает, а разбойники его за приведение принимают и бегут прочь. Алискер за ними бежит, но оступается и в пропасть падает.
Слышит, Али-ага ему кричит, что сейчас веревку бросит. Вытащил Али-ага Алискера, тот его благодарить начал. А Али-ага его останавливает. Не надо, говорит, меня благодарить, ведь мы вместе шли, вместе хлеб делили, как же можно не помочь. Мне бы совесть не позволила тебя бросить.
И стали друзья вместе жить и все у них было хорошо.
Цель: обобщить понятие об устном народном творчестве в целях расширения литературного кругозора и обучение составления характеристики внутренних качеств героя, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста, опираясь на его название, формировать понятие «дружба» и «друг»; развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом; развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний; воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Беседа, работа с учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Ход урока
1. На доске запись пословиц:
Пословицы разделены на две части, ваша задача догадаться и соединить ее.
Крепкую дружбу и топором от того и наберешься
С кем поведешься не разрубишь
Старый друг лучше новых двух
2. Введение в тему произведения.
— Как вы думаете над чем сегодня мы будем работать?
— Сегодня мы продолжим тему «как проверяется дружба».
Учебник стр.71
3. Словарная работа.
Прежде чем начать работу со сказкой давайте вспомним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора. Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встречались незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный
– человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш
– лепёшка.
Аул
– горное селение.
Ватага
– толпа, шайка. (н-р ватага ребят)
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
на доске:
А-лис-кер, ре-чуш-ка, ра-зу-вать-ся, рас-ще-ли-на.
4. Работа по тексту (пересказ).
— Кто желает пересказать сказку?
— учащиеся дополняют друг друга.
5. Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
-А какими качествами должен обладать друг, товарищ?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-посмотрите ребята на стену. Что это? Это дом дружбы
— сейчас мы построим дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
(Кто быстрее найдет, тот и прочитает)
О каком качестве Али-аги говорит его поступок? /дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпеливый.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом –
щедрый
.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/
заботливый, добрый
2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/
верный, надёжный, честный
/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /
скромный/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
-но чего то здесь не хватает. Чего? (Осталось поставить крышу)
— Перед вами лежат пословицы. Выберите одну, которая подойдет к нашей сказке.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2-3 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую сторону.
:
1. Крепкую дружбу и водой не разольешь; 2.Сделал дело, гуляй смело; 3.Друзья познаются в беде; 4.С кем поведешься, от того и наберешься; 5.Старый друг лучше новых двух.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
6. Рефлексия урока
— ребята, а какими качествами обладает наш класс?
показ дерево дружбы нашего класса
-сейчас я вас прошу написать на лепесточках одно качество, которым обладает наш класс. И все лепестки на прикрепим к нашему дереву дружбы 2 «в» класса.
7. Итог урока
— Над какой сказкой мы сегодня работали на уроке?
— Чему она учит?
— Что же лежит в основе дружбы?
— понравился вам урок? С каким настроением вы сейчас пойдете на перемену?
Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
- Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
- Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
- Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
- Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
- Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
- Работа с текстом.
- Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
- Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
- Чтение продолжения с.75
- Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
- Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
- Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
«Как проверяется дружба», сказка, план пересказа как составить?
План пересказа сказки «Как проверяется дружба»
Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»
7 ответов:
18
0
План пересказа лезгинской народной сказки «Как проверяется дружба» у меня получился следующим:
- Старенькая мать и её единственный сын Алискер.
- Мудрый совет матери сыну перед дорогой.
- Встреча со стариком.
- Проверка старика по совету матери.
- Старик не друг Алискеру.
- Встреча с Али-Ага.
- Проверка Али-Ага по совету матери.
- Али-Ага делится лепешкой с Алискером.
- Перенос Алискера через реку.
- Али-Ага и Алискер находят пещеру.
- Появление разбойников.
- Алискер хитрым способом изгоняет разбойников.
- Пропасть и крик о помощи.
- Али-Ага спасает Алискера из пропасти с помощью веревки.
- Али-Ага и Алискер — названные братья.
6
0
В лезгинской народной сказке «Как проверяется дружба» рассказывается о молодом человеке по имени Алискер, который отправился в путь, чтобы найти себе настоящего друга. Он следовал в пути совету своей матери, которая рассказала ему как отличить настоящего друга от простого товарища или от человека, с которым вообще нечего делить. И благодаря этому Алискер действительно нашел себе не просто друга, а человека, которого смог назвать братом, потому что он спас жизнь Алискеру.
Составим план пересказа сказки «Как проверяется дружба»:
- Мать дает Алискеру мудрый совет.
- Алискер встречает старика и проверяет его по совету матери.
- Старик не годится в друзья Алискеру.
- Алискер встречает Али-агу.
- Али-ага ждет Алискера
- Али-ага делится с Алискером лепешкой.
- Али-ага переносит Алискера через реку.
- В пещере разбойников
- Алискер притворяется привидением.
- Али-ага спасает Алискера из пропасти.
2
0
Тема дружбы является одной из главных в сказках народов мира. Но, я бы не назвала это произведение чистым вымыслом с элементами волшебства, что отличает сказку от рассказа. Только ее начало «в дальнем царстве, в неведомом государстве» некоторым образом показывает сказочность произведения, по дальнейшему сюжету — это все же более притча или рассказ, который мог произойти и в повседневной жизни человека.
Ну, да ладно, если «Как проверяется дружба» считается лезгинской сказкой, значит так и будем ее называть. А теперь приступим к написанию плана для пересказа, где выделим ее главные моменты:
- старушка и ее единственный сын Алискер;
- мужчине самому следует хлеб добывать;
- напутствия матери сыну перед дорогой;
- кого назвать отцом, а кого братом;
- подождет или уйдет;
- съест лепешку один или разделит поровну;
- свои ноги замочит;
- дорога, первая встреча;
- старик — плохой товарищ;
- вторая встреча — Али-Ага;
- проверка попутчика;
- доброго товарища встретил Алискер;
- друзья находят пещеру;
- появление разбойников;
- находчивый Алискера изгоняет разбойников;
- расщелина — крик о помощи;
- спасительная веревка;
- Алискер не ошибся в Али-Аге;
- названные братья.
<hr />
В принципе, можно подсократить свой план тем, кто хорошо знает текст сказки, будет достаточным написать его в таком виде:
- Алискер вырос;
- три совета матери;
- выбор попутчика;
- пещера с разбойниками;
- спасение Алискера;
- названный брат Али-Ага.
2
0
В этой лезгинской народной сказке мы узнаем какой должна быть истинная дружба – без корысти, без обмана и когда нужно друг другу помогать.
В сказке один бедный юноша идет на заработки и в пути встречает другого юношу Али-Агу. Этот новый попутчик становиться настоящим другом Алискера, с которым действительно хочется дружить.
План пересказа этой сказки можно предложить такой:
- Алискер собирается в дорогу.
- Мать учит юношу тому, как можно проверить на истинную дружбу человека.
- Первый попутчик покидает Алискера.
- Встреча с Али-Агой.
- Разломленная лепешка.
- Второе испытание дружбы – река.
- Пещера разбойников с драгоценностями.
- Разбойники напуганы.
- Алискер падает в пропасть.
- Али-Ага настоящий друг.
- Алискер приобретает названного брата.
2
0
Напишем план к сказке «Как проверяется дружба»:
- Старушка и ее сын Алискер.
- Мать провожает Алискера и дает ему советы.
- Алискер встречает пожилого человека и просит его подождать.
- Старик не стал дожидаться юношу.
- Алискер встречает Али-Агу.
- Алискер просит подождать нового друга, а сам прячется за камень.
- Али-Ага дожидается.
- Лепешка одна на двоих.
- Али-Ага переносит Алискера через реку.
- Алискер понимает, что встретил настоящего друга.
- Пещера и разбойники.
- Алискер пугает разбойников.
- Друзья живут вместе.
Эта сказка очень поучительная, она учит нас как найти себе верного товарища. Сказка нас учит людей ценить по их поступкам.
1
0
План пересказа лезгинской сказки:
- Мудрое напутствие матери
- Старик
- Проверка дружбы Али-ага
- Как друг поделился лепёшкой и перенёс через реку
- Драгоценная находка в пещере
- Алискер напугал разбойников
- Алискер упал в пропасть
- Благодарность Алискера
- Алискер и Али-Ага поняли, что они настоящие друзья
0
0
«Как проверяется дружба» -лезгинская народная сказка.
План пересказа:
- старушка-мать отправляет на заработки сына;
- мать дает ему свой наказ, как проверить дружбу;
- пожилой человек ушел, на подождал Алискера;
- Али-ага Алискера подождал, лепешку разломил пополам;
- Али-ага перенес Алискера через реку;
- пещера с драгоценностями и нападение разбойников;.
- Алискер упал в пропасть;
- Али-Ага вытащил его;
- Аои-Ага и Алискер стали друзьями.
Читайте также
1) Попытка завязать дружбу: Лиса приглашает нового кума (Журавля) на обед.
2) Не хлебосольная хозяйка: Журавль уходит от Лисы голодный. Ему не удалось съесть ни крупинки из лисичкиной стрепни. Каша была размазана по тарелке, Лиса легко слизала ее, а вот Журавлю не досталось ничего.
3) Ответный визит. Теперь Журавль устраивает званый обед: зовет Лису на окрошку, предварительно поместив ее в высокий кувшин.
4) Бесполезные усилия: как ни изощрялась Лиса, попробовать окрошку ей так и не удалось — слишком узкое горлышко оказалось у кувшина. Журавль слопал все угощение один.
5) Неудавшаяся дружба. Попытка строить отношения на хитрости не привела ни к чему хорошему. Дружбы не получилось.
**
Мораль к сказке я бы выразила пословицами:
Мне кажется еще подойдет и эта пословица: Лисе жалко было еды для Журавля, поэтому она его и потеряла друга в его лице»
- На самом деле, нельзя сказать, что кто-то из братьев поступил правильно или нет. Каждый из братьев сделал выбор, правильный, в первую очередь для него. Хотя по-мнению автора младший брат сделал выбор, в пользу более интересной жизни, о чем свидетельствуют слова:
«Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем»
- Сказка началась со сцены, где братья нашли камень, на котором был указан путь к счастью.
- Старший брат отнесся к надписи осторожно ( пессимистически ). Младший брат захотел покрутить кольцо фортуны и рискнуть, вследствии чего, стал царем ( хоть и не надолго ). Старшему же брату «и помянуть-то нечем»…
1 Знакомство с Эмилем и хуторком, где живет Эмиль.
2 Знакомство с другими персонажами этой книги.
Ида, маленькая сестренка Эмиля.
Антон Свенссон, отец Эмиля.
Работник Альфред – лучший друг шалуна и проказника Эмиля.
Служанка Лина, уверенная, что Эмиль — проказник и способен только на плохие поступки.
Крёсе-Майя, которая рассказывает все время страшные истории.
3 Более подробное знакомство с домом Свенссонов и семьей Эмиля.
4 Как Эмиль спешил на помощь и что из этого вышло.
5 Как у Эмиля появился его конь Лукас, курица Лотта и поросенок Свинушек.
6 Как Эмиль совершил удачную сделку.
8 Озорство и проделки Эмиля.
Возможный план для сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок поселяется в вилле «Курица»:
- Вилла «Курица» — это просто старинный дом с заброшенным садом. Здесь Пеппи будет дожидаться своего папу.
- Ее мама очень рано умерла, а папа пропал с корабля во время шторма. Пеппи чувствует, что он спасся и стал негритянским вождем на одном из островов.
- Новая хозяйка привезла с собой любимую обезьянку, лошадь и чемодан золота.
- Мама не успела научить ее одеваться как принято и Пеппи носит то что ей нравится. А еще она она очень ловкая, сильная и храбрая.
- Новая соседка познакомилась с Томми и Анникой и подралась с уличными мальчишками.
- Пеппи надумали отправить в детский дом, но полицейские ушли ни с чем.
- Пеппи не понравилось в школе. Когда она рассказывает, то и сама не может разобраться — она об этом знала или выдумала?
- Цирк приехал. Пеппи активно участвует в представлении, директор цирка в ужасе.
- Воришки, позарившиеся на золото, хорошенько проучены.
- Вести себя за столом как хочется — это не всегда согласуется с правилами хорошего тона.
- Томми и Аннику пригласили на день рождения и развлекли встречей с привидениями. А может, лучше создать разбойничью шайку?
Как писать план к рассказу «Братья Львиное Сердце». Когда произведение прочитано, то правильно составить план не составит труда.
Краткое описание читаем >> здесь.
Я предлагаю выделить следующие пункты, чтобы сделать устный пересказ или написать сочинение по сказке А.Линдгрен Братья Львиное Сердце:
1) От чьего имени ведётся рассказ и почему писательница выбрала этого героя рассказчиком истории;
2) Какой мы видим семью братьев. Их отношения между собой и с другими действующими лицами;
3) Какими показаны главные герои — Юнатан и Карл. Какими чертами характера они обладают. В чём их различия и схожесть;
4) Опишите трагические события, произошедшие в семье двух братьев;
5) Откуда братья узнали о волшебной стране Нангияла и чем она особенна;
6) Как братья попали в волшебную страну, где поселились. Какая там природа, жители;
7) С какими трудностями встретились братья. Какой стала их новая жизнь;
Что за события сделали Юнатана и Карла — обладателями звания «Львиное сердце». Что сказочного в характерах двух братьев;
9) Как Юнатан стал освободителем. Откуда братья узнали о Нангилиме;
10) Чему учат нас образы героев;
11) Где на ваш взгляд здесь вымысел, а где правда. Какая главная идея этой фантастической повести.
О «главной мысли» и своё впечатление от прочитанного я написала >> здесь.
Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…»
Сюжет в фантастических произведениях. Литература 7 класс
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Окружающий мир 4 класс ч 2, «Великая Отечественная война и Великая Победа», с.140-146, Школа России
Окружающий мир 1 класс ч.1, тема урока «Кто такие насекомые», с.32-33, Школа России
§27 «Солнечная радиация», География 8 класс, Полярная звезда
Исторический труд А.С.Пушкина. Литература 8 класс
О стихотворении А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»
§18 «Что англичане считают началом своих свобод», История средних веков 6 класс, Агибалова
«Поговорим о доброте», Окружающий мир 4 класс ч.1, с.114-117, Школа XXI века
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (В сокращении). Главы 3-6
Окружающий мир 4 класс ч.2, Перспектива,с.12-15, тема урока «По страницам летописи»
Шедевры русской литературы XIX века. 9 класс
География 5-6 классы, §41 «Влага в атмосфере»(1), Алексеев
Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Rainbow English 5-1, Unit 2 Step 4, Английский язык 5 класс ч.1, Афанасьева
Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (Отрывок из романа, главы 1-3)
«Богатства недр», Окружающий мир 4 класс ч.1, с.42-46, Планета знаний
Rainbow English 4-2, Unit 5 Step 7, Английский язык 4 класс ч.2, Афанасьева
М. Пришвин «Хрустальный день» (из книги «Дорога к другу»)
Окружающий мир 4 класс ч.2, Перспектива, с.106-109, тема урока «Здоровье России»
«Строение растений», Окружающий мир 3 класс ч.1, с.80-84, Планета знаний
Братья Гримм «Бременские музыканты»
Е. Винокуров «В полях за Вислой сонной…»
«Форма, размеры и движения Земли», §4 География 5 класс, Домогацких
А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»
«От Средневековья к Новому времени», История Нового времени 7 класс
С. Есенин «Отговорила роща золотая…»
В. Бианки «Лис и мышонок»
Rainbow English 3-1, Unit 1 Step 2, Английский язык 3 класс ч.1, Афанасьева
Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Литература 5 класс
Rainbow English 5-1, Unit 2 Step 7, Английский язык 5 класс ч.1, Афанасьева
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (Фрагменты)
§8 «Великие естествоиспытатели», Биология 5 класс
Джек Лондон «Сказание о Кише»
И. Пивоварова «Смеялись мы хи-хи»
М. Пляцковский «Настоящий друг»
§13 «Выделение», Биология 6 класс
10
Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
-
Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
-
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
-
Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
-
Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
-
Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
-
Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
-
Работа с текстом.
-
Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
-
Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
-
Чтение продолжения с.75
-
Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
-
Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
-
Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.