Как проверять итоговое сочинение в 11 классе

19.09.2021

Дата обновления: 15.11.2022

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

  • Всё об итоговом сочинении 2022-2023
  • Темы для итогового сочинения 2022-2023
  • Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

  • Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
  • Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2022-2023

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2022-2023 от ФИПИ.

it-s22-23.pdf

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

1

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Рособрнадзор опубликовал рекомендации по проведению итоговых сочинений (или изложений – для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Участники итогового сочинения

Выпускное сочинение (изложение) является допуском к итоговой аттестации абсолютно для всех школьников, которые в текущем году закончат освоение программы среднего общего образования. Будь то иностранные граждане, лица без гражданства, студенты колледжей, получающие среднее общее образование в рамках освоения программ СПО, а также лица, получающие образование дома или в местах лишения свободы. Выпускники прошлых лет по желанию тоже могут пройти данное испытания с целью использовать его результаты для поступления в вузы.

Сроки и время проведения выпускного сочинения

Выпускное сочинение проводится для всех категорий участников в первую среду декабря. В дополнительные сроки – первую среду февраля и первую рабочую среду мая – к сдаче итогового сочинения допускаются:

  • обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на испытание по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Старт испытания во всех регионах назначен на 10.00 по местному времени.

На написание сочинения будет выделено 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов продолжительность испытания увеличивается на 1,5 часа. Если на написание сочинения отводится 4 часа и более, для участников должно быть организовано питание.

Темы итоговых сочинений

Комплекты тем итоговых сочинений (тексты изложений) передаются Рособрнадзором в региональные органы исполнительной власти в области образования за два часа до начала испытания. Те, в свою очередь, размещают темы на специализированном портале. Логины и пароли для доступа к порталу высылаются в пункты проведения испытания не ранее чем за сутки до его начала. Участники итогового сочинения узнают конкретные темы лишь за 15 минут до начала испытания.

Тематические направлени итогового сочинения 2018-2019, в рамках которых будут разработаны наборы тем, свои для каждого часового пояса:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Расшифровка тематических направлений выпускных сочинений

Где будет проводиться итоговое сочинение?

Учащиеся будут писать сочинение в своих образовательных организациях. Выпускники прошлых лет могут пройти испытание в специально подготовленных для этого местах, определяемых местным органом власти в области образования.

Критерии оценки итогового сочинения

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация (ссылки на литературный материал)
  3. Композиция сочинения и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Результатом итогового сочинения может быть «зачет» или «незачет». Данный результат выставляется в аттестат. Здесь же указывается тема сочинения.

Чтобы получить «зачет» за всю работу, достаточно получить «зачеты» по критериям 1, 2 и хотя бы по одному из других критериев. В то же время, «незачет» по одному из первых двух критериев автоматически ведёт к «незачету» за сочинение в целом. Объем сочинения также влияет на оценку. Если в работе меньше 250 слов – это «незачет». Рекомендуемое количество слов – 350. Максимальное число не установлено. Главное – чтобы на написание сочинения хватило отведенного времени.

Во время испытания участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии оценивания итогового сочинения

Кто будет проверять итоговые сочинения?

Проверкой итоговых сочинений в отдельно взятом пункте проведения испытания занимаются эксперты комиссии этой образовательной организации (не менее трёх человек) и независимые эксперты. Экспертами школьной комиссии могут выступать учителя предметники и администрация школы.

– Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года, – уточняют в Рособрнадзоре.

Все эксперты, привлекаемые к проверке итоговых сочинений, должны иметь высшее педагогическое образование по специальности учитель русского языка и литературы, а также обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах. Кроме того, они должны соответствовать ряду других требований, установленных Рособрнадзором.

Эксперты должны завершить проверку итоговых сочинений не позднее чем через неделю после проведения испытания.


1


Методика оценивания итоговых сочинений в 11 классе


2


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (обратить особое внимание на с. 19 – 51, 75 – 86) анализ сочинений и типологию ошибок)


3



4



5


Инструкция Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


6


При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».


7


Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!


8


Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.


9


Члены (эксперты) комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) участников и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.


10


Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации. Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников эксперты комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации. Член комиссии, назначенный руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).


11


При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».


12


Итоговое сочинение в 11 классе


13



14


Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?). 2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!). 3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие — переформулировать тему в вопросительное предложение. 3. Вступление: универсальное: придумать идею для вступления (учитывать кольцевой вариант связи вступления — заключения); уникальное: ключевое (главное) слово формулировки необходимо прописать в одном из предложений вступления. 4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части. 5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз). 6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению. 7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (кольцевой вариант связи вступления заключения).


15


Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


16


Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику)для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


17


Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


18


Критерий 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


19


Критерий 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


20


Дополнительные баллы Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).


21


Сочинение Изложение 1.1. Соответствие теме Содержание изложения 2.2. Аргументация. Привлечение литературного материала Логичность изложения 3.3. Композиция и логика рассуждения Использование элементов стиля исходного текста 4.4. Качество письменной речи 5.5. Грамотность


22



23


Разграничение типов ошибок


24


ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ И ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ, СВЯЗАННАЯ С ВУЛЬГАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТОЛКОВАНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЛИ УПРОЩЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ; — ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ФАКТОВ; — НЕТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ССЫЛКИ НА КНИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ; — ИСКАЖЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ; — ОШИБКИ В ОБОЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; — ОШИБКИ В ПЕРЕДАЧЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.


25


Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором поэмы «Мцыри» является Некрасов, или называет Ольгу Ильинскую Ириной – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «княжна Мери» выпускник написал «княжна Мэри» или имя пушкинского героя Герман вместо Германн, то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.


26


Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских».


27


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ; — НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ; — СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ; — УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕАНАЗМ); — ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ДВОЙНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО СМЫСЛУ СИНОНИМОВ БЕЗ ОПРАВДАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (ТАВТОЛОГИЯ); — НЕОБОСНОВАННЫЙ ПРОПУСК СЛОВА; — НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ; — БЕДНОСТЬ И ОДНООБРАЗИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;


28


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ; — НЕУДАЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ; — НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРЕДЛОГА; — НАГРОМОЖДЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ; — НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ ИЛИ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ; — НАРУШЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫХ ПОНЯТИЙ


29


п/п Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. Классификация речевых ошибок


30


Неуместное употребление эмоционально- окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Чиновники подлизываются к ревизору. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художествен­ные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.


31


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ — НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ; — НЕОБОСНОВАННОЕ СМЕШЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ; — НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ; — УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ; — СМЕШЕНИЕ ЛЕКСИКИ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ


32


Грамматические ошибки — нарушение согласования; — нарушение управления; — нарушение связи между подлежащим и сказуемым; — нарушение способа выражения сказуемого; — ошибки в построении предложения с однородными членами;


33


Грамматические ошибки — ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; — ошибки в построении предложения с причастным оборотом; — ошибки в построении сложного предложения; — смешение прямой и косвенной речи; — пропуски необходимых слов; — нарушение границ предложения; — разрушение фразеологического оборота; — ошибочные словообразования; — ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов


34


п/п Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема. 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше выглядит. 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями. Обоим сестрам. 5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихние дети


35


6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули. Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. 7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 8 Нарушение управления Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. 9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? 10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.


36


11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я ‘хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. 13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?


37


9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой. 11 Искажение состава фразеологизма Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.


38


ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; — ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; — НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ВЫСКАЗАННОЙ МЫСЛИ; — НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; — ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; — ПЕРЕСТАНОВКА ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


39


Неудачное вступление Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: «С особенной силой этот эпизод описан в романе…» Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.


40


Логические ошибки в средней части 1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании. 2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.


41


3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. 4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.


42


Неудачное заключение Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.


43


Орфографические ошибки «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Орфографические ошибки подразделяются на грубые и нгрубые. Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (не рад, не обязан); 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).


44


При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс- папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).


45


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.


46


Графические ошибки В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.


47


Пунктуационные ошибки В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации.


48


К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.


49



50


Удачи на экзаменах!!

5 направлений итогового сочинения 2021-2022 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.

TutorOnline RU

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

13 сентября 2018, 15:25

Could not load xLike class!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как проверяется дружба лезгинская народная сказка презентация 2 класс планета знаний
  • Как проверяется дружба лезгинская народная сказка план
  • Как проверяется дружба лезгинская народная сказка мультфильм
  • Как проверить сочинение на плагиат
  • Как проверить сочинение на ошибки и запятые по фото

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии