Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. |
Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
|
«2» |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов |
Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
— правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения,доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
— соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
— точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка «5» ставится за сочинение:
— глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
— стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
— написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
— допускается одна — две неточности в содержании.
Оценка «4» ставится за сочинение:
— достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
— логическое и последовательное в изложении содержания;
— написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
— допускаются две — три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
— в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
— обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
— не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
— характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
— отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
— написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
— содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
Умеем ли мы проверять сочинение?
ТРИБУНА
Елена ЕРОХИНА,
Москва
Умеем ли мы проверять сочинение?
Не секрет, что многие школьники
писать сочинения не умеют, не любят и даже боятся.Проблеме «Как научить писать
сочинение» посвящено большое количество
научно-методических исследований, опытом по
обучению написания сочинения делятся на
страницах педагогических изданий ведущие
учителя литературы.
А может быть, взглянуть на
проблему с другой стороны? Знаем ли мы, как…
проверить сочинение? Ведь школьное сочинение —
сложнейший жанр большого объёма, содержащий
элементы исследования и творческого
самовыражения его автора. Разве можно, оценивая
работу, ограничиться только выставлением
отметки (как при проверке контрольной работы или
теста)?
Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за
сочинение, закрыл тетрадь и не выяснил, за что она
поставлена, — сочинение писалось напрасно.
Ученик из работы в работу будет допускать одни и
те же промахи.
Игнорирование учителями педагогической
рецензии можно было бы объяснить загруженностью
и нехваткой времени. Но если ученик всё же
попросит объяснить оценку, учитель должен будет
перечитать сочинение, вспомнить свои
впечатления и замечания и выразить их, то есть
опять тратить время. Проблема видится в том, что
учителя не знакомы со спецификой жанра
педагогической рецензии и не умеют его
создавать.
Еще в 1837 году А.Ободовский в «Руководстве к
дидактике, или науке преподавания, составленном
по Нимейеру» писал: “Сколь ни полезно упражнять
молодых людей в сочинении, но настоящая польза от
того приобретается через критический разбор и
поправку их сочинений”. Непрерывный процесс
совершенствования навыков написания сочинения
состоит в умении учащихся исправлять созданный
текст и работать над новым с учётом
сформулированных учителем замечаний.
И ведь сами школьники ждут от нас
аргументированной оценки созданной ими
творческой работы.
Проведённое анкетирование выпускников
позволило получить сведения о том, какое место в
школьной практике преподавания литературы
занимает написание учителями рецензий на
сочинения учащихся.
30,2% опрошенных ответили, что учитель не писал
рецензий никогда, 56,6% — учитель писал
рецензии иногда, и только 13,2% опрошенных
отмечают, что учитель писал рецензии всегда.
Именно эти выпускники смогли привести пример
запомнившейся рецензии учителя.
В двух анкетах приведён пример наиболее часто
встречающихся реплик учителя, которыми
сопровождается выставление оценки: “Тема не
раскрыта”, “Тема в общем раскрыта, но есть
некоторые недочёты”.
Два выпускника приводят примеры рецензий
учителей, в которых, по существу, отсутствует
оценка самого сочинения — учителя оценивают
(используя общие слова) прилежание ученика: “В
общем, ничего, старания видны”, “На тебя это не
похоже, это не ты писала”.
Одна вчерашняя школьница вспоминает рецензию,
которая была написана преподавателем на её
олимпиадное сочинение. В приведённой рецензии
отсутствует аргументация высказанных замечаний:
“Несмотря на оригинальность суждений (в чём это
проявилось? — Е.Е.), работа всё же не
соответствует жанру рецензии (какие именно
признаки жанра отсутствуют? — Е.Е.)”. В
сочинении отсутствовали замечания проверяющего
на полях, которые могли бы явиться необходимыми
аргументами.
Следует отметить, что у студентов за время
обучения в школе сложилось в целом негативное
отношение к учительской рецензии. В 66% анкет
отмечается, что учителя в рецензиях зачастую
оскорбляют авторов сочинений, отбивают своими
замечаниями желание создавать новые творческие
работы, нетерпимо относятся к проявлению
самостоятельности суждений.
Выпускники указывают некорректные слова и
выражения, встречающиеся в учительских
рецензиях: “балда”, “отвратительно”,
“уродский ребёнок”, “ты всё сделал совсем не
так”, “никогда не читала ничего более
ужасного”, “это бред”, “ты написал полную
ахинею”, “ты забыл дома мозги”, “бездарно”,
“средненько”, “это недопустимо”, отмечая, что
вместо слов “плохо” и “хорошо” лучше
употреблять слова “менее удачно”, “более
удачно”.
“Не следует употреблять слов с негативной
оценкой, резкой критикой («неверно»,
«неправильно», «ужасно», «безобразно»)”.
“Я отрицательно отношусь к слову «глупо» в
рецензии: на ошибках учатся. Учитель, я считаю,
должен относиться очень корректно к своей
задаче, если указывать на недочёты, то
обязательно в совокупности с положительным
отзывом и в правильной форме”.
Учащиеся не принимают не только некорректные
замечания учителя, но и “лестные, с оттенком
фамильярности”.
Выпускники подчёркивают: “рецензия должна
быть тактична”; “недопустимо употреблять слова,
которые могут вызвать у ребёнка резкую
негативную реакцию и на предмет, и на учителя, и
на форму работы”; “тон должен быть сдержанным”.
В анкетах отмечается, что зачастую учитель
оценивает не работу, а качества личности ученика
(причём негативные): “Оценивается ведь работа, а
не человек. К сожалению, я с таким сталкивалась”;
“Пусть личность человека отдельно, а его
сочинение — отдельно”; “Учитель писал: «ты хуже,
чем…»”; “Ученик не должен почувствовать себя
хуже всех”.
Выпускники указывают, что рецензии учителей не
только не стимулируют дальнейшую творческую
деятельность учеников, но “отбивают у ученика
вообще желание писать сочинение”; “рецензия
иногда может понизить существенно самооценку
ученика и веру в собственные силы”.
Некоторые выпускники отмечают категоричность
оценок учителя, игнорирование им попыток ученика
высказывать самостоятельные суждения: “Не
должно осуждаться мнение автора”; “Не следует
настаивать на определённой «стандартной»
интерпретации произведения. Учитель не должен
навязывать свою точку зрения на произведение”;
“Каждое мнение имеет право на существование,
поэтому не надо употреблять «твоё мнение не
верно», «ты не прав»”; “Очень обидно прочитать:
«твоё мнение никого не интересует»”.
В двух анкетах выражается мысль, что рецензия —
диалог ученика и учителя, поэтому тон рецензии
“может зависеть от того, кому предназначена
рецензия”; “всё зависит от отношений между
преподавателем и учеником, и если резкие
выражения могут помочь ученику, то почему бы их
не использовать?”
Вместе с тем все выпускники отмечают, что
рецензии на сочинения необходимы. Два
отрицательных ответа (“рецензии не нужны”)
прокомментированы следующим образом: “Учителя
всё равно ничего путного написать не могут”.
Самое удивительное, что школьники прекрасно
осознают значение рецензии и её задачи.
- Аргументация выставленной оценки: “Ученик
должен всегда знать свои ошибки и успехи, так
быстрее будет происходить контакт
(взаимопонимание)”; “Каждому учащемуся приятно
понимать (!), почему ему поставили именно эту
оценку и какие недочёты были”; “Рецензии
помогают ученикам объективно оценить результаты
работы”. - Рекомендации по дальнейшей работе над
сочинениями: “Рецензия позволит извлечь
полезный урок для дальнейших моих сочинений”;
“Ученик находится в процессе обучения, и ему
важны комментарии, направляющие на верный путь”;
“Учитель должен дать рекомендации ученику”. - Учительская рецензия является эталоном жанра
рецензии для ученика: “Они в первую очередь
необходимы самим учащимся”, “Чтобы ученики сами
смогли анализировать себя”; “Ученик сам будет
иметь представление о том, что такое рецензия”. - Рецензия помогает установить контакт между
учителем и учеником, что имеет особое значение
в преподавании литературы: “Таким образом
учитель показывает, что ему важна работа
ученика”; “Рецензия избавит от публичных
обсуждений ошибок каждого”.
Таким образом, анкетирование выпускников
показало, что учителя литературы, к сожалению, не
уделяют должного внимания педагогической
рецензии, не рассматривают её как средство
формирования у учащихся навыков создания
письменных текстов.
Мы хотим предложить материалы, которые помогут
учителю в создании педагогических рецензий.
Структура педагогической рецензии
- Условные обозначения на полях (в том числе
обозначение удачных мест сочинения). - Общая оценка сочинения: есть ли замысел
сочинения, реализован ли он? - Анализ и оценка содержания и формы сочинения:
— Понимает ли учащийся тему и основную мысль
сочинения? Насколько глубоко и полно раскрывает
их?
— Удачна ли композиция сочинения?
Последовательно ли изложен материал?
— Доказательна ли основная часть сочинения?
(Анализ используемой учащимся аргументации.)
— Хорошо ли учащийся знает текст
произведения? Допускает ли фактические ошибки?
Насколько уместно и правильно использует цитаты?
— Как учащийся использует языковые средства?
(Оценка их разнообразия и выразительности.) Есть
ли в сочинении речевые и стилистические ошибки? - Какое место данное сочинение занимает в
процессе литературного развития ученика-автора? - Обязательное указание на положительные стороны
сочинения. - Рекомендации по совершенствованию написанного
и советы по созданию последующих сочинений.
Обратим внимание: можно выделить две
типологические разновидности жанра
педагогической рецензии — итоговую рецензию
и обучающую рецензию. Первая разновидность
является аргументацией выставленной за итоговое
сочинение оценки и обращена не только к ученику,
но и к любому, кто заинтересован в получении
данной информации (родителям, администрации
школы, медальной комиссии и так далее). Вторая
разновидность создаётся на текущее сочинение,
адресована только её автору, включает
объяснение поставленной оценки и рекомендации
по совершенствованию текста.
Алгоритм создания обучающей рецензии
Обязательно:
— прочесть сочинение и оценить его по
всем критериям (см. Структура педагогической
рецензии). В текст рецензии включить оценку только
тех критериев, которые являются важными для
данного сочинения и данного ученика;
— вынести необходимые комментарии и
замечания по тексту сочинения на поля;
— помнить, что рецензия адресована
конкретному ученику;
— учитывать этический аспект оценочного
суждения;
— отметить положительные стороны
сочинения.
Общая оценка, общее впечатление:
— обязательно обращение к ученику;
— выражение эмоциональной оценки,
преобладание словосочетаний “сочинение” +
качественное прилагательное: сочинение
хорошее, толковое, интересное, сумбурное,
продуманное, непродуманное и так далее.
Основная часть рецензии:
— глаголы 2-го лица: раскрываешь;
сравниваешь; допускаешь; не задумываешься; не
учитываешь и так далее;
— глаголы 3-го лица, единственного числа,
прошедшего времени: (не) раскрыл; опустил;
нарушила; (не) использовала;
— вводные слова, выражающие чувства
говорящего: к сожалению; к счастью; к радости;
выражающие оценку говорящим степени реальности
происходящего: конечно; несомненно; возможно;
очевидно; по-видимому; безусловно; указывающие
на источник сообщаемого: по мнению критика;
по-моему; указывающие на последовательность
мыслей: во-первых; во-вторых; наконец; прежде
всего; в частности; кроме того; например;
представляющие собой призыв к собеседнику: понимаешь;
пойми; пожалуйста; скажем; предположим;
— краткие страдательные причастия: ошибки
допущены; логика нарушена; сделан вывод;
— качественные наречия: хорошо; плохо;
глубоко; небрежно; невнимательно; серьёзно и
так далее; наречия, смягчающие категоричность
суждений: не совсем; не всегда; иногда.
Рекомендации ученику:
— глаголы повелительного наклонения: устрани;
исправь; раскрой; закончи; углуби; продумай;
— риторические вопросы: Почему не работаешь
над стилем? Почему не реагируешь на мои
замечания?
Алгоритм создания итоговой рецензии
1. Главное:
— включение всех основных структурных
компонентов рецензии и их аргументация;
— обязательное указание на положительные стороны
сочинения.
Общая оценка.
2. Тема (и основная мысль) сочинения:
— раскрыта правильно и глубоко (указаны
все основные… отмечены ведущие черты главного
героя… верно сформулирован основной конфликт…
раскрыты все особенности…);
— понята, но раскрыта не полно (не указано…
не отмечены… лишь названы, но не раскрыты…
сосредоточен только на одной проблеме…);
— не раскрыта (не указаны основные… не
даётся характеристика героя; не сформулированы
даже… не очерчен круг проблем… нет анализа —
только пересказ);
— не понята (путает термины… не знает текст
произведения… не понимает основной идеи
произведения… не понимает задачи и позиции
автора…);
— понята, но раскрыта поверхностно (только
перечислены… не сделаны выводы о… указаны
только внешние стороны… рассмотрена только одна
сторона конфликта… не выявлены мотивы поведения
героев… не проясняется в полной мере суть
характеров… упрощённо истолковывается
авторская позиция…);
— тема неоправданно расширена (сужена) (вместо…
автор сочинения рассматривает только…
перечисляются только… относящиеся к… тема подразумевает
анализ… а не пересказ содержания).
3. Композиция сочинения: отсутствует
вступление (заключение); вступление (заключение)
не соответствует теме… неоправданно большое
вступление… вступление и заключение полностью
соответствуют теме и основной мысли сочинения…
4. Логичность и последовательность
изложения: нарушена логика рассуждения:
сначала следует… потом…; из положения…
необходимо сделать вывод о…; мысль о… только
заявлена, но не развита; автор верно строит
рассуждение: начиная с… и так далее.
5. Доказательность: все положения
подтверждены текстом; мысль о… не доказана;
утверждения о… голословны; приведённый пример…
не подтверждает тезис о…
6. Знание текста: автор демонстрирует
хорошее знание текста; приводится даже эпизод…
упоминается даже деталь… исказил смысл
эпизода… этот герой не участвовал в сцене…
главного героя зовут… а не…; действие романа
происходит не в… а в…; эту речь герой обращает
к… а не к….
7. Цитирование: цитаты использованы уместно
и в нужном объёме; при подтверждении мысли о…
цитата приведена неуместно; цитата… приведена
без объяснения её смысла; для подтверждения
мыслей можно было бы привести цитату.
8. Язык: язык сочинения точен и выразителен;
стиль сочинения соответствуют теме; богатый
словарный запас; бедный словарный запас;
преобладание однообразных конструкций типа…;
тема предполагает использование….
9. Речевые, грамматические и стилистические
ошибки выносятся на поля, общее количество
указывается в конце рецензии.
10. Место сочинения в процессе литературного
развития учащегося: значительно лучше
предыдущих работ; устранены… ошибки предыдущих
работ; по сравнению с предыдущими работами…;
этот жанр сочинения автору не удаётся…
Даже не отличающийся особым усердием ученик
тратит на то, чтобы написать “нам” сочинение, не
меньше часа. А у того, кто готовится серьёзно,
подбирает материал, обдумывает, иногда на
написание сочинения уходит и несколько дней.
Учитель, освоивший в совершенстве жанр
педагогической рецензии, потратит на написание
рецензии несколько минут. Зато ученики получат
обстоятельный, аргументированный анализ работ,
говорящий о том, что учитель действительно
заинтересован в их успехах и ждёт от них
настоящей победы над этим сложным и коварным
жанром — школьным сочинением.
И не будем забывать о том, что любой текст,
созданный учителем, — это образец для
подражания.
- 19.09.2021
Дата обновления: 15.11.2022
Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.
Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
- Всё об итоговом сочинении 2022-2023
- Темы для итогового сочинения 2022-2023
- Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023
Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
- Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
- Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022
Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям
Детальный разбор направлений 2022-2023
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
5 направлений итогового сочинения 2021-2022 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Важно знать:
- Критерии №1 и № 2 являются основными.
- Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
- При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
- На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
- Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
- Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме» |
|
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» |
|
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» |
|
Критерий № 4 «Качество письменной речи» |
|
Критерий №5 «Грамотность» |
|
Дополнительная информация по итоговому сочинению:
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Клише для итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
13 сентября 2018, 15:25
Could not load xLike class!