Как пушкин относится к главным героиням сказки о мертвой царевне

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как автор относится к главным героиням сказки о мертвой царевне?

Задание по литературе для 4 класса Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

<hr />

Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

2 ответа:



1



0

Главными героями пушкинской «Сказки о мертвой царевне» являются молодая царевна, царица, семь богатырей и королевич Елисей.

Над царицей автор немного потешается, он ее не любит, зато всех остальных героев описывает как родных.

Царевна — молодая и красивая девушка, которая обладает очень кротким характером, не теряется в сложных условиях, всегда говорит правду, заботливая и нежная.

Царица — злая и жестокая, равнодушная ко всем кроме себя, самовлюбленная

Королевич Елисей — настойчивый, молодой и красивый, влюбленный, верный, надежный.

Семь богатырей — просто добрая сила, помогут и поддержат если потребуется.



0



0

С сказке Пушкина «О мертвой царевне» мы встречаем несколько запоминающихся персонажей.

Прежде всего злая царица, которая любуется своим отражением и умирает от зависти. Автор не любит его персонажа, но вынужден ввести его в сказку.

Напротив царевна — красивая и добрая, ее все любят, она заботливая и нежная, не гнушается любой работы, автор просто любуется этим персонажем

Семь богатырей представлены в сказке ка к символ доброй силы, но большой роли в не сыграли.

Елисей — долго искал свою царевну, он верный и умеет любить, автор хорошо относится к этому персонажу.

Читайте также

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

­Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Поэт с теплотой и одобрением относится к царевне. Он описывает ее скромность: «…нраву кроткого такого…», «…тихомолком расцветая…».

Рассказывает о ее верности, трудолюбии, приветливости. В то же время Пушкин подчеркивает, что девушка благородного происхождения, держится с достоинством: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».

Царицу поэт осуждает: «Чёрт ли сладит с бабой гневной?». Такой отзыв о царице свидетельствует о том, что А. С. Пушкин относится к ней с презрением и негодованием. Несмотря на ее высокое царское звание, он считает ее простой сварливой «бабой». На протяжении всей сказки поэт описывает только отрицательные качества этого персонажа: «…чёрной зависти полна…», «…горда, ломлива…».

Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

Горница была светлая и просторная. Вдоль ее стен стояли лавки, покрытые коврами. На стене висели иконы, под которыми располагался дубовый стол. В углу — печь с уютной лежанкой, украшенная узорчатыми изразцами.

Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Царица обращается к зеркальцу 5 раз.

Стр. 41 — первое упоминание о царице.
Стр. 41-42 — сборы на девичник, споры с зеркалом.
Стр. 47 — царица узнает, что падчерица жива.
Стр. 52 — зеркало подтвердило гибель царевны, снова назвав царицу первой красавицей.
Стр. 55 — зеркало в последний раз говорит, что царевна по-прежнему самая красивая.


Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

В сказке несколько раз подчеркивается скромность юной царевны. «Но царевна молодая, тихомолком расцветая…» — девушка не гордилась своей красотой, как ее мачеха. «…нраву кроткого такого…» — эти слова свидетельствуют о скромность была одним из ее главных достоинств.

Упоминания о скромности царевны есть и в эпизодах ее жизни у богатырей:

«В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была».

«Им она не прекословит…».

Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Обращение к солнцу — стр. 52. Елисей обращается к нему: «Свет наш солнышко».

Обращение к месяцу — стр. 53. Королевич говорит ему: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок».

Обращение к ветру — стр. 53. Елисей восклицает: «Ветер, ветер! Ты могуч…».

Солнце, месяц и ветер для Елисея — это могущественные силы природы, которым подвластен весь мир, «кроме Бога одного».

Королевич относится к ним с почтением, как к помощникам и друзьям, надеясь на их помощь.

Солнце и месяц отвечают Елисею с сочувственными участливыми интонациями. Они сопереживают убитому горем жениху. Ветер отвечает печально, потому что знает о смерти царевны и ничем не может помочь.

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:

  • Какие события происходят?
  • Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
  • О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
  • Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

Рождение царевны
Новая царица
Юная царевна
Месть царицы-мачехи
Жизнь царевны у богатырей
Царица узнает об обмане
Царевна и нищая странница
Смерть и похороны царевны
Королевич Елисей отправляется на поиски невесты
Воскрешение царевны и встреча с Елисеем
Смерть царицы
Свадебный пир

1. Царица-мать ждет царя. Рождается царевна. Возвращается царь-отец. Царица-мать умирает.

«Вот в Сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь».

2. Женитьба царя. Злой и эгоистичный характер новой царицы. Волшебное зеркальце.

«Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
3. Юная царевна выросла. Ее добрый и кроткий нрав. Жених царевны королевич Елисей.

«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
4. Зеркальце говорит, что царевна краше царицы. Царица приказывает служанке отвести царевну в лес. Служанка жалеет царевну и тайно отпускает ее.

«Но царевна всех милее, Всех румяней и белее».

5. Царевна находит терем в лесу. Девушка знакомится с хозяевами терема — богатырями. Она остается жить у них и становится их названной сестрой.

«День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей».
«…Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они. Так идут за днями дни».

6. Зеркальце рассказывает, что царевна жива. Царица приказывает служанке погубить царевну.

«Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить».

7. К дому богатырей приходит нищая странница. Царевна дает ей хлеб, а странница угощает девушку яблоком.

«И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…».
«…Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».

8. Царевна съела кусок отравленного яблока и умерла. Богатыри не решились похоронить ее, а положили в хрустальный гроб и отнесли в пещеру.

«Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору…».

9. Королевич Елисей ищет невесту по белу свету. Он спрашивает о ней у солнца, месяца и ветра. Ветер сообщает о смерти царевны и указывает Елисею дорогу к пещере с хрустальным гробом.

«В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный…
…В том гробу твоя невеста»

10. Безутешный Елисей находит гроб с царевной. В отчаянии он ударяется о гроб. Гроб разбивается, а царевна оживает. Елисей с невестой отправляются домой.

«И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
11. Зеркальце сообщает царице, что царевна снова жива. Царица видит царевну и умирает.

«В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла».

12. Королевич Елисей и царевна обвенчались и устроили свадебный пир.

«И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира».


Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Сходство пушкинской сказки с народными.

Борьба добра и зла, победа добра.
Волшебный предмет — говорящее зеркальце.
Наличие концовки: «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Троекратное обращение Елисея к силам природы.
Говорящие солнце, месяц и ветер.
Чудесное событие — воскрешение царевны.
Народный сюжет, встречающийся во многих сказках мира. У этой сказки есть сходство с западноевропейскими сказками «Белоснежка и семь гномов» и «Спящая красавица».
Отличие пушкинской сказки от народной в том, что она написана в стихотворной форме.

Также автор дает оценку героям сказки через их описание и обращение к ним. Например, царевну он называет «душа моя», а царицу «бабой гневной».

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

г.о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Школьная научно-практическая конференция

«Мы познаем мир – 2016»

Противоречия

между внешней и внутренней сущностью героев в  

 «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

                                                            Автор: Бибалаева Фатима Магомедовна,                         ученик 5 «А» кл.,   МБОУ СОШ №10

                                                             Руководитель: Шестакова Валентина

                                                             Николаевна, «Почетный работник  

                                                             образования РФ», учитель русского языка

                                                            и литературы.

г.о. Железнодорожный,

2016 г

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть
  • Фольклорные мотивы в сказке.
  • Главные героини сказки как противоборствующие силы.
  • Деталь в художественном произведении.
  • Чернавка и черница – две героини, два характера.
  • Роль авторских замечаний в сказке.
  • Отступление от фольклорных традиций – способ создания положительных персонажей.
  • Всепобеждающая сила любви.
  1. Заключение.
  2. Список литературы

Введение.

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. (2-194)

Пушкин – «моралист», «пора уже произнести это слово», — говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил. (1-256)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичны, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – по-русски открытый, добрый и мудрый.

В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступков и даже имен.

Цель работы:

  • Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
  • проанализировать отдельные детали сказки, помогающие понять противоречивость явного и скрытого в них.

Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.

Гипотеза: если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики, то можем предположить,  остался ли автор  верен этому принципу или предложил новое видение героев и их поступков.

Методы исследования:

  • изучение текста сказки
  • анализ и обобщение полученных данных

Основная часть

Описывая фольклорных героев, мы говорим, что все они созданы по одной схеме. Положительные качества героев сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные — с безобразной.  Народная сказка даёт цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики. (3 – 25)

Обращение к герою народной сказки понадобилось нам для того,  чтобы увидеть те  отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.

Царица – мачеха и царевна в сказке – две противоборствующие силы. Можем ли мы их внешне представить? Да, Пушкин описывает своих главных героинь. Мачеха «высока, стройна, бела». Царевна «белолица, черноброва». Обеих героинь (и положительную и отрицательную) поэт рисует одинаково красивыми. Он определённо отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на его непритязательность, должен вывести читателей на главную проблему сказки.  

Пушкин, давая характеристики главных героинь сказки, не   ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности царицы, он тут же замечает: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Союз но здесь выполняет акцентирующую функцию, он указывает на противоречие между внешностью царицы и её внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск царицы-мачехи прикрывает её внутреннее уродство. Другое дело царевна. Она «нраву кроткого такого». Пушкин сразу, в самом начале сказки, заявил о гармоничности её натуры, что также подтверждается последующим повествованием.

Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы – проблемы видимости и сущности. Эти две категории далеко не всегда находятся в гармонии. Чаще – в дисгармонии, в чём и убеждается читатель, едва познакомившись с главными героинями.

Пушкин не ограничивается обозначением проблемы – он её всесторонне рассматривает. Обратим внимание на то, как выглядело яблоко, которое принесла черница в терем семи богатырей. Можно ли увидеть яблоко? Да. Пушкин подробно – в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…».   Такое пристальное внимание автора всего лишь к деталям сюжета. Зачем? Уместен ли будет в описании яблока союз  но? Разумеется, яблоко прекрасно, но ядовито. Откусив от него, царевна отравилась.

Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. На его способность читать художественный текст. Поэтому, описывая яблоко, он словом не обозначает его ядовитость, о ней читатель узнаёт позже и опосредованно.  Красивое яблоко отравлено. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя —  снова они в дисгармонии. Причём, если в случае с мачехой Пушкин прямо указал на существование дисгармонии между видимым и сущностным, то здесь он избегает прямого на неё указания. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах, и почти всегда сущностное в конфликте становится определяющим. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито.

Вспомним героиню, которую звали Чернавка.   Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, разве это имя? Нет. Что же тогда? Так обозначена роль героини среди людей, её функция, предназначение. Чернавка делает чёрную работу, она – служанка. Называя её с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. (3-31)

Посмотрим, как реализуется этот намёк в сказке. Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?  Верит — «царевна догадалась и до смерти испугалась». Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? Нет.  Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…».  Царевна была спасена. Сила, спасшая царевну – любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность) выступают в разных формах.

 Не всегда внешнее – это только внешность как таковая.  В случае с Чернавкой внешнее – это её работа. Внутреннее – её душа. И снова между ними дисгармония, и снова внутреннее является определяющим. Внутренняя значительность Чернавки очевидна, что и подтверждается известными уже фактами.

 Но есть в сказке героиня со сходным по звучанию именем.

Её имя черница. Пушкин пишет её имя с маленькой буквы. Опять он на что-то намекает? Что означает это слово?    

Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо. Мы впервые увидели черницу глазами царевны – «видит: нищая черница ходит по двору…». Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, — ей кричит она в окошко… — кой-что тебе снесу». Можно ли объяснить хорошее отношение царевны к чернице? Можно. Здесь проявилась сердечность царевны. Но не только – она воспринимает черницу как человека, который служит Богу (а это изначально положительная характеристика). Вдобавок черница – «нищая».     Но черница не оправдала хорошее отношение к себе.  В «благодарность» она подарила царевне отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Что совсем уже кощунство.            

 Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт?  Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей». Но только ли он один? От кого мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала»? Вопросы призваны обратить внимание на рассказчика и его роль в повествовании.

 Своеобразие литературной сказки, в частности пушкинской, в том и состоит, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на авансцену. Автор расставляет акценты в той истории, что рассказывает.

В данном случае он больше знает о чернице, чем царевна, и внимательному читателю кое-что подсказывает. А царевна в ней обманулась. Почему? Этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.

Царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих людях. Как и в случае с Чернавкой, видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. В чернице они были несоединимы. Черница только делала вид, что служит Богу. На самом деле она служила совсем не ему.

 Кому же она служила? Что говорит Пушкин об этом? Вспомним финал встречи царевны и черницы.  «Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» В этих словах хотя и не прямой, но есть ответ на вопрос. Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от неё, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой».                                                            

  Пушкин, написав слово «черница» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдаёт. Её смиренная внешность, её роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злобной сущностью героини.

Оставленная в лесу царевна «на терем набрела», в котором жили семь богатырей. Как ведёт себя царевна в тереме? «Дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Она ведёт себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кому приходилось быть Золушкой, или подобных ей.  Но совсем не сказочных царевен, принцесс, чьи заботы не связаны с приборкой теремов. Значит, пушкинская царевна поступает не по «правилам».

Почему же Пушкин отступил от фольклорной традиции? Царевна ведь должна вести себя по-царски, исключая выполнение «чёрной» работы. Ну, а правила, по которым человеку приходится жить, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила – это внешняя сторона жизни, то, что определено заранее. В случае с царевной – это то, что дано ей изначально, от неё не зависит. Действия и поведение царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Она не должна была по своему положению прибирать терем, но царевна поступила так, как велел её характер.

Таким образом, Пушкин, наделяя царевну качествами крестьянской девушки, снова говорит о том, что во всяком явлении, предмете и, конечно, человеке есть видимое и сущностное. В данном случае это сочетание выступает в форме, которая не очевидна, не явна, что и затрудняет понимание конфликта.

Вся история жизни героев дана в рамках любви – она её начало и конец. А внутри этих рамок – смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство, неверность («Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой»). Но была и сердечность Чернавки («Та, в душе её любя…»), доброта и любовь семи богатырей («тебя все мы любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.

Сказка закончилась. Любовь (в широком смысле слова) и есть то добро, которое победило зло и злое мстительное сердце мачехи, по вине которой и случились все несчастья. «Сказка о мёртвой царевне…» — упование на верность и любовь; это попытка упорядочить в пределах сказочной системы разлетающийся, хаотический и зловещий мир реальной жизни… это сказка о последнем оружии человека в его борьбе – силе его духа.    В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы морали», «оставаясь общечеловеческими…предстали как насущная национальная забота» (4-95).

Заключение.

Таким образом, отступая от некоторых традиционных фольклорных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее взглянуть на героев, на их явные и скрытые черты характера, разобраться в содержании сказки, понять ее глубокий смысл. Только вдумчивому читателю это под силу.

Список использованной литературы.

  1. Анкова Е.И. Литературная сказка. XIX века. М., — 2000, с.120
  2. Лотман Ю.И. Пушкин в школе. Книга для учителя. М., -1988, с.340
  3. Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, — №6-1999
  4. Соловей Т.Г. Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Приложение к ЛВШ, 3 – 2006

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням

Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравнения Царевна Царица
Портрет Красива, «белолица, черноброва». Красива, «высока, стройна, бела».
Речь Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведение Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людям Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героиням Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героиням Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
Вывод Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как пушкин называл белку из сказки о царе салтане
  • Как птицы царя выбирали хакасская сказка картинки
  • Как пушкин назвал белочку в сказке о царе салтане 9 букв сканворд
  • Как проявляются благодарство рыцарство и жестокость героев баллады сказка кубок
  • Как пушкин назвал белочку в сказке о мертвой царевне и семи богатырях

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии