Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Братоубийственная война как трагедия
Цель: – выявление шолоховской концепции гражданской войны;
– остроты социальных и человеческих конфликтов;
– формирование нравственных ценностей.
-
Слово учителя. Презентация РР. Слайд 1.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
-
Актуализация знаний учащихся.
– Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
– Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
-
Определение целей урока.
Наша задача – на примере рассказов М. Шолохова осознать и прочувствовать смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушений традиций и христианских заповедей;
выявить шолоховскую концепцию (систему взглядов) гражданской войны.
-
Слово о Шолохове и его ранних произведениях.
Слайд 2. М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная деятельность были связаны с донским краем. Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
Биографию Шолохова можно назвать легендарной, как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Мать его из крестьянской семьи. Отец служил приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Слайд 3. С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии. Идёт страшная война на Донской земле. Слайд. С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую линию… шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… гонялся за бандитами, властвовашими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами», – писал он в автобиографии.
Слайд 4. В декабре 1923 Шолохов возвращается на Дон, женится на казачке и, живя в станице, на несколько лет погружается в казацкий быт, в воспоминания участников Гражданской войны, в изучение документов этого времени. То, что видел и в чём участвовал, он опишет позднее в своих «Донских рассказах».
Главная тема рассказов – классовая борьба на Дону: кровавые события, происходившие с людьми в минувшие годы. Это события чудовищной жестокости, даже по отношению к близким и родственнкам.
Слайд 5. «Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, реальность новой жизни. Шолохов служит статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно в ступив в продотряд, становится продкомиссаром.
Слайд 6. «Приходилось бывать в разных переплётах», – напишет он позже в автобиографии. Он вспомнит себя на допросе, который вёл сам Нестор Махно. Атаман, отпуская подростка, пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов. Из 20 рассказов, включённых писателем в донской цикл, в 10-ти герой погибает, в 5-ти подвергается пыткам или ранен, в 4-х должен убить близких. Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех произведений Шолохова характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Итак, мы обратимся к «Донским рассказам» М. Шолохова.
-
Выявление читательского восприятия.
– Какие рассказы произвели наиболее сильное впечатление?
– Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах»?
Семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
– Где происходит действие в рассказах М. Шолохова?
В южных областях России, на Дону.
6. Комментарий учителя.
Дон-батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять себя к России. Казаки – это особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества – жизнь всей России.
В начале XX века большую часть казачества, проживающего на Дону, составляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточённые формы. Именно такой, кровавой и ожесточённой показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах».
-
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Пересказ сюжета.
– В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
– О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Слайд 7.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
– Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
– Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
– Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
– Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
Слайд 8. Чтение эпизода.
– Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
– В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
– Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
-
Анализ рассказа «Шибалково семя»
– Как изображены в рассказе красные казаки?
Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», – говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» – говорят казаки о едва родившемся ребёнке.
– Что можно сказать о Якове Шибалке?
Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.
Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».
Слайд 9.
– Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?
«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.
Слайд 10.
– В чём причины внутренней раздвоенности героя?
Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.
– Какой выбор делает герой?
Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.
– Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?
Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).
– Каково авторское объяснение?
Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.
-
Анализ рассказа «Чужая кровь»
– Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?
-
Конь
-
Седло и уздечка дедовская с серебряным набором
-
Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»
-
«…должон и ты! (как деды и прадеды)
-
Как положено, сын берёт горсть родной земли.
Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.
– Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».
Слайд 11
– Чем живут старики?
Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.
Тоска смертная сушит душу.
Слайд 12.
– Что происходит в кульминации рассказа?
– Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?
Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди». «Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»
Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.
Слайд 13.
– Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?
Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Чтец.
Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне –
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку-невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зелёный
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.
Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.
Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.
Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.
Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.
Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.
Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.
Вариант 2
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.
Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.
В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.
Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо. Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман, немолодой казак, 7 лет не видевший отчего дома. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя. Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам.
— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
— О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя? Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
— Что мы знаем об атамане?
(Плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
— Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
— Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
— Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним — родинка.
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов. —
— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный.
Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка. Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ произведения Родинка
Анализ рассказа Родинка Шолохова
Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.
Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.
Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.
А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.
И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.
Анализ 2
Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».
Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.
Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца — крупная с голубиное яйцо.
Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.
Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману — с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.
Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.
Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.
В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни — это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.
Анализ произведения Родинка
Несколько интересных сочинений
- Анализ поэмы Руслан и Людмила Пушкина 5 класс, 10 класс
Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.
- Сочинение Любовь в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Многие классические произведения литературы так или иначе затрагивают тему любви, и роман Булгакова Мастер и Маргарита не является в этом вопросе исключением.
- Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова
Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам
- Сочинение Речевой этикет
Изо дня в день люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Казалось бы, это довольно просто, но все-таки и здесь присутствуют свои сложности. Не стоит пренебрегать силой слов
- Сочинение Когда заканчивается детство?
Детство – прекрасная пора! У каждого оно своё, такое тёплое, беззаботное и счастливое, как лучик солнца. В детстве малыш познаёт окружающий мир, учит первые буквы в книге, знакомится со своими сверстниками
Гражданская война есть бедствие для той и
другой враждующей стороны, ибо для победителей и
побежденных она гибельна.
Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо
окрашены кровью.
Ф.Г. Бирюков
Цель урока: изучить “Донские
рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию
гражданской войны в ранних произведениях М.
Шолохова на примере рассказов “Родинка”,
“Чужая кровь”.
Задачи урока:
- формировать умение самостоятельно работать с
текстами рассказов; - формировать умение обобщать, сравнивать,
сопоставлять, делать выводы; - развивать аналитическое мышление, творческие
способности, монологическую речь, ассоциативный
аппарат учащихся, используя в ходе урока такие
приемы педагогической техники, как: “Ромашка
Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации,
составление синквейна, эвристическая беседа,
прием “Незаконченное предложение”.
Предварительное задание для учащихся:
прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова,
составить синквейн на тему “Гражданская война”,
подготовить индивидуальное сообщение
“Особенности самосознания казаков,
казачества”.
Оборудование урока: тексты “Донских
рассказов” М. Шолохова, портрет писателя,
выставка его книг, словари.
План урока
- Вступительное слово учителя. Актуализация
знаний учащихся (представление синквейнов).
Обращение к первому эпиграфу урока. Определение
целей урока. - Слово учителя о М. Шолохове и его ранних
произведениях. - Выявление читательского восприятия (“Ромашка
Блума”), выявление особенностей “Донских
рассказов” М. Шолохова, особенностей
самосознания казаков, казачества
(индивидуальное сообщение учащегося). Обращение
ко второму эпиграфу урока. - Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. На
данном этапе урока используются такие приемы,
как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в
ходе которой учителем задаются репродуктивные,
проблемные, аналитические, тонкие и толстые
вопросы; следующие формы работы: фронтальная и
индивидуальная. - Подведение итогов урока. Заключительное слово
учителя. - Домашнее задание (Прием “Незаконченное
предложение”).
Содержание урока
1. Вступительное слово учителя.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное
время в истории России. После октябрьской
революции 1917 года на всей территории огромной,
некогда великой державы, собиравшейся по пяди со
времени
княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская
война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря
до Кавказа и оренбургских степей шли
кровопролитные сражения, и, кажется, кроме
горстки губерний Центральной России, не было
волости или уезда, где по нескольку раз не
сменяли бы друг друга различные власти всех
оттенков и идеологических окрасок. И не случайно,
что именно гражданская война стала предметом
изображения в русской литературе этого периода.
Актуализация знаний учащихся.
Что представляет собой гражданская война с
исторической точки зрения? Ответ: это
вооруженная борьба за власть между
представителями разных классов. Иными словами,
это борьба внутри страны, внутри нации, народа,
между земляками, соседями, близкими
родственниками.
Что представляла собой гражданская война в
России в начале XX века?
Что представляет собой гражданская война с
вашей точки зрения?
Свое отношение к гражданской войне вы выразили
в синквейнах. Представьте их.
Промежуточный вывод. Гражданская война –
величайшее бедствие, трагедия для страны, народа
в целом, для каждой семьи и каждого человека в
отдельности. Она заставляет людей истреблять
друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв,
разделяя родных и близких. И совершенно
справедливо в этом отношении замечание
греческого философа Демокрита.
Обращение к первому эпиграфу урока.
В произведениях каких писателей, поэтов нашла
свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М.
Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”,
“Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов
“Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И.
Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М.
Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”,
“Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный
“Проводы”.
Определение целей урока.
Итак, тема гражданской войны нашла свое
воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX
века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским
рассказам” М. Шолохова.
Наша цель – выявить концепцию (систему
взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е.
выяснить, какой показывает М. Шолохов
гражданскую войну на страницах своих ранних
произведений.
2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних
произведениях.
“Донские рассказы” были опубликованы в 1926
году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но,
несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже
очень многое: потрясения гражданской войны,
мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на
Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность
другой жизни.
Шолохов служил статистиком по переписи
населения, учителем ликбеза, делопроизводителем
заготконторы, добровольно вступив в продотряд,
стал продкомиссаром.
“Приходилось бывать в разных переплетах”,-
позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит
себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел
сам Нестор
Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька”
пригрозил ему на будущее жестокой расправой.
Вспомнит, как его, командира продотряда,
приговорили к расстрелу за превышение власти.
События того времени явились фактическим
материалом, который лег в основу его первых
рассказов.
Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится
с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М.
Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу
“Молодая гвардия”, которые помогли молодому
писателю опубликовать его первые рассказы о
гражданской войне в “Журнале крестьянской
молодежи” и на страницах газеты “Молодой
ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти
рассказы в сборники “Донские рассказы” и
“Лазоревая степь”.
Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М.
Шолохова.
3. Выявление читательского восприятия.
Какие рассказы произвели на вас наиболее
сильное впечатление?
Какие чувства вы пережили, читая их?
Что больше всего поражает в рассказах М.
Шолохова?
Что становится центром идейного столкновения в
“Донских рассказах” М. Шолохова? Ответ: семья; в
сложных семейных отношениях отразился конфликт
эпохи.
Где происходит действие в рассказах М.
Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону.
Выявление особенностей самосознания казаков,
казачества (индивидуальное сообщение учащегося).
Комментарий для учителя. Для исторической
памяти казачества был характерны представления
об общей судьбе и родстве всех казачьих войск,
едином образе жизни всех казаков; представления
о личной свободе, независимости, равенстве,
братстве.
Особое место занимали представления о казачьих
традициях, складывавшиеся веками, среди которых
следует выделить свободолюбие, коллективизм,
взаимопомощь, преданность воинскому долгу,
нравственность, веротерпимость. Казачество как
военное сословие всеми правами и привилегиями
было обязано царю и считало себя в числе главных
защитников его власти.
Но в то же время казачеству была присуща некая
двойственность отношений к монарху и
правительству: с одной стороны – они стремились
к свободе и независимости от любых институтов
власти, с другой – казаки преданно защищали
царизм перед другими слоями населения.
В начале XX века большую часть казачества
представляли середняки, то есть зажиточные
казаки (кулаки), владевшие земельными наделами.
Поэтому после октябрьской революции они
оказывали активное сопротивление новой власти,
вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.
Промежуточный вывод. Именно такой кровавой,
ожесточенной
показана борьба казаков против новой власти в
“Донских рассказах” М. Шолохова.
Обращение ко второму эпиграфу урока.
4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.
1) Анализ рассказа “Родинка”.
“Родинка” — один из первых опубликованных
рассказов М. Шолохова.
- Как вы думаете, можно ли по первым строкам
“расшифровать” рассказ, то есть определить, о
чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой
строчки будто дымится кровью. Он словно
начинается невидимой смертью – ликвидацией
банды. И если произведение начинается смертью, то
смертью и закончится. Зло порождает зло. - Обратите внимание на детали: “баранья кость”,
“лошадиный пот”. Что они означают? Ответ:
“баранья кость” — своеобразный символ чего-то
звериного, нечеловеческого, которое будто бы
наваливается на нас с первой строчки рассказа; а
“лошадиный пот” — символ загнанности в
произведении.
- Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ:
главные герои: Николка и его отец, атаман банды. - Как изображает автор душевное состояние
Николки в начале рассказа? - Какую роль в произведении играют портрет героя
и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь
Николки Кошевого, эскадронного командира,
выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об
этом свидетельствует портрет героя. Шолохов
подчеркивает противоречие между юным возрастом
и тем суровым жизненным опытом, который дала ему
гражданская война. “Плечист Николка, не по летам
выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и
спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В
воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по
нормальной мирной жизни. - О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь –
уморился так жить – опостылело все”. - Какой мотив возникает в размышлениях героя?
Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного
героя становится Атаман банды – родной отец
Николки. - Как раскрывается душевное состояние Атамана?
- Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?
Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в
жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги
степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же
очерствение души, одичание подчеркивается и
сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман
банду… как набедивший волк от овечьей отары,
уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по
утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной
земли, увиденном глазами бывшего земледельца,
ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и
непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает
мускулы”. - Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ:
их жизнь выбилась из привычного русла, они
“загнаны”. - Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней
жизни, своих традиций. - Каков центральный конфликт рассказа? В чем его
трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными
уступает место другому, более важному – между
веками складывавшимися нормами человеческой
жизни и бесчеловечностью братоубийственной
войны. - Когда этот конфликт достигает своей
кульминации? - Как осознается Атаманом убийство Николки?
Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией
войны, осознается героем как детоубийство, грех,
которому нет оправдания, который можно искупить
только смертью. - Какие литературные ассоциации возникают у вас
при чтении этого эпизода?
Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале
рассказа показывает, что христианское раскаянье
сильнее классовой ненависти, автор смещает
акцент с социального конфликта на
общечеловеческий.
В чем, по-вашему, смысл названия?
Проанализируйте семантику слова “родинка”.
Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова
род, родина, народ, родство, родственный.
Родинка – это не только примета, по которой
Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого
единства, родства людей, ставших непримиримыми
врагами. Слово “родинка” своим корнем связано
со словами, означающими все то, что оказалось
расколотым, разрушенным гражданской войной.
Обращение к читательскому опыту учащихся.
Драматический раскол казачьего мира, казачьей
семьи становится основой сюжета многих
рассказов М. Шолохова.
Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы
“Семейный человек”, “Продкомиссар”,
“Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка”
детоубийство – трагическая случайность, то в
этих рассказах детоубийство и отцеубийство –
сознательный выбор героев.
Промежуточный вывод. Во многих ранних
рассказах М. Шолохов показывает трагический путь
расчеловечивания героев, повествуя о жестокости
и крушении всех нравственных начал в человеке.
Героям этих рассказов не под силу подняться до
христианской любви к врагу, до идеала
всепрощения. А именно в этой христианской,
всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от
полного расчеловечивания. И примером тому служит
рассказ “Чужая кровь”.
2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.
- Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая
кровь”, чем они различаются? - Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит
трудный путь вочеловечивания? - Какие качества, черты русского национального
характера воплотились в образе главного героя,
деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя
воплотились такие качества, как стойкость,
мудрость, приверженность традициям, отцовская
любовь к сыну, всепрощение и гуманизм. - В каких эпизодах они проявляются?
- Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая
Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара? - Сформулируйте идею рассказа.
5. Подведение итогов урока.
Какова концепция гражданской войны в “Донских
рассказах” М. Шолохова?
Заключительное слово учителя. Гражданская
война предстает в “Донских рассказах” М.
Шолохова как трагедия, как путь
расчеловечивания, как катастрофа, в которой
рушатся все человеческие связи, нравственные,
моральные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости
открывается авторский идеал незлобливости и
всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах
показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и
разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа
народа неизменно остается живой, чистой. Самые
обычные люди всегда сохраняют в себе и
ностальгию по прежней мирной жизни, и память о
человеческом в человеке, и страстную мечту о
грядущем счастье.
6. Домашнее задание.
Письменно закончите предложение “Гражданская
война в “Донских рассказах” М. Шолохова — …”,
раскрыв концепцию гражданской войны в ранних
рассказах М. А. Шолохова.
Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.
Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.
Особенности изображения казачества Шолоховым
«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.
Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман
На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.
Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) — родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Художественные детали в произведении
Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка». Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.
Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.
Жизненный опыт автора
Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.
Выводы, к которым подводит читателя Шолохов
«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.
Значение «Донских рассказов» Шолохова
Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец — сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»
Концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе.
Цель: изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.
Задачи урока:
формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;
формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь;
прием ассоциации, составление синквейна, прием “Незаконченное предложение”.
эвристическая беседа;
прием “Незаконченное предложение”.
1. Вступительное слово учителя.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?
Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
2. Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.
Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.
3. Анализ рассказа “Родинка”
“Родинка” — один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.
Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? (Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.)
Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? (Ответ: “баранья кость” — своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” — символ загнанности в произведении.)
Кто чувствует себя загнанным в рассказе? (Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.)
Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?
Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? (Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.)
О чем думает Николка? (Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.)
Какой мотив возникает в размышлениях героя? (Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.)
Как раскрывается душевное состояние Атамана?
Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? (Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.)
Что общего между жизни Николки и Атамана? (Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.)
Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? (Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)
Когда этот конфликт достигает своей кульминации?
Как осознается Атаманом убийство Николки? (Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.)
Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?
Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.
В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.
Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.
Назовите эти рассказы. (Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.)
Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.
4. Анализ рассказа “Чужая кровь”.
Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?
Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь очеловечивания?
Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? (Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.)
В каких эпизодах они проявляются?
Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?
Сформулируйте идею рассказа.
5.Подведение итогов урока.
Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?
Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.
6.Домащнее задание.
Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова — …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.
Примеры синквейна.( приложение)
1. Война
Братоубийственная, непонятная
Разрушает, губит, расчеловечивает
Самое бесчеловечное преступление против народа.
Разруха
2.Война
страшная, кровавая
выживать, воевать, верить
Война — бесконечная стрельба над головой.
Страх
3. Война
ужасная, убийственная
разрушает, убивает, калечит
Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути.
Ужас!
4. Война
страшная, жестокая
стрелять, убивать, умирать
Война — это смерть, которая забирает много невинных душ.
Скорбь.
Характеристика главных героев рассказа «Родинка»
На чтение 4 мин Опубликовано 23.09.2021 Обновлено 23.09.2021
Рассказа Шолохова показывает, как судьба в один момент разводит и сталкивает спустя много лет отца и сына, оказавшихся по разные стороны баррикад. Рассказ завершается трагически – все основные персонажи истории, кроме старого мельника, погибают.
Характеристика основных персонажей (с цитатами)
Персонаж | Характеристика | Цитаты |
Николай Кошевой | Плечистый, высокий молодой человек. В самом начале истории мы узнаём, что ему всего 18 лет. Однако молодой человек не выглядит на свой возраст, и он стыдится того, что ему совсем мало лет и он не обучен. Однако все, кто его знает, говорят, что, несмотря на то что он ещё совсем молод, он смог ликвидировать две банды и справляется с эскадроном не хуже того командира, который был у них до него. В настоящее время является командиром эскадрона. Казак, отец его давно пропал, ещё в германскую войну, и с тех пор о нём не было вестей. Мать его умерла. От отца унаследовал любовь к лошадям, отвагу и родинку, такую же, как у его отца. Родинка расположена чуть выше его щиколотки на левой ноге, и играет важную роль в истории. Из предыстории можно узнать, что мать его умерла через некоторое время после того, как пропал его отец, и Николай остался сиротой. До 15 лет был работником, потом стал военным, присоединился к красным. Квартируется на яру над Доном. Пытается защитить старого мельника от нападок атамана, не зная, что это его отец. В конце истории умирает от руки собственного отца, так и не понимая, что встретил его на поле боя спустя много лет. | — Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он — счастье!
— Как пойдем в атаку — лупи по правому флангу. Нам надо крыло ихнее заломить! |
Атаман | Атаман банды, состоящей из служивых, бывалых людей. Его преследует отряд Николая Кошевого. Постоянно пьёт, 7 лет не был дома, так сначала попал в германский плен, затем был в Константинополе, после него – в Турции. После плена подался в банду, и смог стать в ней атаманом. У него после всего, что с ним произошло, зачерствели сердце и душа, однако внутри всё-таки находится боль, которая наливает мускулы. Он не забывает её и не сможет перебить никаким самогоном. Постоянно пьёт, поскольку все поля, по которым они проходят, напоминают ему о Родине, которую ему пришлось насильственно покинуть. Вместе со своей бандой обкрадывает старого мельника, заставляя его отдать остатки зерна, и угрожая ему убить его, если тот стоит за красных.
Для того, чтобы доказать верность белым, заставляет старика стоять на коленях и есть землю. Смеётся, разграбляя мельницу. Встречается с отрядом Николая Кошевого, после чего начинает злиться, что его преследует совсем молодой человек, и убивает его, сначала стреляя, а затем взмахивая шашкой. После убийства Кошевого обкрадывает труп: снимает с него бинокль, пытается снять с него сапоги, однако один сапог ему не поддаётся, и тот резко срывает его вместе с чулком. На этой ноге он видит родинку, которая есть и у него, и, всматриваясь в лицо мертвого человека, понимает, что убил собственного сына. Не может этого вынести и стреляет себе в рот. |
— Мы за бандой гоняемся, от своих отбились… Може, видел вчера отряд тут проходил?
— Куда они пошли, дедушка? — Божись, что ты не за красных стоишь… Да ты не крестись, а землю ешь!.. — Щенок белогубый!.. Махай, махай, я тебе намахаю!.. — Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… |
Лукич | Старый мельник, который просит Николая защитить его от произвола банды атамана, рассказывая, что с ним произошло. | — Хлам, стало быть, разный… Нетути зерна!
— Родимый, свои это, а я думал — опять супостатники энти… Заробел дюже и спросить побоялся… Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?.. — А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды эти самые и зерно начисто стравили коньми!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорит: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть. |
Взводный | Принес Кошевому вести о том, что от его эскадрона требуется помощь. | — Нарочный приехал из станицы. Говорит, банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла… |