Как раскрывается характер героини в рассказе матренин двор


4

Матренин двор. Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа?

5 ответов:



3



0

В рассказе Солженицына «Матренин двор» главная героиня предстает перед читателем уже пожилой женщиной. С самого начала Матрена кажется доброй и отзывчивой, она бескорыстна и не кому не отказывает. Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который остановился у Матрены. Ее характер читатель узнает по отношениям с другими людьми, Матрена трудолюбива, мы узнаем, как она ведет хозяйство и помогает другим людям.

Женщина поведала рассказчику свою судьбу. На войне у нее погиб муж, а шестеро детей умерли от болезни. Она берет на воспитания девочку Киру — дочь своего бывшего жениха, он брат ее мужа. У Матрены тяжелая жизнь, но она осталась доброй и не озлобилась, это мы узнаем из ее рассказов.

По сюжету произведения читателю становиться понятно, что Матрена суеверна и ей свойственно чувство прекрасного: когда она слышала романсы по радио, они очень растрогали ее. По ее нелегкой судьбе можно понять, что женщина смиренна, никого не судит и не теряет жизненный настрой. Она настолько бескорыстна, что отдает свой воспитаннице Кире горницу, но при перевозке главная героиня погибает.



2



0

Матрену из рассказа Солженицина «Матренин двор» не зря называют праведницей. Это была совершенно безотказная женщина, которая многого в своей жизни натерпелась и многое вынесла. И при этом не сломалась, не опустилась, потеряв сперва любимого, потом мужа, а между этим шестерых детей, которые все умирали во младенчестве. Любимый ею Фаддей найдя ее замужем за своим братом вышел за другую Матрену, а Матрене удалось выпросить на воспитание его младшую девочку Киру. Матрена никогда не просила денег за свою работу — помогала всем просто так, даже колхозу, безропотно брала собственные вилы и шла, сетуя только на больную спину и на то, что нет мужика в доме, насадить вилы как следует. У нее было благородное сердце, и даже смерть к ней пришла, когда она пыталась помочь вывести свою собственную горницу. Смирение было основной чертой ее характера.



1



0

Главная героиня Матрена -это шестидесятилетняя одинокая деревенская женщина, которая в своей жизни хлебнула очень много горя и несправедливости :смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, единственной своей любви, тяжелая болезнь, обида на колхоз, который оставил без пенсии. Но она всегда всему находила оправдания, людей всех жалела, помогала ,чем могла и делала это бескорыстно, чем все бессовестно пользовались и считали ее глупой,блаженной.Всю жизнь она трудилась честно, с душой, терпеливо, никому не жалуясь. Добрая, рассудительная, улыбчивая, общительная Матрена смогла сохранить свой внутренний мир и ушла она так и никем не понятая. 



1



0

Перед Игнатичем, да и перед читателем образ Матрены раскрывается не сразу. Игнатич начинает по-другому воспринимать Матрену после того, как она рассказа о себе, своей жизни, а потом и после отзыва золовки о ней.

Характер этой старушки раскрывается в ее отношении к родственникам, ее соседям, другим людям и даже животным и цветам.

Людям она бескорыстно помогала, хотя не всегда ей это было легко, при этом за свою помощь никогда денег не брала. На свою тяжелую судьбу Матрена не жаловалась, наоборот, бывала веселой и трудолюбивой. Ради племянницы, воспитанной ею, она отдает свою горницу и даже помогает перевозить ее, хотя не женское это было дело. И это было последнее, что она сделана.



0



0

Когда я думаю о характере Матрены, на глаза наворачиваются слезы. Так и вижу перед собой эту добрую, безотказную женщину. Таких людей сейчас очень мало. Она прожила тяжелую жизнь: потеряла детей, мужа, который погиб на войне, ее любовь оказалась несчастливой, поскольку они не поженились. Она воспитала младшую дочь бывшего жениха, поскольку, как мне кажется, у нее была потребность любить и о ком-то заботиться. И при этом она не растеряла себя, осталась доброй и отзывчивой.

Читайте также

Матрёна, персонаж повести А.Солженицына «Матрёнин двор» для автора и была образом России. Чистый, светлый человек, живущий-выживающий среди воровства, зависти, грязи, вони, жадности, сутяжничества меж близких родственников и откровенной криворукости.

Эта книга, с моей точки зрения, даже посильнее, чем «Архипелаг ГУЛАГ» по совку ударила. Кто же до Солженицына писал, что в избе советской гражданки-колхозницы­<wbr />, которая даже пенсию не получает, тарканы ходят строем, мыши под обоями пищат и вобщем, нищета и тоска кромешная. И из жратвы только картошка крупная, размером с куриное яйцо. А мелкая — та козе. А она, Матрёна, всем бескорыстно помогает, не ворует (кроме торфа) и даже скотину не держит, кроме козы.

Нам внушали другую действительнось. Типа как в фильме «Кубанские казаки». Многие поверили. И теперь при тыкании носом в правду у них возникает невроз и истерика.

А виновен, разумеется, Солженицын.

В рассказе говорится о простой русской крестьянке, пережившей войну и погибшей по нелепой случайности.

Матрена всегда и всем помогала, причём абсолютно бескорыстно. Иногда даже во вред себе: у самой запущен огород, а она хлопочет на соседском. Ее есть за что уважать и даже восхищаться ею.

Конечно же, автор с большим уважением рассказывает о Матрене.

Но вот печальный конец заставляет задуматься: а стоит ли так стараться для других, если они это не ценят?

Если в результате Матрена погибает, а ее родственник, весьма жадный тип, остается жив и даже на похороны ее не приходит?.. Солженицын не показал, в чем радость от Матрениной праведности. Наверное, ей самой так было легче: не думать о себе, стараясь для других. По-моему, вопрос остается открытым.

Мир лежит во зле. Именно эту христианскую истину раскрывает Солженицын. Добрая, отзывчивая Матрёна помогает всем, кому может не для достижения какой-то личностной корысти и выгоды. Просто она такая! По-другому жить она не умеет. Добром и любовью к ближнему мотивируются все её поступки.

Но мир жесток. И люди, обременённые бедностью, грехом, алчностью не понимают её искренности. Носителем зла в рассказе является жестоковыйный Фаддей, который всю жизнь мстит Матрене. Когда-то она вышла замуж не за него, а за его брата. Любовь его превращается в ненависть, и ненависть диктует все его безобразные и мерзостные поступки. Никакая доброта Матрёны не смягчает его сердца. И даже то, что Матрёна приютила и воспитала его дочь, не унимает его жёсткое и глупое сердце, он всё равно старается сделать ее жизнь труднее и тяжелее. Злоба его неуёмная погубила и эту добрую женщину.

Но Солженицын подчёркивает в рассказе, что тяжелая и жестокая судьба не озлобила героиню. Она сохранила в себе доброе сердце до последнего дня жизни.

Писатель сочувствует своей героине, порицает жестокость и невежество. Показывает, что хороший, человек может жить в окружении бездушных и бездуховных людишек, которые не способны оценить благородного человека.

Рассказ Солженицына «Матренин двор» заканчивается трагической сценой похорон и прощанием с Матреной, сценой, в которой автор делает вывод о том, что Матрена была настоящим праведником.

Автор пишет о том, что эта простая русская женщина с трагической судьбой всю жизнь помогала другим и работала бесплатно, не копила денег и имущества, не заводила свиней, не думала о собственном достатке. она была веселой и жизнерадостной, не жаловалась на судьбу, а просто помогала всем, кто ее об этом просил.

Жизнь Матрены предстает перед автором чем-то невозможным, подвигом, он понимает, что долгое время прожив под одной крышей с Матреной совершенно не знал эту женщину.

Да никто не виноват. Судьба виновата, история нашей страны XX века виновата. Тяжёлая жизнь была тогда у большинства русских женщин.

Ну вот, давайте посмотрим на примере Матрёны.

Влюбилась, собралась замуж, и вдруг раз — Первая мировая, жениха забирают на фронт, где он пропадает без вести. Ждала, ждала его, но в деревнях девкам надо рано замуж выходить, решила выйти за брата своего жениха, за нелюбимого. Только вышла — возвращается из австрийского плена тот. Представьте, каково было бедной женщине. Но кто тут виноват? Никто. Так сложилось.

Умерли все её дети. Кто виноват? Никто. Судьба такая. Тогда умирало много детей. Антибиотики изобрели только в конце 20-х годов, а применять стали лишь перед самой войной, поэтому дети умирали от воспаления лёгких и многих других заболеваний, которые сейчас с успехом лечатся.

Далее Вторая мировая, забирают уже её мужа. И он тоже пропадает без вести. Тогда у миллионов наших женщин погибли или пропали без вести мужья. Кто виноват? Те, кто развязали войну виноваты. Гитлер виноват. Некоторые командиры нашей армии виноваты, которые зачастую не жалели жизней солдат.

Матрёна работала не за деньги, а за «палочки» — трудодни. Но тогда в колхозах все так работали. Тут, конечно, можно обвинить государство за то, что держало крестьян в состоянии фактически рабов — у них не было паспортов, они не получали за свою работу денег. А иногда, например, как в рассказе, живя на торфяных болотах, не получали на протопку торфа и вынуждены были воровать его.

Матрёна работала тяжело физически: таскала тяжеленные мешки, пахала на себе в прямом смысле этого слова — женщины впрягались по несколько человек и тащили по полю соху, чтобы вспахать землю. Но тогда все деревенские женщины тяжело работали — мужчин было мало, большинство из них погибли на войне.

Но Матрёну такая тяжёлая, несправедливая к ней судьба не озлобила. Она до конца дней своих осталась добрым, светлым, бескорыстным человеком, готовым помочь всем вокруг.

Даже в нелепой и трагической гибели Матрёны по большому счёту нельзя обвинить жадного Фаддея и не соблюдающего технику безопасности зятя-железнодорожника. Ведь Матрёну не звали везти брёвна с мужиками. Она пошла сама. По своей всегдашней привычке помогать. И потому ещё, наверное, что до сих пор испытывала по отношению к Фаддею чувство вины за то, что не дождалась.

Нашла фотографию настоящей Матрёны (ведь всё, что написано в рассказе, происходило на самом деле). Александр Солженицын сфотографировал её возле её дома. Посмотрите, какое у неё доброе, хорошее лицо. Благодаря в том числе и таким вот простым женщинам выстояла наша страна во всех тяжелейших испытаниях XX века.

текст при наведении

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

В произведении Солженицына «Матренин двор»  представлен образ праведницы — это Матрена.

В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.

Полное имя главной героини — Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика — Игнатича.

Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.

Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.

Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.

Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку — дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.

Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена — по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.

Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца. Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.

Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня — положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.

Сочинение про Матрёну

Мастерство в изображении различных судеб людей и их характеров принадлежит ранее запрещенному писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Одним из таких ярких произведений является рассказ Матренин двор, написанный в 1959 году. Он олицетворяет силу духа и способность к состраданию.

Мы видим описание быта и жизни деревни в послевоенное время. Главным героем в произведении является деревенская женщина Матрена Григорьевна. Всю жизнь она проработала в совхозе и всегда была трудолюбива. Из-за этой войны она потеряла мужа, замуж за которого вышла еще до революции. А своих детей она тоже потеряла и это дало огромный отпечаток в ее душе и в ее сердце. В рассказе мы видим ее при повествовании Игнатьича, когда он вернувшись из Казахстана начинает жить в доме Матрены. Ее доверие к простому человеку удивительно, ведь она жила в этом огромном и старом доме совершенно одна. Несмотря на это она старается поддерживать уют, тепло и домашний очаг. После ее смерти Игнатьич называет ее очень родным и добрым человеком, без которого трудно представить деревню. Вся последовательность действий придает произведению достоверность и правдивость.

Жизнь Матрены тяжела и непроста, но она не потеряла веру в людей. Эта деревенская женщина никогда и никому не отказывает в помощи. Даже если у нее есть неотложные дела, то она поставит на первое место просьбу того человека, который к ней обратится. Все ее страдания от той современной власти дает о себе знать в отчаянии, и она не падая духом находит отраду для души в постоянном труде и в работе. Она могла схватить лопату и пойти в огород, что бы отвлечься от тоски и уныния. Могла схватить корзину и пойти в лес за грибами или ягодами. Эту пустоту в семье она заменяла работой. 

Во второй части рассказа Александр Исаевич повествует нам о молодости героини. О том как она вышла замуж за родного брата своего любимого человека. Здесь образ Матрены противопоставляется Фаддею. Его накрывала ярость и злоба из-за предательства любимой девушки. Даже после смерти родственники Фаддея пытались оскорблять Матрену, называя ее нечистоплотной и небрежной.

Его видение многих проблем, отраженных в данном произведении, привносит в русскую литературу свой характер и свою непревзойденную манеру повествования. Здесь отчетливо видно отношение власти к народу, к его проблемам, а так же яростная борьба за выживание в жестоких условиях общества, а так же бескорыстное отношение Матрены ко всем нуждающимся.

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Несколько интересных сочинений

  • Дуэль Пьера и Долохова (причина, анализ эпизода)

    В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

  • Сочинение на тему Лиса (описание Лисы)

    В живой природе существует огромнейшее множество различных живых организмов, будь то птицы, звери, или что то ещё. В данном сочинении я намерен описать такое животное как лиса, обобщённая лиса.

  • Как общество влияет на человека? Итоговое сочинение

    Большинство из нас подвержены влиянию общества, и не всегда это влияние имеет положительное значение. Есть люди, для которых общественное одобрение — один из главных жизненных элементов

  • Сочинение по пословице Делу — время, потехе — час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

  • Образ и характеристика Отца художника в Портрете Гоголя сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является отец живописца, описанного в повести, живущий в подмосковном городке Коломна и занимающийся росписью церквей и храмов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея. Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу. Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной. К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине. Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Вариант 2

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.

В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку. Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.

Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Вариант 4

Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын)  о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».

Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.

Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?

Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.

С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.

Образ героини

Григорьева Матрёна – главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор».  Она – одинокая женщина в возрасте из глубинки, которая всю жизнь посвятила помощи людям. Среди всех жителей деревни Матрена отличалась своей добродушностью и желанием помочь. Женщина всегда готова была прийти на помощь даже незнакомым людям, могла работать бесплатно и редко думала о себе и своих трудностях. Даже когда сама Матрена нуждалась в помощи, мало кто знал о ее проблемах и самочувствии.

К сожалению, большинство людей окружающих Матрену, знали о ее доброте и милосердии и пользовались этим. Многие общались с женщиной исключительно из корыстных побуждений.

В молодые годы Матрена была влюблена в парня по имени Фаддей, которого забрали в армию и девушка так и не смогла добиться от него взаимности. Она верно ждала молодого человека со службы, писала ему много писем, но, не получив ответа ни на одно письмо, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Вернувшись из армии, Фаддей узнает об этом, и назло Матрене, которую он как оказалось любил, женится на другой женщине.

В семье Фаддея появляются дети, а вот Матрена лишена счастья слышать детский смех: все ее шестеро детей погибают еще в младенческом возрасте. Вскоре на войне Матрена теряет мужа Ефима, а Фаддей попадает в число пропавших без вести. Жизнь Матрены теряет всякий смысл и чтоб не отчаиваться, она берет на воспитание одну из дочерей Фаддея – Киру.

Отдавая всю себя маленькой девочке, Матрена старается ради светлого будущего дочери и завещает ей все нажитое имущество: дом, сарай, огород и всю живность в хозяйстве. В это время Фаддей возвращается с войны живым и здоровым, узнает о том, что теперь его дочь имеет богатство и вместе со своими сыновьями начинает разбирать дом еще живой Матрены. Привыкшая помогать Матрена присоединяется к разбору недругами собственного жилья и погибает под рельсами поезда, перенося бревна своего дома на участок Фаддея.

Даже на похоронах добродушной женщины ее сестры и родня без малейшего угрызения совести и скорби цинично делят имущество Матрены. Таков он финал доброго, бескорыстного и честного человека. Рассказывая о жизни Матрены автор А. И. Солженицын пытается донести читателю о жизни чистой, милосердной и доброй женщины, которая любила людей, человечно и бескорыстно им помогала и верила в искренность других, несмотря на свою тяжелую судьбу.

Мораль этой истории такова: как бы тяжело не было, сколько бы испытаний не преподносила жизнь, нужно все равно находить силы делать добро и быть хорошим человеком, даже если окружающие этого не ценят.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Сочинение про город Саратов

    Существует мнение, что единственной достопримечательностью Саратова является лишь самая длинная река в Европе, на берегах которой он был построен – Волга. Но это, безусловно, является большим заблуждением.

  • Анализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана

    Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.

  • Сочинение Любовь к матери

    Мама – самый важный, самый значимый человек в жизни каждого из нас. Мама – это ангел-хранитель, который нас оберегает от всех невзгод и напастей. Мама – это доктор, избавляющий нас от болезней; учитель, обучающий нас доброте

  • Анализ рассказа Шукшина Верую

    В рассказе Верую Шукшин предлагает довольно простое и оригинальное решение проблемы тоски и уныния. Главным героем выступает взрослый мужчина по имени Максим, семейный и вполне состоявшийся

  • Взаимопонимание с близкими людьми итоговое сочинение

    Человеку, несомненно, всегда нужно стремиться к взаимопониманию с близкими людьми. Это сделает его жизнь, и существование окружающих его людей намного счастливее. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея. Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу. Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной. К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине. Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Вариант 2

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.

В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку. Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.

Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.

Характер

Несмотря на все жизненные перипетии, тяжёлый деревенский быт и труд, Матрёна остаётся доброй, приветливой, просветлённой женщиной. Даже когда происходит что-то неприятное, она недолго хмурится. Отправляется в огород или в лес. Работа спасает её от переживаний, и снова лицо Матрёны освещается доброй улыбкой. Так происходит и когда она хлопотала о назначении пенсии по потере кормильца. Никто не помогает ей, приходится женщине наматывать километры от своей деревни до сельсовета. Но Матрёна не ропщет, а только радуется, когда всё у неё получается.

Добротой её пользуются все кому не лень: колхоз, в котором она уже не работает, соседи, родные сестрицы. Никто даже не ставит под сомнение, что она придёт на помощь по первому зову. А вот самой Матрёне никто не помогает, лишь единственная подруга Маша, помогает ей в те дни, когда она не может встать из-за непонятной болезни.

Отсутствие детей омрачало жизнь Матрёны. Но и тут она находит выход, обратившись к жене Фаддея. Им Бог дал тоже шестерных детей. Младший родился, когда они были уже пожилые. Матрёна выпросила у них на воспитание одну из дочерей. Кира прожила с ней более десяти лет. Но пришло время, и повзрослевшая девушка вышла замуж и уехала в другой посёлок.

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».

«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Вариант 4

Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».

Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.

Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?

Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.

С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.

История создания

Писатель Александр Солженицын

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.

'Иллюстрация к рассказу Солженицына

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Двор Матрёны

Символично название рассказа. Двор Матрёны Васильевны, её дом и подворье являются своеобразным отражением натуры хозяйки, её судьбы. Здесь прошла вся её жизнь, здесь она трудилась и рожала детей, ждала с войны мужа, любила и страдала. Матрёнин двор, как это ни парадоксально, стал причиной гибели героини. Она умирает из-за разобранной горницы, части дома, давно обещанной приёмной дочери Кире.

Дом Матрёны поражает скудостью убранства, почти запущенностью, в нём нет создающих уют обывательско-мещанских мелочей: бумажных цветочков вокруг фотографий и открыток на стене, салфеточек, вышитых скатертей и наволочек. Женщина не слишком озабочена созданием уюта в своём доме, не любит готовить. То, что подаётся на стол, не отличается ни разнообразием, ни вкусом.

Дело вовсе не в лени хозяйки. Она труженица по природе. Труд — средство от невзгод, отдых, способ забыть об обидах и единственно возможный смысл жизни. Работа возвращает на её лицо добрую улыбку. Если Матрёна Васильевна не занята на огороде, то идёт в лес за ягодами, за травой для козы, или, взяв мешок, отправляется за торфом. Никогда не откажет ни родне, ни соседям, ни колхозу в помощи и будет с полной отдачей трудиться на чужом участке, не прося за это никакого награждения. Просто ей жаль времени для себя, собственного уюта и благополучия. Она привыкла довольствоваться малым, самым необходимым.

«…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…»
«…Была она одинокая кругом…»
«…живет она одна и никто ей не помогает…»
«…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…»

У Матрены и ее мужа Ефима было 6 детей, но все они умерли в раннем возрасте:

«…а у Матрены с Ефимом дети  не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый.»

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей…»  

О внешности Матрены известно следующее:
«…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…»
«…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…»
«…от морщин, от будничного небрежного наряда…»
«…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…»
«…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…»
«…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…»
«…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…» (о лице Матрены)
«…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…»
«…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели <…> Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…» (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
«…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…»

У Матрены слабое здоровье. Время от времени у нее случаются приступы какой-то болезни: 
«…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти <…> Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…»
«…она была больна, но не считалась инвалидом…»
«…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…»

Она является бедной женщиной. К сожалению, только незадолго до смерти ей удается добиться назначения пенсии: 
«…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…»
«…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…»
«…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…»

Матрена живет в старом скромном доме: 
«…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…»

Она является сердечной и простой женщиной:
«…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…»

Матрена  вежливая женщина: 

«…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…»
«…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…»

Она является деликатной, воспитанной женщиной:

«…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..»

Матрена  совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:
«…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…»

Она не гонится за деньгами и имуществом:
«…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…»
«…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
«…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей ур*дов и злодеев…»
«…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»

Она является доброжелательной женщиной: 
«…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…»

Матрена  общительная женщина:
«…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…»

Матрена  нежадная женщина: 
«…избу бы не жалко, живите…»
«…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…»

Она является отзывчивым человеком. Она помогает людям бесплатно:
«…глупая, помогала чужим людям бесплатно…»
«…по-глупому работающая на других бесплатно…»
«…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
— Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать…»

Матрена  независтливая женщина:
«…еще говорила без тени зависти:
— Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..»

Она является бескорыстным человеком. Она не берет денег за свою помощь:
«…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать.
— Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…»

Она является праведной душой, по мнению ее квартиранта Игнатича:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…»

Матрена  безгрешная душа: 
«Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…»

Матрена  трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:
«…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…»
«…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…»

Матрена встает рано  в 4-5 утра:
«…Матрена вставала в четыре-пять утра…»

Матрена держит в доме кошку, которую подобрала из жалости: 
«…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…»
«…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…»

Она любит фикусы, комнатные цветы. У нее в доме имеется много фикусов

«…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…»
«…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…»
«…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…»

Из домашнего скота у Матрены есть только коза. Корову она не может себе позволить, так как ее нечем будет кормить: 
«…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..»
«…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…»

У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:
«…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…»
«…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…»

Трудолюбивая Матрена всегда чем-то занята:
«…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…»

Матрена является верующей, но при этом суеверной женщиной:
«…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия <…> Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» <…> Может быть, она и молилась, но не показно…»

Она боится пожаров, молний и поездов:
«…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…»

Когда Матрена слушает радио, она приходит к выводу, что ей нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина:
«…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:
— А вот это — по-нашему… — прошептала она…»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея. Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу. Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной. К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине. Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

История создания

Писатель Александр Солженицын

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.

'Иллюстрация к рассказу Солженицына

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева

– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич.

Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины. Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться. Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений. Образ Матрены — глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей. В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым. Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду. Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру. Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться. То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова. Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром». Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера. Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Разные

Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Она представляет собой пример простодушной русской женщины.

Матрёне около шестидесяти лет, живет всю сознательную жизнь деревне Тальново. Она имеет бледно-голубой цвет глаз. На круглом морщинистом лице нередко проявляется её болезнь, но сохраняется лучезарная улыбка. Говорит Матрёна всегда ласково, хотя речь её изобилует ошибками.

Матрёна – женщина суеверная, во всём следует народным приметам, из-за чего автор называет её язычницей. При этом она часто говорит «с Богом!» или «ей-богу!», не придавая этому большого значения. В избе есть красный угол, и, как полагается, по праздникам Матрёна зажигает лампадку.

нейросеть

Судьба Матрёны довольно трагична. Не дождавшись возлюбленного Фаддея с фронта, она по совету родных выходит замуж за его брата. Через некоторое время после этого Фаддей всё-таки возвращается и поначалу даже угрожает супругам. Однако не желая брать на себя греха братоубийства, он заводит свою семью. Дети Матрёны все умирают вскоре после рождения, и она решается взять на воспитание дочь Фаддея. Когда приемная дочь от неё уходит и муж умирает, она остаётся совсем одна.

Несмотря на все пережитые трудности, Матрёна остаётся человеком добрым и бескорыстным. Она никогда не падает духом и в постоянных бытовых заботах сохраняет оптимизм. Матрёна всегда готова помочь словом и делом. Она регулярно самозабвенно благодетельствует односельчанам в любых их бытовых делах, встаёт каждый день рано утром. За свой труд Матрёна не спрашивает никакой награды, а в своём доме хозяйничает сама, хотя на это её сил не всегда хватает. Работа помогает забыть ей беды и неудачи.

Матрёне не свойственно привязываться к материальным благам. Её дом обустроен довольно просто, даже бедно, хоть и был рассчитан при строительстве на большую семью. Главными его богатствами ялвяются многочисленные горшки и кадки с фикусами и хромая кошка. Не без сомнений Матрёна даже соглашается отдать своей воспитаннице Кире с мужем горницу, являвшуюся длительное время значительной частью её неизменного жилища.

Обобщая сказанное, можно сказать, что Матрёна представляет собой поразительно доброжелательную и бескорыстную праведницу, которая, не смотря на сложную судьбу, не придаётся отчаянию, а напротив старается отдавать все свои силы на благо общества.

Характеристика Матрёны

Матрёна – главная героиня в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Всем хорошо известно, что создатель произведения был писателем-гуманистом. Именно поэтому перед нами предстал образ чистой и доброй женщины.

Повествование ведётся не от автора, а из уст героя-рассказчика, который приехал в деревню «Тальново» работать учителем. С ним мы знакомимся со всеми персонажами и событиями произведениями.

Игнатич – так зовут рассказчика, вышел из тюрьмы и поселился в доме Григорьевой Матрены Васильевны. Женщина изначально не хотела, чтобы в её доме жил посторонний мужчина, настаивала переехать в другое место, но Игнатич не был привередливым, его устраивало его тихое скромное жилище.

Матрена была простодушной и доброй женщиной лет шестидесяти, жила она одна, потому что её муж не вернулся с войны, а все шестеро детей погибли ещё в младенческом возрасте. В её доме обитали только кошка, мыши и тараканы. В каком-то смысле, с приездом учителя жизнь Матрёны была уже не такой одинокой, отныне ей было с кем разговаривать, ради кого стряпать еду и прибираться в избе.

Игнатич описывает лицо Матрёны болезненным, желтые мутные глаза, усталый горький взгляд. Периодически неизвестная болезнь нападала на неё, от чего Матрёна могла по нескольку дней не вставать с печи. В молодости она хотела выйти замуж за Фаддея, но война забрала его на несколько лет, и тогда её пришлось свататься с его младшим братом. Когда Фаддей вернулся домой, Матрена была уже замужем, и тогда ему пришлось выбрать другую невесту, с которой они завели много детей. Так как все дети Матрены погибли, она взяла на воспитание дочь своего первого возлюбленного Киру. Но Кира выросла и ушла в дом жениха, муж умер, так бедная женщина осталась совсем одна.

Матрена –это женщина, которая не жила для себя, она жила для других. Она всегда помогала людям и работала, не взирая на свой возраст и болезненное состояние. В деревне все пользовались её простодушием и бескорыстием, они не понимали, зачем Матрёна отдаёт всё своё добро и всю себя чужим людям.

Закончила свою жизнь наша главная героиня очень трагично. Она погибла под поездом, когда помогала перевозить часть своей избы Кире. А во всём виноват был Фаддей. Её первый возлюбленный настоял на том, чтобы Матрёна отдала своё жильё Кире, не смотря на то, что это было её единственное имуществу, и то, что она прожила в этой избе почти всю свою жизнь.

`

Характеристика Матрёны в рассказе Матрёнин двор

Характеристика Матрёны в рассказе Матрёнин двор

Популярные сочинения

  • Сочинение Качества достойные уважения

    К качествам, достойным уважения, можно отнести верность, честность, доброту. Эти черты человеческого характера присущи не многим людям, но их нужно в себе вырабатывать. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

  • Сочинение по рассказу Уроки французского (6 класс)

    Главному герою рассказа, как и другим жилось не легко . Приходится переживать самые трудные времена. И кроме этого он учился, хоть и учёба давалась ему нелегко и чувство долга, ответственность

  • Сочинение по картине Русь подмосковная Щербакова (8 класс)

    Картина Бориса Щербакова под названием Русь подмосковная невероятно светлая и красивая. На ней показана вся красота русской природы. Чтобы показать всю красоту природы, художник изобразил загородную местность

Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого!
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминает свою молодость так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить». Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…». И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде — и погибла.
И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену». «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. — Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну — пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены — как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда — испуганное, девичье, перед страшным выбором».
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возврат к первоначальному названию — «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

  • Как раскрывается тема любви в рассказе легкое дыхание
  • Как разделить на смысловые части сказку о царе салтане
  • Как раскрывается тема любви в рассказе бунина темные аллеи
  • Как развить эстетический вкус сочинение
  • Как раскрывается тема крепостного права в рассказе тупейный художник