- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина
Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина
Произведение Гаршина Всеволода Михайловича «Сказка о жабе и розе» показывает красоту и быстротечность жизни. Каждый раз, когда расцветает роза, она проживает прекрасные мгновения. Так же и с людьми. Но время очень быстро убегает, словно песок сквозь пальцы. В мире существует не только прекрасное, рядом с ним находит свое место и уродливое. В этом образе выступает жаба. Она старая, неприятна, отвратительная даже можно сказать.
В этом есть свой смысл. На жизненном пути всегда попадаются проблемы, враги. Она символизирует все те ужасные вещи, с которыми сталкиваются живые существа. Роза — нежный цветок, который наслаждается каждому мгновению жизни, чего нельзя сказать о другом персонаже. Для нее главное сытно и вкусно поесть.
Очень интересно, что сказка предназначена для детей, но каждый взрослый может вынести оттуда свою мораль. Так же очень сильным контрастом между жизнью и смертью является мальчик. Прошлое лето он играл, читал книги и проводил почти все свое время в саду. Сад был его собственной планетой, где Он был хозяином. И никто другой. Это показывает, как окружающая среда способствует развитию личности, его интересам. В этом месте мальчик познакомился ближе с природой. Он знал практически каждый кустик, цветочек, стебелек. Он любил сад, берег его.
Меньше чем через год он уже лежит в кроватке, не в силах даже поднять голову. Он тяжело заболел и не может увидеть всей красы Его сада. Жизненные преграды всегда забирают возможность для самого лучшего. В этом вся ирония. В это же время жаба хочет удовлетворить свое желание — сломать прекрасные цветок. Роза переживает, что ее жизнь закончится вот так глупо и напрасно. Она хочет умереть любым другим способом, но не из-за этого ужасного существа. Ей важно, как она закончит пусть и короткий, но путь.
Несмотря на всю настойчивость жабы, сестра героя срезает розу для своего брата. Роза довольна таким раскладом, ей приятно, что она смогла принести радость этому ребенку. За столь короткую жизнь смогла отыграть большую роль, чем никем не виданного цветка в заросшем саду. Она смогла украсить похороны героя так, как никакой дугой цветок. Потому что она была чиста и неприкосновенна так же как и маленький мальчик..
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Байрона Паломничество Чайльд-Гарольда сочинение
«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье
- Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил
Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: Как один мужик двух генералов прокормил.
- Сочинение Друг познается в беде по пословице 7 класс рассуждение
В детстве у каждого человека всегда очень много друзей. Беззаботные игры, прогулки по родным дворам объединяют малышей. Если с одним из друзей происходит какой-то разлад, ссора, на замену ему тут же находится несколько новых партнеров для игр
- Образ и характеристика Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение
В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.
- Женские образы в Преступлении и наказании Достоевского
Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.
251
путешественница» (1887). Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится символом неудержимого стремления к свободе (»Attalea princeps’’). Сказочная коллизия (столкновение противоположных сил, интере-
сов, стремлений) этого произведения характеризует его умонастроение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, пред-
ставляется ему не достижимой. Но столь же сильны и реалистические ос-
нования творчества писателя. На создание сказки, по собственному утвер-
ждению Гаршина, его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду.
Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860-1931) писатель выступал как библиограф произведений для детей, как редактор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале »Родник» впервые появилась сказка Гаршина »Лягушка — путешественница», ставшая вершиной творчества пи-
сателя.
Пространственно-временная организация »Лягушки-путешественницы»
— от сказки: »Жила-была на свете лягушка-квакушка. <…> Однажды
она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги». А точность и реалисти-
ческое правдоподобие деталей — от реалистического рассказа: до юга ле-
теть »три тысячи верст», утки решили переменяться »каждые два часа»;
утки летят на юг осенью, »над сжатыми полями, над пожелтевшими ле-
сами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все его персона-
жи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилась. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.
Главный признак сказочного мира — его неправдоподобие. Но в произ-
ведении Гаршина все авторские комментарии предстают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (ля-
252
гушки), и это качество сказки писателя оригинально. Автор »Лягушки-
путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказоч-
ной реальности — в реальность действительную и достоверную. Из народ-
ного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропо-
морфизма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зооморфизмом (сохранение внешности и повадок животных, свойственных им в настоящей, несказоч-
ной среде обитания). Можно заметить в сказках писателя также отголоски характерного для фольклорной сказочной прозы представления о благо-
дарном животном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор
»Лягушки-путешественницы» и положенный в основу известной русской сказки »Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обла-
дающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанро-
вого образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исход-
ная ситуация »Лягушки-путешественницы» характеризуется благополучи-
ем. Там нет ни нарушения запрета, ни деятельности вредителя, нет и не-
достачи — всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от »несчастия» к »счастью». Весь век лягушка »прожила бы благопо-
лучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист». Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайности. Однако не ею, а исключи-
тельно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется достижение или не достижение героем конечной цели. Трудную задачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объясне-
ния закономерное. Сказочный закон »все хорошо кончается» осуществля-
ется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путешествие лягуш-
ки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности — остаться дома. А гаршинская Ля-
гушка близка и понятна читателю, хотя далеко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудесного изменения в ходе событий. Два ка-
253
чества — ум и тщеславие — соединены писателем в одном персонаже, а
сюжетный конфликт автором »Лягушки-путешественницы» из внешнего,
физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке,
ни в басне.
Героине »Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается избежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может спра-
виться с собственными эмоциями, со своей »гордыней авторства». Уж очень Лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом: прицепившись за прутик,
концы которого взяли в свои клювы утки. Вот она и квакнула не вовремя,
закричала изо всей мочи: »Это я! Я!». А в результате »полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, »бултыхнувшись» в
грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская Лягушка по-русски сметли-
ва: попав впросак, умеет вывернуться, что очень характерно и для нацио-
нальных анекдотов, и для персонажей устной бытовой сказки и народной драмы про Петрушку, и для действующих лиц отечественной литератур-
ной комедии. Свое неожиданное появление в новом месте героиня объяс-
няет вполне убедительно: »Я заехала к вам посмотреть, как вы живете. Я
пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпусти-
ла». Конечно, утки уж никогда не вернуться, потому что думают, что
»квакушка разбилась о землю». Но они »очень жалеют ее». Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.
Зато жаба из »Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отврати-
тельна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна,
мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт Добра и Зла, Красоты и Уродства, Жизни и Смер-
ти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и само-
пожертвование, любовь и дружба, участие и стремление к действенной
254
помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных,
растения.
Мотивы и образы аллегорических философских притч В.М. Гаршина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешест-
вуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в его сказках реа-
листическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий чело-
век обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помо-
гая ребенку взрослеть, Гаршин проявляет чуткость и дальновидность. Мо-
жет быть, прежде всего, именно это имел в виду И.С. Тургенев, оценивая талант писателя как »несомненный» и »оригинальный».
Вопросы и задания
1.Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В.М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?
2.Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?
6.6. МИР ДЕТСТВА В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА
Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в историю русской литерату-
ры как мастер психологического анализа, как великий драматург, пьесы которого разгадывает не одно поколение режиссеров. Он не был детским писателем, однако понимал, какое значение может иметь для детей литера-
тура.
Два своих рассказа о животных — «Белолобого» и «Каштанку — «Чехов адресовал детям. Посылая их для организуемой детской библиотеки, писа-
тель характеризовал свои произведения как «две сказки из собачьей жиз-
ни». «Белолобый» был впервые напечатан в журнале «Детское чтение» в
ноябре 1895 года. Содержание рассказа — это небольшой эпизод из жизни старой волчицы, пытавшейся украсть овцу на зимовье, но в суматохе схва-
тившей щенка, который прибежал за ней в логово, стал играть с волчатами,
и волчиха не смогла его съесть.
Чехов наделяет зверя человеческими способностями (прием антропо-
морфизма): волчиха вспоминает, как летом около зимовья паслись овцы,
соображает, что теперь, в марте, в хлеву должны быть ягнята. Белолобый,
255
крупной породы щенок вызывает в ней разные чувства. Сначала отвраще-
ние и досаду — она рычит на него; потом, когда она решает все-таки съесть его, а «он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним», ей становится противно. Отправившись на зимовье во второй раз,
она видит возвращающегося домой щенка и думает о том, как бы он не помешал ей. А когда это действительно происходит (щенок прыгает к вол-
чихе на крышу хлева, а потом в дыру и, залившись радостным лаем, будит всех обитателей сарая), волчиха уходит прочь.
Так же, как и в «Белолобом», в «Каштанке» Чехов соединяет два видения мира — глазами животного и глазами человека. Незатейливая, на первый взгляд, история потерявшейся собаки на глазах читателя разворачивается в рассказ о взаимоотношениях человека и животного, который испытывает человеческие чувства привязанности и верности, по-своему (но почти по-
человечески!) переживает, радуется и страдает и в этих переживаниях под-
час оказывается благороднее человека.
Чехов словно сопоставляет два мира — человека и животного, и столяр,
который называет собаку ничтожным «насекомым существом», на самом деле ничтожен сам, поскольку в пьяном угаре действительно нередко теря-
ет человеческий облик.
Автор с самого начала обращает внимание читателя не только на внеш-
ние черты поведения Каштанки (потерявшись, она бегает, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую), но и на то, в каком «душевном» состоянии она находится: беспокойно оглядывается по сторонам, плачет, грустит,
тоскует. Она «думает», пытается вспомнить, как она заблудилась. Она об-
ладает своим временем — прошлым, настоящим и — кто знает? — может, и
будущим. Прошлое дано в ее воспоминаниях, она его поэтизирует, не-
смотря на то, что в нем, казалось бы, и не было ничего отрадного: она не-
доедала, спала под верстаком на стружке, столяр-пьяница частенько бил и ругал ее, Федюшка выделывал с нею такие фокусы, что у нее «зеленело в глазах и болело во всех суставах». Но в ней живет привязанность к дому,
256
верность и преданность людям, которые были ее хозяевами. А на людей Каштанка смотрит со стороны, для них у нее своя иерархия: «Все челове-
чество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на за-
казчиков; между теми и другими была существенная разница: первые име-
ли право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры». Она возвращается к старым хозяевам, и это отрадно для нее: привязанность,
любовь, верность оказываются выше сытости, удобств, тщеславия, блеска славы.
Чехов радовался успеху у детей этого рассказа, и заботился о красоч-
ном, иллюстрированном его издании, даже сам искал портрет собаки для обложки. А в одном из писем он замечал, что, по мнению детей, он гениа-
лен, так как написал рассказ «Каштанка».
Сама же «детская тема» возникает у Антоши Чехонте с первых его лите-
ратурных шагов. Уже в «Осколках московской жизни» он пишет о воздей-
ствии на детей массовых бульварных произведений. Возможно, именно низкосортность произведений, адресованных детям, вспоминается А.П.
Чехову, когда в письме к Г.И. Россолимо40 он замечает:
» …так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. <…> Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений; уметь выбирать лекарство и дозировать его — это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок» (12, 53)41.
А.П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей, во многом продол-
жая традиции Л. Толстого и С. Аксакова, однако, в отличие от них, он не выделял для себя отдельно детской темы. Но если предшественники писа-
теля были в основном сосредоточены на изображении того, как ребенок воспринимает события, происходящие вокруг него, как ощущает перемены в своем внутреннем мире, то в центре внимания чеховского рассказа о де-
40Г.И. Россолимо в 1900 г., когда написано письмо, был председателем отдела семейного воспитания педагогического общества.
41Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1960-1964. В дальнейшем цитаты делаются по этому изданию с указанием в тексте тома и страницы.
257
тях впервые оказывается противопоставленность двух равных по значи-
мости миров — детского и взрослого. Если, например, у С. Аксакова вни-
мание повествователя было направлено, в основном, на окружение героя, а
у Л. Толстого на то, что происходит в душе ребенка, то Чехова интересует
взаимопересечение детского и взрослого мировосприятий на разных уров-
нях взаимодействия персонажей.
«У Чехова мы наблюдаем не только ребенка таким, как он кажется нам,
но и самих себя такими, как мы кажемся ребенку»42. Ребенок воспринимает мир естественно, а восприятие взрослого стереотипно, лишено непосред-
ственности и радости открытия. В момент утраты личностью детскости исчезает и способность к развитию. Именно поэтому категория детства, «детскости», в художественном мире Чехова является своеобразным кри-
терием, которым он оценивает истинность или ложность нравственных ис-
каний своих персонажей. В этом отношении Чехов продолжает Л. Толсто-
го, для которого сохранение детского начала во взрослом человеке — это потенциал для его дальнейшего развития, самоусовершенствования. Безус-
ловно, что опирается Чехов и на традиции Ф.М. Достоевского, для которо-
го детское начало в человеке — единственная возможность его спасения и будущей жизни.
Мир взрослый и мир детский в произведениях Чехова не изолированы абсолютно друг от друга — они лишь существуют по разным законам, в
разных измерениях. Они пересекаются, но принять друг друга чаще всего
не могут — и отсюда неизбежное противостояние, конфликт между ними.
Их взаимодействие и взаимопонимание возможны, но для этого необходи-
ма инициатива взрослого, который должен постараться принять способ мышления ребенка, его постижение мира и на этой основе взрастить взаи-
мопонимание.
Взаимодействие ребенка и взрослого в произведениях Чехова чаще все-
го конфликтно. Этот конфликт в художественном мире писателя зачастую
42 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.323-360.
258
оказывается этапным моментом становления личности маленького героя.
По степени соотнесенности детского и взрослого миров и конфликтности в отношениях между ними можно говорить о трех группах рассказов в че-
ховском творчестве:
1.рассказы, в которых преимущественно характеризуются особенности
«детского» мира («Детвора», «Кухарка женится», «Гриша»);
2.рассказы, раскрывающие особенности взаимодействия взрослого и дет-
ского миров («Событие», «Житейская мелочь», «Дома»);
3.рассказы, в которых изображается трагический переход ребенка во
взрослый мир («Беглец», «Ванька», «Спать хочется»).
Однако следует заметить, что подобная классификация, как и любая другая, носит условный характер, и часто содержание произведений не ис-
черпывается их отнесением только к одной из названных групп, поэтому многие исследователи, кладя в основу классификации иные признаки, оп-
ределяют у Чехова и другие группы рассказов. Так, И.Н. Сухих отмечает у Чехова группу произведений, в которых писатель не только создает образ маленького героя, но и воссоздает его взгляд и голос, ведет повествование в его «тоне и духе». Он отмечает, что такие рассказы вошли в подготовлен-
ный писателем сборник рассказов о детях «Детвора», который вышел свет в 1889 году и включал рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Степь». К произведениям с подробной организацией по-
вествования примыкают «Устрицы», «Кухарка женится», «Тайный совет-
ник».
Такой повествовательный принцип — взгляд ребенка — строго выдержан с начала до конца в одноименном рассказе «Детвора» (1886), давшем назва-
ние сборнику. По воспоминаниям М.П. Чехова, летом 1885 года Чехов бы-
вал в семье полковника Маевского: «Жили в Воскресенске еще две-три ин-
тересные семьи, но центром всей воскресенской жизни была все-таки се-
мья Маевских. У них были очаровательные дети — Аня, Соня и Алеша, с
которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе
259
«Детвора»43
Сюжет рассказа внешне незамысловат: в отсутствие родителей несколь-
ко детей разного возраста играют в лото, а потом все засыпают. Подражая взрослым, играют на деньги, которые для них не имеют никакой цены, и
копейка оказывается дороже рубля. Возраст детей разный: Соне шесть лет,
а Вася — уже ученик пятого класса.
Уже в начале рассказа Чехов воспроизводит детское восприятие мира.
Взрослые уехали на крестины «к тому старому офицеру, который ездит на
маленькой серой лошади» (3, 427). Дети не могут уснуть, поскольку им очень хочется узнать от мамы, «какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?»( 3, 427).
Дети не просто играют в лото — они играют во взрослую игру, играют в азартных игроков, подражая взрослым, и это подражание сталкивается с детской непосредственностью, которая определяет их поведение. Вот Гриша — «…маленький, девятилетний мальчик… <…> Он уже учится в подготовительном классе, а потому считается большим и самым умным.
Играет он исключительно из-за денег (3, 427)». Сестра Гриши Аня, «девоч-
ка лет восьми», следит за игроками, поскольку боится, как бы кто не выиг-
рал. Деньги ее не интересуют, «счастье в игре для нее вопрос самолюбия».
Другая сестра, Соня, по-кукольному красивая, умиляется от самой игры: «Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши»(3, 428).
Алеша, «пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты». Он играет, поскольку рад тому, что из-за игры его не укладывают спать. Его интересует не столько сама игра, сколько неизбежные недора-
зумения, которые возникают во время нее: » Ужасно ему приятно, если кто обругает или ударит кого»(3, 428).
Самое замечательное в рассказе — это разговоры, которые ведут дети.
Взрослые темы переплетаются с детской наивностью и простодушием. Вот Соня, сделав партию, кокетливо закатывает глаза, называет Филиппа Фи-
43 Вокруг Чехова. — М.-Л., 1933. — С. 114.
260
липпыча нехорошим человеком, поскольку он вошел в детскую, когда она была в одной сорочке, — и тут же смотрит, как Андрей пытается шевелить ушами, а потом первой засыпает, в то время как все ищут под столом ко-
пейку. Дети ведут ее на мамину постель, но сон настолько оказывается сладким, что засыпают все, позабыв и азарт, и взрослые разговоры. «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры»!(3, 432).
В рассказах «Кухарка женится» и «Гриша» мы видим столкновение не-
посредственного детского сознания с миром взрослых людей, чуждым и непонятным им. Однако построены они различно.
В рассказе «Кухарка женится» Гриша, «семилетний карапузик», пытает-
ся понять неведомое ему до этого явление — сватовство извозчика Данилы к Пелагее, служившей в их доме кухаркой, и свадьбу, которая вскоре после-
довала. Мальчик не может уяснить, «зачем это жениться?» — тем более — на извозчике «с большой каплей пота» на красном носу. В качестве исключе-
ния можно жениться на папаше или Павле Андреиче: «…у них есть золо-
тые цепочки, хорошие костюмы, у них всегда сапоги вычищенные». Грише жаль Пелагею, он называет ее бедной, ему кажется, что она горько плачет,
оттого что теперь «явился какой-то чужой, который откуда-то получил право на ее поведение и собственность». А во сне мальчик видит, как Пе-
лагею похищают злой Черномор и ведьма. В рассказе детский и взрослый миры сосуществуют, они лишь соприкасаются. Мальчик все время под-
глядывает или невольно подслушивает то, о чем говорят взрослые, не пы-
таясь проникнуть в мир взрослых.
В рассказе «Гриша» внешний мир, с которым сталкивается маленький персонаж, предстает целиком в его восприятии. Гриша, «маленький пух-
лый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару» (4, 107). Он попал в новый большой мир, который поразите-
лен и не похож на то, к чему Гриша привык. «До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир», в котором появляются няня, мама и кошка:
Чему учит сказка «О жабе и розе»
На чтение 4 мин Опубликовано 27.12.2021 Обновлено 27.12.2021
Творческое наследие русского прозаика Всеволода Михайловича Гаршина представлено произведениями краткой формы – рассказами, очерками, новеллами. Среди них есть пять литературных сказок для детей и взрослых. Две сказки входят в программу по литературному чтению для учащихся четвертого класса средних общеобразовательных школ: «Лягушка-путешественница», ставшая последним произведением автора, и написанная в 1884 году «Сказка о жабе и розе».
В этом трогательном и минорном сочинении наиболее ярко выражена главная тема творчества В.М. Гаршина – обращение к внутреннему миру людей, окруженных немилосердной действительностью. Автор размышляет о судьбе и предназначении человека, о высокой цели прекрасного, о любви и сострадании, о борьбе добра со злом.
Своеобразие сюжета
Художественная особенность «Сказки о жабе и розе» состоит в том, что в ней объединены две истории – настоящая и придуманная. Они не просто взаимосвязаны, а тесно переплетены и влияют друг на друга.
- Реальная история описывает события из жизни неизлечимо больного мальчика семи лет и его старшей сестры. Девочка старается облегчить печальную участь умирающего братика и выполняет его последнее желание. Он просит принести из сада единственный цветок, появившийся на розовом кусте за время его болезни. Сад запущен, забор покосился, все заросло сорняками, потому что Вася не может гулять и ухаживать за своими любимыми растениями – он лежит в постели.
Маша вышла в сад и срезала розу для больного брата. Тот, увидев любимый цветок и вдохнув ее аромат, озарил мир последней улыбкой и умер. На прощании с Васей роза не украсила его гробика или могилы вместе с другими цветами, а была поставлена в отдельную вазу. Девочка поцеловала розу с благодарностью за то, что она доставила брату последнюю радость и облегчила его кончину. Цветок засушили, а потом отдали автору этого рассказа – в память о светлой душе безвременно ушедшего из жизни ребенка. - Сказочный сюжет показывает взаимоотношения двух одушевленных персонажей, обителей местного сада – красивой благоухающей розы и уродливой пупырчатой жабы. Прекрасный цветок понимает, что его век короток и предопределен природой – распуститься из бутона, отцвести и завянуть на розовом кусте. Но роза боится погибнуть преждевременно, став жертвой старой и злобной жабы. Примитивное и низменное создание восхищено цветком по-своему, по-жабьи: вместо созерцания красоты хочет ею завладеть. Жаба не голодна, она просто собирается сожрать то, что очень привлекает ее своим приятным запахом и сильно раздражает красотой.
Девочка вышла в сад в тот момент, когда жаба уже была готова уничтожить цветок. Мерзкая тварь еще вчера пыталась добиться цели, но поранилась о шипы. Теперь она придумала, как по-другому добраться до розы – взобравшись на соседние ветки. Жаба от злости даже бросилась на прогонявшую ее Машу, но смогла допрыгнуть лишь до края ее юбки. Гадкое земноводное отступило, когда отважная девочка пнула его ногой.
Чему учит сказка
Автор показывает читателю, насколько коротка может быть жизнь, и что надо наполнять ее смыслом, а не превращать в простое существование. Роза наглядно демонстрирует, как важно творить добро и приносить пользу. Она порадовала мальчика, облегчила его кончину, сделала последние мгновения его угасающей жизни спокойнее и светлее. Возможно, в этом и состояло ее предназначение.
Сюжет сказки раскрывает альтернативу в восприятии прекрасного – созерцание или уничтожение. Благоухающая роза – воплощение спасительной красоты и совершенства, которые украшают мир, несут радость и добро. Мерзкая жаба олицетворяет зло и разрушительную силу ненависти. Ее низменная душа не способна понять прекрасное и не приемлет добро. Она живет лишь инстинктами, а потому стремится подавить и разрушить все, что несет благо.
В целом сочинение Гаршина провозглашает идеи человеколюбия, жертвенности, противостояния насилию и жестокости. «Сказка о жабе и розе» учит любить и сострадать, совершать достойные поступки, стремиться быть красивыми не только снаружи, но и внутри – в помыслах, в сердце и в душе.
Любое живое существо призвано на Землю, чтобы дарить радость окружающим, быть полезным обществу. Именно это главная мысль «Сказки о жабе и розе». Анализ произведения Всеволода Гаршина раскрывает способы, которыми автор доносит до маленьких читателей, насколько важны в мире животные, растения, люди, насекомые — все, что дышит, растет, окружает. Даже самая короткая жизнь проходит не зря, если приносит радость хотя бы одному человеку.
Оглавление:
- Сюжетная линия
- Основная мысль произведения
- Трогательная история о жизни и смерти
Сюжетная линия
Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.
Все события разворачиваются в заброшенном цветнике, находящемся около деревенского домика. Именно здесь проживают центральные действующие персонажи сказки.
Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.
Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.
Основная мысль произведения
Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:
- Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
- Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
- Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
- Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.
Основная же мысль произведения Гаршина о розе и жабе заключается в том, что любая (даже самая короткая) жизнь будет пройдена не зря, если за отведенный период удалось принести радость человеку. Писатель учит маленьких читателей наслаждаться каждым мгновением, ценить приносящие умиротворение моменты, не завидовать.
Трогательная история о жизни и смерти
Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:
- Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
- Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.
Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.
Ведь хотя оба героя умерли, их смерть светла: роза позволила мальчику улыбнуться, перед тем, как он умер, ее смерть не была ужасной и случайной. А Вася умер с чистым и добрым сердцем.
Урок литературы в 6 классе
Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Цели: — учить ребят анализу произведения;
— формирование навыков разбора текста;
— воспитание интереса к литературе.
Ход урока
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания
- Тема.
- Знакомство с планом разбора анализа литературно-художественного произведения
- Работа по плану анализа литературно-художественного произведения
(примерная схема)
- История создания.
- Тематика,
- Проблематика,
- Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Характеристика центральных персонажей,
8. Сюжет. Особенности строения конфликта.
9. Роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, обстановки действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждения, отступления).
11. Композиция сюжета и отдельных образов.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Ответы:
1. История создания.
В.М.Гаршин — автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.
- Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. — о прекрасном и уродливом(безобразном).
- Проблематика: красота человеческой души.
- Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.
- Жанр-сказка.
- Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Главная роль в произведении отведена резе — олицетворению прекрасного, и жабе — герой безобразный, вызывающий отвращение.
- Характеристика центральных персонажей.
Роза — нежная, роскошная. «…Она распустилась в хорошее майское утро; …она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом… Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой…»
Жаба. «…А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу…»
Вася — мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.
Маша — его сестра — девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги… «спасает» розу от жабы..
- Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике — роза, жаба; и в комнате — умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.
Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу).
- Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика — все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д…..
- Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что писатель решил поставить рядом такие контрастные картины (описание розы (прекрасного) и жабы (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души…
- Композиция сюжета и отдельных образов.
- «Сказка о жабе и розе» в творчестве В.М.Гаршина занимает не последнее место, так как это произведение он адресовал детям…
- Творчество В.М.Гаршина было высоко оценено Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и другими писателями. Тургенев писал Гаршину: «Каждый стареющий писатель, искренне любящий своё дело, радуется, когда он открывает в себе наследников: Вы из их числа».
- Домашнее задание.
Закончить работу по плану самостоятельно.
- Итог урока .Оценки.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Гаршина Жаба и роза
Анализ сказки Гаршина Жаба и роза
Произведение под названием «Жаба и роза» написано Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Анализ данного произведение представлен в этой статье.
Произведение относится к жанру сказки, так как в нем присутствуют волшебные и сверхъестественные вещи.
Главными героями являются роза, жаба, брат и сестра Вася и Маша.
По сюжету сказки больной мальчик по имени Вася очень любил сидеть в саду, где росла прекрасная роза и противная жаба. Вот однажды мальчик был при смерти, и роза зацвела в то время, пока он лежал в своей постели. Жаба решила навредить Васе, съев прекрасный цветок. Роза поняла это и решила попросить помощи у Васиной сестрички – Маши. Она срезала цветок для брата. Вася вдохнул прекрасный запах и с улыбкой ушел из этого мира. Когда были похороны, то цветок поставили у гроба ребенка. Через некоторое время его засушили в книге.
В данной сказке использованы символы. Роза символизирует добро и красоту, а жаба олицетворяет зло и уродство. Как повелось, добро всегда побеждает зло. Роза, что была высушена в книге, будет жить вечно, а противное земноводное умрет.
Смысл произведения заключен в том, что даже самое короткое существование должно иметь суть. Роза принесла мальчику маленькую радость перед смертью. Это стало смыслом жизни для розы. Благодаря этому улыбнулась и сестра ребенка.
В то время жаба очень злилась и в итоге ничего не получила. Это существо жило только для себя, мало того, что оно было уродливым, но и хотело уничтожить прекрасное.
Можно провести параллель с реальной жизнью. Многие музыканты, поэты умирают в раннем возрасте. Но они приносят радость другим людям своим творчеством: песнями, стихами, харизмой. Они остаются жить вечно в памяти. А есть те, кто проживают свою жизнь, вредя другим – о таких не вспоминают хорошим словом.
Образец 2
Данное произведение было создано В.М. Гаршиным в 1884. Литературоведы полагают, что толчком к написанию истории послужил случай, который произошел во время концерта А.Г. Рубинштейна. Как гласит история, Гаршин заметил, как довольно неприятный по внешнему виду мужчины буквально «пожирал» музыканта глазами. Красота души человеческой вдохновила Всеволода Гаршина на написание одной из его лучших работ — сказки «Жаба и роза».
Действие произведение происходит параллельно в двух «мирах»: в цветнике разгорается история розы и жабы, а в комнате Маша спокойно читает умирающему брату книгу.
В сюжете сказки можно увидеть четыре главных героя: Вася — семилетний мальчик, который заболел; Маша — сестра Вася, читает брату книги, а в конце истории спасает розу от жабы, сорвав цветок, чтобы поставить у постели брата;
В этой истории роза является олицетворением всего прекрасного, а жаба, следовательно, безобразного. Таким образом, автор желает передать читателям, детям и взрослым, любовь к возвышенному, показать границу между хорошим и плохим, красивым и безобразным. Роза и жаба подобно людям, воплощают в себе человеческие черты. Розы — все высокое, прекрасное и утонченное, жаба — полнейшую противоположность, ее можно назвать «олицетворением человеческих пороков». У читателя складывается такое впечатление, скорее из-за синонимичного ряда эпитетов, которые использует сам автор.
Споры о тематике произведения ведутся до сих пор. Одни настаивают на том, что основная тема — описание розы, другие — описание жабы. Третьи же считают, что тематика сказки заключается в сопоставлении, своего рода сравнении, описаний розы и жабы, вычленение их противоположности — возвышенного и низшего Всеволод Гаршин показывает, что не только добро и зло борется между собой. «Сражение» безобразного и прекрасного не остается в стороне, что можно наблюдать ежедневно.
В конце сказки, мальчик и роза умирают. И как бы ужасно не звучало, их смерти не вызывают негативных эмоций, наоборот, читатель видит, что герои были добры и прекрасны и не заслуживали жизнь « в муках», что грозила им. Роза подарила последнюю улыбку мальчику, следовательно ее смерть не была случайна. Мальчик же не умер со злобой в сердце.
Посыл сказки прост: остерегайтесь зла во всех его проявлениях, ведь добро во много раз прекрасней.
Анализ сказки Гаршина Жаба и роза
Несколько интересных сочинений
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека сочинение с примерами и аргументами
Путешествия давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Пандемия внесла свои коррективы, но не отбила напрочь желания менять города и страны, часовые пояса и климатические зоны, самолёты и поезда
- Крылатые выражения из комедии Горе от ума по действиям, явлениям
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
- Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение
В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.
- Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)
Сказочно — вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».
- Анализ пьесы Горе от ума Грибоедова (9 класс)
На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.