Как рассказать сказку пальчиковым театром

Мастер- класс для воспитателей

«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

                                                                                                         Подготовила: Зимирева И.В.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы пальчикового театра

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

    Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой вязаные фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует: развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. 

                                      Преимущества пальчикового театра:

— Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

— В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

— Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок, не сам исполняет роль какого — либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

 Пальчиковый театр можно использовать:

— для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)

— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)

— для закрепления речевого материала, который изучался на занятии

Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные). Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)

Способы изготовления пальчиковых кукол:

Игрушки в технике «Оригами»

Из бумаги и картона (конусные игрушки);

Из бумаги (плоские игрушки)

Из бумаги (папье-маше);

Из фетра или вискозных салфеток;

Вязаные игрушки.

Остановимся на изтовлении игрушек в разных техниках для  пальчикового театра, которые можно изготовить своими руками

1.Игрушки в технике «Оригами»

Материалы и инструменты: 

Бумага в форме квадрата

Порядок изготовления:

1) Сложите по схеме основу куклы.

2)Вырежьте и приклейте фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа).

3)Раскрасьте и нарисуйте мордочку (или сделайте глазки и носик из цветной бумаги).

Игрушка готова.

2.Куклы из бумаги и картона (конусные игрушки)  

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш

Порядок изготовления:

1)Вырежьте детали игрушки по контуру

2)Склейте конус-туловище

3)Приклейте на конус-туловище остальные детали в соответствии с номером. Игрушка готова

3.Плоские фигурки выполняются из картона.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, кусочки меха, пакля для волос и бороды, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА.

А) 1)На картон переведите контур персонажа и вырежьте.

2)С изнаночной стороны фигурки наклейте ткань (продублируйте) для прочности и приклейте колечко из картона для пальца (колечко тоже оклейте тканью).

3)Лицевую сторону персонажа оформите аппликацией из лоскутков ткани, кусочков меха, ниток, выделяя наиболее выразительные детали персонажа ( у кота в сапогах — шляпу с пером, сапоги; у Бармалея- лохматую бороду).

Б) «Танцующие пальцы» (ходилки). Материалы и инструменты: Лист картона, краски.

Порядок работы:

1)нарисуйте на листе картона фигурку.

2)Сделайте два отверстия для пальцев.

3)Вырежьте фигурку и, вставив пальцы в отверстия, «научите» её танцевать.

4.Куклы из бумаги (папье-маше) Материалы и инструменты: листы газеты, пластилин, клейстер, канцелярский нож, марля, краски, кисточка

Порядок работы:

  1. Из пластилина вылепить заготовку будущей игрушки так, чтобы она надевалась на палец.
  2. Сверху нанести слой кусочков газеты, смоченные водой.
  3. Обклеить слои газеты с клейстером, чередуя слой белой бумаги, слой газетных листочков.
  4. После высыхания заготовки, её разрезать. Вынуть пластилин и склеить обе половинки заготовки будущей игрушки.
  5. «Промарлевать» игрушку для крепкости.
  6. Заготовку прогрунтовать и расписать. Игрушка готова.

5.Пальчиковые куклы из фетра или вискозных салфеток.

Материалы и инструменты: цветной фетр или вискозные салфетки, нитки, иголки, ножницы,.крупный бисер или мелкие бусинки для глаз или можно просто глазки вышить, а на светлом фетре проставить точки водостойким маркером.

Порядок работы:

  1. По выкройке раскроим тело и костюм куклы.
  2. Сошьём по контуру тело и руки, костюм куклы швом «Вперёд иголка». Концы цилиндров-ручек соберем иголкой с ниткой швом «Через край». Один конец ручки пришьём к телу куклы около шеи, в другой — вставим ладошку, изготовленную в узелковой технике и закрепим иголкой с ниткой.
  3. Декорируем лицо или мордочку игрушки бисером, или просто можно вышить.

6.Вязанные игрушки.  Материалы и инструменты: пряжа для вязания (акриловая или хлопковая) различных цветов и оттенков; вязальный крючок (подбирается под толщину выбранной нитки);наполнитель для сказочного персонажа (обрезки синтепона, холлофайбера, силикона); глазки или бусинки для куклы;нитки и иголка для скрепления всех деталей.

Порядок работы:

Все игрушки вяжутся по одной схеме, отличаются только костюмы игрушек.

  1. Свяжите колпачок, который будет надеваться на палец. В зависимости от выбранного персонажа подберите необходимые по цвету и фактуре пряжу.
  2. Переходите к вязанию головы персонажа. Непосредственно перед сужением не забудьте наполнить полость синтепоном или холлофайбером. После завершения двенадцатого ряда постепенно начинайте убавлять вязание до трех петель, затем уберите вязальный крючок, затяните и закрепите. Концы нитей не обрезайте, они вам еще понадобятся для дальнейшего крепления.
  3. Вывязывайте уши разных цветов. Затем попарно сшейте две детали, формируйте персонажа.
  4. Костюм вывязывайте в зависимости от характера персонажа. Декорируйте.

Элементы декорации изготавливаются из картона и раскрашиваются гуашью, затем покрываются лаком. Устанавливаются на столе с помощью подставок из картона (как рамки для фотографий).

Сделав куклы и изготовив декорации мы приступаем к репетициям, отрабатывая связную  речь

    Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Благодарим вас за участие в мастер-классе!

Цель данных методических рекомендаций — оказание помощи логопедам в повышении эффективности работы по формированию связной монологической речи детей с ОНР.

Пояснительная записка

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д. ). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.

Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

  • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
  • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
  • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
  • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
  • Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи логопедам в повышении эффективности работы по формированию связной монологической речи детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.
б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2.  Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра
б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии
б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра
б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя , или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить . А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

— Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

— Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

— Пальчиковая гимнастика «Теремок».

— Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

— Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

— Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

— Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

— Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

— Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

— Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Выводы

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строился коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра.

Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности.

Список рекомендуемой литературы:

  • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.
  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  • Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл.
  • Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  • Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  • Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
  • Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
  • Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1.
  • Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.

Приложение № 1

Примерный речевой материал, используемый на занятиях.

1. Адаптированный текст сказки «Колобок».

Жили-были старик со старухой. Попросил однажды старик старуху испечь колобка. Наскребла старуха муки, замесила муку на сметане, состряпала колобок, и положила на окно остужаться. Колобок полежал, полежал, надоело ему лежать, взял он да и покатился. Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц. Захотел он съесть Колобка. А Колобок песенку ему спел:

Я Колобок, Колобок,
Румяный бочок.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк. Захотел Волк съесть Колобка. А Колобок ему песенку спел:

Я Колобок, Колобок,
Румяный бочок.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь. Захотел Медведь съесть Колобка. А Колобок ему песенку спел:

Я Колобок, Колобок,
Румяный бочок.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!

И опять покатился — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса. Захотела Лиса съесть колобка. А Колобок ей песенку спел:

Я Колобок, Колобок,
Румяный бочок.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, подавно уйду!

А хитрая лиса претворилась что плохо слышит и попросила Колобка сесть к ней на нос и спеть еще разок песенку. Сел Колобок к Лисе на нос, только запел песенку, а она его «Ам!» и съела.

2. Адаптированный текст сказки «Маша и медведь».

Жили-были дедушка да бабушка с внучкой Машенькой. Пошла Машенька однажды в лес погулять да заблудилась.
Ходила, ходила Машенька по лесу и нашла она избушку. Вошла Машенька в избушку. Нет никого. А в той избушке жил большущий медведь. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. Решил он что Машенька теперь хозяйкой у него будет. Погоревала Машенька да стала она жить у медведя в избушке. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. И придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и просит медведя отпустить отнести гостинцев бабушке и дедушке. Но медведь сам решил отнести. Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб залезла в него. Взвалил медведь короб на спину и пошел в деревню. Пришел медведь в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота. А собаки почуяли медведя и бросились на него. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит. А дедушка поднял крышку, смотрит —в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Приложение № 2

Примерные упражнения пальчиковой гимнастики.

1. Занятие по сказке «Колобок».

«Лепим колобка»

Мы лепили колобка
(Дети имитируют движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка
(Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали
(«Катают» колобка)
На окошечко сажали
(Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг
(Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник.
(Вращение кистями)

2. Занятие по сказке «Теремок».

«Теремок»

За морями, за горами,
(руки изображают встречные волны)
За железными столбами
(кулачок на кулачок)
На пригорке теремок,
(пальцы плотно соединяются подушечками – «крыша»)
На дверях висит замок.
(соединяют пальцы в замок)
Ты за ключиком иди
(пальцы «бегут» по столу)
И замочек отомкни.
(руки разводятся в стороны, пальцы растопыриваются)

3. Занятие по сказке «Маша и медведь».

«Маша и каша»

Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила малышей кормила:
(Чертить круги на ладони)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
(Загибать пальцы с проговариванием слов)
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
(Пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

«Мишка»

Мишка топает ногой,
Мишка топает другой,
Ух, как веселится
В доме половица!
(Топаем «ножками» – пальчиками)
А пока танцует Мишка,
Мы похлопаем в ладоши.
Вместе с лисонькой-плутишкой
Будем зрителями тоже.
(Хлопаем в ладоши)

4. Занятие по сказке «О рыбаке и рыбке».

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(Ладони сложены, дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Грозят пальчиком)
Рыбка спинку изогнула
(Медленно сближают ладони)
Крошку хлебную взяла
(Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком вильнула.
Рыбка быстро уплыла
(Снова «плывут»)

Приложение № 3

Рекомендации по использованию видов пальчикового театра.

Существуют различные виды пальчикового театра, отличающиеся технологиями изготовления. Большинство из них можно сделать своими руками и даже привлечь детей к совместной деятельности.

1. Пальчиковый театр из бумаги.

Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

Пальчиковый театр из бумаги

2. Пальчиковый театр из ткани.

Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Может быть использован во всех возрастных группах.

3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала.

Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т.д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах при соблюдении учета физиологии детей.

4. Деревянный пальчиковый театр.

Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

5. Вязанный пальчиковый театр.

Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах.

Вязанный пальчиковый театр

6. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани.

Фильцевание или сухое валяние (filznadel – от нем. filz – войлок и nadel — игла) – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

Куклы, сделанные из шерсти обладают рядом преимуществ:

Головки кукол легкие, за счет того, что легким является сам материал – шерсть. Это позволяет ребенку свободно взаимодействовать с куклой.

Шерсть обладает гипоаллергенными свойствами, так как не содержит микроорганизмов, способных негативно повлиять даже на чувствительную кожу. Работа с овечьей шерстью и изделия из нее повышают циркуляцию крови, что способствует быстрой регенерации кожи.

В настоящее время фильцевание достаточно распространено и доступно. В связи с этим существует большое количество материала для данного вида работы: пух, шерсть разной плотности, сливер (шерсть первичной очистки). В магазинах , торгующих товарами для хобби и рукоделия шерсть поступает в виде гребенной ленты – обработанной и раскрашенной во все цвета радуги. Это дает возможность для свободного творчества в создании игрушек различных персонажей. Игрушки из шерсти получаются очень яркими и , при определенной сноровке, реалистичными.

Научится создавать игрушки из шерсти может любой желающий. Техника очень проста и не требует специального обучения. Основным правилом является лишь соблюдение техники безопасности, так как иголки для валяния очень острые. В связи с этим не рекомендуется привлекать к фильцеванию детей дошкольного возраста.

Данный вид театра рекомендуется к употреблению в старших возрастных группах, с условием учета физиологии детей.

7. Пальчиковый театр «Кукольные головки».

Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.

Рекомендуется использовать после проведения занятий с остальными видами пальчикового театра в старших возрастных группах.

Романчук Арина Сергеевна,
учитель-логопед,
МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 78» VIII вида,
г. Новокузнецк

Loading ... Loading …

Пальчиковый театр

Автор:

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр — это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель:развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи:Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание: вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка:Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

-Разучивание потешек;

-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

-Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

-Придумай свою сказку;

-Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой ?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>

С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Поделиться

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки. б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета. в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра б. Придумывание детьми нового сюжета в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя , или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить . А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

— Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

— Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

— Пальчиковая гимнастика «Теремок».

— Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

— Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

— Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

— Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

— Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

— Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

— Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Знакомство с пальчиковым театром.
Показ пальчикового театра
по сказке «Теремок»

Автор: Марчук Наталья Анатольевна

Организация: МБДОУ №3 «Тополёк»

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Фастовецкая

Цель: Приобщать детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.

Задачи:

  • Образовательные: формировать и активизировать у детей речевую активность;
  • Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, мышление; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр; развивать артистические и творческие способности;
  • Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.

Образовательные технологии: сказкотерапии, пальчиковой гимнастики.

Методы: Игровой, творческий, словесный.

Оборудование: ширма, плоскостной теремок с открывающимися окошками и дверью на замке, декорации (деревья, трава перед домом, цветы), пальчиковые куклы.

Технические средства обучения: ноутбук с колонками, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия:

Дети входят в группу, где их встречает воспитатель в роли Сказочницы.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Сказочница: Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в наш маленький кукольный театр. Скажите, кто здесь живет?

Ответы детей. (Куклы).

Сказочница: Кукол здесь много, и они все разные. Посмотрите: одни маленькие, другие большие. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Ребята уже знакомы со многими куклами. А сегодня, я приглашаю вас поближе познакомиться с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики. Подойдите к куколкам и познакомьтесь с ними.

(Дети подходят к куклам, рассматривают их).

Сказочница: Ребята, а как мы узнаем, что представление начинается?

Ответы детей. (Звенит звонок).

Звенит звонок.

Сказочница: Ребята, слышите? Звенит звонок – это вас пригашают в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут.

Мы тихонечко пойдем,

В зале стульчики найдем.

Топ, топ, идем, идем,

Сядем, сядем – подождем.

Снова звенит звонок, пока дети садятся на стульчики.

Дети заняли свои места.

Сказочница: Пока вы садились, звонок пел вам песенку и ждал вас. Это значит, что сейчас начнется представление.

Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами. Как вы думаете, кто находится за ней?

Ответы детей. (Куклы, артисты).

Сказочница: Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.

Звенит звонок в третий раз.

Сказочница: Чтобы занавес открылся, нужно его попросить. Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Ответы детей. (похлопать в ладоши).

Сказочница: А когда зрители хлопают, это называется –… ?

Ответы детей (Аплодисменты).

Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.

Звучит музыка.

Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.

Стоит в поле теремок, Теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Звучит музыка.

Вдруг по полю, полю бежит мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Звучит музыка.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Лягушка: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка: а я лягушка-квакушка!

Мышка: иди ко мне жить!

Лягушонка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Звучит музыка.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.

Зайчик: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: я – мышка-норушка.

Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик: А я зайчик побегайчик.

Мышка: иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.

Звучит музыка.

Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лиса: А я лисичка-сестричка.

Зайчик: Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Звучит музыка.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.

Волк: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк: А я волчок-серый бочок.

Лиса: Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот живут они в теремке, песни поют.

Звучит музыка.

Вдруг мимо идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка.

Волк: А я волчок-серый бочок. А ты кто?

Лиса: А я медведь косолапый.

Волк: Иди к нам жить!

Звучит музыка.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.

Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.

Мышка: Да ты нас раздавишь!

Медведь: Нет, не раздавлю.

Мышка: Ну полезай.

Звучит музыка.

Влез медведь на крышу и только уселся – бах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:

Мышка-норушка,

Лягушка-квакушка,

Зайчик-побегайчик,

Лисичка-сестричка,

Волчок – серый бочок,

Все целы и невредимы.

Звучит музыка.

Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Воспитатель: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!

Звучит музыка.

Сказочница встает из-за стола. И ведет беседу стоя.

Сказочница: Дети, а Вы хотите также поиграть с нашими куколками?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать Ваши пальчики. Потренируем их?

Дети: да!

Сказочница: Приготовьте свои указательные пальчики.

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)

И еще раз:

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)

Сказочница: А теперь давайте встанем в две линии и поиграем в игру «Иди сюда! »

Иди сюда, (указательным пальчиком манят партнера)

Тебя прошу, (указательным пальцем показывают на партнера)

Иди сюда (указательным пальчиком манят партнера)

Секрет скажу (указательный палец приложить к губам)

Походят друг к другу и шепчут на ухо:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши

Поменялись малыши

Делают несколько раз

Сказочница: Дети, у нашего указательного пальчика сегодня день рождения, и он приглашает другие пальчики к себе на праздник.

День рождения у меня! (указательный пальчик одной руки кланяется,

Приходите все, друзья (манит пальчиком пальцы левой руки)

Здравствуй, пальчик, ты нас звал? (кланяются пальцы левой руки)

Здравствуйте гости, мои дорогие! (указательный палец кланяется)

Здравствуйте гости, мои золотые!

Проходите, проходите! (манит пальчиком пальцы левой руки)

Отдохните, посидите,

Никуда не уходите. (указательный пальчик качает из стороны в сторону)

Я к вам сейчас приду

И вас всех повеселю! (вращается кисть с указательным пальцем)

Сказочница: Молодцы! Теперь Ваши пальчики поупражнялись, окрепли, и смогут примерить на себя роль героев нашей сказки. Подходите к нашей сцене и выберете себе героя и присаживайтесь на стульчики.

Звонит три раза в колокольчик. Дети аплодируют. Под речь сказочницы дети выходят за сцену по очереди и упражняются в ведении куклы.

Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.

Стоит в поле Теремок-Теремок,

Он не низок не высок — не высок – работает теремок

Бежит мышка-норушка – работает мышка

Бежит лягушка-квакушка – работает лягушка

Бежит зайчик-побегайчик – работает зайчик

Бежит лисичка-сестричка – работает лисичка

Бежит волчок-серый бочок – работает волк

Идет медведь косолапый – работает медведь

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Занавес закрывается, дети аплодируют.

Сказочница: Молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами будем упражнять пальчики, тренировать их.

Итак, мальчики и девочки, сегодня мы познакомились с пальчиковым театром. Называется он так потому, что главными героями в спектакле являются наши указательные пальчики. Все герои сказки находятся на сцене, на которой располагается ширма с занавесом. И чтобы этот занавес открылся, необходимы аплодисменты, то есть когда вы хлопаете в ладоши. И в конце спектакля также необходимо поблагодарить наших артистов аплодисментами.

Опубликовано: 15.07.2019

Ладошки нужны нам, чтобы умыться, кашу поесть и компота напиться,

Еще можно с ними театр устроить, и пальчики ваши на актерство настроить.

Играть, веселиться, вести свою роль будет в театре любимый герой

Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики, конструкторы, куклы,машины и развивающие центры разных уровней сложности.  Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок — это сделанные из картона, ткани разной плотности или вязаные куклы-актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.

Признайтесь, давно ли в последний раз вы были в кукольном театре?

Да-да, конечно, понятно, что на все не хватает времени, так много нерешенных проблем; и в обычный театр-то некогда выбраться. Поэтому предлагаю вам разобраться вместе, что же такое пальчиковый кукольный театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры?

Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине, но лучше сделать самому.

Пальчиковый театр – занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. В наше время  каждый воспитатель и родитель знает о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.

Развитие мелкой моторики, и в частности пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:

• Развивает точность и выразительность, координацию движений,

• Стимулирует развитие внимания и памяти,

• Повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Пальчиковый театр – настоящая палочка-выручалочка, он рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. При этом занятия можно проводить где угодно. Для упражнений вам понадобятся: 5-10 свободных минут, свободная фантазия и готовность малыша участвовать в разыгрывании сценки.

В процессе манипуляций  с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный  ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей или взрослого).

С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи  и тревоги ребенка. Например, можно обыграть сказку-импровизацию: Зайчонок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Дайте ребенку главную роль зайчонка, пусть сюжет развивает ребенок, вы лишь задавайте наводящие вопросы (Каких зверей встречает зайчонок- добрых или злых?

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка:

— Дети 1-2-х лет готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. 

— с трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

— в 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевать поочередно персонажей себе на пальчики и общаться с ребенком от их имени. Затем предложить ребенку одеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит тонким голосом, медведь – басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной.

В чём польза кукольного пальчикового театра?

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:

пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);

стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;

заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;

театральные постановки развивают фантазию и воображение,

обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);

возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности

выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.

Какими бывают пальчиковые театры?

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

1.Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

2.Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Может быть использован во всех возрастных группах.

3.Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т.д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах при соблюдении учета физиологии детей.

4.Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

5.Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах.

6.Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

7. Пальчиковый театр «Кукольные головки». Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении.

Наши маленькие актеры

  • Как рассказать о герое 3 класс литературное чтение страница 58 ответы на вопросы к рассказу
  • Как разобрать по составу слово сказка
  • Как рассказ бунина господин из сан франциско перекликается с нашими днями сочинение
  • Как разделить сказку о царе салтане на части и озаглавить их
  • Как распределяются темы итогового сочинения