Как разобрать сказку по частям

В. Пpuмep анализа

Зная, как распределяются ходы, мы можем разложить любую сказку на составные части. Вспомним, что основные составные части — это функции действующих лиц. Далее мы имеем связующие элементы, имеем мотивировки. Особое место занимают формы появления действующих лиц (прилет змея, встреча с ягой). Наконец, мы имеем атрибутивные элементы или аксессуары, вроде избушки яги или ее глиняной ноги. Эти пять разрядов элементов определяют собой уже не только конструкцию сказки, но и всю сказку в целом.

Попробуем же разложить одну какую-нибудь сказку целиком, дословно. Для примера мы выберем очень маленькую одноходовую сказку, самую маленькую сказку нашего материала. Примерные анализы более сложных сказок выделены нами в приложение, так как они важны главным образом лишь для специалиста. Сказка эта — «Гуси-лебеди» (113).

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1.

1. Начальная ситуация (i).

«Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора»2.

2. Запрет, усиленный обещаниями (б1).

Старшие ушли3, а дочка забыла,

3. Отлучка старших (е1).

что ей приказывали4, посадила братца на травку под окошко, а

4. Нарушение запрета мотивируется (Мот).

сама» побежала на улицу, заигралась, загулялась5.

5. Нарушение запрета (b1).

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках6.

б. Вредительство (А1).

Пришла девочка, глядь — братца нету7.

7. Рудимент сообщения беды (В4).

Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, — братец не откликнулся8.

8. Детализация; рудимент утроения.

Выбежала в чистое поле9;

9. Выход из дома в поиски (C?).

метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10.

10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозданием, переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды (связка — §).

Бежала, бежала, стоит печка11.

11. Появление испытателя (каноничная форма появления его — встречен случайно) [71, 73].[12]

«Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего ржаного пирожка — скажу»12. —

12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1 [76, 78b].

«О, у моего батюшки пшеничные не едятся»13.

13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg).

(Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы)14.

14. Утроение. Мотивы Д1-Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит (Z1neg).

И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж15;

15. Появление благодарного помощника.

хотела она его толкнуть16,

16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7).

побоялась наколоться17 и спрашивает:

17. Пощада (Г7).

«Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?»18 —

18. Диалог (связующий элемент — §).

«Вон, туда-то», — указал19.

19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4).

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит — поворачивается20.

20. Жилище антагониста-вредителя [92b].

В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21.

21. Облик антагониста [94].

Сидит и братец на лавочке22,

22. Появление искомого персонажа [98].

играет золотыми яблочками23.

23. Золото — одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99].

Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25,

24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1).

25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение (?).

а гуси за нею в погоню летят26;

26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.).

нагонят злодеи — куда деваться?» Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой.

27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).

Если теперь выписать все функции этой сказки, то получится следующая схема:

Теперь представим себе, что подобным же образом проанализированы все сказки нашего материала, и что в результате каждого анализа выписана схема. К чему это приведет? Прежде всего следует сказать, что разложение на составные части чрезвычайно важно для всякой науки вообще. Мы видели, что до сих пор не было средств сделать это вполне объективно для сказки. Это первый, очень важный вывод. Но далее: схемы можно сопоставить, и тогда решается целый ряд из тех вопросов, которые затронуты выше, в вводной главе. К решению этих вопросов мы теперь и приступаем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Механизм внутритекстового семантического анализа

Механизм внутритекстового семантического анализа
Из сказанного следует, что для внутритекстового (то есть при отвлечении от всех внетекстовых связей) семантического анализа необходимы следующие операции.1. Разбиение текста на уровни и группы по уровням

У истоков психологического анализа Ф. М. Достоевского (Петербургская поэма «Двойник»)

У истоков психологического анализа Ф. М. Достоевского (Петербургская поэма «Двойник»)
Ф. М. Достоевского по праву считают основоположником психологического анализа в русской литературе. Опыты в этой области всех его предшественников (М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Ф.

Олимпийские игры. Программа анализа

Олимпийские игры. Программа анализа
Этот текст является кратким воспроизведением выступления на Ежегодной встрече Берлинского Философского общества по изучению спорта 2 октября 1992 года в Берлине.Что именно мы имеем в виду, говоря об Олимпийских играх? Видимым аспектом

О принципах анализа

О принципах анализа
Любое сравнение фольклорного и литературного жанров должно включать в себя конкретный разбор произведений. Не случайно Д. Н. Медриш, намечая методику фольклорно-литературных сопоставлений, в качестве последнего этапа такого рода сопоставлений

«Повстанческие» главы. Результаты анализа.

«Повстанческие» главы.
Результаты анализа.
Попытаемся суммировать выявленные нами особенности описания Верхнедонского восстания в «Тихом Доне» и на их основе сделать вывод о том, как все это характеризует Шолохова, уровень его знаний и представлений, метод работы над

Пути анализа художественного произведения

Пути анализа художественного произведения
Какой путь наиболее продуктивен в рассмотрении художественного произведения и усвоении принципов его анализа? При выборе методики такого рассмотрения первое, что надо иметь в виду: в необъятном мире литературных произведений

5.2.1. Особенности анализа лирических произведений

5.2.1. Особенности анализа лирических произведений
План освоения темы• Особенности восприятия поэзии учащимися средних и старших классов.• Поэтические произведения в программе основной школы и профильной школы.• Основные задачи работы над поэтическими

5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан»)

5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан»)
Методистами замечено, что доступность понимания произведения на уровне наивно-реалистическом достаточно иллюзорна, так как смысл

5.3. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения

5.3. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения
План освоения темы• Сведения теоретико-литературного характера в школьных программах (принципы включения в школьную программу, соотнесенность с текстом изучаемого произведения,

Пути и методы анализа художественного произведения

Пути и методы анализа художественного произведения
Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных и теоретически мало разработанных проблем.Методика анализа тесно связана с методологией литературоведения. В последнее время все чаще

1.3.1. Общая схема сюжета

Исходным в схеме сюжета,
или в последовательности разворачивания
сказочного события, является определенный
порядок испытания в сказке. Сказка
состоит из трех испытаний: провокация,
или испытание-завязка; служба, или
центральное испытание, повторяемое
трижды;
возвращение, или отпускающее испытание.
Три испытания делят сказку
на три этапа. Каждый этап состоит из
двух фаз. Получается схема сюжета из
шести шагов.

1.
Провокация антагониста. Немотивированный
отъезд парня (мир посмотреть),
кража яблок, листьев, нападение
старика-карлика с
бородой на друзей,
похищение невесты…

  1. Развилка. Камень с надписью
    на дороге, спуск в подземелье. Смысл в
    разделении братьев, друзей, попутчиков.
    Развилка задает тип и расположение
    дома противника. Развилка обосновывает
    то, что это место достижимо только
    младшим братом…

  2. Служба. Помощники. Собственно
    волшебное ядро, состязание, но
    до этого герой приобретает помощников,
    соответствующих будущему
    испытанию.

  3. Возвращение. Погоня, птица,
    выносящая героя из подземелья за
    спасение птенцов. Смысл возвращения
    связан с очищением.

  1. Неудача в возвращении.
    Срезан аркан, братья убивают, калечат.
    Предпосылка второго круга службы,
    возврат к новой развилке как второй
    круг.

  2. Возмездие. Герой приезжает.
    Не узнан. Устраивает состязание. При
    его приезде добытые им вещи радуются.
    Бывшие друзья еще делят добычу, сами
    себя наказывают.

Алгоритм
развертывания сказки имеет форму цепи:
1–2–3–4–5–6. Пятый элемент может стать
первым, тогда схема сказки становится
такой:
1–2–3–4–5–1–2–3–4–5–6. Например, сюжет
путешествия в колодец: после того как
герой отправляет последнюю принцессу
наверх, та предупреждает его, как
выбраться. Братья срезают веревку, упав,
он ждет барана, но садится не на того.
Баран его уносит в подземный мир. Герой
убивает дракона. Царь подземного мира
предлагает свою дочь. Герой отказывается
жениться на подземной принцессе. На
птице он вылетает из подземелья.

Баран
становится развилкой последнего типа.
Сказка приобретает черты двойного
круга. Возможно, это художественный
прием. С позиции ритуального
возрастного прототипа это совпадает с
формой разделения сказки на сказку о
парне и мужике.

Богатство
сюжетных форм новой волшебной сказки
связано с фантазией
сказочников, совпадение этих новых форм
с ритуалом заложено воспроизведением
в сказке существенных механизмов и
структур самого
ритуала. Тем не менее сказка часто
искажает намеченную структуру сюжета.
Подвижным являются первое и особенно
третье испытание.

1.3.2. Система действия в сюжете

Первоначальное
испытание героя волшебной сказки связано
с провокацией
антагониста и противника.

Типы провокаций.
Ночная потрава коня на поле (конь, черт),
ночное
похищение яблонь с дерева жар-птицей;
похищение братика или
детей; смерть родителей; смерть или
пленение детей; слух о прекрасном
супруге; простое стремление к путешествию;
болезнь отца и необходимость
достать «молодильные яблоки».

Второе испытание в сказке
связано с развилкой. Развилка является,
во-первых, местом расставания братьев,
и она обосновывает подвиг
младшего брата, совершенный в одиночестве;
во-вторых, развилка –
это место перехода в другой мир, что
определяет ее форму.

Виды
развилок.

Камень, на котором надпись: «пойдешь
туда, жизнь
потеряешь…». Вход в потусторонний мир
в виде трещины, колодца, ямы, куда
спускается младший брат. Старик (старуха),
который встречает братьев, и только
младший с ним делится едой и рассказывает,
куда едет.

Развилка
оборачивается.
Если в пути парень, то встречный волшебник
принимает неуклюжий вид, и только герой
делится, жалеет его,
за что получает волшебную помощь. Если
братья в доме, то карлик или дедок
приходит к ним. Им надо отказать, иначе
они неожиданно
захватывают богатыря и едят приготовленную
им еду. В пути
надо поделиться, а дом – уберечь.
Аналогично в сюжете о калеках: сестра
теряет огонь и идет к ведьме, огонь за
кровь; ведьма посещает ее, та болеет.

Таким
образом, развилка – это не столько
расходящиеся пути в дороге,
сколько адекватный выбор в контакте с
чуждым.

Служба осуществляется с помощниками.

Виды помощников

Сверхпомощники
(видит далеко, стреляет без промаха, ест
неограниченно,
не может согреться, не может напиться,
бегун, слышит
далеко…).

Звери-помощники

1 – набор хищников: ворон, медведь,
орел, волк; домашние животные: собака,
кошка; змея или лягушонок («Волшебное
кольцо»).

2 – свойства животных: льва, собаки,
муравья и ворона.

3 – набор животных, способных достать
предмет: рыба-кит, выдра, ворон, муравей,
рак.

Небесные
помощники (Солнце,
Месяц, Ветер). Эти помощники или мужья
сестер героя, или братья жен. В первом
случае сестра прячет брата и спрашивает
мужа, что бы сделал, если бы кто-то из ее
родных пришел. Муж отвечает, что отца
бы убил, а брата приветил,
после чего сестра зовет брата;
жена
или невеста-помощ­ница;
кони-помощники;
волк
(«Сказка о сером волке»). Варианты, в
которых волк просит после свадьбы
отрубить ему голову. Принц удивлен,
отказывается, но волк принуждает, после
чего из его тела вылетает голубь и
признается, что он его дед, которого
осудили быть волком за грехи. Версия
французская, где волк попадает в капкан,
ранит ногу и вместо себя посылает лиса,
своего брата:

Товарищ. Герой
спасает рыб, хлеб кидает в воду, а когда
приходит время в путь, он встречает
юношу, которых просится с ним, помогает
добыть невесту. В невесте, которая не
могла смеяться или говорить, жил змей.
Юноша просит разделить невесту пополам,
змей выползает.

Зверь-сват
(лиса, кот, шакал, в африканской сказке
– антилопа).

Предмет
(шапка или плащ-невидимка).

Возвращение в ряде сказок
вырастает в отдельный сюжет, существуют
сказки, которые акцентированы только
на возвращении, однако возвращение
связано с основным сюжетом.

Виды возвращения. Погоня
ведьмы. Против нее приходится бросать
волшебные предметы. Бегство за счет
скорости коня. Конь противника скидывает
его и убивает. Перелет в мир на птице,
птенцов которой спас герой. Возращение,
несмотря на козни жен побежденных змеев.
Преодоление ловушек (родник, яблоня,
змея у постели в первую брачную ночь;
собака, конь, змея).

Виды возмездия.
Стрельба в воздух из лука, и стрелы
виновного попадают
в него же. Отец наказывает обманщиков.
Выяснение правды происходит на свадьбе,
невеста объявляет при народе, что было…

Итак, схема сказки приобретает
вид тройной петли. В сказке выделяется
несколько точек усиления события:
провокация, служба и возвращение.
Очевидно, что три ступени сказки должны
тесно связываться между собой по
внутреннему смыслу: для этой провокации
– это испытание; для этих провокации и
испытания – это возвращение.

Характер
испытания по его результату в петлях
различен. По характеру
победы можно развести стадию, даже если
она образует отдельную сказку.

В первой петле характерна
неполная победа героя над противником
либо вообще поражение. На первой стадии
герой терпит поражение, частичный успех
может быть только на второй стадии.

Во второй петле герой только
побеждает, причем победа повторяется
трижды.

Третья петля начинается
поражением, а заканчивается реваншем.
Причем поражение оказывается для героя
неожиданным. Это можно
трактовать как зазнайство либо как
предательство ближнего. Прощание
со старым.

Стадия вторая, выделенная
в отдельную сказку, близка по сюжету к
былине: герой побеждает одного противника
за другим.

Такая структура сказки
предполагает следующие закономерности
модификации сюжетов. Во-первых, сюжет
может разбиваться на три ступень и
редуцироваться будет по ступеням. Сказки
могут усиливать или ослаблять одну из
ступеней. В первом случае возможно
превращение отдельной ступени в отдельную
сказку. Во втором случае – сказка с
редуцированной ступенью, состоит из
двух ступеней.

Схема сказки поясняет
оборачивание персонажей. Герой и его
антагонист могут меняться местами
полностью, а могут частично.

В
провокации герой не побеждает антагониста.
Антагонист в завязке
сталкивается с равным по возрасту
противником, побеждает два раза, а в
третий раз уходит от поединка. В испытании
герой побеждает (причем побеждает врага
на его территории), в возвращении герой
побеждает, но с коллизией (терпит
поражение, часто смерть, а потом
побеждает).

Если
сказка увеличивает элемент первой
ступени, то это приведет к непобедимости
героя. Если сказка преувеличивает третий
элемент, то герой будет вначале терпеть
поражение, а потом брать реванш.

Логика
тройственности петли события сказки
сопровождает и манеру
рассказа сказки.

Кроме тройственной петли,
сказка строится через тройной повтор,
который на деле разделен. Первые два
повтора как пробы. В них нет перехода,
герой справляется с испытанием своими
силами и не нуждается в переходе в иной
возраст. Третья попытка отличается
переходом, необходимостью привлечения
помощников. Третий повтор – это
переход, который невозможен в рамках
первых двух. В «Сивке-бурке» с третьего
раза достиг либо допрыгивал в каждом,
но на третий раз допрыгнул до своей
невесты. Бой на мосту: два змея побеждены,
третий бой на
равных. Таким образом, в тройном переходе
механизм перехода между
возрастами – существеннейший элемент
динамики ритуала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа» Литературное чтение.  2 класс Композиционные части сказки Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение. 2 класс

Композиционные части сказки

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Доводи начатое дело до конца.

Доводи начатое дело до конца.

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Законы волшебных сказок Борьба добра и зла. Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) Сказочные числа, повторы. Волшебные предметы. Положительные и отрицательные герои Особая композиция

Законы волшебных сказок

  • Борьба добра и зла.
  • Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
  • Сказочные числа, повторы.
  • Волшебные предметы.
  • Положительные и отрицательные герои
  • Особая композиция

Как строится сказка присказка Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. зачин основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет

Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается

Ритмически организованная прибаутка,

предшествующая зачину в сказках.

зачин

основная часть

концовка

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Как строится сказка  присказка    В некотором царстве, в некотором государстве … зачин Жили-были … Зачин – начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке  основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

В некотором царстве,

в некотором государстве …

зачин

Жили-были …

Зачин – начало сказки, он бывает

различным (коротким или длинным).

Зачин рассказывает о том,

где происходило действие, когда и

какие герои будут в сказке

основная часть

концовка

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Как строится сказка присказка зачин Ключевые события:  - странствие героя;  - встреча героя  с друзьями и врагами;  - бегство, погоня;  - победа героя  и т.д. основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

зачин

Ключевые события:

— странствие героя;

— встреча героя

с друзьями и врагами;

— бегство, погоня;

— победа героя

и т.д.

основная часть

концовка

Как строится сказка присказка Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю, или рассказ сказочника о самом себе. зачин основная часть концовка И я там был, мед-пиво пил. И стали жить-поживать и добра наживать

Как строится сказка

присказка

Концовка – это последние слова сказки,

завершение, рассказ о том,

чем закончилась история,

рассказанная сказителем,

но еще чаще и обращение к слушателю,

или рассказ сказочника о самом себе.

зачин

основная часть

концовка

И я там был,

мед-пиво пил.

И стали жить-поживать

и добра наживать

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

Назови героя сказки «Никита Кожемяка»

Назови героя сказки

«Никита

Кожемяка»

Назови героя сказки «Кощей  Бессмертный»

Назови героя сказки

«Кощей

Бессмертный»

Назови героя сказки «Василиса  Прекрасная»

Назови героя сказки

«Василиса

Прекрасная»

Назови героя сказки - Злосчастие» «Горе

Назови героя сказки

— Злосчастие»

«Горе

Назови героя сказки «Иванушка - дурачок»

Назови героя сказки

«Иванушка

— дурачок»

Назови героя сказки «Жар - птица»

Назови героя сказки

«Жар —

птица»

Назови героя сказки «Гуси - лебеди»

Назови героя сказки

«Гуси

— лебеди»

Назови героя сказки «Баба   Яга»

Назови героя сказки

«Баба

Яга»

Медведь Заяц Щука

Медведь

Заяц

Щука

Волшебные предметы

Волшебные предметы

Схема волшебной сказки 1. Нарушение запрета. 2. Испытание. 3.Поиски помощников, спасительной магии. 4. Борьба со злыми силами. 5. Спасение.

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета.

2. Испытание.

3.Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами.

5. Спасение.

Художественные приемы, используемые в сказках 1.Постоянные эпитеты 2.Сравнения 3.Троекратные повторы

Художественные приемы, используемые в сказках

1.Постоянные эпитеты

2.Сравнения

3.Троекратные повторы

Сочинить волшебную сказку Задания по выбору Составить кроссворд «В мире сказок» Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»
  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

  • Как рассказать о герое 3 класс литературное чтение страница 58 ответы на вопросы к рассказу
  • Как разобрать по составу слово сказка
  • Как рассказ бунина господин из сан франциско перекликается с нашими днями сочинение
  • Как разделить сказку о царе салтане на части и озаглавить их
  • Как распределяются темы итогового сочинения