В любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ.
Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.
В сказке про Финиста Ясна Сокола у старика 3 дочери. Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.
Старик-отец — символ старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.
Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.
Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.
Отец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.
Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки — тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.
Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.
Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол — символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.
Старшие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».
Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.
Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.
В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.
Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, которая уже готова к этому.
Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.
Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.
Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.
На прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.
Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.
Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.
Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.
Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.
В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 100 человек из 39 регионов
- Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
-
3 слайд
Героиня какой сказки принесла
хозяевам драгоценный предмет,
но они не сумели его сберечь?
Курочка ряба -
4 слайд
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено
и жестоко наказано?
«Волк и семеро козлят» -
5 слайд
Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.
Яблоко -
6 слайд
СИМВОЛИКА
ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
«ФИНИСТ
ЯСНЫЙ – СОКОЛ»
Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка — не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем! -
7 слайд
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке?
[З С Ш]
Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?
В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3 -
8 слайд
Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени
Мария попросила его принести
перо Финиста сокола.
Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо
волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга. -
9 слайд
Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала
и решила найти его. Три
добрые старушки помогли
ей и дали ей серебряную
тарелку, золотое яйцо,
золотую иглу, но
предупредили, чтобы она
не продавала эти подарки. -
10 слайд
Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью.
Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста. -
11 слайд
Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его.
Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились. -
12 слайд
Какие события повторялись
в сказке о Финисте по 3 раза? -
13 слайд
Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:
— Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.
Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.
Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.
Тогда Финист — ясный сокол говорит:
— Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?
Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
Какие эмоции вы ощущаете?
Чем вызваны эмоции? -
14 слайд
ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак.
Символика – совокупность символов.
Какие ещё символы
вы знаете? -
15 слайд
С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»?
Что они обозначают?
Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы
для всех людей. -
16 слайд
ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?
Первый символ – это
пёрышко Финиста
Ясна – сокола.
ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО? -
17 слайд
А алмазная булавка
в косе Марьюшки?
«Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных»,
«три хлеба каменных»? -
18 слайд
ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА
Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары
железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует.
Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» -
19 слайд
ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?
Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса. -
20 слайд
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться.
За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху.
Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви. -
21 слайд
Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.
Краткое описание документа:
В презентации рассматривается вопрос символики русских народных сказок на примере волшебной сказки «ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ». Работа на уроке начинается с повторения (небольшой тест). Учащиеся учатся анализировать, рассуждать. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь . Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.В основе презентации лежит урок Матвеевой Оксаны Михайловны, г. Благовещенск.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 055 470 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
Тема
Русские народные сказки
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
- 12.10.2021
- 575
- 11
- 12.10.2021
- 121
- 0
- 12.10.2021
- 142
- 1
- 12.10.2021
- 604
- 24
- 12.10.2021
- 861
- 50
- 12.10.2021
- 329
- 13
- 12.10.2021
- 118
- 2
- 12.10.2021
- 307
- 17
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки
Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция
В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:
Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)
Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)
Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)
Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)
Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)
Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)
Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)
Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)
2. Зачин и завязка
Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «А тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка Финиста ясна сокола». — «Так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. Опять собирается отец в город и спрашивает: «Ну, дочки, что вам купить?» Большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста ясна сокола!» — «Ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «Сказывайте, дочки, что вам купить?» Большие говорят: «Купи нам серьги», а меньшая опять свое: «Купи мне перышко Финиста ясна сокола». Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «Что несешь, старина?» — «Перышко Финиста ясна сокола». — «Что за него просишь?» — «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. Встречают его дочери. «Ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми!» Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать
Обратите внимание, что в волшебной сказке очень важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают: «С кем это, сестрица, ты разговариваешь?» — «Сама с собой», — отвечает красна девица. «А ну, отопрись!» Царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!» Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле
Финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!»
3.Беда-вред-нарушение запрета
На другой день сестры поднялись на хитрости: вечером, когда на дворе совсем стемнело, подставили лестницу, набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы. Ночью прилетел Финист ясный сокол, бился-бился — не мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал
Девица ведет себя не так как должно (нарушает запрет) — случается беда, которую девица должна избыть
4. Снаряжение в дорогу
В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские
Что же требовалось от девушки? Найти суженого
«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»
Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?
Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути
Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола
Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично
5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей
Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред
Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком
Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!
Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».
Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание
6. Исправление вреда-избывание беды
В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна
Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит
Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»
А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла
На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал
На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует
Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?
А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.
Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?
Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»
7. Бегство
Тут только узнал Финист ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погналась в погоню. Ездила-ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!
Волшебные помощники обязательно решают дело в пользу героя. И никакая погоня не страшна ( бывает ,что хитроумный волшебный герой обманывает погоню, как Василиса Премудрая, например)
Возвращение – свадьба героев – наказание злых сил
Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком: красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу. «Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу ходила молиться». А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене. «Что ж, дочка милая, — спрашивает он меньшую, — собирайся да поедем; нынче день такой радостный». — «Батюшка, мне надеть на себя нечего». — «Надень наши уборы», — говорят старшие сестры. «Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости! Я лучше дома останусь»
Тут опять интересное наслоение христианских мотивов на древнюю языческую сказку)) Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко. Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко — сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех; народ дивится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротилися и отец с дочерьми. «Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною». — «Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали — все равно что сама была». На другой день опять то же; а на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать; она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!» Вынула перышко; перышко ударилось об пол и обернулся царевичем. Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!
В итоге все заканчивается свадьбой – ведь герой благополучно прошел испытания обряда. Но часто еще есть мотив наказания злых и завистливых братьев или сестер ( отец может изгнать их из дома; они могут стать прислужницами младшей – удачливой; возможен и совсем кровожадный финал)
8. Концовка
На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай1, убирайся-ка поскорей со двора»
Возможна и другая концовка, в которой рассказчик (а у сказки обязательно был рассказчик!) обязательно несколько иронически говорит о себе: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». На этом, пожалуй, и я могу закончить на сегодня свой рассказ.
Вывод.
Итак , мы видим, что композиция сказки «Перышко Финиста ясна сокола» вполне совпадает с композицией волшебной сказки. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь и как они представляли себе смерть
Вопросы к конспектам
1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка» или «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ( по хрестоматии), выделить жанровые и композиционные особенности этой волшебной сказки.
Русский быт в народных сказках
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Утусикова С.А. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Утусикова Е.В. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает первое чувство
героического… Она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие «правды от кривды».
И.А. Ильин
С раннего детства мы с большим удовольствием и трепетом окунаемся в своеобразный мир сказок, где все необыкновенно, волшебно и очень привлекательно: звери говорят человеческим голосом, предметы и деревья передвигаются сами по себе, добро обязательно побеждает зло.Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. В них содержится нечто фантастическое, неправдоподобное. Но вместе с тем, сказки имеют огромное, познавательное значение, так как являются богатейшим источником знаний, накопленных русским народом в течение многих тысячелетий, отражают особенности явлений реальной жизни и дают обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, верованиях и мировоззрении русского народа. Следовательно, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследования прошлого русского народа, его жизни и быта.
Целью нашей работы является выявление информации в русских народных сказках о жизни русского народа, устройстве быта в прошлом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— изучить литературу по данной теме;
— составить опросный лист и провести опрос среди учащихся начальных классов лицея;
— найти в сказках описание быта русского народа;
— рассмотреть, как в русских народных сказках описаны мечты и желания русского народа;
— обработать и проанализировать полученные данные;
Объект исследования — русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.
Предмет исследования – отражение в русских народных сказках жизни и быта русского народа.
Гипотеза: предположим, что чтение русских народных сказок не только доставляет удовольствие, но и позволяет на их основе изучать жизнь и быт русского народа, его историю.
Актуальность работы заключается в том, что особая мифическая реальность русских народных сказок позволяет детям в увлекательной форме получить знания о быте и нравах, обычаях и верованиях, культуре наших предков. Сказка воспитывает ребенка, дает первые представления о добре и зле, формирует его духовную культуру. По словам А.Н. Афанасьева «народные сказки раскрывают перед нами обширный мир, свидетельствуют о чертах древнего быта…»[5, с. 6].
Методы исследования: анализ, синтез, опрос, обобщения.
Практическая значимость – полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и учащимися на уроках литературного чтения, при проведении внеурочных занятий по внеклассному чтению.
Глава 1. Русская народная сказка — сокровище народной мудрости.
Определение русской народной сказки и ее особенности
Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» — рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». [9, с.26]
Ряд исследователей фольклора сказкой называли то, что «сказывалось». Известный сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: «народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного или бытового характера с установкой на вымысел». [9, с.7]
Мы обратилась к словарям и энциклопедиям, чтобы выяснить, что же такое сказка. В различных словарях и энциклопедиях даны разнообразные определения понятию «сказка». (Приложение 1)
Также мы решили четко определить понятия, которые встречаются в нашем исследовании.
Энциклопедия — научное справочное пособие по всем или отдельным
отраслям знания . [4]
Быт — это общий жизненный уклад, повседневная жизнь, совокупность условий в которых она происходит. [4]
Домашняя утварь — это предметы домашнего обихода (повседневного, привычного образа жизни), кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноса вещей, продуктов питания и одежды. [4] Домашняя утварь тесно связана с мебелью и орудиями труда.
А.Н. Афанасьев и его сказки
Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Первые попытки записать сказки были предприняты в первой половине XVII века, когда были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок. В XIX веке стали появляться люди, которые собирали и систематизировали сказки. Ярким собирателем был Александр Николаевич Афанасьев. В 1853-1866 гг. он издал сборник «Народные русские сказки». В собрание вошло 600 сказок, часть из них А.Н. Афанасьев услышал и записал сам, часть передал ему Владимир Иванович Даль, составитель толкового словаря русского языка, часть сказок Афанасьев разыскал в архиве Русского географического общества [10].
Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение
2.1. Результаты опроса учащихся
В начале исследования нами был составлен опросный лист (Приложение 2) и проведен опрос среди учащихся 2-4 классов. Всего было опрошено 82 человека. Результаты опроса представлены в таблице и диаграммах. (Приложение 3)
Перечень предметов быта, одежды, строений, волшебных предметов, составленный по результатам анкетирования
( в скобкахуказана частота упоминания в анкетах)
Предметы быта, строения |
Предметы, наделенные волшебными свойствами |
Предметы одежды и обуви |
|
А |
Аленький цветочек (2) |
||
Б |
|||
Барабан (2) |
Блюдечко серебряное (1) |
Брюки (1) |
|
Бочка (2) |
Балахон (1) |
||
Башмаки(3 ) |
|||
Броня (1) |
|||
Ботинки (12) |
|||
В |
|||
Ведро (21) |
Ведро (5) |
Валенки (3) |
|
Веревка (4) |
Веретено (2) |
||
Веретено (4) |
|||
Веник (2) |
|||
Вилы (1) |
|||
Г |
|||
Горшок (13) |
Горшок (9) |
||
Гребенка (1) |
Гусли (1) |
||
Гусли (1) |
Горошина (1) |
||
Д |
|||
Дрова (2) |
Дудочка (1) |
Доспехи (4) |
|
Дом (3) |
|||
Дверь (1) |
|||
Е |
|||
Ж |
|||
Жилетка (2) |
|||
З |
|||
Зеркало (1) |
Зеркало (33) |
||
И |
|||
Игла (3) |
Избушка на курьих ножках (7) |
||
Изба (4) |
Игла (6) |
||
К |
|||
Карета (2) |
Клубок (27) |
Кольчуга (5) |
|
Клетка (4) |
Колобок (10) |
Корона (7) |
|
Корзина (2) |
Ковер-самолет (32) |
Кафтан (16) |
|
Корыто (12) |
Колодец (8) |
Костюм (1) |
|
Кожа (8) |
Ключ (3) |
||
Ковер (5) |
Кофта (2) |
||
Кольцо (1) |
Клетка (3) |
Куртка (1) |
|
Коса (1) |
Книга волшебная (1) |
||
Кровать (3) |
|||
Колодец (1) |
|||
Камин (1) |
|||
Клубок (10) |
|||
Кресло (1) |
|||
Ключ (1) |
|||
Кувшин (3) |
|||
Копье (1) |
|||
Котелок (1) |
|||
Куль (1) |
|||
Л |
|||
Ложка(2) |
Лампа (1) |
Лапти (15) |
|
Лук (2) |
Лохмотья (1) |
||
Лавка (1) |
Летник белый (1) |
||
М |
|||
Мыло (3) |
Метла (34) |
||
Метла (14) |
Меч-кладенец (1) |
||
Миска (1) |
|||
Меч (1) |
|||
Н |
|||
Невод (8) |
|||
Нож (15) |
|||
О |
|||
Одеяло (1) |
|||
П |
|||
Печь (72) |
Перстень (1) |
Платье (40) |
|
Пила (1) |
Перо (11) |
Пояс (1) |
|
Посох (2) |
Посох (3) |
Плащ (2) |
|
Посуда (2) |
Печь (25) |
Пальто (5) |
|
Прялка (1) |
Платок (1) |
Платок (1) |
|
Погреб (1) |
|||
Полотенце (1) |
Палочка волшебная (20) |
||
Платок (1) |
|||
Поднос (1) |
|||
Пенька (2) |
|||
Перина (2) |
|||
Р |
|||
Рукавица( 3) |
|||
Рубаха (46) |
|||
С |
|||
Стрела (3) |
Сапоги-скороходы (12) |
Сапоги (20) |
|
Ступа (5) |
Ступа (19) |
Сарафан (14) |
|
Скалка (2) |
Скатерть-самобранка (12) |
Сандалии (1) |
|
Сани (4) |
Спички (3) |
Сорочка (2) |
|
Соха (9) |
Скалочка (1) |
||
Стол (4) |
|||
Стул (2) |
|||
Самовар (4) |
|||
Скатерть (2) |
|||
Сусек (11) |
|||
Т |
|||
Тарелка (4) |
Тарелка (7) |
Тулуп (1) |
|
Табакерка (1) |
Туфли (3) |
||
Топор( 38) |
Топор (1) |
||
Тесто (1) |
|||
Терем (1) |
|||
У |
|||
Удочка (2) |
Уздечка (1) |
||
Ф |
|||
Фуфайка (2) |
|||
Х |
|||
Халат (1) |
|||
Ц |
|||
Ч |
|||
Чаша (1) |
|||
Ш |
|||
Шкатулка (1) |
Шапка-невидимка (17) |
Шапка (11) |
|
Штаны (28) |
|||
Шлем (3) |
|||
Шаровары (2) |
|||
Шуба (3) |
|||
Шляпа (5) |
|||
Щ |
|||
Щит (1) |
|||
Щетка (1) |
|||
Э |
|||
Ю |
|||
Я |
Яблоко (4) |
||
Яйцо золотое (4) |
Всего упомянуто предметов — 151, из них:
1. Предметы быта 75,
из них строения — 3,
2. Предметы, наделенные волшебными свойствами — 38
3. Предметы одежды и обуви — 38
Результаты опроса свидетельствуют, что:
1) Среди предметов быта самым упоминаемым учащимися предметом стала печь. Также часто в ответах учеников назывались такие предметы, как ведро, нож, метла, горшок, корыто, клубок, невод и др.
2) Среди наиболее часто упоминаемых учениками предметов одежды и обуви чаще всего ребята отмечали: рубаху, платье, сапоги, лапти, сарафан, кафтан и ботинки.
3) Из волшебных предметов самой упоминаемой стала метла, а также часто в ответах присутствовали такие предметы как, зеркало, ковер-самолет, волшебная палочка, печь, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Ступа, которой пользовалась Баба Яга вместе с метлой, оказалась только на 7 месте по частоте упоминания.
Таким образом, опрос показал, что наиболее часто упоминаются учениками те предметы, которые встречаются почти в каждой сказке, становятся активными участниками сказочного действия, играют какую-то существенную роль в повествовании и без них невозможно запомнить сюжет сказки.
2.2. Отражение быта русского народа в сказках.
В ходе исследования мы подробно изучили 29 сказок из сборника
А. Н. Афанасьева [1,2], список представлен в Приложении 4.
В нашем исследовании основное внимание было обращено не на события, а на общий жизненный уклад, жилища, одежду, предметы домашнего обихода.
В сказках обычно действие разворачивается в каком-нибудь помещении, строении или рядом с ним. Это могут быть изба, хата, землянка, хоромы, дворец, терем, княжеские чертоги, передняя, сени, покои, комната, палаты, спальня, горница, чердак, чулан, подвал, мельница, кузница, баня, амбар, конюшня, погреб, темница, башня, собор. Есть еще сказочные строения, например, избушка на курьих ножках. Поскольку в сказках не только называется жилище, но и дается его описание, то можно составить представление и об устройстве помещений.Наиболее часто, почти в каждой сказке, упоминается печь. Это связано с тем, что печь — один из главных предметов в русской жизни. Она и тепло давала, и была местом для отдыха, и еду на ней готовили. В русском доме едят за столом, сидят на лавках, спят на печи и полатях, обязательно есть «красный угол», сундуки, в которых хранят добро. Часто в сказках упоминаются такие предметы быта как ухват, кочерга, лохань, бочка, сундук, лавка, ведро, горшок, коромысло, короб, мешок, ковш, кошель, кузовок, нитки, веревка и пр.
Сказки содержат информацию и о питании народа в прошлом. В русских сказках едят по пословице: «Щи да каша — пища наша», а ещё хлеб да пироги. Пьют квас, мёд, кисель. В богатых домах устраивались званые обеды и пиры, которые всегда отличались большим разнообразием блюд.
Во многих сказках мы видим, что герои постоянно заняты каким-нибудь делом: пашут, сеют, жнут, шьют, прядут, вяжут, плетут кружева, ткут полотно, белят его, готовят еду. При этом используя различные орудия труда. Коса, топор, борона, соха, серп, метла, плуг, топор часто упоминаются в сказках. Во многих сказках говорится о таких занятиях, как ткачество и прядение, но при этом веретено в сказках упоминается часто, а прялка, как правило, не упоминается. Очень редко встречается и название ткацкого станка. Мы встретили упоминание о нем 2 раза, «стан» в сказке «Василиса Прекрасная» и «кросна» в сказке «Баба-Яга».
Как правило, героям сказок приходится вставать рано (с петухами) и работать до поздней ночи, выполняя огромный объем работы.
В сказках мы не встретили большого количества упоминаний одежды и обуви (кафтан, шинель, халат, сорочка, рубаха, шуба, платье, шитое серебром и золотом, кушак; сарафан, онучи, лапти, башмаки, босовики, сапоги). Больше внимания уделяется описанию состояния одежды: какая она (чистая, ветхая, богатая, бедная, красивая, теплая), какого цвета, из чего сделана, (атлас, бархат, парча, льняное полотно). Говорится в сказках о том, что одежду предпочитали красивую, изготавливали ее в основном своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Зачастую одежда выступает в качестве предмета дарения. Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. Из обуви чаще всего упоминаются в сказках лапти, да сапоги сафьяновые.
Еще интересно было проследить, на чём же передвигались в русских народных сказках. Мы встречаем следующие средства передвижения: сани, коляска, телега, дровни, в сказке «Елена Премудрая» появляется волшебная золотая колесница, летающая по небу, а в сказке «Царевна-лягушка» — ковер-самолет. В сказке «Емеля-дурак» герой едет к царю на печи, а в сказке «Летучий корабль» герой передвигается на волшебном летучем корабле.
Таким образом, сказка, как зеркало, отражает быт русского народа. В ней отражены главные предметы жизни, то, без чего человеку было трудно прожить, иногда невозможно. В сказках все вещи — нужные, нет таких, которые просто стоят для красоты, все задействовано.
Работая над данной темой, мы посетили Городской музей имени
В.Н. Плотникова, где в ходе изучения экспозиций «По волнам нашей памяти» и «Тайны русской избы», от научного сотрудника музея получили не только полную и подробную информацию об использовании предметов быта, часто упоминаемых в сказках, но и попробовали применить их по назначению. (Приложение 5)
2.3. Мечты русского народа в сказках.
Очень часто обычные предметы в сказках наделяли волшебными свойствами. Можно предположить, что с помощью этих волшебных предметов люди описывали свои мечты и желания.
А мечты были о том, как быстро добраться куда-нибудь, как облегчить тяжелую работу, как излечиться от болезней, как быстро утолить голод. По этой причине появляются в сказках предметы для быстрого перемещения по воздуху: ковер-самолет, летучий корабль, ступа; или сапоги-скороходы для быстрого перемещения по земле, скатерть-самобранка — для быстрого приготовления пищи, перо жар-птицы – для яркого освещения, волшебный клубочек — для указания направления движения, волшебная книга — увидеть на расстоянии что-либо, волшебная куколка – помощник во всех делах, вода живая и мертвая– для вылечивания от смертельных недугов.
Возможно, что в сказках ученые находят задачи и идеи для своих изобретений и именно благодаря сказкам в современном мире появились аналоги сказочным, волшебным предметам.
Может быть, прочитав в детстве о ковре – самолете, летучем корабле, ступе Бабы Яги ученые изобрели первые средства передвижения по воздуху — воздушный шар и дирижабль, а затем самолеты и вертолеты.
А информация про Емелю, который путешествовал лежа на печи, заставила задуматься над созданием удобного и комфортного транспортного средства – автомобиля. Возможно, самоходная печь стала прообразом и паровоза, первых аэросаней, которые передвигаются по снегу и льду и их уже не нужно запрягать лошадьми. Коньки, а позже и роликовые коньки, лыжи, самокаты, позволяющие перемещаться быстро без посторонней помощи, напоминают нам сапоги-скороходы и другую волшебную обувь.
Но для человека важно не только быстро передвигаться, но и знать, в каком направлении двигаться. В сказках героям отыскать верный путь помогает волшебный клубочек, а в современном мире – компас и навигатор.
С самых древних времен мечтали люди о предметах, которые будут соединять их с окружающим миром, которые будут им помогать узнавать о том, что творится на другом конце земли. Поэтому у героев сказок есть волшебная книга, серебряное блюдечко да наливное яблочко. А у современных людей – телефоны, видеокамера, компьютер, телевизор, интернет, позволяющие получать информацию о происходящих событиях во всем мире.
В сказках очень часто встречаются помощники в быту, которые облегчали труд простых людей и имеют современные аналоги: перо жар-птицы – электрическая лампочка, фонарик, прожектор; скатерть-самобранка, волшебный горшочек — различные бытовые приборы, помогающие готовить: скороварки, микроволновые печи, хлебопечи, мультиварки, электрические чайники, миксеры и пр. В те далекие времена женщины могли только мечтать о таких помощниках, которые изобретены в современном мире. Это и пылесосы, и стиральные, и посудомоечные машины, и утюги и еще много-много предметов-помощников в домашнем хозяйстве.
Во многих русских народных сказках люди хотели оживить или вылечить близкого человека. В этом им помогали молодильные яблочки, живая и мертвая вода. А современном мире изобретены различные лекарства.
Заключение
Русские народные сказки – это огромный клад, в котором каждый находит для себя что-то ценное. Ученые, например, – идеи для изобретений, писатели — сюжеты произведений, историки – описание быта, уклада жизни, традиций народа, дети и взрослые – увлекательные рассказы. Проведя данное исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. Сказки становятся первыми произведениями, которые знакомят нас с жизненным укладом наших предков, поскольку в них отражена история нашей страны, образ жизни наших предков, дано описание их уклада жизни, быта, занятий.
2. Учащимся 2-4 классов хорошо ориентируются в русских народных сказках, имеют представление о различных предметах часто упоминающихся в тех или иных сказках.
3. В сказках наиболее подробно отражены такие предметы быта, без которых человеку трудно было прожить, которые помогали в нелегкой трудовой деятельности простого народа.
4. Мечты и желания народа в сказках сводились, в основном, к тому, как облегчить тяжелый повседневный труд людей.
Наша гипотеза о том, что чтение русских народных сказок не только доставляет удовольствие, но и позволяет на их основе изучать жизнь и быт русского народа, его историю полностью подтвердилась.
В ходе нашей работы, по прочитанным сказкам, мы составили алфавитный указатель предметов быта по прочитанным нами русским народным сказкам. Все слова мы выстроили в алфавитном порядке, чтобы было легче их искать, а потом добавлять туда новые слова по мере чтения сказок. В этом указателе есть пояснения некоторых устаревших слов и указание тех сказок, в которых были встречены эти предметы. (Приложение 6)
Список использованной литературы
Аникин В. П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. М., «Художественная литература», 1984. — 176 с.
Бахтин В. С. От былин до считалочки: Рассказы о фольклоре. Л.: Дет. лит., 1988 -191 с.
Горький М., Собрание сочинений в 30 т. Т. 25. М.: ГИХЛ, 1953.- 413 с.
Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 736с.;
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева/[Сост. А. А. Горелов]. — Л.: Лениздат, 1983 — 446 с.;
Ожегов С.И., Словарь русского языка: ок.57000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 20-еизд., стереотип. М.: Русский язык , 1988. 750 с.;
Павловская А. В., Народные сказки и русский характер. Сборник «Русский мир. Характер, быт и нравы» в 2-х т. Составитель Павловская А. В. — М.: Издательство «СЛОВО», 2009. — 1136с.
Померанцева Э.В., Судьбы русской сказки. – М.: Издательство «Наука», 1965. – 220 с.
Пропп В. Я. Русская сказка.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 336с.
Русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева/Сост., послесл. и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина. — М.: Худож. лит., 1987. — 383 с. (Классики и современники) рус. классич. лит.);
Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и .доп. — М., Русский язык, 1981-1984 Т.4 С-Я. 1984, 794 с.;
Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 1600 с. ил.
Толстой А.Н. Сказки. — М.: «Детская литература», 1991. — 32с.
Федосюк Ю. А.Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта ХIХ века. -4-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2001. — 564 с. ;
Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.; илл.;
Приложения
Приложение 1
Определение понятия «сказка» в различных словарях и энциклопедиях
№№ |
Автор |
Название словаря |
Определение слова «сказка» |
1. |
В.И. Даль |
Толковый словарь русского языка. |
Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание [3] |
2. |
Главный редактор А.П. Евгеньева |
Словарь русского языка: В 4-х т |
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил, литературное произведение такого содержания и формы. [5] |
3. |
С. И. Ожегов |
Словарь русского языка |
Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил .[4] |
4. |
Главный редактор |
Советский энциклопедический словарь |
Один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного… или бытового характера с установкой на вымысел. [6] |
5. |
Главный редактор |
Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1 |
Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень — от слова «баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. [7] |
Приложение 2
Опросный лист по теме «Русский быт в народных сказках»
Класс 2 3 4
1. Какие предметы быта упоминаются в русских народных сказках?
Предмет |
Сказка |
2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?
Предмет Предмет |
Сказка |
3. В каких костюмах/одеждах/ предстают герои русских народных сказок?
Герой |
Одежда |
Сказка |
*предметы быта — это предметы домашнего обихода, используемые в повседневной жизни
Приложение 3
Рис1. Частота упоминания предметов быта, орудий труда, домашней утвари, строений
Рис.2. Частота упоминания предметов одежды и обуви
Рис 3. Частота упоминаний предметов, наделенных волшебными свойствами
Приложение 4
Сказки из сборника А.Н. Афанасьева, по которым проведено исследование
-
№№
Название сказки
№№
Название сказки
Волшебные
Бытовые
Крошечка-Хаврошечка
16.
Клад
Летучий корабль
17.
Вор
Царевна-лягушка
18.
Солдат и царь в лесу
Баба-Яга
19.
Лутонюшко
Василиса Прекрасная
20.
Удалой батрак
Волшебное кольцо
21.
Горшеня
Морозко
22.
Загадки
Дочь и падчерица
23.
Горе
Гуси-лебеди
Про животных
Емеля-дурак
24.
Лиса и журавль
Елена Премудрая
25.
Терем мухи
Несмеяна-царевна
26.
Лиса, заяц и петух
Три царства — медное, серебряное и золотое
27.
За лапоток — курочку, за курочку -гусочку
Конь, скатерь и рожок
28.
Лисичка-сестричка и волк
Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке
29
Колобок
Приложение 5
«Тайны русской избы» «По волнам нашей памяти»
Приложение 6
Алфавитный указатель предметов быта, одежды, строений, предметов, наделенных волшебными свойствами (составлен по прочитанным сказкам из сборника А. Н. Афанасьева).
Предметы |
Пояснения , уточнения, примечания |
№№ сказки |
|
А |
|||
Амбар |
строение для хранения запасов |
6,17 |
|
Амуниция |
снаряжение солдата: форма, оружие, обувь |
18 |
|
Атлас |
Вид ткани |
13 |
|
Б |
|||
Балкон |
6 |
||
Баня |
2,3,4, 17 |
||
Бархат |
вид ткани |
13 |
|
Башмаки |
13 |
||
Башня |
11 |
||
Бельё |
5 |
||
Бердо |
специальный гребень в ткацком станке |
5 |
|
Блюдо |
3 |
||
Борона |
орудие труда для рыхления земли, выравнивания после вспашки |
23 |
|
Босовики |
домашние туфли, их носили на босую ногу |
17 |
|
Бочка |
2,10,17 |
||
Булавка |
5, 11 |
||
Бутылка |
6 |
||
В |
|||
Ведро |
2,10, 17,28 |
||
Венец |
6 |
||
Веревка |
6,17 |
||
Веретено |
3 |
||
Вертеп |
место сбора разбойников, притон |
13 |
|
Вешалка |
17 |
||
Вода живая |
оживляющая, волшебный |
15 |
|
Вода живущая |
оживляет, волшебный |
2 |
|
Вода мертвая |
заживляет нанесённые раны ,волшебный |
15 |
|
Вода сильная |
придаёт сил, волшебный |
13 |
|
Вода малосильная |
лишает сил, волшебный |
13 |
|
Вода целющая |
сращивает рассечённые части тела ,волшебный |
2 |
|
Воз |
повозка с грузом |
28 |
|
Ворота |
4,7, 12 ,17,19,29 |
||
Втулка |
затычка, пробка |
23 |
|
Г |
|||
Горница |
комната |
5,17 |
|
Горшок |
21,25 |
||
Гребешок |
из него появлялся густой лес, волшебный |
4 |
|
Гребенка |
расческа |
1 |
|
Гряда |
две перекладины в избе у печи, на них сушили дрова |
19 |
|
Гусли-самогуды |
волшебный |
||
Д |
|||
Дверь |
7, 11,12, 14,17 |
||
Двор |
2 ,9, 23,29 |
||
Двор постоялый |
19 |
||
Дворец |
5,6,10, 11,13,15, 17,18 |
||
Добро |
богатство |
23 |
|
Дом |
5,10, 11, 16, 17, 21,23, 27 |
||
Дрова |
2, 4,10, 23 |
||
Дуван |
добыча разбойников, дележ награбленного |
20 |
|
Е |
|||
Ж |
|||
З |
|||
Забор |
5, 17 |
||
Завалинка |
сооружение вдоль стены избы для сидения |
17 |
|
Загнетка |
место в предпечье, ямка, куда сгребали угли |
19 |
|
Закром |
место в амбаре для хранения зерна |
5,6 |
|
Замок |
5,11,17 |
||
Запор |
5 |
||
Землянка |
8 |
||
И |
|||
Игла |
4,5,16 |
||
Изба |
5,6, 8, 10, 14,16, 18, 19, 23, 26 |
||
Изба на курьих ножках |
волшебный |
3 |
|
Иконы |
6 |
||
К |
|||
Кабак |
17,23 |
||
Кадка |
28 |
||
Кандалы |
оковы, железные кольца с цепями, которые надевали на преступников |
17 |
|
Кафтан |
6,10, 17,23,21 |
||
Квартира |
18 |
||
Келья |
комната монаха |
17 |
|
Клад |
16 |
||
Кладовая |
17 |
||
клетка |
11,15 |
||
Клубок |
волшебный |
3,13 |
|
Ключ |
1,3 |
||
Книга волшебная |
волшебный |
11,22 |
|
Кнут |
веревка, прикреплённая к палке, для понукания коня, коровы |
20 |
|
Ковер |
3, 6 |
||
Ковер |
для волшебных превращений, волшебный |
11 |
|
ковер-самолет |
волшебный |
3 |
|
Ковш |
20,22 |
||
Колесница |
волшебный |
11 |
|
Колесо |
20,23 |
||
Колобок |
29 |
||
Колодец |
12 |
||
Колокольня |
17 |
||
Колокольчик |
8,17 |
||
Кольцо |
волшебный |
6 |
|
Коляска |
3,6 |
||
Конюшня |
15, 17 |
||
Корабль летучий |
волшебный |
2 |
|
Короб |
деревянный ящик |
14 ,29 |
|
Коробчонка |
3 |
||
Коромысло |
деревянная дуга для переноски ведер на плечах |
28 |
|
Коса |
26 |
||
Котелок |
16 |
||
Котомка |
заплечная сумка |
6 |
|
Кошель |
большая сумка |
17 |
|
Кремень |
природный минерал, который использовался для высекания огня |
8 |
|
Кринка |
глиняный горшок для молока |
26 |
|
Кровать |
6,11 |
||
Кросна |
ткацкий станок |
4 |
|
Кружево |
5 |
||
Крыльцо |
3,21,17,29 |
||
Крючок |
при помощи него запирают дверь |
14 |
|
Кубышка |
сосуд с широкими боками и узким горлышком, часто использовался для хранения денег. |
6 |
|
Кувшин |
17, 24,25 |
||
Кузовок |
коробка из бересты для сбора ягод |
8 |
|
Куколка |
волшебный |
5 |
|
Кукова |
палка или дубина , один конец изогнут и закруглен |
10 |
|
Куль |
большой мешок |
2 |
|
Кушачок |
пояс |
13 |
|
Л |
|||
Лавка |
для сидения |
9 23, 27, 29 |
|
Лавка |
мясная , магазин |
6 |
|
Лапти |
17, 19, 21, 23,27 |
||
Ленточка |
4 |
||
Лестница |
6 |
||
Ложка |
8, 17,19 |
||
Лук |
3 |
||
Лопата |
16 |
||
Лоток |
большой плоский ящик для разноски товара |
6 |
|
Лучина |
длинная щепка для освещения избы |
5 |
|
М |
|||
Материя |
13 |
||
Мельница |
2, 20 |
||
Меч |
15,22 |
||
Мех |
большой кожаный мешок |
2, |
|
Мешок |
6,7, 12 |
||
Н |
|||
Нитки |
4, 5,16,23 |
||
Нож |
1,16,17,18 |
||
Ножницы |
13 |
||
Ножны |
футляр для сабли |
15 |
|
О |
|||
Огниво |
кусок камня для высекания огня из кремня |
8 |
|
Одежда строевая |
военная форма |
21 |
|
Одеяло |
5 |
||
Окно |
4, 5, 22 ,29 |
||
Онучи |
полоса ткани для обмотки ноги до колена при надевании лаптей |
19 |
|
П |
|||
Палаты |
просторные комнаты |
3,5,6, 11, 12, 15 |
|
Передняя |
первая комната в жилом помещении,прижохая |
17 |
|
Перо |
для письма |
3 |
|
Перо Жар-птицы |
дает яркое освещение, волшебный |
15 |
|
Пест |
короткая палка с закруглённым концом для толчения чего-либо в ступе |
5 |
|
Печь |
2, 5,6,8,9, 10, 17,18,26 |
||
Печать |
11 |
||
Платок |
1,3,4,9,11 |
||
Платье |
2,7, 9,12, 13,18 |
||
Плаха |
большая деревянная колода(короткое толстое бревно) |
11 |
|
Плеть |
кнут из перевитых веревок или кожаных полос |
17 |
|
Плошка |
глубокая тарелка |
17 |
|
Плуг |
орудие труда для вспашки земли |
17 |
|
Поводья |
часть сбруи |
17 |
|
Погреб |
5,19 |
||
Подвал |
23 |
||
Подворотня |
доска, закрывающая щель между воротами и землей |
17 |
|
Покои |
жилые помещения |
2 |
|
Пол |
1,29 |
||
Полати |
деревянный настил между печью и стеной |
19,22 |
|
Полено |
8,19 |
||
Полка |
18 |
||
Полотенце |
13 |
||
Полотенце |
превращалось в реку, волшебный |
4 |
|
Полотно |
5 |
||
Помело |
метла |
4,5 |
|
Попона |
покрывало для лошади |
7 |
|
Порог |
3,29 |
||
Посошок-перышко |
с его помощью вызываются волшебные помощники — добры молодцы, волшебный |
13 |
|
Постель |
6,11 |
||
Посуда |
21 |
||
Потолок |
3 |
||
Приборы |
столовые: ложки, ножи, вилки |
17 |
|
Приданое |
имущество, которое давали родители дочери при её выходе замуж |
6,7 |
|
Притон |
место, где собираются с преступными или иными неблаговидными целями |
22 |
|
Пряжа |
5 |
||
Пузырек |
15 |
||
Пушка |
2 |
||
Р |
|||
Ранец |
11, 18 |
||
Рели |
веревки |
13 |
|
Решетка |
15 |
||
Решето |
4, 22 |
||
Рожок |
волшебный |
14 |
|
Рубашка/рубаха |
3,4,10 |
||
Ружье |
2, 11,20 |
||
С |
|||
Самострел |
лук |
3 |
|
Сани |
7,10, 13,23, 27 |
||
Сапоги |
10, 12, 17, 21, 23 |
||
Сарафан |
23 |
||
Сбруя |
предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми |
5 |
|
Светильня |
место, приспособление для свечи, подставка, |
5 |
|
Свеча |
5, 15 |
||
Седло |
17 |
||
Сени |
29 |
||
Секира |
топор |
2 |
|
Серп |
19 |
||
Скатерть |
3,15 |
||
Скатерть |
самобранка, волшебный |
14 |
|
Скважина |
замочная |
11 |
|
Собор |
6 |
||
Сорочка |
2, 5 |
||
Соха |
23 |
||
Спальня |
6,11 |
||
Спицы |
5 |
||
Стакан |
17, 22 |
||
Стан |
ткацкий станок |
5 |
|
Стол |
2,3,5,6,7, 12, 15, 16, 18, 19, 22, 23 |
||
Столб |
указатель |
15 |
|
стрела |
3,15,18 |
||
Стул |
6 |
||
Ступа |
приспособление, широкий сосуд, в котором измельчают, толкут пестом зерно |
4 |
|
Сумка |
22 |
||
Сундук |
1,3,7, 18 |
||
Сусек |
большой деревянный ящик (ларь), в котором хранят муку, зерно |
29 |
|
Т |
|||
Тарелка |
21 ,24 |
||
Телега |
6,17, 20,23 |
||
Темница |
тюрьма |
15 |
|
Терем |
3, 12,25 |
||
Тесак |
широкий нож |
18 |
|
Тесто |
5 |
||
Толкач |
пестик для ступы |
4 |
|
Топор |
2,10, 11,16, |
||
Торба |
1) мешок с овсом, который привязывают к морде лошади; 2)жёсткий рюкзак или заплечная сумка без каких-либо отделений, раньше из бересты, имеет низ овальной формы. |
2 |
|
Труба |
музыкальный инструмент |
13,18 |
|
Труба прозорная |
подзорная труба |
6 |
|
Труда |
тряпица, на которую при высекании огня кремнем попадает искра и которая начинает тлеть |
8 |
|
Трон |
11 |
||
У |
|||
Убор |
11 |
||
Узда |
часть лошадиной сбруи |
15 |
|
Уздечка |
волшебная |
15 |
|
Упряжь |
сбруя |
11 |
|
Устьецо (печи) |
9 |
||
Ф |
|||
Фляжка |
плоская бутылка для жидкости |
2, |
|
Фуражка |
17 |
||
Х |
|||
Халат |
17 |
||
Хата |
4,7 |
||
Хлыст |
гибкий прут |
17 |
|
Холст |
льняная ткань |
1 |
|
Хомут |
часть упряжи |
19,20, 27 |
|
Хоромы |
большой дом |
17,22,23, 25 |
|
Ц |
|||
Ч |
|||
Чан |
большая деревянная или чугунная бочка с прямыми стенками |
13,17 |
|
Челнок |
часть ткацкого станка |
5 |
|
Чердак |
18 |
||
Чертоги |
большое богатое помещение |
12 |
|
Чулан |
подсобное помещение |
5 |
|
Чулки |
5 |
||
Ш |
|||
Шапка |
19 |
||
Шинель |
17 |
||
Шкап |
13 |
||
Шуба |
7, 17,23,28 |
||
Щ |
|||
Щипцы |
5 |
||
Э |
|||
Ю |
|||
Я |
|||
Ящик |
3 |
всего слов 241
из них:
1. Строения, помещения -30,
2. Предметы, наделенные волшебными свойствами -22
3. Предметы одежды и обуви — 20
4. Средства передвижения — 7
Просмотров работы: 8989
-
как рисуется в сказке старинный русский быт одежда занятия и т.п.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
danielaallen475
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…
-
Русский язык3 минуты назад
Пожалуйста помогите!
По русскому языку -
Геометрия3 минуты назад
Помогите с математикой
-
Алгебра3 минуты назад
Покажите пожалуйста с помощью единичной окружности sin=-1/2. Желательно с графиком( хоть фотоЮ что угодно)
-
Русский язык8 минут назад
Помогите с англиским
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.