В любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ.
Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.
В сказке про Финиста Ясна Сокола у старика 3 дочери. Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.
Старик-отец — символ старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.
Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.
Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.
Отец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.
Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки — тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.
Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.
Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол — символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.
Старшие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».
Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.
Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.
В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.
Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, которая уже готова к этому.
Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.
Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.
Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.
На прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.
Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.
Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.
Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.
Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.
В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».
1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки
Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция
В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:
Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)
Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)
Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)
Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)
Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)
Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)
Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)
Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)
2. Зачин и завязка
Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «А тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка Финиста ясна сокола». — «Так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. Опять собирается отец в город и спрашивает: «Ну, дочки, что вам купить?» Большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста ясна сокола!» — «Ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «Сказывайте, дочки, что вам купить?» Большие говорят: «Купи нам серьги», а меньшая опять свое: «Купи мне перышко Финиста ясна сокола». Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «Что несешь, старина?» — «Перышко Финиста ясна сокола». — «Что за него просишь?» — «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. Встречают его дочери. «Ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми!» Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать
Обратите внимание, что в волшебной сказке очень важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают: «С кем это, сестрица, ты разговариваешь?» — «Сама с собой», — отвечает красна девица. «А ну, отопрись!» Царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!» Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле
Финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!»
3.Беда-вред-нарушение запрета
На другой день сестры поднялись на хитрости: вечером, когда на дворе совсем стемнело, подставили лестницу, набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы. Ночью прилетел Финист ясный сокол, бился-бился — не мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал
Девица ведет себя не так как должно (нарушает запрет) — случается беда, которую девица должна избыть
4. Снаряжение в дорогу
В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские
Что же требовалось от девушки? Найти суженого
«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»
Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?
Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути
Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола
Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично
5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей
Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред
Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком
Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!
Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».
Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание
6. Исправление вреда-избывание беды
В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна
Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит
Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»
А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла
На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал
На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует
Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?
А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.
Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?
Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»
7. Бегство
Тут только узнал Финист ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погналась в погоню. Ездила-ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!
Волшебные помощники обязательно решают дело в пользу героя. И никакая погоня не страшна ( бывает ,что хитроумный волшебный герой обманывает погоню, как Василиса Премудрая, например)
Возвращение – свадьба героев – наказание злых сил
Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком: красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу. «Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу ходила молиться». А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене. «Что ж, дочка милая, — спрашивает он меньшую, — собирайся да поедем; нынче день такой радостный». — «Батюшка, мне надеть на себя нечего». — «Надень наши уборы», — говорят старшие сестры. «Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости! Я лучше дома останусь»
Тут опять интересное наслоение христианских мотивов на древнюю языческую сказку)) Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко. Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко — сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех; народ дивится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротилися и отец с дочерьми. «Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною». — «Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали — все равно что сама была». На другой день опять то же; а на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать; она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!» Вынула перышко; перышко ударилось об пол и обернулся царевичем. Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!
В итоге все заканчивается свадьбой – ведь герой благополучно прошел испытания обряда. Но часто еще есть мотив наказания злых и завистливых братьев или сестер ( отец может изгнать их из дома; они могут стать прислужницами младшей – удачливой; возможен и совсем кровожадный финал)
8. Концовка
На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай1, убирайся-ка поскорей со двора»
Возможна и другая концовка, в которой рассказчик (а у сказки обязательно был рассказчик!) обязательно несколько иронически говорит о себе: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». На этом, пожалуй, и я могу закончить на сегодня свой рассказ.
Вывод.
Итак , мы видим, что композиция сказки «Перышко Финиста ясна сокола» вполне совпадает с композицией волшебной сказки. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь и как они представляли себе смерть
Вопросы к конспектам
1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка» или «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ( по хрестоматии), выделить жанровые и композиционные особенности этой волшебной сказки.
Внеклассное
занятие по литературе в 5 классе
Учитель:
Матвеева Оксана Михайловна. МБОУ «Школа №10 г. Благовещенска», Амурской области
Тема:
«Символика волшебной сказки «Финист Ясный – сокол»»
Форма:
творческая
мастерская
Цель:
дать
понятие символ, символика, учить понимать значение символов; способствовать
закреплению в сознании новых тем, творчески воплощать свои идеи.
Ход занятия
1.
Оргмомент
—
Сегодня
мы поговорим о сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», которую вы читали дома.
Но
сначала проведём артикуляционную разминку, используя скороговорку
2.
Артикуляционная разминка
Летят
три пичужки через три пусты избушки.
—
Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке? ([з с ш])
—
Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она
связана с нашей темой?
(В
волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3
раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3)
3.
Работа по сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»
—
Давайте кратко повторим содержание сказки.
—
Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?
Обучение выразительному чтению
—
Прочитаем выразительно конец сказки. Какие эмоции вы ощущаете? Чем вызваны
эмоции?
4.
Символика волшебной сказки
Эвристическая беседа
—
Давайте запишем тему нашего занятия (2 слайд)
—
Кто может сказать что такое СИМВОЛ? Как вы понимаете смысл этого слова?
—
Какие символы вы знаете?
(роза
– символ любви, флаги на улице – праздник, голубь – символ мира, кольца и кукла
на машине – символ свадьбы)
—
Так что же такое символ?
(Символ
– то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-то отвлечённого)
—
Что такое символика?
(Символика
– совокупность символов (то есть все символы, вместе взятые)
—
Какими бывают символы в волшебной сказке и что они обозначают, мы с вами
посмотрим на примере нашей сказки ««Пёрышко Финиста Ясна-сокола»
—
Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать
каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к
глубокой древности, они значимы для всех людей.
—
Обратимся к началу сказки. Как вы думаете, какой предмет будет иметь
символическое значение? Какое?
(Первый
символ – это пёрышко пёрышко Финиста Ясна – сокола. Что мы про него знаем? Оно
не продаётся на ярмарке, получить его может тот, кто знает, чего ищет, и
терпеливо ждёт, не соблазняясь обновами и спокойно выдерживая насмешки. Старик
–отец покупает его у «старичка седенького» (в котором мы угадываем
волшебного помощника – ведь неспроста очутился он на дороге у опечаленного
отца) за тысячу рублей — огромные деньги (для крестьянина 100-150 лет назад это
скорее не реальная, а совершенно невероятная сумма, 1000 в этом смысле –
безмерно много). Меньшая дочь не просто хочет себе пёрышко, она знает, что
пёрышко принесёт ей счастье
Что же символизирует пёрышко? Может быть, мечту. Может быть, верность.
—
А алмазная булавка в косе символизирует причастность к необыкновенному,
таинственному, недоступному для других.
—
«Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных», «три хлеба каменных».
Символы ли это? Каково их значение?
(
Железные башмаки человек не может износить, чугунный посох невозможно
источить, нельзя изглодать три каменных хлеба)
—
Но если всего этого никак не выполнить, значит перед нами символы! Может быть,
символы душевной тяжести, трудновыполнимых, тяжёлых дел.
—
Вспомним эпизод, когда красна девица сумела разбудить Финиста, перечитаем его
(читаем
эпизод пробуждения)
—
Мы
видим очень распространённый сказочный мотив: герой погружается в волшебный
сон, и другой герой – спаситель – будит его. А в каких сказках происходят
подобные события? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина,
в которой королевич Елисей «о гроб невесты милой» «ударился всей силой, и от
этого гроб разбился. А ещё западноевропейская сказка о заколдованной принцессе
«Спящая красавица». Принцесса заснула волшебным сном на 100 лет. Принц разбудил
её поцелуем)
—
Почему же в русской недостаточно оказалось поцелуев, чтобы разбудить любимого?.
Почему разбудить его смогла только «горючая слеза»? Как вы считаете? (Дети
рассуждают)
—
Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.
ИТОГ
Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность
человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека
являются наиболее ценными в народном сознании.
4.
Творческая мастерская
А
сейчас давайте попробуем создать какой-нибудь из символов нашей сказки:
вылепить, нарисовать, выполнить аппликацию, или нарисовать героя.
(Уч-ся
работают, учитель помогает)Можно включить музыку из сказки-фильма)
5.
Презентация работ учащимися.
6.
Д/З. Кто
не успел, закончит работу дома и представит её на следующем занятии.
Презентация на тему «Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»» 4 класс
-
Скачать презентацию (1.91 Мб)
-
14 загрузок -
1.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»» для 4 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 19 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
19
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»
4 класс
-
Слайд 2
Символ – это многозначное иносказание. Символ – это слово–знак, с помощью которого автор выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, иную реальность
Особый вымысел – волшебные сказки. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. В сказках традиционные, идущие от древности, сходные сюжеты. Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц, а также образ Бабы Яги – покойной покровительницы рода. Практически в каждой волшебной сказке встречаются такие предметы, какдерево – символ жизни, модель мироздания; вода– основа мироздания;колодец – жизнь, истина, «глаз воды», обозначающий связь с прошлым; ворота– символ перехода из одного качества в другое; гора – сакральный символ власти и отшельничества; река – символ потока времени, символ вектора судьбы, граница с неведомым миром; цветок– символ молодой жизни, Солнца, а также связи двух миров; яблоко– плод древа жизни и символ первородного греха; яйцо– символ происхождения всего живого.
, -
Слайд 3
Образы-символы в сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола». Баба-Яга
В русских сказках яга-баба охраняет вход в царство мертвых. В сказочных сюжетах она своеобразный проводник в иной мир. Яга испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
-
Слайд 4
Животные- проводникиКот
В русской народной сказке кот часто встречается в образе спасителя от различных напастей.
-
Слайд 5
Собака
За собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности. Но существуют поверья, по которым собака – проводник в царство мертвых.
-
Слайд 6
Волк
История взаимоотношений волка и человека уходит в глубь веков. Сказания различных народов свидетельствуют о том, что в самом начале люди почитали волка как одно из священных животных, считая его предком и покровителем рода.
-
Слайд 7
Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц
-
Слайд 8
Старшим сестрам «для радости» необходимы наряды, младшая же просит привезти для нее перышко Финиста — Ясна Сокола. Перо– символ воздуха и полета, принадлежность не земного, а какого-то иного мира.
-
Слайд 9
Что же это за птица – загадочный Финист – Ясный Сокол?
-
Слайд 10
Для героини сказки Финист – это особый духовный мир, куда всегда стремится душа человеческая.
-
Слайд 11
Но он чужой в жестоком земном мире. Натолкнувшись на острые ножи, натыканные в оконную раму завистливыми сестрами, Сокол улетает…
-
Слайд 12
«Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаковжелезных порвешь». Значит, чтобы вернуть любовь, нужно пройти тяжелые испытания.
-
Слайд 13
«Иная» область – то царство, куда по необходимости отправляется героиня сказки, где существуют избушки на курьих ножках, где бродят говорящие звери и птицы, где обретаются волшебные предметы и совершаются чудесные превращения. «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» — спрашивает Яга – страж границы между мирами. Черепа на кольях тына вокруг ее жилища ясно показывают, что красная девица не первая оказалась в гостях у хозяйки избушки на курьих ножках…
-
Слайд 14
Пробираясь через непролазные лесные дебри, «износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный прорвала…». В символическом смысле пространство леса связано с представлением об опасностях, о возможности заблудиться, сбиться с пути. Кот, а затем собака и серый волк становятся чудесными проводниками в страшном и пугающем сказочном лесу.
-
Слайд 15
В «том» мире, куда попадает Марьюшка, хозяйничает некая царица, действия которой враждебны героям. В этом царстве Финист не летает, он спит. Золотыепредметы (золото – символ Солнца), привнесенные девицей, незнакомы этому царству. Скорее всего, героиня оказывается в мире преисподней.
-
Слайд 16
«Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.»
-
Слайд 17
Сказка знает два верных средства вырвать возлюбленного из плена забытья — поцелуй и слезы. В сказке о Финисте такой пробуждающей силой служат слезы. Славяне верили, что утренняя роса – это жемчужные слезы, которые с небес проливает на землю богиня Лада.
-
Слайд 18
Герой пробуждается от плена забытья, чтобы вернуться вместе с девицей в ее земной мир и стать там своим.
-
Слайд 19
Используемая литература
Иллюстрации к сказке «Финист — Ясный Сокол» (И. Я. Билибин, Р. В. Былинская и др.), images.yandex.ru.
Словарь мифологических и сказочных персонажей
http://www.rojdenierus.ru/.
Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» http://slovari.yandex.ru/.
Русская народная сказка «Перышко Финиста-Ясна Сокола» (сб. «Сказки А. Н. Корольковой»).
Фольклорная сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
-
как рисуется в сказке старинный русский быт одежда занятия и т.п.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
danielaallen475
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…
-
Русский язык3 минуты назад
Пожалуйста помогите!
По русскому языку -
Геометрия3 минуты назад
Помогите с математикой
-
Алгебра3 минуты назад
Покажите пожалуйста с помощью единичной окружности sin=-1/2. Желательно с графиком( хоть фотоЮ что угодно)
-
Русский язык8 минут назад
Помогите с англиским
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.