Как рисуется в сказке старинный русский быт перышко финиста ясна сокола

russkie_skazkiВ любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ.

Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.

В сказке про Финиста Ясна Сокола у старика 3 дочери.  Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.

Старик-отец — символ старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.

Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.

Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в  доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.

skazkiОтец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.

Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки —  тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.

Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.

Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол —  символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.

finist_yasniy_sokolСтаршие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».

Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.

Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.

В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.

Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, simvolizm_skazokкоторая уже готова к этому.

Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.

Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.

Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души  — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.

skazkaНа прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.

Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.

Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.

Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.

Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.

В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».

 1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о вол­шеб­ной сказ­ке. По­че­му ее так на­зы­ва­ют? А по­то­му , что в этих  сказ­ках  про­ис­хо­дят со­вер­шен­но неве­ро­ят­ные вещи, тво­рят­ся чу­де­са, и толь­ко вол­шеб­ные спа­си­те­ли по­мо­га­ют герою вы­брать­ся из беды, в ко­то­рую он попал. Мы уже го­во­ри­ли об осо­бен­но­стях   и сю­же­те  вол­шеб­ной сказ­ки, а се­год­ня мы по­про­бу­ем в сказ­ке «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста Ясна Со­ко­ла» уви­деть во­очию,  по каким за­ко­нам стро­ит­ся вол­шеб­ная сказ­ка, ка­ко­ва ее ком­по­зи­ция

В вол­шеб­ной сказ­ке обя­за­тель­ны такие  эле­мен­ты ком­по­зи­ции:

Зачин сказ­ки.( ее ска­зоч­ное на­ча­ло «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

За­вяз­ка ( на­ча­ло ис­то­рии, зна­ком­ство ге­ро­ев, фор­му­ли­ров­ка за­пре­та, ко­то­рый нель­зя на­ру­шать)

При­чи­не­ние вреда герою или беда, ко­то­рая про­ис­хо­дит из-за на­ру­ше­ния ка­ко­го-то за­пре­та.(А за­прет дол­жен быть на­ру­шен обя­за­тель­но!)

Сна­ря­же­ние героя  (или ге­ро­и­ни) в путь ( обыч­но в Три­де­вя­тое цар­ство .в Три­де­ся­тое го­су­дар­ство, выз­во­лять суже­но­го ( суже­ную)

Встре­ча с Ба­бой-Ягой и по­лу­че­ние вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка.( без вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков беду не из­быть)

Встре­ча. Ис­прав­ле­ние беды с по­мо­щью вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков. (самим – невоз­мож­но!)

Бег­ство ( воз­мож­но, спа­се­ние от по­го­ни или пре­одо­ле­ние дру­гих пре­пят­ствий)

Кон­цов­ка. Сва­дьба. ( воз­мож­но, и на­ка­за­ние ви­нов­ни­ков)

 2. Зачин и завязка

Жил-был ста­рик, у него было три до­че­ри: боль­шая и сред­няя — ще­го­ли­хи, а мень­шая толь­ко о хо­зяй­стве ра­де­ла. Сби­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет у своих до­че­рей: ко­то­рой что ку­пить? Боль­шая про­сит: «Купи мне на пла­тье!» И се­ред­няя то ж го­во­рит. «А тебе что, дочь моя лю­би­мая?» — спра­ши­ва­ет у мень­шой. «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец про­стил­ся с ними и уехал в город; боль­шим до­че­рям купил на пла­тье, а пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла нигде не нашел. Во­ро­тил­ся домой, стар­шую и се­ред­нюю до­че­рей об­но­ва­ми об­ра­до­вал. «А тебе, — го­во­рит мень­шой, — не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Так и быть, — ска­за­ла она, — может, в дру­гой раз по­счаст­ли­вит­ся найти». Боль­шие сест­ры кроят да об­но­вы себе шьют, да над нею по­сме­и­ва­ют­ся; а она знай от­мал­чи­ва­ет­ся. Опять со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ну, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шая и се­ред­няя про­сят по плат­ку ку­пить, а мень­шая го­во­рит: «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец по­ехал в город, купил два плат­ка, а пе­рыш­ка и в глаза не видал. Во­ро­тил­ся назад и го­во­рит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!» — «Ни­че­го, ба­тюш­ка; может, в иное время по­счаст­ли­вит­ся». Вот и в тре­тий раз со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ска­зы­вай­те, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шие го­во­рят: «Купи нам серь­ги», а мень­шая опять свое: «Купи мне пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец ис­ку­пил зо­ло­тые серь­ги, бро­сил­ся ис­кать пе­рыш­ка — никто та­ко­го не ве­да­ет; опе­ча­лил­ся и по­ехал из го­ро­ду. Толь­ко за за­ста­ву, а нав­стре­чу ему ста­ри­чок несет ко­ро­боч­ку. «Что несешь, ста­ри­на?» — «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Что за него про­сишь?» — «Давай ты­ся­чу». Отец за­пла­тил день­ги и по­ска­кал домой с ко­ро­боч­кой. Встре­ча­ют его до­че­ри. «Ну, дочь моя лю­би­мая, — го­во­рит он мень­шой, — на­ко­нец и тебе купил по­да­рок; на, возь­ми!» Мень­шая дочь чуть не прыг­ну­ла от ра­до­сти, взяла ко­ро­боч­ку, стала ее це­ло­вать-ми­ло­вать, креп­ко к серд­цу при­жи­мать

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в вол­шеб­ной сказ­ке очень важна трой­ствен­ность  ( три сест­ры, три раза ходил, толь­ко на тре­тий раз по­счаст­ли­ви­лось и.т.д)   и если сест­ры 3, то две стар­шие обя­за­тель­но злые и за­вист­ли­вые, то же и бра­тьев стар­ших ка­са­ет­ся. После ужина разо­шлись все спать по своим све­тел­кам; при­ш­ла и она в свою гор­ни­цу, от­кры­ла ко­ро­боч­ку — пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла тот­час вы­ле­те­ло, уда­ри­лось об пол, и явил­ся перед де­ви­цей пре­крас­ный ца­ре­вич. По­ве­ли они меж собой речи слад­кие, хо­ро­шие. Услы­ха­ли сест­ры и спра­ши­ва­ют: «С кем это, сест­ри­ца, ты раз­го­ва­ри­ва­ешь?» — «Сама с собой», — от­ве­ча­ет крас­на де­ви­ца. «А ну, ото­прись!» Ца­ре­вич уда­рил­ся об пол — и сде­лал­ся пе­рыш­ком; она взяла, по­ло­жи­ла пе­рыш­ко в ко­ро­боч­ку и от­во­ри­ла дверь. Сест­ры и туда смот­рят и сюда за­гля­ды­ва­ют — нет ни­ко­го! Толь­ко они ушли, крас­ная де­ви­ца от­кры­ла окно, до­ста­ла пе­рыш­ко и го­во­рит: «По­ле­тай, мое пе­рыш­ко, во чисто поле; по­гу­ляй до поры до вре­ме­ни!» Пе­рыш­ко об­ра­ти­лось ясным со­ко­лом и уле­те­ло в чи­стое поле

Фи­нист – вол­шеб­ный пер­со­наж ,он может обо­ра­чи­вать­ся пти­цей, а может – доб­рым мо­лод­цем. На дру­гую ночь при­ле­та­ет Фи­нист ясный сокол к своей де­ви­це; пошли у них раз­го­во­ры ве­се­лые. Сест­ры услы­ха­ли и сей­час к отцу по­бе­жа­ли: «Ба­тюш­ка! У нашей сест­ры кто-то по ночам бы­ва­ет; и те­перь сидит да с нею раз­го­ва­ри­ва­ет». Отец встал и пошел к мень­шой до­че­ри, вхо­дит в ее гор­ни­цу, а ца­ре­вич уж давно об­ра­тил­ся пе­рыш­ком и лежит в ко­ро­боч­ке. «Ах вы, негод­ные! — на­ки­нул­ся отец на своих боль­ших до­че­рей. — Что вы на нее по­на­прас­ну взво­ди­те? Лучше бы за собой при­смат­ри­ва­ли!»

 3.Беда-вред-нарушение запрета

На дру­гой день сест­ры под­ня­лись на хит­ро­сти: ве­че­ром, когда на дворе со­всем стем­не­ло, под­ста­ви­ли лест­ни­цу, на­бра­ли ост­рых ножей да иго­лок и на­ты­ка­ли на окне крас­ной де­ви­цы. Ночью при­ле­тел Фи­нист ясный сокол, бил­ся-бил­ся — не мог по­пасть в гор­ни­цу, толь­ко кры­лыш­ки себе об­ре­зал

Де­ви­ца ведет себя не так как долж­но (на­ру­ша­ет за­прет)  — слу­ча­ет­ся беда, ко­то­рую де­ви­ца долж­на из­быть

 4. Снаряжение в дорогу

В сказ­ках чаще, ко­неч­но, бы­ва­ло, что на по­ис­ки неве­сты или жены от­прав­ля­ет­ся доб­рый мо­ло­дец, на­ру­шив­ший за­прет ( вспом­ни­те Ива­на-Ца­ре­ви­ча, сжег­ше­го ля­гу­ша­чью кожу), но бы­ва­ло, что такая доля до­ста­ва­лась и де­вуш­ке. По­это­му вол­шеб­ные сказ­ки бы­ва­ют муж­ские и жен­ские

Что же тре­бо­ва­лось от де­вуш­ки? Найти суже­но­го

«Про­щай, крас­на де­ви­ца! — ска­зал он. — Если взду­ма­ешь ис­кать меня, то ищи за три­де­вять зе­мель, в три­де­ся­том цар­стве. Пре­жде три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­чешь, три по­со­ха чу­гун­ных из­ло­ма­ешь, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­жешь, чем най­дешь меня, добра мо­лод­ца!»

Тут воз­ни­ка­ет во­прос: А что это за три­де­ся­тое ( ино­гда три­де­вя­тое) цар­ство и как туда до­брать­ся?

Во­об­ще-то три­де­ся­тое цар­ство – это мир мерт­вых. Туда по­па­да­ли по-раз­но­му. Одни на­ро­ды ве­ри­ли, что нужно пе­ре­плыть реку (Стикс, на­при­мер ) и обя­за­тель­но клали в мо­ги­лу лодку ( хотя бы гли­ня­ную мо­дель) –вспом­ни­те по­гре­баль­ные ладьи фа­ра­о­нов!), дру­гие счи­та­ли, что до под­зем­но­го мира при­дет­ся да­ле­ко идти – и обя­за­тель­но да­ва­ли мерт­во­му с собой хлеб, баш­ма­ки и посох). Же­лез­ный посох под­чер­ки­вал даль­ность и труд­ность пути

По­лу­ча­ет­ся, что де­вуш­ка или па­рень, из­бы­вая ( по­прав­ляя) беду от­прав­ля­ет­ся в мир мерт­вых + сам как будто уми­ра­ет.  Это  свя­за­но с об­ря­дом по­свя­ще­ния во взрос­лые: чтоб ро­дить­ся для новой жизни, надо уме­реть для ста­рой. Утром про­сы­па­ет­ся, смот­рит — на окне ножи да иглы на­ты­ка­ны, а с них кровь так и ка­па­ет. Всплес­ну­ла ру­ка­ми: «Ах, боже мой! Знать, сест­ри­цы сгу­би­ли моего друга ми­ло­го!» В тот же час со­бра­лась и ушла из дому. По­бе­жа­ла в куз­ни­цу, ско­ва­ла себе три пары баш­ма­ков же­лез­ных да три по­со­ха чу­гун­ных, за­пас­лась тремя ка­мен­ны­ми про­сви­ра­ми и пу­сти­лась в до­ро­гу ис­кать Фи­ни­ста ясна со­ко­ла

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что де­вуш­ка и не ду­ма­ет со­про­тив­лять­ся пред­на­зна­чен­но­му.  Все про­ис­хо­дя­щее для нее есте­ствен­но и ло­гич­но

  5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но са­мо­му  герою не спра­вить­ся с бедой. И тут , если он все вы­пол­ня­ет как надо , по­яв­ля­ют­ся вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки или вол­шеб­ные пред­ме­ты, с по­мо­щью ко­то­рых можно ис­пра­вить вред

Шла-шла, пару баш­ма­ков ис­топ­та­ла, чу­гун­ный посох из­ло­ма­ла и ка­мен­ную про­сви­ру из­гло­да­ла: при­хо­дит к из­буш­ке и сту­чит­ся: «Хо­зя­ин с хо­зя­юш­кой! Укрой­те от тем­ныя ночи». От­ве­ча­ет ста­руш­ка: «Ми­ло­сти про­сим, крас­ная де­ви­ца! Куда идешь, го­лу­буш­ка?» — «Ах, ба­буш­ка! Ищу Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ну, крас­на де­ви­ца, да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха: «Сту­пай те­перь к моей се­ред­ней сест­ре, она тебя добру на­учит; а вот тебе мой по­да­рок: се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це; ста­нешь ку­дель прясть — зо­ло­тая нитка по­тя­нет­ся». Потом взяла клу­бо­чек, по­ка­ти­ла по до­ро­ге и на­ка­за­ла вслед за ним идти, куда клу­бо­чек по­ка­тит­ся, туда и путь держи! Де­ви­ца по­бла­го­да­ри­ла ста­ру­ху и пошла за клу­боч­ком

Долго ли, ко­рот­ко ли, дру­гая пара баш­ма­ков из­но­ше­на, дру­гой посох из­ло­ман, еще ка­мен­ная про­сви­ра из­гло­да­на; на­ко­нец при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Она по­сту­ча­лась: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». — «Ми­ло­сти про­сим! — от­ве­ча­ет ста­руш­ка. — Куда идешь, крас­ная де­ви­ца?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» По­ут­ру дает ей ста­руш­ка се­реб­ря­ное блюдо и зо­ло­тое яичко и по­сы­ла­ет к своей стар­шей сест­ре: она-де знает, где найти Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!

Про­сти­лась крас­на де­ви­ца со ста­ру­хою и пошла в путь-до­ро­гу; шла-шла, тре­тья пара баш­ма­ков ис­топ­та­на, тре­тий посох из­ло­ман, и по­след­няя про­сви­ра из­гло­да­на — при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Сту­чит­ся и го­во­рит стран­ни­ца: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». Опять вышла ста­руш­ка: «Поди, го­лу­буш­ка! Ми­ло­сти про­сим! От­ку­до­ва идешь и куда путь дер­жишь?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ох, труд­но, труд­но отыс­кать его! Он живет те­перь в эта­ком-то го­ро­де, на про­свир­ни­ной до­че­ри там же­нил­ся». На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха крас­ной де­ви­це: «Вот тебе по­да­рок: зо­ло­тое пя­леч­ко да иго­лоч­ка; ты толь­ко пя­леч­ко держи, а иго­лоч­ка сама вы­ши­вать будет. Ну, те­перь сту­пай с богом и най­мись к про­свирне в ра­бот­ни­цы».

Этим вол­шеб­ным по­мощ­ни­ком может быть ста­руш­ка, ста­ри­чок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их по­мо­щи герою ни­ко­гда не прой­ти ис­пы­та­ние

 6. Исправление вреда-избывание беды

В этой сказ­ке очень ин­те­рес­но по­яв­ле­ние вполне хри­сти­ан­ско­го пер­со­на­жа – про­свир­ни  ( жен­щи­на, пе­ку­щая просфо­ры, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся для при­ча­стия). Про­ис­хо­дит на­сло­е­ние раз­но­вре­мен­ных ре­аль­но­стей. Кста­ти, в дру­гом ва­ри­ан­те этой сказ­ки  вме­сто про­свир­ни­ной  дочки – ца­рев­на

Ска­за­но — сде­ла­но. При­ш­ла крас­ная де­ви­ца на про­свир­нин двор и на­ня­лась в ра­бот­ни­цы; дело у ней так и кипит под ру­ка­ми: и печку топит, и воду носит, и обед го­то­вит

 Про­свир­ня смот­рит да ра­ду­ет­ся. «Слава богу! — го­во­рит своей дочке. — На­жи­ли себе ра­бот­ни­цу и услуж­ли­вую и доб­рую: без на­ря­ду все де­ла­ет!» А крас­ная де­ви­ца, по­кон­чив с хо­зяй­ски­ми ра­бо­та­ми, взяла се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це и села прясть: пря­дет — из ку­де­ли нитка тя­нет­ся, нитка не про­стая, а чи­сто­го зо­ло­та. Уви­да­ла это про­свир­ни­на дочь: «Ах, крас­ная де­ви­ца! Не про­дашь ли мне свою за­ба­ву?» — «По­жа­луй, про­дам!» — «А какая цена?» — «Поз­воль с твоим мужем ночь пе­ре­быть». Про­свир­ни­на дочь со­гла­си­лась. «Не беда! — ду­ма­ет. — Ведь мужа можно сон­ным зе­льем опо­ить, а чрез это ве­ре­тен­це мы с ма­туш­кой озо­ло­тим­ся!»

А Фи­ни­ста ясна со­ко­ла дома не было; целый день гулял по под­не­бе­сью, толь­ко к ве­че­ру во­ро­тил­ся. Сели ужи­нать; крас­ная де­ви­ца по­да­ет на стол ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он, доб­рый мо­ло­дец, и не узна­ет ее. Про­свир­ни­на дочь под­ме­ша­ла Фи­ни­сту ясну со­ко­лу сон­но­го зелья в питье, уло­жи­ла его спать и го­во­рит ра­бот­ни­це: «Сту­пай к нему в гор­ни­цу да мух от­го­няй!» Вот крас­ная де­ви­ца от­го­ня­ет мух, а сама слез­но пла­чет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­та­ла, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­да­ла да все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист спит, ни­че­го не чует; так и ночь про­шла

На дру­гой день ра­бот­ни­ца взяла се­реб­ря­ное блю­деч­ко и ка­та­ет по нем зо­ло­тым яич­ком: много зо­ло­тых яиц на­ка­та­ла! Уви­да­ла про­свир­ни­на дочь. «Про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи». — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем еще еди­ную ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» А Фи­нист ясный сокол опять целый день гулял по под­не­бе­сью, домой при­ле­тел толь­ко к ве­че­ру. Сели ужи­нать, крас­ная де­ви­ца по­да­ет ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он слов­но ни­ко­гда и не зна­вал ее. Опять про­свир­ни­на дочь опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сла­ла ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. И на этот раз, как ни пла­ка­ла, как ни бу­ди­ла его крас­ная де­ви­ца, он про­спал до утра и ни­че­го не слы­шал

На тре­тий день сидит крас­ная де­ви­ца, дер­жит в руках зо­ло­тое пя­леч­ко, а иго­лоч­ка сама вы­ши­ва­ет — да такие узоры чуд­ные! За­гля­де­лась про­свир­ни­на дочка. «Про­дай, крас­ная де­ви­ца, про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи!» — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем тре­тью ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» Ве­че­ром при­ле­тел Фи­нист ясный сокол; жена опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сы­ла­ет ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. Вот крас­ная де­ви­ца мух от­го­ня­ет, а сама слез­но при­чи­ты­ва­ет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист ясный сокол креп­ко спит, ни­че­го не чует

Тут во­об­ще непо­нят­но: по­че­му Фи­нист же­нил­ся?  По­че­му про­свир­ни­ной до­че­ри он не слиш­ком дорог?

А дело все в том, что в древ­но­сти  у мно­гих пле­мен, кроме по­сто­ян­но­го взрос­ло­го брака , бывал еще и пер­вый – вре­мен­ный брак, ко­то­рый не за­кан­чи­вал­ся рож­де­ни­ем детей и был ча­стью об­ря­да по­свя­ще­ния.  Имен­но эта часть об­ря­да и нашла от­ра­же­ние в сказ­ке.

Кста­ти, вы за­ме­ча­е­те, что все со­бы­тия опять по­вто­ря­ют­ся три­жды?

Долго она пла­ка­ла, долго бу­ди­ла его; вдруг упала ему на щеку слеза крас­ной де­ви­цы, и он в ту ж ми­ну­ту проснул­ся: «Ах, — го­во­рит, — что-то меня обо­жгло!» — «Фи­нист ясный сокол! — от­ве­ча­ет ему де­ви­ца. — Я к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя ис­ка­ла! Вот уж тре­тью ночь над тобою стою, а ты спишь — не про­буж­да­ешь­ся, на мои слова не  от­зы­ва­ешь­ся!»

 7. Бегство

Тут толь­ко узнал Фи­нист ясный сокол и так об­ра­до­вал­ся, что ска­зать нель­зя. Сго­во­ри­лись и ушли от про­свир­ни. По­ут­ру хва­ти­лась про­свир­ни­на дочь сво­е­го мужа: ни его нет, ни ра­бот­ни­цы! Стала жа­ло­вать­ся ма­те­ри; про­свир­ня при­ка­за­ла ло­ша­дей за­ло­жить и по­гна­лась в по­го­ню. Ез­ди­ла-ез­ди­ла, и к трем ста­ру­хам за­ез­жа­ла, а Фи­ни­ста ясна со­ко­ла не до­гна­ла: его и сле­дов давно не ви­дать!

Вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки обя­за­тель­но ре­ша­ют дело в поль­зу героя. И ни­ка­кая по­го­ня не страш­на ( бы­ва­ет ,что хит­ро­ум­ный вол­шеб­ный герой об­ма­ны­ва­ет по­го­ню, как  Ва­си­ли­са Пре­муд­рая, на­при­мер)

Воз­вра­ще­ние – сва­дьба ге­ро­ев – на­ка­за­ние злых сил

Очу­тил­ся Фи­нист ясный сокол со своею суже­ной возле ее дома ро­ди­тель­ско­го; уда­рил­ся о сыру землю и сде­лал­ся пе­рыш­ком: крас­ная де­ви­ца взяла его, спря­та­ла за па­зуш­ку и при­ш­ла к отцу. «Ах, дочь моя лю­би­мая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу хо­ди­ла мо­лить­ся». А слу­чи­лось это как раз около свя­той неде­ли. Вот отец с стар­ши­ми до­черь­ми со­би­ра­ют­ся к за­ут­рене. «Что ж, дочка милая, — спра­ши­ва­ет он мень­шую, — со­би­рай­ся да по­едем; нынче день такой ра­дост­ный». — «Ба­тюш­ка, мне на­деть на себя нече­го». — «На­день наши уборы», — го­во­рят стар­шие сест­ры. «Ах, сест­ри­цы, мне ваши пла­тья не по кости! Я лучше дома оста­нусь»

Тут опять ин­те­рес­ное на­сло­е­ние хри­сти­ан­ских мо­ти­вов на древ­нюю язы­че­скую сказ­ку)) Отец с двумя до­черь­ми уехал к за­ут­рене; в те поры крас­ная де­ви­ца вы­ну­ла свое пе­рыш­ко. Оно уда­ри­лось об пол и сде­ла­лось пре­крас­ным ца­ре­ви­чем. Ца­ре­вич свист­нул в окош­ко — сей­час яви­лись и пла­тья, и уборы, и ка­ре­та зо­ло­тая. На­ря­ди­лись, сели в ка­ре­ту и по­еха­ли. Вхо­дят они в цер­ковь, ста­но­вят­ся впе­ре­ди всех; народ ди­вит­ся: ка­кой-та­кой ца­ре­вич с ца­рев­ною по­жа­ло­вал? На ис­хо­де за­ут­ре­ни вышли они рань­ше всех и уеха­ли домой; ка­ре­та про­па­ла, пла­тьев и убо­ров как не бы­ва­ло, а ца­ре­вич об­ра­тил­ся пе­рыш­ком. Во­ро­ти­ли­ся и отец с до­черь­ми. «Ах, сест­ри­ца! Вот ты с нами не ез­ди­ла, а в церк­ви был пре­крас­ный ца­ре­вич с нена­гляд­ной ца­рев­ною». — «Ни­че­го, сест­ри­цы! Вы мне рас­ска­за­ли — все равно что сама была». На дру­гой день опять то же; а на тре­тий, как стал ца­ре­вич с крас­ной де­ви­цей в ка­ре­ту са­дить­ся, отец вышел из церк­ви и сво­и­ми гла­за­ми видел, что ка­ре­та к его дому подъ­е­ха­ла и про­па­ла. Во­ро­тил­ся отец и стал мень­шую дочку до­пра­ши­вать; она и го­во­рит: «Нече­го де­лать, надо при­знать­ся!» Вы­ну­ла пе­рыш­ко; пе­рыш­ко уда­ри­лось об пол и обер­нул­ся ца­ре­ви­чем. Тут их и об­вен­ча­ли, и сва­дьба была бо­га­тая!

В итоге все за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой – ведь герой бла­го­по­луч­но про­шел ис­пы­та­ния об­ря­да. Но часто еще есть мотив на­ка­за­ния злых и за­вист­ли­вых бра­тьев или се­стер ( отец может из­гнать их из дома; они могут стать при­служ­ни­ца­ми млад­шей – удач­ли­вой; воз­мо­жен и со­всем кро­во­жад­ный финал)

 8. Концовка

На той сва­дьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. На­де­ли на меня кол­пак да и ну тол­кать; на­де­ли на меня кузов: «Ты, де­ти­нуш­ка, не гузай1, уби­рай­ся-ка по­ско­рей со двора»

Воз­мож­на и дру­гая кон­цов­ка, в ко­то­рой рас­сказ­чик  (а у сказ­ки обя­за­тель­но был рас­сказ­чик!) обя­за­тель­но несколь­ко иро­ни­че­ски го­во­рит о себе: «И я там был, мед-пи­во пил, по усам текло, да в рот не по­па­ло». На этом,  по­жа­луй, и я могу за­кон­чить на се­год­ня свой рас­сказ.

Вывод.

Итак , мы видим, что ком­по­зи­ция сказ­ки «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла» вполне сов­па­да­ет с ком­по­зи­ци­ей вол­шеб­ной сказ­ки. Ана­ли­зи­руя сказ­ку, мы на­чи­на­ем, по­жа­луй, впер­вые за­ду­мы­ва­ем­ся, что вол­шеб­ная сказ­ка – это не толь­ко увле­ка­тель­ная ис­то­рия, но и свое­об­раз­ный при­вет из про­шло­го, рас­сказ о том, как жили и во что ве­ри­ли наши пред­ки, какие об­ря­ды фор­ми­ро­ва­ли их жизнь и как они пред­став­ля­ли себе смерть

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тать сказ­ку «Ца­рев­на-ля­гуш­ка» или «Иван — кре­стьян­ский сын и Чу­до-Юдо» ( по хре­сто­ма­тии), вы­де­лить жан­ро­вые и ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти этой вол­шеб­ной сказ­ки.

Внеклассное
занятие по литературе в 5 классе

Учитель:
Матвеева Оксана Михайловна. МБОУ «Школа №10 г. Благовещенска», Амурской области

Тема:
«Символика волшебной сказки «Финист Ясный – сокол»»

Форма:
творческая
мастерская

Цель:
дать
понятие символ, символика, учить понимать значение символов; способствовать
закреплению в сознании новых тем, творчески воплощать свои идеи.

Ход занятия

1.
Оргмомент


Сегодня
мы поговорим о сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», которую вы читали дома.

Но
сначала проведём артикуляционную разминку, используя скороговорку

2.
Артикуляционная разминка

Летят
три пичужки через три пусты избушки.


Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке? ([з с ш])


Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она
связана с нашей темой?

(В
волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3
раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3)

3.
Работа по сказке
«Пёрышко Финиста Ясна-сокола»

 —
Давайте кратко повторим содержание сказки.


Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?

Обучение выразительному чтению


Прочитаем выразительно конец сказки. Какие эмоции вы ощущаете? Чем вызваны
эмоции?

4.
Символика волшебной сказки

Эвристическая беседа


Давайте запишем тему нашего занятия (2 слайд)


Кто может сказать что такое СИМВОЛ? Как вы понимаете смысл этого слова?


Какие символы вы знаете?

(роза
– символ любви, флаги на улице – праздник, голубь – символ мира, кольца и кукла
на машине – символ свадьбы)


Так что же такое символ?

(Символ
– то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-то отвлечённого)


Что такое символика?

(Символика
– совокупность символов (то есть все символы, вместе взятые)

 —
Какими бывают символы в волшебной сказке и что они обозначают, мы с вами
посмотрим на примере нашей сказки ««Пёрышко Финиста Ясна-сокола»


Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать
каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к
глубокой древности, они значимы для всех людей.


Обратимся к началу сказки. Как вы думаете, какой предмет будет иметь
символическое значение? Какое?

(Первый
символ – это пёрышко пёрышко  Финиста Ясна – сокола. Что мы про него знаем? Оно
не продаётся на ярмарке, получить его может тот, кто знает, чего ищет, и
терпеливо ждёт, не соблазняясь обновами и спокойно выдерживая насмешки. Старик
–отец покупает его у «старичка седенького» (в котором мы угадываем
волшебного помощника – ведь неспроста очутился он на дороге у опечаленного
отца) за тысячу рублей — огромные деньги (для крестьянина 100-150 лет назад это
скорее не реальная, а совершенно невероятная сумма, 1000 в этом смысле –
безмерно много). Меньшая дочь не просто хочет себе пёрышко, она знает, что
пёрышко принесёт ей счастье

  
Что же символизирует пёрышко? Может быть, мечту. Может быть, верность.


А алмазная булавка в косе символизирует причастность к необыкновенному,
таинственному, недоступному для других.


«Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных», «три хлеба каменных».
Символы ли это? Каково их значение?

(
Железные башмаки человек не может износить, чугунный посох невозможно
источить,  нельзя изглодать три каменных хлеба)


Но если всего этого никак не выполнить, значит перед нами символы! Может быть,
символы душевной тяжести, трудновыполнимых, тяжёлых дел.


Вспомним эпизод, когда красна девица сумела разбудить Финиста, перечитаем его

(читаем
эпизод пробуждения)


Мы
видим очень распространённый сказочный мотив: герой погружается в волшебный
сон, и другой герой – спаситель – будит его. А в каких сказках происходят
подобные события? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина,
в которой королевич Елисей «о гроб невесты милой» «ударился всей силой, и от
этого гроб разбился. А ещё западноевропейская сказка о заколдованной принцессе
«Спящая красавица». Принцесса заснула волшебным сном на 100 лет. Принц разбудил
её поцелуем)


Почему же в русской недостаточно оказалось поцелуев, чтобы разбудить любимого?.
Почему разбудить его смогла только «горючая слеза»? Как вы считаете? (Дети
рассуждают)


Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.

ИТОГ

 
Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность
человека страдать, рождающая «горючие слёзы».

 
Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека
являются наиболее ценными в народном сознании.

4.
Творческая мастерская

А
сейчас давайте попробуем создать какой-нибудь из символов нашей сказки:
вылепить, нарисовать, выполнить аппликацию, или нарисовать героя.

(Уч-ся
работают, учитель помогает)Можно включить музыку из сказки-фильма)

5.
Презентация работ учащимися.

6.
Д/З.
Кто
не успел, закончит работу дома и представит её на следующем занятии.

Презентация на тему «Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»» 4 класс

  • Скачать презентацию (1.91 Мб)


  • 14 загрузок

  • 1.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему «Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»» для 4 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 19 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    19

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»

    Слайд 1

    Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»

    4 класс

  • Слайд 2

    Символ – это многозначное иносказание. Символ – это слово–знак, с помощью которого автор выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, иную реальность

    Особый вымысел – волшебные сказки. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. В сказках традиционные, идущие от древности, сходные сюжеты. Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц, а также образ Бабы Яги – покойной покровительницы рода. Практически в каждой волшебной сказке встречаются такие предметы, какдерево – символ жизни, модель мироздания; вода– основа мироздания;колодец – жизнь, истина, «глаз воды», обозначающий связь с прошлым; ворота– символ перехода из одного качества в другое; гора – сакральный символ власти и отшельничества; река – символ потока времени, символ вектора судьбы, граница с неведомым миром; цветок– символ молодой жизни, Солнца, а также связи двух миров; яблоко– плод древа жизни и символ первородного греха; яйцо– символ происхождения всего живого.
    ,

  • Слайд 3

    Образы-символы в сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола». Баба-Яга

    В русских сказках яга-баба охраняет вход в царство мертвых. В сказочных сюжетах она своеобразный проводник в иной мир. Яга испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.

  • Слайд 4

    Животные- проводникиКот

    В русской народной сказке кот часто встречается в образе спасителя от различных напастей.

  • Слайд 5

    Собака

    За собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности. Но существуют поверья, по которым собака – проводник в царство мертвых.

  • Слайд 6

    Волк

    История взаимоотношений волка и человека уходит в глубь веков. Сказания различных народов свидетельствуют о том, что в самом начале люди почитали волка как одно из священных животных, считая его предком и покровителем рода.

  • Слайд 7

    Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц

  • Слайд 8

    Старшим сестрам «для радости» необходимы наряды, младшая же просит привезти для нее перышко Финиста — Ясна Сокола. Перо– символ воздуха и полета, принадлежность не земного, а какого-то иного мира.

  • Слайд 9

    Что же это за птица – загадочный Финист – Ясный Сокол?

  • Слайд 10

    Для героини сказки Финист – это особый духовный мир, куда всегда стремится душа человеческая.

  • Слайд 11

    Но он чужой в жестоком земном мире. Натолкнувшись на острые ножи, натыканные в оконную раму завистливыми сестрами, Сокол улетает…

  • Слайд 12

    «Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаковжелезных порвешь». Значит, чтобы вернуть любовь, нужно пройти тяжелые испытания.

  • Слайд 13

    «Иная» область – то царство, куда по необходимости отправляется героиня сказки, где существуют избушки на курьих ножках, где бродят говорящие звери и птицы, где обретаются волшебные предметы и совершаются чудесные превращения. «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» — спрашивает Яга – страж границы между мирами. Черепа на кольях тына вокруг ее жилища ясно показывают, что красная девица не первая оказалась в гостях у хозяйки избушки на курьих ножках…

  • Слайд 14

    Пробираясь через непролазные лесные дебри, «износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный прорвала…». В символическом смысле пространство леса связано с представлением об опасностях, о возможности заблудиться, сбиться с пути. Кот, а затем собака и серый волк становятся чудесными проводниками в страшном и пугающем сказочном лесу.

  • Слайд 15

    В «том» мире, куда попадает Марьюшка, хозяйничает некая царица, действия которой враждебны героям. В этом царстве Финист не летает, он спит. Золотыепредметы (золото – символ Солнца), привнесенные девицей, незнакомы этому царству. Скорее всего, героиня оказывается в мире преисподней.

  • Слайд 16

    «Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.»

  • Слайд 17

    Сказка знает два верных средства вырвать возлюбленного из плена забытья — поцелуй и слезы. В сказке о Финисте такой пробуждающей силой служат слезы. Славяне верили, что утренняя роса – это жемчужные слезы, которые с небес проливает на землю богиня Лада.

  • Слайд 18

    Герой пробуждается от плена забытья, чтобы вернуться вместе с девицей в ее земной мир и стать там своим.

  • Слайд 19

    Используемая литература

    Иллюстрации к сказке «Финист — Ясный Сокол» (И. Я. Билибин, Р. В. Былинская и др.), images.yandex.ru.
    Словарь мифологических и сказочных персонажей
    http://www.rojdenierus.ru/.
    Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» http://slovari.yandex.ru/.
    Русская народная сказка «Перышко Финиста-Ясна Сокола» (сб. «Сказки А. Н. Корольковой»).
    Фольклорная сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Сказка как вид народного творчества

Презентация: Баба Яга

Презентация: Иван Яковлевич Билибин

Презентация: Русский фольклор

Презентация: Роль образа Бабы – Яги в русских народных сказках

Презентация: Образ Бабы Яги

Презентация: Баба-Яга – сказка, миф или реальность

Презентация: «Русские народные сказки»

Презентация: Чтение сказки Фенист-ясный сокол

Презентация: Обучение написанию сказке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • как рисуется в сказке старинный русский быт одежда занятия и т.п.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      danielaallen475

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Пожалуйста помогите!
    По русскому языку

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Помогите с математикой

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Покажите пожалуйста с помощью единичной окружности sin=-1/2. Желательно с графиком( хоть фотоЮ что угодно)

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Помогите с англиским

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Как рисует набоков образы прошлого в рассказе круг
  • Как рисует автор главную героиню рассказа княгиню веру николаевну шеину гранатовый браслет
  • Как рисовать старуху из сказки о рыбаке и рыбке
  • Как сделать так чтобы в вк писалось был в сети недавно
  • Как сделать сочинение уникальным с помощью гугл переводчика