Знания.нет
Войти
Зарегистрироваться
Войти
Зарегистрироваться
-
Все предметы
-
Математика
-
Литература
-
Алгебра
-
Русский язык
-
Геометрия
-
Английский язык
-
Химия
-
Физика
-
Биология
-
Другие предметы
-
История
-
Обществознание
-
Окружающий мир
-
География
-
Українська мова
-
Информатика
-
Українська література
-
Қазақ тiлi
-
Экономика
-
Музыка
-
Право
-
Беларуская мова
-
Французский язык
-
Немецкий язык
-
МХК
-
ОБЖ
-
Психология
-
Оʻzbek tili
-
Кыргыз тили
-
Астрономия
-
Физкультура и спорт
-
Литература
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»?
Ей не нужно было ничего делать
Она должна была три дня послужить
Просто поговорить с Морозом Ивановичем
Ей нужно было приготовить еду
uuuuuuuuu39
3 года назад
Ответ
Ответ дан
KelvinGlane
Ответ:
Она должна была три дня прожить у деда и прислуживать ему
Ответы и объяснения
- uuuuuuuuu39
Не тот ответ, который тебе нужен?
Найди нужный
По всем вопросам пишите на — [email protected]
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
11
Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужи
Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»?
Ей не нужно было ничего делать
Она должна была три дня послужить
Просто поговорить с Морозом Ивановичем
Ей нужно было приготовить еду
1 ответ:
0
0
Ответ:
Она должна была три дня прожить у деда и прислуживать ему
Читайте также
Нужно думать самому.В старших классах буде гораздо труднее!
Он проявил свою находчивость и наверное смекалку, а ещё он сумел приспособиться к дикой природе этим самым и выжил
Художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите.
Порой бывает мы не замечаем как сильно обижаем домашних животных.А особенно собачек и кошек.Люди слишком жестоки с животными и часто обижают животных.Например:Мы берем животных к себе домой, а потом выкидиваем их как игрушки.Некоторые слишком жестокие люди очень часто издеваются над безащитными существами.
Прошу вас некогда не обижайте их, они живые безащитные существа и поэтому они часто чувствует ваше отношение к ним!
Зимой иду под крышой а сосульки тают а вот с наушниками человека вижу на него чуть сосулька не упала я его оттолкнул и спас ему жизнь
МОРАЛЬ:надо слушать и смотреть куда и когда идёшь
Цели:
- Образовательная. Способствовать осознанию основного фактического материала по произведению В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
- Развивающая. Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте, отвечать на вопросы учителя по содержанию, выделять главную мысль, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
- Воспитательная. Способствовать воспитанию сотрудничества, толерантности, внимания.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Речевая разминка
а) Ребята выполняют упражнения для дыхания:
Вдох по стрелке ртом или носом.
Выдох по стрелке ртом или носом.
Р – рот, Н – нос.
б) Чтение скороговорки разными способами: «У нас на дворе – подворье, погода размокропогодилась»
Учитель предлагает прочитать скороговорку:
- про себя;
- по слогам;
- с ускорением;
- скороговоркой.
– Какое интересное слово встретилось?
– Что оно означает?
III. Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации и разъяснение целей урока.
– Подходит ли эта скороговорка к сегодняшней погоде за окном?
– А какая сказка по погоде подходит?
– Кто написал эту сказку?
– Чем отличается авторская сказка от русской народной?
Сегодня мы будем вести разговор о прочитанном, обмениваться мнениями и развивать навык чтения.
– Для чего это нужно? Ребята отвечают на поставленный вопрос.
IV. Закрепление знаний и способов действий
Учитель предлагает детям прочитать слова и выражения на доске и объяснить их значение:
исстари –
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –
Прочитайте выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
– Какой намёк даёт В.Ф. Одоевский в начале сказки? Прочитайте выразительно.
Учитель предлагает задания над частями сказки, дети выполняют и озаглавливают части.
1 часть (до слов «Однажды с рукодельницей…»)
– Как звали девочек?
– Почему автор их так назвал?
– Прочитайте, как просыпалась и проводила свой день Рукодельница, Ленивица?
– Когда мы говорим «считает мух»?
– В прямом или переносном смысле употребил его автор?
– Как озаглавим 1 часть?
2 часть (до слов «Знаю я…»)
– Прочитайте 2 часть по ролям.
Выбираем автора, Рукодельницу, нянюшку, пирожка, яблочки, Мороза Ивановича.
Затем дети отвечают на вопросы:
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Что подтверждает, что нянюшка была строгая и сердитая?
– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?
– Зачитайте, о чём попросил её пирожок, яблочки?
– Как выглядел Мороз Иванович?
– Как озаглавим 2 часть?
3 часть (до слов «Так прожила Рукодельница»)
– Прочитайте 5 абзацев по одному вслух.
– Как Рукодельница могла вернуть ведёрко?
– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?
– С какой работой сравнивается эта работа?
Остальную часть читают по ролям в парах, исключая слова автора (девочки – Рукодельницы, мальчики – Морозы).
– Сколько вопросов задала девочка старику?
– Какие были вопросы и ответы? Пересказать по ролям разговор Мороза и Рукодельницы.
– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?
– Как озаглавим 3 часть?
4 часть (до слов «Ленивице очень не по вкусу было идти…»)
Прочитать жужжащим чтением. Выборочные ответы на вопросы.
– Как отблагодарил дед Рукодельницу?
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
– Как озаглавим 4 часть?
5 часть (до слов «На третий день приходит…»)
Читают по цепочке, отстаивают свою точку зрения.
– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?
– Как взбивала Рукодельница (Ленивица) перину, как готовила кушанье, как бельё штопала?
– Зачитайте, что думала Ленивица о старике?
– Почему Мороз Иванович был с ней тоже терпеливым?
– А что нужно было Ленивице в колодце?
– Как озаглавим 5 часть?
6 часть (до конца)
Читают выразительно, объясняют выражение.
– Какие подарки получили героини? Почему?
– Объясните выражения Деда Мороза, которые были сказаны Ленивице: «Жить и служить разница», «Работа работе рознь»?
– В каких словах выражена главная мысль?
– Как озаглавим 6 часть?
– Каким обращением заканчивается сказка?
– Как вы думаете, что здесь правда, а что неправда?
– Что сказано шутки ради, а что в наставление?
Работа в группах
Рассмотрите иллюстрации и зачитайте подходящие отрывки? (Рисунки)
V. Итог и рефлексия.
– Что хотел автор показать этим произведением?
– Что нового открыла в тебе эта сказка?
– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду.
– Кто считает, что работал отлично, кто прилично?
VI. Домашнее задание:
с. 208, № 9. Сравнить эту сказку с русской народной.
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок.
Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Задачи:
- обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
- развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
- следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.
Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.
Ход урока
I Организационный момент. Проверка слуха.
II Фонетическая зарядка.
С хорошей песней и дело спорится.
Прочитать пословицу медленно, чётко; быстро.
III Работа над сказкой
– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке? Слайд №1
– Послушайте сообщение о жизни и творчестве этого писателя (инд. д/з) Сообщение:
В.Ф.Одоевский (1803 — 1869)
Володя Одоевский рано стал сиротой, воспитывался у своего дяди П.И.Одоевского.
В 13 лет он был определен в Московский благородный пансион и окончил его с золотой медалью в 1822 году.
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и вскоре женился.
Литературная деятельность Владимира Фёдоровича началась ещё в Москве, но первая книга «Пестрые сказки с красным словцом…» вышла в Петербурге лишь в 1833 году.
Одоевский также был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской консерватории.
В 1861 году писатель переехал в Москву.
Похоронен Одоевский в Донском монастыре.
– С каксй сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Слайд №2):
— У этой сказки есть эпиграф.
Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
— В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –
— Вот теперь значения всех слов понятны, а мы продолжим работать над сказкой.
— Назовите главных героев сказки.
(Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)
— Где жил Мороз Иванович?
(В колодце)
— Почему он жил в колодце?
(Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)
— Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?
(В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А
«Ленивица» от слова лень.)
— Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.
— Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.
— Какая беда случилась с Рукодельницей?
(Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
— Кто встретился ей в колодце?
(Пирожок и яблочки)
— О чем они ее попросили?
(Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.)
— Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
(За него она должна была три дня прослужить)
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
(Руки ее окостенели и пальчики побелели)
— А что нужно было Ленивице в колодце?
(Заработать горсть пятачков )
б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и появится главный герой сказки. Догадайтесь, кто это?
Ученик:
Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.
(Мороз Иванович)
— Ребята он понравился вам в сказке?
— Каким он был?
(Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой бородой)
— А вот еще один герой сказки.
Рукодельница:
Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.
(Рукодельница)
— Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.
Сценка (по ролям).
Рукодельница: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович:
Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила. Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива — тебе же хуже. А теперь мне пора спать.
— В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.
(Рукодельница принялась взбивать снег…..
Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.
Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)
— Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?
Ученица:
Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:
“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”
— Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.
— Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.
Сценка.
Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?
Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.
Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.
— Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.
(“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”
“Пришла на кухню, да не знает, что делать…”)
— Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?
— А Ленивица какая?
(На доске карточки: трудолюбивая, скромная, ленивая, неуважительная, грубая,
добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)
На доске появляется таблица:Слайд №3, 4
Рукодельница Ленивица
трудолюбивая ленивая
скромная неуважительная
заботливая грубая
добрая злая
умная жадная
в) Работа над пословицами. Слайд № 5
На доске пословица:
— Как вы понимаете эти пословицы?
— Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот видите, труд приносит людям радость.
— Прочитайте пословицу про лень:
— Как вы понимаете ее?
— За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?
(За труд)
— Что дал он ей в награду?
(Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)
— А как он отблагодарил Ленивицу?
(Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)
— А почему он ее так наградил?
(не любила трудиться)
— Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному?
V Итог урока
— Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?
— На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?
— Почему?
— Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где волшебство?
— Наша сказка подошла к концу.
Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Краткие содержания
- /
- Одоевский
- /
- Мороз Иванович
Год: 1841 Жанр: авторская сказка
Основные герои: Две сестры и Мороз Иванович
Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести. Ленивица делать по дому ничего не хотела. Целыми днями она сидела у окна и считала мух.
В один день девочка направилась к колодцу, чтобы принести воды: опустила ведерко, а веревочка взяла и порвалась. Заплакала девочка и пошла домой. Няня рассердилась и велела, чтобы Рукодельница без ведра назад не возвращалась. Пошла девочка к колодцу и спустилась прямо на дно. Идет она и видит печку, а в ней — пирожок. Лежит и просит девочку, чтобы его с собой взяла. Выполнила она просьбу и дальше направилась. Впереди стоит сад, а яблоки в нем – золотые. Просит яблоня потрусить ее. Рукодельница сделала дело и в путь направилась. Видит дедушку, а это – Мороз Иванович. Старик предложил девочке потрудиться у него, а взамен он вернет ее пропажу.
Осталась она у Мороза Ивановича. И верно выполняла работу: в избе убирала, еду готовила, штопала белье, и платье выправила. Так прошло три дня. Девочка ни разу не пожаловалась. Старик вернул ведерко, а в нем серебряные пятаки и брильянтик сверкают. Вернулась Рукодельница домой с подарками.
Увидела Ленивица гостинцы и собралась в путь. Однако, девочка по дороге не помогла ни печке, ни яблоне. У старика она не хлопотала по хозяйству и все время жаловалась. Мороз Иванович на третий день отдал ей слиток из серебра и брильянт. Вернулась Ленивица домой и хвастается. Вдруг слиток растаял и превратился от мороза во ртуть и от брильянта ничего не осталось.
«Здесь Русью пахнет»
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» — это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей. В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет». Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко». Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования. Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.
Об авторе
Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский – основоположник сельской начальной школы.
Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, — это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора. Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.
Композиция
«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса. Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души. Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, «гены пальцем не задушишь».
Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.
После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот элемент композиции называется «зачин», то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование. Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».
В. Ф. Одоевский,
Образование 15 ноября 2017
Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович», а это уже немало.
«Здесь Русью пахнет»
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» – это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей.
В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет».
Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко».
Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования.
Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.
Об авторе
Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский – основоположник сельской начальной школы.
Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, – это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф.
Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора.
Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.
Видео по теме
Композиция
«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса.
Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души.
Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, “гены пальцем не задушишь”.
Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.
После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот элемент композиции называется “зачин”, то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование.
Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».
Краткое содержание
Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.
Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки.
Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью.
Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.
Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.
Ведро и колодец
Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.
В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.
Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.
Зависть – плохое чувство
Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.
Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать.
Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить.
Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.
Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, слитком серебра была замерзшая ртуть, а бриллиантом – обычный лед.
Краткое содержание
Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.
Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки. Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью. Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.
Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.
Сказка Мороз Иванович Владимир Одоевский текст с картинками
Сказка «Мороз Иванович» о Рукодельнице и Ленивице. Рукодельница целыми днями трудилась, а Ленивица от безделья маялась. Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и строгая нянюшка сказала, чтоб она сама со своей бедой разбиралась.
Спустилась Рукодельница на дно колодца за ведерком и дошла до дома Мороза Ивановича, по дороге взяв пирожок из печки и золотых яблочек с яблони. Три дня Рукодельница взбивала Морозу Ивановичу перину, готовила есть, прибирала в доме.
За это Мороз Иванович отблагодарил её драгоценными подарками.
Когда нянюшка увидела у Рукодельницы такие подарки, то сразу отправила Ленивицу к Морозу Ивановичу. Но Ленивица ничего не умела делать, только все портила. И Мороз Иванович дал ей большой слиток серебра. Пришла домой Ленивица хвастаться, но серебряный слиток превратился в сосульку и растаял. Так Мороз Иванович вознаградил каждую по заслугам.
Эта сказка учит нас не лениться, иначе от жизни ничего не получишь. Только труд вознаграждается.
Сказка Мороз Иванович читать:
В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.
Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»
Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело.
Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться: ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошел.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?
Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.
Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось.
Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!
Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят: — Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.
Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идет дальше.
Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.
— А! — сказал он. — ЗдорОво, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
— Знаю я, зачем ты пришла, — говорит Мороз Иванович, — ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, — прибавил Мороз Иванович, — мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
Ведро и колодец
Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.
В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.
Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.
Подробный пересказ
В одном доме жили две сестры одна трудолюбивая другая ленивая, родителей у них не было, за ними присматривала няня. Вот трудолюбивая девочка вставала раньше вех тесто месила, хлеб пекла, в доме убирала. Кроме этого ходила за водой в колодец, животных собаку и петуха кормила, чистую воду им давала.
Ленивая же девочка постоянно ничего не делала, только спала или просто в окно смотрела, когда надоедало лежать, требовала, чтобы няня ее одела, накормила. Вот как то однажды трудолюбивая девочка пошла за водой, а ведро утонуло, она прибежала к няньке, и рассказывает ей свою беду.
Нянька сказала ей, чтоб за ведром она сама в колодец и прыгала, девочка так и сделала. Но оказалась не на дне колодца, а на поляне, там росли цветы, стояла яблоня, девочка взяла яблок себе, собрала, шла по дороге ей пирожки в печке показались. Девочка потрусила яблоню и собрала все яблоки, из печки вытащила пирожки, так как они уже испеклись.
Дальше шла девочка и увидела дом, там оказалось, что живет Мороз Иванович. Он сказал ей, поживи у меня, потом отправлю тебя домой. Вот девочка вставала рано, убирала в доме у Мороза Ивановича, готовила ему еду, штопала одежду.
Кроме этого кормила всех животных, когда прошло три дня, дал ей дедушка ведерко и заколочку, когда она дошла до колодца прыгнула в него и оказалась у себя во дворе с ведром полным серебряных монет, а заколка оказалась с бриллиантом.
Когда увидела это все ленивая сестра, побежала с разбегу прыгнула в колодец, оказалась на поляне, там стояла яблоня попросила ее яблоки струсить, она отказалась. Дальше шла, там печка с пирожками стояла, пирожки просили достать их, потому что уже испеклись, ленивица не стала этого делать.
Шла долго, пришла к дому Мороза Ивановича, пришла и говорит, давай мне дед подарки, а он ей сказал, что нужно три дня поработать у него. Ленивая девочка согласилась. Утром вставала поздно, избу не мела, кушать не готовила, дед готовил еду сам, еще и ее кормил.
Все животные ходили голодные, никто в стойле у них не убирал, так прошло все отведенное время. Вот ленивая девочка сидит, ждет подарков, а дед ей говорит, иди домой, отдал ведро, а там полно монет. Вот она довольная прыгнула в колодец, оказалась дома, посмотрела в ведро, а там угли, и заколка с бриллиантом оказалась обычным куском льда.
Собака как заслышала ее так и протявкала, что ленивица пришла с собой угли и сосульки принесла. Сидит ленивая девочка и плачет, а что она хотела за добро платят добром, а за безразличие и зло отвечают той же монетой.
Зависть — плохое чувство
Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.
Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать. Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить. Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.
Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, слитком серебра была замерзшая ртуть, а бриллиантом — обычный лед.
Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» заканчивается его призывом подумать над историей и решить, что здесь вымысел, а что правда. Об этих высоких материях подробней поговорим при анализе произведения.
Замысел автора
«Мороз Иванович» Одоевского — это не просто еще одна сказка в списке литературы, а настоящий гимн трудящимся людям. Автору удалось показать на красочных и ярких примерах, что а лень уничтожает все доброе и светлое, которое потенциально заложено в каждом.
Рукодельница благодаря постоянному труду и прилежности растет доброй, отзывчивой и веселой девочкой. В это же время Ленивица из-за постоянного «ничегонеделания» все больше проявляет отрицательные качества.
Любопытная Рукодельница узнала, что Повелитель Зимы оберегает молодую травку от морозов до весны.
В студеную пору стучит к людям в окна, напоминая, что пора топить печь и не забывать о тех, кому повезло меньше. На лето он прячется в колодце, так как здесь всегда прохладно, и постоянно живет один. Она утешила старого человека своей хозяйственностью и обходительностью, порадовала добрыми словами и скромным поведением, за что и получила награду.
Ленивица — лежебока до мозга костей, просто пришла к Морозу Ивановичу на иждивение. Он и кушать сам готовил, и поговорить ему не с кем было, и по хозяйству управлялся. За свое пребывание в сказочной стране она и получила соответствующие почести — замороженные лед и ртуть.
Кстати, с легкой руки автора в обиход вошел афоризм «считать мух», что характеризует бездельника. Следуя исключительно за своими меркантильными соображениями, человек никогда не достигнет желаемого. Он может придумать сотню, а то и тысячу хитрых планов обогащения, но без труда он так ничего и не добьется.
Находясь в абсолютно равных условиях, ленивый человек ничего не сможет достичь, в отличие от трудолюбивого. Награду сможет получить только тот, кто с чистым сердцем отдает всего себя работе. Честолюбивый, вежливый и скромный — вот тот, кому положено вознаграждение. И в своей сказке «Мороз Иванович» Одоевский очень ярко описывает того, кто заслуживает уважения, благодарности и достойной похвалы за свои усилия.
Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского
Жанр: литературная волшебная сказка
Об авторе:
Владимир Одоевский Известный русский писатель 19 века, музыкальный критик. Наиболее известные его произведения — сказки.»Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко». В своих произведениях Одоевский не просто создавал сказочный мир, но знакомил детей с интересными научными фактами.
Главные герои сказки «Мороз Иванович» и их характеристики
1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому. 2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух. 3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым.
Другие персонажи сказки: Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая. Петух, который любил Рукодельницу Пирожок и Яблоня в колодце.
План пересказа сказки «Мороз Иванович»
- Две девочки
- Упавшее ведерко
- Яблоня и печька
- Перина Мороза
- Рукодельница у Мороза Ивановича
- Награда Рукодельнице
- Ленивца спускается в колодец
- Проказы Ленивицы
- Лед и сосулька
Кратчайшее содержание сказки «Мороз Иванович» в 5 предложений для читательского дневника
- Рукодельница роняет ведро и отправляется в колодец
- Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
- Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с богатыми дарами
- Нянька отправляет в колодец Ленивицу
- Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот награждает ее сосульками и льдом.
Главная мысль сказки «Мороз Иванович»
Как будешь трудится, так тебя и привечать станут, такой тебе и награда выйдет.
Чему учит сказка «Мороз Иванович»
В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.
Отзыв на сказку «Мороз Иванович»:
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.
Пословицы к сказке «Мороз Иванович»
Без труда чести не получишь. Лень до добра не доведет. Труд человека кормит, а лень портит.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»
Жили две девочки, одна была трудолюбивой и звали ее Рукодельница, вторая ленивая и звали ее Ленивица. Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Рукодельница спустилась в колодец и увидела в печки пирожок. Она взяла пирожок и пошла дальше. Тут ей встретилась яблоня. Рукодельница взяла и яблок. Идет Рукодельница дальше и приходит к дому Мороза Ивановича. Угостила девочка старика пирожком и яблоками, а тот обязал девочку три дня служить, чтобы ведерко назад получить. Стала Рукодельница работать у Мороза Ивановича. Перину ему снеговую перетрясла, на травку зеленую полюбовалась. Обед сварила, белье починила. Остался доволен Мороз Иванович и, отпуская, подарил Рукодельнице горсть серебряных пятачков и бриллиантик. Увидела это нянька и Ленивицу посылает к Морозу Ивановичу — на приданное заработать. Полезла Ленивица в колодец, пирожок не взяла, яблочек не насыпала. Опять оставил ее Мороз Иванович на три дня работать. А Ленивица ничего не делает, белье не зашивает, перину не трясет, обед сварила все в кастрюлю накидав. Осерчал Мороз Иванович и вместо награды, вместо серебра, льда ей насыпал, да сосульку подарил.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз Иванович»
Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»
Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит — перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:
— Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.
Рукодельница вынула его и за пазуху положила. Дальше идёт, смотрит — в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:
— Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.
Рукодельница и натрясла яблочек в передник.
— Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.
Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:
— Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.
И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.
Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная. Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:
— Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.
Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:
— Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.
Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:
— Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.
Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:
— Хочу послужить да за работу получить!
— Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.
Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.
Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.
— Какая ж была твоя работа? — удивился старичок. — Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа — такова награда.
Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.
Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.
— Вот, — говорит, — я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала…
Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол…
А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление…
Мороз Иванович
В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, наскучит лежать — скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки». Встанет, сядет к окошку мух считать
Однажды Рукодельница пошла на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка оборвалась; упало ведро в колодец. Расплакалась Рукодельница, пошла к нянюшке рассказывать; а нянюшка Прасковья была сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй. Пошла Рукодельница к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; приговаривает: кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница вынула пирожок и положила его за пазуху.
Идет дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Рукодельница подошла к дереву, потрясла и собрала яблоки. Идет дальше. Перед ней сидит старик Мороз Иванович. Поздоровался, поблагодарил за пирожок. Предложил послужить, за это отдаст ведерко.
Рукодельница взбила перину, в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала, не жаловалась. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день в ведерко всыпал горсть серебряных пятачков; дал брильянтик — косыночку закалывать.
Вернулась домой. Петух закричал:
Кукареку, кукареки!
В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, наскучит лежать – скажет спросонья: “Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки”. Встанет, сядет к окошку мух считать.
Однажды Рукодельница пошла на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка оборвалась; упало ведро в колодец. Расплакалась Рукодельница, пошла к нянюшке рассказывать; а нянюшка Прасковья была сердитая, говорит: – Сама беду сделала, сама и поправляй. Пошла Рукодельница к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; приговаривает: кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Рукодельница подошла к дереву, потрясла и собрала яблоки. Идет дальше. Перед ней сидит старик Мороз Иванович. Поздоровался, поблагодарил за пирожок. Предложил послужить, за это отдаст ведерко.
Рукодельница взбила перину, в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала, не жаловалась. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день в ведерко всыпал горсть серебряных пятачков; дал брильянтик – косыночку закалывать.
Вернулась домой. Петух закричал: “Кукареку, кукареки! / У Рукодельницы в ведерке пятаки!”
Нянюшка сказала Ленивице тоже сходить. Но Ленивица не достала пирожок, не собрала яблок. Не выбила перину, обед плохо сварила, словом, ничего не сделала. На третий день Мороз Иванович дал пребольшой серебряный слиток, а в другую руку – пребольшой брильянт. Пришла домой и хвастается. Не успела договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал: “Кукареку-кукарекулька, / У Ленивицы в руках ледяная сосулька!”
(No Ratings Yet)
Краткое содержание сказки Одоевского “Мороз Иванович”
Другие сочинения по теме:
- Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На ее крышке был изображен город с…
- Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой “Наука до…
- Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает…
- В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,…
- К княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Ее имя часто повторялось в гостиной моего опекуна. Компаньонка тетушки, небогатая вдова…
- Все таинственные истории начинаются подчас со случайного разговора, невзначай брошенного слова, мимолетной встречи. Где же и быть такой встрече, как…
- Мой знакомый Платон Михайлович решил перебраться в деревню. Он поселился в доме покойного дядюшки и первое время вполне блаженствовал. От…
- Ночь первая. Ночь вторая Было уже четыре часа утра, когда в комнату Фауста ввалилась толпа молодых приятелей – не то…
- Ы Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей…
- Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает…
- Бедный дровосек принес в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завернутого в плащ с золотыми звездами – он нашел…
- У короля было одиннадцать сыновей и одна дочь. Жилось королевским детям хорошо и беззаботно, пока не появилась мачеха, которая отдала…
- Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин…
Ритмичность произведения
Скорее всего, многие читатели примут «Мороза Ивановича» Одоевского за очередную народную сказку. И не будут обращать особого внимания на поэтичность, приняв ее как должное. Вот только эта поэтичность стоит внимания, ведь здесь можно проследить особый напевный ритм. Этот способ изложения был выбран самим автором, и в каждой строчке чувствуется его неизменное участие.
Рассказывая о приключениях Рукодельницы, автор по-доброму ей сочувствует и подбадривает. Читателю становится очевидным, что он ей симпатизирует. А вот когда речь заходит о Ленивице в тексте четко прослеживается ирония, подтрунивание и, чего греха таить, сарказм. Особенно когда автор рассказывает о том, как Ленивица пыталась в первый день сварить еду. Помимо мастерски созданных образов, автор радует читателя живым описанием места действия. Изысканная ледяная изба хозяина Мороза, словно настоящая, возникает в фантазиях.
Произведение написано согласно лучшим традициям устного народного повествования того времени. В сказке присутствуют поговорки и пословицы, особенный акцент расставлен на уникальности простонародных слов, таких как студенец, горемычная и т. д. В сказке автор использует имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Немного позже похожий стиль написания применял Бажов. Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» отличается слаженной и лаконичной композицией. Здесь нет лишних слов или предложений. Каждая фраза несет в себе особый смысл и практически незаменима в общей картине повествования.
Главные герои
При анализе любого литературного произведения, в том числе и анализе «Мороза Ивановича» Одоевского, стоит уделить внимание главным героям произведения. Так, одним из главных героев является Рукодельница. Это приветливая, уважительная и умная девочка, которая постоянно чем-то занята, создавая вокруг себя уютный мирок. Она самостоятельная и трудолюбивая, готова каждому уделить внимание. Ей не чуждо любопытство, желание узнать что-то новое. Она настроена положительно, и даже если случаются у нее неприятности, то весь мир помогает ей в их решении. Даже необычные, сказочные предметы становятся союзниками Рукодельницы. Такой яркий пример показывает подрастающему поколению, что нужно вести себя так же, как и Рукодельница, тогда весь мир будет тебе помогать.
В противовес Рукодельнице в сказке присутствует Ленивица. Ее любимое занятие — спать, а единственное развлечение – сидеть у окна и считать мух. Помимо того, что эта девочка ленивая, она еще нахальная, грубая, высокомерная и неуважительная. По-хамски разговаривает даже с Морозом Ивановичем. Одоевский Владимир Федорович приписывает этому персонажу еще и чувство зависти. Ленивица не горит желанием кому-то служить, но получить награду, как у сестры, очень хочется. Эта девочка самоуверенная и эгоистичная, а понятие вежливости ей, скорее всего, неизвестно. За свою лень и невоспитанность она и получает по заслугам.
Еще один персонаж, что имеет непосредственное отношение к истории — Мороз Иванович, собственно, о нем и сказка. Он властитель зимы, волшебный персонаж, живущий на дне колодца. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Он заботливый, вежливый, щедрый и справедливый. Этому мудрому человеку не чуждо чувство юмора, он добрый и ценит это качество в других.
Одоевский “Мороз Иванович”
Сказка “Мороз Иванович” Владимира Одоевского
Жанр: литературная волшебная сказка
Об авторе:
Владимир Одоевский Известный русский писатель 19 века, музыкальный критик. Наиболее известные его произведения – сказки .”Городок в табакерке”, “Мороз Иванович”, “Бедный Гнедко”. В своих произведениях Одоевский не просто создавал сказочный мир, но знакомил детей с интересными научными фактами.
Главные герои сказки “Мороз Иванович” и их характеристики
1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому. 2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух. 3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Другие персонажи сказки: Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая. Петух, который любил Рукодельницу Пирожок и Яблоня в колодце.
План пересказа сказки “Мороз Иванович”
- Две девочки
- Упавшее ведерко
- Яблоня и печька
- Перина Мороза
- Рукодельница у Мороза Ивановича
- Награда Рукодельнице
- Ленивца спускается в колодец
- Проказы Ленивицы
- Лед и сосулька
Кратчайшее содержание сказки “Мороз Иванович” в 5 предложений для читательского дневника
- Рукодельница роняет ведро и отправляется в колодец
- Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
- Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с богатыми дарами
- Нянька отправляет в колодец Ленивицу
- Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот награждает ее сосульками и льдом.
Главная мысль сказки “Мороз Иванович”
Как будешь трудится, так тебя и привечать станут, такой тебе и награда выйдет.
Чему учит сказка “Мороз Иванович”
В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.
Отзыв на сказку “Мороз Иванович”:
Сказка Одоевского “Мороз Иванович” мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.
Пословицы к сказке “Мороз Иванович”
Без труда чести не получишь. Лень до добра не доведет. Труд человека кормит, а лень портит. Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Мороз Иванович”
Жили две девочки, одна была трудолюбивой и звали ее Рукодельница, вторая ленивая и звали ее Ленивица. Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко.
Рукодельница спустилась в колодец и увидела в печки пирожок. Она взяла пирожок и пошла дальше. Тут ей встретилась яблоня. Рукодельница взяла и яблок. Идет Рукодельница дальше и приходит к дому Мороза Ивановича. Угостила девочка старика пирожком и яблоками, а тот обязал девочку три дня служить, чтобы ведерко назад получить.
Стала Рукодельница работать у Мороза Ивановича. Перину ему снеговую перетрясла, на травку зеленую полюбовалась. Обед сварила, белье починила. Остался доволен Мороз Иванович и, отпуская, подарил Рукодельнице горсть серебряных пятачков и бриллиантик. Увидела это нянька и Ленивицу посылает к Морозу Ивановичу – на приданное заработать.
Полезла Ленивица в колодец, пирожок не взяла, яблочек не насыпала. Опять оставил ее Мороз Иванович на три дня работать. А Ленивица ничего не делает, белье не зашивает, перину не трясет, обед сварила все в кастрюлю накидав. Осерчал Мороз Иванович и вместо награды, вместо серебра, льда ей насыпал, да сосульку подарил.
Рисунки и иллюстрации к сказке “Мороз Иванович”
Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post.html
Вижу в другом отражение себя
Еще одна особенность этой сказки заключается в том, что автору удалось показать, как человек относится к людям, тем они ему и отвечают. Каждый человек видит в окружающих отражение себя. Для Рукодельницы старый Мороз Иванович показался добрым и приветливым дедушкой, который может рассказать что-то интересное. Ленивица же увидела в старичке злого и сердитого человека, настоящего эксплуататора, жадного и с отвратительным чувством юмора.
Хотя на самом деле Мороз Иванович поступал по совести: наказывал за лень и неуважение и поощрял прилежный труд.
4. Закончи цитатный план сказки.
1) «Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».
2) «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же
хуже».
3) «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня,
старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь».
4) «Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку
работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже».
5) «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя
труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».
6) «Жить и служить – разница, да и работа работе
рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит,
я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
5. Перескажи сказку по плану.
В одном доме жили две девочки – Рукодельница и
Ленивица – и их нянюшка. Рукодельница рано вставала и сразу принималась за дело,
помогала по дому, а Ленивица долго в постели лежала, а потом целый день только
другими командовала и мух считала.
Однажды у Рукодельницы упало ведро в колодец. Пришлось
ей спуститься по веревке вниз. Вдруг увидела она печку, а в печке пирожок – испекла
пирожок и пошла дальше. Пошла дальше и увидела дерево с золотыми яблоками – собрала
яблоки и пошла дальше. Встретила девочка Мороза Ивановича, поделилась с ним
пирожком и яблоками. И сказал Мороз Иванович, что прежде чем отдать
Рукодельнице ведро, он возьмет ее на 3 дня служить в своем доме помощницей.
Три дня Рукодельница помогала старику: взбивала
перину, все в доме прибрала, одежду починила, еду приготовила. Очень рад был
старик своей помощнице. На третий день Мороз Иванович поблагодарил
Рукодельницу, наградил и домой отправил.
Когда Рукодельница вернулась домой с наградой, нянюшка
отправила и Ленивицу в колодец. Девочка не хотела идти, но пришлось – очень
захотелось ей награды. По дороге увидела пирожок в печи – не приготовила его,
прошла мимо. Дальше пошла, увидела яблоню с золотыми яблоками – не стала
собирать, прошла мимо. Встретила Мороза Ивановича и поступила к нему в
помощницы, как Рукодельница. Только Ленивица совсем не старалась. Постель
старику не взбивала, в доме не убирала, одежду не чинила, а еду приготовила
кое-как, так что Морозу Ивановичу самому пришлось и готовить, и убирать. Так
прошли три дня.
На третий день пришло время прощаться, и Ленивица
пришла к Морозу Ивановичу за наградой. Тот объяснил, что работа работе рознь,
но все-таки дал ей в награду большой серебряный слиток и огромный брильянт. Вот
только, когда вернулась Ленивица домой, растаяли у нее в руках и слиток, и
брильянт, потому что были ненастоящие.
6. Сравни Рукодельницу и Ленивицу: их отношение к работе, их
характеры. Заполни таблицу.
Рукодельница (какова?) |
Ленивица (какова?) |
Трудолюбива Старательна Вежлива Доброжелательна Послушна Участлива Благодарна |
Ленива Небрежна Неуважительна, груба Раздражительна Непослушна Равнодушна Неблагодарна |
7. Каким показан в сказке Мороз Иванович? Подчеркни.
Мороз Иванович добрый, справедливый, жестокий, щедрый, злой, злопамятный.
Можно
ли назвать Мороза Ивановича положительным героем? Мороз
Иванович показывает природу, а природе не злая и не добрая. Он справедливо заботится
обо всех – и о людях, и о деревьях, и о животных, и одаривает по заслугам.
8. Прочитай пословицы, объясни их смысл и связь со смыслом
сказки.
а) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Если хочешь чего-то достичь, приложи усилия и сделай
это – только тогда будет результат. В сказке девочки должны были три дня быть
помощницами в доме Мороза Ивановича, который за хорошую работу не только отдал
ведро для колодца, но и наградил Рукодельницу.
б) Цыплят по осени считают.
Судить о чем-то нужно по конечному результату. Когда
Ленивица пришла домой с большим серебряным слитком и бриллиантом, она думала,
что получила настоящую награду, хотя это было бы незаслуженно. Но в конце
концов ее наградой оказалась только растаявшая в руках сосулька.
в) Хорошей хозяйкой дом стоит.
Каждому дому нужен человек, который будет заботиться о
порядке – тогда это уютный дом. В сказке Рукодельница поддерживала чистоту и
порядок в доме.
г) У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Когда человек ленится позаботиться о себе, то и о
другом он позаботиться не сможет. В сказке Ленивица сама ничего не делала для
себя, поэтому и Морозу Ивановичу помочь не захотела.
9. Мои вопросы к сказке «Мороз Иванович»
Зачем Морозу Ивановичу серебряные пятачки? Какое блюдо Мороз Иванович хотел получить от Ленивицы на обед?
Назад к содержанию