- Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
- Иван Северьянович Флягин
- Отец Измаил
- Илья Муромец
- Голован
- Петр Сердюков
- Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
- лекарь
- форейтор
- крепостной
- рясофор (послушник)
- землепашец
- нянька
- солдат
- пленник
- конокрад
- арестант
- нищий
- актер
- конэсер
- В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
- Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства
- Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина
- Петербург – центр западного влияния в России
- Кавказ – южная окраина России
- Персия – экзотическая страна Востока.
- В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
- Поединок с Савакиреем и уход в степь
- Наказание, порка и бегство от графа
- Солдатская служба
- Спасение Флягиным семьи графа К.
- Служба в няньках и бегство с матерью
ребенка и её любовником
- Жизнь в монастыре
- Скитания и приход в монастырь
- Служба при князе, история с Грушенькой
- Возвращение в Россию
- Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
- коня
- «вольную»
- гармонь
- За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
- Опрокинул коляску с графом
- Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини
- За пьянство
- За кражу
- Почему герой попал в степь к татарам?
- Из-за кражи коня
- Взят в плен за убийство Савакирея
- Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея
- Как удерживали главного героя в степи от побега?
- Держали в яме
- Надели колодки на ноги
- «подщетинили» пятки
- Кого герой называет татарами?
- людей татарской национальности
- всех мусульман
- жителей степей, «Рынь-песков»
- Почему главный герой убил Грушу?
- из ревности к князю
- от обиды за неразделенную любовь
- чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя
- чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
- Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
- цыганки Груши
- старого монаха
- азиата Савакирея
- невесты князя
- графа К
- Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
- Одобряет
- Порицает
- Как строится повествование «Очарованного странника»?
- Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
- Рассказ о событиях от лица главного героя
- Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)
- Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
- Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
- повесть
- «житейская драмакомедия»
- Рассказ
- Житие.
1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
1) Иван Северьянович Флягин
2) Отец Измаил
3) Илья Муромец
4) Голован
5) Петр Сердюков
2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
1) лекарь
2) форейтор
3) крепостной
4) рясофор (послушник)
5) землепашец
6) нянька
7) солдат
пленник
9) конокрад
10) арестант
11) нищий
12) актер
13) конэсер
3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
1) Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства
2) Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина
3) Петербург – центр западного влияния в России
4) Кавказ – южная окраина России
5) Персия – экзотическая страна Востока.
4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
1) Поединок с Савакиреем и уход в степь
2) Наказание, порка и бегство от графа
3) Солдатская служба
4) Спасение Флягиным семьи графа К.
5) Служба в няньках и бегство с матерью
ребенка и её любовником
6) Жизнь в монастыре
7) Скитания и приход в монастырь
Служба при князе, история с Грушенькой
9) Возвращение в Россию
5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
1) коня
2) «вольную»
3) гармонь
6. За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
1) Опрокинул коляску с графом
2) Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини
3) За пьянство
4) За кражу
7. Почему герой попал в степь к татарам?
1) Из-за кражи коня
2) Взят в плен за убийство Савакирея
3) Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея
8. Как удерживали главного героя в степи от побега?
1) Держали в яме
2) Надели колодки на ноги
3) «подщетинили» пятки
9. Кого герой называет татарами?
1) людей татарской национальности
2) всех мусульман
3) жителей степей, «Рынь-песков»
10. Почему главный герой убил Грушу?
1) из ревности к князю
2) от обиды за неразделенную любовь
3) чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя
4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
11. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
1) цыганки Груши
2) старого монаха
3) азиата Савакирея
4) невесты князя
5) графа К
12. Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
1) Одобряет
2) Порицает
13. Как строится повествование «Очарованного странника»?
1) Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
2) Рассказ о событиях от лица главного героя
3) Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)
4) Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
14. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
1) повесть
2) «житейская драмакомедия»
3) Рассказ
4) Житие
- 1,2,4,5
- 1,2,3,4,6,7,8,9,10,11,12,13
- 1,2,3,4
- 4,2,5,1,9,8,3,7,
- 3
- 2
- 3
- 3
- 2
- 3
- 1,2,3
- 1
- 3
- 2
Подборка по базе: Конспект урока Какими бывают деньги 4 класс фин грам.docx, Электронные носители с какими ЭМ выдаются организаторам в аудито, Памятка С какими книгами лучше дружить дошколятам_1643648824.doc, Правила оформления чертежей Задание Вопрос Какими размерами опре
- Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
- Иван Северьянович Флягин
- Отец Измаил
- Илья Муромец
- Голован
- Петр Сердюков
-
Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
- лекарь
- форейтор
- крепостной
- рясофор (послушник)
- землепашец
- нянька
- солдат
- пленник
- конокрад
- арестант
- нищий
- актер
- конэсер
-
В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
- Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства
- Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина
- Петербург – центр западного влияния в России
- Кавказ – южная окраина России
- Персия – экзотическая страна Востока.
- В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
- Поединок с Савакиреем и уход в степь
- Наказание, порка и бегство от графа
- Солдатская служба
- Спасение Флягиным семьи графа К.
- Служба в няньках и бегство с матерью
ребенка и её любовником
- Жизнь в монастыре
- Скитания и приход в монастырь
- Служба при князе, история с Грушенькой
- Возвращение в Россию
-
Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
- коня
- «вольную»
- гармонь
-
За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
- Опрокинул коляску с графом
- Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини
- За пьянство
- За кражу
-
Почему герой попал в степь к татарам?
- Из-за кражи коня
- Взят в плен за убийство Савакирея
- Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея
-
Как удерживали главного героя в степи от побега?
- Держали в яме
- Надели колодки на ноги
- «подщетинили» пятки
-
Кого герой называет татарами?
- людей татарской национальности
- всех мусульман
- жителей степей, «Рынь-песков»
-
Почему главный герой убил Грушу?
- из ревности к князю
- от обиды за неразделенную любовь
- чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя
- чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
-
Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
- цыганки Груши
- старого монаха
- азиата Савакирея
- невесты князя
- графа К
- Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
- Одобряет
- Порицает
-
Как строится повествование «Очарованного странника»?
- Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
- Рассказ о событиях от лица главного героя
- Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)
- Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
-
Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
- повесть
- «житейская драмакомедия»
- Рассказ
- Житие.
1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
1) Иван Северьянович Флягин
2) Отец Измаил
3) Илья Муромец
4) Голован
5) Петр Сердюков
2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
1) лекарь
2) форейтор
3) крепостной
4) рясофор (послушник)
5) землепашец
6) нянька
7) солдат
пленник
9) конокрад
10) арестант
11) нищий
12) актер
13) конэсер
3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
1) Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства
2) Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина
3) Петербург – центр западного влияния в России
4) Кавказ – южная окраина России
5) Персия – экзотическая страна Востока.
4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
1) Поединок с Савакиреем и уход в степь
2) Наказание, порка и бегство от графа
3) Солдатская служба
4) Спасение Флягиным семьи графа К.
5) Служба в няньках и бегство с матерью
ребенка и её любовником
6) Жизнь в монастыре
7) Скитания и приход в монастырь
Служба при князе, история с Грушенькой
9) Возвращение в Россию
5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
1) коня
2) «вольную»
3) гармонь
6. За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
1) Опрокинул коляску с графом
2) Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини
3) За пьянство
4) За кражу
7. Почему герой попал в степь к татарам?
1) Из-за кражи коня
2) Взят в плен за убийство Савакирея
3) Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея
8. Как удерживали главного героя в степи от побега?
1) Держали в яме
2) Надели колодки на ноги
3) «подщетинили» пятки
9. Кого герой называет татарами?
1) людей татарской национальности
2) всех мусульман
3) жителей степей, «Рынь-песков»
10. Почему главный герой убил Грушу?
1) из ревности к князю
2) от обиды за неразделенную любовь
3) чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя
4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
11. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
1) цыганки Груши
2) старого монаха
3) азиата Савакирея
4) невесты князя
5) графа К
12. Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
13. Как строится повествование «Очарованного странника»?
1) Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
2) Рассказ о событиях от лица главного героя
3) Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)
4) Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
14. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
1) повесть
2) «житейская драмакомедия»
3) Рассказ
4) Житие
1,2,4,5
- 1,2,3,4,6,7,8,9,10,11,12,13
- 1,2,3,4
- 4,2,5,1,9,8,3,7,
- 3
- 2
- 3
- 3
- 2
- 3
- 1,2,3
- 1
- 3
- 2
Анализ «Очарованный странник» Лесков
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1972.
Обновлено 19 Сентября, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1972.
Обновлено 19 Сентября, 2022
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для юного возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся более глубокие знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.
Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
История создания
Анализ “Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка впереди: герою предстоит ещё только сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передаче определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника», а для основных подготовили отдельные страницы:
- Характеристика Ивана Флягина
Жанр
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Екатерина Щекина
12/16
-
Эльмар Кудусов
16/16
-
Солнце России
13/16
-
Наталья Садовская
7/16
-
Анастасия Уткина
16/16
-
Ольга Иванова
16/16
-
Лилия Баязитова-Нуруткулова
14/16
-
Алина Сафиуллина
13/16
-
Наталья Белогородская
16/16
-
Лев Шушеньков
14/16
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1972.
А какую оценку поставите вы?
В 19 веке в творчестве Лескова появляется мотив странничества. Он является принципиально новым для русской литературы. Образ главного героя Ивана Флягина в «Очарованном страннике» расценивается исследователями как пример праведности, который противостоит людским порокам. В связи с этим название повести неслучайно. Каждому читателю предстоит очаровываться персонажем Лескова и его судьбой, в которой полно неожиданных поворотов.
Духовность героя
Иван Флягин является выходцем из крепостных крестьян. Его судьба очень тяжела с самого детства. Мать героя умирает, дав ему жизнь, а отец трудится обычным конюхом. Это закладывает основы характера персонажа. Всю жизнь он будет связан с лошадьми. Персонаж отличается удивительным умением понимать их, чувствовать их здоровье. Также он учится разбираться в породах, характерах лошадей, находить изъяны и подмечать особенности.
Обстоятельства заставляют Флягина сбежать из дома. Для окружения он становится беглым крестьянином. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, он нанимается нянькой в дом одного богатого человека и служит ему верой и правдой.
Отличительная особенность главного героя в том, что к каждой своей обязанностью он подходит со всей своей внимательностью и ответственностью. Именно поэтому честность и порядочность становятся теми чертами, которые выделяют Ивана Флягина. Также его особенность состоит в силе — духовной и физической. Герой крепко сложен, но при этом имеет еще и непоколебимую силу духа.
При любых обстоятельствах обычный крестьянин остается покорным и доверяет высшим силам, он также убежден, что все в жизни происходит так, как распорядилась судьба. Странник интуитивно движется по жизни, доверяя всем и каждому, кто встречается ему на пути. Иван верит, что все происходящее необходимо для выполнения высшего замысла и обязательно приведет его к счастью.
Внешность Ивана
Лесков намеренно уделяет много текста в произведении под описание портрета своего персонажа. Через его внешность он стремится показать читателю внутренний мир странника. В образе Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» встречаются следующие черты:
- Герой напоминает по телосложению богатыря: «человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета». Персонаж отличается от остальных крепостью фигуры, сильными руками. При этом лицо у него доброе. Не случайно Лесков даже в тексте повести сравнивает Флягина с былинным Ильей Муромцем.
- Годы и несчастья не накладывают отпечаток не только на внешность Ивана, но и она его восприятие происходящего в жизни. В свои 50 лет он все еще радуется жизни и всему, что происходит вокруг него, принимает все трудности с достоинством. В этом его очарование.
- В тексте неоднократно отмечается, что родился Иван с большой головой, отчего ему дали прозвище Голован. По этой кличке чаще всего и называли героя, когда он еще жил в родном городе.
В целом Лесков акцентирует внимание читателя лишь только на положительных чертах своего персонажа-правдоискателя. Все в нем вызывало симпатию окружающих: от внешности до тембра голоса. А когда человек знакомился с главным героем, то видел, что его личность тоже очаровывает.
Писатель создает мнение об Иване, что он храбрый и добрый, глубоко верующий. Он мастер на все руки и никогда не откажет в помощи, если человек действительно в ней нуждается. Флягин отрицательно относится к продажности и сам никогда не примет нечистых денег. Если говорить о его характере кратко, то он стремится к хорошему, но не может на своем пути избежать ошибок.
При этом герой винит себя во многих совершенных грехах. Он считает, что из-за него умирали люди, поэтому он «всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть». Это расплата за смерть тех невинных душ, которые он погубил. В их числе монах, татарин на ярмарке и цыганка Груша. Зная, что за всю жизнь Иван побывал и в плену, и на войне, становится ясно, что герой чувствует вину за гибель многих других людей, о которых в тексте не упоминается.
В чем смысл жизни?
Скиталец, странник, калика перехожий, Иван — искатель истины. Для него главное — найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин — горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.
Судьба странника
В 23 года Иван Флягин попадает к татарам в плен. Там он находится 10 лет. Это целая часть жизни. За все время в плену герой успевает познакомиться с культурой и обычаями татар, стать практическим своим и обзавестись семьей. Но его все равно не покидает тоска по родной стране и природе.
Долгие годы среди чужеземцев не меняют характера персонажа. По ночам он молится Богу, потому что чувствует себя чужаком, а его душа рвется на Родину. Когда ему удается сбежать и он оказывается в родных местах, чувствует облегчение. Это характеризует образ Флягина как верного и преданного своей земле.
Но на этом испытания героя не заканчивается. Спустя короткий промежуток времени он отправляется воевать на Кавказ. Там он совершает подвиг, за который Ивану дают Георгиевский крест. Флягин становится дворянином.
Он живет долгую и насыщенную жизнь, но после пятидесяти лет понимает, что так и не нашел смысл своего существования. Герой принимает решение уйти в монастырь, который располагается на одном из островов на Ладожском озере. Ему дают церковное имя — отец Измаил. Получив сан монашества, герой служит при монастыре кучером. Здесь проявляется его связь с лошадьми.
Среди святых людей Иван понимает, что находится все еще не на своем месте. У него открывается дар пророчества, от которого его пытаются избавить другие монахи, но все тщетно. В конце концов его отпускают из монастыря.
Флягин отправляется странствовать по святым местам, чтобы отдать им благодарность перед смертью. Герой чувствует, что когда отдаст свой долг перед Богом, тот, наконец, заберет его душу на небеса. В этом также проявляется очарованность персонажа-праведника.
Коротко рассудив о судьбе, персонажа Лескова, становится ясно, что весь его жизненный путь был далеко не простым.
Тест по творчеству Н.С.Лескова «Очарованный странник» тест по литературе (10 класс) по теме
Данный тест ориентирован не столько на проверку учениками текста повести, сколько на то, чтобы направить внимание учащихся на особенно важные аспекты содержания и формы (сюжета, композиции, деталей, языка).
- Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
- Иван Северьянович Флягин (+)
- Отец Измаил (+)
- Илья Муромец
- Голован (+)
- Петр Сердюков(+)
- Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
- лекарь (+)
- форейтор (+)
- крепостной (+)
- рясофор (послушник) (+)
- землепашец
- нянька (+)
- солдат (+)
- пленник (+)
- конокрад (+)
- арестант (+)
- нищий (+)
- актер (+)
- конэсер (+)
- В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
- Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства (+)
- Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина (+)
- Петербург – центр западного влияния в России (+)
- Кавказ – южная окраина России (+)
- Персия – экзотическая страна Востока.
- В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
- Поединок с Савакиреем и уход в степь (4)
- Наказание, порка и бегство от графа (2)
- Солдатская служба (7)
- Спасение Флягиным семьи графа К. (1)
- Служба в няньках и бегство с матерью ребенка и её любовником (3)
- Жизнь в монастыре (9)
- Скитания и приход в монастырь (8)
- Служба при князе, история с Грушенькой (6)
- Возвращение в Россию (5)
- Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
- коня
- «вольную»
- гармонь (+)
- За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
- Опрокинул коляску с графом
- Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини (+)
- За пьянство
- За кражу
- Почему герой попал в степь к татарам?
- Из-за кражи коня
- Взят в плен за убийство Савакирея
- Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея (+)
- Как удерживали главного героя в степи от побега?
- Держали в яме
- Надели колодки на ноги
- «подщетинили» пятки (+)
- Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «… а во Христе нет ни еллин, нижид…», подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
- Главный герой
- Русские миссионеры в «Рынь-песках» (+)
- Князь
- Буддийский миссионер.
- Кого герой называет татарами?
- людей татарской национальности
- всех мусульман(+)
- жителей степей, «Рынь-песков»
- Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
- Личные качества
- Национальность
- Принадлежность к определенному вероисповеданию (+)
- По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
- Услышал русскую речь
- Так как пили водку и крестились (+)
- По военной форме.
- Как встретили героя на родине после побега из плена?
- Граф К. дал вольную
- Граф К. приказал высечь и отправил на оброк (+)
- Отец Илья на три года отлучил от причастия(+)
- Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
- Печорин, Бэла, Максим Максимыч (+)
- Онегин, Ольга, Ленский
- Обломов, Ольга, Штольц
- Гринев, Маша Миронова, Швабрин
- Чацкий, Софья, Молчалин.
- Почему главный герой убил Грушу?
- из ревности к князю
- от обиды за неразделенную любовь
- чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя(+)
- чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
- Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки? «Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова маленькая, как луновочка, а сам весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это…»
- леший
- бес (+)
- разбойник-цыган
- Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
- цыганки Груши (+)
- старого монаха (+)
- азиата Савакирея (+)
- невесты князя
- графа К.
- Кто являлся главному героя в пророческих снах и видениях?
- мать
- Иван Предтеча
- Старый монах (+)
- Священник отец Илья.
- Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?
- личной храбростью
- божьим благословением
- своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля (+)
- За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
- за пьянство
- за то, что рассыпал свечи в церкви
- За пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению (+)
- Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
- Одобряет(+)
- Порицает
- Кого характеризует герой в разговоре в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «…слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная… они без денег ничего не могут»?
- чувашский народ
- татар из враждебной Джангару орды
- русских дворян (+)
- Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя?
- расчетливость
- страстность натуры (+)
- чувство чести (+)
- тяга к хвастовству
- Наивная искренность (+)
- Точное следование церковным порядкам и правилам
- Патриотизм (+)
- Храбрость (+)
- пассивная терпеливость
- фатализм – вера в судьбу (+)
- «добродушная» жестокость (+)
- Склонность к пьянству (+)
- Совестливость, честность (+)
- Трудолюбие (+)
- Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников (+)
- Необразованность (+)
- Бескорыстие (+)
- Как строится повествование «Очарованного странника»?
- Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
- Рассказ о событиях от лица главного героя
- Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя) (+)
- Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
- Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
- повесть
- «житейская драмакомедия» (+)
- Рассказ
- Житие.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
На предыдущем уроке было предложено учащимся
следующее задание:
Найти в тексте «Очарованного странника»
диалоги и монологи главного героя, слова
повествователя.
Подумать над особенностями речи Ивана Флягина
и повествователя.
Цель:
- Дать ученикам представление о сказовой форме
повествования. - Выявить основные функции сказа в «Очарованном
страннике». - Развитие навыков самостоятельной работы
учащихся.
Ход урока
I. Слово учителя. Свою повесть»Очарованный
странник» Лесков называл рассказом. Может быть,
он прав, «Очарованный странник» — это рассказ о
жизни, и если по большому счету — сказ о житии. Из
всех разновидностей прозы — от короткого
рассказа до эпопеи — сказ ближе всего к лирике, к
поэзии. Сказ — жанр эпоса, опирающийся на
народные легенды и предания. Повествование в нем
ведется от лица рассказчика, человека с
особенным характером и складом речи.
Сказовая форма — двойной портрет: рассказчика
и автора, искусное повествование, где
исповедальное и игровое начала друг другу
помогают , можно сказать, выручают друг друга.
Литературоведы -считают, что сказовая форма
едва ли не самая трудная форма владения речью,
язык народа надо знать досконально, изнутри,
органично . Лесков утверждал: » Народ просто надо
знать, как самую свою жизнь, не штудируя ее, и
живучи ею». Так, живучи ею, знал Лесков русскую
речь. Знал ее не отдельно от народной жизни, а в
кровной связи с нею, как могучее выражение ее.
Очарованным странником прошел Николай Семенович
Лесков по земле, хотя видел на своем веку столько
бедственного, горького, страшного, даже ужасного.
II. Работа с текстом на материале домашнего
задания (проверка домашнего задания):
(в ходе опроса и чтения отрывков из повести
«Очарованный странник» ученики приходят к
выводу, что у повествователя и героя «свои
голоса». Предоставляя Ивану Флягину слово, автор
имитирует разговорную устную речь персонажа. Это
явление называется стилизацией. Этот вид
работы позволяет учителю логично перейти к
изложению теоретического материала, формируя у
учащихся представление о том, что такое сказовая
форма повествования.)
Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях
по литературе).
Понятие сказ употребляется в двух смыслах:
- жанр произведения;
- форма повествования..
Сказ как жанр — это «форма
художественной литературы, построенная в
основном как монологическое повествование с
использованием характерных особенностей
разговорно-повествовательной речи» .
В этом случае функция сказа —
жанрообразующая.
Сказовая форма повествования — один из
нескольких стилистических пластов в
произведении, жанр которого — образование более
широкое, чем сказ (например, роман, повесть).
В произведении со сказовой формой
повествования возникает, как правило,
«двухголосое повествование, которое соотносит
автора и рассказчика, стилизуется под
устнопроизносимый,
театрально-импровизированный монолог человека,
предполагающего сочувственно настроенную
аудиторию» .
Общими признаками литературного сказа (жанра) и
повествовательной сказовой формы являются
установка на воспроизведение устной речи
(стилизаций), использование приемов разговорной
речи, монологическое повествование.
Сказовую форму повествования читатель
воспринимает как установку на чужую речь , тогда
как в литературном сказе такого ощущения у
читателя нет. Создается иллюзия, что рассказчик
есть автор произведения. В тексте со сказовой
формой повествования автор не отождествляется с
рассказчиком, «повествователь предстает как
объект авторского исследования».
В произведении со сказовой формой
повествования создается «сказовая ситуация»,
есть указание на присутствие слушателя, который
задает вопросы, делает замечания, вставляет
реплики, то есть в произведении создается и образ
слушателя. Это отличает такое произведение со
сказовой формой от литературного сказа, где
слушатель, как правило, фигура абстрактная,
предполагаемая.
III. План анализа сказовой формы повествования
в повести «Очарованный странник»:
- Жанр «Очарованного странника»
- Композиционно-сюжетная структура.
- Речь повествователя.
- Речь сказителя.
- Функции сказа.
«Очарованный странник» — повесть со сказовой
формой повествования. В этом произведении
несколько стилистических пластов, но сказовая
форма повествования является преобладающей.
Вступление и заключение написаны от лица
повествователя. Его речь отличается от речи
рассказчика, как литературно оформленная от
литературно неоформленной. Например:
— Вы, впрочем, на мои слова в этом не
полагайтесь, потому что я ведь у службы редко
бываю.
— Отчего же это?
— Занятия мои мне это не позволяют.
— Вы иеромонах или иеродьякон?
— Нет, я еще просто в рясофоре.
— Все же ведь уже это значит, вы инок?
Н…Да-с; Вообще это так почитают.
Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в
качестве жанрообразующего фактора. Он
присутствует как форма повествования,
необходимая автору для создания образа
героя-рассказчика.
— Какова , на ваш взгляд, композиция
произведения ? Как сказовая форма повествования
влияет на композицию произведения?
— Сказовая форма повествования определяет
композицию и сюжет в произведении. Повесть
построена просто: вступление — экспозиция, в
которой читатель знакомится с местом действия
(«мы плыли по Ладожскому озеру»), с героями;
основная часть — рассказ Флягина о жизни;
завершается повесть кратким заключением от
имени повествователя. Но продиктована эта
простота требованиями сказовой формы
повествования. Во вступлении слушатели и
читатели знакомятся с одним из попутчиков,
который и станет рассказчиком. Экспозиция
мотивирует рассказ героя о собственной жизни.
Цель вступления и заключения — воссоздать
реальную обстановку, в которой развернулся
монолог героя. Благодаря вступлению и
заключению, вставным диалогам возникает связь
между рассказчиком и слушателем, без которой
сказ немыслим.
Сюжет повести строится как процесс
рассказывания, в котором существуют свои
отношения между рассказчиками и слушателями.
Собственно рассказ героя имеет свой сюжет,
который представляет собой ряд быстро сменяющих
друг друга историй из жизни рассказчика.
Композиция и сюжет организованы так, чтобы
привлечь внимание читателя к образу
героя-рассказчика.
— Каким образом привлекает внимание Лесков к
своему герою? Найдите портрет героя.. В чем его
необычность, странность?
(«Это был новый пассажир, который ни для кого из
нас незаметно присел с Концевца. Он до сих пор
молчал, и на него никто не обращал никакого
внимания, но теперь все на него оглянулись, и,
вероятно, все подивились, как он мог до сих пор
оставаться незамеченным. Это был человек
огромного роста, с смуглым открытым лицом и
густыми волнистыми волосами свинцового цвета:
так странно отливала его проседь. Он был одет в
послушничьем подряснике с широким монастырским
ременным поясом и в высоком черном суконном
колпачке. Послушник он был или постриженный
монах — этого отгадать было невозможно, потому
что монахи ладожских островов не только в
путешествиях, но и на самих островах не всегда
надевают камилавки, а в сельской простоте
ограничиваются колпачками. Этому новому нашему
сопутнику, оказавшемуся впоследствии
чрезвычайно интересным человеком, по виду можно
было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был
в полном смысле слова богатырь, и притом
типический. Простодушный. Добрый русский
богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в
прекрасной картине Верещагина и в поэме графа
А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе
ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в
лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и
земляникой пахнет темный бор».
Но, при всем этом добром простодушии, не много
надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем
человека много видевшего и, что называется
«бывалого». Он держался смело, самоуверенно,
хотя и без неприятной развязности, и заговорил
приятным басом с повадкою»)
Вывод: Установка на необычность,
оригинальность внешности героя-рассказчика
поддержана особой «типологичностью» героя,.
Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик
русского богатыря, каким он сложился в искусстве,
в прямом авторском слове указана связь образа с
фольклором (былины об Илье Муромце), живописью
(картина Верещагина) и литературной стилизацией
былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено
еще одно измерение, для сказа обязательное, —
фактографичность (и повествователь, и рассказчик
воспроизводят действительно бывшее). Такой
расклад предопределяет многослойность
художественного текста, особую «синтетичность»
форм, в которых реализуется — на авторском
уровне — глубинный смысл повествования в целом.
— Образ героя создается не только с помощью
описания внешности, но и с помощью речевой
характеристики героя. Какова речь героя, на что
автор рассказа акцентирует внимание? Является ли
в сказе речь главным средством создания образа?
Главным средством создания образа рассказчика
является его речь. В ней отражается
мирочувствование и миропонимание героя, его
характер, социальное положение, культурное
развитие и др. Для сказовой речи характерна
устная разговорная интонация, что выражается в
построении фраз, применении особенных
изобразительно-выразительных средств,
профессиональных терминов, просторечий и др.
Например: «…и оно, это донесение по одной
сущности было справедливо. Владыко и велели
прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели
на него и видят, что действительно этот попик
запивашка, и решили, что быть ему без места, Попик
огорчился и даже перестал пить» .
Иллюзию устной речи автор создает за счет
повторений, междометий, оборотов, заимствованных
из разговорной речи. Сказовая речь создает
иллюзию «театрально импровизированного
монолога».
В речи Флягина немного сравнений, метафор,
эпитетов, они не отличаются яркостью, чаще всего
кратки, но при этом — точно соответствуют
мировидению героя. В них проявляется артистизм
героя, тонкость его натуры, способность
воспринимать прекрасное, ведь художественные
тропы характеризуют не только сам предмет, но и
того, кто о нем говорит. Показателен в этом
отношении рассказ Флягина о цыганке Груше; «И
промежду всей этой публики цыганка ходит
этакая… даже нельзя ее описать как женщину, а
точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся
станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем
<…> ресницы, ей-богу, вот этакие ресницы,
длинные-предлинные, черные, и точно они сами по
себе живые, и, как птицы какие шевелятся…» . Душа
героя потрясена замечательным искусством Груши.
Описывая ее, он проявляет себя как художник,
человек эстетически чуткий. Обычные тропы
употреблены героем необычайно метко: «Тени
перед ним в видении, как тощие гуси, плыли» , «по
небу звезды как лампады навешаны, а по низу
темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя
шарит и трогает» . Подобные примеры отражают
бытовые впечатления Флягина, его жизненный опыт,
владение народной лексикой.
В сочетании простоты и красоты — особый
колорит речи героя-рассказчика. За простыми
выражениями, за простыми словами — прекрасный
мир Флягина, мир, каким видит его герой.
— При помощи чего и как раскрывается образ
рассказчика в сказе?
Раскрывается образ рассказчика и через его
отношение к другим персонажам, о которых он же и
повествует. Всех действующих лиц читатель
воспринимает через субъективное отношение к ним
рассказчика, которое проявляется в тоне
рассказа, в выборе художественных средств через
прямую или косвенную характеристику. Например,
рассказ о хозяине, у которого герой нянчит
ребенка (полячке). Здесь нет развернутой
характеристики, но субъективное мнение Флягина
об этом персонаже выявляется в следующих словах:
«Барин мой, отец его, из полячков был
чиновник, и никогда, прохвостик. дома не
сидел» .
Иногда рассказчик воспроизводит характерные
особенности речи персонажей, имитирует их
интонацию, но в целом в произведении
господствует одна речевая стихия.
— Какова роль пейзажа в раскрытии
мировосприятия И.Флягина?
Яркие черты мировосприятия Флягина несет
пейзаж ( «…тоска делалась. Особенно по вечерам,
или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в
стану тихо, вся татарва от зною попадает по
шатрам и спит… Знойный вид, жестокий; простор —
краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый,
как серебряное море, волнуется, и по ветерку
запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает,
жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца
не предвидится, и тут глубине тоски дна нет…
Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой
отколь ни возьмется обозначается монастырь или
храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.
Или еще того хуже было на солончаках над самым
над Каспием: солнце рдеет, печет, и в солончаках
блестит, и море блестит…. Там, где степь
ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по
увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий
ролынь и чабрец пестрит белизну, а тут все одно
блыщание… Там где-нибудь огонь палом по траве
пойдет, — суета поднимется: дрохвы летят,
стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется.
Тудаков этих, или по-здешнему дрохвов, на конях
заезжаем и длинными кнутами засекаем; а там,
гляди, надо и самим с конями от огня бежать… Все
от этого развлечение. А потом по старому палу
опять клубника засядет; птица на нее разная
налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в
воздухе чириканье… А потом еще где-нибудь и
кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или
чилизник… И когда на восходе солнца туман росою
садится, будто прохладой пахнет, и идут от
растения запахи…»)
— Как через эту пейзажную картину передается
эмоциональное состояние героя и его
миропонимание?
Ответ учащихся:
Яркие черты субъективного восприятия мира
несет пейзаж в произведениях со сказовой формой
повествования. Описания природы здесь не только
отражают эмоциональное состояние
героя-рассказчика, но и раскрывают его
мировоззрение.
В данном описании передается эмоциональное
состояние героя: его глубокая тоска по родине,
желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж
также выявляет главную черту миропонимания
героя — религиозность.
В приведенном отрывке обращает на себя
внимание интонация, рассчитанная на
сочувственное внимание слушателей, что тоже
является особенностью сказового повествования..
Использование народных, близких к фольклорным,
сравнений и метафор передает то, что можно
назвать национальным чувством героя или иначе —
передает его сопричастность жизни своего народа.
Без любви к Родине нет настоящего человеческого
характера. Тот, кто любит родную землю, видит
красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный
интерес ко всяким ее «проявлениям». Иван
Северьянович именно такой человек, и эта любовь
помогает ему словесно точно выразить свои
чувства, настроение, стремления в пейзажном
описании.
Слово учителя: Условием сказовой формы
повествования является иллюзия
самостоятельности героя-рассказчика. С помощью
приема разграничения речи повествователя и
рассказчика автор и создает эту видимость
самостоятельности. Речь повествователя
литературно правильная, и его образ лишен ярко
выраженных индивидуальных черт. Позиция
повествователя выражена опосредованно: прежде
всего через выбор героя-рассказчика. Речь
Флягина, ориентированная на устный разговор,
неповторима и, следовательно, образ рассказчика
явно индивидуа-лизирован.
Рассказчик самовыражается в слове, через
которое и раскрывается его сложный внутренний
мир.
Функции сказа заключаются:
- В индивидуализации характера героя;
- В его типизации.
Иван Северьяныч Флягин. — русский человек,
стиль его речи, художественная окрашенность
неразрывно связаны с эстетическим мышлением
народа, с народной эстетикой, мировидением. Его
речь свидетельствует о постоянной духовной
связи с духовной жизнью народа. «Сказ в повести
«Очарованней странник» является средством
воплощения в образе национального сознания и
самосознания, характера героя» .
(При изучении повести «Очарованный странник»
можно организовать просмотр одноименного
фильма, снятого по мотивам произведения Лескова
в 1990 году (авторы сценария И. Поплавская и В.
Соловьев, режиссер И. Пошгавская, композитор К.
Волков). Главная удача фильма — А. Михайлов в роли
Флягина.
Фильм учитывает специфику лесковской повести:
динамичное развитие действия, удивительные
приключения странника, неожиданные и даже
«сказочные».
Авторы фильма сумели передать еще одну
особенность прозы Лескова: его обращение к
сказовой форме повествования. Неуловимое
обаяние лесковского слова сложно воссоздать на
экране, но авторам фильма это удалось: за кадром
звучит голос рассказчика.
Просмотром и обсуждением фильма можно
завершить изучение повести «Очарованный
странник».)
Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Смысл названия
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.
Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.
Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.
Жанр и направление
Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.
Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.
Композиция
Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.
Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.
Смысл названия
Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.
У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».
Суть
Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.
Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.
Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще.
Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:
- Главным героем произведения является Иван Флягин. В его образе автор воплотил сына кучера. Флягин был очень сильным и крепким, что делало его похожим на богатыря. Мать главного героя умерла во время родов. Мальчика воспитывал отец. Иван учился ухаживать за лошадьми и очень любил их. Однажды из-за главного героя умер один монах. Неожиданно во сне к персонажу явился погибший. Он заявил Ивану, что тот не сможет умереть и что он сам будет монахом. Иван Флягин неоднократно спасал и губил жизни людей, ему пришлось пережить все тяготы плена, бегства, алкоголизма и несчастной любви. На протяжении всей жизни Флягин пытался найти свой смысл. К концу своего жизненного пути персонаж стал странником и обрел его. Характеристика Флягина проявляется во всех его поступках. В начале повествования он беспечен, инфантилен, глуповат и даже жесток (чего стоит одна его расправа с кошкой — от отрубил ей хвост). Он проявляет агрессию к монаху и ведет себя ужасно непоследовательно и безответственно. Но со временем эти его черты сглаживаются горьким жизненным опытом. Иван становится мудрее, добродетельнее, отзывчивее. Он помогает многим людям и воспитывает в себе честность, справедливость, гуманность. Но жизнь в миру не приносит ему счастья, и он сближается с Богом, чтобы найти состояние душевной гармонии. У Флягина говорящая фамилия: фляга — это походная чаша, и странник выпивает свою чашу до дна.
- В образе Грушеньки изображена красивая и страстная цыганка. За приличные средства девушку выкупил князь — начальник Флягина. Цыганка стала настоящим другом главному герою, однако князь довольно быстро охладел к девушке. Вскоре героиня начинает подозревать мужчину в предательстве. Князь принял решение отвезти Грушеньку за город, где за ней присматривали три женщины. Героине удаётся сбежать от них. Судьба уготовила Грушеньке встречу с Флягиным. Главный персонаж заявляет, что они могут жить как брат с сестрой. Темпераментная и решительная девушка отвечает отказом, ведь она мучается от сильных чувств к избраннику. Она боится, что убьет князя и его невесту. Грушенька обращается к Ивану с просьбой, чтобы он сбросил её с обрыва, и он соглашается. Девушка периодически стала являться главному персонажу, подсказывая ему будущее и спасая его на фронте.
- Главным героем произведения является также князь. Сладострастный и порочный дворянин отличается в то же время добротой и широтой души. Он уважительно относится к Флягину, прощает ему растрату денег и даже планирует выдать за него Грушеньку. Он одержим жаждой денег, а потому не считается с чувствами девушки, когда появляется вариант жениться на дочери предводителя дворянства. Он пускает пыль в глаза и тратит последнее, чтобы всех обмануть. Ведь в реальности князь может только пить и купить, и зарабатывать деньги он не умеет. Все его предприятия заканчиваются крахом.
Темы
Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.
- Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
- Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
- Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
- Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
- Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться.
- Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему.
Проблемы
Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:
- Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
- Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
- Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
- Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
- Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.
Основная идея
Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.
Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.
Чему учит?
Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.
Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.
Критика
Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:
«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)
А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:
«…Михаил Никифорович* <…> после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сергии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. <…> (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)
Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:
Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем оконченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. <…> интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <…> Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)
Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:
«В русской жизни, растекающейся на огромные пространства, с различною природою и различными народностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… <…> …Лесков, с его впечатлительностью и отзывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… <…>… распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлекательно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)
Автор: Виктория Комарова