- Главная
- Игры
- Викторины
- Познавательные викторины
- Викторины по литературе
- Викторины по литературе по авторам
- Викторины по литературе по авторам на букву Н
- Викторины по творчеству и биографии Евгения Носова
- Викторины по рассказам Евгения Носова
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Варьку на птичнике называли…
пострелом
заблудшей
ничейной
приблудной
2.
Как Сашка-цыган оказался в Варькиной деревне?
Был отправлен на работу в колхоз в наказание за то, что убил отцовского коня
Приехал вместе с матерью после того, как их бросил отец
Скрывался вместе с матерью от отца, принуждающего их к кочевой жизни
3.
Почему девчата-птичницы тайно завидовали Сашке?
Из-за того что он умел делать любовное зелье
Потому что у него были красивые черно-сливовые глаза
Из-за густых кудрявых волос
4.
Почему Варька отказалась помогать птичнице Лене?
Из-за насмешек над Сашкой-цыганом
Из-за того, что девчата заметили Варькину влюблённость
Из-за того, что Варька завидовала красоте и роману Лены
5.
Оставшись на птичнике одна и не зная, что больше делать, Варька…
украла у Ленки пудру и духи и убежала в клуб
пошла купаться
неудачно попробовала прихорошиться Лениной косметикой
6.
В какое время дня Варька испытывала наибольшую близость и слияние с круговиной земли, простершейся вокруг нее?
Ранним утром
В минуты прихода ночи
В полдень
7.
Что делала Варька после того, как взошла луна?
Она бродила по полю, ища встречи с Сашкой
Она побежала смотреть, кого прислали распахивать просо
Она начала искать костёр, чтобы обсохнуть и согреться
8.
Чем занимался Сашка до того как попал в деревню?
Ходил в школу в другой деревне
Путешествовал с табором, танцуя на ярмарках
Крал лошадей и гадал на картах
9.
Какую книгу читал Сашка?
Руководство для трактористов
Стихи Пушкина
Книгу про цыган
10.
Варька решила не рассказывать Ленке о том…
что Сашка догнал её на лошади
что Сашка её поцеловал
что Сашка умеет танцевать
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Героями произведений Евгения Ивановича Носова часто становились простые люди, выходцы из народа. Несмотря на то, что автор детально описывает природные пейзажи, с удивительной точностью передает глубину характеров своих персонажей, его повествования отличаются предельной лаконичностью и динамикой. Таковым можно назвать рассказ «Варька». Носов краткое содержание своего и без того небольшого произведения, скорее всего, не стал бы передавать сухим слогом. Мы же, на свой страх и риск, попытаемся это сделать.
Добровольная помощница
Деревенская девчонка, которую все зовут Варькой, вот уже третье лето подряд работает на колхозном птичнике. Она добровольно взяла на себя обязанности по уходу за маленькими утятами, помогая взрослым выращивать птицу. По окончании очередного летнего сезона, когда откормленных уток отправляли на мясокомбинат, Варька давала себе слово больше сюда не возвращаться.
Против увлечения дочери была и мать девушки. Но стоило Варьке весной увидеть пушистых громко пищащих птенцов, неведомая сила тянула ее на дальнюю речную старицу, где располагались постройки для содержания уток. В день описываемых событий Варька осталась на ночное дежурство в птичнике, заменяя работницу Ленку Пряхину.
Сколько лет Варьке?
Без описания образов главных персонажей невозможно обойтись, передавая как развернутый сюжет произведения, так и его краткое содержание. Варька… Евгений Носов намеренно не называет ни фамилии, ни возраста своей героини.
Пытливому читателю предоставляется возможность самостоятельно разобраться в этих деталях. По ходу повествования мы можем догадаться, что девушке примерно 16-17 лет, поскольку в одном из эпизодов она рассказывает, что осенью пойдет в 10-й класс.
Сашка-цыган – человек пришлый
Несмотря на некоторую недосказанность, мы отчетливо представляем картины деревенского быта и характеры героев, которые мастерски описывает Евгений Носов. Варька – озорная девчонка, не лишенная наивного юношеского романтизма и житейской смекалки.
Вторым по значимости персонажем этого произведения является паренек по имени Сашка. Года три назад он появился в деревушке вместе с матерью, цыганкой Марией, решившей сменить кочевую жизнь на оседлую. Щуплым мальчишкой с испуганными глазами впервые увидела пришлого цыганенка на крыльце колхозного правления Варька. Носов краткое содержание их встречи даже не описывает, заостряя внимание лишь на чувствах девушки. Потрепанная одежда маленького скитальца, его неприкаянный вид вызвали у Варьки жалость, ей очень захотелось, чтобы председатель Парашечкин позволил цыганам остаться в деревне.
Сашка, по всей видимости, ровесник главной героини. Но в школу он не ходит, так как, имея всего два класса образования, стесняется садиться за одну парту с малышами. Юноша работает в колхозе, выполняя несложные поручения: пасет лошадей, привозит мешки с кормом на тот же птичник. Мечта Сашки — стать механизатором. Но для этого нужно окончить хотя бы 7 классов. Паренек берет уроки на дому у завуча местной школы, а в свободное время читает Пушкина.
Дневные хлопоты и ночные странствия
В этот день Сашка приехал на птичник с кормом для уток. Паренька с черными, как смоль, кучерявыми волосами тут же обступили девушки, стали отпускать в его адрес колкие шутки. Цыгана в деревне не очень жаловали и немного побаивались взгляда его глубоких темных глаз. Не принимала участие во всеобщем веселье только Варька. Носов краткое содержание этого эпизода, конечно же, не мог пропустить. Здесь мы начинаем догадываться, что девушка питает к пареньку какие-то особые, пока неосознанные чувства. Причем зародились они не сейчас, а, возможно, уже с первой встречи. Но признаться в этом Варька не может даже себе.
Вечером, оставшись на ферме вдвоем со сторожем Емельяном, девушка с трудом собирает уток в загон. Когда накормленное птичье стадо устроилось на ночной отдых, Варька вспомнила, как прихорашивалась Лена Пряхина, отправляясь на свидание. Девушка достает из тумбочки подруги незамысловатую косметику, напудривает свое загорелое обветренное лицо. Взглянув в зеркало, она не узнала себя – на неё смотрело бледное безбровое существо с черными ушами и длинной шеей. Да и носов Варька таких облупленных «редисочных» ни у кого из своих подруг не видела. Ну не всем же быть красавицами! Обозвав себя занудой и махнув рукой на затею с косметикой, девушка бежит к озеру купаться.
Встреча у костра
Выбравшись из воды, Варька услышала рев трактора, перепахивавшего колхозное поле. В голове вспыхнула мысль сбегать посмотреть, кого прислали на ночную работу. Но пока девушка обходила озеро, трактор успел уйти в дальний конец участка. Зато неподалеку Варька заметила вспыхнувший огонек и решила отправиться туда, чтобы погреться. К удивлению девушки, у костра, кроме пасущейся лошади, никого не оказалось.
Но вскоре здесь появляется цыган Сашка. Между молодыми людьми завязывается слегка натянутый разговор, плавно перешедший в непринужденную беседу. Варька узнает о планах юноши, его увлечениях. По просьбе девушки Сашка даже исполняет цыганский танец.
Рядом в логу пасутся еще четыре лошади. Поддавшись внезапному порыву, Варька предлагает парню прокатиться верхом. Тот сначала не соглашается, а затем пускается вдогонку за уносящимся вдаль конем, на котором, прижавшись всем телом к крупу, скачет бесстрашная Варька. Носов краткое содержание этого эпизода доносит до нас через чувства и мысли героини: «Сашка! Она почти наверняка знала, что он пустился в погоню. Ей даже хотелось, чтобы он за нею погнался».
Конечно же, он догнал её, обхватив за талию, пересадил на спину своей лошади. Горячий поцелуй обжег варькины губы. Девушка вырывается и убегает, оставляя парня в полном недоумении.
Передавая краткое содержание рассказа Носова «Варька», невозможно вместить всю мелодику и неповторимость авторского слога. Поэтому советуем прочитать это произведение полностью, тем более что воспринимается оно очень легко, буквально на одном дыхании.
- Краткие содержания
- Носов Евгений
- Варька
Краткое содержание Носов Варька
Девочка Варя любила помогать птичницам, выращивать маленьких, пушистеньких утят. Как только утята подрастали, то Варя переставала их любить. Думала, что на следующий год не пойдет в птичник работать. Но каждый год все повторялось снова. Как только Варька видела птенцов, то сразу приходила помогать птичницам.
Однажды в колхоз, где жила Варя, приехала цыганка с сыном Сашкой. Люди помогли им с постройкой дома и научили, как ухаживать за огородом, чтобы собирать хороший урожай. Цыган Сашка был подростком, также как Варя. Он не учился в школе и не дружил с мальчишками. Сашка работал, пас лошадей и возил нужные грузы. Люди шутили и смеялись над мальчиком потому, что он был не такой, как все. Он отличался красивыми темными кудрями и большими карими глазами. Сочиняли про него разные небылицы.
Варьке с самого приезда понравился цыган Сашка. У нее зародилось чувство любопытства и симпатии к мальчику.
Как-то раз Санька привез в птичник корм уткам. Работницы стали шутить над ним и говорить неприятные вещи. Варьке стало очень стыдно за птичниц и жалко цыгана.
Вечером того дня Ленка, которая работала в птичнике, попросила Варьку подежурить вместо нее. Ленке надо было идти на свидание с молодым человеком. Варька накормила и загнала уток по местам, а сама пошла, купаться на пруд. В дали она увидела огни трактора и решила посмотреть. Совсем стемнело, уже не было видно огней трактора, а Варя увидела отблеск костра. Подойдя ближе, Варя узнала Сашку. Он пригнал на выпас табун лошадей. Они посидели у костра, и выпили чай из смородины и съели лепешку. Сашка рассказал девочке, что он закончил два класса, не умеет читать. Очень хочет стать трактористом. Девочка рассказала цыгану о поэте Пушкине и о его произведении «Цыган». Потом Варе захотелось прокатиться на лошади по полю. Она села на белую лошадь и быстро поскакала. Цыган тоже взял лошадь и поехал догонять Варьку. Когда они встретились, то Сашка поцеловал Варьку прямо в губы. Она сильно испугалась, при этом испытала приятные эмоции.
Варька побежала через поле к озеру, а затем к птичнику. Ласково разговаривая с утками о Сашке, насыпала им просяной каши. Варька размышляла рассказать Ленке о поцелуе или нет. Решила, ни когда не рассказывать.
Рассказ учить человека слушать себя, а не вестись на общественное мнение, которое часто бывает ошибочным. Не стоит заниматься делом, которое не по душе.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Носов Евгений. Все произведения
- Белый гусь
- Варька
- Живое пламя
- Красное вино победы
- Кукла
- Лоскутное одеяло
- Радуга
- Тридцать зёрен
- Трудный хлеб
- Усвятские шлемоносцы
Варька. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Шоу Бернард
Джордж Бернард Шоу – великий английский драматург, единственный человек, который стал лауреатом сразу двух премий: Нобелевской и премии «Оскар»
- Краткое содержание Зимний дуб Нагибин
Коля Савушкин — главный герой рассказа «Зимний дуб» советского писателя Юрия Марковича Нагибина. Мальчик рос в бедной многодетной семье. Отец у него погиб на войне, мать работала простой нянечкой в санатории
- Краткое содержание Тургенев Стучит!
Стояла середина июля, было очень жарко. Ермолай пообедал и прилёг на кровать. С горечью в голосе он сообщил, что закончилась дробь. После разговоров, он предложил мигом отправиться в Тулу и добыть дроби
- Краткое содержание Беззащитное существо Чехова
Действие происходит в банке, где управляющим был Кистунов, мучающийся внезапным приступом подагры. Несмотря на сильные боли, высокую температуру тела и дрожь, Кистунов решил отработать положенное время в банке.
- Телешов
Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.
«Ой, да какие же они!» — загорелась Варька счастливой нежностью, закинула портфель в кузов и прикатила на птичник. Сначала бегала туда после уроков, а когда распустили на каникулы, осталась там на все лето.
Приходила мать, ругалась с птичницами за то, что они сманивают девку, отбивают ее от двора, и Варька пряталась от матери в камышах. Из-за этого птичницы сперва косились на Варьку, гнали ее домой, но потом привыкли и даже не мыслили дела без Варькиной помощи.
Варька разжигала кормозапарник, замешивала отруби, гонялась за утками, когда те, узнав про соседнюю бахчу, улепетывали туда клевать помидоры, бегала с поручениями птичниц в контору, палила из дробовика по коршунам, с Емельяном ставила в лопушистых заводях верши. Сарафанишко висел на ней застиранной и вконец выгоревшей тряпицей, сама же она заветривала и обгорала до сизой шелухи, а руки и ноги истончались до такой степени, что от выпиравших суставов походили на узловатые жерди.
К концу лета утки надоедали ей до крайности. Из нежных беспомощных пискунов они превращались в прожорливых, нахальных и бестолковых тварей. Они изматывали Варьку до того, что у нее начинал портиться характер, Варька становилась злой, как осенняя муха, и клялась широким остервенелым крестом, что больше ноги ее не будет на этом распроклятом птичнике. А на следующую весну Варька опять прибегала к озеру, с какой-то болезненной жадностью набрасывалась на недельных утят, прижималась к ним щекой, хватала ртом черные мягкие клювики и визжала, дрожа голосом:
— Ой, девчата, не могу! Какие же они хорошенькие!
И все начиналось сначала. Вот уже третье лето.
После обеда на птичник должны были привезти подкормку. Возил корм обычно Генка на «газике». Но вместо него неожиданно прикатил на пароконке с тремя мешками комбикорма Сашка-цыган.
Года три назад в позднюю осеннюю распутицу Сашка прибился к деревне вместе со своей матерью. Варька впервые увидела его в тот день возле правления. Пока мать обговаривала свою просьбу в кабинете Парашечкина, Сашка, тогда еще щуплый, узкоплечий мальчонка с заостренным, перепуганным лицом, сидел на затоптанном осенней грязью крыльце правления и сторожил узелок с пожитками. На нем была какая-то замызганная, не по росту кацавейка с подвернутыми рукавами, из которых зябко торчали черные сухие пальцы с белесыми ногтями. Больше всего Варьке запомнилась Сашкина обувь — глубокие резиновые старушечьи боты, дырявые и переломленные в носках, отчего казались странно и неприятно пустыми. Варька, пока шла мимо, поминутно оглядывалась, дивясь не столько самому цыганенку, сколь его неприкаянному и равнодушно-покорному виду, и ей хотелось, чтобы Парашечкин принял их в колхоз.
Зимовали они на свиноферме, в общественной хате, служившей красным уголком и обогревалкой. Весной для них запахали кусок выгона на краю деревни, и до той поры, когда появится вольный материал на хату, плотники помогали сладить маленькую времянку в одно оконце. С первыми теплыми днями соседка бабка выгребла из своего погреба мешок картошки, набрала в подол узелков и кулечков со всякими семенами и повела Сашкину мать Марию на свежераспаханный выгон обучать земле. Мария, высокая, сухая цыганка, застенчиво улыбаясь своей неумелости, неловко и терпеливо что-то сажала и сеяла, поглядывая на проворные и корявые бабкины пальцы. Любопытные бабы нарочно бегали с ведрами к выездному колодцу, чтобы ненароком подсмотреть, как обживаются чужепришельцы. Иные, не скрывая своей стародавней крестьянской непримиримости к бродяжьей жизни, посмеивались, кивали.
— Сеять да пахать — не на карты брехать!
Однако постепенно все это изгладилось. Мария помаленьку обвыклась, привыкли и к ней. Она оказалась неназойливой женщиной, без нарочной цыганской нахалинки, на свинарнике работала с молчаливым терпением — одним словом, баба как баба. К тому ж и горе носила в себе самое обычное, бабье: бросил ее муж. Рассказывала, что цыган не смирился перед новым законом, не сдал коня государству, а в необдуманной горячности и глухой тоске по прежней кочевой жизни тайно забил его в лесу, мясо продал, а сам подался искать волю в Молдавию, а может, и дальше куда, к сербам. Звал и ее с собой. Но одному, может, где и воля, а куда ж ей с мальчонкой…
Труднее приживался на деревне Сашка. Ребятишки то липли к нему, забавляясь его чужой необычностью, странным говором и привычками, то вдруг, не поделив какой пустяк, дружно и наглухо чурались, лепили всякие обидные прозвища, и по малолетству бездумно попрекали всем цыганским: Сашкиной кучерявостью, глазастостью. «Сыган, сыган, коску смыгал!» — выкрикивал из-за плетня какой-нибудь сопливый бесштанный пацан, просто так, от нечего делать. Свистушки девчонки, без семи лет невесты, тоже сочиняли про Сашу всякую обидную небывальщину, вроде того, что, мол, у него цыганские ненадежные глаза, многозначительно ахали и, пугая друг дружку Сашкиной неверностью, уговаривали «ни за что на свете» не водить с ним компанию.
КИМы по родной литературе составлены для промежуточной аттестации в 5-9 классах на основе тех программ, которые составлялись нашими членами отделения.
Составитель: Евдокимова Любовь Николаевна
Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса
1 вариант
- Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:
а) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
б) Русская народная эпическая песня о богатырях.
в) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
- Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:
«А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал»…
а) С.В. Михалков «Грибы».
б) С.В. Михалков «Зеркало».
в) А.П. Сумарков «Ворона и Лиса».
- Какой прием использует Е. Баратынский в первой строке стихотворения «Водопад»: «Шуми, шуми с крутой вершины»?
а) Ассонанс.
б) Аллитерация.
- Из какого количества частей состоит стихотворение Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?
а) 3.
б) 2.
в) 1.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
а) И.С. Тургенев «Два богача».
б) И.С. Тургенев «Воробей».
- Как Сашка-цыган из рассказа Е.И. Носова оказался в Варькиной деревне?
а) Скрывался вместе с матерью от отца, принуждавшего их к кочевой жизни.
б) Приехал с матерью после того, как их бросил отец.
в) Был отправлен на работу в колхоз за то, что убил отцовского коня.
- За что после случая, описанного в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка», строго наказывают ребятам в деревнях?
а) Чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
б) Чтобы обходили стороной лес.
в) Чтобы сразу сообщали взрослым о том, что в деревне появилась куница.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Ее детство было бесприютным и голодным, но детство самая счастливая пора жизни. Особенно хороша была первая весна, майские дни за городом. Запах земли и молодой травы наполнял душу счастьем. Ощущение радости было пронзительным, прямо-таки невыносимым, ей иногда даже есть не хотелось от счастья».
а) В. Гроссман «Собака».
б) И.С. Тургенев «Муму».
- Когда скончался генерал из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке»?
а) Осенью.
б) Летом.
в) Зимой.
- Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор»?
а) Фантастический рассказ.
б) Пасхальный рассказ.
в) Рождественский рассказ.
11. Из-за чего коростель из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» не смог улететь в теплые края?
а) Он был слепым.
б) У него не было крыльев.
в) У него не было лапки.
12. Зачем медведь следовал за учительницей до города? (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Медведь-провожатый»)
а) Хотел проводить учительницу, пока она шла по лесу.
б) Хотел нанести вред учительнице.
13. Почему героям из рассказа А. Приставкина «Фотографии» важно было пересматривать фотографии?
а) Людочка не должна была забывать маму, папу и тетю.
б) Детям в детском доме нечем было заниматься, поэтому они пересматривали фотографии.
в) Дети хвастались своими родственниками друг другу.
14. Почему герой рассказа Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» в течение нескольких лет повторял одну и ту же фразу?
а) Он хотел добиться правды.
б) Таким образом он самоутверждался.
в) Хотел, чтобы девочки обратили на него внимание.
- Какое чудо случилось в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»?
а) Девочкам бесплатно дали капусту.
б) Девочки нашли потерянные деньги и купили капусту.
в) Кочаны капусты упали из машины, когда она стала поворачивать, прямо к ногам девочек.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса
2 вариант
- Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:
а) Русская народная эпическая песня о богатырях.
б) Словесное изложение каких-нибудь событий.
в) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение
- Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:
«И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться».
а) А.П. Сумароков «Волк и Ягнёнок».
б) С.В. Михалков «Захваленная певунья».
в) С.В. Михалков «Зеркало».
- Определите рифмовку в стихотворении Е .Баратынского «Водопад»:
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
а) Парная.
б) Перекрестная.
в) Кольцевая.
- От чьего лица ведется повествование в стихотворении Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?
а) От лица крестьянского мальчика.
б) От лица автора.
в) От лица кузнеца.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
а) И.С. Тургенев «Два богача».
б) И.С. Тургенев «Воробей».
- О чем решила не рассказывать Варька, главная героиня рассказа Е.И. Носова «Варька», Ленке?
а) Сашка ее поцеловал.
б) Сашка догнал ее на лошади.
в) Сашка умеет танцевать.
- Как называется деревня из рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка», которая стоит на горе?
а) Верески.
б) Зуяты.
в) Верейкино.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Она была умна, мало того, она была образованна. Не накопи она опыта, соответствующего технике середины XX века, она бы погибла. Ведь случайно забредшие в город сельские собаки погибали сразу, прожив на городских улицах считанные часы. Но для ее борьбы мало было технического опыта и знаний, необходимо было понимание сути жизни, нужна была жизненная мудрость».
а) В. Гроссман «Собака».
б) И.С. Тургенев «Муму».
- Кадеты из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке» недолюбливали генерала
а) за его вредные привычки.
б) за его придирчивость, суровость.
в) за чрезмерную болтливость.
- К кому Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом?
а) К самому богатому человеку города.
б) К барину, у которого раньше служил Мерцалов.
в) К кредитору, чтобы заложить последние вещи.
- Где еще рассказчику из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» приходилось убивать?
а) Дома.
б) На войне.
в) В тюрьме.
- Чем был интересен ворон Петька из рассказа И.С. Соколова-Микитова «Ворон Петька»?
а) Он умел разговаривать.
б) Был большим проказником.
в) Кусал прохожих.
- Почему главный герой рассказа А. Приставкина «Портрет отца» оторвал обложку в книге?
а) Он был невоспитанным мальчиком и постоянно портил имущество школы.
б) На этой обложке был изображен мужчина. Мальчику хотелось верить, что это его отец.
в) Книга была все равно очень старая.
- Почему Воробьев — главный герой рассказа Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» — признался в том, чего не совершал?
а) Он постоянно разбивал стекла. В этот раз он подумал, что если будет отрицать, то ему не поверят.
б) Хотел казаться героем в глазах одноклассников.
в) Хотел, чтобы папа пришел в школу и одноклассники его увидели.
- Почему девочки из рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» не купили капусты?
а) Они потеряли деньги.
б) Им не хватило капусты.
в) Капусту в тот день не привозили.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 6 класса
1 вариант
- Какие из перечисленных произведений не относятся к фольклору?
а) Песня «Ивушка».
б) Былина «Святогор и Илья Муромец».
в) Стихотворение Д.В. Давыдова «Партизан».
г) Повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».
а) Поэма «Лебедь».
- К какому жанру литературы относится произведение Г.Р. Державина?
б) Повесть.
в) Стихотворение.
- Где происходят события, описываемые в повести «Хаджи-Мурат»?
а) На Кавказе.
б) На Бородинском поле.
в) В Москве.
- Кто запретил чеченскому народу принимать у себя Хаджи-Мурата?
а) Воронцов.
б) Садо.
в) Шамиль.
- Какую проблему поднимает К.Г. Паустовский в рассказе «Бакенщик»?
а) Проблема уважения к родной земле.
б) Проблема взаимоотношений старших и младших.
в) Проблема бережного отношения к школьным учебникам.
- О каком православном празднике рассказывается в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»?
а) Троица.
б) Покров Пресвятой Богородицы.
в) Сретение Господне.
- Чей портрет описывает В. Железников в произведении «Чудак из 6 «Б»?
«Он беспокойный тип: стоит ему уехать, как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Недоверчивость мешает ему наслаждаться жизнью».
а) Борис.
б) Папа Бориса.
в) Сашка.
- В какой класс был назначен Борька вожатым (по произведению В. Железникова «Чудак из 6 «Б»)?
а) 2 «Б».
б) 3.
в) 1 «А».
- От чьего лица ведется повествование в произведении А. Лиханова «Последние холода»?
а) Вадика.
б) Коли.
в) Марьи.
- В каком году происходит действие повести А. Лиханова «Последние холода»?
а) 1941.
б) 1943.
в) 1945.
- Как называется дерево, которое посадил Витя — главный герой рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех»?
а) Лиственница.
б) Ель.
в) Пихта.
- Почему мама Димы из рассказа А. Алексина «Домашнее сочинение» была против того, чтобы мальчик читал папины книги?
а) Он мог испортить себе зрение.
б) Чтение книги не в том возрасте может вызвать негативное отношение к произведению.
- Где родился Е.И. Носов?
а) В селе Толмачево под Курском.
б) В Курске.
в) В Рыльске.
- Что случилось с ногой Кольши — главного героя произведения Е.И. Носова «Алюминиевое солнце»?
а) Потерял на войне.
б) После драки с преступником врачам пришлось ампутировать ногу.
в) Потерял он ногу вовсе не войне, как привычно думается при виде хромого человека.
- Чем увлекался Геня – герой рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»?
а) Делал кораблики из бумаги.
б) Увлекался игрой на пианино.
в) Играл в лапту.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 6 класса
2 вариант
- Какие из перечисленных произведений не относятся к фольклору?
а) Песня «Ходила младёшенька по борочку».
б) Рассказ М.М. Зощенко «Монтер».
в) Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
г) Былина «Рождение богатыря».
- К какому жанру литературы относится произведение К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»?
а) Рассказ.
б) Стихотворение.
в) Сказка.
- Каково было имя старшего сына Хаджи-Мурата?
а) Лорис.
б) Юсуф.
в) Анзор.
- Что хотел Хаджи-Мурат от русских?
а) Помощи в продвижении по карьерной лестнице.
б) Оказания содействия в спасении семьи.
в) Помощи в сокрытии от своих недругов.
- Как звали монтера из рассказа М. Зощенко «Монтер»?
а) Кузьма Иванович Мякишев.
б) Иван Кузьмич Мякишев.
в) Иван Кузьмич Мякишкин.
- О каком православном празднике рассказывается в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»?
а) Святой Николай Чудотворец (Никола).
б) Масленица.
в) Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи).
- Чей портрет описывает В. Железников в произведении «Чудак из 6 «Б»?
«У него вечно розовое лицо с двумя помидорами вместо щек. Каждый раз, когда Борис обращается к Насте, лицо этого человека становится бледным, как у мертвеца».
а) Саша — друг Бори.
б) Папа Бори.
в) Боря.
- Сколько двоек получил Борька, чтобы иметь возможность остаться на дополнительные занятия с Настей Моховой?
а) Две.
б) Три.
в) Целых пять.
- Кто не является героем повести А. Лиханова «Последние холода»?
а) Вадька
б) Мария
в) Петр
- Что случилось с мамой Вадима?
а) Умерла за несколько дней до завершения войны.
б) Выздоровела.
в) Продолжила лечение в тифозном бараке.
11. Чем был болен Витя — главный герой рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех»?
а) Малярией.
б) Гриппом.
в) Оспой.
- Почему Дима, главный герой рассказа А. Алексина «Домашнее сочинение», очень часто обращался за помощью к бабушке?
а) Ее все боялись.
б) Ее все слушали и уважали.
в) Она выполняла любой каприз внука.
- Где похоронен Е.И. Носов?
а) В селе Толмачево под Курском.
б) Под Москвой.
в) В Курске, на Никитском кладбище.
- Какое устройство решил сделать Кольша?
а) Перископ.
б) Телескоп.
в) Подзорную трубу.
- Какова кличка собаки из рассказа Василия Гроссмана «Собака»?
а) Дик.
б) Найда.
в) Пеструшка.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 7 класса
1 вариант
- Продолжите определение:
Былина — это
а) русская народная эпическая песня о богатырях.
б) повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
в) художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
- Кто был против того, чтобы Феодосий Печерский стал священнослужителем?
а) Мать.
б) Отец.
в) Брат.
- К какому жанру литературы относится произведение А. Фета «В лунном сиянии»?
а) Рассказ.
б) Стихотворение.
в) Басня.
4. Что такое аллегория?
а) Красочное определение.
б) Скрытое сравнение.
в) Выражение, заключающее в себе скрытый смысл.
- Назовите название произведения, из которого взяты строки, и его автора.
«Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек»
а) «Голуби» И.С. Тургенев.
б) «Куропатки» И.С. Тургенев.
в) «Собака» И.С. Тургенев.
6. Кому принадлежит данный портрет (по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»)?
«Войницын подвел меня к человеку маленького роста, с высоким хохлом и усами, в коричневом фраке и пестром галстуке. Его желчные, подвижные черты действительно дышали умом и злостью. Беглая, едкая улыбка беспрестанно кривила его губы; черные, прищуренные глазки дерзко выглядывали из-под неровных ресниц».
а) Петр Петрович Лупихин.
б) Иван Васильевич Самоквасов.
в) Петр Николаевич Рязанцев.
- Как звучала «лошадиная» фамилия одного из героев рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»?
а) Жеребеев.
б) Овсов.
в) Кобылеев.
- Найдите соответствия между диалектными словами и общеупотребительными из стихотворения С.А. Есенина «В хате»:
1.Дежка А.Запеченные лепешки из картофеля
2.Махотка Б.Кадушка для кваса
3.Драчены В. Горшок для хранения кваса или молока
- Какую фигуру речи использует Н. Рубцов в первой строфе стихотворения «Купавы»?
Как далеко дороги пролегли!
Как широко раскинулись угодья!
Как высоко над зыбким половодьем
Без остановки мчаться журавли!
а) Антитеза.
б) Эпифора.
в) Анафора.
10.Назовите произведение А.П. Гайдара, где действующими лицами являются следующие герои: Тимур, Коля Колокольчиков, девочка Женя?
а) «Тимур и его команда».
б) «Горячий камень».
11. Какова тема рассказа К.Д. Воробьева «Настя»?
а) Тема войны.
б) Тема детства.
в) Тема отцов и тетей.
- Какова главная мысль произведения Е.И. Носова «Тридцать зерен»?
а) Человек должен дружить с животным миром и помогать ему, тем самым оставаясь Человеком.
б) Надо помогать бедным.
в) Надо помнить добро.
- Какой призыв звучит в рассказе Е.И. Носова «Покормите птиц зимой»?
а) Покормить птиц.
б) Призыв к милосердию и состраданию ко всему живому.
в) Заботиться о птицах зимой.
- Какова главная мысль произведения Д.С. Лихачева «Земля родная»?
а) Человек и Земля существуют только вместе. От него зависит сохранность Земли и приумножение ее богатств.
б) Беречь Землю.
в) Приумножать богатства.
- Какова тема рассказа В.П. Деткова «Сирень»?
а) Тема бережного отношения к природе.
б) Тема войны.
в) Тема первой любви.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 7 класса
2 вариант
- Продолжите определение:
Житийная литература — это
а) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.
б) раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей.
в) русская народная эпическая песня о богатырях.
- Какое имя было у Серафима Саровского до иноческого пострига?
а) Сергей.
б) Прохор.
в) Николай.
- К какому роду литературы относится произведение А. Фета «Это утро, радость эта»?
а) Драма.
б) Эпос.
в) Лирика.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты строки:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже
а) И.А. Крылов «Листы и корни».
б) И.А. Крылов «Мартышка и очки».
в) И.А. Крылов «Обоз».
- Назовите название произведения, из которого взяты строки, и его автора.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
а) «Собака» И.С. Тургенев.
б) «Враг и друг» И.С. Тургенев.
в) «Голуби» И.С. Тургенев.
6. Кому принадлежит данный портрет (по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»)?
«Однако я начинал несколько скучать, как вдруг ко мне присоседился некто …, недоучившийся молодой человек, проживавший в доме Александра Михайлыча в качестве… мудрено сказать, в каком именно качестве. Он стрелял отлично и умел дрессировать собак. Я его знавал еще в Москве. Он принадлежал к числу молодых людей, которые, бывало, на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора».
а) Козельский.
б) Лупихин.
в) Войницын.
- Какова фамилия главного героя, отставного генерал-майора, из произведения А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»?
а) Булдеев.
б) Лошаков.
в) Коренной.
- С какой целью С.А. Есенин в стихотворении «В хате» употребляет диалектные слова?
а) Чтобы запутать читателя.
б) Автор не знал общеупотребительных слов, так как был выходцем из села.
в) Для воссоздания деревенского колорита.
- Какую фигуру речи использует Н. Рубцов в строчках из стихотворения «В старом парке»?
Подует ветер!
Сосен темный ряд
Вдруг зашумит…
а) Инверсия.
б) Риторический вопрос.
в) Риторическое обращение.
- Почему дедушка, из рассказа А.П. Гайдара, не стал разбивать камень?
а) Он забыл взять с собой инструменты.
б) Никаких плохих поступков в жизни дедушка не совершил, поэтому жить заново он не хочет.
в) У него не было сил, чтобы разбить камень.
11. Почему К.Д. Воробьев решил написать рассказ о Насте?
а) Она жила недалеко от него.
б) Светлее и чудеснее Насти автор ничего другого в то лето не встретил…
в) Она была очень красива.
- Какова главная мысль произведения Е.И. Носова «Тридцать зерен»?
а) Работать нужно только по утрам.
б) Не впускать в дом птиц.
в) Человек должен дружить с животным миром и помогать ему, тем самым оставаясь Человеком.
- Какое средство выразительности использует Е.И. Носов в отрывке из рассказа «Покормите птиц!»?
«Цепенящие морозы, секущий колючей крупкой ноябрь, промозглый ноябрь, заиндевелый январь, пугающий омертвелостью ветвей декабрь»
а) Эпитеты.
б) Сравнения.
в) Метафоры.
- Кем был Василий Михайлович Песков?
а) Журналистом, фотокорреспондентом, писателем.
б) Спортсменом.
в) Выдающимся деятелем искусства.
- Какова тема рассказа В.П. Деткова «Сирень»?
а) Тема бережного отношения к природе.
б) Тема первой любви.
в) Тема детства.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 8 класса
1 вариант
- Кто является автором «Повести о разорении Рязани Батыем»?
а) А.С. Пушкин.
б) Русский народ.
в) М.Ю. Лермонтов.
- Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета? (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)
а) Павел и Фёкла.
б) Давид и Ефросиния.
в) Владимир и Василиса.
3. В каком веке было написано произведение «Поучение Владимира Мономаха»?
а) XI
б) IX
в) XII
- Кто из героев комедии Д.И. Фонвизина не старается казаться умнее, чем есть на самом деле?
а) Бригадирша Акулина Тимофеевна.
б) Бригадир Игнатий Андреевич.
в) Иванушка.
5. От кого рассказчик услышал историю о тупейном художнике? (По произведению Н.С. Лескова «Тупейный художник»)
а) От Дросиды Петровны.
б) От графа Каменского.
в) От Любови Онисимовны.
6. Что натолкнуло на воспоминания о молодости уже пожилого Дмитрия Санина? (По повести И.С. Тургенева «Вешние воды»)
а) Любовные письма.
б) Гранатовый крестик.
в) Засохшая роза.
- Почему Анна вышла замуж за Модеста Алексеича? (По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»)
а) Девушку заставили выйти за него замуж
б) Анна хотела поправить свое материальное положение.
в) Девушка в него влюбилась.
- Как относился Василий к Сверчку? (По рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)
а) С уважением.
б) По дружески.
в) Часто подшучивает над ним, а то и откровенно издевается над ним.
9. Повесть К.Г. Паустовского «Золотая роза» рассказывает о
а) о трудной жизни в чужом краю.
б) о первой любви.
в) о сущности писательского труда.
- Как назывались васильки из рассказа К.Д. Воробьева «Синель»?
а) Васильки
б) Волошки.
в) Синель.
- Назовите автора и произведения, из которого взяты эти строки:
«Горе пришло разом с зимой. Какие ж тогда лягушки! Все под снегом. А есть ведь все равно хочется. И даже больше, чем летом. Конечно, без бабки Кольке перезимовалось бы легче. Ведь он все ел. И хлеб. И кукурузу. И сырое тесто прямо из дежки, если она была плохо прикрыта. Жил-то он в хате».
а) Е.И. Носов «Белый гусь».
б) К.Д. Воробьев «Синель».
в) К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты».
- Что означало слово «акция» для военнопленных из рассказа К.Д. Воробьева «Седой тополь»?
а) Пленные останутся без крошки еды и без воды.
б) Пленные могут приобрести товар по сниженным ценам.
- Что символизирует пуповинка, которую дает мать Касьяну, когда он отправляется на войну?
а) Прощание не только с родственниками, но и со всем миром.
б) Тем самым хочет показать, что они навеки связаны.
в) Пуповина — это напоминание о родственниках, которые ждут дома.
- Что (кто), по мнению В.В. Овечкина, является причиной неудач в сельском хозяйстве?
а) Малограмотные люди.
б) Недобросовестное руководство.
в) Отсутствие нужного количества техники.
- Перечислите роды литературы.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 8 класса
2 вариант
1. Какой период русской истории описан в «Повести о разорении Рязани Батыем»?
а) Монголо-татарское нашествие.
б) Семилетняя война.
в) Отечественная война.
- При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра? (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)
а) Пётр должен был жениться на Февронии.
б) Он должен был истоптать три пары железных сапог.
в) Он должен был её богато одарить.
- Кем был Владимир Мономах?
а) Священнослужитель.
б) Русский князь.
в) Ученый.
- Какова тема пьесы Д.И. Фонвизина «Бригадир»?
а) Сатирическим осмеянием нравственных пороков общества.
б) Любовь Софьи и Добролюбова.
в) Невежество Иванушки.
- Кем Любовь Онисимовна служила в театре Каменского?
а) Гримером.
б) Актрисой.
в) Прачкой.
6. В каком городе Санин познакомился с очаровательной итальянкой Джеммой? (По повести И.С. Тургенева «Вешние воды»)
а) Франкфурт.
б) Париж.
в) Венеция.
- Кто в рассказе произносит слова: «У вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее»? (По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»)
а) Модест Алексеич
б) Его сиятельство
в) Петр Леонтьич
- Что случилось с сыном Сверчка? (По рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)
а) Он замерз.
б) Уехал в другую деревню.
в) Он женился.
- С чем сравниваются слова писателя или поэта в повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»?
а) Со звездами на небосклоне.
б) С водой в речке.
в) С золотой пылью.
- Как назывался фильм, на просмотр которого отправились герои рассказа К.Д. Воробьева «Синель»?
а) «Пираты Карибского моря»
б) «Бухта смерти»
в) «Белый Бим Черное ухо»
- Назовите автора и произведения, из которого взяты эти строки:
«Бабка думает, что только людям одним бывает трудно. А другим всем на свете так это — ничего… Костику даже вспоминать не хочется, как все это случилось с аистихой. Может, ей второе яйцо захотелось тогда поскорее снести. А может, к этому первому торопилась. Но только она нечаянно заплуталась крыльями в электрических проводах и… убило ее током».
а) Е.И. Носов «Кукла»
б) К.Д.Воробьев «У кого поселяются аисты»
в) К.Д. Воробьев «Синель»
- Что делали в лагере Саласпилс с человеком, который только что умер?
а) Его хоронили в общей могиле.
б) Его расстреливали перед тем, как похоронить.
- Носил ли лапти Касьян из повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» после солдатчины?
а) Лапти только и носил, ноги должны были отдохнуть от солдатских сапог.
б) Носил всегда сапоги, но к покосу каждый год плел новые лапти.
в) Да, все теплое время года носил лапти.
- Какой город стал прообразом районного центра Троицка в очерках В.В. Овечкина «Районные будни»?
а) Льгов.
б) Обоянь.
в) Рыльск.
- Перечислите жанры литературы.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 9 класса
1 вариант
- К какому жанру древнерусской литературы относиться произведение «Житие Сергия Радонежского»?
а) Повесть.
б) Житийная литература.
в) Притча.
- Почему Настя из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», увидев письмо от мамы, не стала его читать, а положила в сумку?
а) Настя не общалась с мамой.
б) Настя решила его прочесть позже. Она подумала, что если мама пишет, то она жива и с ней все хорошо.
3. Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова:
«Рожденный ползать – летать не может»
а) И.С. Тургенев «Вешние воды»
б) М. Горький «Песня о Соколе»
в) А.А. Фет «Кактус»
- В каком городе происходит действие, описанное в произведении А.С. Грина «Зеленая лампа»?
а) В Москве.
б) В Лондоне.
в) В Париже.
- С какой целью мальчик Вася – герой произведения Ю. Нагибина «Старая черепаха», продал свою черепаху?
а) Хотел купить новый конструктор
б) Хотел купить двух маленьких черепашек, ведь прежняя черепаха была стара.
в) Хотел на вырученные деньги купить подарок маме на день рождения.
- Что придумали мама и бабушка главного героя повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось», чтобы разлучить юных влюбленных?
а) Мнимую болезнь мамы.
б) Мнимую болезнь бабушки.
в) Поступление парня в другом городе.
7. Почему Санин, главный герой повести И.С. Тургенева, опоздал на дилижанс?
а) Он засиделся у Леоноры Розелли.
б) Он передумал ехать в Берлин.
в) Эмиль не отпустил Санина
- Определите жанр произведения А. Суркова «Утро победы»:
а) Рассказ.
б) Стихотворение.
в) Повесть.
- Какова особенность композиции рассказа А.А. Фета «Кактус»?
а) Кольцевая
б) Рассказ в рассказе
в) Зеркальная
- За что Пушкин — главный герой рассказа Ю. Олеши «Друзья», любил Виленьку?
а) За его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
б) За то, что он всегда давал ему списывать.
в) За то, что он всегда защищал его от старшеклассников.
- Какова главная мысль очерка К. Симонова «Свеча»?
а) Автор хотел показать беспомощность пожилой женщины во время Великой Отечественной войны.
б) Огонь на могилах погибших должен гореть вечно. Мы должны помнить их подвиг.
- Кого описывает В. Каверин в романе «Два капитана»?
«Он приходил – грузный, коренастый, усатый, в маленькой суконной шапочке, в брезентовых штанах. Мать говорила и говорила, а он молча ел и только откашливался изредка да вытирал усы. Потом он брал детей – меня я сестру – и заваливался на кровать. От него пахло пенькой, иногда яблоками, хлебом, а иногда каким-то протухшим машинным маслом».
а) Отца главного героя.
б) Дедушку.
- Какой фигуру речи использует Э. Асадов в стихотворении «Письмо с фронта» в следующих словосочетаниях:
Пишу я, читаешь письмо ты, грустила ты?
а) Анафора.
б) Инверсия.
- Как представился Егор Дремов, когда пришел домой в отпуск после длительного лечения? (По рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)
а) Егор Дремов, лейтенант.
б) Лейтенант, Герой Советского Союза Громов.
- Каких писателей и поэтов Курской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?
Промежуточная аттестация по родной литературе для 9 класса
2 вариант
- К какому жанру древнерусской литературы относиться произведение «Житие Сергия Радонежского»?
а) Житийная литература.
б) Роман.
в) Поучение.
- Как называлась деревня, в которой жила главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?
а) Ивановка.
б) Колодное.
в) Заборье.
- Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова: «Безумству храбрых поем мы песню!»
а) А.С. Грин «Зеленая лампа».
б) В.П. Астафьев «Рукавички».
в) М. Горький «Песня о Соколе».
- С какой целью Стильтон — главный герой произведения А.С.Грина «Зеленая лампа», сказал Джону Иву зажигать зеленую лампу?
а) Таким образом он хотел дисциплинировать Джона Ива.
б) Стильтон считал, что люди — лучшие игрушки, и решил сделать такую игрушку из бездомного бродяги.
в) Джон Ив таким образом должен был зарабатывать себе деньги.
- Чему учит нас Ю. Нагибин с помощью рассказа «Старая черепаха»?
а) Нужно отвечать за тех животных, которых мы приручили.
б) Нужно помогать старшим.
- Чем закончилась повесть Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»?
а) Приятной встречей юных влюбленных.
б) Разлукой влюбленных.
б) Ссорой между мальчиком и девочкой.
- Какие жизненные уроки можно получить, прочитав повесть А. Алексина «А тем временем где-то»?
а) Уроки милосердия.
б) Уроки взаимопомощи.
в) Уроки бережного отношения к животным.
- Определите жанр произведения Н. Ушакова «Накануне»:
а) Повесть.
б) Роман.
в) Стихотворение.
- Какую задачу ставил перед собой А.А. Фет, когда писал рассказ «Кактус»?
а) Показать пение цыганки Стеши.
б) Показать, как расцветает кактус.
в) Донести до читателя, что красота вечна. Искусство должно создавать прекрасное, тем самым пробуждая человека и приобщая его к духовности.
- Что объединяло главных героев рассказа Ю. Олеши «Друзья»?
а) Все они жили на одной улице.
б) Все они писали стихи.
в) Все они занимались в одном кружке.
- Зачем главная героиня очерка К. Симонова «Свеча» зажигает венчальную свечку на могиле погибшего солдата?
а) Женщина считает, что каждый солдат-защитник должен быть похоронен с почестями.
б) Так она прощается с погибшим.
- О ком идет речь? (По роману В. Каверина «Два капитана»)
«Простоволосая, босая, она стояла в сенях и даже не оборачивалась, когда кто-нибудь проходил в дом. Она все молчала, только изредка рассеянно говорила два-три слова. И она как будто боялась меня. Когда я начинал «говорить», она с болезненным выражением затыкала уши. Как будто стараясь что-то припомнить, она проводила рукой по глазам, по лбу»…
а) Тетя Даша.
б) Мать главного героя.
- Каким средством выразительности являются следующие словосочетания из стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»: неласковым небом, свистя беззаботно, сыновний привет, далеким победам, солдатской дорогой.
а) Эпитеты.
б) Метафоры.
- Как звали невесту героя рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»?
а) Мария.
б) Катя.
в) Настя.
- Каких писателей и поэтов Курской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?
- Краткие содержания
- Носов Евгений
- Варька
Девочка Варя любила помогать птичницам, выращивать маленьких, пушистеньких утят. Как только утята подрастали, то Варя переставала их любить. Думала, что на следующий год не пойдет в птичник работать. Но каждый год все повторялось снова. Как только Варька видела птенцов, то сразу приходила помогать птичницам.
Однажды в колхоз, где жила Варя, приехала цыганка с сыном Сашкой. Люди помогли им с постройкой дома и научили, как ухаживать за огородом, чтобы собирать хороший урожай. Цыган Сашка был подростком, также как Варя. Он не учился в школе и не дружил с мальчишками. Сашка работал, пас лошадей и возил нужные грузы. Люди шутили и смеялись над мальчиком потому, что он был не такой, как все. Он отличался красивыми темными кудрями и большими карими глазами. Сочиняли про него разные небылицы.
Варьке с самого приезда понравился цыган Сашка. У нее зародилось чувство любопытства и симпатии к мальчику.
Как-то раз Санька привез в птичник корм уткам. Работницы стали шутить над ним и говорить неприятные вещи. Варьке стало очень стыдно за птичниц и жалко цыгана.
Вечером того дня Ленка, которая работала в птичнике, попросила Варьку подежурить вместо нее. Ленке надо было идти на свидание с молодым человеком. Варька накормила и загнала уток по местам, а сама пошла, купаться на пруд. В дали она увидела огни трактора и решила посмотреть. Совсем стемнело, уже не было видно огней трактора, а Варя увидела отблеск костра. Подойдя ближе, Варя узнала Сашку. Он пригнал на выпас табун лошадей. Они посидели у костра, и выпили чай из смородины и съели лепешку. Сашка рассказал девочке, что он закончил два класса, не умеет читать. Очень хочет стать трактористом. Девочка рассказала цыгану о поэте Пушкине и о его произведении «Цыган». Потом Варе захотелось прокатиться на лошади по полю. Она села на белую лошадь и быстро поскакала. Цыган тоже взял лошадь и поехал догонять Варьку. Когда они встретились, то Сашка поцеловал Варьку прямо в губы. Она сильно испугалась, при этом испытала приятные эмоции.
Варька побежала через поле к озеру, а затем к птичнику. Ласково разговаривая с утками о Сашке, насыпала им просяной каши. Варька размышляла рассказать Ленке о поцелуе или нет. Решила, ни когда не рассказывать.
Рассказ учить человека слушать себя, а не вестись на общественное мнение, которое часто бывает ошибочным.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Добровольная помощница
Деревенская девчонка, которую все зовут Варькой, вот уже третье лето подряд работает на колхозном птичнике. Она добровольно взяла на себя обязанности по уходу за маленькими утятами, помогая взрослым выращивать птицу. По окончании очередного летнего сезона, когда откормленных уток отправляли на мясокомбинат, Варька давала себе слово больше сюда не возвращаться.
Сколько лет Варьке?
Без описания образов главных персонажей невозможно обойтись, передавая как развернутый сюжет произведения, так и его краткое содержание. Варька… Евгений Носов намеренно не называет ни фамилии, ни возраста своей героини.
Носов. Краткие содержания произведений
- Автомобиль
- Белый гусь
- Варька
- Весёлая семейка
- Витя Малеев в школе и дома
- Дневник Коли Синицына
- Дружок
- Живая шляпа
- Живое пламя
- Замазка
- Заплатка
- Затейники
- Клякса
- Красное вино победы
- Кукла
- Метро
- Милиционер
- Мишкина каша
- На горке
- Незнайка в Солнечном городе
- Незнайка на Луне
- Огородники
- Огурцы
- Приключения Незнайки и его друзей
- Приключения Толи Клюквина
- Радуга
- Ступеньки
- Телефон
- Три охотника
- Тридцать зёрен
- Трудный хлеб
- Фантазеры
- Федина задача
- Шумит луговая овсяница
Сашка-цыган – человек пришлый
Несмотря на некоторую недосказанность, мы отчетливо представляем картины деревенского быта и характеры героев, которые мастерски описывает Евгений Носов. Варька – озорная девчонка, не лишенная наивного юношеского романтизма и житейской смекалки.
Вторым по значимости персонажем этого произведения является паренек по имени Сашка. Года три назад он появился в деревушке вместе с матерью, цыганкой Марией, решившей сменить кочевую жизнь на оседлую. Щуплым мальчишкой с испуганными глазами впервые увидела пришлого цыганенка на крыльце колхозного правления Варька. Носов краткое содержание их встречи даже не описывает, заостряя внимание лишь на чувствах девушки. Потрепанная одежда маленького скитальца, его неприкаянный вид вызвали у Варьки жалость, ей очень захотелось, чтобы председатель Парашечкин позволил цыганам остаться в деревне.
Сашка, по всей видимости, ровесник главной героини. Но в школу он не ходит, так как, имея всего два класса образования, стесняется садиться за одну парту с малышами. Юноша работает в колхозе, выполняя несложные поручения: пасет лошадей, привозит мешки с кормом на тот же птичник. Мечта Сашки — стать механизатором. Но для этого нужно окончить хотя бы 7 классов. Паренек берет уроки на дому у завуча местной школы, а в свободное время читает Пушкина.
Дневные хлопоты и ночные странствия
В этот день Сашка приехал на птичник с кормом для уток. Паренька с черными, как смоль, кучерявыми волосами тут же обступили девушки, стали отпускать в его адрес колкие шутки. Цыгана в деревне не очень жаловали и немного побаивались взгляда его глубоких темных глаз. Не принимала участие во всеобщем веселье только Варька. Носов краткое содержание этого эпизода, конечно же, не мог пропустить. Здесь мы начинаем догадываться, что девушка питает к пареньку какие-то особые, пока неосознанные чувства. Причем зародились они не сейчас, а, возможно, уже с первой встречи. Но признаться в этом Варька не может даже себе.
Маргарита Полякова
Варька
Посвящается Юрке
В память о том, чего больше никогда не будет
Предисловие читателям от автора
Еще неизвестный мне, но уже очень любимый мною читатель! Как и все начинающие писатели, я искренне верю в то, что я практически гений, а посему при виде моей книги не делай громкое «Фу!» сразу. Попробуй сначала ее открыть. И отыскать в тексте хотя бы несколько знакомых букв. Если данная сложная операция тебе удастся, значит, ты имеешь шанс (целый один) добраться до логического завершения данного опуса.
P.S. Очень большая просьба, когда вы наткнетесь на встречающиеся в тексте выперлы типа «плюнуть рукой, замечтательный, болугоглазое, тарантливый мутешественник, блестючая, заженная мужница» и т. д., даже не думайте о том, что это – недогляд беспечного редактора над неграмотным автором. Все эти фразочки присутствуют в тексте специально. Зачем? А чтоб было!
Р.P.S. Моим знакомым, которые вздумают опознать себя в положительных героях данного произведения, я могу сказать только одно, но зато очень веское слово: не обольщайтесь!
Автор
Жило-было средневековье. Рыцари и пираты, черти и русичи, драконы и гоблины периодически воевали, так же периодически мирились и даже иногда заключали брачные союзы. Продолжалась данная идиллия до тех пор, пока кое-кто не захотел изменить мир, привнеся в него сумасбродную девицу из XXI века. Нет, мир, конечно, изменился, какой базар… Просто… Не совсем так, как это задумывалось. Потому что ни в одном, даже самом страшном сне ни одному, даже самому злостному колдуну не могли присниться панк в рыцарских доспехах, графиня верхом на драконе и рок-н-ролльный сейшен в готическом замке. А то ли еще будет! Держись, средневековье! И вы держитесь покрепче, уважаемые читатели, поскольку неуемная фантазия автора закладывает порой совершенно сумасшедшие виражи.
Глава первая,
из которой становится ясно, что пить надо меньше, а ориентирование на местности изучать лучше.
Сначала Варька подумала, что все это сон. Яркий, отчетливый и удивительно красочный. Во всяком случае, небо, не изгаженное следами от реактивных самолетов и чистая листва на деревьях Варьке в реальной жизни не встречались ни разу. К тому же в реке, в пределах видимости, плавала рыба. Причем не брюхом вверх, а так, как ей по законам природы положено.
Понаблюдав за весело журчащей речкой, Варька поняла, что жутко хочет пить. Похотев пару минут и осознав, что организм ни под каким видом подниматься с места не желает, Варька отвернула голову от соблазна подальше и… узрела помесь большого таракана с очень большим жуком. Нет! Только не это! Вот такой гадости Варька боялась до полусмерти. Даже во сне. Поэтому она взвизгнула, подскочила и отпрыгнула на максимально возможное расстояние. После чего опять завопила, но уже по-другому, поскольку впрыгнула, по закону подлости, прямиком в крапиву. Варька пошипела, проклиная все на свете, потерла пострадавшую ногу и застыла на месте как вкопанная. Она не могла обжечься о крапиву во сне! И к Варьке в голову закралось гнусное подозрение, что что-то тут не так. Она еще раз огляделась по сторонам и схватилась за голову. Все ясно. Допилась. У нее белая горячка.
Господи, а как вчера-то все хорошо начиналось: пиво, шашлычки… И даже еще лучше, поскольку поначалу пить не собирались вовсе. Просто старые друзья-музыканты пригласили ее к себе на репетицию, а она как раз по ним соскучилась. Ну скажите, кто ездит в гости к своим старым друзьям, тем более музыкантам, с пустыми руками? Понятно, что никто. Вот Варька и купила пива. На всех. Правда, забыла о том, что тем более никто не встречает гостя с пустыми руками, особенно девушку. И ребята тоже купили пива. Каждый. На всех. Ну а потом под пиво пошли шашлычки, и все совсем хорошо стало.
Ну, что дальше было, вы уже догадываетесь? Правильно. А деньги на ветер выкидывать никто не хотел. Ребята водочки взяли, Варька картошечки под это дело сварганила, салатик в тазик настругала – благо август месяц, овощи свои… Ну и чем все это закончиться могло? Конечно же! На столе появилась местная самогоновка, и Варька с пьяных глаз уговорилась ее попробовать. Фу! То-то голова гудит, что во сне не положено. И оказалась она неизвестно где. Допилась! До глюков допилась, будь прокляты эти музыканты! Люди, ау!!! Господи, ей же домой надо!
А может, это не глюк все-таки, а? Может, она заблудилась? Пошла спьяну по своим дамским интимным делам и заснула? Тогда надо отсюда быстрее выблуживаться! Ребята с ума сойдут, пока ее искать будут! Варька судорожно начала вспоминать, как определяются стороны света, но когда чего-нибудь не знаешь, а потом еще и забудешь – на похмельную голову точно не вспомнишь. А посему Варька на эту идею громко плюнула рукой. Какая разница, где какие стороны света? Она все равно не знает, что в какой стороне находится. Поэтому остается мыслить логически.
Через речку она точно переходить не решится. Мокро, холодно и течение ай-ай. В лес тоже не пойдет. У нее чувство ориентации напрочь отсутствует. Она в родном городе-то могла в трех соснах заблудиться, а уж в лесу… Остается идти вдоль берега. А куда? Вниз по реке. Потому что, во-первых, на реке наверняка водятся какие-нибудь рыбаки, во-вторых, она (в смысле – река) обязательно куда-нибудь впадает, где живут люди, а в-третьих, поскольку рыба еще живая, значит, вверх по течению заводов нет.
Проведя такую логическую цепочку, Варька мысленно пожала руку самой себе. Ну, если ей с похмелья такие мудрые мысли лезут в голову… Варька умылась и попыталась навести на голове порядок. Но в ее густых длинных волосах без расчески он наводиться никак не хотел. Елки-палки, как неприятно без сумочки-то остаться! И чего Варька с пьяных глаз ее не прихватила? Но чего нет, того не отнимешь. И Варька направилась вниз по течению. Хорошо хоть потеплело, в футболке было не так холодно. Зато есть хотелось.
При этой мысли Варькины глаза плотоядно уставились на беспечно резвившихся в речке рыб. Но, во-первых, их надо было как-то выловить, а во-вторых, на чем-то зажарить. Варька похлопала себя по карманам. Ни спички, ни зажигалка никаких признаков жизни не подавали. Ну и что было делать? Добывать огонь трением? Варька сильно сомневалась, что у нее это получится. Она вздохнула и решила, что это к лучшему. Неизвестно, можно ли вообще есть эту рыбу. Во всяком случае, в местной прессе появлялись статейки о том, как кое у кого после такой рыбки червячки в печенке заводились. А статейка, кстати, была про Вершаевку, рядом с которой они отдыхали. Поговаривали, что радиация здесь выше нормы, но точно, как всегда, никто ничего не знал. Варьку передернуло, и она решила, что даже пить из этой речки не стоит, несмотря на похмельную жажду. Ну ее. Лечись потом еще. Впрочем… грибы что-то не похожи на радиоактивные. Не такие они большие… Но не жевать же данные грибы в сыром виде! Варька еще раз вздохнула и направилась в путь.
Сначала идти было даже приятно. Свежий утренний ветер выветривал похмелье, чистый лесной воздух как нельзя лучше успокаивал, а веселый щебет птичек внушал надежду, что все еще будет хорошо. Однако чем дольше Варька шла, тем слабее становилась эта надежда. После второго часа безрезультатного похода по лесу Варька начала нервничать. Ни гула машин, ни стука электрички, ни одного самолета. И почему она идет так долго? За это время от Вершаевки до города уже можно было дойти. Почему ей не попалось ни одного жилья? Ни одной консервной банки? Почему она не услышала ни одного выстрела, хотя время для охотничьего сезона было самое то? Гнусные мысли лезли к Варьке в голову все чаще и чаще, но она от них отмахивалась.
Наконец Варька разглядела сквозь заросли кустарника какую-то темную фигуру. Монахиня! Ну, хоть один живой человек! Наверное, из недавно отстроенной в Вершаевке церкви. Хотя какая Вершаевка после двух часов пути? Наверняка уже другая тутуновка. Варька подошла ближе и поздоровалась. Монахиня обернулась, завизжала, выронила ведро и принялась креститься. Варька добросовестно оглядела себя с головы до ног. Джинсы, футболка, кроссовки… Ну и что эту монахиню напугало так? Может, нарисованные на футболке «Кэннибал Корпс»? Ну черепушки, ну могилки, ну море крови, но визжать-то зачем? Монахиня закатила глаза, и Варька начала злиться. Может, конечно, она и не одета так, как это следует девушке с точки зрения монахини, но не до такой же степени, чтобы истерики устраивать!
Страницы:
Встреча у костра
Выбравшись из воды, Варька услышала рев трактора, перепахивавшего колхозное поле. В голове вспыхнула мысль сбегать посмотреть, кого прислали на ночную работу. Но пока девушка обходила озеро, трактор успел уйти в дальний конец участка. Зато неподалеку Варька заметила вспыхнувший огонек и решила отправиться туда, чтобы погреться. К удивлению девушки, у костра, кроме пасущейся лошади, никого не оказалось.
Рядом в логу пасутся еще четыре лошади. Поддавшись внезапному порыву, Варька предлагает парню прокатиться верхом. Тот сначала не соглашается, а затем пускается вдогонку за уносящимся вдаль конем, на котором, прижавшись всем телом к крупу, скачет бесстрашная Варька. Носов краткое содержание этого эпизода доносит до нас через чувства и мысли героини: «Сашка! Она почти наверняка знала, что он пустился в погоню. Ей даже хотелось, чтобы он за нею погнался».
Конечно же, он догнал её, обхватив за талию, пересадил на спину своей лошади. Горячий поцелуй обжег варькины губы. Девушка вырывается и убегает, оставляя парня в полном недоумении.
Передавая краткое содержание рассказа Носова «Варька», невозможно вместить всю мелодику и неповторимость авторского слога. Поэтому советуем прочитать это произведение полностью, тем более что воспринимается оно очень легко, буквально на одном дыхании.
Очень краткое содержание (в двух словах)
Главная героиня рассказа, девятиклассница Варька, уже третий год проводившая летние каникулы на птичнике. В один из дней к ним приехал Сашка-цыган и привёз комбикорм. Птичницы, а особенно Ленка, начали подтрунивать над ним, а потом и над Варькой, которая его жалела, чем вызвали неудовольствие обоих. Вечером Ленка долго уговаривала Варьку подежурить ночью за неё, но та, помня обиду, не согласилась. Вскоре, она всё же сдалась, и Ленка ушла в клуб. Варьке ночью не спалось, и она пошла гулять по окрестностям, где наткнулась на Сашку, сидящего у костра и сторожившего лошадей. Вскоре она вскочила без спроса на коня и ускакала. Сашка её догнал, стащил с коня и неожиданно поцеловал. Не зная, как себя вести, она тут же, возмущаясь, убежала. Пока она шла до птичника, то успокоилась, и вспоминать свой первый поцелуй она уже стала с улыбкой.
Краткое содержание Носов Варька для читательского дневника
Год: 1967 Жанр произведения: рассказ
Главные герои: девушка Варька, цыган Сашка.
В рассказе Евгения Носова «Варька» идет речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток. Варька это делает на добровольных началах, хоть ее мать ругалась и даже ходила к председателю жаловаться, но все ее старания были напрасны — дочь все равно пропадала на птичьем дворе все лето. И это продолжалось уже три года подряд.
Главная мысль. Основная поучительная мысль этого произведения — нужно делать в жизни все то, что тебе нравится, а не прислушиваться к мнению окружающих. В противном случае выполняя, ненавистную работу, или общаясь с неприятными для себя людьми, не будешь счастлив, а станешь обозленным на весь мир.
Краткое содержание Носов Варька
Так и Варька, впервые увидев маленьких, сереньких, пушистых утят влюбилась в них и пошла помогать птичницам. Все лето она кормила и ухаживала за утятами, но стоило им только вырасти, как она начинала ненавидеть их всем сердцем. И на следующий год, решала уже ни при каких обстоятельствах не приходить на птичник. А весной, когда снова завозили таких же маленьких, сереньких утят, она, увидев этих пищащих пушистиков, влюблялась снова и не могла устоять перед ними. И снова Варька приходила на помощь птичницам, которые за три года уже успели привыкнуть к ней.
В то время в Варькин колхоз приехала с сыном Сашкой, брошенная мужем, цыганка. Им дали кусок земли и помогли с постройкой дома. Соседи помогли цыганке Марии с семенами и научили, как сажать ухаживать за огородиной. Сашка такой же подросток, как и Варька не смог подружиться с местными ребятами, он не ходил в школу, но работал, выпасая коней и иногда перевозил разные грузы. Он был изгоем в деревне, над ним постоянно подтрунивали все, кому не лень. Люди не любят тех, кто чет-то от них отличается — это людская сущность. А Сашка был цыган с черными кудрями на голове и выпученными как у любого цыгана глазами. Ему приписывали все самые нелепые особенности предков, в частности, умение готовить разные зелья.
Варька прониклась к Сашке любопытством и симпатией с первого дня, как увидела. И вот однажды он приехал и привез корм уткам. Птичницы стали задевать его, говоря не очень приятные вещи о нем. Варька хоть и не посмела перечить взрослым, но ей стало жаль парня и стыдно за людей, обижавших его.
В тот же день вечером птичница Ленка попросила в очередной раз Варьку подменить ее на дежурстве, а сама пошла на свидание. После тяжелого дня, когда утки были загнаны и накормлены, Варька искупалась в пруду и, увидев вдалеке огоньки пашущего трактора, пошла посмотреть. Было темно, но она шла через поле, но уже не на огни трактора, а на огонь от костра. Оказалось, что это Сашка-цыган пригнал на выпас лошадей. Посидев некоторое время у костра, и выпив смородинового чая, Варьке вдруг захотелось проехаться на коне. Она вскочила на белую лошадь и помчалась, Сашка поскакал за ней. А когда он догнал девчонку, то страстно поцеловал прямо в губы. Варька, испугавшись, убежала, но ей было это приятно, хоть и неожиданно.
Важно слушать своё сердце.
7 класс
Оцените произведение:
- 4.11
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 993
Читать краткое содержание Варька. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Носов. Краткие содержания произведений
- Автомобиль
- Белый гусь
- Варька
- Весёлая семейка
- Витя Малеев в школе и дома
- Дневник Коли Синицына
- Дружок
- Живая шляпа
- Живое пламя
- Замазка
- Заплатка
- Затейники
- Клякса
- Красное вино победы
- Кукла
- Метро
- Милиционер
- Мишкина каша
- На горке
- Незнайка в Солнечном городе
- Незнайка на Луне
- Огородники
- Огурцы
- Приключения Незнайки и его друзей
- Приключения Толи Клюквина
- Радуга
- Ступеньки
- Телефон
- Три охотника
- Тридцать зёрен
- Трудный хлеб
- Фантазеры
- Федина задача
- Шумит луговая овсяница
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание оперы Порги и бесс Гершина
Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.
До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье)
- Краткое содержание Школа злословия Шеридан
Действие пьесы начинается в салоне мисс Снируэл, который является основой «школы злословия». Его посетители развлекают себя тем, что распускают сплетни об окружающих и упражняются в остроте речи.
- Краткое содержание Платонов Еще мама
В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике — семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью — Евдокией Алексеевной.
- Краткое содержание Толстой Орел
Орел свил гнездо и в нем породил орлят. Столкнувшись с неблагородными людьми — орла с рыбой в когтях закидали камнями
- Краткое содержание Толстой Бедные люди
Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим, как перед огнем сидит жена одного из рыбаков и подшивает старенький парус.
- Краткое содержание Аверченко Вечером
Однажды вечером мужчина в возрасте сидит и читает «Историю французской революции» забывая все на свете. К нему во время чтения кто-то подходит и отвлекает царапанием ногтем и попыткой отодвинуть от стула. А он сидит и как будто ничего не замечает.