Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.
Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.
«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»
Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».
Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.
Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.
Спецпроект
Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.
Мономиф
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Примеры
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Автор: Anna Vital
http://notes.fundersandfounders.com/post/82297315548/how-airbnb-started
Гора
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
http://goo.gl/YohE67
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
http://goo.gl/2GrBR7
Вложенные циклы
Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.
Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.
Пример
Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
http://goo.gl/AEYjcM
Sparklines (Как было, как могло бы быть)
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».
Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?
Пример
Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.
In medias res (начать с середины)
Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.
Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.
Пример
История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.
http://goo.gl/1aQgBZ
Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».
Сходящиеся идеи
Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.
Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.
Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.
Примеры
История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.
http://goo.gl/z5oEXl
А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.
Автор: Twix
Фальстарт
Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Пример
Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.
Лепестки
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.
Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.
Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.
Пример
Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.
Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.
Начните с истории
Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.
Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.
Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».
Оригинал статьи:
http://www.sparkol.com/blog/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations/
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Как авторы, мы все хотим завоевать любовь читателей. Мы хотим слышать, как восхитительны наши работы. Прочтите эту статью, чтобы узнать, как достичь этой цели.
-
1
Запишите сюжет, который вы придумали, и решите, интересен он вам или нет. Вы так же могли бы выбрать общую тему, популярную в народе, например, группировки в школе или история Золушки, и добавить неожиданный поворот сюжета. Только убедитесь, что людям не надоела эта тема. Другой действенный метод заключается в том, чтобы выбрать несколько ключевых слов темы, с которой будет связан ваш рассказ, и записать их. Например, несколько слов по теме вашего рассказа могут быть «страшно», «ужас» и «ужасающий». Это основное настроение вашего рассказа, его тема и чувство, которое он вызывает у читателей.
-
2
Определите возрастную группу, для которой вы пишете свой рассказ. Если вы хотите адресовать свой рассказ молодежи, пишите о молодежных темах. Если вы обращаетесь к людям зрелого возраста, то лучше выбирать более взрослые темы. Не пишите о подростковых проблемах, если вы адресуете свою историю пенсионерам. Все же, имейте в виду, некоторым людям зрелого возраста нравятся молодежные темы.
-
3
Придумайте персонажей. Убедитесь, что персонажи относятся к вашему рассказу и попытайтесь немного все запутать. Вы можете подробно описать ваших персонажей или просто написать их имена, возраст и, возможно, небольшое описание. Дайте им уникальные имена. Наделите неожиданными чертами характера. Только не перестарайтесь, иначе запутаете читателей.
-
4
Начните придумывать свой рассказ. Темой может быть что угодно от говорящей зебры до необычной силы гравитации. Сделайте рассказ интересным и уникальным. Придумайте тему, которой еще никогда не было. Это может показаться трудно, но это возможно. Выберите необычное место действия с уникальной темой и сюжетом. Важно убедиться, что это вам интересно.
-
5
Напечатайте ваш рассказ или запишите его.
Реклама
-
1
Пишите из своего собственного опыта. Пишите о вещах, которые что-то значат для вас; нет никакого смысла писать о том, чего вы никогда не испытывали или о чем ничего не знаете. Опишите что-то личное; в конце концов, хорошая история идет от сердца.
-
2
Всегда имейте под рукой бумагу. Всегда держите под рукой блокнот и записывайте слова/фразы, которые внезапно озаряют вас.
-
3
Оживите персонажей. Сделайте интересное описание персонажей и придайте им что-то личное. Это мог бы быть человек, которого вы знаете, или человек, которого вы нарисовали в воображении.
-
4
Придайте персонажам глубину. Изменяйте характер персонажей, как меняются люди в реальной жизни. По мере развития сюжета помещайте персонажей в различные ситуации, чтобы показать разные стороны их характера.
-
5
Сделайте историю непохожей на другие. Не копируйте сюжет и развязку у других. Будьте уникальны: завершите историю непредсказуемым образом.
Реклама
Советы
- Мнение одного человека — это не мнение всех, так что не сдавайтесь, если вы получите плохой отзыв. Продолжайте работать над своим рассказом. Он может понравиться человеку, который связан с популярным издательством, и вы получите шанс опубликовать его! Так что держите голову высоко и никогда не сдавайтесь!
- Дайте вашему рассказу название, которое заинтригует людей, и они прочитают всю книгу.
- Убедитесь, что вы придумали интересное введение, которое заставляет людей читать дальше.
- Убедитесь, что вы любите писать и преданы этому делу. Без преданности и страсти к писательскому делу вы никогда не сможете полностью реализовать свой потенциал.
- Пишите от сердца. Вернитесь назад и перепроверьте работу после того, как кто-то из вашей семьи или друзей прочитал ее.
- Попытайтесь избежать сквернословия. Многие люди считают сквернословие скучным и непривлекательным, поэтому постарайтесь избегать его.
- После того как вы напишете вводную главу, попросите своих друзей или семью прочитать ее и высказать свое мнение о ней. Спросите их, было ли им интересно. Если они ответят да, вы на верном пути. Но если они скажут нет, не отказывайтесь от своей идеи и темы, просто переделайте ее немного. Или вы можете оставить все как есть, не заботясь, что думают другие. Просто делайте то, что считаете правильным.
- Старайтесь не выбирать взрослых тем, если пишете для молодежи.
Реклама
Предупреждения
- Если вы чувствуете, что это непосильная работа и вы не получаете удовольствия от процесса письма, не делайте этого. Пишите, только если вы действительно хотите и любите писать.
- Не занимайтесь плагиатом и не копируйте чужие идеи.
- Не выбирайте банальные, избитые темы. Если вы все же это делаете, добавьте неожиданный поворот сюжета.
Реклама
Что вам понадобится
- Компьютер или ноутбук.
- Ручка или карандаш.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 23 136 раз.
Была ли эта статья полезной?
Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут сделать вашу историю яркой, живой и запоминающейся. А теперь читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями.
1
Вводите в действие с первых слов
Пожалейте читателя. Каждый день ему приходится видеть десятки заголовков и читать массу текстов. А ведь еще нужно и лайк поставить, и коммент написать, и кофе глотнуть в перерыве. Не стоит утруждать его еще и длинным введением. Начинайте экшн с самых первых слов. Потом можно и местность обрисовать, и контекст, и героя. Но влюбить своего читателя вы должны с первого взгляда, ведь конкурентов у вас слишком много.
2
Добавьте деталей
Простота и быстрое развитие действия очень важны для захвата внимания читателя. А вот для его удержания вам нужно создать живую и яркую историю, и к тому же достоверную. Для этого в историю нужно добавить деталей. Например, какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся. Или несколько штрихов об особенностях места действия. Воссоздайте в воображении читателя запахи, звуки, формы – он должен прочувствовать ваш рассказ. Но не переусердствуйте. Детали – это специи к истории и их нужно использовать в меру.
3
Рассказывайте историю через личность
История должна вызывать эмоции. Лучше всего эмоции вызывают люди. Значит, в вашем повествовании должны быть люди, даже если вы рассказываете о вещах. Ничто не помешает их очеловечить, наделить личностью и характером. Покажите, как эта личность прошла свой путь, как она изменилась или изменила кого-то другого. И как в результате получила заслуженное – награду или наказание.
4
Наделите героя недостатками
Времена, когда идеализированные герои завоевывали сердца и умы, остались в прошлом. Сейчас нас больше интересуют такие же люди, как и мы, со своими достоинствами и недостатками. Если в своей истории вы рассказываете о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Это только увеличит доверие читателей и сделает вашу историю правдивой.
5
Создайте конфликт
Конфликт – двигатель истории. Он сталкивает два или больше элемента, и в результате получается что-то новое. Он выводит героя из равновесия и за этим становится интересно наблюдать. Хочется узнать, чем все закончится, чья сторона победит. «Кот лежит на коврике» – это не история. А вот «Кот лежит на коврике собаки»– уже то, что надо. Конфликт не обязательно возникает с другим героем, он может быть внутренней борьбой или связан с окружающим миром. Борьба человека с природой – классический тому пример.
6
Визуализируйте свою историю
Зрение – самый важный канал восприятия информации. А в контексте сторителлинга – это мощнейшее оружие в войне за человеческое внимание. Правильно подобранный визуал настраивает на определенное настроение, заинтересовывает, задает ожидания от текста, делает его объемным и ярким. Вспомните, как в детстве вы любили книжки с картинками. Они казались куда интересней скучных «взрослых» книг, не так ли? Со временем вы научились воспринимать сплошные полотна текста. Но ваш мозг все так же любит картинки. И ваш читатель тоже.
7
Используйте естественный язык
Если ваш герой общается сленгом – не вычищайте его речь. Она должна звучать естественно, так, как люди говорят в обычной жизни. Однако не стоит уклоняться и в другую сторону – не используйте специальные термины. То, что может быть непонятым, будет непонятым. Пишите просто, без канцеляризмов и сложных конструкций. Перечитайте текст вслух, и если какие-то места кажутся чересчур искусственными, перепишите их.
8
Показывайте, а не рассказывайте
Профессиональные писатели знают, что писать (или рассказывать) нужно не фактами, а образами. Если вы описываете процесс жарки бекона, то не говорите о сковороде, которая стоит на плите и в ней жарится бекон. Опишите шкворчание расплавленного жира и вызывающий слюнки запах. Заставьте работать воображение читателя – и вы надежно привяжете его к своей истории.
9
Делайте намеки
Это простой способ захватить внимание читателя и заставить его прочитать историю до конца. Возбуждайте любопытство, слегка приоткрывая будущее. Работают даже грубые намеки вроде: «Он и не подозревал, к чему приведет это решение», «Но все оказалось куда интереснее». Иногда можно использовать туманный спойлер, сказав о будущем хэппи-энде (или наоборот). Читателю все равно будет интересно, что именно произошло. Только уж позаботьтесь о том, чтобы в конце действительно не разочаровать его. Вставляйте намеки ближе к середине истории, когда он в нее погрузился и не будет бросать на полпути.
10
Не рассказывайте мораль истории
Хорошая история всегда имеет определенный смысл, цель, идею. Она должна что-то говорить читателю и побуждать его к действиям. В хорошей истории авторы иногда сами раскрывают идею прямым текстом. Они говорят что-то вроде: «Мораль этой истории такая-то и такая-то, а потому вы должны делать то-то и то-то». В идеальной истории читатель сам приходит к нужному заключению. А уж если он самостоятельно сделал такой вывод, то и скорее с ним согласится и предпримет соответствующие шаги. Не превращайтесь в ментора. Расскажите историю, а читатель пусть сам сделает свой выбор.
Выводы
Хорошая история вовлекает читателя с первых слов, погружая его в достоверную реальность. Она рассказывает о личности, которая меняется в процессе борьбы. Читатель сопереживает ей, потому что видит самого себя. История говорит образами, а не фактами, при этом она должна иметь визуальные элементы и естественный вид. А еще идеальное повествование разжигает любопытство, но не рассказывает о своей идее прямо. Читатель должен сам сделать выводы и предпринять действия. Например, изучить искусство сторителлинга поглубже, что можно сделать на нашем курсе.
Желаем удачи, пусть ваши истории всегда будут запоминающимися!
Сергей Крутько, главный редактор 4brain.ru, рассказал блогу Нетологии о том, что такое сторителлинг, из чего состоит хорошая история и каким правилам она подчиняется.
Маркетинг всегда был связан с умением рассказывать истории. Но вот относительно понимания, путей и форм реализации мнения расходятся.
В агентстве Havas Creative US говорят, что сторителлинг — это умение делать действительно классный контент. В самом широком смысле. Подход Microsoft более серьёзен — там уверены, что важна подлинность, реальные истории от реальных людей. HubSpot считает, что сторителлинг это не просто один из приёмов создания контента, сам бренд это и есть определённая история. А в Ogilvy One сразу раскрывают секрет успешной истории: «Это своевременный, актуальный, полезный и развлекательный эмоциональный контент».
Как бы там ни было, умение рассказывать истории для бизнеса очень важно. И так или иначе им используется.
В словаре маркетолога сам термин появился не так давно. У LinkedIn есть отличный аналитический отчёт на эту тему. В начале лета 2011 года количество специалистов, у которых в профиле был указан навык сторителлинга, было минимальным. Тогда он как отдельная дисциплина попросту не мыслился.
Но это не значит, что никто не рассказывал истории. Продвижение, один из столбов маркетингового микса, это установление связи с рынком, коммуникация с потребителями. Это желание рассказать о себе, своём продукте, достучаться до клиента. Поэтому даже самая безвкусная реклама, где 10 секунд в кадре то и дело мелькает продукт, а голос диктора повторяет набор отраслевых клише — тоже история. Неумело рассказанная, неинтересная, но история.
Есть и обратная сторона медали. Истории рассказывают не только бизнесы, но и сами потребители, все мы. И часто не только позитивные. В доинтернетовскую эпоху, купив на рынке плохой товар, мы говорили о нём соседям, знакомым, друзьям — так работает сарафанное радио. Так что можно обобщить и сделать простой вывод — истории о товарах, брендах, людях существуют и работают, даже если они не осознаются.
Кажется, что все это очевидно, однако когда в августе 2011 года «Кока-Кола» решила сделать истории основой своей маркетинговой стратегии, это вызвало живой интерес в профессиональной среде. В отчёте LinkedIn считается, что это решение стало одной из отправных точек «восхождения» сторителлинга как маркетинговой дисциплины. К середине 2013 года количество людей, в профиле которых умение рассказывать истории было ключевым, возросло до 250 тыс, а это 7% маркетологов во всём мире.
Ниже важные выводы, которые можно сделать из видео.
На всех этапах взаимодействия с клиентом должна рассказываться эмоциональная история. Важно не только самим рассказывать истории, но и подталкивать клиентов создавать их, а затем слушать — 365 дней в году.
Теоретизировать на тему сторителлинга можно долго. Но давайте оставим это для учебников и сосредоточимся на некоторых общих правилах и приёмах, которые можно использовать для создания своих историй.
- Научитесь создавать истории для решения бизнес-задач
- Узнаете, что такое визуальный сторителлинг, как работать со статической и динамической визуализацией
- Попрактикуетесь в создании видеоисторий
Вы не сможете стать отличным рассказчиком и писателем за день, месяц, год, а иногда даже за всю жизнь. Все дело в практике, умении работать с обратной связью, но самое важное — понимать продукт, аудиторию и человеческую натуру глобально. Без этого истории будут звучать фальшиво. Все же написанное дальше — лишь крупица технических знаний.
Итак, фундамент любой истории:
- Герой. Главное действующее лицо. Это можете быть вы, ваш друг, мама, клиент, бизнес, мифический персонаж — кто угодно.
- Место и контекст. Среда, где разворачиваются события.
- Цель. Какое-то послание, мораль. То, ради чего вы затеяли рассказ.
- Сюжет. То, что объединяет предыдущие пункты. Структура, которая обеспечивает взаимодействие элементов истории.
Теперь детальнее. С героем все более или менее очевидно — это обязательный атрибут и в литературном произведении, и в коммерческом тексте-истории. Хорошо, если читатель, зритель или слушатель могут ассоциировать себя с этим персонажем, переживать за его судьбу. Очевидно, что для этого важны подлинность и реальность.
Если не хватает понимания — идите в поля и наблюдайте. Не мифическую целевую аудиторию менеджеров среднего звена 25−30 лет, а настоящих людей.
Начинающие авторы часто недооценивают важность второго пункта — места. По сути, это среда, в которой мы застаём героя истории, её контекст. Плохая проработка часто становится причиной серости и недоверия. Здесь как в детективе — можно ли верить тому, кто путается в показаниях и упускает важные детали?
Следующий пункт — цель. И это отнюдь не реклама. Подумайте, зачем вы рассказываете друзьям о своих впечатлениях от нового фильма. Вряд ли для того, чтобы они пошли в конкретный кинотеатр. По большему счету вам все равно, пусть хоть «пиратку» смотрят. Вам просто нужно поделиться эмоциями, высказать своё мнение, показать позицию. Современный потребитель контента чует предвзятость за километр, поэтому стараться ему под видом истории вручить ту же ТВ или печатную рекламу вряд ли можно считать хорошей идеей.
Ну и последнее. С поправкой на преследуемую цель, сюжет — это то, что происходит с героем в описываемых условиях. Требований к тому, каким должен быть хороший сюжет, существует много, этому даже учат в вузах. Но чтобы получить базовое понимание, есть и более быстрый путь — почитать, например, Юргена Вольфа или Аннет Симмонс.
Все остальное — лексические и композиционные приёмы, стиль, средства художественной выразительности и многое другое — помогает скелету истории обрасти мышцами и кожей. Но, как и со строением тела, это сложно. И долго, поэтому немного детальнее скажем лишь об эмоциональности и манипуляциях.
Эмоциональность можно рассматривать как неотъемлемую составляющую сторителлинга. Хорошая история должна вызывать эмоции; эмоции часто служат основой историй. Эмоциональный контент получает больший отклик — это аксиома. Посмотрите, какие материалы чаще становятся вирусными, и сколько отметок «Нравится» и повторных публикаций в соцсетях собирают посты о бездомных животных.
Как сделать свои истории эмоциональными? Для этого существуют специальные лексические, синтаксические, морфологические и интонационные приёмы. И ещё с десяток других. Но самое главное – просто не исключайте чувства и впечатления в погоне за чёткостью и аргументированностью текста.
Выбирайте знакомые людям ситуации, создавайте «своих в доску» персонажей. Сознательно делайте истории «переживательными».
Исходя из этого, в маркетинговых историях работают и манипуляции. Там, где верховенствуют эмоции (а с нашим мышлением это происходит часто, спросите у Канемана или Талера), факты и рациональность не всегда становятся основой для принятия решений.
Методов манипуляций также существует немало: от иносказания, когда главная мысль перефразируется или скрывается, до более сложных приёмов по типу милтоновской спирали. Ими пользуются политики, СМИ и отдельные авторы. Да и все мы в жизни, хоть зачастую и неосознанно.
И в завершение. Сторителлинг — это не обязательно история в прямом литературном понимании. Ею может быть все, что угодно — инфографика, видео, мем. Например, у «Образовача» картинки-анонсы к постам зачастую становятся вирусными сами по себе. A скучную энциклопедическую статью всегда можно представить в виде инфографики.
Создайте базу знаний. Обычная экселька на рабочем столе или в облаке. Записывайте туда все классные истории, которые встречаете. Оценивайте их не просто «понравилось или не понравилось», но и с точки зрения «выхлопа»: лайки, перепосты, «след» из публикаций в СМИ и т. д. Количественные показатели важны!
Следите за трендами. Недавно Илон Маск отправил свою «Теслу» в космос. Это стало мемом, креативили не только бренды, но и все пользователи интернета. Если вы в это время собрались продать свою машину, то могли удачно обыграть этот инфоповод и создать свою историю — среди других объявлений такое точно бы выделялось. Аналогично можно было бы поступить и если у вас шиномонтаж или автомастерская. Примеры банальные, но суть остаётся.
Помните о своевременности и актуальности. Развиваем предыдущий пункт: использовать инфоповоды нужно умело. Шутить о той же «Тесле», но уже через месяц после запуска ракеты – дурной тон. Исключения есть, но всё-таки для сторителлинга важен контекст.
Используйте чужие истории, чтобы создавать свои. Давайте будем честны — быть оригинальным сегодня может далеко не каждый. Ничего предосудительного в том, чтобы взять уже готовую идею, нет. Речь, конечно, не о бездумном плагиате. Добавьте что-то своё, обыграйте инфоповод, посмотрите на чужую историю под неожиданным углом, используйте её как начало для своей («А мне вот напомнило…»). Но помните об актуальности.
Рассказывайте истории своих покупателей. Это давно используют спортивные бренды, которые привлекают не только звёзд к участию в своей рекламе, но и обычных людей. Да и многие другие компании так делают, вот пример.
Казалось бы, все просто. Нет агрессивной прямой рекламы; короткий ролик, в котором показаны впечатления людей, которые тестируют твой продукт. Но это ещё и тот случай, когда сам продукт и есть историей сам по себе. В Нидерландах многие увлекаются диджеингом, поэтому подобное «изобретение» зашло на ура. Видео посмотрели больше 200 тысяч раз, для местного отделения McDonald’s это очень много, обычно просмотров на канале значительно меньше. А сами «коврики» остаются востребованными даже сейчас — их продают на Ebay, а созданные с их помощью треки крутят в эфирах радиостанций. Наверное, сама компания не ожидала такого эффекта, ведь вместо однодневного промо получился вирус, облетевший весь мир и собравший публикации в ведущих изданиях типа ВВС.
Уделяйте внимание оформлению. Сторителлинг — это не сама история, но ещё и умение её рассказать. Про полотна текста вы наверняка и так знаете. Если историю неудобно читать, смотреть, слушать — она обречена. Поэтому помните об удобстве и сделайте взаимодействие с контентом простым (кнопки поделиться, твитнуть и т. п.).
Не переборщите. Сторителлинг — не волшебная пилюля. Не надо стремиться превратить весь контент сайта в истории, во всём надо знать меру. Скучный текст на странице с условиями доставки товара предпочтительнее длинного рассказа о том, как однажды вы за три дня привезли его на Северный полюс. Эту историю можно рассказать отдельно, но ваша основная задача — решать вопросы клиентов, а на подобные страницы они приходят именно за техническими деталями.
Практикуйтесь ?
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Обновлено: 25 мая 2022
Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Хотите, чтобы на ваши истории собирались все знакомые, особо сердобольные заливались слезами, а веселые ухохатывались со смеху? Вы на верном пути – заглянули на “огонек” этой статьи! Я опишу вам эффективные способы, как рассказывать интересные истории, подскажу секреты интригующих рассказов, а также вы получите четкую инструкцию по оттачиванию этого навыка.
ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
- Зачем этому учиться
- Способы научиться сторителлингу
- Мономиф
- Гора
- Рамка
- Сравнение
- Реверсивная драматургия
- Фальстарт
- Сходящиеся идеи
- Тренинг
- Заключение
Зачем этому учиться
Мы очень любим слушать интересные истории. Особенно на романтические “стори” падки женщины. Но вот рассказывать разные ситуации еще со школьной скамьи привыкли так: вступление, основная часть, концовка. И все бы ничего, если бы не было так скучно…
Настоящие животрепещущие истории рассказывают по-другому, более живо, харизматично и интригующе. Уметь так рассказывать, интриговать, завораживать, смеяться в конце всей группой людей могут не все.
Но вспомните, когда мы с друзьями делимся какой-то волнующей ситуацией.
Ты даже не представляешь! Я только что скатилась с лестницы! Я себе спокойно делала уборку, как вдруг – ой-ой-ой! – нога оступается, и я уже на второй ступеньке сверху! Хорошо, что растяжка позволяет и корпусом осталась наверху. Но я тааак испугалась!
История показывает, что вроде бы и не скатилась, да и не со всей лестницы, но зато как интригует вступление! Этот рассказ получился интересным благодаря двум приемам: “фальстарт” и “начинаем с середины”. Рассказчица уверенно начала, красиво и с эмоциями рассказала, в ответ получила внимание и одобрение слушателей. Кстати, научиться красиво говорить вы можете благодаря этой статье.
Хорошей можно считать историю, которая погружает вас в переживания, желание побыть в эпицентре событий. Придумать и рассказать хорошую историю, которая бы касалась всех слушателей, сложно, но возможно.
Умение рассказывать интересно о себе, своей жизни, разных ситуациях на самом деле очень полезно. Вас будут заслушиваться даже на собеседовании. А там, глядишь, и в стендап-клуб пригласят смешно шутить перед большим количеством людей.
Способы научиться сторителлингу
Давайте сначала поймем, чему именно мы хотим научиться. Сторителлинг: “стори” с английского – история, “теллинг” – говорить, сказать. Этот термин сравнительно новый и подразумевает “сказать, говорить историю”. Но мы вкладываем в это понятие именно интересный, интригующий рассказ истории.
В сторителлинге никто никого за ногу не тащит на свою сторону. Здесь нет прямолинейных заявлений. Тут не подходит прямолинейный формат, и четкого разграничения на “добро-зло”, “хорошо-плохо” тоже нет. Читателю, слушателю прокладывается путь, пройдя который он решит, как именно будет теперь относиться к сюжету, как воспринимать новую информацию.
А теперь мы подошли к самому важному – техникам сторителлинга. Не буду вас обманывать, учиться этому жанру легче людям творческим. Но любой может научиться интересно и смешно доносить сюжет истории, если отработает техники их рассказа.
Мономиф
Это рассказ о разных приключениях, путешествиях героя. Во главе рассказа один герой, который встречается с разными ситуациями в своей жизни. Конечно, нужно добавить немного драматизма, собственно, и жанр драматический тут тоже работает: есть вступление, завязка сюжета, его развитие, кульминация всей истории и окончание.
Этот прием помогает понять, из-за каких ситуаций герой пришел к определенным выводам. Такая техника отлично работает в сказках для детей, когда взрослый хочет привить какие-то ценности ребенку. Конечно, добавляя разные, на первый взгляд, неразрешимые ситуации, таинственных героев.
Наше народное творчество в своих сказках преуспевало в этой технике. Например, сказка о Маше и медведях или Василисе Прекрасной и т. д. Важно в этом жанре не сделать историю скучной. Для этого добавляйте юмор, развивайте его в себе.
Гора
То же самое, только с одним нюансом – героя не ждет мир во всем мире или беспредельное счастье. Он проходит разные испытания, что-то теряет, в конце его ждет неудача, но он не отчаивается, а уверен, что все это было не напрасно.
Заканчивается рассказ тем, что он прошел этот путь не зря. Отличная история для новоявленного лидера группы. Таким образом можно в короткие сроки завоевать уважение.
Рамка
Техника, позволяющая объединить разные истории в одной концепции. Что это значит? Когда вы рассказываете разные ситуации, но в одной “рамке”. То есть в рассказе есть что-то, что объединяет их все. По такому принципу построена “Тысяча и одна ночь”. В этом рассказе дворец царя объединяет все рассказанные Шехерезадой сказки.
Здесь важно обрамление. Когда вы рассказываете историю, начните с обрамления. Например, вы семьей выезжаете на природу. Вы описываете, как вы собирались, готовили продукты вместе, какие-то казусы. Но во всем этом вы подчеркиваете единство и сплоченность вашей семьи. И впоследствии, когда будете рассказывать другие путешествия семьи, основа – единство и сплоченность.
Сравнение
Часто мы используем эту технику, воспитывая детей, при этом сами того не подозревая! Техника сравнения (sparklines – как есть уже и как могло бы быть) основана на контрасте реальной ситуации и возможной воображаемой. Например, мы говорим ребенку: “Вот у тебя низкая оценка по математике, а если бы ты вчера больше позанимался, этот пример решил бы легко”.
Это маленький пример контраста. В интересной истории сравнение тоже активно применяется. Часто оно используется в бизнесе, рекламе или мотивационных постах. Авторы направлены на побуждение к переменам. Технику признают эмоциональной, так как она воздействует сначала на эмоциональную сферу человека. Слушатель видит положение своих дел, сравнивает, как могло бы быть, и хочет все изменить.
Реверсивная драматургия
Помните начало статьи, где речь шла о лестнице? Так вот мы подошли к одному из приемов, которые там использовались, – начало с середины. Общаясь с людьми, вы успешно привлечете внимание к своей персоне с помощью этого приема. Часто такая техника видна в кинопродукции. Режиссеры интригуют зрителей кадрами из середины фильма.
В рассказе вы можете начинать с кульминации, тогда ваш слушатель будет внимательно слушать начало, развитие событий, чтобы понять, как герой оказался в такой ситуации. Этот прием хорошо работает в историях, которые вы рассказываете девушке. Представительницы прекрасного пола особенно эмоционально воспринимают кульминацию, особенно если она касается близкого человека.
Например: “Вчера чуть не уволили с работы… (у девушки дух захватило: почему? как? а что дальше?). Пришел на рабочее место, смотрю, а вчера неправильно сделал отчет. Пришлось за 5 минут до оперативки доделывать, а то точно бы вылетел, испытательный срок-то завтра только заканчивается!..”
Если вы хотите рассказывать длинную историю, то вам нужно постоянно держать интригу. Не нужно раскрывать сразу все карты, чтобы удержать внимание слушателя. Этот прием важно использовать для интересного рассказа историй в музее. Не всем интересны исторические данные. Но если вы этим приемом их обыграете, то будете самым востребованным экскурсоводом!
Фальстарт
Прием, заставляющий слушателя постоянно обновлять внимание. Начинается все с обычного повествования, ничего не предвещает эмоций… Потом все резко меняется, история получает новый оборот и эмоции слушателей тоже. Человек уже не знает, что ожидать от рассказа, поэтому он постоянно напряжен. А вам-то того и нужно?!
Этот прием часто используется в сериалах, когда речь идет сначала про одного героя, затем с ним что-то случается, и его родственник, знакомый, начинает всем мстить. Зрителя заинтересовало то, что в этом сериале может случиться что угодно, и это заставляет постоянно смотреть кинопродукт. С историями то же самое.
Сходящиеся идеи
Прием направлен на объединение нескольких историй в один вывод. Например, в сериале “Меч” используется такой прием. Несколько людей с отдельными жизненными историями и эмоциональными ранами встретились и пришли к одному выводу: должна быть социальная справедливость и равенство, богатые должны делиться с бедными, даже если не хотят…
Такая же история с веб-разработчиками Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Этот союз стартует с разных ситуаций, жизненных историй, но они объединяются в одну известную ситуацию: создание проекта под названием Google.
Так, я постаралась максимально понятно объяснить классические приемы сторителлинга, которыми вы можете уже начинать пользоваться. Под каждого человека подстроиться не получится, но, например, рассказать внуку-подростку о своей жизни можно, применяя сравнение. А своему парню рассказывать истории из своей жизни можно, используя мономиф или рамку. Парни не любят изобилие эмоций.
Тренинг
Школа по технике речи и постановке голоса @LABVoice включает 6 основных блоков:
- Постановка речевого дыхания.
- Работа с дикцией, артикуляторами, резонаторами.
- Манипуляция, интонация и выразительность речи.
- Самопрезентация, импровизация и логика речи.
- Логопедические упражнения.
- Публичные выступления, страх выступлений, дискомфорт в общении.
Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).
Подойдет людям, у которых:
- тихий невыразительный неубедительный голос;
- возникает непонимание со стороны коллег и родных;
- трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
- не складываются отношения с противоположным полом;
- нет роста по карьерной лестнице;
- не слушают, перебивают, не дают слова в компании.
После занятий опросили 1 273 ученика. Из них:
- 100% стали уверенней в себе.
- 84% стали больше зарабатывать.
- 100% усилили лидерские качества.
- 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
- 88% перестали бояться сцены.
Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.
Как проходит обучение:
- Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
- Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
- Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
- Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.
За 870 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения. Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.
Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.
Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.
Также вы можете пройти пробный урок за 199 рублей.
Заключение
Рассказывать истории нужно уметь. Этот навык позволит вам развиваться и заставит ваше окружение вас окружать. Что нужно учитывать:
- Чтобы интересно ораторствовать, развивайте свою речь и юмор. Можно изумительно рассказывать смешную историю, не смеясь, но все слушатели будут покатываться со смеху.
- При составлении рассказа учитывайте классические приемы сторителлинга. Они помогут вам быть гибче в повествовании.
- Тренируйтесь в разных техниках – чем больше у вас инструментов, тем лучше вы будете рассказывать истории.
Поделитесь своим опытом рассказов интригующих историй в комментариях. Нам будет очень интересно, какие же техники работают у вас. Также если статья была полезной, поделитесь ею в соцсетях. А я прощаюсь до следующих новинок на этом блоге.
С Уважением, Людмила Редькина
Сторителлинг входит в число 12 трендов, которые меняют жизнь прямо сейчас и продолжат делать это в будущем. Люди любят истории, потому что сторителлинг помогает нам донести ключевые идеи и мысли в разговорном и понятном формате без зауми и строгих инструкций. Мы мыслим историями. Помним людей, потому что с ними связаны какие-то истории и сюжеты. Мы ностальгируем по событиям прошлого именно потому, что они хранятся в памяти как фрагменты историй.
Джона Сакс в книге «The Story Wars» сказал: «Яркая история помогает человеку определить, кто он, какие его ценности, с кем он хочет быть заодно». Если вы хотите, чтобы ваша аудитория была с вами заодно, если хотите освоить сторителлинг как инструмент общения, влияния и продаж, то эта статья для вас.
Содержание
- Что такое сторителлинг
- Сюжет и композиция в сторителлинге
- С чего начать написание истории
- Три базовых принципа сторителлинга, которые помогут писать интереснее
- Как выбрать формат и донести историю до широкой аудитории
- Как проанализировать и улучшить историю
- Где учиться сторителлингу
- Что почитать о сторителлинге
- Что посмотреть о сторителлинге
- Выводы
Что такое сторителлинг
Сторителлинг (storytelling) — это рассказывание историй. Помимо житейского пересказа событий сторителлинг широко используется как маркетинговый прием. Он помогает собрать вокруг личности или бренда аудиторию, которая разделяет ценности и подход к делу. Хорошие истории погружают читателя в различные сценарии, будоражат, вдохновляют и подталкивают к важным решениям или покупкам.
Сторителлинг — универсальный инструмент, который подходит очень разным бизнесам и людям.
- Телевизионные шоу рассказывают истории своих героев, чтобы мы больше переживали за них и волновались: кого исключат из проекта на этой неделе?
- Крупные корпорации рассказывают историю создания, чтобы познакомить аудиторию со своими ценностями.
- Предприниматели с помощью историй демонстрируют выгоды от продуктов и услуг.
- Рекрутеры «продают» вакантные места и привлекают нужных кандидатов.
- Специалисты рассказывают об опыте и повышают свою востребованность на рынке.
- Образовательные проекты используют сторителлинг, чтобы рассказать о результатах учащихся и дать надежду будущим ученикам.
Например, Школа Бюро Горбунова ведет независимый журнал «Кто студент». Отвечая на вопросы интервью, студенты школы рассказывают истории о том, с какими трудностями сталкивались при поступлении и какие шаги помогли им попасть на бюджетные места.
Эти истории вдохновляют все новых и новых учащихся пройти этот путь и получить схожий опыт и возможности.
Сторителлинг помогает читателю увидеть себя в будущем: сотрудником солидной компании, обладателем крутой профессии или человеком, который решил свои проблемы с помощью товара, услуги или учебного курса.
Сюжет и композиция в сторителлинге
Чтобы попробовать себя в рассказывании историй, опирайтесь на самую простую линейную композицию и сюжетные элементы:
- Завязка или крючок — событие, которое предваряет конфликт и знакомит нас с героем и его образом жизни.
- Конфликт — противостояние героя и неких обстоятельств, чаще внешних.
- Нарастающее действие — череда событий, которая рассказывает, что происходит с героем и какие трудности встают на его пути.
- Кризис и кульминация — пик конфликта, герой сталкивается с обстоятельствами лицом к лицу, напряжение на максимуме.
- Нисходящее действие — что происходит, когда пиковая ситуация заканчивается.
- Развязка — конфликт разрешается или утихает. Герой либо добивается цели, либо учится жить в новых обстоятельствах, либо погибает.
- Очень важный пункт в продающем сторителлинге, про который часто забывают, — call to action или призыв к действию.
- Продумайте, что должен сделать человек, прочитавший вашу историю: перейти по ссылке, изучить программу тренинга, использовать ваш промокод, оплатить участие в вебинаре или купить книгу?
Давайте разберем элементы сюжета и композицию, используя такой пример сторителлинга:
Популярный блогер рассказывает в серии инстагарам-сториз о своей собаке.
И вот в финальной истории (а потом и в посте) блогер называет бренд корма, который собаке назначен сейчас, дает промокод на покупку и крепит ссылку в свайп. Та-дам! Это призыв к действию, и в этот момент сторителлинг становится продающим. |
Точно так же, по такому же сюжету, можно рассказывать о чем угодно. Как вы потеряли, а потом нашли новую работу благодаря важным навыкам. Как начали преподавать, провели неудачный курс, унывали и хотели бросить, а потом переделали программу и стратегию запуска. Как съездили в путешествие, которое изменило вашу жизнь, потому что…
Драматических ситуаций, в которые можно помещать героя, писатели и сценаристы насчитали аж 36. Берите любой и описывайте свои события. А помимо линейной композиции, где события следуют подряд и нанизываются друг за другом, можно использовать кольцевую, зеркальную, ретроспективную или и вовсе рассказ в рассказе. С линейной проще, потому что вы и так ее используете, когда рассказываете друзьям о каких-то событиях своей жизни.
С чего начать написание истории
Не торопитесь писать прямо сейчас. Одних сюжетных элементов для сторителлинга недостаточно. Нужно продумать подачу и тему, которые будут интересны не только вам, но и вашей аудитории.
Определите свою аудиторию
Для кого вы работаете? Кто должен увидеть вашу историю и отреагировать на нее? На кого история должна произвести впечатление, которого вы добиваетесь? Чего боится этот человек и на какие мысли или действия его натолкнет ваш рассказ? Составьте 3–4 подробных аватара клиента и держите в голове этих людей, когда будете писать историю.
Решите, какие эмоции будет вызывать история у аудитории
Заставить читателя чувствовать себя так, как вы этого хотите, — вот что важно в сторителлинге. Читатель может удивляться, злиться, плакать, хохотать в голос, спорить, писать гневные комментарии или вдохновляться вашим примером и пробовать что-то подобное.
Анализ аудитории поможет вам понять, чего хотят эти люди. От каких страхов и проблем хотят избавиться и какие эмоции заставят их совершить нужные действия.
Сформулируйте цель сторителлинга
Не нужно писать историю, чтобы написать историю. Подумайте, чего вы хотите добиться с ее помощью? Может, вы хотите, чтобы у клиентов появился интерес к новому учебному курсу и профессии, которую он дает? Или вы рассказываете историю, чтобы обосновать цену на тренинг? Или вы хотите, чтобы читатель сделал репост, и пост увидело еще больше людей? Или призываете подписать петицию?
«Я пишу эту историю, чтобы что?» — всего один этот вопрос поможет понять, какую задачу вы хотите решить с помощью сторителлинга.
Продумайте призыв к действию
Не бросайте своего читателя в финале истории. Подскажите, что ему делать дальше, какой шаг совершить, чтобы вы добились цели, которую ставили.
- «Расскажите в комментариях, как вы заработали свои первые деньги».
- «Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые видеообзоры».
- «Пришлите слово “файл” в директ, и я вышлю вам подарок».
- «Введите свой email, чтобы скачать бесплатный чек-лист».
- «Используйте промокод, чтобы получить 20% скидки».
Эти призывы вы видели сотни раз. Используйте их, чтобы подтолкнуть аудиторию к нужному действию. Хотите повысить охват поста, вовлекайте в диалог читателей, просите лайков и шеров. Хотите продаж, мотивируйте купить продукт или услугу. И так далее.
Если вы определили цель истории правильно, то продумать целевое действие будет легко.
Три базовых принципа сторителлинга, которые помогут писать интереснее
Используйте живого и понятного героя
Частая ошибка продающих историй — помещать в центре рассказа предмет или услугу и показывать, как именно этот предмет помогает аудитории.
История станет лучше, если поместить в центр повествования живого человека, в котором читатель сможет узнать себя.
Мы легко представляем себя на месте Ильи, потому что он — обычный человек, попавший в сложную ситуацию.
Заставьте героя совершать понятные действия
Чтобы оживить историю, сделать ее более наглядной и объемной, в описании поступков героя используйте глаголы действия, а не глаголы состояния.
Глагол «сопровождает» слишком абстрактный, как и фраза «демонстрация жизненного опыта». А вот слова «рисует» и «травит байки» мгновенно погружают нас в понятную картинку.
Описывайте близкие аудитории обстоятельства
Описывая историю, все время держите в голове людей, которые должны ее увидеть. Если ваш сторителлинг предназначен психологам, то герой, его поступки и условия, в которые он попадает, должны коррелировать с опытом психологов. Если он для врачей — значит, в истории будут ситуации из медицинской практики.
Если обратиться к истории про чат-бота, который подбирает билеты, то мы можем поменять контекст в зависимости от аудитории.
Канва истории осталась та же, но поменялся контекст — обстоятельства, в которые мы поместили понятных для нашей ЦА героев.
Как выбрать формат и донести историю до широкой аудитории
Чаще всего о сторителлинге говорят как о тексте, но на самом деле история может выглядеть как угодно. Чтобы донести ее до аудитории и охватить как можно больше людей, историю важно правильно упаковать.
Например, компания LEGO выпустила 17-минутный мультфильм об истории создания бренда. Зрители смогли заглянуть за кулисы, проникнуться идеей конструирования и почувствовать себя частью компании.
Популярный блогер Александра Митрошина в августе 2020-го выпустила документальный мини-сериал «Ушла быть блогером». Он о том, как из обычной студентки Саша превратилась в медийную личность и блогера-милионника. Сериал стал этапом воронки продаж Сашиного курса «Инсталогия 2.0», а сама Саша — ролевой моделью и примером для будущих блогеров.
Лонгрид о том, как хранить вещи в доме, выглядит как рассказ с настоящими главами. Он знакомит читателя с коучингово-инженерным подходом к организации пространства от Натальи Львовой. По сути своей он является рекламой ее услуг, но не кричит «купи-купи», а подталкивает к знакомству с Натальей через бесплатную консультацию.
В самом известном примере сторителлинга в газете New York Times для повествования о снежной лавине использован весь арсенал выразительных и визуальных средств.
Поделенный на главы текст, видео, аудиодорожки, фотографии, слайдшоу, цитаты, сноски, инфографика, гифки и потрясающая верстка — все работает на удержание внимания читателя и воздействие на разные каналы восприятия.
Сторителлинг сегодня пришел даже в сториз, недаром в рунете их называют историями. В серии коротких 15-секундных видео можно выстроить сюжет, показать препятствия на пути героя-блогера или эксперта и эффектно явить миру кульминацию, сопроводив ее призывом свайпнуть и перейти по ссылке.
Как проанализировать и улучшить историю
На публикации работа над историей не заканчивается. Если вы хотите прокачать навык сторителлинга, анализируйте результаты и отклик. Посмотрите:
- Кто отозвался на историю. Это те люди, которых вы себе представляли?
- Какие эмоции вам удалось вызвать у них? Как они говорят о своих решениях?
- Совершают ли читатели целевые действия? Удалось ли вам добиться своих целей?
- Если на вашем сайте установлены «Яндекс.Метрика» или Google Analytics, посмотрите отчет вебвизора и тепловые карты — дочитывают ли историю до конца? И если нет, то в каком месте люди покидают страницу? Как этот фрагмент истории можно переделать и улучшить?
Если не уверены, что ваш текст сработает, сходите на консультацию к специалисту и подумайте, как историю можно усилить.
Где учиться сторителлингу
1. Искусство сторителлинга от Pixar на платформе Khan Academy. Шесть модулей познакомят вас с базовыми понятиями и структурными элементами хорошей истории. Вы узнаете, как создавать персонажей, которым хочется сопереживать. Увидите, как визуальный язык влияет на восприятие истории и сможете использовать приемы Pixar в своих историях.
Язык: английский.
Цена: бесплатно.
2. Курс по сторителлингу для маркетинга и бизнеса от Udemy и Алекса Голда. Расскажет о том, что такое легенда для бизнеса и какова ее роль. Научит тому, как рассказать о продукте или сервисе, чтобы привлечь большую аудиторию.
Язык: английский.
Цена: $14.
3. Курс «Сторителлинг: сильный текст от А до Я» от Udemy научит находить идеи для историй и преподносить ценности продукта, поможет создать личный бренд и отстроиться от конкурентов.
Язык: русский.
Цена: $19,99.
4. Шестинедельный курс Елены Асановой «Сторителлинг для бизнеса» на платформе BigTomorrow. Вы научитесь выстраивать отношения, рассказывая истории о себе и своем бизнесе.
Язык: русский.
Цена: от 27 000 рублей.
5. Онлайн-курс Лилии Ким «ДНК истории». 15 уроков для тех, чьим профессиональным инструментом является история. Курс поможет найти свой авторский голос и видеть истории всюду.
Язык: русский.
Цена: от 14990 рублей.
5. Курс «Сторителлинг» от 4Brain. За 5 недель и 20 уроков научит аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать.
Язык: русский.
Цена: обычная 3000 рублей (на момент публикации действует скидка 1010 рублей).
6. Онлайн-курс «Сторителлинг» От Skillbox обещает, что вы изучите основы драматургии, поймете, как текстом и визуальными образами удерживать внимание аудитории и воздействовать на эмоции. Сможете уверенно презентовать себя и свои проекты.
Язык: русский.
Цена: 29868 рублей.
7. Дистанционный курс Татьяны Жаковой «Сторителлинг: как рассказать свою историю». За 45 уроков и 30 домашних заданий вы научитесь использовать силу историй для того, чтобы живей и легче писать в соцестях и больше никогда не продавать напрямую.
Язык: русский.
Цена: 4500 рублей.
8. Курс сторителлинга от Skillbox научит использовать сторителлинг, найти свой стиль написания, развить креативность и использовать различные творческие техники, а также рассказывать истории публично.
Язык: русский.
Цена: 5 500 руб. в рассрочку на 24 месяца
Что почитать о сторителлинге
Лена Трускова рассказывает, откуда берется и куда приводит история. Из текста вы узнаете, что самое важное в сторителлинге.
Аннет Симмонс в книге «Сторителлинг. Как использовать силу историй» дает советы о том, как находить и записывать истории. Она разбирает шесть типов сторителлинга и рассказывает, как их можно применять в зависимости от обстоятельств и аудитории, на которую истории нацелены. Сама книга тоже наполнена историями, которые помогут вдохновиться и написать что-то подобное.
Роберт Макки и его «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только» повествуют о ремесленной части создания сценария или истории. Автор анализирует фильмы и показывает, из каких компонентов складывается хорошая история. Он говорит, как рассказывать о событиях и как довести героя до кризиса, чтобы зритель, слушатель или читатель сопереживал и не мог оторваться от истории.
Пол Смит в книге «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» рассказывает о том, как использовать эмоции и создавать классные презентации. Он дает матрицу историй, которая поможет вам подобрать историю на любую тему.
Акаш Кариа, «Вдохновляй своей речью. 23 инструмента сторителлинга от лучших спикеров TED Talks». Если вы недостаточно зажигательный рассказчик, то эта книга станет для вас продвинутым мастер-классом от всемирно известных спикеров конференции TED. С ней вы научитесь говорить так, чтобы вас слушали.
Что посмотреть о сторителлинге
- Подборка TED-выступлений о сторителлинге.
- Мастер-класс Алексея Каптерева «Сторителлинг».
- Курс студии «Pixar» с русской озвучкой.
- Александр Молчанов о том, «Как создать историю на миллион. Сторителлинг для бизнеса и продаж».
Как создать историю на миллион. Сторителлинг для бизнеса и продаж. Александр Молчанов
- Лекция Лилии Ким «Сторителлинг для образовательного бизнеса».
Выводы
- Истории были, есть и будут средством передачи информации и способом проникнуть в сердца аудитории без занудных инструкций и нравоучений.
- Умение рассказывать истории — это навык, которым вы уже владеете, но можете делать это еще лучше.
- Сторителлинг в вакууме — путь в никуда. Ориентируйте истории на свою аудиторию, ее проблемы и контекст, который ее волнует.
- Мало рассказать историю, важно продумать ее подачу и упаковку — то, как она будет выглядеть для аудитории.
- Учитесь у профессиональных рассказчиков. Собирайте классные истории, которые вас зацепили, чтобы анализировать и понимать, как они сделаны и какие приемы вы можете использовать у себя.