До написания итогового сочинения остается все меньше времени, а это значит, что примерного понимания задания уже недостаточно: пора переходить к конкретике. Задача каждого одиннадцатиклассника на оставшуюся часть месяца – научиться четко формулировать тезис и подкреплять его литературными аргументами. А Умскул вам в этом поможет!
Что такое тезис к сочинению?
Во время подготовки к экзамену, нам часто кажется, что мы достаточно ознакомлены со всеми понятиями и знаем, какое из них что означает. Однако когда дело доходит до практики, многие выпускники сталкиваются со сложностями, именно потому что их знание было «приблизительным».
Помните, что при подготовке к любому испытанию вы должны быть уверены на 100% в каждом слове. Мозг – ленивый орган, он сделает все, чтобы вы отложили подробное изучение задачи на «потом», но вам нужно с ним договориться. Ключ к успешному решению заданий – понимание того, что в вашей работе хотят увидеть эксперты.
Теперь перейдем к делу. Многие выпускники так и не смогли разобраться с тем, что такое тезис к сочинению, что он собой представляет. Учителя в школе говорят что-то невнятное, статьи в Интернете пестрят обобщенными формулировками и заумными словами, а настоящих, подробных объяснений, как говорится, днем с огнем не сыщешь.
Рассказываем. Тезис – это ваш ответ на вопрос, который звучит в теме сочинения. «Вау, так просто?» Да, очень просто.
Теперь немного подробнее: тезисом в сочинении станет ваша личная (не мамы, не учителя, не эксперта) позиция по озвученному в задании вопросу. Далее нужно будет кратко объяснить, что подразумевает ваша позиция и подкрепить ее подходящими аргументами из литературных произведений.
Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
Этим вопросом задается каждый ученик при подготовке к «допуску».
— Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
— Очень просто! Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.
Чтобы стало понятнее, давайте разберем тезисы к нескольким темам по направлениям этого года.
Направление: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.
Тезис: Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира. Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.
Возможные литературные аргументы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Тезис: На мой взгляд, читательский опыт значительно облегчает жизнь человека, делая ее более насыщенной и разнообразной. Примеры из литературных произведений помогают расширять кругозор, анализировать окружающий мир, замечая в нем значительное количество особенностей и изменений.
Возможные литературные аргументы: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а также любое произведение, которое помогло вам стать внимательнее к деталям окружающего мира, людям и событиям.
Направление: «Преступление и наказание – вечная тема»
Тема: Что можно считать преступлением?
Тезис: Я думаю, что преступлением следует называть такой поступок, который доставляет вред окружению человека. Преступления могут быть разными: по отношению к другим людям, к животным или к окружающей среде, однако все они разрушительны для человека.
Возможные литературные аргументы: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Тема: Нужны ли перемены современному обществу?
Тезис: Я уверен, что современное общество далеко от идеала, и считаю, что некоторые перемены в его устройстве просто необходимы. Например, чтобы общество стало лучше, людям стоит стать добрее друг к другу, быть нацеленными на всеобщее развитие и улучшение жизни, нашей общей целью должно стать совершенствование окружающего мира, а не споры, конкуренция и войны.
Возможные литературные аргументы: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».
Направление: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Тезис: Безусловно, технический прогресс оказал сильное влияние на людей, их образ жизни, характер и цели. С одной стороны, развитие мира технологий дало нам огромное количество возможностей, о которых когда-то сложно было даже подумать, но с другой – прогресс сделал людей менее человечными, а мир превратил в бесконечную гонку машин.
Возможные литературные аргументы: рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
Старайтесь формулировать собственные тезисы, опираясь на ваше реальное мнение. Не стоит пытаться угодить экспертам, аргументируя тезис, с которым вы внутренне не согласны – лучше выскажите свою позицию и докажите ее, приводя аргументы из классических произведений.
Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.
Пройдите вместе с нами «пролог» – курс полной подготовки к итоговому сочинению.
На курсе «Пролог» мы прочитаем 40 небольших, но очень содержательных произведений, которые помогут для аргументации своей позиции. Разберем 150 тем, а также очень подробно каждое направление.
За весь курс каждый ученик сможет написать 6 полноценных сочинений, получить мощную практику по написанию сочинений, а также подготовиться к декабрьскому экзамену всего за 8 уроков.
Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.
Тезис – это не введение, не путайте. Тезис – это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.
Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:
- Номинативное предложение (ключевые слова)
- Вопрос
- Цитата
В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.
Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.
Пример:
Тема: Мамина любовь
Тезис: Я считаю, что мамина любовь – самое сильное чувство на свете.
Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)
Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.
Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.
Тема: Вкус победы
Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус
Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)
Тема: Цена ошибки
Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле – чьей-то жизнью.
Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)
Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.
Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)
Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)
Если в качестве темы вам достался открытый вопрос, то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.
Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?
Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.
Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.
Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»
Если в качестве темы встретился закрытый вопрос, то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.
Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?
Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой
Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).
Самые сложные темы, на мой взгляд, – это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».
В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.
ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.
Тема: Юность — пора ошибок.
Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.
Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.
Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)
Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис – это пояснение.
Тема: Любовь — волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.
Край пропасти – это риск
Сорвать цветок – значит влюбиться
А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.
Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.
Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?
После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию – составлению плана
Как сформулировать тезис в итоговом сочинении?
- 16.11.2016
Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
- связь тезиса и темы,
- особенности формулировки самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема:
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»
Тезисы:
- Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.
- Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.
- Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема:
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)
(Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?)
Тезисы:
- «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.
- «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.
Тема — номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Тема:
«Гармония природы и несовершенство человека».
(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?)
Тезисы:
- Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Формулировка тезиса традиционная
Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Прямое выражение главной мысли: Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.
Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.
Пример из жизни: Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход: Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.
Аналогия (сравнение с миром природы): На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
Примечание.
Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?
Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
-
связь тезиса и темы,
-
особенности формулировки самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема |
Тезисы |
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» |
Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях. |
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема |
Тезисы |
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?) |
«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм. |
Тема — номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Тема |
Тезисы |
«Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? |
Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе. |
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Формулировка тезиса традиционная
Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Варианты тезиса |
Примеры |
Прямое выражение главной мысли |
Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков. |
Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.
Варианты тезиса |
Примеры |
Пример из жизни |
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением. |
Вопросно-ответный ход |
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей. |
Аналогия (сравнение с миром природы) |
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути. |
Примечание.
Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.
Справочник для обучающихся: алгоритм работы и клише.
1. Действие: написать вступление:
— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.
Структура аргумента
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)
АНАЛИЗ произведения:
• проблемы произведения;
• характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
• можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной жизненной философии;
• можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)
Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
3. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
3. Действие: написать заключение
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!
Клише для оформления сочинения по литературе
Вступление: Оформление тезиса:
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть: Переход к основной части:
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
Интерпретация эпизода:
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение: Вывод:
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Слайд 1
Итоговое сочинение по литературе Практикум по написанию тезиса и вывода как основных элементов итогового сочинения Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №354 Исмаилова Джамиля Федоровна
Слайд 2
Цели урока: Образовательные : подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе , формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию вступления (тезиса) и заключения (вывода) Развивающие : развитие логического мышления, развивать навыки написания тезиса и вывода по заданной теме. Воспитательные : воспитывать интерес к русской классической литературе.
Слайд 3
Особенности формулировок тем итогового сочинения 1) тема дана в форме чьего-то высказывания. 2)тема-суждение 3)тема-понятие 4) тема-вопрос
Слайд 4
1) Тема дана в форме чьего-то высказывания Тема Вступление Пример Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис. Хамиль Джубран , размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: « Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя ». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). Тема Вступление Пример Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис. Хамиль Джубран , размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: « Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя ». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис).
Слайд 5
Тема-суждение Тема Вступление Пример Взаимосвязь человека и природы в произведениях русской литературы 20 века Объяснить своё понимание темы, объяснить необходимость сужения темы. Формулировка вопроса к теме и объяснение : какие произведения, каких авторов и почему вы выбрали. Преобразуем её в вопрос: Как связан человек с природой в новелле «Царь-рыба» писателя Виктора Астафьева ? Тема взаимосвязи человека и природы и в 20 веке, и сейчас является одной из самых важных тем в русской литературе. Как мне кажется, философское осмысление единства человека и мира природы наиболее полно рассматривает в своих произведениях В. Астафьев. Вспомним его повествование в рассказах «Царь-рыба», повесть «Пожар». Я хочу рассмотреть эту тему на примере новеллы «Царь-рыба» из одноимённого повествования в рассказах данного писателя. Человек органически связан с природой. Её надо беречь как основу человеческого бытия. Астафьев считает, что вмешательство человека в законы природы, в экологическую среду разрушило нравственный кодекс, сложившийся в отношениях человека и мира природы, породило вседозволенность. Именно о человеке, о нравственных и психологических последствиях его действий заставляет задуматься писатель ( тезис)
Слайд 6
3)Тема-понятие Тема Вступление Тезис Путешествие — способ познания себя и мира Переформулировать тему в вопрос. Верно ли понятие, что путешествие-это способ познания себя и мира? Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира . Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.
Слайд 7
Тема дана в виде вопроса Тема Вступление Пример В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис. Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети . (тезис)
Слайд 8
Заключение-вывод -Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . -Это , наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. -Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения
Слайд 10
Обобщение сказанного Возвращение к основной мысли (тезису), излагая ее более широко и эмоционально Пример Подводя итог, я хочу сказать, что …
Слайд 11
Риторический вопрос Риторическое предложение возвращает к проблеме, заключенной в теме. Пример: Неужели человечество продолжит уничтожение природы, а значит, и самого себя?
Слайд 12
Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю, акцентирующий внимание на главной мысли. Пример : Итак , посмотрите вокруг, подумайте о том, что…
Слайд 13
для оригинального заключения можно использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения Пример : Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». Заключение-цитата
Слайд 14
Рефлексия : «…тогда суди себя сам, -сказал король. Это самое трудное… Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр». - урок понравился ; — урок не понравился
Слайд 15
Спасибо за внимание!