Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней и лекарств

    Этапы урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного воздействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и предметные действия

Мотивационно – целевой этап

Актуализация знаний

Ориентировочный этап

Поисково – исследовательский этап

Рефлексивно – оценочный этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. Организовать самостоятельную форму мировой проблемы и поставленной цели.

Создать доброжелательную обстановку.

Анализируя информацию, сделать выводы.

Организовать работу для достижения цели

Организовать осмысленное восприятие новой информации, анализ.

Осмысление процесса и результата деятельности

Формирование информационного запроса создание проблемной ситуации.

Беседа, отработка умений, анализ, рассуждение.

Беседа, отработка умений.

Работа с текстом сказки,

 беседа

Беседа, анализ,

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная, фронтальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах по ролям.

Читает стихотворение, предлагает проверку готовности класса, нацеливает учащихся на работу.

Создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, предлагает задания, задаёт вопросы, загадывает слова, нацеливает на работу, подводит к анализу, формирует представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки.

Задаёт вопросы, вызывает на беседу и сотрудничество, предлагает работу с различным раздаточным материалом.

Задаёт вопросы, предлагает, нацеливает, наталкивает на выводы, учит отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Вызывает на размышление, подводит к итогу урока.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Работа с картой мира, отгадывают слова, отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, анализируют.

Анализируют, работают с толковым  словарём, учебником, изображениями животных, рассуждают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, размышляют.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем и предложенные в учебнике, делают выводы, анализируют.

Делают выводы, подводят итог урока, находят особенности самых древних сказочных сюжетов (историй).

Регулятивные УУД:

— определять цели учебной деятельности.

Познавательные УУД:

— формировать информационный запрос, воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

— учиться налаживать контакт, умение слушать друг друга и учителя.

Личностные УУД:

— проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

 принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и слышать.

Личностные УУД:

— внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Регулятивные УУД:

— планировать, составлять план действий с учётом конечного результата;

 соотносить результат действия с поставленной целью.

Познавательные УУД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли;

— умение сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

— соотносить результат действия с поставленной целью.

Регулятивные УУД:

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

— извлекать необходимую информацию;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

 выражать в речи свои мысли и действия;

— вступать в диалог.

Личностные УУД:

— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и слышать;

— умение оформлять свои мысли.

Личностные УУД:

— способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности.

Лит. чтение 15.10.18г. 3-А класс

Урок № 25.Тема. Признаки сказки о животных. Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства».

Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

— Отгадайте слова.

— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)

— Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)

— Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)

— Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)

(Учитель читает текст на с. 64.)

— Что же мы будем изучать?

— Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

— Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

— Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)

— Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)

— Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)

— Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.

— По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

III. Работа по теме урока

— Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

— Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. 

(Учитель читает сказку на с. 64—67.)

— Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

— В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

— Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)

— Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)

— Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

(Примерный ответ.

• Медведи предложили объявить войну.

• Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

• Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

• Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)

— Кто вступился за человека? (Бурундук.)

— Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

— Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

— Кто решил помочь человеку? (Растения.)

— Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.

— Какие лекарственные травы вы знаете?

IV. Физкультминутка.

V. Продолжение работы по теме урока.

— Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

— Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

— Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

— Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)

— А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)

— Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы начали изучать?

— С каким произведением познакомились?

— Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)

— Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?

Домашнее задание.

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

Автор: Ярославцева С.В., учитель начальных классов

МБОУ Ясногорская средняя общеобразовательная школа Оловяннинского района.

Класс:

УМК: Перспективная начальная школа.

Учебный предмет: литературное чтение.

Раздел: «Постигаем секреты сравнения».

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Цель: создание условий для формирования представлений у обучающихся о самых древних сказках,через анализ содержания сказки индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни».

Предметные результаты:

1. Познакомить со сказкойиндейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства», продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения.

2. Развивать умения работать с интерактивной ЭФУ, объяснять происхождение особенностей внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, привить нравственные качества: дружелюбие, доброжелательность. Способность относиться с уважением к иному мнению.

Метапредметные результаты:

коммутативные:умение высказывать своё мнение, работать в паре, в группе, умение обсуждать.

познавательные:умениедобывать и извлекать информацию, анализировать, обобщать, делать выводы.

регулятивные: принятие цели, умение высказывать свои предположения, принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: первичное предъявление (открытия) новых знаний.

Характеристика деятельности детей: фронтальная работа, работа в малых группах, работа в парах.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Технологии: технология системно –деятельностного подхода, ИКТтехнологии, здоровьесберегающие технологии.

Методы: частично поисковый, исследовательский, проблемный.

Оборудование: интерактивная доска SMART ВOARD, ноутбуки, ЭФУ(модель фронтальная, смешанная), презентация, карточки с заданиями, учебник.

Ход урока

Этапы урока, методы, приёмы, средства обуч.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мотивационный.

(Создание эмоционального настроя на урок, мотивирование обучающихся на работу)

Использование приёма «Эмоционально-художественное оформление»

-Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Я рада видеть каждого из вас

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс.

Друг друга любит , чувствует и слышит.

— С каким настроением вы пришли на урок? Выберите ту карточку с иллюстрацией, которая соответствует вашему настроению.

Я рада, что у вас отличное настроение и мы с вами отправляемся в путешествие по литературному чтению.

Мы готовы! Стол в порядке! Начинается урок.

Слушают, настраиваются на работу

Актуализация знаний (фиксация затруднения в деятельности)

Определение темы урока

Дидактическая задача этапа: повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала.

Проблемный метод обучения.

Выполнение заданий в группах с

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название раздела узнать,

Надо вам запись расшифровать.

— Вы поработаете в парах.

— Возьмите карточки розового цвета.

— Отгадайте слова:

— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем.

— Второе слово: синоним слова «тайны».

-Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». 

-Итак, как называется раздел?

Слайд 1

-Произведения каких литературных жанров мы будем читать в этом разделе?

— В этом вам помогут иллюстрации, которые лежат у вас на партах и с помощью которых вы определяли настроение.

— Посмотрите и скажите?

— Чтобы приступить к чтению сказки, давайте вспомним что мы знаем о сказках?

Работа в малых группах

— Возьмите карточки желтого цвета и ответьте на вопросы.

— Что такое сказка?

-Назовите виды сказок?

— Кто пишет сказки? Исходя из этого какие бывают сказки?

— Назовите приметы волшебной сказки.

— Какие сказки называют бытовыми сказками?

— Что вы знаете о сказках о животных?

-Замечательно, молоды!

Постигаем.

Секреты.

Сравнение

Дети читают: «Постигаем секреты сравнения».

Сказка

Ответы учеников

4группа

3группа

1группа

2группа

5группа

6группа

Постановка учебной задачи. Первичное предъявление (открытия) новых знаний

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

Связь с окружающим миром

Работа с ЭФУ

Что предлагает нам Михаил Потапович? Откройте учебник на с. 64

— Значит чему мы будем учиться, читая произведения этого раздела?

Какие цели урока поставим?

— Прочитайте название первой сказки.

— Какой народ придумал эту сказку?

 — Знаете ли вы, кто такие индейцы? 

Слайд 2

-Посмотрим на карту и покажем, откуда к нам пришла эта сказка?

-По названию сказки можно ли предположить, о чем эта сказка?

— Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

— Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре.

— Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы?

Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.

Анализировать скаку, отвечать на вопросы ….

«Откуда пошли болезни и лекарства».

Индейцы Северной Америки.

Ученик выступает с сообщением

Индейцы — коренные жители Северной Америки.

Ученик показывает на карте.

С толкового словаря

Работают 2 ученика с ЭФУ

Чтение сказки обучающимися

Первичное закрепление знаний. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала)

Поиск информации в тексте.

— Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

-В какие времена происходят события? Найдите подтвер­ждение в тексте.

Когда же дружбе пришел конец?

— Какой же выход придумали звери?

Дети рассуждают.

События происходят в древние времена

Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и мень­ше, и люди стали убивать зверей.

Собрались на совет, что­бы решить, как наказать людей.

Музыкальная физминутка.

Снятие усталости учеников и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Выполняют танцевальные упр.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Поисковый метод

Работа с ЭФУ маркирование разными цветами ответов на вопрос и автоматическая проверка.

Работа с ЭФУ

Работа в группах

Найти в тексте и рассказать, что придумали животные, чтобы наказать людей?

1,5гр. — медведи

2гр- олени

3гр- рыбы и пресмыкающиеся

4гр- птицы, насекомые и мелкие зверьки

— Кто вступился за человека? 

Какова его судьба?

— Посмотрите на изображение бурундука.

— Внешний вид каких двух животных объясняют нам индейцы Северной Америки? 

Найти этот в ЭФУ

— Кто решил помочь человеку? Как?  Расскажите.

— А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории?

— Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? Вывод на с. 67

-Чему учит сказка?

Поиск ответов на вопросы из учебника.

6гр-бурундук

Бурундук и лягушка

2 ученика работают с ЭФУ, остальные в печатном варианте

Растения

Происхождение болезней

Читает ученик

Подведение итогов

Рефлексивно – оценочный этап

Способность адекватно оценивать результаты работы на уроке

Какой раздел мы начали изучать?

С каким произведением познакомились?

Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?

Д/з краткий пересказ.

Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке, достигли ли цели урока?

С каким настроением вы уйдёте с урока?

Спасибо, за работу! Урок закончен.

Рефлексия «Ладошка» — всё в твоих руках! Дети закрепляют стикеры на палец

Показывают карточку

Приложение1

Карточки для работы в паре

Карточка №1

Расшифруй тему раздела. Запиши слова.

1) Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем_________________.

2) Второе слово: синоним слову «тайны» __________________.

3) Третье слово: художественный приём, который использует Иван Бунин в стихотворной строке:»Лес точно терем расписной». __________________.

Карточка №1

Расшифруй тему раздела. Запиши слова.

1) Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем_________________.

2) Второе слово: синоним слову «тайны» __________________.

3. Третье слово: художественный приём, который использует Иван Бунин в стихотворной строке:»Лес точно терем расписной». __________________.

Карточка №1

Расшифруй тему раздела. Запиши слова.

1) Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем_________________.

2) Второе слово: синоним слову «тайны» __________________.

3. Третье слово: художественный приём, который использует Иван Бунин в стихотворной строке:»Лес точно терем расписной». __________________.

Приложение2

Карточки с заданиями для групп

Вопрос № 1

1. Что такое сказка?

_________________________________________

Вопрос №2

Назовите виды сказок?

_____________________________________________________

Вопрос №3

Кто пишет сказки? Исходя из этого какие бывают сказки?

_____________________________________________________________

Вопрос №4

Назовите сказочные приметы:

1._______________________

2.______________________

3.______________________

4.________________________

5._____________________________

Вопрос №5

Какая сказка называется бытовой?

____________________________________________________________________

Вопрос №6

Вспомните, что мы знаем о сказках, героями которых являются животные?

_______________________________________________________________________________________________

Приложение3

Рефлексия «Ладошка»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/389112-urok-literaturnogo-chtenija

Электронный образовательный ресурс по литературному чтению на тему «Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»»

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Цели: — формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; — учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами.

Ход урока.

I.Орг. момент.

— Настраиваемся на урок…Помним:

— Не ошибается тот, кто ничего не делает.

II. Актуализация знаний.

— Мы закончили работу над первой главой. Как она называлась.

«Учимся наблюдать и копим впечатления»

Произведения прочитали,

В «Музейном Доме» побывали.

Мы впечатления копили впрок —

Теперь пора нам подвести итог.

— Вспомните, чтобы делать открытия, какими мы должны быть?

/ внимательными, наблюдательными/

— С какими литературными приемами мы знакомились, анализируя разные произведения? / сравнение, олицетворение, контраст, звукопись/

— Какое из прочитанных произведений вам понравилось больше всего и почему?

III. Работа над новым материалом.

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

  1. Работа в группе.

В словах перепутаны буквы. Ваша задача расставить их по своим местам и получить слово.

1 группа — Проникаем в суть чего-либо, понимаем.

потсиемга — /постигаем/

2 группа — Синоним слова «Тайны»

Сыеркет — /секреты/

3 группа – литературный прием

неавснеир — /сравнение/

2.- Составьте из получившихся слов тему новой главы.

Постигаем секреты сравнения

3.- Поставьте цели к новой главе.

/Будем раскрывать тайну, сравнивать….чем похожи и чем отличаются герои произведений/

4. — Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (сказка)

   -А что такое сказка?   / пока дети высказываются дежурные ищут в Толковом словаре/

  -Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). Во втором классе знакомились с докучными сказками и сказками – цепочками.

 — А еще сказки бывают народные и авторские.

 -А чем же они друг от друга отличаются?

(Учитель читает текст на с. 64.)

-Вспомните, что мы знаем о сказках, героями которых являются животные. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

-Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

-Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».) /слайд 2/

-Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)

-Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка./слайд 3-4/

-Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.) /слайд 5/

-Предположите по названию о чем эта сказка.

5. -Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

Просмотрите текст и найдите слова, значение которых будем искать в словаре. / Работаем в паре. Первый вариант ищет слово «бурундук», 2-й вариант -«исполосовали»./

Б) Словарная работа.

-Прочитайте /шопотом/ слова с постановкой ударения на выделенных гласных. /слайд 6/

4.Учитель читает сказку на с. 64—67.

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

  • Мы знаем, что в русских сказках нет определенного времени и места. А в данной сказке, когда происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

  • Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)

  • Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

Примерный ответ.

  • Медведи предложили объявить войну.

  • Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

  • Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

  • Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.

  • Кто вступился за человека? Найдите ответ в тексте. (Бурундук.)

  • Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

  • Посмотрите на изображение бурундука./слайд 8/

  • Кто решил помочь человеку? (Растения.)

  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его.

Какие лекарственные растения вы знаете?

  • Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

— Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

  • Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)

  • А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)

5. Работа по постановке мини-сценок по сказке. /совет медведей, совет оленей, мелкие зверьки/

IV.Итог урока.

  • Какую тему мы начали изучать?

  • С каким произведением познакомились?

  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)

V.Рефлексия.

— Оцените с помощью пальчиков свою работу на уроке.

VI.Домашнее задание.

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люда придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.

Призадумались звери — как же им быть?

Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.

— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?

Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.

— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:

— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.

Ничего не решили медведи и побрели в чащу.

А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.

Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:

— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:

— Говорил ли тебе охотник слова прощения?

Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.

Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.

После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.

Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.

Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.

Первой дали слово лягушке.

— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!

И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:

— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!

И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.

Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.

И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.

— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!

Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.

А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.

— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.

Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Откуда пошли болезни и лекарства» и их характеристика

  1. Медведи. Добрые, могучие, беззаботные.
  2. Олени. Вежливые, но мстительные.
  3. Рыбы и Змеи. Гадкие, могут вторгаться в сны.
  4. Мелкие звери, птицы, насекомые. Зловредные, злопамятные, трусливые
  5. Растения. Добрые, отзывчивые.

План пересказа сказки «Откуда пошли болезни и лекарства»

  1. Давние времена мира
  2. Люди размножились
  3. Совет медведей
  4. Совет оленей
  5. Совет рыб и змей
  6. Совет мелких зверей и птиц
  7. Бедный бурундук
  8. Заговор мелочи
  9. Благородство растений.

Кратчайшее содержание сказки «Откуда пошли болезни и лекарства» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда-то люди жили в мире с животными.
  2. Но потом стали их без счета убивать.
  3. Медведи не стали воевать с людьми
  4. Олени стали требовать, чтобы люди просили прощения.
  5. Рыбы и змеи стали являться людям во снах, а прочая мелочь насылать болезни.
  6. Растения стали давать человеку лекарства.

Главная мысль сказки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Человек должен бережно относиться к природе и тогда она ответит ему тем же.

Чему учит сказка «Откуда пошли болезни и лекарства»
Сказка учит любить природу, не убивать зверей, не ловить птиц, не мучить насекомых, не ломать растения. Учит быть честным, добрым, справедливым. Учит творить добро, не спрашивая на то разрешения.

Отзыв на сказку «Откуда пошли болезни и лекарства»
Эта сказка меня позабавила. Ее придумали индейцы в северной Америке и видимо она отражает их представления об окружающем мире. Индейцы всегда зависели от природы, от животных и растений и умели жить с ними в мире. Сейчас человек использует природу в своих целях, почти ничего не отдавая взамен.

Пословицы к сказке «Откуда пошли болезни и лекарства»
Человек располагает, а природа предлагает.
Всякая птица свое гнездо любит.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади.
Как аукнешь, так и откликнется.
Сам себе никто не судья.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Когда-то давно человек и животные жили в мире и дружбе. И никто никого не обижал. Но постепенно людей становилось все больше и стали они охотиться на животных. Причем больших животных использовали на мясо и шкуры, а маленьких так просто давили без разбору.
И стали животные думать как им быть. Стали собираться на советы. Первыми собрались медведи и решили объявить человеку войну. Они видели, что люди воюют луками и стрелами и тоже сделали лук. Медведь попытался натянуть тетиву, но запутался в ней когтями. А отрезать когти медведи не захотели, ведь для них это была верная смерть.
Вторыми собрались на совет олени и их вождь Олененок. Они решили, что человек должен перед тем как убить оленя попросить у него прощения. А если он так не сделает, то невидимый дух вождя Олененка последует за ним и нашлет на человека болезни.
Потом собрались на совет пресмыкающиеся, рыбы и змеи. И пресмыкающиеся решили являться людям во снах, насылать на них кошмары.
И наконец собрались на совет мелкие звери, птицы и насекомые. Они громко кричали. Лягушка показывала пятна на спине и говорила, что это ее побил человек. Птичка говорила, что человек птиц сажает на вертел. И только бурундук заступился за человека, но его другие звери располосовали когтями.
И стали выдумывать звери и птицы самые страшные болезни, которые можно было наслать на человека. А гусеница так обрадовалась, что упала и больше не смогла встать.
Но к счастью растения услышали заговор птиц и зверей, и решили помогать человеку. Каждая травинка сказала, что она поможет от какой-нибудь болезни. Придут на помощь человеку, если он позовет их.
С тех пор духи растений часто шепчут больным названия лекарственных трав, которые нужно применять.

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Что начало происходить от того, что людей на земле становилось больше?

Зверям оставалось меньше места

Людям не хватало еды

Люди становились жадными

2. 

Кто первый держал совет?

олени

медведи

рыбы

3. 

При помощи чего медведи решили бороться с людьми?

Луков со стрелами

Недобрых снов

Болезней

4. 

Что должен обязательно сделать охотник, убив оленя?

Похоронить его

Приютить его детей

Попросить у него прощения

5. 

Какие сны насылали на людей рыбы да змеи?

О тухлой рыбе

О буйной воде

О топких болотах

6. 

Кого выбрали вождём птицы, насекомые и мелкие зверюшки?

лягушку

гусеницу

комара

7. 

Кто единственный сказал доброе слово о человеке?

бурундук

орёл

бабочка

8. 

Как растения решили расстроить планы зверей?

Решили давать пищу человеку

Решили губить зверей

Решили лечить человека

9. 

Что происходит, когда доктор не знает, какое лекарство назначить больному?

Духи растений шепчут ему на ухо

Он смотрит в медицинский справочник

Он посылает больного в лес за растениями

10. 

Что помешало медведям стрелять из луков?

Плохое зрение

Когти

Короткие пальцы

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

  • Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок
  • Как сложилась судьба дубровского сочинение
  • Как скажите или скажете как правильно пишется слово
  • Как сложилась жизнь дуни в рассказе станционный смотритель сочинение
  • Как синичка волка спасла сказка читать