Как сказка создает образы противников героя гуси лебеди

«Гуси лебеди» анализ сказки Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси — лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»? Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды. Герои «Гуси-лебеди»: Братец Сестрица Печка, речка и яблонька — чудесные помощники Баба Яга. Гуси-Лебеди Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»: Начало сказки традиционное: Зачин (Жили — были …) Экспозиция (наказ родителей) Завязка (брата похищаю гуси — лебеди, сестра отправилась на поиски брата) Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги) Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом) Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях — лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации. В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала. Традиционным для русской сказки является и использование числа три — три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Всероссийский  открытый  фестиваль исследовательских работ «Я познаю мир»

 Исследовательская работа «Образ гусей  в русской  народной сказке «Гуси-лебеди»

Автор:  Железнова Валерия  

Ученица 4  класса

Руководитель:

 Мулдашева Е.Д.

 Учитель начальных классов

 МОУ — оош с. Чкалово

Краснокутского района Саратовской области

Год выполнения работы: 2013 г.

Содержание.

Введение.                                                                                      3.                                  

Основная часть:                              

1.Гусь. Повадки гуся.                                                                   5.

2. Образ гуся  в русских народных сказках.                               7.

Сравнительный анализ.

3. Образ гуся в русской народной сказке «Гуси-лебеди».          9.

Смысл названия сказки.

Заключение.                                                                                   11.

Литература                                                                                     12.

Приложение                                                                                    13.

Введение.

Я очень люблю читать  сказки, особенно  сказки разных народов.  Последнее время я  прочитала несколько сказок разных авторов и народов, и меня заинтересовал образ  гусей. Я  задумалась: а почему в некоторых сказках  гуси добрые и   прекрасные  птицы,  символизируют   светлые силы,  прекрасных женщин,  а в  русской народной сказке «Гуси –лебеди» они  злобные, крикливые и всего лишь стража  Бабы Яги? Зачем они украли братца Алёнушки?  А если Баба-Яга вовсе и не старое и страшное чудовище, а  богиня, собирающая по всей земле брошенных  детей, и помогали ей в этом гуси-лебеди . И собирала она их не для того, чтобы изжарить в печи и съесть? И почему же всё-таки сказка называется «Гуси- лебеди», если лебедей там нет?

    Я прочитала весь материал в домашней энциклопедии о гусях, в библиотеке мною были прочитаны энциклопедические  и словарные статьи, посвященные этой птице,  а также  в интернете я нашла и прочитала  много интересного  про  гусей.  И мне вдруг стало интересно, а почему так мало   русских народных сказок , персонажами которых являются гуси?   Почему    много  русских народных сказок   про лис,  волков, даже медведей, а про гусей   мало? Почему сказка «Гуси-лебеди»  имеет двойственное название? Я решила ответить на интересующие меня вопросы. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Цель моей работы:  проанализировать образ гусей  в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи.

  • Узнать из дополнительной литературы о гусе;
  • изучить поведение гуся  в разных источниках;
  • прочитать русские народные сказки, персонажем которых является   гусь;
  •  проанализировать образ гусей и сделать выводы.

Объект исследования:  гуси

Актуальность исследования.  Все родители и бабушки   читают сказку  «Гуси-лебеди» своим  детям и внукам. Она  учит послушанию. Но что можно в ней увидеть, если попытаться разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок?»

Предмет исследования:  русская народная сказка  «Гуси-лебеди». Дополнительная литература и разнообразные источники о гусе.

Гипотеза. Предположим, что гусь  — это  злобная птица,   стража Бабы Яги, редкий персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, поиск информации о гусе  в разных источниках,  анализ результатов.

Гусь. Повадки гуся.

Гусь — одна из самых крупных водоплавающих птиц, уступающая по величине только лебедю. Люди с давних времен охотились на гусей, мясо шло в пищу, мягкий пух на перины и теплую подкладку одежды, а перья использовались, как для письма, так и для изготовления оперения стрел, которыми били дичь, в том числе и самих гусей.

Помимо охотничьего промысла крупная, держащаяся стаями птица привлекла внимание человека как возможный объект для приручения. История содержания гусей в домашних хозяйствах уходит корнями в глубокую древность. Упоминание о домашних гусях относится приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры. Гусей держали в Древнем Китае, Индии, Египте, Риме. Первоначально гуси не всегда использовались в качестве сельскохозяйственной птицы. К примеру: в Египте и Древнем Риме они одно время были культовыми животными и содержались при храмах, а в Древней Греции их держали в качестве домашних любимцев.

Гуси — крупная водоплавающая птица из семейства утиных. В настоящее время насчитывается около десяти видов дикого гуся и 23 породы гуся домашнего.

Основой для многочисленных сельскохозяйственных пород гусей послужил серый гусь. Именно на их основе была выведена первая порода домашних гусей.

Размеры гусей зависят от видовой принадлежности. Также различаются по величине домашние и дикие гуси. Первые существенно крупнее, так как одним из основных направлений селекционной работы было увеличение размера и веса птицы.

Длина диких гусей колеблется в пределах 58–90 сантиметров, а вес 1,2–4 кг.

Стандартный вес взрослых гусаков самой крупной породы домашних гусей — тулузской 11,6 кг., гусыни несколько легче — 9,1 кг. А если говорить о зафиксированных рекордах веса домашних гусей, то можно назвать цифру 15 кг. для гусаков и 12 кг. для гусынь.

Окрас разнообразный и зависит от вида. У диких гусей встречается бурый, коричневый, серый, голубовато-серый и чисто белый цвет оперения. Так же в зависимости от видовой принадлежности перо может иметь более светлый кончик. У представителей разных видов встречается отличный от основного оперения окрас шеи и спины (белошей) или более светлые пятна на груди или голове. Окрас оперения у представителей разных видов изменяется с возрастом. Оперение молодняка имеет более блеклый «маскировочный» окрас. Самцы и самки гусей окрашены одинаково.

Цвет клювов может быть розовым, белым, черным или оранжевым. Лапы бывают окрашены в розовый, красный, или оранжевый цвета.

Окраска разных пород домашних гусей менее разнообразна. В основном преобладает белый окрас. Встречаются породы с серым, бурым или глинистого цвета оперением. Клювы и лапы, как правило, оранжевые или, у существенно меньшего количества пород — черные.

Гуси отлично приспособлены к освоенной ими среде обитания. Плотный перовой и пуховый покровы предохраняют их от резких перепадов температур. Сальные железы обеспечивают защиту перьев от влаги. Гуси достаточно хорошо плавают и, в отличие от лебедей, умеют нырять, но кормятся в основном на суше, где и проводят большую часть время. Ноги гусей расположены таким образом, что птица может не только уверенно ходить по земле, но даже бегать, причем весьма резво. Оснащенный острым «ноготком» и мелкими зубчиками клюв, помогает птице щипать листья осоки, траву и другие растения — основной корм гусей.

Образ  гусей  в русских народных сказках.

 Я думала, что  гусь  в русских народных сказках злобная птица,   стража Бабы Яги.

Вообще сказок, легенд, мифов, где персонажами являются гуси или лебеди много, особенно зарубежных и авторских. Но я решила изучить только русские народные сказки, чтобы сравнить и сделать вывод. Далее я самостоятельно изучала образ гуся  в русских народных сказках. Для этого я прочитала  6  сказок. Результаты своих исследований я поместила в таблицу.

Название сказки

Роль гуся в сказке

Гуси -лебеди

Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси — злобные, коварные, слуги Бабы Яги.

Диво дивное, чудо чудное

Этого гуся можно зажарить и съесть, но он тут же возрождается из своих костей. Этим он схож с известным фениксом.

Однако у этого гуся есть еще одна роль — он является воплощением мечты о сытой жизни. Этим он напоминает сказочного петуха, который охраняет волшебные жерновцы, способные создавать блины и пироги.

Терёшечка

Когда Терешечка, спасаясь от ведьмы Чувилихи, забирается на дерево и просит пролетающее мимо стаю гусей-лебедей спасти его, они отказываются. Другая стая тоже не помогает Терешечке. И только защипанный гусенок, летящий позади всех, помогает герою.

Иван меньшой — разумом большой

Гусь  танцует под игру на гуслях кота-игруна, заставляя танцевать всех присутствующих.

Как мужик гусей делил 

Гуси жареные, а умным и находчивым может быть только мужик бедный, который обязательно посрамит и барина, и мужика богатого.

Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая.

Один из самых прекрасных образов русских сказок – Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке – Лебедь Белая, Лебёдушка.

Изучив эти  сказки  о гусе, я пришла к следующему выводу: гусь  редко выступает в сказках главным героем. Это неустойчивый образ.

 В разных сказках гусь играет совершенно разные роли:

1.  В сказке «Гуси-лебеди»    — злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы, приносящие несчастье,  гуси-лебеди похищают младшего брата главной героини и относят его к бабе-яге. 

2. В сказке «Диво дивное, чудо чудное» в образе волшебного животного предстает гусь, который по велению добрых и честных людей умирает в печи и снова возрождается, не выполняя, однако, приказов людей бесчестных. Чудо-гусь не просто не слушается главную героиню Купчиху, но и решает проучить ее.

3. В сказке «Терешечка» гуси-лебеди хоть и не являются слугами  Бабы-Яги, но и положительными героями их назвать нельзя.

4.В сказке  «Иван меньшой- разумом большой»   гусь-плясун как наказанье жадным  царям и боярам.

5.В сказке  « Как мужик гусей делил»  жареный гусь –  средство  для   проявления  ума и сметливости находчивого мужика  перед  глупым барином.

6. В сказке  «Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая»   роль играет именно  лебедь- образ прекрасной, заботливой,  мудрой, хозяйственной  девушки.

Образ гуся в русской народной сказке   «Гуси- лебеди». Смысл названия сказки.

Алёнушка, не послушав родителей,  оставила  одного  своего младшего братца,  и это привело к разрыву тесной связи между сестрой и братом, к похищению младшего братца лукавыми птицами. Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси — злобные, коварные, злопамятные и  крикливые птицы.

Девочка , которой была обещана награда Отцом и Матерью за послушание и заботу о братце, осознав, что нарушила волю родительскую, потеряла то драгоценное, что ей было доверено, испугалась наказания и решила скорее всё исправить.

Но гордость, ставшая причиной всей этой истории , затрудняет спасение пропавшего братца, и, лишь пройдя долгий и сложный путь, Алёнушка  находит своего младшего брата в плену у той, кому служат лукавые птицы.

Что же видит девочка в избушке бабы-яги? Старушку, занимающуюся рукоделием, и Братца, увлечённо играющего серебряными яблочками. Ничего нет страшного в избушке, бабушка идёт растопить баньку… Но оказывается, именно девочке грозит здесь смертельная опасность, именно её, а не брата, хочет съесть Баба-Яга!

Девочка бежит с братцем из обиталища злобных сил, но силы эти не хотят расставаться со своей добычей. Тогда девочка понимает, что если не смирит гордости  своей, ставшей причиной всех этих несчастий, то погибнет. Обретя смирение, она получает помощь на пути к родительскому дому и вовремя успевает предстать с братцем перед Отцом и Матерью и получить награду. А лукавые Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Получается, что эта сказка  учит   детей послушанию и  доброму отношению к другим. А  образ гусей-лебедей  — это всего лишь  средство для  понимания  своего  неправильного поведения.

Образ  гуся без двойственного названия «гуси-лебеди» встречается только в 4 сказках  «Диво дивное, чудо чудное», «Терешечка»  «Иван меньшой-  разумом большой», « Как мужик гусей делил».  В сказке «Богатырь Поток и Авдотья Лебедь Белая»   образа гуся нет, есть только образ лебёдушки. Возникает вопрос: почему сказка имеет  двойственное название «Гуси-лебеди»?

А , может быть, всё просто. Гуси-лебеди и есть, с одной стороны -лебеди-  развивающие и дающие новые знания и создают образ благородных созданий(самое очевидное поучение в том, что помощь можно получить лишь в случае проявления доброго внимания и выполнения просьбы тех, к кому обращаешься за ней. Девочка спрашивала и печку, и  яблоньку, и речку о том, куда гуси-лебеди улетели, но не получала ответа, не выполнив прежде просьбу), а с другой –гуси- злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы. разрушающие духовную связь в человеке (если бы Алёнушка не выполняла просьбы, не научилась бы  понимать  других и проявлять к ним доброе отношение, то осталась она бы злой, малодушной  и неприветливой  девочкой).

Заключение.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, и вымышленных героев.  Встречаются в русских народных сказках и звери разные, иногда даже волшебные. Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей. 

Вначале я предполагала, что гуси –лебеди в сказке «Гуси –лебеди» -злобные птицы, стража Бабы Яги.  После исследования  сказки я пришла к выводу, что, действительно, гуси-лебеди злые, крикливые птицы. Но народ дал  им эту  роль в сказке для того, чтобы   научить  человека послушанию,  доброте. С помощью этих птиц маленькая девочка, спасая своего брата,  учится  быть доброй и отзывчивой и понимает, что  нужно быть послушной, иначе может случиться беда.

Литература.

  1. Белякова Г. С. Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. — М.: Лабиринт, 2002. — 332 с.
  3. Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. — М.: Наука.,1978. — 445с.

4.Интернет-ресурсы :

http://www.pogodin.lodb.ru/

http://www.knt.org.ru/

http://nsportal.ru

Приложение

Сказка «Как гуси- лебеди стали жить у людей»

 (продолжение сказки «Гуси- лебеди»).

    После    возвращения домой  Алёнушка не стала рассказывать родителям о том, что с ними  приключилось.   Она стала ещё более послушной.   Во всём  старалась помочь  девочка своим родителям. Она теперь не только по дому прибирала и за братцем следила.  Она  и воду приносила, и огород полола, и тесто на хлебы ставила.  Особенно любила Алёнушка пирожки- помнила она те пирожки, которые ела, спасаясь со своим братцем от злых гусей- лебедей.

   Прошло несколько лет. Иванушка уже подрос. Он сам стал помогать  своей сестре и родителям. С отцом ездил за сеном для коровы. Вместе они заготавливали дрова на зиму. Так и жили  счастливо.

Однажды  мимо их деревни  стая гусей пролетала.  

Гуси громко кричали, будто звали кого-то. Увидели они  Иванушку, да и спустились на полянку возле их дома.  Нет, не стали воровать гуси-лебеди  мальчика. Они обрадовались  этой встрече.

И сказал вожак мальчику:

— Ты прости нас, Ванюша.   Мы же  не знали, что творили. Мы верой и правдой  Бабе Яге служили.  А она вот прогнала нас. Не нужны мы ей теперь стали.  Есть у неё ступа с метлой.

— А я уже и не помню ничего- ответил  Иванушка.

Услышала Алёнушка  гогот  гусиный, испугалась. Подумала, что гуси-лебеди снова за  братцем прилетели. Выскочила, да как закричит:

— Кыш-кыш, проклятые гуси!  Не отдам вам, брата!

Гуси-лебеди взлетели, жалобно и прощально закричали,  и уронили серебряные яблочки, которыми играл маленький Иванушка. Покатились яблочки, да к ногам мальчика. Поднял их мальчик, вспомнил, засмеялся  и  крикнул  гусям:

— Не улетайте! Подождите!

А сестре своей сказал:

— Пусть они у нас живут. Будешь подушки пуховые делать. А эти серебряные яблочки возьми себе на память.

Сестрица согласилась.  И родители были рады.  

С тех пор гуси живут с людьми.  А людям -то какая польза!

Анализ сказки «Гуси – Лебеди».
Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная 
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса : есть чудесные помощники, 
выручающие из беды ­ это  печка,  яблоня,  молочная речка, кисельные берега ( в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусях­лебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли», 
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Эта сказка начинается со слов: была  «Жили   старичок со старушкою;   у них
дочка   да   сынок   маленький» (Так   же   начинаются   многие   народные   сказки)   Вы   не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети».  Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
7­8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
 
Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10.  Помощь сестрицы.
11.  Помощь сестрице от молочной реки.
12.  Помощь сестрице от яблоне.
13.  Помощь сестрице от печки.
14.  Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого 
разыгрывается мышления. 
 Помощь мышке.
 Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
 мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти. печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
 баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси  ­ лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и 
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она 
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на 
добро.
Наложение запрета ­ некий оберег от беды, мудрость старцев;
 Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
 Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
 Путь испытаний и встречи в пути;
 Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
 Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.




Мы изучаем — Анализ сказки Гуси лебеди. Подсказки школьнику

Главными положительными героями русской народной сказки Гуси лебеди являются дети. Старшей сестренке родители наказали присмотреть за младшим братом, пока они будут работать.

Отрицательными героями и олицетворением зла здесь Баба-Яга и, прислуживающие ей гуси лебеди.

Девочка, позабыв наказ родителей, безответственно заигралась с подружками и оставила младшего братца одного. Прилетели Гуси-лебеди и украли мальчика по указу Бабы-Яги.

Безответственность ребенка не выставляется на первый план морали сказки. Для первой ступени место приготовлено любви к ближнему, к семье, почету и уважению старших.

Поплакала сестренка, так как очень любила своего братца, и пошла его искать.

Отдаем должное смелости и отваге, а далее смекалке русского народа в лице маленькой девочки.

По дороге девочка встречается с испытаниями в лице печки, яблони и молочной реки с кисельными берегами. Сказочные персонажи рассыпаются в гостеприимстве и предлагают ребенку угощенье, но та отказывается и не получает помощи от них.

Эта часть сказки учит уважению к старшим, вежливости с незнакомцами и смекалке.

Далее сестрица находит избу Бабы-Яги, а в ней своего братца. По совету мышки, она хватает младшего брата и бежит оттуда.

Наученная горьким опытом, девочка следует совету мышки и получает положительный результат. Им с братом удается убежать. Здесь говорится о том, что слушать чужих советов, более опытных и мудрых, приносит только положительные плоды.

Но Баба-Яга отправила в погоню за детьми Гусей-лебедей. Опять бежит девочка с братом мимо печки, яблоньки и молочной речки с кисельными берегами и обращается к ним за помощью. На этот раз она не отказалась от угощения и поблагодарила сказочных персонажей за вкусное угощенье и те ей помогли и укрыли от Гусей-лебедей.

Домой они вернулись вечером ко времени прихода родителей.

Сказка учит сердечной доброте, любви и благодарности. Раскрывает главный смысл жизни человека – бережному и уважительному отношению к своей семье.

Учит не бояться трудностей, тому, что безвыходных ситуаций не бывает, нужно только немного изменить угол зрения на нее. Если раньше был не вежлив и ничего не получал, значит нужно научиться вежливости, тогда и остальные будут вежливы, добры и помогут в трудный момент.

Сказка учит не бояться решительных действий для достижения цели. Учит находчивости, анализу складывающейся ситуации.

То, что сказка построена по классическим канонам русской народной сказки, например многократное использование числа три, не отменяет динамичного и захватывающего сюжета.

Все сочинения

  • Как сложились отношения лисы и журавля на начало сказки
  • Как сказка помогает стать хорошим человеком сочинение
  • Как сложили песню сочинение
  • Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней и лекарств
  • Как сложили песню сказка