Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность темы…………………………………………………………с.2
1.2. Цель и задачи исследования……………………………………………….с.3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Анкетирование………. …………………………………………………….с.4
2.2. Историзмы и архаизмы …………………………………………………….с.4
2.3. Устаревшие слова в произведениях А.С. Пушкина ……………….……с.7
2.3. Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» современными синонимами……………………………………………………с.9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………с.10
Список используемой литературы и Интернет — источников………………..с.11
Приложения………………………………………………………………………с.12
I. ВВЕДЕНИЕ
Устаревшие слова
PPT / 1.98 Мб
1.1. Актуальность темы
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Прошло уже 216 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают.
На уроке литературного чтения мы читали «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Во время чтения у меня возникло много вопросов. Мне было непонятно, что такое «кичка», «душегрейка», «столбовая дворянка» и многие другие слова. Я решила прочитать другие сказки А.С.Пушкина. При их чтении у меня так же возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли мне непонятны эти слова? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении? Таким образом, мною была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи данной работы.
Гипотеза: А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
1.2. Цель и задачи исследования
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.
Предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Цель работы: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями
Задачи:
Узнать, что такое устаревшие слова.
Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова.
Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
Составить словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина.
Методы исследования:
Сбор информации;
Социологический опрос;
Лингвистический эксперимент;
Анализ;
Обобщение результатов.
Теоретическая значимость проекта:
Изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Практическая значимость проекта:
Создан словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Анкетирование
Я провела опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?», для этого составила анкету.
Анкета
Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?
Знаете ли вы, что такое архаизмы?
Знаете ли вы, что такое историзмы?
Где будете искать помощь в толковании слов?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы (Приложение 1).
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят,
затрудняется в определении этого понятия. Я решила узнать подробнее об
устаревших словах и познакомить с этим своих одноклассников.
2.2. Историзмы и архаизмы.
Устаревшие слова — это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи. Они разделяются на две категории — историзмы и архаизмы. Обе эти группы похожи между собой, но всё же имеют несколько существенных различий.
Историзмы. К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. В основном такие устаревшие слова относятся к описанию быта, культуры, экономики, иерархии, военных и политических отношений давних лет. Так, например, воевода — это военачальник, правитель у славянских народов. Сенная девушка — это служанка, живущая в сенях, т.е. в помещении перед внутренними комнатами.
Больше всего устаревшие слова-историзмы встречаются среди названий, связанных с военной тематикой, а также имеющих отношение к хозяйственным предметам и одежде: кольчуга, забрало, сорочин, армяк, камзол. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова.
«Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка…»
«здравствуй, барыня сударыня дворянка!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь Салтан сидит в палате
на престоле и в венце
(«Сказка о Царе Салтане…»)
Архаизмы. Устаревшие слова русского языка выделяют в ещё одну обширную группу – архаизмы. Они, по сути, являются подгруппой
историзмов – к ним также относят слова, вышедшие из употребления. Но
основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, являющимися обычными и употребляемыми на сегодняшний день словами. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их
современные аналоги – щёки, пальцы, чуб. Существует несколько базовых отличий между архаизмом и его синонимом. Они могут отличаться: а) лексическим значением (живот – жизнь, гость – купец); б) грамматическим оформлением (на бале – на балу, исполнити – исполнить); в) морфемным составом (рыбарь – рыбак, дружество – дружба); Для того, чтобы правильно употребить архаизм в предложении и избежать путаницы, необходимо использовать толковый словарь или же словарь устаревших слов. Архаизм — лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остается в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными
синонимами). Причина появления архаизмов — в развитии языка, в обновлении
его словаря: на смену одним словам приходят другие. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Мастером использования архаизмов был А.С. Пушкин.
Вот примеры предложений, содержащих архаизмы:
«Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за чупрун таскает.»
«Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова молвить.»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
«И пошел на край долины
у моря искать дичины»
(«Сказка о Царе Салтане…»)
Устаревшие слова прекрасно передают характерную историчность, делают литературный текст колоритным и ярким. Но для корректного и уместного употребления необходимо всегда сверяться с толковым словарем, чтобы цветистые фразы в итоге не превратились в бессмыслицу.
2.3. Устаревшие слова в произведениях А.С. Пушкина
В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» ( в старину дядькой называли наставника) и гости ( в Древней Руси гостями называли купцов).
Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.
Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.
“Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости”
(«Сказке о царе Салтане…»)
В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой. Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»
В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.
2.4. Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» современными синонимами.
Особенно мне понравилась «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В ней мы видим организующую роль повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом. Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей.
В сказке А.С. Пушкина сплавлены различные элементы разговорного, устно-поэтического и литературного языка. Стремясь донести в условно-сказочных формах реальные картины жизни царского двора, дворянства, купечества, духовенства, крестьянства, Пушкин использует немало устаревших, старинных слов. Но книжная лексика и фразеология не нарушают основной особенности языка пушкинской сказки — народности звучания. Литературные элементы речи получают народную окраску, потому что находятся в окружении многочисленных словесных форм, взятых поэтом из народного быта и устно-поэтического творчества.
Читая «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», у меня вызвали большой интерес устаревшие слова, так как многие из них звучат непривычно, забавно, смешно. Значение этих слов я не знала. И я задалась вопросом: не лучше ли было переиздать сказку, заменив устаревшие слова синонимами из современного языка, для упрощения чтения и понимания текста сказки. По ходу чтения сказки я выписала все устаревшие слова, затем выписала их значения из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля. (Приложение 2)
После того, как я заменила устаревшие слова на современные синонимы, то сразу стало ясно: оригинал сказки А. С. Пушкина не сравнится с «переделкой». (Приложение 3)
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
Сказки А.С.Пушкина с их лаконичными сочетаниями современной и устаревшей лексики – ценный вклад в русскую литературу. Они помогли мне познакомиться с лексикой времен Пушкина, оценить ее красоту и выразительность. Сказки показали неразрывную связь прошлого и настоящего. В них сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, вплоть до еды и одежды, пейзаж, имена, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада, особенности лексического строя языка.
В ходе этой работы я научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для меня вопросу, проводить эксперимент. А главное, я составила Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина, который поможет мне и моим одноклассникам с ещё большим удовольствием читать эти сказки.
Список используемой литературы и Интернет — источников
1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. — с. 203
2. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. — Л., 2005. — с. 18-19
3 Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011. — с.71
5. Гофман В.А. Язык Пушкина.— В сб.: Стиль и язык А.С. Пушкина, М., 1987. — с.14
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1978.
7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki /Архаизм
9. http://skazvikt.ucoz.ru
10. http://www.openclass.ru/node/348278
11. http://otvet.mail.ru/question/9526853
Приложение 1
Приложение 2
Толкование устаревших слов из
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Смотрит в поле, инда очи» — смотрит в поле, даже глаза
«Издалеча наконец» – из далекой наконец
«И к обедне умерла» — и к церковной службе умерла
«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина
«Но зато горда, ломлива» — но зато горда, упряма
«Да сто сорок теремов» — да сто сорок высоких домов
«Не кручинься, бог с тобой» — не грусти, бог с тобой
«Тужит бедный царь по ней» — скучает бедный царь по ней
«На подворье тишина» — в гостинице тишина
«В светлой горнице; кругом» — в светлой летней гостиной
«Печь с лежанкой изразцовой» — печь с выступом глиняным, выжженным
«Так и станем величать» — так и станем называть
«Вверх во светлую светлицу» — вверх в светлую гостиную
«Руку правую потешить» — руку правую занять
Им она не прекословит, — им она не противоречит
Ой вы, молодцы честные – ой вы уважаемые парни
Видит: нищая черница – видит: нищая монашка
Ходит по двору, клюкой – ходит с палкой по двору
Гроб разбился. Дева вдруг – гроб разбился, женщина вдруг
И трубит уже молва: — и трубит уже народ
Свадьбу тотчас учинили, — свадьбу тут же устроили
«И прищелкивать перстами» — и прищелкивать пальцами
Приложение 3
Сравнение оригинального текста и переделанного
Текст оригинала |
Текст переделанный |
«Ждет-пождет с утра до ночи, |
«Ждет-пождет с утра до ночи, |
«Правду молвить, молодица |
«Правду говорить, молодая женщина |
«И царевна очутилась |
«И царевна очутилась |
«Пес залаял, и девица |
«Пёс залаял, и девица Ходит с палкой по двору, Отгоняя пса.» |
«Позвала к себе Чернавку, |
«Позвала к себе Чернавку |
Лексические средства русского языка в произведениях А.С.Пушкина
(Галлямова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №2 г.Бугульмы Республики Татарстан)
Русский народ – творец своего могучего языка, свободолюбивый, неукротимый в своём движении всё дальше и дальше на просторы будущего, другие народы увлекающий за собой. Великим народным поэтом является А.С.Пушкин. Душа, которая содержится в произведениях Пушкина, это и есть содержание души народа, в которой есть место всему: радости, горести, восхищению. Поэт писал о природе, о народе. У него была необычайно добрая душа, вот поэтому народ и любит произведения Александра Сергеевича Пушкина до сих пор. Его стихотворения, сказки, поэмы, повести написаны прекрасным русским литературным языком.
В произведениях А.С.Пушкина мало художественно-изобразительных средств, однако нельзя не отметить удивительную точность его эпитетов: мятежная юность (в «Евгении Онегине»), свинцовые волны зимней реки (в «Капитанской дочке») и т.д. Метафоры немногочисленны, но очень выразительны:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
(отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Румяной зарею
Покрылся восток.
В селе за рекою
Потух огонек…
(отрывок из стихотворения «Вишня»)
Средства выразительности, воздействуя на наше воображение, помогают представить и картины природы, и героев, а также получить наслаждение от прочитанных строк.
Оправданное художественными целями смешение разных по стилистической окраске средств языка наблюдаем в сцене «Корчма на Литовской границе» («Борис Годунов»). Здесь и просторечие (брюхо, сукины дети, присуседился, недалече и др.), и пословицы, и присказки. Особенно сочна, образна и колоритна речь Варлама, которая варьируется в зависимости от обстоятельств: «Варлам. Эй, товарищ! Да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Михаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим». Благодаря этим лексическим средствам читатель лучше может представить героя и эпоху, в которой он жил.
В поэме «Руслан и Людмила» изображаемый поэтом сказочный мир характеризуется как мир необыкновенный, фантастический:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Представить этот волшебный мир помогают средства художественной выразительности. С помощью эпитетов «неведомых дорожках», «невиданных», «из вод ясных» автор воссоздаёт атмосферу чуда, тайны. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчеркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества. А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато.
В сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.: снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белешенька, издалечка, тяжелешенько. Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную, и главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Именно лексические средства помогают сделать эти соответствующие выводы.
В сказках Пушкина довольно часто применяются народные поговорки, пословицы, выражения, которые украшают текст, делая его образным и выразительным:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?..
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
В сказках много слов разговорного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора»), которые придают произведениям народный характер. Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане»)
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
(«Сказка о золотом петушке»)
Эти лексические средства украшают сказки, помогают представить героев, понять их характеры и поступки. Широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»), что делает сказки Пушкина похожими на русские народные.
В «Сказке о царе Салтане» поэт выступает как борец за просторечье языка. Речь героев звучит ласково, она полна слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
«…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»
В романе в стихах «Евгений Онегин» на фоне литературной речи выделяется разговорным характером речь няни:
– И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
– Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха…
Использование слов разговорного стиля помогает лучше понять характер няни, представить ее образ.
Произведения А.С.Пушкина можно считать поистине народными. Немаловажную роль в этом сыграли и лексические средства русского языка.
Обновлено: 09.01.2023
Для написания сочинений по сказкам Александра Сергеевича Пушкина можно использовать следующие планы.
1. По любимой сказке:
- А.С. Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Какая сказка нравится больше всего
- Герои и основные события в этой сказке
- Чему учит эта сказка
- Почему она нравится больше всех остальных
- Какой вывод можно сделать из нее
2. По любимому персонажу:
- Сказки А.С. Пушкина — вступительное слово
- Какой персонаж и из какой сказки нравится больше всего
- Описание истории этого персонажа
- Почему этот персонаж нравится мне, какие его качества вызывают интерес
- Вывод: чему можно поучиться у этого персонажа
3. По всем сказкам:
- Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Чем нравятся сказки, что в них особенного
- Роль ярких образов положительных и отрицательных героев (добро и зло)
- Волшебство и чудеса в сказках (на стороне добра)
- Как сказки обогащают нашу речь (использование эпитетов, метафор, устаревших слов)
- Чему учат сказки (добро, справедливость)
- Вывод о важности сказок
Как можно разделить любую сказку Пушкина | Звукопись в сказках Пушкина | План сочинения: моя любимая сказка Пушкина |
Как можно разделить любую сказку Пушкина |
План сочинения по сказкам Пушкина |
Звукопись в сказках Пушкина |
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям.
1.Организационный момент.
3. Слово учителя:
“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.
— Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)
Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.
5. Слово учителя.
А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.
Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.
— А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?
(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)
Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.(слайд №3)
6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.
7. Слово учителя: (слайд №4)
— Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
9. Слово учителя.
11. Слово учителя. (слайд №7)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
13. Подведение итогов. Выставление оценок.
Слово учителя.
Молодцы! Многих героев сказок узнали.
— Понравился ли вам наш урок?
— Интересны пушкинские сказки?
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: Класс: 5
Тема урока: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.
Единица содержания: способ написания сочинения-рассуждения
Цель: научиться писать литературное сочинение-рассуждение по плану (познавательные УУД).
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Формулирование темы и целей урока.
Формулируют цель урока.
Информация о домашнем задании — 5 мин.
Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный Форма работы: фронтальная
а) выбрать тему сочинения по творчеству А.С. Пушкина из предложенного списка (Приложение 1).
б) написать сочинение объемом не менее 100 слов в тетради по литературе.
2. Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.
Применение знаний — 35 мин.
Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
Методы: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, групповая
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Фронтальная работа по составлению плана сочинения-рассуждения по литературной теме. (Приложение 2).
Групповая работа по составлению плана сочинения по одной из предложенных тем сочинения (Приложение 3) .
Взаимооценка работы групп по критериям.
Записывают план сочинения, обсуждают с учителем пункты плана, предлагают свои варианты пунктов плана будущего сочинения.
Работают в группах , осуществляют взаимооценку работы групп по критериям.
Итог на рефлексивной основе — 2 мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.
1. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.
Приложение 1.
Приложение 2.
А.С. Пушкин использовал в своей сказке рассказы няни, Арины Родионовны Яковлевой, и предания, которые рассказывали ему знакомые и друзья.
2) Главная часть.
Богатыри в сказке А.С. Пушкина — честные и добрые люди, которым не свойственны зависть, ревность, злоба.
б) они очень добрые люди, потому что они пожалели и приняли душевно царевну, а еще они готовы к переменам, которые начались в их доме с ее приходом;
в) они все полюбили царевну, но не обиделись, когда она отказала им, а попросили прощения за свой вопрос; а еще им не знакома ревность, хотя они могли приревновать царевну друг к другу.
3) Заключение.
Автор создает образы настоящих сильных, добрых, справедливы и честных защитников земли русской.
Приложение 3.
Группа 1. Задание
Выберите тему сочинения из списка:
Напишите план сочинения по выбранной теме.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2) Главная часть
а) Тезис ______________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
б) Аргументы (доказательства):
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
3) Заключение (вывод).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 978 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 27.11.2020 4114
- DOCX 61.5 кбайт
- 347 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Сагалаева Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 2 минуты
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Уроки развития речи по литературе — это уроки творчества, способствующие раскрытию детского таланта, вызывающие всегда интерес к составлению собственного высказывания, это первые шаги в написании сочинения на заданную тему.
Оценить 3744 0
Тема. Развитие речи. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение написанию домашнего сочинения.
— создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения; определять народную основу сказки и мастерство автора в использовании просторечных выражений.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, телевизор; раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А.С.Пушкина.
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: рифма, способы рифмовки.
Основное содержание работы.
Организационный момент. Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
II . Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи; солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки, содержащие данные предметы.
Постановка цели и задач урока.
IV . Работа над темой урока.
Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт, спрос не грех…).
Образы каких героевпришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота Месяца?
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?
Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны, косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь, лисичка).
Какое настроение создаёт картина?
Теория литературы.
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются ударные и безударные слоги.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?
Работа с карточками.
Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы. Спишите текст стихотворными строчками.
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Обучение написанию сочинения.
Беседа.
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка, волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
2. Устное сочинение с опорой на образец.
Образец сочинения.
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________ богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и _______ .
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?
Домашнее задание.
Литературная сказка – автор, письменная форма, нет вариативности.
Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для учеников 5 класса.
Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края .
Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.
Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий
волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,
учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий .
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
лес (дремучий) стрелы (острые)
море (синее) стрелы (калёные)
солнце (красное) сокол (ясный)
дуб ( могучий) ворон (чёрный)
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?
- Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
- Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?
IY. Беседа о композиции сказки.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Узнавание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец.
Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.
Y. Составление сказки. Коллективная работа.
Присказка . Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё
Читайте также:
- План конспект разведка целей наблюдением
- Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
- Конспект занятия новикова иванцова
- Конспект урока 9 класс биболетова
- Прямоугольник конспект 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«СТАРИННЫЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»
Выполнила:
Ученица 3 «а» класса
Рыбина Валерия
Руководитель:
Долгополова Раиса
Григорьевна,
классный руководитель
г. Каменск-Уральский
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………….……………………………………………….. |
3 |
А. Актуальность выбранной темы……………..……………………… |
3 |
Б. Цели и задачи исследования……………………………………….. |
3 |
В. Объект и предмет исследования…………………………………… |
3 |
Г.Теоретическая и практическая ценность полученных |
|
результатов……………………………………………………………… |
4 |
Основная часть. Глава I |
5 |
Глава II. Значение (с иллюстрациями)…………………………………………… |
8 |
Заключение……………………………………………………………. |
22 |
Список используемой литературы…………………………………… |
23 |
Приложение: 1. Словарь старинных слов и 2. Продукт проектно-исследовательской |
|
ВВЕДЕНИЕ
Спешит время, отдаляя,
казалось бы, от нас эпоху Пушкина и самого Александра Сергеевича. Но такова уж
всенародная любовь к нему, что происходит обратное: великий поэт становится с
каждым годом для нас всё ближе и дороже, а, самое главное, понятнее. Мы все
лучше постигаем особенности его творчества.
Не так давно я решила
прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и поняла, некоторые
слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я
не знаю. В связи с этим я и решила провести данную проектно-исследовательскую
работу.
Первыми помощниками в
этом были мои родители. Мы вместе ходили в библиотеку, читали сказки и работали
с источниками из сети Интернет.
Цель моего исследования —
узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С.
Пушкина, и передать собранную информацию учащимся моего класса, школы.
Для достижения данной
цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1.
Прочитать пять
сказок А.С. Пушкина, изучаемых в начальной школе.
2.
Выписать те слова
и словосочетания, значения которых я не знаю.
3. На основании «Словаря старинных слов
и словосочетаний, встречающихся в сказках и былинах» дать значение старинным
словам, используемым в сказках А.С. Пушкина.
4. Объединить слова по группам: первая –
слова, ушедшие из употребления; вторая — слова, которые обрели новое звучание
(заменены синонимами).
5. Создать памятку о значении старинных
слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина.
6.
Проиллюстрировать
(по мере возможности) отобранный материал.
Материалом для
исследования послужили сказки А.С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Теоретическая и
практическая значимость моей работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения и классных
часах всех образовательных учреждений.
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ.
10 февраля 2012 года
является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как Россия
потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина. В память о великом поэте
я решила прочитать одну из его сказок – «Сказку о рыбаке и рыбке». Каково же
было моё удивление, когда я обнаружила, что, оказывается, некоторые слова и
словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не
знаю.
Я обратилась с просьбой к
родителям, чтобы они мне объяснили значения неизвестных мне слов из сказки.
Некоторые слова папа и мама мне истолковали и пояснили, что данные слова
являются старинными и в настоящее время в современном разговоре и написании не
используются, а вот значения остальных слов они тоже не знали.
Мне стало интересно – а в
каких ещё сказках А.С. Пушкина встречаются старинные, незнакомые мне, слова? Я
обратилась к книжкам со сказками А.С. Пушкина, перечитала пять сказок и
выписала старинные слова и словосочетания, значения которых я не знаю.
Вот что у меня
получилось:
1. «Сказка о рыбаке и
рыбке» — 14 значений.
2.
«Сказка о
золотом петушке» — 6 значений.
3.
«Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях» — 8 значений.
4.
«Сказка о попе и
о работнике его Балде» — 7 значений.
5.
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» — 21 значение.
Выйдя вечером во двор
погулять, я решила поинтересоваться у друзей и сверстников, знает ли кто-нибудь
из них такие слова как «бояре», «перст» или «шелом». Ребята лишь дружно
смеялись, а когда я им сказала, что данные слова есть в сказках А.С. Пушкина и
очень плохо, что многие из нас не знают значение этих слов, ребята
призадумались.
На следующий день я решила
поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках А.С. Пушкина
они встречали, и знают ли они их значение. Почти никто из класса не смог мне
объяснить значения некоторых слов.
Затем, по составленному
списку старинных слов, я решила спросить у своей прабабушки их значение, и
оказалось, что прабабушка знает практически все старинные слова и
словосочетания, которые использовал А.С. Пушкин при написании сказок, а также
знает такие слова, которые я вообще впервые слышала.
Придя домой, я решила
составить схему и сделать определенный вывод:
1. Друзья и одноклассники знают не более
10% значений старинных слов.
2. Родители знают не более 20% значений
старинных слов.
3. Дедушки и бабушки знают более 70%
значений старинных слов.
За время моего
исследования я вновь и вновь возвращалась к прочтению сказки А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» и поняла, что эта сказка мне очень
нравится.
Читая эту сказку, я поняла,
что А.С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего русского народа и использовал в
сказке такие народные слова и выражения как «тяжелёшенько», «белёшенька»,
«издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо». В его сказке встречаются
слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке
«восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «сотворив обряд печальный»,
«молва трезвонить стала». Сказочность данному произведению придают также такие
слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная
девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,
«хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце».
Также мне понравилось, что
все сказки А.С. Пушкин написал в стихах, а не прозой.
После того, как я выписала
старинные слова из сказок А.С. Пушкина, мы вместе с папой отправились в
читальный зал «Городской библиотеки имени А.С. Пушкина», где стали изучать
такие книги, как «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка» и
«Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».
Я выписала значения всех
слов и словосочетаний, которые были использованы А.С. Пушкиным для написания
своих сказок. Затем я подумала – а не сделать ли мне небольшую книжечку, в
которой я бы раскрыла значения старинных слов из сказок А.С. Пушкина но так,
чтобы эта книжечка стала доступна для восприятия моим одноклассникам?
Совместно с родителями мы
посетили различные сайты в сети Интернет в поисках необходимых иллюстраций для
книжечки и пришли к выводу, что если в данную книжку включать иллюстрации к
каждому значению старинных слов, то книжка получится довольно таки объёмная.
Тогда мы решили просто
рассортировать и систематизировать старинные слова по сказкам и по алфавиту,
дать им современное значение, проиллюстрировать каждое значение слова и
включить в данную проектно-исследовательскую работу в качестве ознакомительного
материала.
Также, нами было решено
создать небольшую «Памятку о значении старинных слов и словосочетаний,
встречающихся в сказках А.С. Пушкина», которая, как мы и хотели, поместилась на
один печатный лист и стала продуктом к данной проектно-исследовательской работе
(Приложение).
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ
А.С. ПУШКИНА
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вороты (старинное выражение) – воротами.
Бояре – богатые люди, которые служили царю.
Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками
сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
Землянка — дом, одна часть которого находится в земле, а
другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
Кичка, кика — старинный женский головной убор. Современный
синоним-
Шапка (боярка). Это слово
исчезло полностью.
Корыто — продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
Невод — большая рыболовная сеть.
Невежа — грубый невоспитанный человек.
Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком
или буквами. Современный синоним — Тульский пряник. Это слово исчезло
полностью.
Старче — так обращались к старому человеку или отцу,
выражая ему особое почтение, уважение.
Светёлка — светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка— дворянка старинного и знатного рода.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и прочно
срубленный.
Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло
полностью.
2. «Сказка о золотом
петушке».
Курган — высокий земляной холм, который насыпали
древние славяне над могилой.
Негде—где-то.
Ратные — военные; рать— войско.
Стан – лагерь.
Шелом — шлем, остроконечная железная шапка для защиты
от ударов меча.
Яства — еда, пища, кушанье.
3. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».
Девичник — в старину перед свадьбой у невесты
собирались её подруги. Эта вечеринка назывались девичником.
«Инда очи разболелись» (старинное словосочетание) — так, что разболелись
глаза.
Перст— палец.
Ради — рады. Во времена Пушкина говорили «ради» вместо
«рады».
Сенная девушка — (старинное выражение), служанка. Современный
синоним-прислуга. Это слово исчезло полностью.
Сорочин, или сарачин,- сарацин, арабский наездник.
Спешить — сбить с коня.
Черница
— монахиня (тот кто служит в
церкви). Это слово исчезло полностью.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Мета — здесь: намеченная цель. Современный синоним —
метить. Это слово исчезло полностью.
Недоимка — не уплаченный в срок налог или оброк.
Оброк — здесь: дань, деньги.
Полба — особый сорт пшеницы.
Подворье — усадьба: дом и двор с разными хозяйственными
постройками.
Супостат — противник, враг.
Толокно — толчёная (немолотая) овсяная мука.
5.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Оне — они.
Светлица — светлая, чистая комната. В старину в светлицах
обыкновенно жили девушки. Это слово исчезло полностью.
Бояре — богатые люди, которые служили царю. Это слово
исчезло полностью.
Снурок — шнурок. Это слово исчезло полностью.
Клёв — клюв. Современный синоним — клевать. Сейчас это
слово обозначает то, что попалась рыба.
Колымага — старинная разрушенная карета, в которой ездили
знатные люди.
Нарёкся — называть кого-либо по имени.
Застава — здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе
в гавань.
Гость — старинное название купца, главным образом
иноземного. Сейчас это слово обозначает — человека который пришёл к
кому-то домой.
Престол— трон.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и
прочно срубленный.
Удел — здесь: владение, княжество.
Бает— говорит, рассказывает.
Дьяк — в древние времена учреждения, которые управляли
делами государства, назывались приказами, а служащие в приказах — дьяками
и подьячими.
Спуд — сосуд, кадка.
Витязь — храбрый воин, богатырь.
Булат— сталь особой выделки.
Четами — парами, попарно.
Неуказанным товаром — запрещённым товаром.
Пенять — укорять, упрекать.
Латы — железная или стальная броня, которую надевали
воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав данную
исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы:
1.Я приобрела первичный
опыт участия в проектно-исследовательской деятельности.
2. Более тщательно
прочитала сказки А.С. Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
3. Обогатила свой
словарный запас, пополнила свои знания историческими сведениями, научилась
систематизировать и обобщать отобранный материал.
4. Подготовила печатный
материал, который имеет большое практическое значение и может быть использован
на уроках литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина, а также на
классных часах, посвящённых великому поэту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пушкин А. С. Избранные произведения.
– М.: Детская литература, 2003.
2.
А. С. Пушкин.
Собрание сочинений в трех томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 2000
3. С.И. Ожегов. «Толковый словарь
русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989
4. «Толковый словарь старинных слов и
выражений русского языка». – М.: Азъ, 1992
5. «Словарь к сборнику русских народных
сказок и былин».
Сайты с иллюстрациями сети Internet:
books.qiz.ru
skazki.multiply.com
www.lukoshko.net
www.animator.ru
Скачано
с www.znanio.ru