Как сказки уменьшают физическую боль у детей

Чтение сказок госпитализированным детям снижает их болевые ощущения, вызывает положительные ассоциации с работниками, процедурами и больницей в целом. Почему? Когда дети слушают истории, повышается уровень окситоцина — основного гормона привязанности и снижается уровень кортизола — гормона стресса. К такому выводу пришли ученые из Бразилии. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Credit: Natalia Y/Unsplash

Во всех культурах принято читать сказки. Они помогают установить связь между рассказчиками и слушателями, переработать и передать жизненный опыт. Сказки — упрощение, модель социального мира. Они учат детей ориентироваться в обществе и справляться с жизненными трудностями. Кроме того, согласно теории нарративной транспортации, слушатель погружается в историю и отдаляется от реального мира. Возможно, поэтому во многих странах госпитализированным детям читают сказки —  они помогают абстрагироваться от болезненной реальности. Однако эффективность метода изучена мало. В этой работе ученые показали, что сказки значительно и положительно влияют как на психологическое, так и на физическое состояние детей. 

Чтобы показать влияние сказок, ученые исследовали биомаркеры (окситоцин и кортизол), тесты субъективного ощущения боли, и психолингвистические индикаторы (например, положительно и отрицательно окрашенные слова).

В исследовании принимали участие рассказчики (люди, с большим опытом работы в больнице) и 81 ребенок из отделения интенсивной терапии. 41 из них слушал сказки, 40 — решали загадки с теми же рассказчиками. Дети из первой группы могли выбрать одну из веселых сказок, дети из второй — отвечали на забавные вопросы типа «Что имеет много отверстий, но хорошо удерживает воду?». До и после взаимодействия с рассказчиками у детей спрашивали о болевых ощущениях и брали образцы слюны (по ним определяли уровень гормонов). После общения с рассказчиками маленьких пациентов просили дать ассоциации к изображениям, связанным с госпитализацией. 

Рисунок 1. Карточки с изображением лекарств, врача, госпиталя, больного человека, боли, книги, медсестры.

И решение загадок, и чтение сказок ослабили болевые ощущения, понизили кортизол, увеличили окситоцин. Тем не менее можно заметить значительные различия в группах. Сказки эффективнее улучшали состояние детей.

Рисунок 2. Измерения уровня окситоцина, кортизола и болевых ощущений до и после взаимодействий с рассказчиками в группе детей, которые слушали истории (stories) и решали загадки (riddles).

Значимые различия были и в психолингвистическом анализе. Например, дети, которые решали загадки, дали подобные ассоциации к карточкам: медсестра — «ворчливая тетенька, которая дает лекарства с мерзким вкусом», доктор — «злой человек, которые колет меня иголкой», госпиталь — «плохое место, куда я попадаю, когда сильно болею». Дети, которым читали сказки, чаще говорили так: медсестра — «человек, который помогает поправиться и пойти домой», доктор — «тот, кто заботится обо мне», госпиталь — «место, где я остаюсь, пока не поправлюсь». 

При госпитализации дети испытывают большой стресс, так как резко попадают в незнакомую среду, теряют постоянную связь с родителями и друзьями. Чтение сказок — недорогой и эффективный метод, который уменьшает субъективное ощущение боли у госпитализированных детей и повышает их настроение. Кроме того, из-за своей простоты этот метод подходит каждому родителю. 


Текст: Анастасия Новицкая

Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.

Натэла Ханэлия,

специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе. Окончила магистратуры Московского института психоанализа, а также Уппсальского и Ливерпульского университетов

Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?

В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.

Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?

Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей. А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре. 

В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?

Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Как это происходит?

Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема. Дело в том, что в сказке нет ничего лишнего. И даже если какие-то ситуации, как нам кажется, абсурдны, они очень важны. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить. Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы.

Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.

Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.

Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию. Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.

Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.

«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?

Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.

Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.

Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?

Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Какие сказки вы советуете прочитать взрослым?

Те, которые им нравятся. Потому что у всех разные мотивы и сюжеты. Можно брать сборники сказок и читать. Можно попробовать написать сказку самостоятельно на какую-то проблемную ситуацию и посмотреть, на что она может быть похожа. Богатство сказочного материала позволяет найти сказку на любую проблему, любой вопрос. И я говорю не про вытягивание верного ответа, а скорее про активацию через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов, которые, вступая в контакт со сказкой, могут дать какие-то ответы или объяснить переживания. Сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.

Что можно сказать о взрослом человеке, если его самая любимая сказка, например, «Спящая красавица»?

Тут все зависит от того, с кем из персонажей сказки человек себя идентифицирует. При работе со сказкой мы выделяем два уровня. Первый уровень — объективный: сказка описывает события, реально происходящие в нашей жизни. Второй уровень — субъективный, и он представляет для нас больший интерес: персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Тогда можно, например, задавать вопросы в связи со сказкой «Спящая красавица»: «Какая моя часть, условно говоря, спит?», «Какая часть меня ждет, чтобы ее разбудил некий прекрасный принц?», «И кого или что я жду в форме этого прекрасного принца?» В разных версиях «Спящей красавицы» принцесса пробуждается разными способами. Пробуждение от поцелуя принца — самый известный вариант сюжета. В некоторых из ранних версий принцесса просыпается, когда рожденный ею ребенок высасывает у нее из пальца колючку. На более архетипическом уровне мы можем говорить, что эта сказка рассказывает нам о пробуждении женского начала, любви.

На сюжетном уровне «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории — «Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек», — когда девушка спасает молодца. Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас. В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок.

Кадр из мультфильма «Спящая красавица»

Кадр из мультфильма «Спящая красавица»

© kinopoisk.ru

Что можно сказать о людях, которые никогда, даже в детстве, не любили сказки?

Причины у этого могут быть разные. Некоторые родители просто не читают деткам сказки. Особенно заметной эта тенденция стала в последнее время: есть взрослые, которые ополчились на сказки, в которых присутствует какая-то жестокость, они говорят, что их не нужно читать детям. Или же сказки понимают слишком буквально: например, говорят, что «Золушка» или «Красавица и чудовище» закладывают в уме девочки жизненный сценарий на созависимые отношения. Но это очень буквальное понимание.

Если человеку вообще не нравятся сказки, то, наверное, можно говорить о разрыве между его рациональной и эмоциональной частями. Могут быть трудности с воображением и фантазированием. Есть люди, у которых функция воображения нарушена, в этом случае человеку сложно спуститься с рационального уровня на что-то игривое и образное. Опять-таки, здесь все очень индивидуально.

Правда ли, что сказкотерапия может оказывать влияние на физическое состояние, например снимать головную боль?

Посредством работы со сказкой вы можете осознать какую-то травматическую ситуацию, что-то оплакать и понять. И если ваша головная боль была связана с тем, что некие эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние. Например, сказки про девочку-безручку или «Синяя борода», где имеет место столкновение с хищническими персонажами, могут помочь высвободить свои переживания и поработать с травмами.

Можно ли сказать, что мультфильмы, фильмы, театральные представления — это тоже в какой-то степени сказки, с помощью которых можно решить какие-то психические проблемы?

Да, это терапия творчеством, арт-терапия. Сказкотерапия является одним из направлений терапии искусством. Даже прочтение художественных книг может быть терапевтичным. Любое художественное произведение позволяет соприкоснуться с тем в нас, что не рационально, не вербализуется.

Расскажите интересный пример из практики сказкотерапии.

Я не могу рассказывать примеры из собственной практики, потому что важно соблюдать конфиденциальность. Но я могу поделиться примером из работы психотерапевта Ханса Дикманна, автора нескольких книг по анализу сказок. В одной из своих статей он рассказывает историю женщины. Она выросла в семье госслужащих, где не поощрялось личностное творческое развитие. В семье царил дух жесткой дисциплины, слоганом семьи было «служение обществу», и коллективные ценности считались важнее личных. Она посещала кружки, которые для нее выбрали родители, не спросив, чего хотела бы она сама. Возможностей контакта с собственной душой у нее не было. Ее видели в одной роли: она должна была поступить в университет на определенную специальность. И хотя у нее не было склонности к этому виду деятельности, родители нанимали ей репетиторов, и она-таки окончила обучение и пошла работать. И потом у нее начались проблемы.

В ходе работы с психологом ей приснился сон, где с ней говорила змея. Терапевт обратил на это внимание и сопоставил это с ее личной историей, особенно с тем, что она боялась всех животных: собак, кошек, змей. Он предложил ей почитать сказку «Белая змея» братьев Гримм. Сказка рассказывает о короле, который каждый день ел одно блюдо, и оно делало его очень мудрым. И слуга, который каждый день приносил ему это блюдо, один раз решил посмотреть, что это за еда, хотя блюдо было под строжайшим запретом. На тарелке оказалось мясо белой змеи. Слуга нарушил еще один запрет — попробовал мясо, и начал понимать язык животных. Благодаря обретенным способностям он находит кольцо королевы, и его хотят вознаградить за это, но он понимает, что когда-нибудь все узнают о нарушении запрета, поэтому покидает дворец и отправляется в путешествие. По дороге он помогает нескольким животным: воронам, рыбе, муравьям. Потом, как в сказках обычно бывает, эти же животные приходят ему на помощь, и все заканчивается браком. 

Дикманн какое-то время работал с девушкой через призму этой сказки. Первое, что было понято, — нарушение запрета. Эта девушка все время подчинялась. У нее были художественные таланты, но она не развивала их, она была слугой, который каждый день приносил блюдо и не задавал вопросов. Но любопытство побеждает страх. С точки зрения этики это, может быть, неправильно, но сказка показывает, что нарушение запрета может быть развивающим. Второй пласт — животные. У этой девушки контакт со своей инстинктивной частью был отрезан. Животные — это непредсказуемая энергия, инстинкты, они не слушают запреты, если только они не выдрессированы. И работа с образами животных тоже терапевтична и интересна. Рыба — вода, муравьи — земля, вороны — воздух, это три разные стихии. Работа с этой сказкой позволила найти выход из ситуации. Для девушки это стало открытием: за нарушением запрета следует не наказание, а целое путешествие к самому себе, к своей собственной целостности.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции 

  • Сказкотерапия – как работает этот метод?
  • С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
  • Виды психотерапевтических сказок
  • Сказкотерапия в практике психолога
  • Принципы и методы работы сказкотерапевта
  • Результаты применения сказкотерапии

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Существует пять основных видов сказок:

  1. Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

  2. Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

  3. Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

  4. Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

  5. Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Сказкотерапия в практике психолога

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.

Сказки в психотерапии применяются:

  • в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
  • в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
  • в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.

При терапии используются следующие действия:

  • чтение или пересказывание сказки;
  • обсуждение существующей сказки;
  • придумывание собственного рассказа/сказки;
  • рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
  • инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.

Принципы и методы работы сказкотерапевта

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:

  • рассказ должен быть эмоциональным;
  • ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
  • рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
  • сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
  • рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
  • актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
  • герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
  • во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.

Полноценно изучить все эффективные методы и приемы сказкотерапии можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы не только приобретете полезные знания, но и получите право применять их в практической работе психолога.

Результаты применения сказкотерапии

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми. Лечение при помощи сказки дает своим пациентам альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть.

Все мы разные, один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется в зрелом возрасте.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:

  • может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
  • развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
  • способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
  • дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
  • эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
  • способна изменить поведение человека.

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит. 

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи. 

  2. Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?» 

  3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. 

  4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 

  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 

  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

    Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 

  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 

  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на: 

  • формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные); 

  • развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования; 

  • тренировку употребления родительного падежа; 

  • формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка. 

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  1. Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

  2. Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

  3. Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов. 

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  1. Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов. 

  2. Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. 

  3. Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

  4. Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим. 

  5. Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства. 

  6. Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. 

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста: 

  • Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз. 

  • Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений. 

  • Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий. 

  • Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.


Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

  • Чтение (рассказывание) произведения. 

  • Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации. 

  • Диагностика. 

  • Придумывание собственной истории. 

  • Создание кукольных персонажей. 

  • Театрализованная постановка.

Читайте другие материалы по дошкольному образованию:

И уму, и сердцу

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. 

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Высокая температура у ребенка до трех лет – повод для паники у молодых родителей. Больше всего пугает и сбивает с толку, когда столбик термометра поднимается до высоких цифр, а никаких других симптомов болезни нет. Рассмотрим возможные причины внезапной лихорадки и определимся, что делать, когда у вашего малыша только температура и больше ничего.

Резко повысилась температура: что случилось, как реагировать?

Жар – это защитный механизм. Если у ребенка, даже без симптомов, резко поднялась температура, это может означать, что его иммунитет борется с какой-либо инфекцией. Высокая температура (38-39 градусов и больше) запускает процесс выработки интерферона – специального белка, который активирует систему защиты организма. Также организм может среагировать лихорадкой на боль, перевозбуждение, стресс.

Иногда ребенок ни на что не жалуется, однако какое-то время (от недели до месяца) живет с температурой 37,5 или чуть ниже. Ее называют субфебрильной. Иногда это говорит о скрытых проблемах.

Грудные младенцы и дети до 3 лет – особый случай. Терморегуляция их тела еще плохо налажена, иногда в ней случаются сбои. То низкая температура, то ее недолгое повышение до 37,5 градусов считаются вариантами нормы. Если малыш не капризничает, хорошо ест, спит, ничего делать не нужно. Вполне возможно, что ситуация в скором времени разрешится сама собой.

Если у малыша высокая температура без симптомов какого-либо заболевания, придерживайтесь тактики выжидания:

  • Наблюдайте: обычно уже к концу первого дня после повышения температуры симптомы болезни обязательно проявляются.
  • Не лечите болезнь «на опережение»: не давайте малышу антибиотики или другие сильнодействующие лекарства.
  • Не сбивайте жар, обтирая ребенка уксусом, спиртом или водкой – это может вызвать токсическое отравление.
  • Холодная ванная тоже противопоказана – такое действие может привести к спазму сосудов, не говоря уже об усугублении болезни. Малыша лучше опустить в воду с температурным показателем 36,6 – этого достаточно, чтобы снизить гипертермию.
  • Не натирайте малыша барсучьим или иным «очень полезным» жиром: вы нарушите систему терморегуляции, что приведет к перегреву всего организма.

Самые распространенные причины жара

  • Респираторные вирусы. ОРВИ, или простуда, считается самой частой причиной, вызывающей резкое бессимптомное повышение температуры. Однако уже к концу первых суток симптомы себя проявят: покраснеет горло, из носа потекут прозрачные выделения, начнет болеть голова. Понятно, что, когда, например, ребенку 6 месяцев, он вряд ли сможет рассказать, что его беспокоит. Однако вялость, капризы скажут все сами за себя.
  • Энтеровирусы. В народе эту группу вирусов называют «кишечным гриппом». Такие инфекции стоят на втором месте по способности вызывать внезапную лихорадку. Через день появится насморк, кашель, а также желудочное расстройство, рвота.
  • Перегрев. Температура может подскочить, если ребенок долго находился на солнце или в душном, жарком помещении, бегал, прыгал, был одет чрезмерно тепло. Некоторые мамы делают ошибку, сильно укутывая младенцев, а затем еще оставляя коляску на солнце, «чтобы малыш не замерз».
  • Прорезывание зубов. С такой проблемой может столкнуться и четырехмесячных младенец, и ребенок 9 месяцев, и годовалый малыш, и трехлетний карапуз: ведь зубы прорезываются в первые три года жизни. Отекают, краснеют десна, обильно течет слюна, возможен насморк, появление жидкого стула.
  • Реакция на прививку. В любом возрасте возможно повышение температуры после вакцинации. Обычно такая реакция проходит в течение нескольких дней.
  • Аллергия. Дети первого года жизни начинают пробовать различные продукты, напитки, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Особенно опасны в этом отношении несезонные фрукты, ягоды (клубника в апреле и мае, арбузы в июне). Как правило, через пару часов после появления жара наблюдаются сыпь, кожный зуд.

Это лишь самые распространенные причины появления жара у детей первых лет жизни. Однако существуют гораздо более серьезные заболевания, симптомом которых служит высокая температура: инфекция мочевыводящих путей, атипичная пневмония, герпевирусы и даже туберкулез.

Как сбивать жар?

Давать малышу жаропонижающее нужно только тогда, когда температура поднимется до условно критических цифр. У грудничка, у годовалого ребенка и малыша до 2 лет это отметка в 38,5 градусов, для ребенка двух-трех лет – 39.

Однако в некоторых случаях сбивать температуру необходимо. Прежде всего, это вечернее время: если через 3-4 часа вы будете укладывать малыша спать. Также необходим прием жаропонижающих, если он плохо переносит жар: бледен, вял, лежит без движения, все время хочет спать, трясется от холода.

Что делать при высокой температуре?

  • Внимательно осмотрите ребенка. Если на его тельце заметен сосудистый рисунок, при этом ручки-ножки малыша холодные, необходимо дать ему но-шпу. Ледяные конечности – признак сосудистого спазма, если его не устранить, температура снижаться не будет. Дозировка но-шпы для деток 1-3 года жизни – четвертинка, не больше. Ножки согревают грелкой, укрывают.
  • После того, как конечности начнут теплеть, ребенку дают парацетамол, панадол, нурофен или ибупрофен. Деткам в возрасте нескольких месяцев удобно давать сироп либо использовать ректальные свечи. Многие педиатры советуют начинать с парацетамола – это лекарство помогает лишь при самых легких заболеваниях. Так доктору будет проще оценить состояние малыша: если парацетамол сразу помог, ничего серьезного нет.
  • Если через 40 мин. столбик термометра не опустился ниже, ребенка стоит раздеть и обтирать прохладной водой каждые пять минут. Измерьте температуру через час таких процедур: если она не снизилась или продолжает подниматься, дайте другое жаропонижающее (был парацетамол – теперь нурофен, или наоборот).
  • Если через 40 мин. после приема второго жаропонижающего жар не спадает – вызывайте врача.

Запомните! Детям ни в коем случае нельзя давать аспирин: он может спровоцировать тяжелое поражение мозга и печени, вплоть до развития острой печеночной недостаточности. Также без контроля специалиста нельзя давать литическую смесь либо ее компоненты: папаверин, анальгин, димедрол. Эти препараты вызывают сильнейшую интоксикацию: нередко требуется госпитализация для поддержания жизненных функций.

Когда спешить к врачу?

Любое повышение температуры у ребенка первых лет жизни требует консультации педиатра. Допустимо выждать сутки-трое, если самочувствие малыша не нарушено и температура не слишком высока.

Даже если вы думаете, что причиной лихорадки стали «невинные» обстоятельства, вроде прорезывания зубов или аллергии, все равно состояние ребенка должен оценить специалист. Под режущиеся зубы может маскироваться стоматит, ангина или молочница, а лихорадка при аллергии может вызвать анафилактический шок.

Не так безобиден и субфебрилитет, особенно если держится месяц. Список заболеваний, которые он сопровождает, довольно существенный: анемия, сахарный диабет, болезни мозга, глистная инвазия и др.

В сложных случаях, чтобы установить истинную причину жара, необходимо пройти тщательное обследование. Педиатр может направит маму и малыша на консультацию к узким специалистам: ЛОРу, иммунологу, отоларингологу. Не отказывайтесь от диагностики, она поможет выбрать адекватное лечение.

Перед посещением врача внимательно осмотрите малыша. Оцените состояние кожных покровов: нет ли сыпи, пятен, покраснений, припухлостей? Осмотрите язык: не покрыт ли он налетом? Рассмотрите горло, проверьте носовое дыхание. Вспомните, что было накануне и могло привести к появлению жара. Сообщите врачу обо всех замеченных отклонениях: это поможет ему быстрее поставить диагноз.

В день врачебного осмотра не давайте малышу никаких лекарств, чтобы не смазать картину заболевания.

Если через четыре дня после визита врача и начала лечения улучшений не наступило, необходимо вызвать специалиста повторно.

Запомните! Если у ребенка температура 39-40 и ему нет два года, немедленно вызывайте неотложку. Вызов скорой также необходим, если:

  • ребенок теряет сознание;
  • у него судороги;
  • не останавливается рвота;
  • он жалуется на сильную боль в любой части тела;
  • малышу больно поднимать, наклонять голову вперед;
  • вы сбили температуру, но она снова резко поднялась.

Общие рекомендации

Главное в лечении и профилактике болезней – правильный уход за малышом. Нужно создать такие условия, которые помогут сохранять здоровье, а в случае болезни, в частности, внезапного повышения температуры, быстро с нею справиться:

  • Воздух в детской комнате должен быть чистым, свежим. Для этого в любую погоду проветривайте помещение, утром и вечером по 15 мин.
  • В комнате не должно быть жарко. Оптимально – 20-22 градуса. Когда у малыша жар, комнатную температуру можно понизить до 18 градусов.
  • Очень важна влажность воздуха – она позволяет слизистым (авангарду иммунитета) оставаться увлажненными и эффективно работать. Уровень влажности должен составлять 50-70%. Используйте увлажнители воздуха, делайте влажную уборку, расставляйте по комнате емкости с водой, развешивайте мокрое белье.
  • Можно закапывать в носовые ходы слабый солевой раствор, чтобы не допустить пересыхания слизистых.
  • Малыш должен достаточно пить. Поить нужно чистой водой, травяным чаем, компотом из сухофруктов; для младенца лучшим питьем является грудное молоко. Норма выпиваемой жидкости – 40 мл на 1 кг веса.
  • Важно, чтобы ребенок обязательно гулял на свежем воздухе. Если его самочувствие не изменено, активность не снижена, выходить гулять можно и при 38,5.
  • Не нужно кутать ребенка. Даже температурящий должен быть одет как обычно, а при сильной лихорадке – полностью раздет. Одевать малыша необходимо в одежду из натуральных дышащих тканей. Во время жара у младенца обязательно перестают пользоваться одноразовыми подгузниками.
  • Не пытайтесь любой ценой накормить ребенка, когда он температурит. Пища для годовалого и малыша постарше должна быть легкой, быстро усваиваться: салаты, каши, овощные пюре, котлеты на пару.
  • Очень важен полноценный сон, качественный отдых. При этом не стоит заставлять детей соблюдать постельный режим во время жара: организм сам подскажет, какой двигательный режим ему сейчас нужен.

В случае резкого повышения температуры у ребенка не поддавайтесь панике. Действуя согласно описанному в статье алгоритму, вы быстро справитесь с лихорадкой у малыша.

Как избавиться от боли в мышцах

Боль в мышцах может возникнуть после тренировок, тяжёлого физического труда или вследствие различных заболеваний. Снять боль в мышцах после физической нагрузки можно с помощью отдыха, тёплого душа, расслабляющего массажа, растирания обезболивающими мазями.

Врачи Юсуповской больницы с помощью современных диагностических методов определяют причину боли. После обследования пациента проводят лекарственную терапию, направленную на лечение заболевания, вызвавшего боль в мышцах и суставах. Лекарство от мышечной боли подбирают индивидуально каждому пациенту. Используют наиболее эффективные средства от боли в мышцах, которые действуют быстро и обладают минимальными побочными эффектами.

Для снятия мышечной боли с шейно воротниковой зоны, спины, поясницы и конечностей применяют иглоукалывание, современные физиотерапевтические процедуры, мягкие техники мануальной терапии. Если мало помогают таблетки от боли в суставах и мышцах, применяют инъекционные формы препаратов. Реабилитологи в совершенстве владеют техникой выполнения различных видов блокад. В болевые точки вводят местные анестетики, гомеопатические препараты. По показаниям применяют миорелаксанты для снятия мышечных болей.

Записаться на консультацию

Применение анальгетиков

После того, как пациент пройдёт обследование, врач назначает лекарство от мышечной боли. Обезболивающее действие оказывают ненаркотические анальгетики. Лекарства этой группы считаются наиболее эффективными при боли в мышцах и суставах. Они оказывают побочное действие только при длительном неконтролируемом применении. Таблетки от мышечной и суставной боли рекомендуется принимать непродолжительное время.

Сульпирид и анальгин содержат активное действующее вещество метамизол. Эти таблетки способны снимать умеренные боли в суставах и мышцах. Снять боль в мышцах при сильном перенапряжении можно с помощью инъекций лекарственных средств.

Кеталгин, кетанов, кетопрофен, кетолонг – таблетки от мышечной боли, которые быстро купируют болевой синдром. В качестве активного вещества выступает метамизол. Период воздействия на организм составляет 6-8 часов.

Ещё что помогает от мышечной боли? Обезболивающим лекарственным средством, позволяющим эффективно купировать мышечную и суставную боль, считаются таблетки Дексалгин. Основным действующим веществом является декскетопрофен.

Ларфикс и ксефокам относятся к наиболее эффективным ненаркотическим анальгетикам. В них содержится лорноксикам. В связи с высокой стоимостью препарата врачи назначают его только при сильной боли. Обезболивающий эффект при использовании данных таблеток длится около 8 часов.

Как избавиться от мышечной боли? Нестероидные противовоспалительные препараты не только снимают боль в мышцах и суставах, но и оказывают противовоспалительное действие. К нестероидным средствам относятся следующие таблетки от мышечной боли в шее, спине, ногах и руках:

  • ортофен;
  • диклофенак;
  • метиндол;
  • индометацин;
  • мовалис.

Как убрать боль в мышцах

Для купирования выраженного болевого синдрома врачи Юсуповской больницы применяют наркотические анальгетики. Эти препараты воздействуют на опиумные рецепторы болевого центра в головном мозге. Так как подобные лекарственные средства могут вызывать привыкание, врачи их назначают только во время сильнейшей мышечно-суставной боли, которая не снимается другими препаратами.

Чтобы у пациента не развилось привыкания лекарственному средству, наркотические анальгетики принимают коротким курсом. Их комбинируют с обезболивающими препаратами и нестероидными противовоспалительными средствами. В виде таблеток при мышечной боли применяют промедол и трамадол.

В Юсуповской больнице для снятия мышечно-суставной боли используют новейшие лекарственные средства, которые способны воздействовать на опиоидные рецепторы мозга, но не вызывают привыкания и не оказывают психотропного действия на организм. Эффект от их применения при мышечных болях аналогичен воздействию наркотических анальгетиков. К обезболивающим препаратам с опиоидным эффектом относится налбуфин.

Другие препараты

Что делать при болях в суставах и мышцах, если в связи с наличием противопоказаний нельзя принимать анальгетики? Но-шпа при боли в мышцах снимает спазм. Выраженным обезболивающим эффектом обладают миотропные спазмолитики: баралгетас, ренальган, спазмалгон. В виде таблеток и уколов применяют дипроспан при болях в мышцах. Отзывы о препарате хорошие. Он обладает выраженным анальгетическим эффектом.

Уменьшить боль в мышцах можно с помощью других лекарств. Снимают напряжение и спазм мышц мидокалм, сирдалуд, тизалуд. Снимать боли в мышцах при рс (рассеянном склерозе) можно глюкокортикоидными препаратами – медролом, метилпреднизолоном. Неврологи проводят пульс-терапию высокими дозами кортикостероидов, после которой не только уменьшается мышечная боль, но и подвергаются обратному развитию другие симптомы заболевания. Обезболивающее действие при мышечной боли оказывают комбинированные препараты, в состав которых входят глюкокортикоиды и противовоспалительные средства.

Снять боль в мышцах шеи можно с помощью массажа, растирания мазями, улучшающими кровообращение в поражённой патологическим процессом мышце (Никофлекс). При боли в грушевидной мышце грушевидная мышца неврологи назначают комплексное лечение:

  • нестероидные противовоспалительные препараты;
  • массаж;
  • лечебную гимнастику;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • иглорефлексотерапию.

При боли в мышцах спины звоните по телефону Юсуповской больницы. Как лечить мышечную боль, знают врачи клиники. Неврологи, терапевты, реабилитологи работают в одной команде. При назначении лечения они учитывают выраженность болевого синдрома, другие симптомы заболевания, возраст пациента, наличие сопутствующей патологии.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Профильные специалисты

Консультация врача физической и реабилитационной медицины, первичная 5670 руб.

Консультация врача физической и реабилитационной медицины, повторная 3960 руб.

Консультация врача ЛФК, повторная 3960 руб.

Индивидуальное занятие по восстановлению речевых функций 5280 руб.

Индивидуальное занятие на вертикализаторе с моделированием ходьбы 5080 руб.

Индивидуальное занятие на подвесной системе Экзарта, 30 мин. 5080 руб.

Роботизированная механотерапия, в т.ч. с биологической обратной связью 3630 руб.

Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом 4390 руб.

Консультация врача ЛФК, первичная 5670 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (до 30 минут) 3630 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (амбулаторный) 5080 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии в рамках комплексной программы (до 30 минут) 3630 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии с использованием подвесной разгрузочной системы Biodex Free Step 4360 руб.

Вы сейчас находитесь:

Как избавиться от боли в мышцах

: Время прочтения:

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова.

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

  • Как смысл жизни как пишется
  • Как сказки пушкина обогащают нашу речь использование эпитетов метафор устаревших слов
  • Как смелость влияет на формирование личности сочинение
  • Как сказки няни повлияли на обломова
  • Как слышится так и пишется правило